Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Институт права, социального управления и безопасности. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 40.05 01 правовое обеспечение национальной безопасности специалитет

Институт права, социального управления и безопасности. Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования 40.05 01 правовое обеспечение национальной безопасности специалитет

Обеспечение национальной безопасности является одним из приоритетных направлений деятельности государственных структур. Ведь данная характеристика во многом определяет позицию страны на внешнеполитической и внешнеэкономической арене. Таким образом, низкие показатели этого понятия непосредственно скажутся и на обычных гражданах. Поэтому вопрос безопасности должен решаться в предельно краткие сроки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Стоит понимать, что для ее поддержания необходимо чем-то регламентироваться. Так, это относится к правовому обеспечению рассматриваемого направления.

Люди с такой специальностью после выпуска из высшего учебного заведения приобретают знания и навыки, с помощью которых реализуется оптимальное функционирование государственных структур, осуществляющих деятельность в сфере формирования безопасности.

У большинства граждан возникает вполне резонное соответствие, что такие специалисты являются чуть ли не великими разведчиками, работают только в МВД, ФСБ или МЧС и каждый день рискуют жизнью. Однако, все выглядит не столько героически, хоть это и не убавляет ценности их работы.

Чтобы понимать, что за профессия «правовое обеспечение национальной безопасности», нужно изучить актуальные в 2019 году сведения по данному направлению обучения, ведь при анализе основных изучаемых предметов уже можно сделать определенные выводы. Кроме того, такая информация может стать полезной для школьников, задумывающихся о работе юриста в сфере государственных отношений.

Общий обзор

Частный юрист, который занят в сфере общественных, коммерческих и гражданских отношений, по характеристике своей деятельности значительно отличается от специалиста, занимающегося делами государственного значения.

В первую очередь, последнему необходимо пройти отдельную подготовку, так как, в отличие от обычных юристов, при обучении студентов данного направления особый акцент делается на международном правовом поприще, информационном компоненте подготовки. В обязательном порядке выпускник должен иметь глубокие познания, как минимум, в одном иностранном языке.

Направление «Правовое обеспечение национальной безопасности» занимается подготовкой юристов в сфере отношений государственных структур и физических или юридических лиц. Существует несколько специальных профилей, каждый из которых в более точном рассмотрении определяет ту или иную грань правовой области.

Так, можно выделить следующие варианты, когда обеспечивается безопасность:

  • государственно-правовая;
  • гражданско-правовая;
  • международно-правовая;
  • правоприменительная;
  • уголовно-правовая;
  • правотворческая.

По большей части, судить о значении каждого из профилей можно уже по одному названию. Но очевидно, что абитуриент перед поступлением должен внимательно изучить каждый вариант, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своем выборе.

Что включено в содержание

Обучение по данному направлению

При выборе места обучения по данному направлению рекомендуется подавать документы в ВУЗ, находящийся в верхних позициях рейтинга и имеющие положительные отзывы как от работодателей, так и от бывших студентов. Актуальными остаются университеты, специализирующиеся на выпуске юристов различных категорий.

Наиболее предпочтительными являются следующие образовательные организации:

  • Московский государственный лингвистический университет;
  • Российская правовая академия Министерства юстиции России;
  • Московский государственный университет путей сообщения;
  • Российская академия народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ.

Прием осуществляется для абитуриентов со средним общим образованием или средним профессиональным. Отбор среди выпускников школ ведется на основе результатов единого государственного экзамена по русскому языке, истории и обществознанию.

Очевидно, что выиграть в конкурсе можно лишь при наличии достаточно количества баллов. Поэтому своевременная подготовка к сдаче профильных предметов – это залог успешного поступления.

Что касается лиц, имеющих дипломы об окончании высшего или среднего профессионального учебного заведения, то их прием осуществляется в процессе собеседования.

Какие дисциплины есть в программе

Нужно понимать, что данное направление предполагает серьезный подход, формируя необходимую базу из 80 предметов общеобразовательного и юридического назначения.

Программа обучения разрабатывается опытными преподавателями с высокой квалификацией, которые параллельно занимаются практикой, тем самым могут дать своим студентам гораздо более важную информацию, чем теоретические аспекты.

Что касается изучаемых дисциплин, то из всего разнообразия можно выделить следующие положения:

  • основы теории, истории государства и права;
  • юридическая психология;
  • основы теории национальной безопасности;
  • различные виды права, будь то уголовное, конституционной, экологическое или еще какое-либо;
  • занятия по судебной психиатрии;
  • занятия по судмедэкспертизе.

