Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Международная конференция по инклюзии. Инклюзивное образование — новые возможности Развитие инклюзивного образования в беларуси

Международная конференция по инклюзии. Инклюзивное образование — новые возможности Развитие инклюзивного образования в беларуси

C 27 по 28 октября 2016 года в г. Минске проходила Международная конференция «Инклюзивные процессы в образовании».


Инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Республика Беларусь движется в русле этих преобразований.

Заместитель министра образования Беларуси Раиса Сидоренко на Международной конференции "Инклюзивные процессы в образовании" заявила: «В Беларуси многое сделано по продвижению инклюзивного образования».


По ее словам, за последние годы нами сделан ряд шагов по продвижению инклюзивного образования, разработана и утверждена концепция развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития, исполняется план мероприятий на 2016-2020 годы. Замминистра подчеркнула, что инклюзивное образование рассматривается не только как образование лиц с особенностями психофизического развития, но и как обеспечение равных возможностей получения образования обучающихся с разными образовательными потребностями.

С 2014/2015 учебного года в Беларуси реализуется проект по апробации модели инклюзивного образования в учреждении образования. В нем было задействовано 8 школ. В 2016/2017 году по экспериментальному проекту работают уже 20 инклюзивных классов. Возрастает количество учреждений общего среднего образования, в которых создана адаптивная образовательная среда. Если в 2014 году таких учреждений было 280, то в 2015-м - 951. Замминистра добавила, что это первая международная конференция, посвященная инклюзивным процессам, которая проходит в Беларуси.

"В стране многое сделано и по безбарьерной среде, и по интеграции детей с различными потребностями в общую систему образования, но конкретный разговор с участием не только Беларуси, но и представителей других стран проводится впервые", - отметила Раиса Сидоренко.


О том, какие нормативные акты регулируют развитие инклюзивного образования в других странах, рассказала региональный советник по вопросам инклюзивного образования Регионального бюро ЮНИСЕФ Средней и Восточной Европы, стран СНГ и Средней Азии Нора Шабани.


От имени Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) всех участников международной конференции, посвященной инклюзивным процессам в образовании, поприветствовал представитель ЮНИСЕФ в Республике Беларусь доктор Рашед Мустафа Сарвар.


Он подчеркнул, что «для того, чтобы Инклюзивное образование заработало, мы должны будем изменить отношение общества – а иногда и свое отношение – к детям с инвалидностью. Мы не можем отрицать, что стигма в отношении таких детей, к сожалению, до сих пор существует». При этом он считает, что возможность использовать этот потенциал должна быть у каждого - и у обычного ребенка, и у "необычного". «В этом я вижу задачу не только системы образования, но и ЮНИСЕФ и всего общества. Пока, к моему сожалению, в Беларуси в отношении к инвалидности и инвалидам превалирует медицинский подход, а нужен - социальный. Всем нам – педагогам, родителям, обществу - нужно быть готовыми полностью принять их в наши классы», - отметил Рашед Мустафа Сарвар.

Начальник отдела специального образования Министерства образования Антонина Змушко рассказала о том, что дети, находящиеся на учете в банке данных о детях с ОПФР в нашей стране, почти стопроцентно охвачены коррекционно-педагогической помощью и специальным образованием,


По ее словам, большинство детей с ОПФР имеют нарушения речи. Несколько лет подряд в стране реализуется республиканский экспериментальный проект по апробации модели инклюзивного образования в учреждениях общего среднего образования. В нем участвуют 8 учреждений, где создано 14 инклюзивных (в полном смысле этого слова) классов.

В течение нескольких последних лет был реализован республиканский проект по апробации модели ресурсного центра в учреждении специального образования. Эти учреждения также вносят весомый вклад в развитие инклюзивных процессов.

«Мы думаем, что инклюзивному образованию в нашей стране быть. К 2020 году планируем около 80% детей с ОПФР охватить инклюзивными формами получения образования. Но оставим и альтернативу для детей с ограничениями, в которых останется возможность получать образование в специальной школе», - отметила Антонина Змушко.

Программа двухдневной конференции предусматривала выступления международных экспертов в области продвижения идей инклюзии, ученых, занимающихся разработкой проблем инклюзивного образования, специалистов, осуществляющих подготовку педагогических кадров инклюзивной сферы, педагогов-практиков, реализующих технологии инклюзивного образования, а также других специалистов, интересующихся данной проблемой.


Участники обсудили широкий спектр направлений, раскрывающих многогранность инклюзивных процессов в образовании. В центре внимания - политика в области инклюзивного образования, практика такого образования, формирование инклюзивной культуры.

Бесспорный факт: инклюзивное образование является одним из ведущих преобразований последних десятилетий в мировом образовательном пространстве. Беларусь движется в русле этих преобразований. В частности, в 2015 году страна подписала Конвенцию о правах инвалидов. Министерство образования разработало Концепцию развития инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития и План мероприятий на 2016-2020 годы по ее реализации. Вносятся соответствующие изменения в Кодекс об образовании, проводятся научные и экспериментальные исследования, направленные на развитие инклюзивных процессов в образовании.


Основное проблемное поле конференции - политика в области инклюзивного образования (концептуальные основы развития, инклюзивное образование через призму Конвенции о правах инвалидов и т.д.), практика инклюзивного образования (практика работы инклюзивных учреждений образования в Беларуси и за рубежом, адаптивная образовательная среда и другие особенности инклюзивного образования разных категорий лиц с особенностями психофизического развития и д.р.), формирование инклюзивной культуры (готовность педагога к реализации инклюзивного образования, профессиональные компетенции и личностные качества педагога инклюзивного образования и д.р.).


В рамках пленарного заседания участники смогли посетить выставку научно-педагогического опыта, ознакомиться с наработками Беларуси в сфере специального образования.

Организаторами мероприятия выступили специалисты Министерства образования Республики Беларусь, Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, Национального института образования, Академии последипломного образования и Представительства Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ).

Приказ Министра образования Республики Беларусь от 20.07.2016 №669 О проведении Международной конференции ”Инклюзивные процессы в образовании“

Говорят, самое длинное расстояние на Земле - 30 сантиметров между головой и сердцем. Именно этот путь предстоит преодолеть многим из родителей, погрязших в предрассудках и страхах, будто малышам с особенностями не место в обычном классе. После долгожданного подписания Беларусью Конвенции ООН о правах инвалидов в сентябре нашему образованию предстоит перейти на новый этап - развивать инклюзивное обучение. Проще говоря, детишки с особенностями шаг за шагом должны вливаться в учебный процесс обычных садов и школ. Первый поворот в этом направлении, к слову, страна сделала чуть раньше: еще в июле министр образования утвердил концепцию о развитии инклюзивного образования.

На самом деле нельзя сказать, что обучение детей с особенностями у нас задвинуто куда–то на задворки. Правда, речь в основном о так называемом специальном образовании, которым сегодня охвачены более 99% нуждающихся. А в 2012 году впервые в истории Беларуси появилась Госпрограмма развития специального образования, усилившая работу на двух уровнях - дошкольном и школьном, что касается примерно 8% ребят от общего числа детского населения в стране. Цифра, считают специалисты, не критическая, ведь более 60% этих малышей ограничиваются спецобразованием лишь на стадии детского сада, имея в медкарточке легкие речевые или другие невыраженные нарушения. А потом они идут в обычный школьный класс. Что имеем в итоге? 240 учреждений спецобразования, из них 46 садиков, 25 специальных школ–интернатов, 28 вспомогательных школ и 141 коррекционно–развивающий центр. Ежегодно в них обучают более 3.000 детей с тяжелыми или множественными нарушениями, еще свыше 4.000 получают коррекционную помощь. Важно, подчеркивает Антонина Змушко, начальник отдела специального образования Минобразования, что с 2000 года у нас на 40% уменьшилось число специнтернатов, в то время как коррекционных центров стало вдвое больше и сегодня в каждой второй школе есть пункты коррекционно–педагогической помощи.

