Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Военно-промышленный комплекс России. Проблемы и перспективы развития

Военно-промышленный комплекс России. Проблемы и перспективы развития

Цель урока:Познакомиться с составом,
местом и значением данного
комплекса в хозяйстве страны,
его основными проблемами

Задачи урока:

- Сформировать представление об особой роли ВПК,
конкретизация принципов размещения отраслей ВПК,
конверсии предприятий ВПК;
- Совершенствование умений работать с
дополнительными материалами по теме урока, умение
анализировать проблемы, устанавливать причинноследственные связи:
- Воспитание чувства гордости, сопереживания и
патриотизма за свою Родину.

Главная задача ВПК:

ВПК – необходимая отрасль, у которой главной целью
является производство вооружений и военной техники в
целях защиты Отечества.

Основные даты и события в формировании армии

23 февраля 1918 г. – год образования Красной
Армии.
22 июня 1941 г. – вероломное нападение
фашистской Германии на Советский Союз.
Отступление Советской Армии – слабо
вооруженной, неподготовленной к войне.
9 мая 1945 г. – День Победы ценою многих людских
потерь.
9 мая 2010 г. – Всенародный великий праздник 65летия Победы.

Структура и состав ВПК.

- научно-исследовательские организации (их задача –
теоретические разработки);
- конструкторские бюро (КБ), создающие прототипы
(опытные образцы) оружия;
- испытательные лаборатории и полигоны, где
происходит, во-первых, "доводка" опытных образцов в
реальных условиях, а во-вторых, испытание оружия,
только вышедшего из заводских стен;
- производственные предприятия, где осуществляется
массовый выпуск оружия.

Отрасли ВПК

- Производство ядерного оружия;
- Авиационная промышленность;
- Ракетно-космическая промышленность;
- Производство стрелкового оружия;
- Производство артиллерийских систем;
- Военное судостроение;
- Бронетанковая промышленность.

Гражданская продукция

Экспорт России вооружения и военной техники.

Экспорт составляет 1,7-4 млрд. долларов
Россия занимает четвертое место среди государств-экспортеров
ВПК дает менее 4% объема российского экспорта
Страны- импортёры российского оружия
Индия
Китай
Южная
Корея
Греция
Бангладеш
Вьетнам
Бирма
Йемен

Главные факторы размещения ВПК

Безопасность
Высокая
квалификация
Сохранение
потенциала
Транспортный
Наукоёмкость

Города - невидимки

География ВПК

Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 «Аллигатор» двухместная модификация ударного вертолета Ка-50. Предназначен
для решения широкого круга боевых задач круглосуточно в любое
время года с применением всех средств поражения Ка-50. Являясь
командирской машиной армейской авиации, способствует
повышению эффективности групповых действий боевых вертолетов

Фронтовой истребитель Су – 27
Максимальная взлетная масса самолета – 28 тонн
Максимальная скорость -2500 км/ч
Размах крыльев – 14,7 м длина – 21,93 м высота – 5,93 м.
Способен вести боевые действия в любых метеоусловиях в любое время суток.

Авиационная промышленность

Крупный научно-производственный центр – город Москва
Заводы, выпускающие узлы и агрегаты для самолетов и
вертолетов находятся вокруг Москвы. Это: Жуковский,
Ступино, Балашиха, Раменское
Наиболее крупные центры авиастроения находятся в
Нижнем Новгороде, Казани, Ульяновске, Самаре,
Омске, Новосибирске, Улан-Удэ, Комсомольске-наАмуре.
Вертолеты производят в Ростове –на- Дону, Казани,
Арсеньеве.

Бронетанковая промышленность

Главные центры
бронетанковой
промышленности –
Нижний Тагил,
Омск, Курган,
Арзамас

Артиллерийско - стрелковое оружие

Важные центры производства артиллерийского
вооружения – Пермь, Нижний Новгород, Екатеринбург;
Стрелкового вооружения – Тула, Ижевск, Ковров

Судостроение

Главный центр военного
судостроения – СанктПетербург, там находится более
300 судостроительных заводов,
которые выпускают разные
суда – от катеров и подводных
лодок, до атомных ракетных
крейсеров.
Атомные подводные лодки
производятся также в
Северодвинске, Нижнем
Новгороде, Комсомольске-наАмуре

Ракетно - космическая промышленность

Производство межконтинентальных
баллистических ракет – город
Воткинск (Удмуртия)
Баллистические ракеты для
подводных лодок – Златоуст,
Красноярск
Ракетоносители – Москва, Самара,
Омск
Обтекатели для ракетоносителей,
солнечные батареи – Обнинск
Космические аппараты – СанктПетербург, Омск, Железногорск

Космодромы

Мирный» - расположен близ города Плесецк Архангельской
области
«Капустин Яр» - Астраханская область
«Свободный» - Амурская область
Центр Управления Полетом (ЦУП) находится в городе
Королев Московской области, Рядом расположен и Центр
подготовки космонавтов – город Звездный

Производство ядерного оружия

1. Добыча урановой руды Краснокаменск (Читинская область)..
2. Обогащение урана Новоуральск (Сведловск-44), Зеленогорск
(Красноярск-45), Северске(Томск-7) и Ангарск В России
сосредоточено 45% мировых мощностей по обогащению урана.
3. Изготовление тепловыделяющих элементов (ТВЭЛов) для
атомных реакторов осуществляется в Электростали и
Новосибирске.
4. Наработка и выделение оружейного плутония в Северске
(Томск-7) и Железногорске (Красноярск-26).
5. Сборка ядерных боеприпасов в Сарове (Арзамас-16), Заречном
(Пенза-19), Лесном (Свердловск-45) и Трехгорном (Златоуст-16).
6.Разработка опытных образцов в Сарове и Снежинске
(Челябинск-70).

Проблемы ВПК

- Распад СССР- новые границы
- проблемы конверсии
- недостаточное финансирование
государством
- внедрение новых технологий
- профессиональная армия и т.д.

Перспективы развития

- 700
научно-исследовательских
институтов (НИИ) и конструкторских
бюро (КБ) оборонного профиля, а также
1700 предприятий и организаций
- развитие наукоёмкого производства
- расширение конверсии
- перевооружение армии.

") сообщило, что из-за задержек выполнения концерном воздушно-космической обороны «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ под угрозой срыва находятся сроки поставки фрегатов «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и «Адмирал Макаров».

