Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Развитие двухлетнего ребенка. Специфика развития и познания мира ребенком в два года

Развитие двухлетнего ребенка. Специфика развития и познания мира ребенком в два года

Физические навыки ребенка уже не развиваются так быстро как раньше просто потому, что к двум годам его тело уже скоординировано, он совершает все действия осознанно, волевому импульсу. Он прыгает на одной и двух ногах, активно бегает, легко стартуя и останавливаясь, и при это не задевает препятствия на своем пути.

Совершенствуется с каждым днем мелкая моторика. Малыш аккуратно берет мелкие предметы, используя пинцетный захват, может построить достаточно высокую башню из кубиков, переворачивает страницы книги по одной, режет бумагу ножницами.

В возрасте двух лет ребенку понравится играть в кинетический песок. Это очень увлекательная и занимательная игра для детей всех возрастов. Кроме просто развития мелкой моторики, она поможет ребенку успокоиться и переключиться с активной деятельности на более спокойную. Например, можно использовать для подготовки ко сну.

Чему учится

В два года можно учить ребенка четырем простым цветам – желтый, красный, синий, зеленый, а также трем простым формам – круг, квадрат, треугольник. Простые пазлы или кубики увлекут его надолго. Рамки-вкладыши и магнитная рыбалка нравятся многим детям.Пытается повторять за взрослыми разные слова. Часто слова повторяет очень близко по звучанию к оригиналу. Большинство слов, которые произносит ребенок, понятны для окружающих. Использует множество гласных в . Малыш говорит «спасибо» и «пожалуйста» (если подсказать ему, что это нужно сделать) или показывает это жестами (например, кивает вместо «спасибо»). Говоря о себе, начинает употреблять местоимения «я», «мне».

Когда ребенку исполняется 2 года, родители большинства детей вздыхают с облегчением и некоторым огорчением – вчерашний очаровательный бутуз постепенно превращается во вполне самостоятельного, но очень упрямого и уже умеющего выражать свое мнение индивидуума. Зато оценить физическое и психическое развитие детей в этом возрасте становится проще, обычно к 2 годам физическое развитие детей «выравнивается», все малыши умеют ходить, бегать, уверенно обращаются с мелкими предметами и играют в мяч.

А вот нервно-психическое развитие 2-х годовалого ребенка целиком и полностью зависит от того, как и сколько времени тратили родители на занятия с ним в первые годы жизни. В этом возрасте знать, что должен уметь ребенок в 2 года, необходимо всем родителям – это поможет сделать развитие малыша более разносторонним и гармоничным и «подтянуть» те умения и навыки, которые пока оставляют желать лучшего, по сравнению с возрастными нормами.

Физическое развитие ребенка

В 2 года физические показатели мальчиков и девочек уже достаточно сильно отличаются.

  • Девочки в этом возрасте весят от 12 до 14 кг, а их рост составляют 84-90 см.
  • Мальчики в 2 года вырастают до 86-92 см и 13-16 кг соответственно.

К 2 годам дети должны уже уверенно не только ходить, но и бегать , уметь перешагивать через препятствия, ходить по лестнице и поднимать и спускаться по наклонной плоскости. Большинство детей в 2 года очень любят физическую активность, но, в отличие от полуторагодовалых детей, теперь их уже не привлекает просто движение без цели – они стремятся залезть на вертикальную лестницу, покататься на качелях или на горке, поиграть с мячом, покапать лопаткой или побегать друг за другом в «догонялки».

Заметно увереннее и свободнее становятся движения ребенка – он уже может перепрыгивать через невысокие препятствия, ходить по брусу и играть в футбол , попадая по мячу ногами.

Особое внимание в 2 года стоит обратить на мелкую моторику ребенка – уже в этом возрасте нужно начинать подготовку малыша к школе, ведь у детей движения руками напрямую связаны не только со зрительной координацией, но и с деятельностью головного мозга. В 2 года дети должны хорошо владеть обеими руками, чаще всего к этому возрасту уже становится ясно, кто ваш ребенок – левша или правша, реже малыш продолжает действовать обеими руками попеременно.

Чтобы развитие ребенка было гармоничным, примерно половину времени, отведенного на занятия, нужно отводить на развитие мелкой моторики. В этом возрасте дети очень любят лепить из пластилина, делать простые аппликации, причем, самостоятельно вырезая крупные фигуры, и рисовать . Не стоит бояться давать малышу в руки ножницы или кисти с красками, если объяснить 2-х летнему ребенку, как правильно с ними обращаться и контролировать во время первых занятий, то совсем скоро он уже сможет сам заниматься творчеством. Многие родители 2-х летних детей делают 2 основные ошибки во время таких занятий:

  • ждут от ребенка слишком многого и дают ему слишком сложные задания или делают все сами – 2-х летний малыш не может еще резать бумагу ровно по линиям и с трудом понимает, зачем вырезать ровные круги и квадраты. Нужно дать ему возможность сначала поиграть с красками, пластилином или ножницами, а только потом, в игровой форме, предложить ему что-то сделать. Для двухлеток считается очень хорошим результатом, если они научатся правильно держать в руке ножницы, делать из пластилина шарики и «колбаски» и раскрашивать крупные картинки;
  • оставляют малыша заниматься всем этим самостоятельно – в 2 года ребенок еще не понимает, что и как он может и должен делать с цветной бумагой, клеем или пластилином. Если родители не будут заниматься вместе с ним, ему скоро надоедят новые игрушки и он отправиться на поиски новых приключений. Чтобы от таких занятий была польза, родителям нужно заранее продумать или посмотреть в интернете программу развивающих занятий, а затем вместе с ребенком, давая ему несложные, последовательные задания, нарисовать простую картинку, сделать несложное панно или аппликацию.

