Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Партия российского единства и согласия программа. Партия российского единства и согласия

Партия российского единства и согласия программа. Партия российского единства и согласия

скачать

Реферат на тему:

Партия российского единства и согласия (фракция)



Логотип ПРЕС

Па́ртия росси́йского еди́нства и согла́сия , (ПРЕС) - фракция в Государственной Думе России 1 созыва. Партия Российского единства и согласия создана в конце 1992 г. На выборах 1993 г. ПРЕС была второй (после Выбора России) партией, представлявшей действующую исполнительную власть. В её составе было четыре действующих министра Правительства РФ: Сергей Шахрай, Александр Шохин, Юрий Калмыков и Геннадий Меликьян. Финансовую поддержку партии оказывали Газпром и его дочерние предприятия, а также Всероссийский биржевой банк, банк «Империал», Алтайэнергобанк и другие крупные предприятия . На выборах 1993 г. ПРЕС набрала более 6 % голосов избирателей и прошла в Государственную Думу.

Политическая ориентация фракции - умеренный либерализм, развитие межнациональных отношений, поддержка социальных программ государства, сохранение территориальной целостности России, поддержка Правительства и Президента России. На выборах в Госдуму 2 созыва в 1995 г. набрала около 1 % голосов, после чего фактически прекратила существование. Её идейный преемник в Госдуме следующего созыва - Межрегиональное движение «Единство» («Медведь»).


Известные депутаты
  • Горячев Марк Леонидович
  • Сергей Шахрай
  • Константин Затулин
  • Александр Шохин
  • Владимир Туманов

Примечания

  1. Янаев, Е. Демократы подготовились гораздо лучше соперников // Коммерсантъ daily. № 214, 6 ноября 1993 - www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=64053
скачать
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 11.07.11 14:35:08
Похожие рефераты: Партия народного согласия , Партия единства и развития , Партия мира и единства ,