Головной построенный для ВМФ России фрегат "Адмирал флота Советского Союза Горшков", проект 23350, оснащенный головным образцом корабельного зенитного ракетного комплекса 3К96-2 "Полимент-Редут" разработки ПАО «НПО «Алмаз», в ходе испытаний. Росляково (Мурманская область), 19.03.2016. Источник: avsky / forums.airbase.ru

Министерство обороны в лице заместителя министра обороны генерала армии Юрия Ивановича Борисова подтвердило этот печальный факт.

«Из-за несвоевременного выполнения концерном «Алмаз Антей» опытно-конструкторских работ по элементу «Редут» и «Штиль» под угрозой срыва находятся сроки поставки кораблей проектов 22350 «Адмирал Горшков» и 11356 «Адмирал Макаров».

Это заявление было сделано Борисовым на мероприятиях Единого дня приемки военной техники, который состоялся 24 марта этого года.

Что же послужило причиной этому весьма неприятному факту?

По словам Юрия Ивановича, «основными причинами несвоевременной сдачи явились низкий уровень организации собственных работ, задержки поставок комплектующих, недостаточные производственные мощности и недостаток квалифицированного персонала».

Буквально вчера мы говорили о проблемах в области космической техники. И вот теперь к космосу добавляется и ВМФ? Это действительно заставляет задуматься о многих вещах одновременно.

Давайте для начала просто попробуем разобраться со всеми пунктами заявления замминистра.

Низкий уровень организации собственных работ.

Серьезное обвинение в адрес руководства. Тем более, если неготовность ЗРК является самой существенной причиной для вступления корабля в строй. Стоит напомнить, что президент России в прошлом году озвучил сроки сдачи кораблей. Ноябрь 2016 года. Однако воз, то есть фрегаты, все еще там… на верфях.

Перед тем, как плавно перейти к руководству, стоит оглянуться назад. В . Это порой бывает полезно.

Зенитно-ракетная система «Полимент-Редут» разрабатывалась аж с 1991 года «Морским НИИ радиоэлектроники «Альтаир». Да, именно этим предприятием, а не «Алмазом», как пишут многие СМИ.

«Альтаир» был создан в далеком 1933 году и по сути являлся единственным и уникальным НИИ, который работал исключительно на нужды ВМФ. Именно в стенах МНИИРЭ «Альтаир» родились такие известные изделия, как «Волна», «Москит», «Штиль», «Форт», «Клинок» и менее известные, но не менее значимые. Два Ордена Ленина на знамени института - лучшее тому свидетельство.

В наше время «Альтаир» был ведущим отечественным разработчиком систем ПВО средней и большой дальности. Был.

22 декабря 2010 года в результате объединения ОАО "МНИИРЭ «Альтаир», ОАО «НИЭМИ», ОАО «МНИИПА» и ОАО «НИИРП» создан межвидовый головной разработчик систем ПВО ГСКБ «Алмаз-Антей».

Вернемся к «Полимент-Редуту».

Поскольку не стоит рассказывать, как было в 90-е годы с финансированием, точнее, как его не было, то понятно, что разработка велась за счет инициативы предприятия. Отсюда как бы и длительные сроки разработки.

Но настали другие времена, и, как говорят источники, с 2006 года началось нормальное финансирование со стороны государства, и «процесс пошел». Уже во второй половине 2010 года начались стендовые испытания с плановым сроком установки на корабль в ноябре 2011 года.

И тут грянул 2010 год, в конце которого «Альтаир» был включен в состав Головного специализированного конструкторского бюро (ГСКБ) концерна ПВО «Алмаз-Антей» (ныне ПАО «НПО «Алмаз»).

Многие эксперты даже не из числа «либеральных» уверенно считали, что это был просто рейдерский захват стратегического НИИ.

И современный классический сценарий от «эффективных манагеров». Лишение финансирования, изъятие средств на счетах («мы вам все купим и привезем к порогу»), массовые увольнения и сокращения.

Кто «вылетел» в первую очередь? Естественно, «старая гвардия». Директор, заместитель по научной работе - главный конструктор, заместитель по производству, заместитель по режиму и безопасности, заместитель по финансам, бухгалтерия в полном составе от главного бухгалтера до кассира.

Естественно, на освободившиеся места тут же пришла «молодая эффективная» команда из числа друзей и приближенных директора нового образования Нескородова.

Да-да, того самого, недавно вышвырнутого с «волчьим билетом» по статье «утрата доверия».

Но его «эффективная команда» дельце свое гнилое сделала. Убрала «непрофильные производственные активы», фактически ликвидировала производство, сменила руководителей среднего звена.

Взамен существовавшего десятки лет производственного цеха было наскоро сварганено дочернее предприятие - ОАО «Опытное производство», с которым начали работать по договорам.

И самое важное: новая команда почему-то решила напрочь отказаться от разработок для ВМФ, предпочтя им работу по сухопутному направлению.

Как я понял, изрядно покопавшись в статьях, посвященных этой теме, если «Полимент-Редутом» никто себя не напрягал, и работы были фактически свернуты.

Тем не менее, «Адмирал Горшков» с того же 2010 года уже был спущен на воду и худо-бедно, но строился. И «Адмирал Макаров» тоже. И к ноябрю 2016 года, согласно указанию Путина, корабли должны были войти в строй.

Видимо, на верфях, чем ближе к контрольной дате, тем больше «проявляли обеспокоенность». Но «дефективным» из «Алмаз Антея» было не до каких-то там морских ЗРК, это уже стало «не их тематикой».

Но понимая, что пинок от заказчика (читай - Путина) последует, то пришлось напрячься и ЗРК для фрегатов кое-как долепить и отправить на корабли. Вот только почему-то работать они не стали как надо.

Итог печальный: Нескородова выкинули, «Полимент-Редут» не работает, фрегаты в строй не введены. А ведь уже не ноябрь 2016, уже как бы апрель 2017 на носу…

И, что самое неприятное, доводить ЗРК на фрегатах фактически некому. «Дефективные манагеры» Нескородова благополучно расправились с теми кадрами, которые могли бы что-то предпринять. В этом году будет 7 лет с того момента, как «Альтаир» прекратил свое существование. Кто будет налаживать ЗРК, кто будет их модернизировать - вопрос…

Наруководили, короче.

Что больше всего беспокоит, так это то, что все делается как под копирку. Сценарий одинаков что для Москвы, что для Воронежа, что для Омска.

Недавно я по косточкам разбирал то, что творится сегодня на КБХА, одном из столпов космической инженерии. И вот тут же абсолютно схожий случай.

Все то же самое: приход нового руководства, однозначно соображающего в производственных вопросах меньше слесаря с этого производства, но - «эффективных».