Нервно-психическое развитие ребенка 2 года

В 2 года поведение и повадки малыша сильно меняются – из послушного, только иногда упрямящегося ребенка, он превращается в непоседливого шалуна , который пытается не только отстаивать свою самостоятельность, но и спорить с родителями. К 2 годам дети уже не только понимают и отвечают на вопросы родителей или сообщают о своих желаниях, они учатся выражать свои мысли и даже могут поддерживать беседу с родителями и другими взрослым, рассказывая, как они провели день и что делали.

Период с 2 до 3-х лет психологи называют сенситивным, именно в этом возрасте ребенок не просто учится говорить, а усваивает несколько важнейших составляющих родной речи: умение правильно выстраивать предложения, произносить звуки и слоги и отвечать на вопросы. В этом же возрасте можно начинать в игровой форме обучение ребенка другим языкам, единственное условие – он уже должен хорошо понимать и произносить слова на родном языке. Дети в 2 года очень любят узнавать и запоминать значения новых слов и понятий, и уже через полгода после 2 дня рождения их любимым словом становится: «почему».

Для развития связной речи и обогащения словарного запаса ребенка в 2 года нужно не только постоянно разговаривать с ребенком, но и как можно больше читать ему и рассказывать сказки . Детские психологи давно заметили – телевизор или, тем более, компьютер, категорически не подходят для развития речи ребенка, дети много времени проводящие за просмотром мультфильмов или за планшетом, часто не могут связно выражаться даже в школьном возрасте, у них очень ограничен словарный запас и совсем не развито воображение. Для чтения детям в 2 года лучше всего выбирать яркие, красочные книги с легким и понятным текстом, причем ни просто быстро прочитывать стихи и сказки, а стараться донести до ребенка смысл прочитанного, вовлекая его в обсуждение сказочной истории, заставляя сопереживать или сочувствовать героям. В 2 года дети любят простые русские народные сказки, сказки про животных и несложные стихи А. Барто, К. Чуковского, С. Маршака и так далее.

Игры ребенка в 2 года тоже становятся более сложными и эмоциональными. Дети разыгрывают целые сценки из сказок, любят играть «в домик», готовить и раскладывать еду, «лечить» игрушки, создают целые «автопарки» или домашние «парикмахерские». По-прежнему любимыми игрушками остаются кубики, из которых малыш уже самостоятельно может выстроить башню или дом, различные рамки-вкладыши и другие подобные игрушки. В 2 года для развития малыша рекомендуются приобрести мягкие и крупные паззлы, настольные игры вроде «Найди пару», магнитные игрушки, мозаики, деревянные конструкторы и конструкторы типа «лего».

После достижения 2-х летнего возраста сильно меняется эмоциональное и социальное поведение ребенка. Двухлетки радуют родителей своим интересом к окружающему миру, вопросами обо всем происходящим и умением ладить с окружающими. В этом возрасте дети уже охотно участвуют в общих играх и могут играть вместе с ровесниками на детской площадке или в песочнице. Но, в тоже время, характер малышей на третьем году жизни может сильно «испортится», тяга к самостоятельности и желание отстаивать свою точку зрения по любому вопросу раздражает большинство родителей . И если до 2-х лет упрямство и капризы малыша чаще всего были вызваны усталостью или плохим самочувствием, то после достижения 2 лет, дети таким образом пытаются отстаивать свое мнение и даже манипулировать родителями.

Очень важно не препятствовать тяге ребенка к самостоятельности и дать малышу возможность попробовать сделать самому все, что он захочет. Конечно, в этом возрасте дети еще не могут самостоятельно одеваться или кушать, но нужно давать ребенку время и не торопить его, пока он пытается самостоятельно что-то сделать.

Не менее важно правильное отношение родителей к неудачам и негативным последствиям таких самостоятельных «опытов». Ни в коем случае нельзя ругать ребенка, если у него не получается сделать желаемого или результаты его усилий далеки от идеала, иначе вскоре малыш откажется от попыток что-то сделать самому.

Среди важнейших социальных навыков 2-х летнего ребенка психологи обращают внимание не только на умение малыша общаться со сверстниками и взрослыми, но и на его гигиенические и бытовые навыки . Так как именно умение самостоятельно позаботиться о себе считается важнейшим навыком в этом возрасте. Двухлетний ребенок должен уметь просится на горшок или садится на него самостоятельно, есть жидкую и полужидкую пищу ложкой, пить из чашки, мыть руки и умываться, надевать некоторые вещи и, самое главное, обращаться к взрослым с просьбой дать ему что-то или сделать нужное.