Но, наверное, одно из самых важных достижений - в стране 5.318 интегрированных классов. Этот подход для нашей системы образования, можно сказать, новинка. Обозначился он впервые в середине 1990–х, когда специальное образование на основе обычных школ получали менее 1% нуждающихся. Сегодня - почти 70%! Но ставить знак равенства между интегрированным образованием и инклюзивным не стоит: немало различий в подходах и требованиях. Скажем, в интегрированных классах каждый из особых учеников в зависимости от нарушений учится по своей программе (кого–то освобождают от точных наук, кого–то - от английского), а обязательный элемент учебного процесса - занятия с дефектологом. Словом, вздыхают родители, малыш зачастую так до конца и не становится частью детского коллектива. При инклюзивном же подходе происходит более тесное включение в процесс, у педагога появляются специально обученные ассистенты, а каждый особенный ребенок обретает полноценное место в группе или классе. Проще говоря, если в первом случае приходится подстраиваться под школу, то во втором - школа сама должна проявить гибкость. Именно эту науку нашим специалистам и предстоит осваивать поэтапно, опираясь в том числе на опыт зарубежных коллег. Скажем, в Молдове над системой инклюзивного образования трудятся около 10 лет. Специалист в этом направлении Анжела Кара перечисляет 6 обязательных стартовых условий:


Во–первых, нужна политическая воля государства. Во–вторых, нормативно–правовая база. Третий важный фактор - сотрудничество между разными секторами социальной жизни, чтобы хорошие идеи не остались лишь на бумаге. Кроме того, не обойтись без отлаженной системы подготовки и переподготовки кадров, грамотного финансирования и создания соответствующей образовательной среды.

Так что здесь есть над чем поработать. Как в свое время действовала Молдова? Например, в Кодексе об образовании черным по белому прописали, что дети с особенностями могут посещать обычные детские сады (понятие «инклюзивное образование», к слову, появится и в нашем обновленном кодексе). Следующий шаг - организовали помощь специалистов в каждом районе, чтобы такой ребенок легче вливался в образовательный процесс. Решили и вопрос с финансированием за счет сокращения интернатов и развития взамен социальных служб. А что касается квалифицированных сотрудников, то во всех педвузах появился модуль «Инклюзивное образование». Конечно, полностью избавиться от предрассудков и стереотипов не удалось, но уже сегодня 40% молдавских детей с особенностями посещают обычные детсады и этот процент постепенно растет...


Развитие инклюзивного образования у нас пока обозначено штрихами. К примеру, возьмем интегрированные группы в детских садах, которые почти вдвое меньше обычных. Здесь есть четкий лимит: из 12 малышей не более шести могут иметь легкие нарушения (а более серьезные - и того меньше), но если их все–таки наберется половина, то, скорее всего, пойдут по другому пути - откроют спецгруппу. А ведь в придачу не везде хватает учителей–дефектологов, не каждая школа способна создать необходимые условия... Но самая сложная проблема - похоже, родители обычных детей. Более 60% таких мам и пап, показал опрос ЮНИСЕФ, не в восторге от идеи, что с их чадом за одной партой окажется малыш с особенностями психофизического развития. Аргументы? Чаще всего чисто эмоциональные. Тем не менее по концепции о развитии инклюзивного образования этой системе предстоит пройти у нас три этапа. Сначала до 2017 года разработают документацию, проведут ряд исследований и экспериментов, а также подготовят кадры и специальные условия в школах. Затем до 2020 года отдельные учреждения образования перейдут от слов к делу и вплотную займутся новацией, расширив работу с кадрами и методической литературой. На третьем этапе, который стартует с 2020 года, сеть школ и садов, включенных в инклюзивное образование, будет все больше и больше расширяться.

Сработает ли это на практике? Специалисты настроены оптимистично. Ольга Клезович, декан факультета повышения квалификации специалистов образования Института повышения квалификации и переподготовки БГПУ им. М.Танка, уверена: в инклюзивном классе сможет работать тот педагог, для которого это не просто работа, а служение детям:

Инклюзия - идеальный вариант, где есть место для каждого ребенка. Сейчас у нас существует определенный минимум часов при переподготовке кадров. Следующий шаг - будем разрабатывать профстандарт именно для педагога инклюзивного образования.

[email protected]сайт

1 февраля 2017 г. Министерство образования Республики Беларусь вынесло на общественное обсуждение новую редакцию Кодекса об образовании, с которой Вы можете ознакомиться :

1. Одним из важнейших нововведений в данном документе стало закрепление понятия «инклюзивного образования» как обучение и воспитание, при котором обеспечивается наиболее полное включение в совместный образовательный процесс с иными обучающимися обучающихся из числа лиц с особенностями психофизического развития посредством создания условий для получения образования с учетом особенностей их психофизического развития, состояния здоровья и познавательных возможностей.

На важность инклюзивного образования неоднократно обращал внимания Комитет по правам ребенка, отмечая, что дети-инвалиды не должны изолироваться от общеобразовательной системы на основании их инвалидности, а напротив, должны получать необходимую поддержку в рамках общей системы образования для содействия их эффективному обучению (п. 66-67 Замечания общего порядка № 9 от 2006 г. Комитета по правам ребенка).

Таким образом, инклюзивное образование должно давать возможность всем учащимся вне зависимости от их особенностей в полном объеме участвовать в жизни коллектива обычного детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни и общаться со сверстниками свободно, а не изолироваться в рамках специализированных учреждений.

В Беларуси с принятием нового Кодекса об образовании инклюзивность будет реализовываться следующим образом:

Лицо с особенностями психофизического развития сможет реализовать свое право на создание специальных условий для получения образования, получение коррекционно-педагогической помощи в условиях инклюзивного образования при наличии заключения государственного центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации или справки об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования.

Заключение содержит рекомендации об обучении и воспитании лиц с особенностями психофизического развития по соответствующей образовательной программе, создании специальных условий для получения образования, оказании им коррекционно-педагогической помощи.

Однако, если ранее такая коррекционно-педагогическая помощь могла оказываться только в пунктах коррекционно-педагогической помощи или в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации , то теперь в зависимости от степени выраженности физических и (или) психических нарушений обучающихся коррекционно-педагогическая помощь может оказываться при освоении ими содержания образовательных программ основного или дополнительного образования в рамках соответствующей образовательной программы и (или) отдельно в пунктах коррекционно-педагогической помощи.

Таким образом, данные незначительные изменения свидетельствуют о постепенном переходе к принципам инклюзивного образования и международным стандартам. Вместе с тем, из новой редакции Кодекса вытекает, что образование детей с инвалидностью и особенностями по-прежнему сопряжено с вопросами медицинской экспертизы и зависит от характера показаний к образованию.

Так, не упраздняется Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 22.12.2011 N 128 «Об определении медицинских показаний и противопоказаний для получения образования», которое автоматически направляет детей в специальные школы на основании диагноза и / или медицинского заключения, не принимая во внимание тот факт, что многие дети с обозначенными нарушениями могут успешно обучаться в общеобразовательных школах через индивидуальную образовательную программу.

Как смогут реализовываться принципы инклюзивного образования в условиях продолжаемого существования данного документа пока неясно.