Чем Нескородов отличается от Камышева (КБХА)? Да ничем.

Камышев, обалденный специалист в производстве космических двигателей, всю карьеру прошатался по банкам и сомнительного свойства структурам (в биографии написано «и другие»), поруководил «Ростелекомом».

Нескородов в 1990 году закончил московский физтех по специальности «инженер-физик», три года поработал инженером в Центральном институте авиационного моторостроения им. П.И. Баранова, затем перебрался в «Тверьуниверсалбанк», а оттуда - в «Алмаз Антей».

«Эффективные» близнецы, не находите? Находим. И самое в этом поганое, что находят и те, кто продвигает этих выкидышей банковской сферы на столь ответственные посты.

Нескородов отстранен от должности советом директоров предприятия «за систематическое невыполнение поручений руководства концерна, упущения в работе и утрату доверия».

А вот теперь задумаемся, чем это поможет фрегатам? Да ничем.

Наш флот не намерен отказываться от ЗРК «Полимент-Редут», не потому, кстати, что нет других вариантов, а потому что задумка и исполнение были от знающих и понимающих людей. «Полимент-Редут» - система отличная, чтобы там не писали, особенно «по результатам испытаний».

Испытания проводили заинтересованные люди, а вот кто готовил к ним ЗРК и насколько эти работники были компетентны - тот еще вопрос. Лично я сильно сомневаюсь в этих специалистах. Скорее всего, были посланы «на отвали» те, кто по каким-то причинам еще остался в штате и был хоть немного, но в курсе.

Ведь специалисты по морским разработкам уже давно стали не нужны в «Алмаз Антее», еще в 2014 году Нескородов заявил, что «разработка систем ПВО сухопутного базирования станет основным направлением деятельности концерна».
Конечно, есть в этом эффективный смысл. Куда проще пачками продавать за полновесные доллары С-300 и С-400 всем желающим, чем забивать себе голову какими-то там фрегатами…

Не завидую новому гендиректору «Алмаза» Геннадию Бендерскому. Человек не просто попал в огонь, а по полной программе. Радует, однако, что до «Алмаз Антея» Бендерский не в банке сидел, а руководил Лианозовским электромеханическим заводом (ЛЭМЗ). Не кредитами ворочал, а предприятием, выпускающим в том числе и РЛС. Не системы ПВО, но рядом.

И трудовой путь Геннадий Иванович начал в 1982 году угадайте где? Не в банке? Угадали! На том же ЛЭМЗ, инженером-технологом. И так и работал на этом предприятии, пока, очевидно, не прижало. Бессменно до момента назначения в «Алмаз Антей». Не «эффективный менеджер», инженер.

Хорошее назначение, бесспорно. Но даст ли оно плоды, учитывая то, что срок сдачи кораблей перенесен всего-навсего на июль этого года, и действовать придется в условиях не просто цейтнота?

Все еще, как было констатировано на официальном уровне, упирается в отсутствие квалифицированных кадров, разбазаренных и уволенных предыдущим директором. Да и собственная «кузница кадров» «Альтаира» тоже уничтожена.

Остается только пожелать Геннадию Ивановичу успехов в решении этой тяжелейшей задачи, здоровья и крепких нервов. И проклясть «дефективных манагеров» команды Нескородова.

Ситуация, возможно, поправимая. Можно при желании по крупицам восстановить «альтаировские» кадры. Даже нужно. Но здесь уже вопрос к высшему руководству нашего ВПК и конкретно к куратору господину Рогозину.

Ведь фактически именно на них лежит ответственность за неудачи в выполнении гособоронзаказа. И за назначение «эффективных менеджеров» в руководство ключевых предприятий ВПК.

И простите, но громкими заявлениями и увольнением виновных ситуацию кардинально не улучшить. Да, ситуация не станет от этого еще хуже, конечно, это плюс. Но если мы хотим видеть реальное возрождение нашего военно-промышленного комплекса, то на ключевых должностях обязаны находиться грамотные специалисты, инженеры, а не бывшие сотрудники банков.

Создается впечатление, что господин вице-премьер Рогозин этого просто не понимает. А действовать сегодня в угоду завтра надо более эффективно, если, конечно, мы все хотим этого завтра.

http://argumentiru.com/army/2017/03/460526
https://vpk.name/news/161201_istochnik_nazval_glavnuyu_prichinu_uvolneniya_gendirektora_npo_almaz.html
http://raspletin.com/o-predprijatii-48873/generalnyj-direktor
http://www.militarynews.ru/default.asp?pid=0&rid=1


(cc) Александр Мясников

Основные проблемы современного ВПК связаны с низким уровнем выпускников вузов, несовершенной системой финансирования и акционированием государственных предприятий, заявил инженер одного из оборонных НИИ 24 февраля, в беседе с корреспондентом ИА Красная Весна.

ИА КВ: По какому принципу и в достаточном ли объеме выделяются государством деньги на оборонную промышленность и науку?

«Если взглянуть на оборонные предприятия моего региона, то можно сделать вывод, что финансирование конкретного предприятия ВПК зависит от важности тематики его деятельности для обороноспособности государства в текущий момент. Деньги в "оборонку" идут и этого нельзя отрицать. Но чтобы получить заказы, необходимо действительно делать востребованную силовыми ведомствами продукцию и вести исследования в соответствующей тематике. В этом смысле предприятия ВПК находятся в полностью рыночной среде. И чтобы оставаться востребованными, им необходимо чутко отслеживать изменяющиеся нужды государственного заказчика.

Однако даже в случае получения необходимых заказов, есть и вторая проблема. Современное законодательство предусматривает крайне сложную схему расчета за выполнение гособоронзаказа. Благодаря чему предприятия вынуждены выполнять эти заказы за счет частичного привлечения кредитных средств, тогда как деньги от государства по уже подписанным контрактам сегодня получить очень непросто. Существующая схема с отдельными счетами для каждого заказа и с усложненной процедурой расчета за уже выполненные работы по сути лишает предприятия оборотных средств и заставляет их идти "с протянутой рукой" к банкам, неся излишние издержки на погашение процентов по кредитам»

Преследуют ли оборонные предприятия коммерческие цели или работа нацелена именно на необходимые для обороны разработки, вне зависимости от их прибыльности?

«Если называть коммерческими целями получение прибыли, то предприятия ВПК несомненно преследуют такую цель. Ведь иначе они не смогут развиваться. Если же вопрос стоит в том, занимаются ли предприятия сторонней "приработкой" для получения этой прибыли, то тут все зависит от того, насколько успешна основная деятельность предприятия. Предприятие, на котором работаю я, такой деятельностью не занимается. Но я знаю и другие примеры»

Возможно ли довести новую разработку или открытие до реализации?