Среди важнейших навыков ребенка в 2 года отмечают:

  • умение самостоятельно ходить, бегать, подниматься-опускаться по лестнице, забираться на стулья и диваны;
  • менять положение тела на ходу и одновременно совершать несколько действий – нести в руках мяч или игрушку на ходу;
  • играть в мяч – бросать и ловить его с небольшого расстояния;
  • просится на горшок и контролировать большую часть времени свои физиологические навыки;
  • есть ложкой и пить из чашки;
  • пытаться умываться и чистить зубы;
  • пытаться одеваться и раздеваться;
  • умение в игре не просто подражать действиям взрослых, но и выстраивать сюжетные линии – покормив куклу, укладывать ее спать и так далее;
  • умение складывать из 2-3-х картинок одну, строить из кубиков дом или забор;
  • умение раскрашивать большие картинки, держать в руке карандаш или ручку и чертить линии;
  • умение общаться с взрослыми, отвечать на вопросы, выполнять простые поручения;
  • умение на картинках показывать главных героев, отвечать на вопросы, задавать вопросы по сказкам.

Мальчики и девочки в 2 года

По мнению детских психологов после достижения 2-х летнего возраста ребенок твердо осознает свою принадлежность к определенному полу и считает, что накладывает на него определенные «обязанности». Так к двум с половиной годам дети чаще всего знают, что девочки носят платья и что когда они вырастут, то будут как мамы, а вот мальчикам носить юбки нельзя и они больше похожи на пап. Гендерные различия в 2 года проявляются не только в поведении детей – мальчики более агрессивны и самостоятельны, а девочки – спокойнее и более вербально развиты, но и в пристрастии к разным играм и занятиям, а также в отношении с окружающими.

Маленькие девочки в большинстве случаев очень любят, когда на них обращают много внимания и оценивают взрослых именно с позиции их отношения к себе – «эта тетя хорошая, она со мной разговаривала и подарила игрушку», а двухлетних мальчиков больше интересуют умения окружающих и их желание поиграть вместе с ребенком в подвижные игры.

В этой статье:

После двух лет ребенок продолжает стремительно развиваться, радуя родителей новыми достижениями и навыками каждый месяц, каждый день, каждый час! Что уже умеет кроха в 2 года и 2 месяца и к чему стремится? Что нужно знать родителям? Об этом читайте ниже.

Особенности физического развития малыша

В 2 года и 2 месяца для ребенка характерно отличное моторное развитие. Он уже уверенно бегает, практически не падая, обходя препятствия, сохраняет равновесие даже в сложных для него ситуациях.

Повышенное желание быть постоянно в движении вполне обоснованно, ведь всего за несколько месяцев до этого у большинства малышей отмечался заметный спад энергии, обусловленный неким переходным периодом от одного этапа развития к другому.

Даже если у крохи в это время не все получается, если он упал, споткнулся или ненадолго потерял равновесие, его это не остановит – он будет продолжать двигаться к цели. Это отличительная черта описываемого возраста.

В 2 года и 2 месяца малыш может похвастать достаточно развитой мелкой моторикой пальцев. Теперь он не только быстро и ловко берет мелкие предметы, но и способен попасть отдельными предметами в указанную цель. Это легко проверить, если предложить ребенку кинуть маленький мяч в детское баскетбольное кольцо.

На этом же этапе происходит активное развитие нервной системы. Малыш лучше справляется с эмоциями, становится более выносливым, практически не капризничает, учится проявлять терпение при необходимости. Кроха уже умеет концентрировать внимание и способен заниматься тем,
что ему доставляет удовольствие, продолжительное время, не требуя внимания взрослых и не отвлекаясь на окружающих.

В 26 месяцев у крохи также продолжается активное развитие зубов. В это время родители должны проявить бдительность и усилить контроль над уходом за уже появившимися молочными зубами. Каждые утро и вечер малыш должен вместе с мамой или папой чистить и полоскать зубы, не допуская таким образом их преждевременной порчи. Важно понимать, что больные молочные зубы могут стать причиной заражения коренных зубов впоследствии. В 2 года и 2 месяца кроху можно впервые показать стоматологу.

Как питаются малыши в этом возрасте?

После двух лет развитие ребенка переходит на новый уровень, поэтому те мамы, которые продолжали кормить кроху грудью, должны подобрать момент, чтобы отучить его от этой привычки. Дело в том, что в этом возрасте деток пора начинать готовить к детскому саду. Это значит, что
малыши, до сих пор требующие грудь, не смогут адаптироваться и будут требовать к себе повышенного внимания воспитателей.

В 2 года и 2 месяца в рацион малыша уже можно включать сырые овощи и фрукты в виде пюре или салатов. Овощные салаты лучше всего заправлять оливковым, льняным или подсолнечным маслом. Такие блюда богаты витаминами и минералами, особенно важными для нормального роста и развития ребенка. Фруктовые салаты можно заправлять нежирным детским йогуртом.