2. Изменения затронули систему учреждений специального образования. Согласно новой редакции Кодекса учреждения специального образования могут быть следующих видов:

2.1. специальное дошкольное учреждение;

2.2. специальная школа, специальная школа-интернат;

2.3. центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации;

2.4. иное учреждение специального образования

Соответственно были упразднены такие виды учреждений специального образования как вспомогательная школа (вспомогательная школа-интернат), а также специальный ясли-сад как тип специального дошкольного учреждения.

Следует отметить, что новая редакция Кодекса уделяет значительное внимание лицам с аутистическими нарушениями. Новый Кодекс об образовании дает определение таким нарушениям как разным по степени выраженности нарушениям поведения, общения и социального взаимодействия. А также указывает, что в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации коррекционно-педагогическая помощь, ранняя комплексная помощь может оказываться лицам, у которых нарушение поведения, общения и социального взаимодействия выражены в такой степени, что требуют постоянного сопровождения взрослого и создания специальной среды, приспособленной к их возможностям и потребностям.

3. Крайне важным является следующее изменение:

Статья 259 действующего Кодекса об образовании устанавливает срок получения образования лицом с интеллектуальной недостаточностью во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) или в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации в девять лет .

На практике данная норма приводит к целому ряду трудностей и ущемлений прав детей и родителей, в частности:

— лица с интеллектуальной недостаточностью дискриминируются в отношении права на образование, т.к. срок их обучения на уровне общего среднего образования сокращается на один год в сравнении с лицами без психофизических особенностей;

— в период после завершения образования во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) или в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации до наступления 18 лет и возможности посещения отделений дневного пребывания инвалидов при ТЦСОН дети-инвалиды лишаются полноценной психолого-педагогической помощи и общения со сверстниками, что противоречит принципу социальной интеграции и реабилитации;

— в период после завершения образования во втором отделении вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) и в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и до наступления детьми-инвалидами 18 лет в связи с отсутствием альтернатив занятости ребенка родители вынуждены увольняться с работы для того, чтобы осуществлять постоянный уход за ним. В условиях непредоставления им социальной передышки это часто ведет к эмоциональным срывам, депрессии, ухудшению здоровья.

В свете вышеизложенного весьма положительным является изменение в новой редакции Кодекса срока обучения во втором отделении специальной школы, специальной школы-интерната для обучающихся с интеллектуальной недостаточностью, в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации с девяти до десять лет.

4. Особо позитивным изменением видится закрепление возможности получения образования в дистанционной форме.

Дистанционная форма получения образования – обучение и воспитание, предусматривающее преимущественно самостоятельное освоение содержания образовательной программы обучающимся на основе использования дистанционных образовательных технологий, обеспечивающих проведение учебных занятий (занятий), консультационных и контрольных мероприятий, текущей и промежуточной аттестации, при дистанционном взаимодействии обучающегося и педагогического работника.

Закрепление в Кодексе об образовании данной формы получения образования имеет особую актуальность, так как даже при значительных усилиях системы образования по обеспечению доступности образования, в ряде случаев дистанционное образование остается наиболее приемлемой для людей с инвалидностью формой получения специальности.

5. Важно, что новая редакция Кодекса также сохранила следующие льготы и преференции для детей с особенностями психофизического развития, детей-инвалидов до 18 лет, инвалидов с детства, инвалидов кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства:

  1. бесплатное пользование учебниками и учебными пособиями;
  2. возможность получения социальной стипендии;
  3. возможность бесплатного проживания в общежитии;
  4. предоставление места работы по распределению с учетом состояния здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены);
  5. освобождение от возмещения в республиканский и (или) местные бюджеты средств, затраченных государством, на их подготовку при невозможности предоставления путем перераспределения, перенаправления на работу нового места работы с учетом состояния их здоровья по месту жительства родителей, мужа (жены) или с их согласия иного места работы;
  6. прием вне конкурса для получения профессионально-технического образования по конкретным специальностям, кроме специальностей, на которые конкурс в год, предшествующий году приема, составлял пять и более человек на место, при наличии в документе об образовании отметок не ниже 4 (четырех) баллов;
  7. преимущественное право зачисления при равном количестве баллов, набранных на вступительных испытаниях, на зачисление в учреждения образования для получения профессионально-технического образования (инвалиды III группы);

Подготовила Анастасия Коновалова,
юрисконсульт ОО «БелАПДИиМИ»

Материалы по теме:

участие в ярмарке душевных подарков

Вот и наступают долгожданные праздники - Рождество и Новый год! Все мы их ждём с нетерпением - ведь именно в эти праздничные дни каждый из...

Путешествие, которое нельзя забыть!

Кто из нас не мечтал побывать в других странах, например, во Франции или Швеции. Увидеть и прикоснуться к красотам природы, узнать больше о культуре...

Инклюзивное образование в Республике Беларусь

Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или школе. Но по мере развития и расширения интегрированных классов и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Инклюзивное образование, являясь логическим продолжением системы интегрированного образования, предлагает новые, более совершенные и гибкие подходы к организации учебного процесса и взаимодействия с каждым ребенком.

Развитие инклюзивного подхода рассматривается ЮНЕСКО, ОБСЕ и другими международными организациями в качестве приоритетного направления развития национальных систем школьного образования, так как реализация права граждан на получение качественного образования и социальную интеграцию является важным фактором устойчивого развития общества. Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (но не только с особенностями психофизического развития) в общеобразовательных(массовых) школах.

В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые

условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы. Нужно понимать, что не дети терпят неудачу, а мы, взрослые(учителя, чиновники, родители), создаём негативные условия для детей, к сожалению, часто даже не задумываясь, почему у ребёнка теряется интерес к обучению и общению. Инклюзивные подходы могут поддержать таких детей в обучении и достижении успеха, что даст шансы и возможности для лучшей жизни.

Инклюзивное образование - непрерывный процесс развития образования, подразумевающий доступность образования(самосовершенствования, саморазвития) и признающий, что все дети -индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к образовательному процессу,который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если обучение и воспитание станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).

Традиционно понятие инклюзивного образования ограничивалось определениями, касающимися в основном реализации права на образование и социальную интеграцию учащихся с особенностями психофизического развития. Однако концепция эволюционировала в сторону идеи о том, что все без исключения дети должны иметь равные права, условия и возможности в сфере образования, независимо от их культурного, экономического и социального статуса, а также разницы в их способностях и возможностях.

Основные ценности и убеждения, присущие инклюзивному образованию, следующие:

Каждый имеет право на образование.

Все дети могут учиться.

Каждый может столкнуться с трудностями в обучении в определенных областях или в определенное время.

Каждый нуждается в помощи в процессе обучения.

Школа, учитель, семья и общество несут основную ответственность за содействие в обучении, и не только детей.

Различия естественны, ценны и обогащают общество.

Дискриминационное отношение и поведение должны подвергаться критике.

Учителя не должны существовать сами по себе, они нуждаются в постоянной поддержке.

Инклюзивное образование характеризуется следующими особенностями:

Каждый ребенок, независимо от своих особенностей и способностей, имеет возможность посещать учреждение образования по месту жительства, где предоставлены возможности для реализации его потенциала и для взаимодействия с другими детьми;

Физическая среда и весь обучающий процесс приспосабливается к нуждам каждого ребенка;

Весь персонал имеет соответствующую подготовку и использует недискриминирующие и уважительные подходы во взаимодействии с детьми и их родителям.

В Республике Беларусь все усилия по реализации идей инклюзивного образования подкреплены нормативно-правовой базой, закрепляющей права и обязанности участников образовательного процесса. Наиболее важные из них: Конституция Республики Беларусь, Законы Республики Беларусь - «О правах ребёнка»; «Об образовании»; «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»; «Об общем среднем образовании»; «О языках в Республике Беларусь»; Декрет Президента РБ от 24.11.2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»; Декрет Президента РБ от 17 июля 2008 № 15 «Об отдельных вопросах общего среднего образования».