«Поскольку я работаю на предприятии, которое объединяет в себе НИИ и опытное производство, то любую разумную идею здесь доводят до реализации. Однако после уничтожения СССР таких предприятий в стране осталось очень немного. В случае разрушенных производственных цепочек, когда НИИ работает "само по себе", с этим действительно могут возникнуть проблемы»

Стоит ли в ВПК проблема кадров? Если да, то предпринимается ли что-нибудь для ее решения?

«Проблема кадров стоит очень остро, поскольку уровень подготовки выпускников год от года снижается. В вузах моего региона еще остаются отдельные факультеты, готовящие хороших специалистов, но реформа образования угрожает уничтожить и их. Некоторые предприятия из гражданской сферы практикуют открытие профильных кафедр под своим патронажем в донских университетах, однако по факту уровень обучения в них ничем не лучше, ибо учеников готовят те же самые преподаватели. Единственный толк от таких кафедр зачастую - потешить самолюбие руководителя предприятия, открывающего такую кафедру. Практический эффект от них очень мал»

Как Вы оцениваете уровень оснащенности оборонных предприятий - достаточен ли он, если нет, то почему? Часто ли обновляется оборудование?

«Как я уже повторял, все это зависит от конкретного предприятия и востребованности государством его тематики. Немаловажна здесь и ведомственная принадлежность. Что касается моего предприятия, то уровень его оснащенности вполне удовлетворителен. Это же касается и уровня зарплаты. Он значительно выше, чем в среднем по региону. И работать на предприятии действительно престижно. Но таких предприятий в России мало»

Что, на Ваш взгляд, является самой острой проблемой ВПК? Что бы Вы улучшили?

«Острых проблем три. Первая - кадровая. И ее улучшить можно, только наведя порядок с высшим образованием в стране в целом. И изменив моральный климат в обществе, который пропагандирует среди молодежи принцип "работать поменьше, получать побольше". Кадровая проблема остро стоит в том числе и среди руководящего состава.

Вторая проблема - современная система финансирования работ, выполняемых по гособоронзаказу. Созданная для борьбы с коррупцией, она поставила предприятия в чрезвычайно сложные условия, лишив их оборотных средств.

И третья проблема - это угроза частичного разгосударствления и акционирования для большинства предприятий. Как показывает практика, акционирование и включение предприятий в госконцерны приводит к массовым сокращениям, отказу от остатков "социалки", передаче части функций на "аутсорсинг" и сдаче помещений в аренду под торговые площади. Кратковременно это может привести к повышению пресловутой эффективности, но в долговременной перспективе это ведет к гибели предприятия»

Напомним, в 2015 году вступили в силу изменения к Федеральному закону «О государственном оборонном заказе» (ГОЗ), предусматривающие открытие для каждого контракта в рамках ГОЗ открытие отдельного счета в банке. Любые платежи в рамках заказа теперь проводятся только с этого счета. При этом проводить по нему сторонние платежи запрещается. Одновременно был создан сложный механизм вывода денежных средств за уже выполненные заказы, в результате чего множество предприятий оборонно-промышленного комплекса столкнулось со значительными финансовыми трудностями.

Военный потенциал России изначально воспринимается как весьма впечатляющий. При этом далеко не каждый гражданин РФ может ясно представить структуру оборонной сферы своей страны. К тому же данная информация была доступна не всегда. Поэтому есть все причины, чтобы обратить внимание на структуру ВПК.

Военно-промышленный комплекс России

Касаясь данной темы, изначально стоит отметить, что ВПК можно смело отнести к отрасли, которая оказала более чем ощутимое влияние на развитие экономики на протяжении многих лет существования РФ.

И хотя некоторое время назад такое понятие, как военно-промышленный комплекс России, было несколько размытым, в середине двухтысячных прогресс в этой сфере стал очевиден. Если говорить о ситуации, которая сложилась на данный момент, то стоит озвучить тот факт, что ВПК имеет немало прогрессивных отраслей:

Авиационная промышленность;

Атомная;

Ракетно-космическая;

Выпуск боеприпасов и амуниции;

Военное судостроение и др.

В качестве основных игроков, заслуживающих внимания в рамках действия ВПК, можно определить следующие предприятия:

- "Ростехнологии";

- "Рособоронэкспорт";

ОАО "Концерн ПВО "Алмаз-Антей" и др.

Как выглядит структура военной отрасли

В рамках данной темы нужно изначально осветить следующую информацию: во время активных 90-х волна приватизации не обошла стороной предприятия военно-промышленного комплекса России.Поэтому, если сейчас проанализировать структуру собственности ВПК РФ, то можно будет без труда заметить, что большую ее часть составляют акционерные общества. Если говорить более конкретно, то таких АО во всем ВПК - 57%. При этом доля государства отсутствует в 28,2% подобных предприятий.

Можно обратиться и к другим данным, которые предоставила Счетная палата. Согласно данной информации, в рамках авиационной промышленности функционирует приблизительно 230 предприятий. Но лишь 7 из них принадлежат государству (речь идет о контрольном пакете акций).

В качестве одной из ключевых особенностей российских предприятий можно обозначить их подведомственность в различных формах федеральным организациям. На данный момент структура военно-промышленного комплекса России включает 5 государственных агентств, которые курируют оборонные отрасли и находятся в :

РАСУ. Действует в сфере средств связи и радиопромышленности.

- "Россудостроение". Отвечает за курирование судостроительного производства.

РАКА. Контролирует процессы в рамках ракетно-космической и авиационной промышленности.

РАВ. В этом случае речь идет о промышленности вооружений.

- "Росбоеприпасы". Это агентство специализируется на работе с промышленностью спецхимии и боеприпасов.

Ключевые элементы ВПК

Если рассматривать особенности военно-промышленного комплекса России, то нельзя обойти вниманием виды организаций, которые входят в его состав:

Конструкторские бюро, которые ориентированы на работу с опытными образцами (прототипами) оружия.

Организации научно-исследовательского профиля. Их основной задачей являются теоретические разработки.

Производственные предприятия. В этом случае ресурсы используются для массового выпуска оружия.

Полигоны, а также испытательные лаборатории. Здесь есть смысл говорить о нескольких важных задачах. Это так называемая доводка опытных образцов в условиях реальной эксплуатации, а также испытание оружия, которое только сошло с производственного конвейера.