Очевидно, что степень углубленности изучения предмета и их приоритетность определяется профилем, который выбрал студент.

Прочие описания специальности

Процесс обучения по направлению правовой безопасности может быть реализован несколькими способами:

Если человек поступает после получения диплома профильного колледжа, то срок обучения сокращается на один год.

Дополнительно стоит отметить, что данное направление предполагает наличие бюджетных мест. Однако, нужно понимать, что их количество сильно ограничено, при этом они доступны лишь при обучении на очной и заочной форме обучения.

Данная специальность подразумевает дальнейшее участие выпускника в деятельности:

  • составления и реализация правовых установок;
  • правовое обеспечение национальной безопасности;
  • поддержание соблюдения норм закона и правопорядка;
  • юридическое образование и правовое воспитание.

То есть человек с соответствующим дипломом может заниматься деятельностью такого характера:

  • правотворческая;
  • правоприменительная;
  • правоохранительная;
  • организационно-управленческая;
  • преподавания юридических дисциплин;
  • международное правообеспечение.

Выбор зависит в первую очередь от того, какой профиль был выбран абитуриентом при поступлении. В зависимости от деятельности, на будущего специалиста возлагаются определенные задачи по реализации ключевых целей направления.

Существенные отличия

Стоит различать правоохранительную деятельность и правовое обеспечение национальной безопасности. Несмотря на некоторые соответствия, они все же имеют иные характеристики.

Так, правоохранительная деятельность – это такой вид государственной деятельности, который реализуется в целях охраны права физических и юридических лиц с помощью уполномоченных структур с использованием юридических механизмов воздействия, согласно предъявляемым требованиям закона и строгому соблюдению установленного порядка.

Ярким примером такой работы будет служить действия полиции – один из элементов правоохранительных органов.

Если же рассматривать правовое обеспечение национальной безопасности, то такая деятельность является более узкоспециализированной. Специалист данного направления в первую очередь занимается разработкой и внедрением нормативно-правовых актов, направленных на поддержание функций закона на государственном уровне.

Он рассматривает внешнеэкономические и внешнеполитические отношения в русле соответствия установленным разработкам. Причем учитываются не только внутренние положения, но и международные, достигнутые путем разработки различных конвенций или соглашения.

Справка для выпускников

Выпускникам стоит знать, что их ожидает после окончания высшего учебного заведения.

При общем рассмотрении специальности, без разбивки на профили, выпускник с соответствующим дипломом при трудоустройстве по приобретенным знаниям и навыкам приобретает спектр следующих задач:

  • разработка и реализация правовых норм, документов (законы, приказы);
  • осуществление экспертизы нормативно-правовых актов в целях выявления несоответствий и возможных коррупционных механизмов;
  • принятие решений, согласно положениям закона;
  • расследование преступлений правового характера, установление меры наказания за совершенное деяние;
  • участие в заседании суда;
  • разработка и реализация деятельности по взаимодействию между государством и физическими или юридическими лицами (это же распространяется и на международные соглашения);
  • поддержания соблюдения закона в направлении «субъект-государство» и «государство-государство»;
  • консультирование населения и государственных или коммерческих структур по юридическим вопросам;
  • защита государственной тайны и секретных сведений.

Как можно заметить, задач много и они достаточно различны. Кроме того, данные виды деятельности для государства имеют исключительную значимость, что делает специалиста востребованным на рынке труда.

Дополнительно стоит понимать, что после окончания основной программы большинство образовательных учреждений предоставляют возможность дальнейшего обучения в качестве аспирантуры или магистратуры.

Где можно работать

Выпускники направления «Правовое обеспечение национальной безопасности» имеют достаточную подготовку для получения должности в:

  • государственных структурах, направленных на поддержание безопасности;
  • государственных органах законодательной, судебной или исполнительной власти;
  • в органах местного самоуправления;
  • в юридическом отделе компаний с внешнеэкономической деятельностью;
  • в аппаратах, уполномоченных по правам.

Также они могут принимать участие в сфере обеспечения деятельности политических партий, работать в ЗАГСе, адвокатуре. Кроме того, в процессе обучения студенты приобретают навыки, необходимые для пребывания в должности советника по юридическим вопросам чиновников законодательных структур на различных уровнях.