Однако, в Беларуси инклюзивная образовательная практика достаточно ограниченна, во многом экспериментальна и неустойчива. Это обусловлено тем, что система инклюзивного образования находится на стадии формирования. Больше половины детей с особенностями развития по-прежнему обучаются в специальных учебных заведениях интернатного типа. Для сравнения: в европейских странах в таких школах находится 3-4% детей, большинство из которых имеют тяжелейшие нарушения здоровья и развития. Другие категории детей-инвалидов учатся в обычных школах, живут в семьях со своими родителями.

Интеграция детей с особыми образовательными потребностями происходит в давно сложившуюся, трудно принимающую инновации систему нормативного массового образования, что не может быть безболезненным или безразличным для этой системы (организационно, содержательно, нормативно, дидактически, экономически, психологически).

Важнейшим барьером на пути к независимой жизни инвалидов является неготовность системы образования разрабатывать и реализовывать индивидуальные образовательные программы в рамках инклюзивной модели.

Обучение многих инвалидов затруднено в связи с отсутствием специально подготовленной для них «безбарьерной среды» в учебных заведениях, недостаточно развитой инфраструктурой, физической недоступностью учебных учреждений. Многие учебные учреждения все еще не оборудованы для передвижения и обучения инвалидов. Одна из наиболее острых проблем вызвана сложностью передвижения инвалидов с места жительства на место учебы.

Еще одна проблема, затрудняющая внедрение интегрированных форм образования, связана с проблемами кадрового обеспечения. Интегрированное обучение требует подготовки соответствующих специалистов. На сегодняшний день в областных государственных институтах повышения квалификации и переподготовки руководящих работников и специалистов образования открыта переподготовка специалистов интегрированного обучения, на факультетах специального образования (дефектологических факультетах) читается специальный курс «Интегрированное обучение». Вместе с тем имеются кадровые проблемы. Во-первых, учебные учреждения пока не вполне готовы принять большое количество учащихся в интегрированные классы и группы, поскольку существует проблема нехватки соответствующих специалистов (педагогов, ассистентов). Во-вторых, профессиональная подготовка педагогов общего образования на данный момент не является достаточной для реализации инклюзивного подхода. Ситуация осложняется отсутствием специальных учебно-методических материалов, пособий, средств обучения и обучающих программ.

Для развития инклюзивной практики образования нужны системные институциональные изменения, но самые сложные из них - это изменения в профессиональном мышлении преподавателей и сознании родителей. Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации «безбарьерной среды», но и с препятствиями социального характера, заключающимися в распространенных установках, стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе родителей, имеющих детей-инвалидов и родителей здоровых детей принять новые принципы образования. Эффективная реализация включения особого ребенка в среду общеобразовательного учреждения зависит от отношения родителей обеих категорий к данной форме обучения. Согласно исследованиям российских ученых (Н.Н Малофеева и А.А. Дмитриева) основной причиной изолированности детей-инвалидов от общества являются их же родители, которые, переживая за исход общения со здоровыми сверстниками, ограничивают социальные контакты своих детей. У родителей возникает ощущение неуверенности, а часто и невозможности обучения ребенка-инвалида в обычной школе. По данным российских исследователей, многие родители детей-инвалидов предпочитают, чтобы их дети получали образование в специальных образовательных учреждениях; зачастую они придерживаются медицинского подхода в мышлении. В то же время менее половины родителей здоровых детей хотели бы, чтобы их дети учились вместе с детьми-инвалидами. Очевидно, что правильное отношение к совместному обучению нужно формировать у родителей обеих категорий детей.

В настоящий момент разработан проект Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического развития) в Республике Беларусь. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Беларусь (далее - Концепция) представляет собой систему взглядов на принципы, приоритетные направления, цели и задачи, механизмы развития инклюзивного образования в Республике Беларусь.

Концепция разрабатывается с целью реализации права на получение образования всеми детьми, включая детей с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования, наиболее приближенных к месту их проживания, на создание условий, максимально учитывающих образовательные потребности каждого обучающегося, раскрывающих потенциал каждого обучающегося.

Концепция исходит из признания исключительной роли образования в становлении личности, ее социализации, важности инклюзивного образования для формирования инклюзивного общества, в котором особенности каждого его члена рассматриваются не как проблема, а как потенциал для развития, как особая ценность, придающая обществу многообразие и способствующая его совершенствованию.

Концепция направлена на создание целостной системы инклюзивного образования, которая должна опираться на глубокое знание основных факторов, определяющих состояние образования, прежде всего специального, на формирование готовности к принятию любого ребенка в систему основного образования, толерантных отношений в системе образования.

В Концепции определены основные цели, задачи, принципы и механизмы развития инклюзивного образования, направленного на наиболее полную реализацию права на образование для всех обучающихся на всех уровнях образования и обучение в течение всей жизни.

Инклюзивное образование представляет собой закономерный этап в развитии образования, прежде всего, обучающихся с особенностями психофизического развития, следующий за этапом их изоляции, сегрегации, институциализации, далее - этапом интегрированого обучения и воспитания их в учреждениях дошкольного и общего среднего образования.

Инклюзивное образование - обучение и воспитание, в процессе которых особые образовательные потребности всех обучающихся, в том числе лиц с особенностями психофизического развития, удовлетворяются в учреждениях основного и дополнительного образования при создании в них соответствующих условий и наиболее полном включении в совместный образовательный процесс всех обучающихся.

Современное понимание инклюзивного образования состоит в том, что все дети должны обучаться совместно во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Международный опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Инклюзивное сознание приводит к пониманию, что не дети терпят неудачу, а система исключает детей.

Разработка Концепции обусловлена необходимостью совершенствования работы в сфере образования лиц с особенностями психофизического развития, расширения права выбора на место и форму получения образования, создание условий, обеспечивающих равенство получения образования всеми категориями обучающихся, формирования толерантности в системе образования и в обществе в целом.

Целью Концепции является обеспечение инклюзивного образования лиц с особенностями психофизического развития в Республике Беларусь.

Сроки реализации концепции

Сроки реализации Концепции - 2015 - 2020 годы.

2015-2017 годы - осуществление научных исследований, экспериментальной деятельности; отдельные учреждения образования осуществляют инклюзивное образование;

2018-2020 годы - увеличение количества учреждений образования, осуществляющих инклюзивное образование, до 20 процентов; учреждений образования с безбарьерной средой до 10 процентов;

2020 и последующие годы - любое (каждое) учреждение образования осуществляет инклюзивное образование.

Ожидаемые результаты реализации концепции

Реализация Концепции будет способствовать совершенствованию нормативных правовых документов, внедрению инновационных технологий, современных подходов в организации совместного образовательного процесса обычных детей и детей с особенностями психофизического развития, обеспечению архитектурной доступности учреждений образования.

Реализация Концепции повысит качество образования и качество жизни всех обучающихся, способствуя их социализации, познанию жизни во всем ее разнообразии.

С проектом Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с особенностями психофизического развития) в Республике Беларусь можно ознакомиться на сайте учреждения в разделе Специальное образование.

В настоящее время система образования каждого государства ориентируется на мировую образовательную политику, формируемую такими общественными институтами, как ЮНЕСКО и Всемирный банк, и становится все более открытой, единообразной и преемственной. Основное требование - универсальность, общедоступность образования.

Основные требования мирового сообщества заключаются в следующем: образование должно быть универсальным, то есть обеспечивать потребности в учении и равенство всех детей. Цель современной школы - помочь каждому ученику (и с проблемами развития, и среднему, и талантливому) в достижении успеха, не допустить его исключения из жизни общества.