Для того чтобы обрисовать полную картину функционирования ВПК и обозначить все грани, которые имеет военно-промышленный комплекс России, нужно уделить внимание тому факту, что предприятия, которые являются частью оборонного сектора, выпускают и продукцию, имеющую гражданское назначение.

Теперь стоит более внимательно рассмотреть отрасли ВПК

Ядерно-оружейный комплекс

Развитие военно-промышленного трудно представить без этого направления. Оно включает несколько стратегически важных сфер производства.

Прежде всего, это и последующее изготовление концентрата из этого сырья. Следующим важным этапом является разделение урановых изотопов (процесс обогащения). Эту задачу выполняют на предприятиях, которые расположены в таких городах, как Ангарск, Новоуральск, Зеленогорск и Северск.

Справедливости ради стоит отметить, что именно в России находится 45% всех мощностей, которые сосредоточены на При этом важно обратить внимание на то, что производство ядерного вооружения сокращается и описанные выше отрасли делают акцент на западных заказчиках.

Еще одной задачей данного комплекса ВПК является как наработка, так и выделение Его запасов, сосредоточенных в РФ, хватит еще на много лет.

Предприятия, действующие в рамках ядерно-оружейного комплекса, занимаются также изготовлением тепловыделяющих элементов, которые необходимы для работы атомных реакторов, сборкой ядерных боеприпасов и утилизацией радиоактивных отходов.

Ракетно-космическая промышленность

Её по праву можно назвать одной из наиболее наукоемких. Чего стоит одна только МБР (межконтинентальная баллистическая ракета), для полноценной работы которой необходимо приблизительно 300 тысяч различных систем, приборов и деталей. А если говорить о крупном космическом комплексе, то эта цифра увеличивается до 10 млн.

Именно по этой причине в данной отрасли сосредоточено больше всего ученых, инженеров и конструкторов.

Авиационная промышленность

Изучая военно-промышленный комплекс России, отрасли и направления этой сферы, авиации необходимо уделить внимание в любом случае. Здесь актуально говорить о крупных промышленных центрах, поскольку для сборки изделий нужны головные предприятия. Другие просто не обладают необходимой технической базой для организации требуемых в целях быстрого и качественного производства процессов.

При этом всегда должны соблюдаться два ключевых условия: наличие квалифицированных специалистов и хорошо организованное транспортное сообщение. Военно-промышленный комплекс России и конкретно сфера авиации находятся в состоянии постоянного развития, что позволяет РФ выступать в роли крупного экспортера вооружения, в том числе авиации.

Артиллерийско-стрелковое оружие

Это также важная отрасль. ВПК РФ вряд ли получится представить без знаменитого автомата Калашникова. Это самый массовый вид стрелкового оружия, который выпускается на данный момент в России.

Более того, за пределами СНГ его взяли на вооружение 55 государств. Что касается артиллерийских систем, то центры их производства находятся в таких городах, как Пермь, Екатеринбург и Нижний Новгород.

Бронетанковая промышленность

Если обратить внимание на центры военно-промышленного комплекса России, то после несложной аналитики можно будет сделать очевидный вывод: данное направление оборонной индустрии можно определить, как одно из самых развитых.

Непосредственно сами танки выпускают в Омске и Нижнем Тагиле. Заводы, расположенные в Челябинске и Санкт-Петербурге, находятся на стадии перепрофилирования. Что касается бронетранспортеров, то их производством занимаются предприятия в Кургане и Арзамасе.

Военное судостроение

Без него военно-промышленный комплекс России нельзя считать полноценным.

При этом наиболее крупным производственным центром в рамках этого направления является Санкт-Петербург. В пределах этого города расположено до 40 предприятий, имеющих отношение к судостроению.

Касаясь темы атомных подводных лодок, необходимо обратить внимание на тот факт, что на данный момент их производство осуществляется лишь в Северодвинске.

Что стоит знать о конверсии ВПК

В данном случае речь идет об изменении военной промышленности, а если говорить конкретно, то о ее переходе к гражданскому рынку. Объясняется такая стратегия очень просто: производственные мощности, которые существуют на данный момент, способны произвести значительно больше военной продукции, чем того требует фактический спрос. То есть, столько не нужно ни самой России, ни ее нынешним и потенциальным клиентам.

При такой перспективе остается один очевидный маневр: переориентировать часть военных предприятий на выпуск продукции, актуальной в гражданском секторе. Таким образом, сохранятся рабочие места, заводы продолжат свою стабильную работу, а государство получит прибыль. Полная гармония.

Использование военных так сказать, в мирных целях перспективно еще и по той причине, что на таких предприятиях наблюдается значительная концентрация прогрессивных технологий и специалистов, имеющих высокий уровень квалификации.

Используя такую стратегию можно решить хотя бы некоторые проблемы военно-промышленного комплекса России. При этом сохраняется стабильный выпуск наиболее актуальной для армии техники.

Очевидные сложности

На фоне изложенной выше информации несложно сделать вывод, что та же конверсия - это непростая задача. Ее фактически можно отнести к одной из наиболее сложных задач, которые стоят перед ВПК. Здесь простых решений нет по определению. Чтобы в данной сфере наблюдался какой-то прогресс, нужно постоянно прикладывать значительные усилия.

Еще одной проблемой, с которой приходится сталкиваться, - это неясность будущего финансирования предприятий ВПК. Военно-промышленный комплекс Россииможет получить средства от государства только для тех предприятий, которые являются частью какой-либо федеральной программы или относятся к числу казенных производственных мощностей.

Что касается иностранных инвестиций, то причин смело на них рассчитывать пока что нет. При этом в особенно тяжелом положении могут оказаться заводы, имеющие производственные линии, которые уже устарели или же не способны выпускать широкий спектр конкурентоспособной продукции и военной в частности.

Если попытаться оценить экономическое состояние оборонных предприятий в целом, то можно сделать вывод, что оно весьма неоднородно. Суть в том, что есть заводы, продукция которых имеет определенный спрос. При этом существуют и те предприятия, которые находятся в состоянии глубокого производственного кризиса, причем независимо от того факта, принадлежат они государству или нет.

Тем не менее нужно отдавать отчет в том, что правительство фиксирует состояние некоторых составляющих ВПК. Это подтверждает факт утверждения Координационным советом основных направлений развития и стабилизации ситуации.