История. В еще большей степени, чем к "Выбору России", определение "партия власти" подходило к созданной в 1993 г. вице-премьером правительства РФ Сергеем Шахраем Партии российского единства и согласия. Если позиция "Выбора России" представляла собой весьма конкретное и последовательное выражение определенной политической линии (либерализма), то в создании ПРЕС с ее достаточно расплывчатой платформой (социально-ориентированная рыночная экономика, федерализм, обеспечение равноправия субъектов Российской Федерации, развитие местного самоуправления) совершенно четко просматривался замысел исполнительной власти - подготовить своего рода "второй эшелон" политической поддержки исполнительной власти. Причем если "Выбор России" формировался в целом на основе структур демдвижения, а представители местной и центральной администрации просто входили в его состав или оказывали ему поддержку, то ПРЕС с самого начала опиралась на административные ресурсы Госкомнаца (ведомства, возглавляемое С.Шахраем), а все региональные структуры партии формировались прежде всего с участием представителей этого ведомства на местах. Что же качается привлеченных к участию в создании партии общественных организаций, то и здесь предпочтение было отдано не политическим движениям, а корпоративным общественным объединениям, "завязанным" на региональную проблематику и имеющим отделения на местах (Союзу малых городов России, Союзу российских городов и т.п.).
Впервые о намерении создать Партию российского единства и согласия С.Шахрай объявил в июне 1993 г. Партия была учреждена в октябре того же года и осенью приняла участие в выборах в Федеральное Собрание РФ. В общефедеральный список ПРЕС вошли 4 министра (С.Шахрай, А.Шохин, Ю.Калмыков, Г.Меликьян). В ходе избирательной кампании С.Шахрай заявил о поддержке премьер-министра В.Черномырдина (в отличие от "Выбора России", делавшего ставку на Е.Гайдара). 12 декабря 1993 г. ПРЕС получила 6,73% голосов и образовала в Государственной Думе I созыва одноименную фракцию из 30 депутатов (18 избранных по общефедеральному списку и 12 в одномандатных округах). При этом из 12 кандидатов-одномандатников только 1 был избран в качестве официального кандидата от партии. За время работы Госдумы фракция заметно уменьшилась, сократившись к осени 1995 г. до 15 человек.
После ухода С.Шахрая с поста министра по делам национальностей (осень 1994 г.) и утраты им влияния в президентском окружении ПРЕС уже никем не рассматривалась в качестве "партии власти". Весной 1995 г. партия выступила одним из соучредителей движения "Наш дом - Россия" (по некоторым сведениям, С.Шахрай был одним из авторов идеи создания двух "центристских блоков"). Однако когда выяснилось, что ПРЕС не удастся играть в НДР сколько-нибудь значительную роль, партия заявила о своем выходе из движения и приняла самостоятельное участие в выборах 17 декабря, на которых она получила 0,36% голосов. Лидер партии С.Шахрай был избран в Госдуму в одномандатном округе. В преддверии президентских выборов руководство ПРЕС заявило о своей поддержке Б.Ельцина.
ПРЕС зарегистрирована Минюстом РФ 21 октября 1993 г.
Программные ориентиры. Учредительный съезд ПРЕС (16-17 октября 1993 г.) принял Политическую декларацию, послужившую предвыборной платформой партии на выборах 1993 г. Свой курс ПРЕС обозначила как "движение вперед", но с отказом от "радикализма". Принципами и целями партии были объявлены: единство и целостность России; приоритет прав человека; незыблемость прав собственности; равноправие; гражданское общество; народовластие; федерализм и местное самоуправление; разделение властей; рынок и эффективное социальное обеспечение; защита интересов российских предприятий и политика разумного протекционизма; поддержка крупных производственно-финансовых корпораций, способных проводить самостоятельную инвестиционную и научно-техническую политику; воссоздание общего экономического пространства и разрушенных хозяйственных связей на территории бывшего СССР; развитие в рамках СНГ конфедеративных отношений; "внешняя политика великой мировой державы" и пр.
I съезд ПРЕС (26-27 февраля 1994 г.) принял за основу "Основные положения программы ПРЕС". В целом программа была принята только на II съезде (23 сентября 1995 г.). Согласно этому документу, ПРЕС брала на себя роль "общероссийской консервативной партии - партии российской провинции, деятельность которой базируется на консервативных ценностях российских народов". Целью ПРЕС было объявлено сохранение российского государства как федерации сильных регионов. Принципами деятельности - консерватизм, федерализм, самоорганизация. При этом консерватизм интерпретировался как "социальная безопасность, опора на семью, нравственность, духовность"; федерализм - как "территориальная форма демократии"; самоорганизация - как всемерное поощрение местного самоуправления. В числе задач партии в программе были названы формирование общественно-рыночной экономики, реформа государственного устройства и местного самоуправления, эффективная национальная политика, содействие духовному возрождению России, восстановление решающего влияния России на международную политику и пр.
На момент регистрации ПРЕС насчитывала 575 членов. На лето 1995 г. численность ПРЕС оценивалась руководством партии в 31 тыс. человек, а количество региональных организаций - в 64. Реально в партии состояло вряд ли более 3-5 тыс. человек. Летом-осенью 1995 г. значительная часть региональных организаций ПРЕС перешла в Конгресс русских общин или движение "Наш дом - Россия".
Руководство партией осуществляет Федеральный совет, первый состав которого утвержден учредительным съездом (17 октября 1993 г.). Председателем партии был избран С.Шахрай. I съезд ПРЕС (26-27 февраля 1994 г.) переизбрал С.Шахрая председателем партии, утвердил новый состав Федерального Совета (85 человек, в том числе 19 депутатов Федерального Собрания и 54 представителя регионов), избрал Президиум Федерального Совета из 11 человек. Функции аппарата выполняет Исполком ПРЕС, председателем которого на пленуме ФС 5 июля 1994 г. был утвержден Александр Аринин.



4.2.4. Объединение "Яблоко"