Поэтому в зависимости от того, в какую сферу пойдет выпускник, он может стать сотрудником организаций следующей направленности:

  • вооруженные силы;
  • пограничные и внутренние войска;
  • правоохранительные структуры;
  • органы внешней разведки;
  • служба поддержания безопасности законодательной, исполнительной и судебной власти (это же актуально и в отношении высших должностных лиц данных формирований);
  • налоговая инспекция;
  • служба ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  • органы, поддерживающие безопасное осуществление деятельности в отдельных сферах производства, таких как: промышленность, энергетика, транспортное и сельское хозяйство;
  • службы, работа которых направлена на обеспечение безопасности передачи информации;
  • таможенные органы;
  • коммерческие организации, если бизнес связан с международным сотрудничеством.

Заработная плата в таких организация поначалу не превышает 30 тысяч рублей в месяц. С течением времени и набором опыта услуги юриста становятся более дорогими – месячный доход может достигать 80 тысяч рублей.

Квалификация (степень) выпускника:

Специализации:

  • «Уголовно-правовая»,
  • «Гражданско-правовая»,
  • «Государственно-правовая»

Срок обучения

  • очная - 5 лет,
  • заочная - 6 лет.

Возможность ускоренного обучения на базе ВПО

Область профессиональной деятельности включает: разработку и реализацию правовых норм; правовое обеспечение национальной безопасности; обеспечение законности и правопорядка; юридическое образование и правовое воспитание.

Объектами профессиональной деятельности являются общественные отношения в сфере реализации правовых норм, обеспечения законности и правопорядка.

Виды и задачи профессиональной деятельности выпускника по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности»: правотворческая деятельность: разработка нормативных правовых актов; правоприменительная деятельность: обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм; составление юридических документов; правоохранительная деятельность: обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства; выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства; профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование правонарушений; защита прав и законных интересов граждан и юридических лиц; оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов; обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов; правовое обеспечение служебной деятельности; обеспечение реализации актов применения права; поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации норм в сфере национальной безопасности; организационно-управленческая деятельность: организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения профессиональных задач; научно-исследовательская деятельность: проведение научных исследований по правовым проблемам; участие в проведении научных исследований в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности; педагогическая деятельность: преподавание юридических дисциплин в общеобразовательных учреждениях, в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и дополнительного образования.

Цель подготовки по специальности «Правовое обеспечение национальной безопасности» состоит в качественной подготовке конкурентоспособных, толерантных и компетентных профессионалов, обладающих высоким уровнем правовой культуры и правосознания, фундаментальными знаниями в области правотворческой, правоприменительной, правоохранительной, экспертно-консультативной, организационно-управленческой, научно-исследовательской и педагогической и деятельности, востребованной государством и обществом. Основой для содержания подготовки выпускников в том числе, является формирование заказа работодателей, отражающего потребность регионального рынка труда в специалистах определенного профиля. Студенты изучают фундаментальные правовые дисциплины: теорию государства и права, конституционное право, финансовое право, административное право, гражданское право, гражданский процесс, трудовое право, предпринимательское право, уголовное право, уголовный процесс, криминалистику и др

Высшее образование должно идти чуть впереди запросов государства и основной упор делать на формирование специалистов с определенным набором компетенций. В этих целях организована подготовка по нескольким специализациям. Студенты определяются со специализацией на третьем курсе, что позволяет им сделать выбор, обусловленный направлением будущей профессиональной деятельности. Специализация служит средством дифференциации и индивидуализации обучения, позволяет за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности студентов, создавать условия для их обучения в соответствии с профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

Уголовно-правовая специализация обеспечивает получение углубленных профессиональных знаний о деятельности правоохранительных органов и нацелена на подготовку студентов к будущей работе в правоохранительных органах всех уровней, а также в органах государственной власти в качестве специалистов по правовым вопросам. Выпускники готовятся для работы по обеспечению национальной безопасности и обеспечения законности и правопорядка в деятельности правоохранительных органов, органов государственной власти и местного самоуправления. Решаются задачи формирования у студентов необходимых профессиональных навыков в борьбе с преступностью, способности выявлять коррупционное поведение и содействовать его пресечению. На это направлено изучение таких дисциплин, как организация и тактика раскрытия отдельных видов преступлений, вопросы квалификации преступлений, уголовно-процессуальное доказывание, преступление против порядка управления, коррупционные преступления.

