Светлана Сухорукова
Сообщение на педсовете «Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельности»
Сообщение на педсовете
«Развитие связной речи у дошкольников в процессе театрализованной деятельност
и ».
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса . Это является значимым, так как формирование личности способной к организации межличностного взаимодействия, решению коммуникативных задач обеспечивает успешную ее адаптацию в современном социокультурном пространстве.
Исследования показали, что дети дошкольного возраста не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта между взрослым и ребенком. В то время, как именно дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуникативными навыками. Дети в этом возрасте отличаются особой чуткостью к языковым явлениям, у них появляется интерес к осмыслению своего речевого опыта, решению коммуникативных задач.
Сегодня современное образование ставит пред педагогом задачу совершенствовать традиционные и находить новые технологические подходы к организации воспитательно-образовательного процесса .
Перед педагогами возникает ряд проблем, которые ставят вопрос, как организовать образовательный процесс , чтобы помочь ребенку овладеть основами коммуникативной компетентности детей, способствующей его успешной социализации, развитию культуры общения .
Речь является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве . Она должна быть живой, яркой эмоциональной и выразительной. Требования к связному высказыванию детей дошкольного возраста предполагает владение лексикой, грамматикой, стилистикой, нормами звуковой культуры речи .
«Прекрасна речь, когда она, как ручеек
бежит среди камней, нетороплива
И ты готов внимать ее поток.
И восклицать – О! как же ты красива!» (Е. Щукина) .
В поисках эффективных средств развития связной речи дошкольников педагоги все больше обращают внимание на использование разных видов искусства. Одним из главных методических средств для решения комплекса задач по развитию связной речи является . Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков.
Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.
Возможности театрализованной деятельности очень широки . Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи . В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи , ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. совершенствуется артикуляционный аппарат, формируется эмоционально насыщенная речь, улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий
развиваются элементы речевого общения : мимика, жесты, пантомимика, интонация, модуляция голоса.
Театральная постановка дает повод и материал для самых разнообразных видов детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. Это словесное творчество детей, нужное и понятное самим детям.
Характерное для театрализованной игры образное , яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. Вопросы, поставленные детям при подготовке к игре, побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним совершенствованию речи . В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи . Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовывать с ними свои действия.
Речь ребенка во многом зависит от развития тонкой моторики , а потому многообразные движения пальцев руки в работе с куклой способствуют упорядочению и согласованности речи .
Речь – одна из важнейших линий развития ребенка . Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.
Сказка – это наиболее применяемый, эффективный, универсальный, комплексный метод воздействия в работе с детьми. Ведь сказка – это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Тексты сказок помогают правильно строить диалоги, а, следовательно, влияют на развитие связной монологической речи . Достоинство и привилегии данного метода заключаются еще и в том, что воздействие на детей в процессе занятий облачено в сказочные одежды и у детей не возникает ощущение давления. Театрализация сказок способствует активному эмоциональному, интеллектуальному развитию , прививает социально-нравственные качества. Театр и сказка учат быть добрыми, чуткими, честными, справедливыми.
Таким образом, выявлены положительные возможности театрализованных игр в комплексном воздействии на основные психические и физиологические возможности ребёнка. Воспитательно-образовательный процесс , организованный средствами театрализованных игр обогащает детей новыми знаниями и умениями, развивает интерес к литературе, театру , формирует диалогическую и монологическую речь, активизирует словарь, а также способствует социализации ребенка. Все это оказывает комплексное влияние на формирование коммуникативной компетентности ребенка.
Театрализованная деятельность это один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения : учить играя.
Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы :
Игры в кукольный театр ;
Игры-драматизации;
Игры-представления (спектакли) .
Речь ребенка и различные виды театра .
Пальчиковый театр способствует развитию речи , внимания, памяти; *формирует пространственные представления; *развивает ловкость , точность, выразительность, координацию движений; * повышает работоспособность, тонус коры головного мозга.
Стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития "
Театр картинок и фланелеграф развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость , умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности .
Действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук , что способствует более успешному и эффективному развитию речи .
Вязаный театр Развивает моторно- двигательную, зрительную, слуховую координацию; Формирует творческие способности, артистизм; Обогащает пассивный и активный словарь
Конусный, настольный театр Помогает учить детей координировать движения рук и глаз; Сопровождать движения пальцев речью; Побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи .
Театр на перчатке Оказывает потрясающее терапевтическое воздействие : помогает бороться с нарушениями речи , неврозами; Помогает справиться с переживаниями, страхами; Перчаточная кукла передает весь спектр эмоций, которые испытывают дети.
Театр кукол Би-ба-бо Посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.
При игре в кукольный театр , используя куклы Би-ба-бо, невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе логопеды, психологи и педагоги!
Ребенок с удовольствием берет в руки персонажа кукольного театра и от его лица рассказывает о своих мыслях. С помощью куклы он может выразить и отрегулировать собственные переживания. Кукла провоцирует детей на ведение диалога, что служит стимулирующим фактором для развития диалогической речи . Целостное воздействие на личность ребенка : его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов ; Способствует самопознанию и самовыражению личности; Создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.
Игра-драматизация-самый «разговорный» вид . Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма , выразительности движений и речи , как игра-драматизация.
Заниматься с дошкольниками специальной профессиональной подготовкой невозможно, поскольку у них еще недостаточно сформирован дыхательный и голосовой аппарат. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети понимали : речь актера должна быть более четкой, звучной и выразительной, чем в жизни. В зависимости от поставленной задачи акцент делается то на дыхание, то на артикуляцию, то на дикцию, то на интонацию или высоту звучания.
Театрализованная деятельность -это… …не просто игра! Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей , обогащения словаря, развития мышления , воображения, творческих способностей.
Театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка . Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.
Основатель Московского кукольного театра С . В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно .
Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории.
Таким образом, театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения : активизации и совершенствования словарного запаса, грамматического строя речи , звукопроизношения, навыков связной речи , темпа, выразительности речи . А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость, вызывает активный интерес, увлекает их.
Литература.
1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание , 2005.-N4.
2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду . -М., 2006
3. Маханева М. Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду .
Творческий Центр, Москва, 2009.
Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности.
Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью.
К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Что отрицательно сказывается на развитии всей речемыслительной деятельности дошкольников, ограничивает их коммуникативные потребности и познавательные возможности. Каждый педагог хочет, чтобы речь его воспитанников была не только правильной, но и живой, выразительной, чтобы дети чувствовали красоту и разнообразие языка, умели пользоваться его богатствами.
Данная проблема определила цель углубленной работы по теме: развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности . Так как театрализованная деятельность - это одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Создать необходимые условия для развития речи детей в процессе театрализованной деятельности;
Формировать устойчивый интерес к слушанию сказок и их инсценировкам;
Способствовать развитию речи детей, используя театрализованные, речевые, логоритмические игры и упражнения;
Развивать творческие способности детей в театрализованной и речевой деятельности;
Осуществлять взаимодействие с родителями по данной теме с целью развития речевой и творческой активности детей.
Свою работу я начала с формирования предметно-развивающей среды с учётом требований ФГОС ДО (3.3. Требования к развивающей среде). Она содержательно насыщена, трансформируема, вариативна, доступна и безопасна. Мы оформили центр речевого развития, где подобраны игры по развитию речи, различные атрибуты для артикуляционной и дыхательной гимнастики, игры для развития мелкой моторики рук.
Создала театральный уголок с различными видами театра: настольным, пальчиковым, плоскостным, театром «Варежка»……
Работая с детьми второй младшей группы, я обратила внимание на их интерес к ярким костюмам и фигуркам героев сказок, шапочкам, маскам. Младших дошкольников, это привлекало, прежде всего, из-за возможности переодеться, а значит измениться. Постепенно стала формировать интерес детей к театрализованным играм. Организовывала просмотр небольших кукольных спектаклей, представленных старшими детьми, на основе содержания знакомых потешек, стихов и сказок.
Затем мы начали знакомство с театральной игрой через игры - имитации отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями) и имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте). Игра-имитация цепочки последовательных действий в сочетании с передачей основных эмоций героя (веселые матрешки захлопали в ладошки и стали танцевать; зайчик увидел лису, испугался и прыгнул за дерево). Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).
К началу года в средней группе дети стали говорить лучше, но речь их еще не достаточно сформировалась. Теперь нашей задачей стало - стимулировать желание детей включаться в спектакль. Познакомив детей с разными видами театров: настольный театр, театр бибабо, плоскостной театра на фланелеграфе, включили в процесс освоения детьми мини постановок по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов ("Этот пальчик - дедушка. ", "Тили-бом", К. Ушинский "Петушок с семьей", А. Барто "Игрушки", В. Сутеев "Цыпленок и утенок").