История. В отличие от "Выбора России" (а тем более от ПРЕС) объединение "Яблоко" всегда культивировало имидж антагониста "партии власти", т.е. безусловной "партией оппозиции". От демократических организаций "первой волны" "Яблоко" отличает то, что оно является партией "новой" оппозиции (т.е. в первую очередь противостоит не столько силам "коммунистического реванша", сколько проводимому президентом и правительством РФ курсу), а от представителей оппозиции как "непримиримой", так и "конструктивной" ("центристской") - то, что при всей своей оппозиционности "Яблоко" придерживается демократической (реформистской, либеральной) ориентации, а основу его политического актива составляют общественные деятели демократической ориентации, по различным причинам не вписавшиеся в новую систему властных отношений.
В еще большей степени, чем "Выбор России", "Яблоко" является организацией "сделанной под лидера". Если Е.Гайдар стал лидером ВР прежде всего потому, что наиболее глубоко и последовательно мог обосновать известную политическую линию, то о "Яблоке" можно сказать, что его лидер Г.Явлинский и есть его политическая линия, поскольку имеет возможность достаточно произвольно менять конкретные детали последней (при условии, что будет продолжать поддерживать имидж оппозиционера-реформиста). О справедливости данного утверждения говорит сравнение истории "Выбора России" и "Яблока". Если создание "Выбора России", даже при очевидном лидерстве Гайдара, явилось результатом "коллективного творчества", то формирование "Яблока" началось с поиска Г.Явлинским союзников в лице тех или иных общественных и политических организаций. Причем выбирающей стороной был именно он, и его право на это как бы подразумевалось само собой. В связи с этим Г.Явлинский мог позволить себе достаточно быстро отсеивать ставших ненужными ему партнеров без всякого для себя ущерба. Так, весной 1993 г., еще только "вернувшись" в политику, он сблизился с руководителем объединения "Предприниматели за новую Россию" Константином Затулиным, однако к осени, осознав незначительность ОПНР как политической организации, а его лидера - как политической фигуры, нашел новых сподвижников. Ими стали посол России в США Владимир Лукин, бывший начальник Контрольного управления администрации президента РФ Юрий Болдырев, а также три политические партии - Республиканская партия РФ, Социал-демократическая партия России и партия "Российский христианско-демократический союз - Новая демократия". Созданный на этой основе блок "Явлинский - Болдырев - Лукин" (сокращенно - "ЯБЛоко") получил на выборах 12 декабря 1993 г. 7,86% голосов и образовал в Госдуме первого созыва одноименную фракцию.
Позже Г.Явлинский отказался от "услуг" РПРФ, СДПР и РХДС и стал формировать собственную структуру на основе думской фракции "Яблоко". Учредительный съезд объединения "Яблоко" состоялся 5-6 января 1995 г. Председателем объединения был избран Г.Явлинский, вице-председателями - В.Лукин и Ю.Болдырев (покинул объединение в сентябре 1995 г.). При этом принятый на съезде устав не допускал коллективное членство в объединении других политических организаций (разрешалось только вхождение региональных организаций политических партий в региональные отделения "Яблока" и индивидуальное членство активистов этих партий в объединении).
На выборах в Государственную Думу II созыва "Яблоко" выступило в качестве самостоятельного избирательного объединения, причем из представителей "посторонних" организаций в центральную часть федерального списка был включен только председатель Горно-металлургического профсоюза России Борис Мисник. Лидеры СДПР и партии "Демократическая альтернатива" (создана в феврале 1995 г. вышедшими из РПРФ В.Шостаковским и И.Яковенко) в центральную часть списка "Яблока" не вошли. На выборах 17 декабря 1995 г. "Яблоко" получило 6,89% голосов избирателей и сформировало в Государственной Думе II созыва фракцию из 46 депутатов (31 избранных по общефедеральному списку, 15 - в одномандатных округах).
Прошедший 27-28 января 1996 г. III съезд объединения "Яблоко" выдвинул Г.Явлинского кандидатом на пост президента РФ. В первом туре выборов Г.Явлинский занял четвертое место, получив 7,34% голосов.
Общероссийское общественное объединение "Яблоко" зарегистрировано Минюстом РФ 10 февраля 1995 г.