Гражданско-правовая специализация обеспечивает более углубленное изучение правовых институтов в области регулирования гражданско-правовых отношений в сфере обеспечения национальной безопасности. Основная цель гражданско-правовой специализации подготовка выпускников для оказания содействия в реализации гражданских прав и законных интересов граждан, коммерческих и некоммерческих организаций. В подготовке студентов отражены тенденции экономического развития современного общества, на это направлено изучение таких дисциплин, как право интеллектуальной собственности, судебная практика по гражданским делам, потребительское право, конкурсное право, инвестиционное право.

Государственно-правовая специализация обеспечивает получение углубленных профессиональных знаний о деятельности правовых институтов в публично-правовых отношениях и нацелена на подготовку студентов к будущей работе в органах государственной власти и местного самоуправления в качестве специалистов по правовым вопросам. Выпускники специализации готовятся для работы по обеспечению деятельности политических партий и общественных организаций; для работы в избирательных комиссиях всех уровней; аппаратах уполномоченных по правам человека, правам детей, правам предпринимателей, органах социального обеспечения. В подготовке студентов предусмотрено изучение таких дисциплин как избирательное право и процесс, конституционное правосудие, проблемы российского федерализма, гражданство и проблемы миграции и др.

Практики

В соответствии с ФГОС ВПО раздел основной образовательной программы «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Практики закрепляют знания и умения, приобретаемые студентами в результате освоения теоретических курсов и специальных дисциплин, вырабатывают практические навыки и способствуют комплексному формированию общекультурных и профессиональных компетенций студентов. Основной формой выполнения этой задачи, прежде всего, является эффективная организация всех видов практики, предусмотренных учебным планом. В целях организационного обеспечения, заключены длительные договоры с правоохранительными органами, министерствами и ведомствами, являющимися основными базами практик. Практика позволяет познакомиться с организацией работы соответствующих органов, предприятий и учреждений, с их сотрудниками и служащими, проявить себя, создать благоприятные условия для последующего трудоустройства.

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

40.05.01 ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

(УРОВЕНЬ СПЕЦИАЛИТЕТА)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ специалитета по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (далее соответственно - программа специалитета, специальность).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ПСК - профессионально-специализированные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ

3.1. Получение образования по программе специалитета допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе специалитета в организации осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах.

Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

3.3. Срок получения образования по программе специалитета:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, в среднем составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год, по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. При этом объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы специалитета организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

3.5. Реализация программы специалитета возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе специалитета осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

3.7. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются при создании условий и с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной тайне и нормативных правовых актов федеральных государственных органов, в ведении которых находятся организации, реализующие соответствующие образовательные программы.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ СПЕЦИАЛИТЕТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, включает разработку и реализацию правовых норм, правовое обеспечение национальной безопасности, обеспечение законности и правопорядка, юридическое образование и правовое воспитание.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу специалитета, являются события и действия, имеющие юридическое значение, общественные отношения в сфере реализации правовых норм, правового обеспечения национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

правотворческая;

правоприменительная;

экспертно-консультационная;

правоохранительная;

организационно-управленческая;

научно-исследовательская;

педагогическая.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

специализация N 1 "Уголовно-правовая";

специализация N 2 "Государственно-правовая";

специализация N 3 "Гражданско-правовая";

специализация N 4 "Международно-правовая";

специализация N 5 "Военно-правовая".

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

4.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, готов решать следующие профессиональные задачи:

в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

правотворческая деятельность:

разработка нормативных правовых актов;

обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

составление юридических документов;

оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов;

обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства;

профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений;

оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов;

правовое обеспечение служебной деятельности;

обеспечение реализации актов применения права;

поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка;

организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;

педагогическая деятельность:

преподавание юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

осуществление правового воспитания.

Профессиональные задачи в соответствии со специализациями, указанными в пункте 4.3 настоящего ФГОС ВО, определяются организацией.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

5.1. В результате освоения программы специалитета у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-специализированные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, ее место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3);

способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);

способностью к логическому мышлению, аргументированно и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8);

способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);

способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10);

способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11);

способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).

5.3. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК-1);

способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности (ОПК-2).