Молочные продукты в этом возрасте являются основной питания. Ребенок должен получать молоко, творог, йогурт, кефир и сметану. Если кроха не любитель молочного, то мама может замаскировать творог и молоко в красивых и вкусных блюдах, от которых малыш не сможет отказаться. Это могут быть сырники с фруктовым джемом домашнего приготовления, блинчики, запеканка или ленивые вареники. Немного фантазии – и кроха будет накормлен творогом с молоком, сам того не заметив, и обязательно попросит добавки!

Что касается остальных продуктов, на то в рационе ребенка в этом возрасте обязательно должны быть мясо и рыба. Мясо нужно выбирать нежирных сортов, а вот жирная рыба, наоборот, полезна, так как очень богата полиненасыщенными жирными кислотами. Готовить мясо и рыбу следует без жарки: на пару, в духовке или просто отваривать.

После двух лет ребенку необходимо периодически готовить блюда из печени, которая содержит большое количество
витаминов, полезных белков и животного крахмала. Печень легко усваивается детским организмом, способствует налаживанию кровообращения. Блюда из печени лучше готовить так же, как и мясо, - на пару, тушить или отваривать. Не стоит готовить продукт в перетертом виде: малыш в этом возрасте в состоянии прожевать небольшие кусочки сам.

Каши малышу в 26 месяцев лучше варить не жидкие и вязкие, а рассыпчатые, такие, чтобы кроха мог жевать, стимулируя работу пищеварительного тракта. Периодически каши можно заменять картофельным пюре или макаронными изделиями из твердых сортов пшеницы.

Чему научился ребенок в 2 года и 2 месяца?

В этом возрасте малыш продолжает вести активный образ жизни, проявляя повышенный интерес ко всему, что его окружает. Детки с удовольствием занимаются уроками творчества, учатся управляться с детскими ножницами, пластилином и красками. В этот же
период активно развивается память, которая пока носит эмоционально-зрительный характер.

Как уже было отмечено выше, физическое развитие ребенка позволяет ему уверенно ходить, кроме того, осваиваются новые навыки - чередование шага и преодоление препятствий. Кроха усиленно работает над улучшением координации, чаще использует указательный палец и ведущую руку, умеет вкладывать предметы один в другой (например, играя с матрешкой) или надевать кольца на стержень пирамидки, соблюдая размерность.

Малыш уже знает, для чего нужные окружающие его предметы, и пользуется ими правильно. Например, кроха четко осознает, что ложка нужна, чтобы есть, карандаш – чтобы рисовать, а веник – чтобы подметать.

В этом возрасте очень многие детки учатся кусаться, считая, что это единственный способ защиты в конфликтных для них ситуациях. Малыш может укусить просто за то, что кто-то, по его мнению, делает что-то не так. Это особенности психического развития в этом возрасте, которые со временем пройдут.

В этом возрасте ребенок проходит все этапы развития первобытного человека. Он начинает с собирательства (тащит домой все, что его заинтересует на улице), продолжает развитием навыков охотника (пытается поймать насекомых), осваивает скотоводство («пасет» домашних животных или опять же
насекомых), пробует себя в земледелии (сажает цветы и поливает деревья).

В 2 года и 2 месяца малыши уже достаточно освоили и навыки бытового характера. Они с легкостью открывают двери, поворачивая ручки и отодвигая защелки, вставляют ключи в замочные скважины, отлично знают, где что лежит и как до этого добраться. Кроме того, детки умеют самостоятельно:

  • мыть руки;
  • пользоваться горшком;
  • надевать простые элементы одежды;
  • умываться;
  • чистить зубы;
  • есть и пить;
  • играть с мячом;
  • спускаться и подниматься по ступенькам и пр.

Конечно же, на этом этапе развития малыш уже начинает подражать взрослым, копируя их движения. Не удивляйтесь, если кроха попробует сам включить утюг в розетку, чтобы погладить, или настроить программу стирки в стиральной машине. Учитывая это, не оставляйте ребенка без присмотра - это поможет предотвратить непоправимое.

Как развивается речь малыша?

В 2 года и 2 месяца в словарном запасе ребенка уже более 40 слов, причем девочки более разговорчивы, чем мальчики. Впрочем, это число не является строгой нормой, так как развитие речи у малышей до трех лет происходит в индивидуальном порядке и с разной скоростью.

Если к этому возрасту кроха еще не заговорил либо в его словарном запасе минимум слов, родители могут ускорить процесс, занимаясь с малюткой специальной зарядкой для рта. Простые занятия помогут малышу контролировать движения губ
и языка в ходе освоения новых слов и звуков.

Упражнения должны быть интересными и ненавязчивыми. Например, можно предложить малышу перед зеркалом свернуть губы трубочкой и произнести несколько слогов со звуком «о». Хорошее упражнение, ускоряющее развитие речи - это обычная широкая улыбка, во время которой нужно будет произносить звук «ы».