К тому же в России активно происходит объединение фундаментального и прикладного научного направления в рамках деятельности военных предприятий, что значительно повышает шансы ВПК на успешное развитие и полноценное функционирование. Прилагаются также и грамотно организованные усилия для максимального соответствия продукции, которая выходит с конвейера предприятий военно-промышленного комплекса, инвестиционным ожиданиям российского и заграничного рынка.

Итоги

Очевидно, что при всей непростой ситуации, сложившейся вокруг ВПК шансы на светлое будущее и прогрессивное настоящее однозначно есть. Правительство постоянно работает над тем, что провести необходимые изменения, которые позволят оборонным предприятиям работать предельно эффективно.

В.А. БАРАБАНОВ
зам. генерального директора АО «Взлет» (Москва)

Современная ситуация в нашей стране характеризуется тяжелейшим системным кризисом, который охватил экономическую, социальную, политическую, демографическую, экологическую и другие сферы жизнедеятельности российского общества Особенно серьезный удар нанесен радикально-либеральными реформами военно-промышленному комплексу страны

За противоречивым процессом реформирования ВПК в России пристально наблю дают ученые, политические деятели, общественность Однако ученые больше внимания уделяют экономическим, военным, организационным, экологическим последствиям реформирования, а социально-политические проблемы ВПК остаются пока вне поля зрения отечественных исследователей, хотя именно социальные последствия реформирования ВПК оказались наиболее болезненными для страны и различных слоев населения

Перед распадом СССР в его военно-промышленном комплексе трудилось 75% всего кадрового потенциала научно-исследовательских институтов, а на предприятиях было занято до 10 млн рабочих и служащих

Россия унаследовала 70% советского ВПК Ряд крупных предприятий ВПК стали градообразующими, с разветвленной социальной инфраструктурой Функционирввала широкая сеть учреждений здравоохранения, торговли, общественного питания, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений, общеобразовательных школ, учреждений культуры и т д

К началу 90-х гг на долю ВПК приходилось 20-25% валового национального продукта бывшего СССР и с этим комплексом было связано около 80% промышленности страны Соотношение между военной и гражданской продукцией в отраслях ВПК в этот период составляло в среднем 50/50 Военно-промышленный комплекс превратился в ядро народного хозяйства страны, а оборонные предприятия определяли уровень научно-технических достижений в стране и темпы научно-технического прогресса В ВПК перекачивались в приоритетном порядке материальные ресурсы, финансовые средства, научно-технические кадры Военная экономика использовала наиболее качественные виды ресурсов, основную часть научно-технического и инновационного потенциала страны Создавался имидж ВПК - защитника Отечества, поставщика лучших товаров для внутреннего рынка И, действительно, предприятия ВПК в конце 80-х гг выпускали 100% телевизоров и швейных машин, 97% холодильников и магнитофонов. 70% пылесосов и 60% мотоциклов

Однако функционирование военно-промышленного производства, содержание огромной армии вело к значительному росту военных затрат и тяжелым бременем ложилось на народное хозяйство Высокая степень милитаризации экономики страны и изменившаяся ситуация в мире объективно требовали реформирования и значительного сокращения военного производства, использования его высокого потенциала для нужд народного хозяйства

К сожалению, в начале 90-х гг вместо продекларированного правительством перепрофилирования ряда оборонных предприятий на производство продукции гражданского назначения ВПК подвергся жестокому разрушению, стала распадаться его социальная база. ВПК не только не увеличил количество и качество гражданской продукции на внутреннем рынке но и разрушил бывшие производства Он безропотно уступил свое место на рынке иностранным товарам Изменившиеся с началом экономических реформ условия проведения социальной политики привели к резкому сокращению государственной поддержки населения, связанного с оборонным комплексом Производство военной продукции по сравнению с 1991 г сократилось в 6 раз, что негативно отразилось на процессе воспроизводства самой квалифицированной части трудовых ресурсов страны Численность производственного персонала в оборонном комплексе сокращается быстрее, чем в целом по промышленности, увольняются высококвалифицированные работники, обслуживающий персонал - за воротами оказалось свыше 2 млн работников ВПК Большая их часть становятся безработными, теряют квалификацию В районах с высокой концентрацией оборонных объектов уровень безработицы в 3-4 раза превышает средний по России, большая часть работающих трудится неполный рабочий день В отраслях ВПК, где самая квалифицированная часть трудовых ресурсов, наблюдается отставание заработной платы на 40% от среднего показателя по промышленности

Принятые на государственном уровне различные программы реформирования ВПК не были выполнены, что привело к ослаблению обороноспособности страны С начала 90-х гг в оборонном комплексе наблюдается общий спад производства, причем намного более резкий, чем в промышленности в целом. По мнению большинства ученых и экономистов, программы конверсии российских оборонных предприятий 1993-1995 гг. и 1995-1997 гг. провалились только по одной причине - они были профинансированы всего лиШь на 11%. Сорвано выполнение всех приоритетных конверсионных федеральных программ, таких как «Развитие электронной техники России», «Возрождение российского флота», «Развитие гражданской авиационной техники России» и др. Идет распад оборонной промышленности, утрачены целые направления военных технологий и производства, в том числе в таких важнейших сферах, как информатика, новые материалы, аэрокосмическая техника, биотехнология.

Поставленная правительством задача перевода избыточного военного производства на гражданские рельсы с сохранением научного и высокотехнологического потенциала оборонной промышленности не могла быть выполнена из-за ежегодного ее недофинансирования. Только в 1997 г. недофинан-сирование составило 66% суммы, предусмотренной бюджетом. В итоге в настоящее время половину высвобожденных в ходе конверсии мощностей предприятий «оборонки» нечем загрузить, и она омертвлена. Другая половина загружена случайной продукцией, постепенно уничтожающей производственно-технологический потенциал «оборонки».

Комплекс социальных проблем обозначился в армии. Затраты на содержание, обучение и все виды обеспечения одного военнослужащего в нашей стране в 10-15 раз ниже аналогичных затрат в ведущих странах Запада. Особенно злободневна проблема обеспечения военнослужащих жильем, порождаемая как общей ситуацией, ведущей к свертыванию в стране социальных программ, включая и жилищную, так и спецификой военной области - массовой передислокацией войск из стран ближнего и дальнего зарубежья. Более 200 тыс. семей военнослужащих и уволенных в запас не обеспечены жильем (см.: Российская газета. 1998, 18 февраля).

Из-за недостатков в системе учета и контроля, из-за плохой охраны, коррумпиро-ванности армейских чиновников идет беспрецедентная утечка боевого оружия в криминальные структуры и банд-формирования не только в «горячих точках», но и по всей России. Это оружие изменило облик преступного мира России, создало напряженность во многих регионах страны, ведет к гибели людей.

