Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Образовательный портал. Картотека настольных игр по краеведению Дидактические игры по краеведению в подготовительной группе

Образовательный портал. Картотека настольных игр по краеведению Дидактические игры по краеведению в подготовительной группе

Настольная игра «111 вопросов для знатоков краеведения ЯНАО» предназначена для учащихся 3-4 классов, изучающих литературное краеведение, увлекающихся историей и культурой родного края.

Игра может проводиться как в рамках учебного процесса, так и во внеклассной и внеурочной деятельности.

Материал может быть использован учителями начальных классов, воспитателями ГПД, руководителями кружков по краеведению, родителями обучающихся и детьми.

Цель игры: расширить и обогатить знания школьников о родном крае, прививать любовь и уважение к истории и культуре коренных народов Севера, воспитывать чувство гордости за свою малую родину - Ямал.

Задачи :

· Привлечение внимания школьников к истории округа); вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность по краеведению.

· Ознакомление с обычаями и традициями коренных жителей Ямала.

· Воспитание у подрастающего поколения уважения и любви к малой Родине, её народу.

· Выявление эрудированных и наиболее подготовленных учащихся в области краеведения.

Дорогой друг!

Ты держишь в руках настольную игру «111 вопросов для знатоков краеведения». Мы предлагаем тебе отправиться в путешествие по Ямалу. Вспомнить обычаи и традиции коренных жителей, разгадать северные загадки, приобщиться к мудрости скромного и работящего народа.

Во время игры вы побываете в стойбище оленеводов, погостите в чуме, обогатите знания об основных занятиях коренных жителей ЯНАО (оленеводстве, рыболовстве, охоте, рукоделие). Узнаете о самобытности и разнообразии ненецких колыбельных песен, игр. Убедитесь в бережном отношении к природе жителей тундры, восхититесь разнообразием животного и растительного мира нашего округа.

Надеемся, что игра поможет воспитать чувство уважения к традициям и обычаям народов ЯНАО, повысит чувство ответственности за состояние окружающей среды, разовьёт интерес к изучению родного края.

Игра может проводиться по трем вариантам. Значком * отмечен дополнительный вопрос, вопрос повышенной трудности.

1 вариант . Каждый игрок по очереди кидает кубик и ходит на столько кружков, сколько очков выпало на кубике. На дорожке есть номера вопросов, на которые надо дать ответ. Вопросы задаёт ведущий и следит за правильностью ответов. При правильном ответе игрок получает 2 балла и продвигается вперёд на 2 кружка. В случае неполного ответа игрок получает 1 балл и продвигается вперёд на 1 кружок. При неправильном ответе игрок остаётся на месте. Побеждает тот, кто первым доберётся до конца пути.

2 вариант. Перед броском кубика игроки (или команда игроков) сами выбирают категорию вопросов. За правильный ответ получают то количество баллов, которое выпало на кубике. Баллы суммируются. Побеждает тот, кто набрал больше баллов.

3 вариант. Вопросы игры могут быть использованы для проведения викторины «Мой северный край». В викторине может одновременно участвовать весь класс, предварительно поделившись на команды. Побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов.

Тематический блок вопросов

Ямал - России младший брат

В гостях у охотников

В гости, в тундру! (стойбище)

В мире северных загадок

Жилище кочевника

Аптека под ногами

В краю оленьих троп (об оленеводах)

Кто в северном краю живёт

Ямальские мастерицы (рукоделие)

Царство брусники и морошки (ягоды)

Колыбельная для тундровичка

По законам предков (обычаи и традиции)

Игры и игрушки ненецких детей

«Голубое» золото Ямала

Собиратели фольклора

«Войди в природу другом!»

В краю голубых озёр

№ вопросов блока

«Ямал - России младший брат»

Как называется наш округ?

В каком году был создан наш округ?

Как переводится с ненецкого языка слово Ямал?

Как называется столица, главный город нашего края?

Найди на рисунке флаг нашего округа

Что изображено на гербе нашего округа?

Как назывался Салехард до 1933 года

«В гости, в тундру!»

Назовите коренных жителей ЯНАО

Перечислите основные занятия коренных жителей

Как называется временное поселение ненцев-пастухов?

Как называется жилище ненцев?

На сколько человек рассчитан чум кочевника?

Сколько километров в год проезжают оленеводы, следуя за стадом? А) 200 км; Б) 500 км; В) около 1000 км;

Знаете ли вы, что обозначают названия национальностей коренных жителей?

«Жилище кочевников»

Из чего строят чум?

Чем отличается зимний чум от летнего?

Кто занимается сборкой чума?

Сколько требуется времени, чтобы установить чум?

Сколько нужно шестов для установки чума?

Сколько нужно оленьих шкур для покрытия чума?

Что такое в чуме место СИ?

«В краю оленьих троп»

Что служит основным кормом северному оленю?

Почему оленеводы ведут кочевой образ жизни?

Как долго стадо может находиться на одном пастбище?

Какую пользу приносит оленеводство человеку?

Как оленеводы заботятся о стаде?

Кто такой авка?

Назовите любимое лакомство северного оленя?

«Ямальские мастерицы»

Исключи неправильный ответ. О мастерстве хозяйки судят:

А) по умению петь и рассказывать сказки;

Б) по обшивке чума;

В) по одежде детей и мужа

Какие орудия труда нужны мастерице для изготовления традиционной одежды?

С помощью чего украшается одежда ненцев?

Для чего, по мнению жителей тундры, нужен орнамент на одежде?

Как называется мужская национальная одежда ненцев?

Как называется женская национальная одежда ненцев?

«Колыбельная для тундровичка»

Что характерно для ненецкой колыбельной?

А) одна песня пишется для всех детей семьи;

В) колыбельная песня передаётся по наследству.

Меняются ли со временем слова и музыка колыбельной песни?