До середины ХХ века в России существовала концепция социальной реабилитации человека с ограниченными возможностями, сложившаяся под влиянием философии ценности. В ее основе лежала идея о социальной полезности. Согласно этой концепции школа была обязана воспитывать активного и полезного члена общества. Ребенок с ограниченными возможностями не исключался из этого правила - ему также надлежало вырасти полезным членом общества и своим трудом обеспечивать собственное существование. Ценность специального образования виделась в приобщении инвалида к производительному труду. Общество заранее объявляло ребенка с ограниченными возможностями неполноценным, подстраивало его под свои правила. И концепция, и сложившаяся практика не предусматривали встречного процесса, направленного на приспособление общества к особым нуждам таких детей. Вопрос о тех, кто в силу тяжести своего недостатка ни при каких условиях не мог стать полезным членом общества, тоже оставался открытым.

Концепция социальной реабилитации лиц с ограниченными возможностями удачно соединилась с основами педагогики воспитания социально полезных и активных строителей социализма и коммунизма. К счастью, в СССР она не выродилась в то чудовищное попрание прав человека, которое имело место в странах, где к власти пришел фашизм. Однако приоритет интересов общества над интересами личности, существовавший многие десятилетия, фактически узаконил статус социальной малоценности людей с ограниченными возможностями. Именно поэтому в нашей стране до сих пор существует ограничительно-покровительственная (патерналистская) позиция общества и государства по отношению к данной категории населения. Она выражается в существовании широкой сети преимущественно закрытых (интернатного типа) учебных заведений. Существующий из-за такой позиции характер образования инвалидов не способствует достижению высокого уровня социальной адаптации, не позволяет приобрести престижные и конкурентоспособные профессии, получить высокую квалификацию, ориентирован на низкое качество жизни, связанное с мизерной пенсией, низкооплачиваемой работой, слабой правовой защищенностью, и воспроизводит культуру бедности. Помощь, которую оказывают людям с особыми потребностями различные конфессии, незначительна, нерегулярна и традиционно имеет призренческий характер. А система служб социальной помощи в новой России еще только начинает формироваться. Доктор педагогических наук, профессор Н.М. Назарова считает, что "патернализм не только снижает социальную активность в целом, но и вырабатывает иждивенческие установки, что в свою очередь усиливает маргинализацию".

Колоссальные человеческие жертвы и попрание прав и свобод личности в период второй мировой войны привели к пониманию, что цель и смысл существования общества, его высшая ценность - человек, его жизнь и благополучие, нужды и потребности. В контексте приоритета интересов личности над интересами общества сформировалась идея достижения индивидом максимальной самостоятельности и независимости (концепция независимого образа жизни) путем гарантированного соблюдения прав и свобод каждого, вне зависимости от того, может ли человек приносить пользу обществу. Как отметил академик А.Г. Асмолов, мы находимся в начале длинного пути - перехода от культуры полезности к культуре достоинства, где "ведущей ценностью является ценность личности независимо от того, можно ли что-либо от нее получить для выполнения того или иного дела. А дети, старики и люди с отклонениями в развитии священны… и находятся под охраной общественного милосердия".

В рамках концепции независимого образа жизни в мире сформировалось понятие "инклюзивное (включающее) образование", базирующееся на новой, гуманистической идеологии, которая предполагает, что все дети - индивидуумы с различными потребностями в обучении. Данная идеология провозглашает равное отношение ко всем людям и создание особых условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Международное сообщество считает, что включение - это больше, чем интеграция, потому что дети и подростки с особыми потребностями учатся вместе в обычной школе, воспринимают человеческие различия как обычные, получают полноценное образование, позволяющее им жить полной жизнью, и при этом не покидают родителей. При обучении акцент делается на возможности и сильные стороны ребенка. Взгляды и мнения молодых людей становятся важными для окружающих.

Инклюзия означает обеспечение полноценной принадлежности к сообществу (группе друзей, школе, тому месту, где живем) через раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Основное требование инклюзивной школы: все дети должны учиться вместе во всех случаях, когда это является возможным, несмотря ни на какие трудности или различия, существующие между ними. Зачисление инвалидов в специальные школы, классы, секции является исключением и рекомендуется только в тех редких случаях, когда обучение в обычных классах не способно удовлетворить образовательные или социальные потребности ребенка, либо если это необходимо для благополучия его самого или других детей. Качество образования обеспечивается в такой школе за счет разработки надлежащих учебных планов, организационных мер, выбора стратегии преподавания, использования ресурсов и партнерских связей.

Инклюзивные школы очень гибкие. Ученики с особыми потребностями находятся там в широком сообществе и имеют возможность как открытого входа в него, так и выхода оттуда: иногда работают со всем классом, иногда - в небольшой группе, а иногда - наедине с учителем. Опыт многих стран свидетельствует, что в таких школах дети с особыми потребностями наилучшим образом интегрируются в общество и могут добиться самых высоких результатов в плане образования. Но для этого требуются совместные усилия как со стороны учителей и персонала школы, так и сверстников, родителей, членов семей и добровольцев. Инклюзивные школы рассматриваются и как самое эффективное средство, гарантирующее солидарность между детьми, потому что обычные ученики приобретают там опыт общения с людьми, которые отличаются от них, и учатся доброжелательности и терпимости. При инклюзивном подходе выигрывают все, поскольку он делает образование более индивидуализированным и эффективным.

Следует заметить, что в 90-е годы ХХ века начало формироваться более широкое понимание инклюзии как средства обеспечения равных возможностей для получения образования. ЮНЕСКО придерживается позиции, что не только дети с ограниченными возможностями, но и взрослые-инвалиды должны иметь возможность получить высококачественное образование и развивать свой личностный потенциал вне зависимости от пола, имущественного положения, этнической принадлежности, расы, географического местоположения, возраста, конфессиональной принадлежности и ограничений физического характера.

Переход к инклюзивному образованию требует участия всех специалистов системы образования и наличия фундаментальных теоретических разработок. Однако практическая педагогика осуществляет его быстрыми темпами, несмотря на отсутствие нужных условий. Российская система образования, традиционно существующая как сегрегативная и сепарирующая детей, не соответствующих некоей задаваемой норме развития, трансформируется. Сегодня мы вправе говорить, что дети с особыми образовательными потребностями все более широким, но при этом полулегальным потоком проникают в массовую общеобразовательную школу. А она ни организационно, ни технологически, ни содержательно к этому не готова, так как инклюзивное образование в России до сих пор не имеет официального признания. Чтобы решить эту проблему, предстоит сначала как можно скорее разработать систему просветительской деятельности, направленной на изменение мнения сообществ учителей и родителей о том, где и чему должны учиться дети с проблемами в развитии. Затем перейти к созданию материально-технических условий, необходимых для работы инклюзивных школ, и разработке вариативного учебно-методического аппарата, предназначенного для обучения особых детей (разнообразные учебники, учебные планы, методические материалы), а также наладить систему подготовки и переподготовки кадров для инклюзивного образования.

Новые ожидания предполагают и новые требования к работе администрации и коллектива школы, к уровню управления учебным заведением, организации всей системы его внутренних и внешних отношений. Администрации и педагогам делегируются более широкие полномочия, но при этом возрастает уровень их ответственности. На управленческий аппарат инклюзивной школы возлагается обязанность обеспечить соответствие образовательной среды и технологий потребностям социального развития каждого ребенка. А это значит - создать окружение, которое побуждает детей к необходимому опыту, является стимулом взаимопонимания и социального взаимодействия и одновременно играет роль защитного пространства. В таком окружении ребенок может без помех раскрыться, ощутить внутреннюю связь с миром, идентичность и когерентность ему, а также свою значимость для него.