Работая над постановкой сказок, на начальном этапе сама активно участвовала, озвучивала слова автора, помогала детям исполнять и озвучивать их роли.
На следующих этапах своё участие в постановке сокращала, давая детям возможность раскрыть свои творческие способности. Тем самым у детей развивается уверенность в себе.
В ходе регламентированной образовательной деятельности провожу большую работу по развитию монологической и диалогической речи. Использую при этом упражнения по формированию выразительности речи –
произношение скороговорок, потешек с изменением темпа речи, громкости, интонации;
музыкально-ритмические разминки на развитие ритмичных, четких, согласованных с музыкой движений;
пантомимы, которые помогают входить в образ, развивают воображение и пластичность движений;
упражнения по социально-эмоциональному развитию, направленные на овладение детьми средствами эмоциональной выразительности.
Работу со сказками часто сопровождаем показом слайдов. С большим интересом дети воспринимают презентации по сказкам. Очень любят играть в игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой» в мультимедийном оформлении.
Дети подросли… и вырос их интерес к театрализованным играм. Постепенно они включилась в процесс игрового общения с театральными куклами. Играя в сказку с детьми, используем различные виды театра. Очень нравится ребятам рассказывать сказки с помощью кукол бибабо. Такая деятельность позволяет развивать у детей творчество, фантазию, мелкую моторику, способствует запоминанию сюжета сказок. Дети с удовольствием играют самостоятельно и со сверстниками. Учатся распределять между собой роли, озвучивать героев сказок в соответствии с их ролевыми особенностями, используя при этом средства выразительности речи – интонацию и речь.
Для более эффективного достижения поставленных задач я организовала кружок «Оригами». В ходе работы кружка мы изготавливаем бумажные фигуры разных животных птиц и другие атрибуты для настольного театра. Эти фигуры позволяют насыщать театрализованную деятельность творческими заданиями, проблемными ситуациями, различными словесными играми.
Благодаря системной регламентированной образовательной деятельности и театрализованной деятельности в режимных моментах у детей развилась активная речь и выработались игровые умения. Дети научились быть доброжелательными зрителями, а в актерской игре стали самостоятельно использовать некоторые средства выразительности (мимика, жесты, сила и тембр голоса, темп речи).
В работе с родителями стремлюсь достичь таких отношений, когда они становятся активными помощниками в развитии речи детей.
Для родителей провожу консультации, даю советы и рекомендации. Подбираю интересные и доступные по содержанию игры, задания, упражнения, которые они могли бы самостоятельно использовать дома. Большую помощь оказывают родители в изготовлении декораций, костюмов и атрибутов к сказкам.
За счет освоения театрализованной игры у детей расширился игровой опыт, обогащается и активизируется словарный запас, речь становится более отчётливой, интонационно выразительной, появились умения направленные на позитивное взаимодействия с другими участниками игры. Дети принимают активное участие в праздниках и развлечениях.
Свою работу по выбранной теме планирую продолжать и дальше: создать теневой и платочный театры, познакомить детей с новыми видами театра, совместно с родителями провести тематические вечера «В гостях у сказки» и «Театральная гостиная», в которых родители станут активными участниками действий.
1.2
Педагогическая диагностика
Таблица.
Динамика уровня освоения
разделов «В игре ребенок
развивается, познает
мир, общается», «Развиваем
речь детей»
Год
Уровень
|
«В игре ребенок развивается, познает мир, общается» (театрализованная деятельность) | «Развиваем речь детей» (связная речь) | ||||||||||||||
2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | 2006-2007 | 2007-2008 | 2008-2009 | 2009-2010 | |||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | |
Высокий | 10% | 15% | 15% | 20% | 20% | 25% | 15% | 20% | 10% | 15% | 15% | 20% | 20% | 25% | 10% | 15% |
Средний | 60% | 60% | 60% | 60% | 60% | 60% | 60% | 70% | 55% | 50% | 55% | 60% | 60% | 60% | 55% | 70% |
Низкий | 30% | 25% | 25% | 20% | 20% | 15% | 25% | 10% | 35% | 35% | 30% | 20% | 20% | 15% | 25% | 15% |
юлия артюшенко
Формирование связной речи посредством театрализованной деятельности
Сила воздействия иносказательного искусства кукол,
сила метафоры очень велика, и мы обязаны не только
знать эту силу, но и быть осторожными, чтобы вместо
пользы не причинить вреда.