Каких песен нет в ненецком фольклоре?

Из чего изготавливается люлька для тундровичка?

Для чего центр тяжести ненецкой люльки находится в низу? (По принципу Ванька-встаньки)

Исключите неправильный ответ. К шапке малыша пришивается колокольчик чтобы:

Б) чтобы звон колокольчика отгонял злых духов;

В) чтобы его легко было найти, если он отошёл далеко от чума;

В какие подвижные игры любят играть ненецкие мальчики?

Из чего изготавливается ненецкая кукла?

Какими игрушками играют в чуме?

Назови одну из любимых детских игр, в которую играют вместе девочки и мальчики.

Какие праздники коренных жителей вы знаете?

Как часто ненцы празднуют День рождения?

«Собиратели фольклора»

В какой сказке мать превратилась в птицу, не дождавшись помощи от детей?

Кто такой Менкв или Менкв-ики?

А) добрый волшебник;

Б) ямальский Дед Мороз;

В) великан - людоед.

Продолжи примету.

Звёзды искрятся - становятся яркими к …

Какая из пословиц принадлежит народам Ямала:

Б) Робкого и тень страшит.

В) Волков бояться, в лес не ходить.

Продолжи примету.

Солнце в туманном круге к …

Какая из пословиц не принадлежит народам Ямала:

А) Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

В) Не рыба, не сети, а руки кормят.

«В краю голубых озёр»

Как называется самая большая река нашего округа?

В какое море впадает Обь?

Как называется лодка ненца-рыбака?

Из какого растения вязали сети?

Какие виды рыб водятся в водах нашего округа?

Назови основную заповедь ненцев- рыбаков.

О чём идёт речь? Идёт, идёт, а следов не видать

«В гостях у охотников»

Назовите животных, на которых разрешена промысловая охота в нашем округе?

Какие животные нашего края занесены в Красную книгу ЯНАО?

Почему в народе говорят: «Куда мышь бежит, туда и охотнику поспешить нужно».

Какие заповедники (заказники) расположены на территории ЯНАО?

Защищая хозяина, охотничья собака вступает в смертельную схватку с медведем. Назовите породу этой собаки.

Назовите основную заповедь ненцев- охотников.

Не буквы, а записаны в строчку.

Без языка, а охотнику всё расскажут.

«В мире северных загадок»

В небе порхает, в воде умирает

Без рук, без ног, а дерево гнёт

Пляшет золотистыми столбами,

Плещется искристыми цветами

Над землёю радужное пламя

Олень от них всегда убегает, а они никогда не отстают.

Ног нет, а идёт. Глаз нет, а плачет.

Идёт, идёт, а следа не видно

Лежит на земле белый камушек, а внутри сердечко стучит

«Аптека под ногами»

Назовите лекарственные растения тундры.

Как используют жители тундры целебные свойства багульника?

Из каких растений оленеводы-кочевники готовят витаминный чай?

Почему нельзя растаптывать мухоморы, ведь они ядовитые?

О каком лекарственном растении говориться в загадке: Платье потерялось, а пуговки остались.

Какую из ягод тундры вводят в рацион питания космонавтам?

«Кто в северном краю живёт?»

Летом серая, а зимой белая

Ушки на макушке, хвостик как пушок

Рыжий, симпатичный маленький зверёк.

На тонких ножках под ветром дрожит.

Как только обсохнет, за мамой бежит.

В ночь беззвёздную до чума

Кто добраться вам поможет?

Кто разыщет путь по ветру,

Если в тундре бездорожье?

Она от солнца прячется, а мышки от неё.

Почему волка называют «санитаром» тундры?

На конце белого холма чернеет уголёк

«Царство брусники и морошки»

На кустарнике растёт ягодка лесная,

Ярко-синенький бочок солнцу подставляя.

Какую ягоду называют северным лимоном?

Какая ягода, произрастающая в нашем крае, улучшает зрение?

В тундре - кусточки, на кусточках листочки,

Под листочками ягодки красные блестят

Летом - горька, а в мороз - сладка. Что за ягодка?

Назовите ягоду, варенье из которой называют ямальским мёдом.

«По законам предков»

Какую религию исповедуют ненцы?

Кто такие Нум и Нга?

Кто такие шаманы?

Назовите священное дерево ненцев.

Продолжите ненецкие запреты:

А) Не дразни старого человека -

Б) Не учись сквернословить -

В) Не мучай животного -

Что должен сделать воспитанный человек, выходя из-за стола в чуме?

А) поблагодарить хозяев;

Б) пригласить к себе в гости;

В) предупредить хозяйку, что собирается уходить.

Что такое камлание?

А) вид охоты; Б) обряд шамана;

В) праздничное мероприятие.

«Голубое» золото Ямала»

Природный газ

А) 1972г. Б) 1962г. В) 1982г.

Медвежье

«Войди в природу другом!»

Найди старое кострище.

Блок ответов

№ вопросов блока

«Ямал - России младший брат»

Ямало-Ненецкий автономный округ

А) декабрь 1930 г. Б)ноябрь 1940 г. В) январь 1950 г.

Край Земли

Салехард

Флаг сине-голубого цвета, в нижней части находится бело-сине-красный национальный орнамент

Герб состоит из щита, увенчанного короной, который поддерживают два полярных медведя, на поле щита изображён идущий белый олень.

«В гости, в тундру!»

Ненцы, ханты, селькупы

Оленеводство, рыболовство (рыбодобыча), охота, рукоделие.

Стойбище

В среднем на 20 человек.

В) около1000 км;

Ненец - человек. Ханты - медведь, войско. Селькупы - таёжные люди.

«Жилище кочевников»

Из жердей, выделанных оленьих шкур (нюков), летом вываренной и сшитой между собой корой.

Зимний чум покрывается оленьими шкурами, а летний - вываренной и сшитой между собой корой.