Чтобы добиться соответствия образовательной среды потребностям ребенка, администрация должна организовать комплексную работу педагогов и ряда специалистов, которые выступают соведущими родителей. Это требует формирования новых форм коллективного мышления и действия с учетом потенциала обучения каждого учащегося.

Инклюзивной школе нужны свои, особенные учителя. Речь идет о специалистах совершенно нового типа, являющихся носителями гуманистических ценностей и идеалов, которые смогут подготовить каждого ученика к беспроблемному включению во все виды общественной жизни. Они должны обладать социально-личностными, общенаучными, инструментальными и профессиональными компетентностями, гарантирующими подлинное, а не формальное включение учеников в образовательный процесс, оптимальное освоение ими программы и, что принципиально важно, уметь решать коррекционно-педагогические и социально-реабилитационные задачи. Им придется разработать новые гуманитарные технологии взаимодействия, освоить новые принципы профессиональной коммуникации, научиться слушать разных по профилю специалистов и принимать их различные позиции, совместно и долговременно действовать в интересах ребенка.

Учитель инклюзивной школы должен обладать высокими показателями профессиональной социальной адаптированности, лабильности, эмпатийности, рефлексивности, а также выраженными перцептивными, коммуникативными и организаторскими способностями. Он может быть успешным при следующих базовых личностных характеристиках:

· если достаточно гибок и толерантен;

· уважает индивидуальные различия;

· согласен работать в одной команде с другими учителями;

· ему интересны трудности, и он готов пробовать разные подходы.

Следует признать, что в нашей стране целенаправленная подготовка педагогов такого типа до настоящего времени не велась.

Решение широкого круга новых задач инклюзивного образования требует перестройки всей системы подготовки специалистов для сферы образования. В частности, в программы подготовки и переподготовки придется включить новые модули, которые состоят из специальных дисциплин, обеспечивающих готовность педагогов к широкому партнерскому взаимодействию и творческому сотрудничеству не только в профессиональном сообществе, но и во всей образовательной среде.

Наша страна сможет достичь европейского уровня образования, если подготовка педагогов нового типа будет вестись в ускоренном и массовом порядке, с использованием лучших технологий обучения и соответствовать по содержанию передовому уровню научных достижений. Значимым ресурсом для решения этой проблемы выступает информатизация.

История развития интеграционных процессов в Республике Беларусь началась с 1995 года на основе Временного положения об интегрированном обучении детей с особенностями психофизического развития (ОПФР, официальный термин в государстве: "лицо с особенностями психофизического развития - лицо, имеющее физические и (или) психические нарушения, которые ограничивают его социальную деятельность и препятствуют получению образования без создания для этого специальных условий" (Кодекс Республики Беларусь об образовании, 1.5)). Началось все со следующих организационных форм: классы интегрированного обучения; специальные классы в общеобразовательной школе; коррекционно-педагогическое консультирование. В 2006 году вступил в действие новый нормативный документ министерства образования, регулирующий данный процесс на уровнях дошкольного, общего базового и общего среднего образования детей с ОПФР - Инструкция о порядке открытия и функционирования специальных классов (групп), классов (групп) интегрированного (совместного) обучения и воспитания. Интегрированное обучение в Республике Беларусь рассматривалось и рассматривается как альтернативная форма получения образования детьми с особенностями психофизического развития. Данный процесс носит эволюционный характер. Общее количество детей, интегрированных в общеобразовательную среду, составляет более 60%. В последние годы отмечается тенденция к сокращению специальных классов в общеобразовательной школе и увеличению классов интегрированного обучения и воспитания. Последних в 2010/2011 учебном году функционирует 5475, в них насчитывается 9730 обучающихся с ОПФР, а специальных классов - 192, в которых обучается 1579 учащихся.

Трансформирование системы специального образования в Республике Беларусь осуществлялось поэтапно с 1998 по 2010 год по трем основным направлениям:

* организационно-структурные преобразования;

* обновление содержания специального образования;

* совершенствование образовательных технологий и методик обучения.

Заключительный этап (2007-2010 годы) был нацелен на дальнейшее сближение специального и общего образования. Это заложило основы для развития инклюзивного образования, в котором основные аспекты интеграционных процессов - методологический, нормативно-правовой, программно-содержательный, научно-методический и социально-психологический - требуют переосмысления и несколько иного наполнения.

Основная идея интегративной педагогики: с интеграции в школе - к интеграции в обществе. Интеграция основывается на концепции "нормализации", в основу которой положена идея о том, что жизнь и быт людей с ограниченными возможностями должны быть максимально приближенны к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут. Однако следует заметить, что равные условия не обозначают равное качество и не гарантируют равные результаты. Идея образовательной интеграции имеет свои достоинства и недостатки.

Сторонники совместного обучения выделяют такие положительные моменты, как:

* стимулирующее воздействие более способных одноклассников;

* наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;

* развитие навыков общения и нестандартного мышления (у обеих сторон);

* возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания;

* снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности;

* исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников, перед возможной инвалидностью.

На практике, конечно, не всегда все так гладко обстоит с установлением взаимоотношений. Часть детей демонстрирует чувства от негативного восприятия до "безразличного приятия". В 40-х годах ХХ века был проведен ряд экспериментов с различными структурами взаимодействия в классе, воспроизводящими демократическую, автократическую и анархическую модель (К. Левин и др.). Результаты исследования показали, что демократические ценности необходимо прививать заново каждому новому поколению, целенаправленно создавая в школах необходимые для этого условия, ибо они усваиваются значительно труднее, чем авторитарные установки.

В последнее время ряд ведущих европейских политиков (Ангела Меркель, Николя Саркози, Дэвид Кэмерон и др.) говорят о провале интеграционных процессов в своих странах, уязвимости кросс-культурной психологии и призывают перейти от мультикультурной политики к либерализму.

Противники идеи интеграции выдвигают следующие аргументы:

* неоднородность состава класса наносит ущерб хорошо успевающим учащимся, лишая их возможности продвигаться в обучении более быстрыми темпами, замедляя рост способных учеников;

* дети с трудностями в обучении находятся в невыгодных и несправедливых условиях конкуренции, они не получают необходимого внимания;

* учителя стоят порой перед неразрешимой нравственной проблемой: кого обделить вниманием, заботой и временем;

* стране нужны здоровые граждане, обладающие интеллектуальным потенциалом.

Приоритет моральных принципов перед экономическими имеет свое обоснование у представителей разных политических ориентаций. У одних это осуществление политики равных возможностей, у других - реализация принципа индивидуального самоутверждения.

С 1 сентября 2011 года вступит в силу Кодекс Республики Беларусь об образовании. Согласно этому своду законов в число основных направлений государственной политики в сфере образования входят:

* обеспечение доступности образования, в том числе, лицам с особенностями психофизического развития в соответствии с их состоянием здоровья и познавательными возможностями, на всех уровнях основного образования и при получении дополнительного образования;

* создание специальных условий для получения образования лицами с особенностями психофизического развития и оказание этим лицам коррекционно-педагогической помощи.

В главе "Государственные гарантии прав в сфере образования" подчеркивается, что право граждан с особенностями психофизического развития на образование обеспечивается созданием для них специальных условий для получения образования, интеграции в общество, социализации.

Для целенаправленного развития интеграционных процессов, как осознанного выбора на альтернативной основе, помимо соответствующей нормативно-правовой базы необходимо наличие следующих условий:

* научно-организационное обеспечение инклюзивного образования;

* психологическая готовность всех участников образовательного процесса;

* дефектологическая грамотность учителей массовых школ;

* учебно-методическая обеспеченность моделей интеграции;

* разработка технологий взаимодействия двух учителей в одном классе.