5.4. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать следующими профессиональными компетенциями, соответствующими видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа специалитета:

правотворческая деятельность:

способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

правоприменительная деятельность:

способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-2);

способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-3);

способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПК-4);

способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-5);

экспертно-консультационная деятельность:

способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-6);

способностью проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-7);

правоохранительная деятельность:

способностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-8);

способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-9);

способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-10);

способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-11);

способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, коррупционных проявлений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-12);

способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-13);

способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства, применяемые в деятельности правоохранительного органа, по линии которого осуществляется подготовка специалистов (ПК-14);

способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-15);

способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-16);

способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-17);

организационно-управленческая деятельность:

способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-18);

способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19);

научно-исследовательская деятельность:

способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20);

способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-21);

способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22);

педагогическая деятельность:

способностью преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23);

способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-24).

5.5. Выпускник, освоивший программу специалитета, должен обладать профессионально-специализированными компетенциями, соответствующими специализации программы специалитета.

5.6. При разработке программы специалитета все общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные компетенции и профессионально-специализированные компетенции, отнесенные к выбранной специализации, включаются в набор требуемых результатов освоения программы специалитета.

5.7. При разработке программы специалитета организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы специалитета на конкретные области знания и (или) виды деятельности или специализации программы.

5.8. При разработке программы специалитета требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

5.9. Программы специалитета, реализуемые в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - федеральные государственные органы), разрабатываются на основе требований, предусмотренных указанным Федеральным законом, а также квалификационных требований к военно-профессиональной подготовке, специальной профессиональной подготовке выпускников, устанавливаемых федеральным государственным органом, в ведении которого находятся соответствующие организации.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ специалитета, имеющих различную направленность (специализацию) в рамках одной специальности.

6.2. Программа специалитета состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы;

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы специалитета

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета в з.е.

Дисциплины (модули):

Базовая часть

в том числе дисциплины (модули) специализации

Вариативная часть

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Базовая часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы специалитета

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы специалитета, включая дисциплины (модули) специализации, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, иностранному языку, теории государства и права, конституционному праву России, истории государства и права России, истории государства и права зарубежных стран, гражданскому праву, гражданскому процессуальному праву (гражданскому процессу), уголовному праву, уголовно-процессуальному праву (уголовному процессу), международному праву, криминалистике, безопасности жизнедеятельности и специальной или военной подготовке реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка допускается исключение дисциплины (модуля) по безопасности жизнедеятельности.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы специалитета в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в з.е. не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" реализуются дисциплины (модули) по физической подготовке:

в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

в объеме не менее 328 академических часов (в з.е. не переводятся) в очной форме обучения.

В федеральных государственных образовательных организациях в случае реализации программы специалитета в очно-заочной и заочной формах обучения дисциплины (модули) по физической подготовке могут не изучаться с учетом обязательных занятий по физической подготовке, проводимых для обучающихся в рамках служебной профессиональной подготовки по месту их службы.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы специалитета, определяют, в том числе, направленность (специализацию) программы специалитета. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы специалитета, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (специализации) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Тип учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности.

Тип производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности.

Способы проведения учебной и производственной практик:

стационарная,

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ специалитета организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета и специализации. Организация вправе предусмотреть в программе специалитета иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации, обладающих необходимым кадровым потенциалом и материально-технической базой.

Выбор мест прохождения практик для лиц с ограниченными возможностями здоровья производится с учетом состояния здоровья обучающихся и требований по доступности.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности организации и продолжительности проведения практик определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация при сохранении объема практик в з.е., определенного настоящим ФГОС ВО.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена, если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации.

6.9. Программы специалитета, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области защиты государственной тайны.

6.10. Реализация части (частей) программы специалитета и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.11. При разработке программы специалитета обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 30 процентов от объема вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности формирования вариативной части образовательных программ и освоения дисциплин (модулей) по выбору обучающегося определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 40 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ СПЕЦИАЛИТЕТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы специалитета.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействия посредством сети Интернет.

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Доступ, использование и функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, функциональные возможности, порядок формирования, использования и функционирования электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) и электронной информационно-образовательной среде, а также доступа обучающихся к информационным справочным системам, компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети "Интернет", определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

7.1.3. В случае реализации программы специалитета в сетевой форме требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы специалитета в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы специалитета на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах или иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы специалитета должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, квалификационные характеристики должностей руководителей и научно-педагогических работников высшего образования и дополнительного профессионального образования определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 70 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы специалитета.