А) мужчины Б) женщины В) пожилые люди

А) 1час, Б) 3 часа В) 40-50 минут

А) 30-50 Б) 10-30 В) до 10

А) 50-60 Б) 60-70 В) 30-40

Место в чуме, где хранятся семейные святыни.

«В краю оленьих троп»

Ягель (олений мох)

Нельзя долго находиться на одном месте, ведь поедание и вытаптывание ягеля может разрушить природную среду

Одна неделя

Из шкур оленя шьётся одежда и обувь, строится жильё. Мясо оленя - полезный пищевой продукт. Олень - надёжный транспорт в тундре.

Следят, чтобы на пастбище хватало корма, защищают от волков, выявляют и лечат больных животных, следят, чтобы олени не отстали и не заблудились.

Прирученный олень

«Ямальские мастерицы»

А) - неправильный ответ

Скребок, колотушка, нож, иглы, напёрсток, ножницы.

Орнамент. Аппликация из меха или цветного сукна. Плетение из бисера.

А) для красоты; Б) для сохранения тепла;

В) чтобы через ворот, рукава, края одежды не проникли злые духи.

Малица, совик

Ягушка, паны

«Колыбельная для тундровичка»

Б) колыбельная сочиняется каждому ребёнку;

Да. Меняется характер малыша, меняется и мотив песни.

А) трудовые; Б) дорожные; В) новогодние; Г) колыбельные.

Из вымоченной коры берёзы, а днище из древесины ели.

Чтобы при опрокидывании с нарт в снег, ребёнок находился в вертикальном положении.

А) чтобы малыш с детства привыкал к музыке;

«Игры и игрушки ненецких детей»

Стрельба из лука. Поймай оленя! Прыжки через нарты.

Клюв гуся, утки, лебедя, кусочки разноцветного сукна, остатки меха

Вывко (пуговица на нити), нэсо (кости).

Девочки изготавливают кукольную семью «Нухуко», а мальчики мастерят «Аргиш» для далёкого кочевья.

День оленевода, день рыбака, дни большой радости (свадьба, встреча с родственниками и друзьями).

Один раз за всю жизнь.

«Собиратели фольклора»

Ненецкая сказка «Кукушка»

В) великан - людоед

К сильным морозам

А) Волка бояться - и от белки бежать.

Б) Без труда, не выловить рыбку из пруда.

«В краю голубых и озёр»

Карское море

Калданка

Кустарник тальник.

Ряпушка, сырок, щёкур, муксун, нельма, чебак, щука.

Не вылавливай всю рыбу из озера - оставь потомкам!

«В гостях у охотников»

Белки, песцы, соболи, лоси.

Стерх (белый журавль), орлан-белохвост, беркут, сокол-сапсан, дикий северный олень, белый медведь.

Песцы питаются мышами. Где мышь, там и песец.

Всего на Ямале 18 заповедников и заказников, ближайший - Надымский государственный природный охотничий заказник.

Не добывай на охоте дичи больше, чем нужно для питания твоей семьи.

«В мире северных загадок»

Северное сияние

«Аптека под ногами»

Багульник, шиповник, рябина, чага - древесный гриб, берёза (почки), брусника, черника, родиола розовая.

Настоем из багульника обрабатывают раны и лечат кашель.

Цветы и листья княженики, иван-чай, листья и плоды брусники, черники, плоды шиповника.

Их употребляют животные для лечения.

«Кто в северном краю живёт?»

Куропатка

Оленёнок

Полярная сова

Охотится на больных, ослабших животных.

«Царство брусники и морошки»

Голубика

Брусника

«По законам предков»

Весь мир заселён духами. Поклонение духам (воды, земли, огня, охоты и т.д.)

Это боги. Нум - создатель всего живого. Нга - владыка подземного мира, охотник за душами людей.

Посредники в общении между людьми и духами.

Лиственница

А) вырастешь глупым.

Б) плохие слова на языке оставляют запах зловонья.

В) тебя могут постигнуть страшные мучения

В) предупредить хозяйку, (чтобы она успела «задержать стол» и гость не унёс бы с собой благополучие этой семьи).

Б) обряд шамана.

«Голубое» золото Ямала»

Природный газ

Природный газ - лучший вид топлива. Он обогревает жилища, помогает готовить обед. Множество машин работает и передвигается с помощью газа. Из природного газа производят: пластмассу, красители, моющие средства и даже лекарства.

А) 1972г. Б) 1962г. В) 1982г.

Медвежье

Медвежье, Юбилейное, Ямсовейское, Харасавэйское, Бованенковское.

Нефть, природный газ, железная руда, марганец, медь, хромит, фосфориты.

«Войди в природу другом!»

А) 2-3 года; Б) 12-13 лет; В) 20-30 лет;

Стерх (белый журавль), выращенный в неволе.

А) 20-30 лет Б) 12-13 лет; В) 2-3 года

Высаживают многолетние травы, производят отвод воды, чтобы место не заболачивалось, убирают территорию.

Найди старое кострище.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лапцуй Л.В. Эдейка. - Свердловск: 1978.

2. Нетребо Л.В. Пангоды. - Екатеринбург: ИПП Уральский рабочий, 1999.

3. Няруй В., Няруй С, Колыбельная для тундровичка. - Санкт-Петербург: Просвещение, 2001.

4. Окотетто Е.Н. Ненецкие подвижные игры. - Салехард: 1993.

5. Приходько М.С., Приходько О.Б. Хомани. - Санкт-Петербург: издательский дом «Светлячок», 2002.

6. Сусой Е.Г. Из глубины веков. - Тюмень: 1994.

8. Фёдорова Л.В. Литературное краеведение. Программа учебного курса для начальной школы. - Салехард: 2006.

9. Ямальский калейдоскоп/Учебное пособие по литературному краеведению/Автор-составитель Л.В.Фёдорова. Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2003. 152 с.