Программные ориентиры. На выборах 1993 г. блок "Явлинский - Болдырев - Лукин" выступал с предвыборной платформой, в которой критиковались осуществляемые в стране реформы за попытку "одномоментной замены государственного регулирования экономики на монетарные инструменты управления ею", за отсутствие "умной социальной и антимонопольной политики" и т.п. Блок выступал за широкое обсуждение в обществе и новом парламенте проекта новой Конституции РФ, за придание Федеральному Собранию учредительных функций. В области экономики - за максимально быстрое разрушение монополий, всемерную поддержку конкуренции, создание условий для "осторожной и ненасильственной земельной реформы", "упорядочение и прояснение отношений собственности", существенное расширение частного сектора. Своими задачами блок называл также глубокую интеграцию с республиками бывшего СССР (в первую очередь, создание общего рыночного пространства и оборонного союза), государственные гарантии существования самых разнообразных форм самоорганизации граждан и пр.
Учредительная конференция "Яблока" (5-6 января 1995 г.) ограничилась принятием Декларации объединения. Закрытая конференция 17-18 июня 1995 г. приняла программные документы объединения в качестве рабочих, а II съезд (1-3 сентября 1995 г.) - за основу. В этих документах "Яблоко" объявляло себя "демократическим движением, выступающим за создание правового государства с рыночной, социально ориентированной экономикой и сильной армией"; выражающим интересы широкого среднего класса; находящимся в конструктивной демократической оппозиции к власти. В сфере политики "Яблоко" выступало за четкое разграничение полномочий между ветвями власти, определение меры и форм ответственности правительства перед Федеральным Собранием, ограничение и уточнение полномочий президента, принятие целостного избирательного законодательства, последовательную децентрализацию государственной власти, создание условий для развития местного самоуправления. В сфере экономики - за создание многочисленного среднего класса, осуществление экономически эффективной приватизации и демонополизации, государственную поддержку малого бизнеса, "осуществление решительного маневра для стимулирования производства в отраслях высоких стадий переработки и конечного спроса". В сфере внешней политики - за приоритетное внимание к отношениям с бывшими советскими республиками, заключение с ними Экономического союза, в сфере обороны - за эффективную военную реформу и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. На сентябрь 1995 г. было зарегистрировано 58 региональных организаций "Яблока", однако они, как правило, не располагают разветвленной оргструктурой на районном и местном уровнях. Наиболее активные территориальные организации "Яблока" находятся в Москве, Санкт-Петербурге, республиках Адыгея и Удмуртия, Московской, Тульской и Омской областях. В состав региональных организаций "Яблока" могут входить региональные организации других партий (на федеральном уровне это не допускается). Членов и активных сторонников (включая коллективных членов) "Яблока" на конец 1995 г. насчитывалось несколько десятков тысяч.
Руководящим органом объединения является Центральный совет, формируемый из представителей региональных организаций и членов думской фракции. Первый состав ЦС (46 человек) был избран на учредительном съезде (5-6 января 1995 г.). Рабочим органом ЦС является Бюро (первый состав из 14 человек сформирован на учредительном съезде из членов думской фракции "Яблоко"). Председателем объединения на учредительном съезде был избран Г.Явлинский, вице-председателями Ю.Болдырев и В.Лукин. Перед II съездом "Яблока" (1-3 сентября 1995 г.) объединение покинул один из его основателей - Ю.Болдырев (в знак несогласия с поддержкой думской фракцией "Яблоко" законов о разделе продукции и о Центральном банке). На III съезде (28 января 1996 г.) в устав "Яблока" были внесены изменения, согласно которым вместо двух равноправных заместителей председателя вводились посты первого заместителя председателя и просто заместителя (ими стали В.Лукин и депутат Госдумы С.Иваненко). В новый Центральный совет было избрано 57 человек. На закрытом пленуме Центрального совета "Яблока" 18 февраля 1996 г. было избрано Бюро ЦС из 12 человек во главе с Г.Явлинским.