7.2.1. Реализация программы специалитета обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы специалитета на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) имеющих образование и (или) ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу специалитета, должна быть не менее 60 процентов.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, доля преподавателей указанных категорий определяется федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже "майор" ("капитан 3 ранга"), а также имеющие боевой опыт, или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

7.2.4. Доля работников из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (специализацией) реализуемой программы специалитета в общем числе работников, привлекаемых к реализации программы специалитета, должна быть не менее 1 процента.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы специалитета.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения лекционных занятий, практических (семинарских) занятий, групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие программам учебных дисциплин (модулей).

Организация, реализующая программу специалитета, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом организации, в том числе криминалистической, а также специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной или военной подготовки обучающихся в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) или если доступ к необходимым, в соответствии с программами учебных дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из этих изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит обновлению по мере необходимости).

7.3.3. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе специалитета.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей).

Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется федеральным государственным органом.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.3.6. Специальная библиотека организации должна иметь фонд нормативных правовых актов, регламентирующих Деятельность служб федерального государственного органа для которого осуществляется подготовка кадров.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы специалитета.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации образовательных программ высшего образования по специальностям (направлениям подготовки) и укрупненным группам специальностей (направлений подготовки), утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 1272 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 30 ноября 2015 г., регистрационный N 39898).

7.4.2. В организации, в которой законодательством Российской Федерации предусмотрена военная или иная приравненная к ней служба, служба в правоохранительных органах, финансовое обеспечение реализации программы специалитета должно осуществляться в пределах бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых федеральным органом исполнительной власти.

Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (далее соответственно – программа специалитета, специальность).

Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (далее соответственно - программа специалитета, специальность).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2016 г. N 1614
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности (уровень специалитета)"

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898; N 43, ст. 5976; 2016, N 2, ст. 325; N 8, ст. 1121; N 28, ст. 4741), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069; 2016, N 16, ст. 2230), приказываю:

Объем программы специалитета составляет 300 зачетных единиц (далее - з.е.) вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы специалитета с использованием сетевой формы, реализации программы специалитета по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренного обучения.

В очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий составляет 5 лет. Объем программы специалитета в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, в среднем составляет 60 з.е.;

В очно-заочной или заочной формах обучения вне зависимости от применяемых образовательных технологий увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. При этом объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год, не может составлять более 75 з.е.;

При обучении по индивидуальному учебному плану вне зависимости от формы обучения составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования, установленным для соответствующей формы обучения. Объем программы специалитета за один учебный год при обучении по индивидуальному плану не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы специалитета, реализуемый за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения по индивидуальному плану, определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Реализация программы специалитета с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий не допускается.

Правотворческая;

Правоприменительная;

Экспертно-консультационная;

Правоохранительная;

Организационно-управленческая;

Научно-исследовательская;

Педагогическая.

Специализации, по которым готовятся выпускники, освоившие программу специалитета:

Специализация N 1 "Уголовно-правовая";

Специализация N 2 "Государственно-правовая";

Специализация N 3 "Гражданско-правовая";

Специализация N 4 "Международно-правовая";

Специализация N 5 "Военно-правовая".

При разработке и реализации программы специалитета организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится специалист и выбирает специализацию, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

В соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа специалитета:

Разработка нормативных правовых актов;

Обоснование и принятие в пределах должностных обязанностей решений, а также совершение действий, связанных с реализацией правовых норм;

Составление юридических документов;

Оказание юридической помощи, консультирование по вопросам права;

Проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов;

Обеспечение законности, правопорядка, безопасности личности, общества и государства;

Выявление и предупреждение угроз безопасности личности, общества и государства;

Профилактика, предупреждение, пресечение, выявление, раскрытие и расследование преступлений и иных правонарушений;

Оказание помощи физическим и юридическим лицам в защите их прав и законных интересов;

Обеспечение международного взаимодействия правоохранительных органов;

Правовое обеспечение служебной деятельности;

Обеспечение реализации актов применения права;

Поиск, получение, анализ и оценка информации, имеющей значение для реализации правовых норм в сфере национальной безопасности, обеспечения законности и правопорядка;

Организация работы малых коллективов и групп исполнителей в процессе решения конкретных профессиональных задач;

Проведение научных исследований в соответствии с профилем профессиональной деятельности;

Педагогическая деятельность:

Преподавание юридических дисциплин (модулей) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

Осуществление правового воспитания.