Большую угрозу как внутренней, так и внешней безопасности представляют «утечка мозгов», незаконное производство и сбыт радиоактивных материалов в «третьи страны», что создает возможность попадания ядерной технологии производства оружия массового поражения в «горячие точки», в очаги межэтнических и региональных конфликтов, в руки террористов. Российские ученые и специалисты гто ядерной, химической и биологической технологиям работают в развивающихся странах, таких как Алжир, Индия, Ирак, Иран, Ливия, Тайвань и др.

В обществе нарастает обеспокоенность появлением различного рода негосударственных вооруженных формирований, отрядов боевиков, коммерческих охранных служб, где незаконно находятся тысячи единиц огнестрельного оружия. Кроме того, в войсках накопилась критическая масса неисправного вооружения, в том числе самолетов, подлодок, кораблей, пусковых установок, что представляет опасность для населения тех мест, где они дислоцируются.

Из-за дисквалификации военнослужащих участились случаи травматизма и гибели личного состава во время редких занятий на технике. В армии солдатский рацион скудеет, не хватает средств на обмундирование, социальные нужды военнослужащих. В частях растет социальная напряженность, создаются предпосылки для «дедовщины», внеуставных отношений, увеличивается количество убийств и самоубийств среди рядового состава. В 1997 г. более 12 тыс. солдат числились дезертирами, свыше 40 тыс. призывников уклонились от воинской службы. В наследство от СССР

Россия получила научно-технический потенциал мирового уровня с развитой сетью научных и конструкторских организаций: в конце 80-х гг. в СССР функционировало более 5 тыс. научных учреждений различного уровня. В отраслевых НИИ и КБ министерств и ведомств, в исследовательских институтах и лабораториях АН СССР и АН республик, в проблемных лабораториях вузов научными исследованиями занимались более 1500 тыс. высококвалифицированных специалистов, в том числе 50 тыс. докторов наук и более 490 тыс. кандидатов наук.

Большая часть научно-технического потенциала страны была сосредоточена в оборонном комплексе. Только в 1990 г. объем выполненных в ВПК научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) составил 79% от общего объема, причем непосредственно в интересах обороны он составил 53%. В интересах гражданской части народного хозяйства страны комплексом НИОКР ВПК в этот период было выполнено работ на 38%.

В дальнейшем предполагалось, сохранив мощную научную базу для военного комплекса, постепенно переориентировать и значительно увеличить расходы на научные исследования в целях народного хозяйства. Так, в 1992 г. объем гражданской тематики в общем объеме НИОКР ВПК должен был составить уже 65%. Но шоковая терапия прервала этот процесс. Начиная с 1992 г. система НИОКР работает в экстремальном режиме недофи-нансирования, а в последнее время - в условиях длительных задержек и перерывов в финансировании.

Отсутствие ясности в понимании внешней политики, критериев национальной безопасности, военной доктрины, реформы Вооруженных Сил. программы вооружений, непрерывная смена кадров в верхнем эшелоне власти ВПК, скоропалительность и непродуманность принимаемых решений отрицательно сказались на состоянии научного потенциала в ВПК. Если за последние семь лет объем ВВП России снизился приблизительно в 5-6 раз, а общие расходы на НИОКР за этот период снизились с 3,6-4,7% до 0,3-0.4% ВВП, то реальное финансирование научных исследований упало в десятки раз. В настоящее время расходы на военные НИОКР составляют 1-8% общих расходов на оборону (в США - 22-23%) В ведущих странах Запада финансирование научных исследований в расчете на одного ученого превышает российский уровень в 33-43 раза.

С 1992 г. уровень оплаты труда, который закладывается в цену научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, был уже заранее меньше прожиточногф уровня жизни. Например, заработная плата работников предприятий высоких технологий на 30% ниже средней по России и в 4 раза ниже заработной, платы в сырьевых комплексах. Полумиллионная армия ученых и более 3 млн производственников получают из бюджета всего 16% необходимых средств на оплату труда. В результате разрушается кадровый потенциал оборонных отраслей промышленности: увеличивается отток ученых и специалистов в структуры, не связанные с научно-технической деятельностью, ухудшается профессиональный и возрастной состав научных работников, сопровождающийся разрушением механизма передачи научных знаний, потерей преемственности, утратой научных школ; остается невостребованным высшее физико-математическое и" политехническое образование (Конверсия 1996 № 3)

В таких условиях «утечка умов» выступает как естественный процесс. В аэрокосмической системе США работают свыше 200 специалистов из нашей страны, а в ВПК Израиля около 90% его сотрудников - выходцы из бывшего СССР С 1991 по 1997 г. из России в страны Запада выехали более 100 тыс. наиболее одаренных ученых.

Из-за безденежья, стремления выжить отдельные научные организации распродают на мировом рынке (часто по бросовым ценам) научно-технические разработки И это в то время, когда, по оценкам западных фирм, Россия имеет технологические разработки, значительно превышающие мировой уровень. Их цивилизованная коммерциализация могла бы дать эффект, сопоставимый с валютными поступлениями от внешней торговли топливно-энергетическими ресурсами России. Однако свыше 80% объектов новой техники и технологии остаются невостребованными. Здесь необходимо отметить однобокость, а следовательно и неэффективность подхода к внешнеэкономическим связям российского ВПК. Они сводятся в основном к торговле оружием, причем если мировой рынок вооружений за последние 10 лет сократился почти в 1,5 раза, то российский экспорт оружия - в несколько раз. Имея громадный потенциал передовых наукоемких технологий, мы оказываемся на обочине международного разделения труда, не принимаем мер по интеграции в интернациональные военно-технические проекты. Решение этих проблем способствовало бы значительному увеличению несырьевых источников экспортных доходов, сохранению имеющихся и созданию новых рабочих мест, обеспечению технологической безопасности страны, новых рынков сбыта.

Процесс разрушения научно-инженерного потенциала страны заключается даже уже не столько в количественном сокращении его, сколько в отрицательных качественных сдвигах. А оборонные НИОКР - на пороге состояния, которое можно характеризовать как необратимое.

В стране сложилась такая ситуация, когда большинству населения не всегда ясно, в чем суть источника тяжелого бремени, свалившегося на страну, - в наследии прошлого или появившихся новых бедах. Так или иначе реалии современной жизни достигли крайней остроты, привели к высокому конфликтному потенциалу российского общества. В оборонных отраслях негатненые процессы проявляются в наиболее концентрированном виде, утеряна перспектива, тенденция к ухудшению положения нарастает.