4.2.5. "Вперед, Россия!"

История. По способу создания движение "Вперед, Россия!" во многом является слегка утрированным аналогом объединения "Яблоко". Если последнее "делалось" под Г.Явлинского, то движение "Вперед, Россия!" - под бывшего министра финансов Бориса Федорова. Так же как и "Яблоко", движение Б.Федорова претендовало на роль "демократической оппозиции" - с той разницей, что идеологическую позицию ВР отличала явная "демопатриотическая" (национал-либеральная) ориентация: "Вперед, Россия!" было, в частности, единственной демократической организацией, полностью поддержавшей ввод федеральных войск в Чечню.
Для классической схемы политического размежевания национал-либерализм - вполне типичное явление. Национал-либералы, или национал-демократы, как правило, являются сторонниками частной собственности и рыночной экономики, с одной стороны, и жесткими унитаристами в области национально-территориальной политики, с другой. Во всех республиках бывшего СССР, кроме РФ, национал-либерализм является одной из ведущих политических доктрин. В России же понятия "национализм" ("патриотизм") и "либерализм" оказались на противоположных полюсах. В политическом спектре России есть место и национал-коммунизму, и социал-патриотизму, однако национал-либерализм проявляется лишь эпизодически. Так, к числу сторонников национал-либеральной доктрины можно отнести участников действовавшего в 1990-91 гг. блока "Народное согласие" (ДПР, КДП-ПНС, РХДД) выступавших, с одной стороны, за радикальные экономические реформы, а с другой - за сохранение СССР и проведение достаточно жесткой унитаристской политики в области национально-территориального устройства РФ. Позже либеральный элемент в их доктринах заметно "выдохся": РХДД и КДП-ПНС вполне органично влились в ряды т.н. "право-левой" оппозиции, а ДПР перешла на социал-этатистские позиции. Новое воплощение идеология национал-либерализма получила в деятельности движения "Вперед, Россия!".
Движение было образовано 18 февраля 1995 г. на основе Либерально-демократического фонда (создан в 1994 г.; руководитель - Б.Федоров) и той части депутатской группы "Либерально-демократический союз 12 декабря", которая вслед за Б.Федоровым одобрила военное решение чеченского вопроса. Руководящие органы движения ВР были сформированы в основном из членов "ЛДС 12 декабря".
Несмотря на претензии Б.Федорова, утверждавшего что "Вперед, Россия!" уже в ближайшее время займет место одной из наиболее влиятельных демократических организаций, оттеснив "Демвыбор России" (на одной из пресс-конференций Федоров сравнил "Яблоко" с британскими лейбористами, свое объединение - с консерваторами, а ДВР - с малочисленными либералами), выборы 17 декабря показали, что самое большее, на что может рассчитывать ВР в лагере демократов, - это третье место: "Вперед, Россия!" получило 1,94% голосов избирателей.
В период подготовки президентских выборов лидер движения Б.Федоров высказался в поддержку Б.Ельцина, однако III конференция движения (17 февраля 1996 г.) предпочла не принимать окончательного решения и поручила своему лидеру начать переговоры по этому вопросу с другими демократическими силами и соглашаться на поддержку единого кандидата лишь при соблюдении теми определенных условий (в том числе формирование коалиционного правительства). Однако 26 мая IV конференция приняла решение о поддержке Б.Ельцина без всяких предварительных условий и даже обратилось к Г.Явлинскому, С.Федорову, А.Лебедю и М.Горбачеву с призывом снять свои кандидатуры в пользу действующего президента. Б.Федоров участвовал в президентской кампании в качестве доверенного лица Б.Ельцина.
Движение "Вперед, Россия!" зарегистрировано Минюстом РФ 14 апреля 1995 г.
Программные ориентиры. Предвыборная программа и политический Манифест движения "Вперед, Россия!" были приняты на учредительной конференции (18-19 февраля 1995 г.). Основными принципами движения в программных документах названы: приоритет личности, прав человека и личной свободы; сильное государство как гарант прав и свобод; демократия, порядок и законность; "единство России на базе сочетания интересов всех сторон"; рыночная экономика. Движение выступило за четкое разграничение ответственности между государственными органами; сокращение центрального госаппарата; равный статус всех субъектов Федерации, пресечение сепаратизма и, одновременно, расширение прав регионов, создание полноценных органов местного самоуправления; реформу правовой системы в соответствии с международными стандартами; ужесточение наказаний за преступления против личности и собственности; реформу вооруженных сил, сокращение их численности до 1 млн человек и полную профессионализацию состава; активную внешнюю политику России, включение в Конституцию статьи о стремлении к объединению с Украиной, Белоруссией и Казахстаном; реальную государственную политику поддержки семьи, адресную помощь наиболее нуждающимся; стимулирование экономического подъема и занятости; ужесточение финансовой дисциплины, ликвидацию бюджетного дефицита и инфляции; отказ от фискально-карательного характера налогов и справедливое их распределение; защиту частной собственности, приватизацию земли; снятие ограничений на доступ частного капитала во все сферы промышленности и на движение товаров и услуг между субъектами федерации; поддержку предпринимательства, малого бизнеса; "разумный протекционизм", защиту отечественных производителей и пр.
Численность. Руководящие органы. Лидеры. На момент создания движение, по данным его руководителей, имело 75 региональных отделений, наиболее активные из которых находились в Москве, Санкт-Петербурге, Московской, Свердловской, Смоленской, Ростовской Тамбовской, Ленинградской областях, Кабардино-Балкарии. Летом 1995 г. движение "Вперед, Россия!", по оценке его руководства, насчитывало около 30 тыс. членов. Реально же его численность движения едва ли выходила за пределы 2-3 тыс. человек.
Руководящим органом движения является Координационный совет, первый состав которого из 20 человек (половина из них являлись членами депутатской группы "ЛДС 12 декабря) был избран на учредительной конференции. Координационный Совет избрал из своего состава Бюро КС, в которое вошли депутаты Госдумы из "ЛДС 12 декабря" (Б.Федоров, Вадим Бойко, Александр Жуков, Василий Ковалев, Александр Траспов, Игорь Устинов), а также исполнительный директор Либерально-демократического фонда Алексей Морозов. Аппарат движения возглавил Валентин Завадненко. Президентом движения был избран Б.Федоров, III конференция объединения (17 февраля 1996 г.) выразила ему "полное доверие".