(Самара, Тольятти, Жигулёвск, Сызрань).
Описание материала : Предлагаю Вам дидактическую игру по реализации регионального компонента для детей 5-7 лет по теме «Достопримечательности городов Самарской области». Данный материал будет полезен воспитателям средней, старшей и подготовительной группы. Данная игра способствует формированию у детей знаний о городах Самарской области и их достопримечательностях. Опираясь на представленный материал, педагоги, могут оформить аналогичную игру по любой из областей Российской федерации.

Дидактическая игра «Достопримечательности городов Самарской области»

(Самара, Тольятти, Жигулёвск, Сызрань).
Цель : Познакомить детей с достопримечательностями городов Самарской области (Самара, Тольятти, Жигулёвск, Сызрань). Закрепить названия городов Самарской области. Воспитывать любовь к родному краю, чувство патриотизма. Развивать внимание, память, мышление.
Количество участников игры. В игру можно играть как подгруппой из 5 человек, так и одному.
Вариант игры №1.
Лото.
Выбирается один ведущий, а остальным детям раздаются большие карточки с название города. Ведущий по очереди показывает детям маленькие карточки с изображением различных достопримечательностей городов Самарской области, называет данную достопримечательность и тот ребёнок, в чьём городе имеется такая достопримечательность, выкладывает её себе на стол.
Вариант игры №2.
Найди ошибку.
На большой карточке с название города (например, Тольятти) выкладываются маленькие карточки с достопримечательностями разных городов. Ребёнку предлагается найти ошибку и убрать те карточки, на которых изображены достопримечательности других городов (например, достопримечательности Сызрани, Самары, Жигулёвска).
Вариант игры №3.
Угадай, где!
На столе выкладываются маленькие карточки с достопримечательностями городов Самарской области и детям или ребёнку предлагается назвать выбранную достопримечательность и рассказать в каком городе Самарской области имеется данная достопримечательность.





Дидактические игры

Задачи:

Материал:

Предварительная работа:

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

Возраст:

Задачи:

Материал:

Игровые действия:

Игровые правила:

Варианты игры:

1 вариант - «Кто куда».

2 вариант - «Классификатор».

Возраст:

Задачи:

Материал:

Возраст:

Задачи:

Материал:

Узрост:

Задачы:

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Гульнявая задача

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Гульнявая задача:

Правілы гульні:

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы:

Матэрыял:

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы:

Матэрыял:

Дидактические игры

по ознакомлению с родным городом и краем

В дошкольном возрасте начинает формироваться чувство патриотизма: любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за неё, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства. Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя живущим в определенный временной период и в то же время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение, труд.

Предлагаемые дидактические игры помогут организовать и интересно провести совместную деятельность педагога с детьми.

Дидактическая игра «Прогулка по городу»

Задачи: закрепить представления воспитанников об улицах ближайшего микрорайона и расположенных на них зданий; расширять представления о зданиях и их назначении; закреплять правила безопасного поведения на улице; расширять пространственные представления (слева, справа, перед, за, между, рядом, напротив, посередине и т.д.); развивать связную монологическую речь; воспитывать любовь и уважение к родному городу.

Материал: игровое поле зеленого цвета, на которой серым цветом обозначены схемы автомобильных дорог со светофорами и зеленой зоной; фотографии городских заведений и учреждений (10-15 шт.), ближайших к детскому саду; постоянные объекты (ориентиры) на игровом поле (например: аэропорт, памятники, цирк); карты со стихами-загадками - 10-15 шт.; кубики с наклеенными на каждую грань фотографиями учреждений - 3 шт.; фигурка человечка - 1 шт.; фотографии города, разрезанные в форме мозаики.

В игре может участвовать как один ребенок, так и подгруппа детей - 3-5чел.

Предварительная работа: целевые прогулки на близлежащие улицы, рассматривание расположенных на них зданий; беседы о том, что можно увидеть, открыв дверь заведения, для чего оно предназначено; рассматривание фотоальбома города; сравнение больших фотографий с маленькими карточками игры; знакомство с игровым полем-схемой ближайших улиц.

Варианты игры:

1 вариант - «Найди улицу».

Ребенку предлагается поставить фигурку человечка на ту улицу, которую назовет воспитатель. (Все здания находятся на игровом поле).

2 вариант - «Загадки на улицах города».

В игре используется игровое поле и карточки-стихи. Воспитатель раздает играющим детям фотографии, читает стихи-загадки, а дети отгадывают, о каком заведении идет речь. Ребенок, у которого находится фото загаданного здания, помещает его на игровое поле. Следует добиваться использования в речи пространственных терминов. Вначале можно загадывать наиболее знакомые, ближайшие к детскому саду объекты, затем - более удалённые.

3 вариант - «Доберись до дома».

Ребенку предлагается определить на игровом поле местоположение своего дома - поставить туда фигурку человечка. Задание - описать путь движения от дома до детского сада и обратно, соблюдая правила дорожного движения.

4 вариант - «Подскажи дорогу».

В игре используется игровое поле со всеми закрепленными на нем объектами и кубики с фотографиями. Ребенок бросает кубик. Задание - объяснить дорогу от детского сада до выпавшего на кубике заведения, соблюдая правила дорожного движения.

5 вариант - «Что перепутано?»

Воспитатель намеренно неправильно расставляет фотографии зданий на игровом поле. Детям предлагается исправить ошибки, комментируя свои действия.

6 вариант - «Дополни картинку».

Детям дается задание вместе с родителями прогуляться по ближайшим к детскому саду улицам и найти на них заведения, которые не встречаются в игре.

7 вариант - «Собери мозаику».

Разрезанные фрагменты фотографий перемешиваются, детям предстоит правильно собрать изображение и объяснить, где оно находится и для чего предназначено.

Дидактическая игра «Поедем в край родной»

Возраст: воспитанники старшей группы.