Профессиональные задачи в соответствии со специализациями, указанными в пункте 4.3 настоящего ФГОС ВО, определяются организацией.

Способностью понимать и анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-1);

Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития России, её место и роль в современном мире в целях формирования гражданской позиции и развития патриотизма (ОК-2);

Способностью ориентироваться в политических, социальных и экономических процессах (ОК-3);

Способностью выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (ОК-4);

Способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, культурные, конфессиональные и иные различия, предупреждать и конструктивно разрешать конфликтные ситуации в процессе профессиональной деятельности (ОК-5);

Способностью проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных условиях, применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции для оптимизации собственной деятельности и психологического состояния (ОК-6);

Способностью к логическому мышлению, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь, вести полемику и дискуссии (ОК-7);

Способностью принимать оптимальные организационно-управленческие решения (ОК-8);

Способностью организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни (ОК-9);

Способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на русском языке (ОК-10);

Способностью к деловому общению, профессиональной коммуникации на одном из иностранных языков (ОК-11);

Способностью работать с различными информационными ресурсами и технологиями, применять основные методы, способы и средства получения, хранения, поиска, систематизации, обработки и передачи информации (ОК-12).

Способностью использовать знания основных понятий, категорий, институтов, правовых статусов субъектов, правоотношений применительно к отдельным отраслям юридической науки (ОПК -1);

Способностью реализовывать нормы материального и процессуального права, законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права в профессиональной деятельности (ОПК-2).

Правотворческая деятельность:

Способностью разрабатывать нормативные правовые акты (ПК-1);

Правоприменительная деятельность:

Способностью юридически правильно квалифицировать факты, события и обстоятельства (ПК-2);

Способностью принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законодательством Российской Федерации (ПК-3);

Способностью квалифицированно применять нормативные правовые акты в профессиональной деятельности (ПК-4);

Способностью разрабатывать и правильно оформлять юридические и служебные документы (ПК-5);

Экспертно-консультационная деятельность:

Способностью квалифицированно толковать нормативные правовые акты (ПК-6);

Способностью проводить правовую экспертизу нормативных правовых актов, в том числе в целях недопущения в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-7);

Правоохранительная деятельность:

Способностью соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-8);

Способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать преступления и иные правонарушения (ПК-9);

Способностью применять в профессиональной деятельности теоретические основы раскрытия и расследования преступлений, использовать в целях установления объективной истины по конкретным делам технико-криминалистические методы и средства, тактические приемы производства следственных действий, формы организации и методику раскрытия и расследования отдельных видов и групп преступлений (ПК-10);

Способностью реализовывать мероприятия по получению юридически значимой информации, проверять, анализировать, оценивать ее и использовать в интересах предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования преступлений (ПК-11);

Способностью осуществлять профилактику, предупреждение правонарушений, коррупционных проявлений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению (ПК-12);

Способностью правильно и полно отражать результаты профессиональной деятельности в процессуальной и служебной документации (ПК-13);

Способностью осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений, использовать для решения профессиональных задач специальную технику, оружие, специальные средства, применяемые в деятельности правоохранительного органа, по линии которого осуществляется подготовка специалистов (ПК-14);

Способностью применять при решении профессиональных задач психологические методы, средства и приемы (ПК-15);

Способностью соблюдать в профессиональной деятельности требования нормативных правовых актов в области защиты государственной тайны и информационной безопасности, обеспечивать соблюдение режима секретности (ПК-16);

Способностью выполнять профессиональные задачи в особых условиях, чрезвычайных обстоятельствах, чрезвычайных ситуациях, в условиях режима чрезвычайного положения и в военное время, оказывать первую помощь, обеспечивать личную безопасность и безопасность граждан в процессе решения служебных задач (ПК-17);

Организационно-управленческая деятельность:

Способностью принимать оптимальные управленческие решения (ПК-18);

Способностью организовать работу малого коллектива исполнителей, планировать и организовывать служебную деятельность исполнителей, осуществлять контроль и учет ее результатов (ПК-19);

Научно-исследовательская деятельность:

Способностью анализировать правоприменительную и правоохранительную практику, научную информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-20);

Способностью применять методы проведения прикладных научных исследований, анализа и обработки их результатов (ПК-21);

Способностью обобщать и формулировать выводы по теме исследования, готовить отчеты по результатам выполненных исследований (ПК-22);

Педагогическая деятельность:

Способностью преподавать юридические дисциплины (модули) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ПК-23);

Способностью осуществлять правовое воспитание (ПК-24).