Девиз:

Известные персоналии партии

См. также

Напишите отзыв о статье "Партия российского единства и согласия (фракция)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Партия российского единства и согласия (фракция)

Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.

ПРЕС называет себя партией российской государственности. В ее программных положениях подчеркиваются принципы единства и целостности России.

Партия Шахрая - скорее умеренная, склонная к эволюционным методам развития, более смещенная к центру.

Кто поддерживает

ФОРМАЛЬНО, насколько широко поддерживают партию, покажут декабрьские выборы. Если же анализировать данные социологов, то по одному из последних опросов ПРЕС вошла в тройку лидеров. Важным показателем стал сбор подписей для регистрации избирательных объединений. Партия, которой тогда едва исполнился месяц, собрала более 370 тысяч подписей почти во всех регионах России, выйдя на второе место после Аграрной партии.

Но важнее другое. ПРЕС пользуется поддержкой некоммунистически настроенных региональных администраций и элит, в том числе и предпринимательских. Их привлекает предлагаемая ПРЕС предсказуемая экономическая и национальная политика, порядок в стране. Когда плохо становится уже ВАЗу, считают они, значит, что-то надо корректировать в экономическом курсе. "Жигули" - машина, бесспорно, устаревшая, но ведь для освоения новой модели тоже нужны деньги" а если без средств ВАЗ остановится, то не будет ни новой, ни старой модели.

Такая логика весьма близка как государственным, так и частным предпринимательским кругам. Оставляет неоспоримым нынешний курс на реформы, но требует выборочного подхода во избежание общего оцепенения производства - как в промышленности, так и на селе. А потому среди сторонников ПРЕС преобладают представители не торгово-посреднического, а производственного капитала, немалое число руководителей государственной промышленности и крупнейших частных компаний.

Существует также, судя по некоторым данным, негласная поддержка ПРЕС отраслевыми министрами и даже премьер- министром.

Кто выступает против

КАК ни странно, несмотря на то, что среди лидеров партии - два вице-премьера и министры нынешнего кабинета, такой жесткой критики, как "Выбор России", ПРЕС не испытывает. Правда, деятели второго эшелона того же "Выбора России" обвиняют Шахрая в "недемократизме" и прочих грехах, намекая едва ли не на "коммунистичность" ПРЕС.

Против ПРЕС также выступили некоторые журналисты, которые явно поддерживают иные блоки.

У недемократических партий и блоков достаточно сдержанная позиция - без поддержки, но и без нападок, объясняющаяся, видимо, тем, что эти конкуренты боятся задеть провинциальных избирателей, симпатизирующих ПРЕС.

Правда, часть наблюдателей отсутствие серьезной критики объясняет тем, что сегодня ПРЕС не воспринимается как мощная сила. Действительно, партия, которой всего два месяца, станет реальной угрозой для других лишь на следующих выборах. А сейчас главная задача - пройти в Госдуму и достойно там себя проявить.

Имидж

ЛИДЕРЫ ПРЕС называют ее "партией провинции", но при этом необходимо отметить, что формируют ее облик "провинциалы" - профессионалы, уже отчасти сделавшие свою судьбу, свою карьеру. Они меньше озабочены добыванием депутатских благ, а больше - желанием помочь своему региону или... сделать следующий шаг во власть. Типичным примером этого стал сам руководитель ПРЕС вице- премьер Сергей Шахрай, уроженец казачьего юга России.

Лидеры ПРЕС, как партии регионов, хотели бы, чтобы она ассоциировалась с образом стабильной, несколько консервативной, но добродушной провинции - без всей этой столичной фанаберии и изысков. Ее избиратель - этакий заводской мужичок с какой-нибудь улицы Ново-Советской какого-нибудь Дебрянска, с женой и двумя детишками, с пивком после работы и телевизором вечерами, с заботами о своих стариках и маленьким огородиком с картошкой на зиму... Но как раз с провинциальными лидерами у партии туговато. Столичные баловни судьбы - А. Шохин, С. Станкевич, К. Затулин - не очень вписываются в такую картину.

И еще о лидерах на телеэкране. Порой создается впечатление некоторой сверхсолидности, монументальности. Кажется, что Сергей Шахрай со товарищи не в Госдуму избираются, а уже участвуют в борьбе за президентский пост.