Мы согласны с Г. В. Осиповым и Э. М. Андреевым, которые делают вывод о возможности конфликтов между различными субъектами российского общества, и в том числе между ВПК. армией и властью (см.: Социально-политический журнал. 1995, № 1. С. 13). Принимая во внимание, что в этом комплексе около 2 тыс. предприятий, 3,5 млн. высококвалифицированных работников, или 5% всех занятых в народном хозяйстве и 17% занятых в промышленности, и что с учетом их семей работники ВПК составляют 6-7% всего населения России (см.: Российский экономический журнал. 1997. № 1. С. 27). можно предположить, что в такие конфликты могут быть вовлечены широкие слои населения.

К сожалению, у правительства нет четкой концепции и стратегии вывода ВПК из кризису. Например, среди семи «главнейших дел» правительства в 1997 г. даже не упоминалась реформа Вооруженных Сил и оборонной промышленности, а непроработанность принимаемых решений усугубляется тем, что не учитывается мнение общественности страны, всего населения.

Отсутствие государственной военной доктрины и ясных целей военной реформы не позволяет населению разобраться в сути проводимых преобразований и их социальных последствий. Информация о содержании реформ в малых дозах транслируется в основном в выступлениях политических и военных лидеров, а также через ангажированные средства массовой информации. В итоге у людей нет четкого представления не только о целях военной реформы, но и о реальной ситуации в армии и ее перспективах.

Анализируя современное состояние военно-промышленного комплекса, социальные последствия его реформирования, следует отметить, что кризис в социально-политических и экономических процессах не всегда признак упадка, это и важнейший момент развития; и задача ученых и политиков заключается не столько в том, чтобы обнаруживать негативные явления и процессы, сколько в том, чтобы искать и находить эффективные пути преодоления кризисных явлений.

В связи с этим, на наш взгляд, государственной власти следует изменить курс экономических реформ, который все меньше и меньше поддерживается в обществе. Речь идет ^е о реформировании как таковом, а о принятых властью способах реформирования. Продолжение настоящего курса, в котором девальвировалось социальное и нравственное содержание, потому что реформы осуществляются за счет обнищания большинства населения и обогащения меньшинства и цена рыночных преобразований оказалась для общества слишком высокой, несомненно ведет к тупиковой ситуации "и конфликту между гражданами и властью.

Россияне хотят понять. какое общество утверждается в стране, какими средствами и в чьих интересах. Следовательно, нужно согласие в обществе по поводу социального содержания и социальных последствий реформ. Поскольку во всех сферах жизнедеятельности общества проявляются кризисные процессы, нужно разработать государственную антикризисную программу.

Следует приступить (не на словах, а на деле) к разработке государственной военной доктрины, которая могла бы стать основой для осуществления военной реформы, определения краткосрочных и перспективных военных потребностей, отвечающих интересам государства и общества.

Необходимо преодолеть существующую оторванность действий правительства по реформированию ВПК от общей направленности социально-экономического развития страны, увязать конверсию с национальными приоритетами в экономике и промышленности, переориентировать ВПК на качественные параметры военного строительства. Вместо перенасыщенного не свойственными ему функциями «монстра» должен быть создан компактный, эффективно функционирующий военный сектор, структурно и организационно перестроенный в соответствии с нашими национальными интересами.

Предотвращение дальнейшего упадка НИОКР следует отнести к общегосударственным интересам первостепенной важности. Следует реанимировать высокотехно-логические промышленные предприятия ВПК, особенно двойных технологий, составляющих основу современного военного потенциала. Нужны комплексные меры по защите отечественного производителя, выпускающего наукоемкую продукцию: государственный протекционизм (в том числе приоритетное финансирование), предоставление налоговых и других льгот. Необходимо ликвидировать отставание в формировании правового поля в процессе функционирования ВПК.

Нужна социально ориентированная программа реформирования армии, особенно при ее количественном сокращении. Следует реформировать управление войсками, упразднить боль-шийство из 15 ведомств, имеющих свои войска, так как они не стали эффективным инструментом по обеспечению безопасности страны.

Критической оценки требует процесс становления демократии в России. Демократия не сводится только к различного рода правам и свободам. Она должна быть активной, созидательной, гарантировать реальное равенство всех граждан и органов управления перед законом, должна обеспечивать защиту общества и граждан от противоправных действий; призвана воспитывать уважение к человеку; устранять привилегии для отдельных общественных групп и категорий граждан, учреждений и органов власти и управления; должна информировать обо всех существенно важных событиях и процессах; поддерживать постоянный контакт со всеми органами управления. Демократия не допускает снижения компетентности и ответственности центральных и местных институтов власти, предполагает приближение власти к жизни населения, к его интересам и нуждам и т. д.

Происходящие в военно-промышленном комплексе России процессы далеко не соответствуют вышеуказанным критериям, что не способствует преодолению безразличия к действиям властей, не инициирует деловую компетенцию и гражданскую нравственность, чувство долга и ответственного поведения в сфере общественных отношений. Демократия не стала консолидирующим компонентом между обществом, ВПК и властью, гарантом безопасности и стабильности. Идея демократии дискредитирована практикой ее реализации.

В деле разработки социальной стратегии реформ. особенно в военно-промышленном комплексе, в долгу перед обществом оказалась российская общественная наука.

В условиях глубокого кризиса ВПК страны роль российской науки, на наш взгляд, состоит в осуществлении системного исследования социально-политических проблем в противоречивом процессе реформирования военно-промышленного комплекса, в выработке практических рекомендаций по повышению эффективности этого процесса. В частности, следует обратить внимание на исследование сущности и содержания ВПК в современных условиях (с учетом внутренних и мировых процессов), на выявление и анализ самого процесса реформирования ВПК в России, его влияние на политические и социальные сферы жизнедеятельности общества; на обоснование практических рекомендаций по решению социальных проблем, порожденных реформами в сфере ВПК, по социальной защищенности военнослужащих, работников, занятых в сфере ВПК и их семей

Особый интерес представляет исследование политических проблем реформирования военно-промышленного комплекса политические причины реформирования ВПК в России, политический курс государства в отношении ВПК. политические условия (внутренние и внешние) его реформирования; политическая роль государства, исполнительной и законодательной ветвей власти, политических партий и общественных движений в процессе реформирования ВПК, политические интересы по обеспечению безопасности государства с учетом реалий современного мира; политические решения по проведению и созданию организационных условий по реализации этой безопасности