Детские сердца прекрасны, как венецианское стекло,
но и обращаться с ними надо также осторожно.
С. В. Образцов
Театрализованные игры выступают эффективным средством социально – эмоционального, речевого и художественно – эстетического развития дошкольника, всесторонне обогащают его опыт, активизирует интерес к искусству, способствуют раскрытию и развитию творческих способностей. Использование театральных приёмов на занятиях по развитию речи рассматривается как метод разностороннего развития дошкольника. Эффективность этого метода подчёркивается путём сопоставления возрастных психологических особенностей восприятия речи и речевого творчества детей. Главный принцип организации работы по данному направлению – интегративность, в соответствии с которым театрализованная деятельность включается в целостный педагогический процесс.
Театрализованные игры требуют от детей компетентности в различных сферах художественной деятельности (литературной, театрализованной , изобразительной, музыкальной, поэтому реализация данного направления предполагает преемственность в работе воспитателя и специалистов ДОУ. Фрагменты театрализованных игр включаются в занятия по физической культуре и музыкальные.
Особые требования предъявляются к речевому материалу, который используется в процессе театрализованных игр . Он должен быть доступен детям не только в смысловом, но в произносительном и эмоциональном плане. Вне занятий ведётся индивидуальная работа по совершенствованию эмоциональной выразительности речи и звукопроизношения .
В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры , в которой он производит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценивать роль родного языка, который помогает, прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, невозможно. С. Я. Рубинштейн писал : «Чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам.» Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны : её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи . Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актёра перед необходимостью ясно, чётко, понятно изъяснятся. Уже в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества личности, как креативность, способность к поиску знаний. Поэтому современная модель дошкольного образования предполагает высокие технологии развития воображения, грамотности и других базовых способностей. В театрализованной игре ребёнок может занимать и осваивать различные игровые позиции, исходя из индивидуальных возможностей и способностей : «ребёнок-режиссёр» , «ребёнок-актёр» , «ребёнок-зритель» , «ребёнок-декоратор» .
Особенность периода дошкольного возраста – обеспечение уровня общего психического развития, что в дальнейшем служит основой для приобретения знаний в различных областях. С качественным изменением контингента детей дошкольных учреждений меняется и педагогическая ситуация, что в свою очередь стимулирует на поиск новых идей, позволяет трансформировать и модифицировать привычные формы профилактической и коррекционно – развивающей работы, её методы и содержание. Учитывая исключительное значение речи в развитии ребёнка , понимая и принимая во внимание специфические особенности развития детей, мы пришли к выводу о необходимости использования в воспитательно-образовательном процессе системы игр и упражнений, в частности театрализованных .
Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку и т. д., необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Цель : развитие артистических способностей детей через театрализованную деятельность .
Задачи и методы :
Последовательное знакомство детей с видами театра ;
Поэтапное освоение детьми видов творчества по возрастным группам;
Совершенствование артистических навыков детей;
Раскрепощение ребёнка;
Работа над речью, интонациями;
Коллективные действия, взаимодействия;
Пробуждение в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать.
Знакомство детей с театральной куклой – бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые показывают воспитатели – это создаёт радостную атмосферу.
Начиная со второй младшей группы детей, последовательно знакомят с видами театров , основами актёрского мастерства. Для этого используют этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; привить навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.
В средней группе кукольный спектакль следует объединить с театрализованной игрой . Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр , так как его необходимый атрибут – ширма, за которую ребёнок стремится спрятаться от зрителя. Ребята, преодолевшие робость, обычно участвуют в инсценировке (постановке, спектакле) как актёры драматического театра . При этом они наблюдая друг за другом, обогащают свой личный опыт.
В старшей группе все дети активно участвуют в театрализованных играх и драматизациях.
В подготовительной группе театрализованные игры отличаются более сложными характерами героев.
Названные игры дают детям возможность применить полученные знания, проявить творчество в различных видах театральной деятельности .
Из многообразия средств выразительности можно рекомендовать :
Во второй младшей группе – формировать простейшие образно-выразительные умения (например, имитировать характерные движения сказочных животных) ;
В средней группе – обучать элементам образных выразительных средств (интонации, мимике, пантомиме) ;
В старшей группе – совершенствовать образные исполнительские умения;
В подготовительной группе – развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.
Просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним;
Игры-драматизации;
Упражнения для социально-эмоционального развития детей;
Коррекционно-развивающие игры;
Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика) ;
Задания для развития речевой интонационной выразительности;
Игры-превращения («учись владеть своим телом» , образные упражнения;
Упражнения на развитие детской пластики;
Ритмические минутки (логоритмика) ;
Пальчиковый игротренинг для развития моторики рук, необходимой для свободного кукловождения;
Упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;
Театральные этюды ;
Отдельные упражнения по этике во время драматизаций;
Подготовка (репетиции) и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок;
Знакомство не только с текстом сказки, но и средствами её драматизации – жестом, мимикой, движением, костюмом, декорацией и т. д.
В работе театральной студии участвуют не только дети и воспитатели, но и родители.
Творческие упражнения
Развитие интонационной выразительности
1. Исполнить песенку Козы из сказки «Волк и семеро козлят» : сначала голосом Козы, потом - Волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отомкнитеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла…
2. Предложить ребёнку задавать вопросы от лица Михайло Ивановича, Настасьи Петровны и Мишутки из сказки «Три медведя» Л. Н. Толстого так, чтобы слушатели смогли догадаться, кто из медведей спрашивает и как они относятся к тому, о чём спрашивают.
Развитие пластической выразительности при создании образа
1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа, по выбору детей.
2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку.)
3. Ловить бабочку или муху от лица различных персонажей.
Развитие выразительности и воображения
1. «Лисичка подслушивает» . Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут Котик с Петушком, и подслушивает, о чём они говорят.
2. «После дождя» . Жаркое лето. Только прошёл дождь. Дети осторожно ступают, ходят вокруг воображаемой лужи, стараясь не замочить ног. Потом, расшалившись, прыгают по лужам так сильно, что брызги летят во все стороны. Им очень весело.
Ольга Сидорова
Развитие связной речи детей посредством театрально-игровой деятельности
Цель исследования – изучить возможности развития связной речи у детей дошкольного возраста в ходе .
Актуальность темы- Значение связной речи в жизни дошкольника очень велико. Во-первых, качество речи определяет готовность ребенка к школьному обучению. Во-вторых, от уровня развития связной речи зависит успеваемость будущего ученика : его ответы у доски, написание изложений, сочинений и пр. И, наконец, без умения четко формулировать свои мысли, образно и логично рассуждать невозможно полноценное общение, творчество, самопознание и саморазвитие личности .
Объект исследования – связная речь детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие связной речи детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности
Задачи исследования :
1. дать характеристику понятию, функции и формам связной речи и охарактеризовать особенности развития связной речи детей дошкольного возраста;
2. исследование связной речи детей дошкольного возраста (констатирующий, формирующий эксперименты) ;
3 разработать систему работы по театрально-игровой деятельности по развитию связной речи у детей дошкольного возраста.
Публикации по теме:
Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста посредством театрализованно-игровой деятельности, фольклора Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.
Развитие творческих способностей, умений и навыков детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности Доклад на педагогическом совете на тему: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВОЙ.
Презентация «Мастер-класс «Развитие речи детей в игровой деятельности посредством развития мелкой моторики рук» Работая на младшей группе несколько лет, я заметила, что уровень речевого развития детей заметно снизился. Нам хотелось бы начать с констатации.
Проек «Развитие связной речи детей посредством театрализованной деятельности» 1 Этап Целеполагание: Актуальность создания данного проекта по развитию речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.
ИГРАЕМ ДОМА, РАЗВИВАЕМ РЕЧЬ Кто дольше В этой игре очень простые правила. Например, кто дольше протянет звук «а», «у» или.
Цель работы создавать условия для развития речи детей через творческую активность в театрализованной деятельности. Развивать все компоненты,.
Развитие связной речи дошкольников старшего возраста посредством театрализованной деятельности Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление.
Развитие выразительной диалогической и монологической речи у детей 5–6 лет в процессе театрально-игровой деятельности Выделяют два вида речи: диалогическую и монологическую. Диалогическую речь отличает краткость высказываний с преобладанием простых предложений,.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности МБДОУ «Новосолянский детский сад «Колосок» ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Васильевой Марии Генннадьевны Тема: Развитие связной речи.
Самообразование