Место в Федеральном Собрании

ЕСЛИ бы были основания предполагать, что нынешние избирательные объединения сохранятся после выборов в Федеральное Собрание, то объективно ПРЕС могла бы занять места чуть правее Явлинского и чуть левее Вольского. Однако существует большая вероятность того, что "Выбор России", как блок всего лишь предвыборный, сразу после начала работы парламента распадется на ряд мелких фракций и отдельных депутатов. А те, в свою очередь, разойдутся по всему политическому пространству - как это было уже с "ДемРоссией".

Той же эволюции можно ожидать и от других предвыборных коалиций. ПРЕС же заявляет, что идет как партия с единой программой и обязательной дисциплиной. И в этом качестве она скорее всего будет противостоять организованным силам противоположной направленности: компартии, аграрникам, ЛДПР.

Лидеры

ОБЩЕФЕДЕРАЛЬНЫЙ список от ПРЕС включает в себя 200 почти 200 кандидатов. Среди них такие известные лица, как С. Шахрай, А. Шохин, К. Затулин, Г. Меликьян, Р. Абдулатипов, С. Станкевич и др. Большинство в списке - главы и работники местных администраций, министры, промышленники и предприниматели, юристы и экономисты.

Учредительный съезд состоялся 17 октября 1993 года
Зарегистрирована 21 октября 1993 года (N 1966)
Дата регистрация устава 14 октября 1998 года
Руководящий орган - Политический совет
Председатель - ШАХРАЙ Сергей Михайлович
Тел: 720-53-76, 289-96-35, 289-96-16, 203-83-36
Адрес штаб-квартиры:
107005, г. Москва, ул. Бауманская, 50/2

ПРЕС провозглашает сильную региональную политику, самостоятельность регионов, ответственность федеральных властей.

В сфере экономики ПРЕС выступает за развитие конкуренции и частной предпринимательской инициативы, модернизацию промышленности, селективную структурную политику, признает "разумный протекционизм" со стороны государства, поддержку экспорта.

ПРЕС выступает за укрепление СНГ. Ближайшей целью считает воссоздание общего экономического пространства и восстановление хозяйственных связей на территории бывшего СССР.

Основные цели уставной деятельности:
- содействие обеспечению участия граждан, разделяющих цели партии, в политической жизни общества, обеспечению профессионализма политических деятелей, обеспечению принципов политической этики в деятельности партийных органов и органов власти;

Возрождение России как великой державы, единство, целостность и могущество которой основывается на духовной и исторической общности населяющих ее народов, обеспечения их равноправия и самоопределения в составе Российской Федерации;

Способствование расширению компетенции региональных органов в обеспечении единого экономического пространства России и общероссийского рынка;

Ориентирование социальной политики на достижение более высокого качества жизни с приоритетной задачей создания для нетрудоспособной части населения стабильных экономических и правовых условий и гарантий;

Содействие созданию дополнительных государственных стимулов для тех видов предпринимательства, которые лучше всего могут обеспечить занятость наименее защищенных от безработицы слоев населения (молодежи, женщин, инвалидов).

Суверенные республики и другие самостоятельные регионы политически и экономически заинтересованы в единой России, сильном центре, который умножает силы каждого из них.

Особо важен русский вопрос. Сохранение и укрепление федеративного государства зависит от национального самочувствия русских. Культуру народа сохраняет провинция, которой и должны быть адресованы основные средства, направляемые на культурное развитие.

Партия Российского единства и согласия (ПРЕС) создавалась в 1993 под лозунгами федерализма и соблюдения экономических прав регионов, но фактически была ведомственной партией Министерства по делам национальностей и Федерации, которое возглавлял Сергей Шахрай.

17 августа 1993 в Новгороде прошла учредительная конференция ПРЕС. Были приняты программные принципы, избран Федеральный Совет ПРЕС, в который вошли С.Шахрай, Александр Шохин, Рамазан Абдулатипов, Александр Котенков, Сергей Станкевич, Михаил Прусак (глава Новгородской областной администрации), Петр Премьяк (председатель Камчатского областного Совета), Владимир Саганов (председатель Совета Министров Бурятии) и др.

26 октября 1993 Федеральный Совет ПРЕС выдвинул общефедеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы. К избирательному объединению ПРЕС неформально присоединилось Объединение "Предприниматели за новую Россию" (лидер - Константин Затулин). В список вошли 4 министра (С.Шахрай, А.Шохин, Юрий Калмыков, Геннадий Меликьян).