Задачи: уточнить представления воспитанников о растительном и животном мире родного края; расширять представления о своеобразии животного и растительного мира в зависимости от природной зоны; развивать связную монологическую речь дошкольников; упражнять в классификации объектов природы; закреплять представления о символике Минска, о крупных городах Беларуси; воспитывать любовь к родному краю.

Материал: изображения двух паровозов: один - с гербом Минска, второй - с эмблемой южных стран; изображения шести вагонов; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), ягоды (6 шт.), деревья (6 шт.) Беларуси; 3 комплекта картинок: животные (10 шт.), фрукты (6 шт.), деревья (5 шт.) южных стран; карта Беларуси.

Игровые действия:

1. Отбирать и ставить в карман вагона только те карточки, которые соответствуют выполнению задания.

2. Рассказывать об особенностях среды обитания животных, о месте произрастания деревьев, фруктов, ягод.

3. Аргументировано доказывать, почему объект не может ехать в Минск (Беларусь) или на юг (связать с особенностями внешнего вида, питания животного, условиями произрастания фруктов и т.д.).

Игровые правила:

Предварительный сговор двух играющих: какой вариант игры выбрать, кто куда повезет объекты. Думать, не мешать друг другу, в случае необходимости - помогать.

Варианты игры:

1 вариант - «Кто куда».

Перед ребенком на столе лежат 2 паровоза с вагонами, картинки с изображением одного вида объектов (животные или деревья, ягоды, фрукты). Задание: отобрать объекты по природным зонам и в зависимости от этого посадить их либо в состав с гербом Минска, либо - с эмблемой южных стран.

2 вариант - «Классификатор».

Предложить детям все картинки сразу, паровоз с тремя вагонами.

Задание: в соответствии с символикой паровоза (вспомнить, рассказать, что она означает) в первый вагон посадить животных; во второй - ягоды или фрукты, в третий - деревья, т.е. классифицировать объекты.

3 вариант - «Исправь ошибки».

Воспитатель заранее расставляет картинки в карманы вагонов, намеренно допуская ошибки.

Задание: исправить ошибки, аргументировано объясняя свой ответ (например: почему бегемот не может жить в Беларуси. Связать с особенностями внешнего вида, образа жизни, питания).

4 вариант - «Необыкновенное путешествие».

Участвуют все картинки с животными и карта Беларуси. Все животные едут из Минска на север (юг, запад, восток) страны. Проследить по карте, какие крупные города встречаются по пути

Задание: высадить животного в том городе, в названии которого первый звук совпадает с первым звуком в названии животного. (Например: в Бресте - белку, бурундука, в Волковыске - волка и т.д.).

5 вариант - «Нужная остановка».

В игре участвуют картинки с животными Беларуси с изображением разного количества объектов и карта Беларуси.

Задание: высадить на первой остановке животных, путешествующих по одному, на второй - по двое и т.д. Назвать станцию, на которой вышло наибольшее число пассажиров.

Дидактическая игра «Белорусская игрушка. Найди половинку»

Возраст: воспитанники 1-ой младшей группы.

Задачи: познакомить детей с белорусской игрушкой; ввести в активный словарь малышей белорусские слова; развивать наблюдательность, память, усидчивость.

Материал: набор открыток как образец; набор таких же открыток, но разрезанных на пазлы.

Детям предлагается рассмотреть открытки с изображением белорусских народных игрушек. Затем воспитатель предлагает разрезанные на две части открытки. Из них необходимо собрать картинку (игрушку), найдя недостающую половинку.

Дидактическая игра «Сложи соломенный домик»

Возраст: воспитанники средней, старшей групп.

Задачи: познакомить детей с новым природным материалом - соломкой, учить самостоятельно подбирать необходимую форму и складывать домик (из пазлов и целых частей); совершенствовать знания величин: «широкий - узкий», «высокий - низкий», «большой - маленький»; развивать интерес к белорусскому природному материалу; развивать мелкую моторику рук, глазомер, умение сохранять правильную осанку во время игры; воспитывать умение работать сообща, в коллективе, помогая друг другу.

Материал: карточки (4 шт.), два комплекта соломенного материала (целые и разрезанные на пазлы домики), инструкция, коробка.

1 вариант. Для воспитанников средней группы.

Детям раздаются готовые карточки с нарисованными домиками (высоким, низким, большим, маленьким, широким и узким), предлагается найти соломенные домики и крыши соответствующего размера и рассказать, какой величины получился домик.

2 вариант. Для воспитанников старшей группы.

Детям раздаются карточки с нарисованными домиками разной величины (разделёнными на части) и предлагается найти соответствующие части из соломки. Побеждает тот, кто первым правильно сложит домик и расскажет о нём.

Дыдактычная гульня “Родная мова”

Узрост: выхаванцы сярэдняй, старэйшай груп.

Задачы: авалодваць багаццем роднай мовы; развіваць моўныя здольнасці, атрымліваць першапачатковыя навыкі размовы на беларускай мове; фарміраваць у дзяцей устойлівую цікавасць і станоўчыя адносіны да беларускай мовы, жаданне авалодаць беларускай мовай праз знаёмства з беларускім фальклорам - забаўлянкамі, казкамі, песенькамі, лічылкамі.

У гульні могуць удзельнічаць 5-6 чалавек. Перад дзецьмі кладзецца поле для гульні з 5 сектарамі, фішкі, кубік. Дзеці кідаюць кубік і рухаюць фішкі па полю, пры гэтым пераадольваючы цяжкасці (заданні выхавальніка), якія сустракаюцца ім на сектарах. Хто не справіўся з заданнем - прапускае ход. Пераможцам з’яўляецца той, хто першым дойдзе да фініша.

Дыдактычная гульня “Назва вырабу”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб назвах вырабаў беларускіх ганчароў.