Стимулировать речевую активность крохи можно и с помощью игры с кубиками. Постройте малышу поезд и, подталкивая его, произносите «Ту-ту, вперед!», после чего поломайте поезд со словами «Ай-ай-ай, поезд сломался!». И поручите малышу самостоятельно построить такой же поезд с теми же комментариями.

Полезная и интересная игра, ускоряющая развитие речи - «Добавь слово». Правила очень простые. Вам нужно будет придумывать предложения с перечислениями, предлагая ребенку их дополнить. Например, вы можете сказать: «К нам в гости пришли бабушка и…» или «На дереве растут яблоки и…».

Как развивать малыша играми после 2 лет

Для развития ребенка в возрасте 2 лет и 2 месяцев существует целый комплекс игр, в которые родители могут играть с крохой дома и на улице. Например, чтобы усовершенствовать мелкую моторику, можно читать
малышу стишки-считалки или сказки, предлагая ему сопровождать их жестами наподобие театра теней. Естественно, нужно будет показать малышу, как это делать, чтобы он смог повторить.

Чтобы научить ребенка ориентироваться в формах, цветах и оттенках, можно периодически собирать вместе с ним крупные пазлы. Отличный вариант развивающей игры в этом возрасте - это специальные предметы со шнуровкой и отверстиями, в которые ребенок сможет заправлять шнурки.

Интересный вариант для развития внимания, усидчивости и моторики пальцев -это специальные красочные лабиринты, по которым крохе нужно будет учиться перекатывать мячики.

Как воспитывать малыша после 2 лет?

Ребенок в 2 года и 2 месяца усваивает нормы поведения не со слов взрослых, а по их личному примеру. Именно поэтому, прежде чем многократно объяснять или запрещать что-либо малышу, покажите на собственном примере, как нужно себя вести.

Чтобы проверить, как усваивает малыш то, что ему говорят, можно периодически просить его продемонстрировать что-то, чему он недавно научился. Кроха может отказаться выполнять просьбу родителей
из-за банального каприза либо чувствуя себя неловко – например, в присутствии чужих людей.

Если причина в первом, то нужно деликатно настоять на выполнении просьбы. Если же малыш смущается из-за чужих людей в доме, можно отложить задание и дать понять крохе, что на него не сердятся, его по-прежнему поддерживают и любят.

Конечно же, в 2 года и 2 месяца стоит продолжать быть осторожными с запретами и наказаниями малыша. Помните о том, что запрещать ребенку что-либо можно не более трех раз в день. Чрезмерные запреты приведут к обратной реакции: кроха просто перестанет воспринимать сказанное.

Именно поэтому задача родителей на этом этапе - направлять энергию малыша в нужное русло, ограждая его от невзгод, деликатно указывая на правильный путь без применения наказания.

Принципы развития восприятия у ребенка

Восприятие у ребенка в 2 года и 2 месяца можно развивать с помощью ряда игр и упражнений.

Например, интересный вариант
- дощечка с вырезанными в ней углублениями разной формы. Цель игры - научиться сопоставлять отверстия с подходящими геометрическими фигурами.

Чтобы упростить задачу на начальном этапе, можно заклеить все отверстия пергаментом и оставить одно, в которое ребенку предложить подобрать подходящий по форме предмет. Как только он справится с задачей, можно открыть для него следующее отверстие и так до тех пор, пока малыш самостоятельно не будет находить предметы нужной формы под каждое из отверстий.

Если ребенку даже с заклеенными отверстиями будет сложно выполнить задание, можно помочь ему, раскрасив в соответствующие цвета углубления и предметы подходящей геометрической формы.

Интересная игра для развития воображения - «проведи линию». Суть игры заключается в рисовании пальцем на картофельном пюре. Обычно дети в восторге от задания и с удовольствием выполняют просьбы родителей. Подготовьте игровое место для малыша:

  • накройте стол клеенкой;
  • поставьте на него большой поднос;
  • засыпьте поднос картофельным пюре;
  • оденьте на малыша рабочий халатик.

Чтобы ребенку было еще интереснее, окрасьте пюре с помощью пищевого красителя в разные цвета. Вместе проведите линию на картофельной массе. Старайтесь, чтобы малыш выполнял задание с удовольствием и не отвлекался на баловство. Хвалите кроху за каждую попытку провести линию.

Когда с картофельным пюре все будет получаться и малышу надоест это занятие, можно переходить к следующему этапу - линиям на листе. Просто прикрепите лист бумаги на столе и предложите малышу маркером провести линию. Со временем он сможет различать вертикальные и горизонтальные линии между собой.

Повторяйте освоенные навыки и на прогулке: рисуйте палочкой на снегу или на песке, чертите мелом.

Игра «Большие и маленькие». В этом возрасте можно учить малыша не только различать предметы по размеру, но и группировать их по одинаковому признаку. Например, можно предложить крохе выбрать маленькие и большие предметы, сложив первые в маленькую посуду, а вторые в большой горшок.

Хорошо освоить навык различия предметов по размеру помогут такие простые игры, как пирамидка с кольцами разной величины или матрешка. Малыш в 2 года уже способен усвоить, что маленькие предметы не могут уместить в себе большие.