Обоснованный отбор детей с особенностями психофизического развития для совместного обучения - одно из главных условий эффективности интеграционных процессов. Принятие решения об интегрированном обучении строится на добровольных началах, при гарантированном соблюдении прав ребенка с особенностями психофизического развития, при активном участии родителей на всех этапах принятия решения, при реализации индивидуального подхода и определении образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его особенностей развития. Ребенок направляется в интегрированный класс на диагностической основе по заключению Центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и по заявлению родителей. Основой для принятия решения об интегрированном обучении должен служить не столько медицинский диагноз, сколько психологический. Усилия педагогов направляются на то, чтобы научить детей воспринимать и оценивать себя как личность, т.е. осознавать собственные способности, качества характера, слабости, потребности, границы своих возможностей, научить осознавать и выражать собственные чувства и желания.

На то, чтобы развивать положительную Я-концепцию, а также сформировать у детей умения:

* воспринимать другого человека, сочувствовать и помогать ему; видеть свое место в группе, считать себя ее членом и испытывать чувство общности;

* конструктивно реагировать на разочарования и неудачи;

* принимать решения, предполагающие возможность заключения компромисса;

* ориентироваться и соблюдать правила совместной жизни, иногда за счет ущемления собственных интересов;

* различать негативные и положительные пути решения конфликта, уметь использовать последние;

* видеть других детей и уметь сотрудничать с ними;

* понимать, что такое предрассудки, и подвергать их сомнению.

Именно этими вопросами занимается созданная в каждой школе, где есть интегрированные классы, служба психолого-педагогического сопровождения. Тем не менее, в крупных городах, особенно в Минске, родители детей с особенностями развития, но с сохранным интеллектом, стали предпочитать обычный класс интегрированному. Несмотря на то, что в интегрированном классе меньше общее количество учащихся, работают два педагога и организуются коррекционные занятия согласно учебному плану соответствующей специальной школы. Необходимость интеграции в настоящее время в принципе уже ни у кого не вызывает сомнений. Социальные преобразования, демократизация и гуманизация образования, идеи достоинства и самоценности личности, имеющей все права на реализацию своих интересов и потребностей, признание равных прав в области образования лиц с психофизическими нарушениями определяют методологическую основу интегрированного обучения и воспитания.

Однако проблемными вопросами и стратегическими линиями реализации идеи инклюзивного образования, как нового этапа развития интеграционных процессов, являются:

* обновление государственного образовательного стандарта, содержания программного материала и учебно-методического обеспечения образовательного процесса по отдельным учебным дисциплинам;

* психолого-педагогические основы интенсификации социального развития учащихся с психофизическими нарушениями, включая формирование жизненной компетенции;

* организационные формы коррекционно-развивающей работы и трудового обучения в условиях совместного обучения.

Инклюзивное образование в современном обществе может быть достигнуто путем создания единого программно-методического обеспечения образовательного процесса, обеспечивающего применение на практике новых образовательных, учебных, коррекционных программ значительно расширит возможности обучающихся с особенностями психофизического развития, педагогов общего среднего образования, а также родителей детей с особенностями психофизического развития.

Таким образом, новая образовательная политика в Республике Беларусь- политика инклюзивного образования и требует совершенствования содержания образования, которое бы создавало высокую мотивацию всем обучающимся и предпосылку для успеха в последующей жизни, а также вносило существенный вклад в дело развития гуманного, основанного на равноправии общества.

В настоящее время в США действует программа "Инклюжен". Ее основы были заложены "Реабилитационным Актом" и законом об обучении детей-инвалидов в 1973 году. Конгресс США, основываясь на опыте округа Колумбия, принял Закон об образовании инвалидов (позже переименованный в Закон об образовании людей с инвалидностью), предусматривающий необходимое финансирование специального образования в системе местных школ и устанавливающий индивидуальный подход к определению образовательной программы. Закон отдавал предпочтение интеграции - обучению детей-инвалидов в общеобразовательных школах с предоставлением по мере необходимости дополнительной помощи, а не обучению в специальных учреждениях. Инклюзию можно определить как "принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению". Такая образовательная модель подразумевает, что ребенок, имеющий инвалидность, может обучаться с нормальными детьми. Это касается и детей с нарушением интеллекта, например, с синдромом Дауна. Инклюзивные школы приспосабливаются ко всем детям, вне зависимости от их психологических, умственных, социальных, эмоциональных, языковых или любых других особенностей.

Образование, основанное на модели "Инклюжен", Является приоритетным в США, однако в Америке не отказываются и от специальных школ, но помещение туда ребенка осуществляется лишь в крайних случаях.

В рамках инклюзивного подхода каждая школа или учреждение еще на этапе планирования своей деятельности, образовательных программ учитывает ожидаемые возможные потребности всех учеников с их индивидуальными потребностями, разрабатывая так называемый Индивидуальный план образования (ИП). Его разработка осуществляется по следующим критериям: Реалистичность, Уровень Достижения, Возможность Оценки, Активность. Место обучения студента-инвалида зависит от его потребностей и меры ограничений. Он может обучаться:

¦ в обычном классе и получать необходимую помощь;

¦ в обычном классе, получая необходимую помощь, а также поддержку со стороны специалистов учебного заведения;

¦ часть дня в обычном классе и оставшуюся часть дня - в специальном;

¦ в специальном классе с обеспечением всевозможной поддержки со стороны специалистов и группы консультантов по данному вопросу;

¦ по реабилитационной программе с непрерывной поддержкой со стороны разных специалистов

В рамках программы "Инклюжен" в 80-е годы прошлого века в США начался процесс постройки новых зданий и перестройки старых с учетом потребностей различных категорий инвалидов. Для этих целей правительством выделялись дополнительные финансовые средства и в то же время применялись жесткие санкции за нарушение принятых стандартов. При этом на территории таких университетов, как Гарвард, Колумбийский университет, есть старые учебные корпуса, не перестроенные для въезда, например, на колясках. Отметим, что здания, имеющие историческую ценность, не подлежат реконструкции, но если в этих зданиях проводятся занятия и выясняется, что в группе присутствуют студенты на колясках, занятия переносятся в новые учебные корпуса, благоустроенные должным образом. Важным принципом государственной политики в отношении инвалидов является способность инвалида пользоваться услугами организации или сервиса с той же простотой, как и обычный человек. В случае необходимости студентам предоставляются:

¦ переводчики, владеющие языком жестов;

¦ индивидуальные помощники, облегчающие процесс записи лекционного материала;

¦ социальные педагоги и психологи для индивидуального консультирования. Слепым студентам предоставляется возможность использования собаки-Поводыря.

Офисы, занимающиеся проблемами лиц с особенностями развития, которые есть в каждом университете, выполняют в основном координационные функции. Например, в Государственном университете Вейн (Детройт, штат Мичиган) в таком офисе работают несколько штатных сотрудников, которые поддерживают связь со всеми факультетами университета и при необходимости помощи студенту-инвалиду приглашают нужного специалиста из других организаций. В Нью-Йоркском университете подобный офис поддерживает связь с различными организациями, занимающимися проблемами инвалидов, а также с психологическими центрами, которые предоставляют им специалистов для проведения психологических консультаций и тренеров для различных тренингов.

Поскольку при реализации программы интеграции многое зависит от преподавателя, в настоящее время в Государственном университете Вейн разработаны и успешно проводятся тренинги с учителями, призванные помочь в обучении детей-инвалидов, а также тренинги для студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), помогающие молодым людям налаживать коммуникативные связи, научиться делать выбор в различных жизненных ситуациях, принимая ответственность на себя. Ниже приводится описание тренингов, разработанных в Государственном университете Вейн.