Гульнявая задача - па сілуэту вызначыць, як называецца рэч і дзе яна ўжываецца.

Хто правільна называе выраб, той атрымлівае фішку. Пераможцам з’яўляецца той, хто больш за ўсіх атрымае фішак.

Дыдактычная гульня “Апранем ляльку”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: замацаваць веды дзяцей аб строях, распаўсюджаных на тэрыторыі Беларусі.

Гульнявая задача: па арнаменту, колеру, размяшчэнню ўзору вызначыць той ці іншы строй.

Правілы гульні: пераможцам з’яўляецца той, хто правільна збярэ касцюм і назаве строй.

Дыдактычная гульня “Мінск сёння”

Узрост: выхаванцы сярэдняй групы.

Задачы: узбагаціць веды дзяцей аб родным горадзе; фарміраваць уяўленні аб Беларусі, развіваць інтарэс да мінулага і сучаснага сталіцы Беларусі; выхоўваць пачуццё патрыятызму і любові да свайго горада; фарміраваць правільную постаць у час гульні, развіваць дробныя мышцы кісцей рук.

Матэрыял: гульнявое поле (23х16,5 см), карткі-ўкладыші - 9 шт., канверт - 1 шт., упаковачны канверт - 1 шт.

Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім размешчана карта Мінска, падзеленая на раёны, і карткі суадносна раёнам. Прапануецца правільна раскласці гэтыя карткі на аснове. Пераможцам з’яўляецца той, хто не зробіць памылак. Выхавацелю прапануецца расказаць дзецям аб помніках, прамысловых комплексах, выдатных мясцінах кожнага раёна.

Дыдактычная гульня “Беларусь і нашы суседзі”

Узрост: выхаванцы старэйшай групы.

Задачы: удакладняць і замацоўваць уяўленні дзяцей аб гарадах Беларусі і аб суседніх краінах; практыкаваць ва ўжыванні патрэбных слоў; замацоўваць правільнае вымаўленне ўсіх гукаў роднай мовы, фарміраваць выразную дыкцыю, развіваць сэнсаматорыку, уменне арыентавацца на плоскасці; выхоўваць пачуццё павагі да іншых краін і пачуццё гонару за сваю дзяржаву.

Матэрыял: гульнявое поле (36,5х28,5 см); 2 канверты з літарамі і словамі (першы канверт - 36 літар, 6 слоў; другі канверт - 30 літар, 5 слоў); інструкцыя; упаковачная скрынка.

Дзецям прапануецца поле для гульні, на якім абазначаны абласныя гарады Беларусі, а таксама суседнія краіны: Літва, Латвія, Расія, Польшча, Украіна. Дзеці складаюць назвы гарадоў і краін згодна з узорам поля (адным словам ці літарамі). Пераможцам лічыцца той, хто першы без памылак складзе ўсе назвы і правільна вымавіць іх па-беларуску.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в обществе, одним из центральных направлений работы с дошкольниками становится нравственно-патриотическое воспитание.

Известно, что любовь к Родине начинается с любви к своему родному краю – месту, где родился человек. Академик Д.С. Лихачёв справедливо отмечал: «Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.»

Задача педагогов и родителей как можно раньше пробудить в растущем человеке любовь к родной земле, развивать интерес к истории своего края.

Для её решения, несомненно, во многом способствуют дидактические игры. Ведь игра, как известно, ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Кратко опишем некоторые игры, которые мы использовали в работе с детьми среднего дошкольного возраста.

Закрепить знания ребят о микрорайоне, где находится наш детский сад, и ближайших улицах помогла игра «Кто быстрее?».

Детям предлагался план – схема нашего микрорайона с маршрутом следования и изображёнными на нём «главными» объектами микрорайона (детский сад, школа, магазины, почта, аптека, парикмахерская и др.), кубик с числовыми фигурами от 0 до 6,фишки в виде человечков. Ребята по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигается фишка-человечек. Выигрывает тот, кто первый вернётся в детский сад, откуда и начинается маршрут следования. Причём, если ребёнок остановился напротив какого-то объекта, он должен рассказать для чего он нужен. Например: «Я зашёл в парикмахерскую, что бы меня подстригли».

Подобную игру можно проводить и с целью закрепления знаний детей о самых ярких достопримечательностях нашего города, где на плане-схеме могут быть отражены такие места и объекты Нижнего как, например, площадь Минина, Нижегородский кремль, главная улица нашего города, некоторые театры, парк, цирк, планетарий и т. д.

Расширить, закрепить, уточнить представления детей о достопримечательностях Нижнего Новгорода помогут игры: лото «Нижний Новгород», «Заколдованный город», «Подбери такую же», «Сложи картинку», «Узнай и назови».

В лото «Нижний Новгород» детям раздаются игровые поля с изображением отдельных построек. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

В игре «Заколдованный город» дошкольникам предлагаются контурные изображения зданий. Дети должны их «расколдовать», то есть найти фотографии с изображением этих же зданий и сооружений. Выигрывает тот, кто сделает это первым.

Более лёгкий вариант – это игра «Узнай и назови», когда детям предлагается фотография или открытка с изображением какого- либо известного места, здания нашего города, и они должны его назвать или игра «Найди такую же», где ребёнок из ряда предложенных ему картинок должен найти ту, на которой изображено то же место или здание как на картинке ведущего.

В игре «Сложи картинку» дошкольник должен из отдельных фрагментов собрать целостное изображение. Причём это можно сделать по образцу, по контуру или по памяти.

Расширять, закреплять знания детей о родном городе помогают и такие дидактические игры как «Да – нет», «Ты катись, катись, клубочек», «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу».