Для каждого родителя наиболее волнительным является вопрос о том, насколько правильно развивается его ребенок. Жестких рамок того, что должны уметь дети в том или ином возрасте, нет, ведь каждый из них индивидуален. Умения, выработанные у конкретного ребенка, не являются общим показателем развития. Что с легкостью дается одному малышу, другому не всегда выполнить под силу. Однако существует общепринятый минимальный набор навыков, которыми должны обладать малыши в 2 года.

Содержание:

Физическое развитие

Физическое и психическое развитие детей раннего дошкольного возраста тесно связаны, вот почему мамы тщательно следят за тем, когда малыш стал садиться самостоятельно, когда он сделал первые шаги и насколько правильно в дальнейшем формируются его двигательные способности. Движения, которые может совершать ребенок в 2 года, уже достаточно скоординированы и разнообразны:

  • легко преодолевает препятствия, перешагивая, чаще перепрыгивая через него;
  • подпрыгивает на месте, не теряя равновесия;
  • сменяет шаг на бег;
  • спускаясь и поднимаясь по лестнице, чередует ноги;
  • кидает и ловит мяч с близкого расстояния, бьет по нему ногой, удерживает в руках;
  • удерживает равновесие, передвигаясь по доске, лежащей на полу, или по бордюру тротуара (здесь малыша лучше пока придерживать);
  • любит танцевать под энергичную музыку, и часто взрослые удивляются чувству ритма своего чада;
  • перелистывает страницы книги, захватывая, правда, пока что сразу несколько страниц;
  • рисует карандашом вертикальные и горизонтальные линии, неровные овалы.

Этот возраст опасен там, что маленький непоседа еще не умеет оценивать свои силы, а чувство страха у него практически отсутствует. Он может забраться на высоту и пытаться самостоятельно слезть оттуда, не всегда оценивает расстояние до препятствия и не может вовремя остановиться перед ним. В этом возрасте часто возникают травмы, иногда достаточно серьезные. Задача родителей – тщательно следить за ребенком, предотвращая падения и ушибы.

Развитие мелкой моторики

Особое внимание нужно уделить развитию мелкой моторики, ведь от этого зависит и развитие речи ребенка. Помогут занятия с некрупными предметами: собирание или нанизывание бусин, игры с фасолью, мелкими камешками, которые по одному нужно собрать в коробочку, занятия с пластилином и ножницами, прочие игры.

Брать в руки подобные предметы двухлетний малыш может только под присмотром взрослого, чтобы не допустить их проглатывания или попадания в дыхательные пути.

Видео: Игры на развитие мелкой моторики.

Речевые навыки

Наиболее спорным является вопрос развития речи двухлетнего ребенка. Одни малыши к 2 годам могут повторять детские стихи за взрослыми, другие знают только «мама» и «папа». И второй случай – вовсе не отклонение от нормы. Факторов, влияющих на развитие речи, множество. Так, замечено, что мальчики начинают говорить позже своих сверстников девочек. Посещающие детские коллективы ребята также заговорят раньше.

В течение второго года жизни в запасе малыша, как правило, появляется около 200 слов, речевые же навыки состоят в следующем:

  • слова-заменители и звукоподражание заменяются правильным произношением;
  • повторяет слова за взрослыми, не всегда понимая их смысл;
  • активно задает вопросы, на первом месте среди которых – «это что?»;
  • в разговоре может говорить о себе в третьем лице;
  • составляет предложения из трех и более слов;
  • связно выражает свои мысли, может составить текст из 3-5 простых предложений, рассказывая о событиях дня;
  • различает антонимы (большой – маленький, верх – низ, долго – быстро);
  • называет знакомые предметы на картинках, может описать изображенное на них действие;
  • произносит свое имя и имена знакомых, использует прямые обращения.

Говорить с ребенком нужно четко, не коверкая слова, добиваясь повторения новых слов с пониманием их смысла.

Видео: Нормы речевого развития двухлетнего ребенка.

Эмоциональное развитие

В 2 года ребенок очень требователен, и это неудивительно, ведь именно сейчас он становится личностью со своим мнением. Эмоциональные навыки разнообразны, вот только некоторые из них:

  • при общении со знакомыми людьми выражает яркие эмоции;
  • радуется при удачных попытках задуманного, при неудачных – выказывает недовольство;
  • плачет, если слышит отказ, неодобрение действий;
  • все еще привязан к маме, но общение с незнакомыми людьми, особенно детьми, вызывает живой интерес;
  • самостоятельно налаживает контакт с окружающими, вполне возможно, что именно сейчас появится первый друг;
  • не способен долго удерживать внимание на одном предмете или игре.

Дисциплина для двухлетнего крохи – понятие весьма далекое, ведь у него много энергии, а вокруг столько интересного. Трудно заставить маленького непоседу усидеть на месте даже несколько минут. Зная особенности своего малыша, не стоит брать его в длительные поездки или на мероприятия, где нужно сидеть час и более. Однако ребенок уже способен пойти на компромисс, с ним вполне можно «договориться».