Десять успешных и уверенных шагов для работы со специалистами. В процессе тренинга оценивается существующий уровень личной уверенности; определяются характеристики агрессивного, пассивного и уверенного поведения; определяется концепция личных прав; определяются 5 шагов, направленных на успешное изменение; проводится тренировка по созданию и использованию личных якорей-стабилизаторов; оцениваются личные проблемные зоны уверенности и составляется план действий по их устранению.

Как сделать обучение проще. Тренинг направлен на эффективное обучение инвалидов новым навыкам. В процессе тренинга изучается, что такое "указания с прямой адресацией" и "анализ задачи"; определяются пять этапов указания с прямой адресацией: подготовка; понимание; репетиция; самопроверка. Изучается, как использовать анализ задачи при обучении новым навыкам.

Как сделать переход настолько гладким, насколько возможно. Тренинг направлен на обучение техникам, которые позволят сделать передачу от одного специалиста, непосредственно работающего с инвалидом, к другому менее неприятной для клиента. В процессе тренинга изучается, почему происходит передача клиента; определяются преимущества и недостатки, которые сопровождают передачу; изучается важность взаимодействия между старым и новым специалистами, а также с клиентом; определяются трудности, связанные с передачей, и способы реагирования на них.

Самоопределение: наше право сделать жизнь значительной и содержательной. Целью тренинга является обучение инвалидов и лиц, оказывающих им помощь, тому, как инвалидам жить полноценной и содержательной жизнью. В процессе тренинга изучается понятие самоопределения; определяются навыки, необходимые для самостоятельного принятия решений; создается предварительный план жизни.

Тренинг для тренеров. Тренинг направлен на подготовку тренеров, которые преподают курс тренингов для специалистов, непосредственно работающих с инвалидами. Данный тренинг разработан Институтом по проблемам лиц с особенностями развития. В процессе тренинга изучаются история создания курса, его цели и задачи; изучаются особенности обучения взрослых людей, способы как содействовать людям в установлении дружеских отношений и установлении взаимоотношений в местных сообществах. Тренинг направлен на обучение, как помочь инвалидам устанавливать дружеские отношения с людьми, с которыми они живут. В процессе тренинга изучается понимание важности дружеских отношений; определяются трудности, с которыми сталкиваются инвалиды при установлении дружеских отношений; изучается понимание роли специалистов, непосредственно работающих с инвалидами, которую они играют, способствуя установлению дружеских отношений; определяются возможности, которые могут быть использованы инвалидами для установления дружеских отношений; изучается понимание необходимости включения помощи в установление таких отношений в повседневную деятельность специалистов, непосредственно работающих с инвалидами. Как увеличивать поддержку через возможности и выбор. Тренинг направлен на обучение, как помогать инвалидам самостоятельно делать выбор, не влияя на процесс принятия решения. В процессе тренинга изучается, что такое выбор; рассматривается, почему люди делают выбор; изучается, почему вы можете хотеть сделать выбор вместо кого-то; определяются три направления в помощи клиенту сделать самостоятельный выбор.

Разрешение конфликтов. Тренинг помогает понять, что приводит к конфликтам, и научиться способам конструктивно их разрешать. В процессе тренинга выясняется, что такое отношение и собственное представление о себе; как достичь контроля с помощью разговора; понятие конфликта и критицизма; как контролировать эмоции; как разрешать конфликт. Перед прохождением каждого тренинга и после него участники заполняют cпециальные анкеты, разработанные в Институте по проблемам лиц с особенностями развития, помогающие сотрудникам, работающим с инвалидами, в дальнейшей работе. Это позволяет сделать вывод, что в США функционирует отлаженная система образования, обеспечивающая равные возможности для всех людей. Причем данная система, охватывая все сферы жизнедеятельности населения, способствует максимально возможной интеграции человека с особыми потребностями в общество, а также обеспечивает его принятие обществом. Немаловажную роль при осуществлении социальной работы играет комплексный подход и участие целого ряда специалистов из различных областей знаний в разработке адаптационных и реабилитационных программ. Для изменения у граждан отношения к инвалидам в США проводилась продуманная и разработанная психологами и другими специалистами кампания в средствах массовой информации, большую роль в этом сыграли и религиозные организации. Таким образом, инвалиды получили доступ ко всем сферам жизнедеятельности общества, изменилось восприятие их здоровыми людьми. По всей стране распространены общественные организации и клубы для инвалидов, а также различные фонды. Хотелось бы отметить, что в США именно специализированные фонды и организации осуществляют значительную часть услуг, положенных человеку с ОВЗ по закону, и отвечают за финансовые средства, предоставленные муниципалитетом.

Как мы видим,внедрение инклюзивного образования в России и Республике Беларусь также сталкивается с рядом трудностей. В России разработана всероссийская программа социальной интеграции детей с особенностями развития, повышения уровня толерантности, самосознания и помогающего поведения со стороны здоровых людей. Существует серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных детям с ОВЗ и детям здоровым. Ребенок с особенностями развития должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор. Трудно и медленно выстраиваются контакты детей с ОВЗ и детей здоровых. Подобным образом обстоят дела в республике Беларусь, где отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении, отсутствует автотранспорт для учеников с ОВЗ, который позволял бы им добираться до места учебы и домой. Слабо работает законодательство, регламентирующее права детей-инвалидов, не эффективны программы по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями. В свою очередь, Соединенных Штатах все более и более распространяется модель, которая действительно работает. Сейчас если не половина, то, по крайней мере, 45% всех школ со специализированными классами имеют цельные инклюзивные программы. За рубежом ребенок-инвалид является полноценным членом общества. Его жизнь не ограничивается только его жильем. Все культурные места оснащены пандусами, съездами, транспортная сеть оснащена специальными подъемниками, пешеходы и тротуары выложены плиткой специфической цветовой гаммы для слабовидящих.

На сегодняшний день работает механизм согласования проектируемых зданий, при котором в архитектурно-проектировочное задание в обязательном порядке вносится пункт о доступности объектов для инвалидов.

Благодаря рассмотренному опыту различных стран мы можем сделать вывод, что образовательной системе России необходимо: закрепить в системе нормативно-правовых актов федерального уровня понятие инклюзивного обучения, чтобы родителям детей с инвалидностью не приходилось отстаивать свое право на получение их ребенком образования в любом среднем общеобразовательном учреждении (предоставленном законом об образовании) через суд; принять систему правил и инструкций, четко регламентирующих механизм реализации инклюзивного обучения на практике (в том числе и механизм создания дополнительных условий) применительно к каждой группе ограничений в зависимости от характера и степени инвалидности; разработать систему инструкций для психолого-медико-педагогических комиссий и для бюро медико-социальной экспертизы, разрабатывающих индивидуальную программу реабилитации ребенка с инвалидностью, в соответствии с которой специалисты данных структур могли предложить корректные и четкие рекомендации о месте обучения ребенка с нарушениями - общеобразовательная или коррекционная школа; законодательно закрепить термин "Ребенок, со специальными образовательными потребностями", который является значительно более точным и чутким к ребенку (дети с одними и теми же нарушениями могут испытывать различные проблемы в обучении); создать и установить порядок функционирования центров помощи детям с нарушениями в развитии, получающим образование в общей школе. Это должны быть центры, оказывающие индивидуальную, техническую и информационную помощь детям и их учителям, которую они не могут получить в общих условиях, разработать механизм участия родителей ребенка с инвалидностью в выборе учреждения получения образования для их ребенка, а также в формировании и оценке создаваемых для него дополнительных условий.