В игре «Да – нет» ребятам предлагается внимательно выслушать отдельные утверждения и оценить правда это или нет. При согласии с данным утверждением они произносят слово «да», при несогласии – «нет», называя правильный ответ. Например:

Наш город называется Россия (Нет. Нижний Новгород)

Нижний Новгород расположен на реках Волга и Ока (Да)

На гербе нашего города изображена лошадь. (Не верно. Это олень)

Главная площадь нижнего Новгорода – пл. Советская (Нет. Это пл. Минина) и т. д.

Начиная игру «Ты катись, катись клубочек», ведущий вместе с детьми произносит слова: «Ты катись, катись клубочек

Быстро, быстро по рукам.

У кого сейчас клубочек

Даст ответ скорее нам.».

Ребёнок, в руках которого оказался клубочек после произнесения последнего слова, должен ответить на вопрос ведущего о нашем городе. Например: Назови город, в котором мы живём или

Какие реки есть в нашем городе.

Назови улицу, где ты живёшь и т. д.

Естественно, сначала роль ведущего берёт на себя педагог, затем это может быть и ребёнок. . .

Детям нравится игра «Где я был(а) не скажу, лишь об этом расскажу». В ней дети по выбору «волшебной стрелки» должны, не называя места, где они побывали, рассказать, что там делали и что видели. Например: «Я с мамой в выходной ходила туда, где в клетках находятся разные животные. Особенно мне понравился тигр. Или. Я был на площади, где расположен Кремль. Как она называется? И т.д. Конечно, детям среднего дошкольного возраста не просто придумывать и загадывать такие «загадки», поэтому сначала в роли ведущего выступает педагог.

Умение рассказывать требуется и в игре «Волшебный микрофон».

Дети, передавая из рук в руки «волшебный микрофон», рассказывают, где они побывали, например, в праздничные или в выходные дни, что видели, что им запомнилось, понравилось. «Я с папой ходил в цирк. Там выступали разные животные. Особенно мне понравились медведи, которые ездили на велосипеде.»

С целью углубления знаний о природе Нижегородского края можно использовать следующие дидактические и настольные игры:

1. «С какого дерева детки».

Группе детей раздаются картинки с изображением различных деревьев наиболее часто встречающихся в наших краях. Ведущий предъявляет игрокам карточки, на которых изображены листья, семена, плоды этих деревьев. Дети должны выбрать для своего дерева свои «детки». Выигрывает тот, кто сделает это первым.

2. Игра-лото «Ягоды-овощи-фрукты».

Ребята должны правильно сгруппировать предложенные им карточки.

3. Закрепить знания детьми домашних и диких животных нашего региона помогает игра «Кто где живёт», где ребята должны для каждого предложенного им на картинках животного выбрать и назвать «дом», в котором тот живёт.

4. Настольная игра «В лесу» предполагает знания детьми растений, птиц, зверей, некоторых насекомых нашего края. Дошкольникам раздаются карточки-лото. Ведущий поочерёдно показывает картинки с изображением отдельных объектов. Дети должны увидеть нужную им для своей карточки-лото картинку и правильно назвать.

Выигрывает тот, кто первый заполнит свою карту.

Расширить, закрепить знания детей о различных видах народно-прикладного искусства Нижегородского края помогут следующие игры:

1. «Магазин сувениров».

Дети в ней могут купить понравившийся предмет лишь подробно его описав.

2. «Чудесный мешочек»

Ребята на ощупь должны догадаться, что за предмет они нашли в мешочке.

3. Пазлы «Русские узоры»

Дети подбирают подходящие элементы росписи

4. Лото «Узнай элементы узора»

Играющим предлагаются большие карты, украшенные какой-либо росписью. По краям несколько свободных «окошек», куда дети выкладывают маленькие карточки с изображением элементов данной росписи.

4. «Весёлые матрёшки»

В данной игре ребёнок должен украсить готовыми элементами узора сарафан и платок матрёшки.

Для закрепления знаний детей о ремёслах мы использовали игру «Щит и меч», где игроки самостоятельно или с помощью ведущего выбирают карточки с изображением людей, занятых каким-либо ремеслом (кузнец, строитель, гончар и т.д.). Затем ведущий показывает им картинки с изображением отдельных предметов (мате-риалов, инструментов, готовых изделий), и играющие должны выбрать те из них, которые им подходят. Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее справится с заданием.

Можно предложить детям поиграть в игру «Кто быстрее соберёт картинку». А на ней будет изображён какой-либо род занятий людей в древности.

Для уточнения знаний детей о предметах быта нижегородцев, живущих в далёком прошлом, в сравнении с современными предметами можно использовать игру « Найди пару».

Все перечисленные нами игры доступны для восприятия детьми и могут помочь для закрепления знаний о родном крае.

Мониторинг для выявления знаний детей среднего дошкольного возраста о родном городе.

1. Как называется город, в котором мы живём?

2. Как называется наш детский сад?

3. На какой улице он находится?

4. Назови улицу, на которой ты живёшь.

5. Есть ли в нашем городе главная площадь (улица)? Как они называются?

6. На берегах каких рек расположен наш город?

7. Если бы к нам приехали гости из другого города, что интересного ты бы им показал в нашем городе?

8. Давай поиграем в игру: «Что это?»

Я буду показывать картинки, а ты должен (а) угадать, что это. За правильный ответ получишь фишку.

Если наберёшь пять фишек, я подарю тебе картинку о нашем городе.

Наталья Дроздовская
Картотека настольных игр по краеведению

"Анаграммы"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц и растений Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Участников можно разделит на две команды. Каждая команда получает набор слов; необходимо, переставив в них буквы, образовать новые слова – анаграммы (анаграмма – греческое слово : анна – пере, грамма - буква) .

Из данных слов выбрать названия связанные с растительным и животным миром нашей области.

Например :

РОСТ, КАР, СИЛА, СОЛЬ, ПАРК…

На разгадывание анаграмм дается определенное время. Кто больше составит слов, тот и победитель. Победившей команде вручают медали «Знатоки анаграмм» .