Социально-бытовые навыки

Ребенок все пытается сделать самостоятельно. Помогать ему нужно только при явных неудачных попытках, объясняя, как правильно сделать, чтобы в следующий раз получилось. Список того, что должен уметь ребенок в 2 года в плане бытовых навыков , условный и зависит только от того, насколько родители смогли привить их малышу:

  • держит ложку и самостоятельно аккуратно ест, не пачкаясь и не роняя пищу;
  • самостоятельно умывается, моет руки;
  • чистит зубы пока что с помощью взрослого;
  • сам натягивает шапку, носки, варежки;
  • пытается надеть колготки или кофту, ботинки, но чаще путается, засовывая обе ноги в одну штанину, путая левую и правую ноги;
  • способен контролировать свои физиологические способности: просится на горшок, однако долго терпеть еще не может (ночные потребности также остаются бесконтрольными).

Познавательные навыки. Мышление

Мышление ребенка напрямую зависит от речи, поэтому с ним нужно постоянно говорить, комментировать любое действие, пояснять и объяснять, не оставляя ни одного вопроса без ответа. Основные навыки двухлетнего малыша, которые считаются минимальными, следующие:

  • различает предметы по их характеристикам: большой – маленький, теплый – холодный;
  • самостоятельно собирает пирамидку до 6 колец с учетом их размера;
  • различает до 8 цветов;
  • сопоставляет и противопоставляет предметы, группирует их по форме, размеру и цвету;
  • знает основные геометрические фигуры – круг, треугольник, квадрат;
  • повторяет последовательность движений, разучивая простейшие танцы или элементы гимнастики;
  • легко складывает матрешку или один предмет в другой;
  • собирает пазлы, состоящие из 2-4 элементов.

В этом возрасте очень развита подражательная деятельность. Любое занятие взрослого сопровождается возгласом: «И я!». Не нужно препятствовать такому энтузиазму. При уборке можно дать ребенку собственную тряпочку протирать пыль или мыть полы, позволить сложить выкопанный картофель в ведро, работая в огороде.

Двухлетний ребенок способен усвоить большой объем информации, с легкостью запоминая и повторяя все, что видит, что ему объясняют. Сейчас самое время подумать о раннем развитии, выбрав для обучения одну из подходящих методик : Железновых, Сесиль, Домана или любую другую.

Видео: Развивающие игры с двухлетними детьми.

Если относительно темпов развития малыша остаются какие-то сомнения и вопросы, лучше проконсультироваться с врачом-неврологом, который вовремя определит отклонения и возможную задержку в развитии, даст рекомендации и назначит лечение.


Вот уже позади второй день рождения. Как быстро растет малыш! К двум годам он стал совсем взрослым и приобрел множество новых навыков, которые с радостью демонстрирует. В этот период воспитание ребенка потребует от родителей еще большего терпения, спокойствия и умения.

Кризис в 2 года проявляется агрессией и истериками

Физические изменения

Развитие роста двухлетнего ребенка начинает замедляться и в среднем составляет около 10 см в год. Вес увеличивается на 2,5-3 кг.

  1. Изменяются пропорции тела: рост головы приостанавливается, зато начинается развитие и вытягивание нижних конечностей.
  2. Снижается процент жировой ткани, в результате чего исчезает припухлость щечек и животика.
  3. Личико в два года теряет свою округлость, ножки становятся длинными и стройными.
  4. Исчезают «подушечки» с внутренней стороны стопы.
  5. Благодаря нарастанию упругости в мышцах тело ребенка становится схоже со взрослым.

Навыки и умения

Достигнув , ребенок умеет самостоятельно ходить и постепенно овладевает речью. Эти два навыка являются его главными достижениями. Освоение новых территорий вызывают огромные перемены в физическом и умственном состоянии маленького человека, кроме того, меняется его психология. Энергия движения вперед не дает покоя малышу. Ему надо все увидеть и потрогать.


Ребенок в два года уже достаточно самостоятельный

Развитие подвижности будет наблюдаться еще на протяжении нескольких лет, и обеспечение возможности движения - одна из первых задач для родителей.

Умения, полученные в раннем возрасте, запомнятся навсегда. В два года мальчики и девочки уже способны:


Становление речи

В возрасте двух лет наблюдается активное развитие речи малыша. За год его словарный запас увеличивается в 10 раз. Теперь ребенок способен не только задавать вопросы, воспользовавшись единственным словом, но и выстраивать небольшие предложения. В этот период очень важно больше разговаривать со своим непоседой, рассказывать истории и сказки. И ни в коем случае не следует коверкать слова, считая, что такой язык понятнее и проще.

Ребенок в два года не всегда может ясно выразить свои желания словами. Надо набраться терпения, постараться выслушать его до конца и понять, чего кроха хочет.

Игры

Игры занимают одно из первых мест в воспитание. В два года у многих детей формируются навыки обращения с карандашами, пластилином и акварельными красками.

Чтобы ускорить развитие у детей мелкой моторики пальцев, можно научить свое чадо рисовать кисточкой или просто пальчиком, макая его в краску и оставляя отпечатки своих маленьких ладошек на листе ватмана, прикрепленном на стену комнаты.