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части;

Блок 2 "Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)", который в полном объеме относится к базовой части программы;

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей высшего образования, утвержденном Министерством образования и науки Российской Федерации*(3).

Структура программы специалитета

Структура программы специалитета

Объем программы специалитета в з.е.

Дисциплины (модули):

В том числе дисциплины (модули) специализации

Практики, в том числе научно-исследовательская работа (НИР)

Государственная итоговая аттестация

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

Доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

Фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

Проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение его работ, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет."

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Доступ, использование и функционирование электронной информационно-образовательной среды должны соответствовать законодательству Российской Федерации*(5).

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, функциональные возможности, порядок формирования, использования и функционирования электронной информационно-образовательной среды, особенности доступа обучающихся к электронно-библиотечной системе (электронной библиотеке) и электронной информационно-образовательной среде, а также доступа обучающихся к информационным справочным системам, компьютерной технике, подключенной к локальным сетям и (или) сети "Интернет", определяются федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, доля преподавателей указанных категорий определяется федеральным государственным органом, в ведении которого находится организация.

В федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, к научно-педагогическим работникам с учеными степенями и (или) учеными званиями приравниваются преподаватели военно-профессиональных и специально-профессиональных дисциплин (модулей) без ученых степеней и (или) ученых званий, имеющие профильное высшее образование, опыт военной службы (службы в правоохранительных органах) в области и с объектами профессиональной деятельности, соответствующими программе специалитета, не менее 10 лет, воинское (специальное) звание не ниже "майор" ("капитан 3 ранга"), а также имеющие боевой опыт, или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

В числе научно-педагогических работников с ученой степенью доктора наук и (или) ученым званием профессора могут учитываться преподаватели военно-профессиональных дисциплин (модулей), специально-профессиональных дисциплин (модулей) с ученой степенью кандидата наук, имеющие или государственные награды, или государственные (отраслевые) почетные звания, или государственные премии.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие программам учебных дисциплин (модулей).

Организация, реализующая программу специалитета, должна располагать материально-технической базой, обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, лабораторной, практической и научно-исследовательской работы обучающихся, предусмотренных учебным планом организации, в том числе криминалистической, а также специальной техникой, табельным оружием, специальными средствами и другими материально-техническими средствами, необходимыми для осуществления специальной или военной подготовки обучающихся в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) или если доступ к необходимым, в соответствии с программами учебных дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно-библиотечные системы, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из этих изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

Возможность доступа обучающихся к профессиональным базам данных и информационным справочным системам в федеральных государственных организациях, находящихся в ведении федеральных государственных органов, осуществляющих подготовку кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, регламентируется федеральным государственным органом.

______________________________

*(1) Часть 4 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N 29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).

*(2) Часть 2 статьи 81 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, N 53, ст. 7598; 2013, N 19, ст. 2326; N 23, ст. 2878; N 27, ст. 3462; N 30, ст. 4036; N 48, ст. 6165; 2014, N 6, ст. 562, ст. 566; N 19, ст. 2289; N 22, ст. 2769; N 23, ст. 2933; N26, ст. 3388; N 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, N 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; N 14, ст. 2008; N 18, ст. 2625; N 27, ст. 3951, ст. 3989; N29, ст. 4339, ст. 4364; N 51, ст. 7241; 2016, N 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; N 10, ст. 1320; N 23, ст. 3289, ст. 3290; N 27, ст. 4160, ст. 4219, ст. 4223, ст. 4238, ст. 4239, ст. 4245, ст. 4246, ст. 4292).

*(3) Перечень специальностей высшего образования - специалитета, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691), от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994) и от 1 октября 2015 г. N 1080 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 октября 2015 г., регистрационный N 39355).

*(4) См. статью 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7020; 2012, N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 27, ст. 3477; N 48, ст. 6165; 2014, N 13, ст. 1528; N 47, ст. 6633; N 49, ст. 6928; N 52, ст. 7542; 2015, N 7, ст. 1022; N 29, ст. 4356; N 41, ст. 5639; 2016, N 27, ст. 4160, ст. 4233, ст. 4238).

*(5) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14, ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963; 2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243, N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84; N 27, ст. 3979; N 29, ст. 4389, ст. 4390; 2016, N 28, ст. 4558), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52, ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927; N 30, ст. 4217, ст. 4243).