"Времена года"

Цель игры :

Повторить знания детей о временах года; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют от 2 и более человек. На столе лежат карточки с загадками , с описанием того или иного времени года, описанием вниз. Играющий берет карточку , переворачивает ее и читает. Затем говорит, о каком времени года идет речь. Если ответил правильно, то карточку забирает себе , если нет, переворачивает ее и ложит назад. У кого из играющих будет больше карточек , тот лучший знаток времен года.

Домино "Грибы"

Цель игры :

Повторить название грибов; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Участвуют от 2 до 4 человек. Каждый берет себе по 7 фишек, на которых изображены две картинки . Задача игроков выстроить последовательную цепь. Выигрывает тот, у кого не останется ни одной фишки.

"Животные и их детеныши"

Цель игры :

Ход игры:

Участвуют от 1 до 3 детей. Ребенок из предложенных картинок должен составить видовую пару того животного, которое живет на территории нашего края. Затем назвать этого животного, его детенышей.

"Зоопарк"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В этой игре дети должны разместить своих животных птиц в Зоопарке, при этом получая за них доход и очки.

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся все карточки . Как только это случилось, партия прекращается.

"Кто где живет?"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, насекомых Кемеровского района; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют 2-3 ребенка. Дети должны распределить животных, птиц по месту его обитания. Каждому дается по 2 картинки , на которых изображены река, лес, горы и т. д. Дети должны подобрать 4 животных, птиц обитающих на данной территории. Выигрывает тот, кто сделает это правильно и быстро.

"Кто самый внимательный"

Цель игры :

Повторить название животных и растений, птиц, водных ресурсов нашего района; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Из предложенных карточек выбрать только те , на которых изображены :

Животные нашего края;

Перелетные птицы;

Насекомые;

Рыбу наших рек;

Реки Кемеровского района и т. д.

Кто сделает меньше всех остальных- ошибок, тот победил.

"Кто больше составит пар"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц и растений, водных ресурсов Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В основе этой игры лежит принцип чешской игры «Пенсессо» . Перед началом игры карточки раскладываются на столе картинками (связанные с родным краем : животные, растения, памятные места, символы и т. д.) в низ, играющие (3,6 человек) рассаживаются вокруг стола и поочередно открывают по две карточки . Тот, кому удалось открыть карточки с одинаковыми фигурами, забирает их себе, получая одновременно право дополнительного хода.

Игра заканчивается, когда все карточки будут разобраны , выигрывает тот, кому удастся открыть наибольшее количество парных карточек . При этом во время игры дети называют то, что на них изображено.

Мозайка " Звери Кемеровской области"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Из предложенных частей мозайки дети собирают, только зверей (медведя, зайца, лису и т. д., которые обитают на территории Кемеровской области.

Мозайка "Кузбасс"

Цель игры :

Повторить название нашей области, пять орографических районов; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры

Из предложенных частей мозайки дети собирают карту Кемеровской области .

"Необычный зоопарк"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

В этой игре дети должны разместить своих животных в Зоопарке, при этом получая за правильно узнанное животное - очки. Но нужно найти сначала спрятавшегося животного, так как на картинке изображено необычное животное : хвост - лисы, уши – зайца, туловище – медведя и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто – нибудь из играющих не угадает всех животных изображенных на картинке .

Победит тот, у кого больше очков.

"Отгадай животное"

Цель игры :

Повторить название животных Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

По какой-нибудь части животного или по следу, дети должны определить животное. И назвать проживает ли оно у нас. За правильный ответ дети получают очко. Кто больше набрал очков тот и победитель игры.

"Прочитай и разложи"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, растений и орографических районов Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Играют два или несколько детей. В начале игры каждый выбирает себе район. Затем из предложенных карточек с изображением животных, птиц, растений, располагают их на месте его обитания, где оно чаще всего встречается.

Цель игры :

Познакомить с реками Кемеровской области; развивать память, внимание, воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

На столе лежат карточки с названиями рек . Игра похожа на игру «Города» . При помощи считалки выбираем того ребенка, который первым называет реку. Следующий - на последнюю букву первого слова ищет карточку , где на данную букву начинается название следующей реки, и т. д. Карточки выкладываются в ряд . Последний игрок является победителем.

"След в след"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Ребенок выбирает себе карточку (изображение внизу, с животным или птицей, он называет это животное (птицу) . На следующих карточках изображены следы , среди множества следов он должен найти след своего животного (птицы) . Тот, кто за наименьшее время это сделает – победитель.

"Цветок с приметой"

Цель игры :

Повторить название цветов; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

По описанию, которое написано на корточках, дети должны определить и назвать цветок.

"Четвертый лишний"

Цель игры :

Повторить название животных, птиц, растений и грибов; развивать память, внимание, логическое мышление; воспитывать любовь к родному краю, бережное отношение к природе.

Ход игры:

Воспитатель называет группу из четырех предметов связанных с родным краем .

Дети должны из перечисленной группы выбрать лишнее слово и объяснить, почему это слово является лишним в этой группе. За правильный ответ ребенок получает жетон. Кто наберет больше всех жетонов, тот будет победителем этой игры.

"Чудо – дерево"

Цель игры - первым прийти к «Финишу» , на кружок 100.

"Шифровка"

Цель игры : Познакомить с интересными фактами из жизни природы родного края.

Ход игры:

Участвуют от одного до несколько человек. Участники получают карточку – шифровку . Нужно расшифровать текст, записанный в ней (Перед этим даем простейший пример того, как читать зашифрованный текст.)

(Тетерев токует)

"Юный путешественник"

Цель игры : повторить с ребятами название рек, а также стран, морей.

Ход игры:

Игроки перемещают свои фишки по квадратам, расположенным на периметре игрового поля по результатам броска кубика и собирают карточки – фотографии встреченных достопримечательностей. При этом нужно обращать внимание на памятные места нашего края.