Во время избирательной кампании 1993 ПРЕС представляла себя как консервативную альтернативу блоку "Выбор России". С.Шахрай провозгласил полную поддержку деятельности премьер-министра В.Черномырдина и обещал, что после выборов ПРЕС станет ведущей силой при формировании нового правительства. Несмотря на поддержку указа 1400 о роспуске парламента в документах ПРЕС, в руководстве партии и ее предвыборном списке были не только недавние сторонники разгона Съезда народных депутатов (Ю.Калмыков), но и участники парламентского сопротивления (Р.Абдулатипов).

На выборах 1993 список ПРЕС получил 3 620 035 голосов (6,73 %) и 18 мест в Государственной Думе по общефедеральному округу. Четыре выдвиженца ПРЕС были избраны в одномандатных округах. Депутатами Совета Федерации были избраны 5 тогдашних членов ПРЕС.

26-27 февраля 1994 прошел I съезд ПРЕС, на котором С.Шахрай был переизбран ее председателем, был утвержден новый состав Федерального Совета, избран Президиум Федерального Совета, приняты Основные положения программы.

В 1994-95 партия пришла в упадок. Фракция ПРЕС в Государственной Думе первого созыва первоначально насчитывала 30 депутатов, максимально - 33. В 1994 из фракции ПРЕС и Президиума Федерального Совета ПРЕС был исключен К.Затулин. В конце 1994 из ПРЕС вышел бывший министр юстиции Ю.Калмыков, не согласный с одобрением партией военного решения чеченской проблемы. В мае 1995 ушел А.Шохин. К осени 1995 во фракции ПРЕС оставалось 15 депутатов.

Приняв участие в апреле - мае 1995 в создании движения "Наш дом - Россия" (ндр) в качестве коллективного члена, ПРЕС вышла из него в начале сентября 1995. 16 сентября 1995 состоялся II съезд ПРЕС, на котором были сформированы списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Список ПРЕС получил 245 977 голосов (0,36 % - 26-е место из 43). Сам Шахрай был избран от прес в мажоритарном округе, председатель исполкома ПРЕС Александр Аринин прошел в округе как независимый кандидат, член ПРЕС Инсаф Сайфуллин избран по списку ндр. Шахрай вступил в Думе в депутатскую группу "Российские регионы", А.Аринин примкнул к фракции ндр.

Прес провозглашает себя консервативной партией российских регионов. Она претендует представлять и воплощать тот дух осторожного отношения к преобразованиям, который действительно свойствен значительной части российской провинции, пытаясь дать этому настроению не "коммунистический", а умеренный выход.

Декларируется ориентация на специфическую цель совершенствования федеративного устройства страны и вся программа прес привязана к этой задаче. Совершенствование видится через реализацию двух идей: укрепление самостоятельности и ответственности республик и прочих регионов России в рамках, совместимых с федерализмом; и упрочение на этой основе всей федерации во главе с "сильным центром", как необходимой для благополучия республик и регионов. Как неоднократно подчеркивал лидер и создатель прес С.Шахрай, прес появилась на свет как ответ на три насущные потребности: активизировать регионы, многие из которых не хотят брать на себÿ

Одним из основных способов достижения целей видится "территорилаьная справедливость" - принцип выравнивания прерогатив и полномочий всех регионов. Также предусматривается общее перемещение властных полномочий от центра в регионы в возможно более широком объеме. В этом видится, в частности, один из способов преодоления экономического и социального кризисов в России, а также нормализации межэтнических отношений. В русле этого плана выдвинуты лозунги "экономического федерализма" и широкой культурно-национальной экономии.

Общая хозяйственная основа всего этого - социально-ориентированная рыночная экономика. Государственное начало в экономике не акцентируется.

На президентских выборах 1996 прес поддержала Б.Ельцина.

ШАХРАЙ Сергей Михайлович:

Родился в 1956 г. в Симферополе. Окончил юридический ф-т Ростовского университета. Кандидат юридических наук. До избрания в 1990 г. Народным депутатом РСФСР заведовал лабораторией правовой информации и кибернетики юридического факультета МГУ. Избирался председателем комитета по законодательству ВС РСФСР. С 1991 г. - государственный советник РСФСР по правовой политике. В декабре 1991 г. назначен заместителем председателя правительства России. Представлял президента РФ на процессе по "делу КПСС " в Конституционном суде России. В ноябре 1992 г. назначен председателем государственного комитета по национальной политике и вице-премьером правительства РФ. Стал инициатором и одним из организаторов ПРЕС. В начале 1994 г. назначен министром РФ по делам национальностей и региональной политике, членом Совета Безопасности РФ.