В два года с малышом можно играть ролевые игры

В песочнице, девочки и мальчики двух лет уже способны не только копать ямку. Они смогут слепить куличики, если их этому научить, или проложить дорогу для машинки. Дома можно попробовать игру с куклой - купать ее, кормить, укладывать спать. Девочки особенно любят такие игры. В процессе игры происходит воспитание таких качеств, как любовь и забота. Попутно изучаются обычные повседневные предметы: мыло, мочалка, полотенце.

В возрасте двух лет и мальчики, и девочки уже способны самостоятельно найти выход из сложной ситуации. Например, им нравится вытаскивать из-под стула закатившийся мячик, или играть в прятки. Можно попробовать вместе отгадывать несложные загадки. Чтобы заинтересовать детей этим полезным занятием и помочь им с ответом, хорошо сделать большие рисунки, изображающие предмет или животное, которое требуется отгадать и в случае затруднения показывать. Здесь происходит развитие памяти и смекалки.

Но, занимаясь с ребенком двух лет, всегда нужно помнить, что в два года дети не могут выполнять одни и те же действия длительное время. Им трудно усидеть на одном месте более получаса, поэтому все занятия должны быть ограничены по времени.

Кризис двухлетнего возраста

Часто мамы детей, достигших двух лет, замечают, что в поведении ребенка вдруг начали происходить перемены, и не в лучшую сторону. Если всего три месяца назад он был послушным и выполнял любые просьбы, то теперь малыша как подменили. Капризы, переходящие в истерики, возникают совершенно необоснованно и по несколько раз в день. Отвлечь орущее дитя, переключить его внимание на другой предмет, как это было раньше, удается все труднее.


Истерики в два года — обычное явление

Психология такого поведения ребенка определяется, как кризис двухлетнего возраста.

Характер поведения в переходный период

Истерики могут проявляться в самых разнообразных формах. Решив удовлетворить свое желание, ребенок громко кричит, падает в рыданиях на пол или начинает бить всех окружающих, ломать и раскидывать игрушки. Развитие ситуации выходит из-под контроля. Причины, вызывающие такое неадекватное поведение различны. Родителям они кажутся абсурдными и недостойными внимания, а требования бывают подчас просто невыполнимы.


Истерика в магазине за игрушкой

Например, заходя в магазин, малыш начинает хватать все игрушки подряд. Любые уговоры, положить все на место и взять только мишку или машинку, кончаются плачем, переходящим в истерику.

Родители хватаются за голову, с ужасом вспоминают, когда и где повели себя не так, как следовало, что упустили в воспитание детей. И не находят ответа.

Причины изменения поведения ребенка

Объясняется такая психология поведения детей в два года несложно. В этом возрасте ребенок начинает чувствовать свою самостоятельность и ему нужно освоить новые отношения с внешним миром. Если раньше он был одним единым со взрослыми, то теперь крохе кажется, что он со всеми задачами справится сам, а родительское воспитание ущемляет его личность. Конечно, желание быть самостоятельным надо приветствовать и поощрять, но только в тех пределах, когда нет опасности для здоровья малыша. Истерики и непослушание детей являются издержками переходного периода.


Проверка границы дозволенного

В возрасте от двух лет дети начинают исследовать границы того, что им будет дозволено. Многие родители замечали, что стоит отказать малышу в каком-то его желании, например, не включить мультфильм, так как пора ложиться спать, он начинает плакать и биться в истерике. Это моментально проходит, если включить телевизор.


Негативизм в два года

Младенец в два года начинает взаимодействовать с окружающим миром и наблюдает за результатом.

Если реакция на его действия каждый раз одна и та же, то память фиксирует ее как нормальную. И следующий раз, пытаясь добиться желаемого, ребенок дергает за привычные веревочки в ожидании привычного результата.


Истерика — это требование внимания

Со временем малыш должен ощущать сопротивление окружающего мира. Если нет сопротивления и ему все дозволено, значит, что-то не так, где-то притаилась опасность.

Устраивая истерику, ребенок вовсе не ждет получения требуемого. Он ждет сопротивления окружающих, которое уверит его в безопасности.

Разрешение кризисной ситуации

Столкнувшись с таким поведением ребенка, родители начинают искать решение проблемы. Одни закрывают чадо в отдельной комнате с наставлениями поразмыслить над своим поведением, другие дают понять, что утешать его никто не собирается, и на этом заканчивают свое воспитание.


Советы родителям

Многим родителям не приходит в голову ничего лучше, как уступить ребенку, только бы он успокоился. Это неправильный и опасный путь. Привыкнув добиваться криком, дитя станет неуправляемым.

Родителям надо установить, что разрешено и чего, напротив, делать нельзя, и всегда следовать принятым правилам.

Если возникла кризисная ситуация, и малыш не хочет выполнять просьбы старших, надо успокоиться и твердо пояснить, почему требования не будут выполнены. Если истерика не прекратится, не стоит продолжать спор, а просто надо выйти из комнаты. Оставшись один, ребенок быстро успокоится и снова начнет общение.