Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Анализ бюджетного дефицита в россии. Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов

Анализ бюджетного дефицита в россии. Иные источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов

10.3. Анализ источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета на 2009 – 2011 годы показывает следующее.

10.3.1. Динамика погашения и привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, представлена в следующей таблице:

(млрд. руб.)

откло-нение

откло-нение

Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная стоимость которых указа- на в иностранной валюте

привлечение средств

погашение основной суммы задолженности.

Анализ динамики показывает, что привлечение средств за счет размещения указанных ценных бумаг не предусматривается, объемы погашений основного долга по ним будут расти, в 2011 году превысят показатель 2009 года в 2 раза и составят 83,95 млрд. рублей, или 87,5 % по сравнению с показателем 2008 года. Рост погашений в 2009 – 2011 годах связан с тем, что объемы погашения увеличены по сравнению с графиками погашения в 2009 году на 90,3 млн. долларов США, или на 6 %, и в 2010 году – на 73,3 млн. долларов США, или на 5,7 %, что обусловлено прогнозированием платежей для исполнения обязательств перед владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа IV и V серий с учетом оплаты непредъявленных держателями облигаций указанных серий и предполагаемой выдачей облигаций указанных серий владельцам блокированных валютных счетов во Внешэкономбанке.

10.3.2. Динамика привлечения и погашения кредитов иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, кредиты МФО, иных субъектов международного права, приведена в следующей таблице:

(млрд. руб.)

Темп роста 2011 г. к 2008 г.,%

откло-нение

откло-нение

Кредиты иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты, МФО, иных субъектов международ-ного права, в иностранной валюте,

в том числе:

привлечение средств

погашение основной суммы задолженности

Анализ динамики показывает, что сальдо между привлечением и погашением указанных иностранных кредитов будет иметь отрицательное значение, это свидетельствует о превышении объемов погашения иностранных кредитов над их привлечением.

Предусмотрено значительное сокращение объемов привлечения иностранных кредитов более чем в 8 раз в 2011 году по сравнению с 2008 годом. Объемы погашений сократятся в 1,7 раза и составят в 2011 году 58,1 % показателя 2008 года.

При этом законопроектом объемы погашений увеличены по сравнению с ранее определенными показателями, что связано с намерением Правительства Российской Федерации урегулировать и погасить остаток задолженности перед кредиторами Лондонского клуба в сумме 34 млн. долларов США, с прогнозированием увеличения платежей по мультивалютным займам и увеличением объемов финансирования конверсионных поставок по кредитам правительств иностранных государств. Объем (в денежном выражении) продукции, поставляемой отечественными предприятиями странам-кредиторам в обмен на списание задолженности, в 2009 году составит 465,5 млн. долларов США, в 2010 году – 381,1 млн. долларов США. Поставки планируется осуществить в Таиланд, Кувейт, Китай, Финляндию, Сербию, Хорватию и Македонию, Чехию, Словакию, Боснию и Герцеговину, Уругвай.

Проектом Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации на 2009 год - 2011 годы (далее – программа), представленной с законопроектом, предусмотрено сокращение объемов использования кредитов МФО, определенных ранее на 2009 - 2010 годы Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ (с изменениями), соответственно на 100,4 млн. долларов США и 203,1 млн. долларов США. Законопроектом предусмотрено привлечение кредитов МФО в 2009 году в размере 410,2 млн. долларов США (10,1 млрд. рублей), что меньше на 6,1 млн. долларов США, чем в 2008 году (404,1 млн. долларов США). В 2011 году объем привлечений сократится до 80,8 млн. долларов США (2,2 млрд. рублей), то есть по сравнению с 2009 годом в 5 раз.

В 2009 году планируется использование средств займов по 18 действующим проектам МФО в объеме 410,2 млн. долларов США, в 2010 году - по 13 проектам в объеме 210,5 млн. долларов США и в 2011 году - по 7 проектам в объеме 80,8 млн. долларов США.

В проекте Программы предусмотрено исключение находящихся на стадии подготовки проектов «Реформа жилищно-коммунального хозяйства в России», «Развитие рынка информационных технологий в России», «Развитие инфраструктуры рынка микрофинансирования в Российской Федерации», «Поддержка местных инициатив Южного федерального округа» и др., на сумму 153 млн. долларов США в 2009 году и 203,5 млн. долларов США в 2010 году. В связи с отказом от использования средств займа исключен проект «Экономическое развитие г. Санкт-Петербурга» в сумме 60 млн. долларов США.

При этом в проекте планируется увеличить суммы привлечения средств ряда действующих займов МБРР в 2009 году. Данная тенденция соответствует основным направлениям заемной политики, предусматривающим отказ от привлечения новых иностранных займов и ускоренную реализацию действующих проектов, реализуемых с участием МФО.

Проектом Программы предусмотрено продление первоначально установленных сроков исполнения ряда проектов, реализация которых осуществляется крайне медленными темпами. Вместе с тем по состоянию на 1 января 2008 года большинство проектов, реализуемых за счет займов МФО, не завершено в первоначально установленные сроки. В связи с этим при продлении срока их реализации необходимо принятие дополнительных мер по обеспечению завершения проектов в намечаемые сроки и усиление контроля за расходованием выделенных средств со стороны соответствующих министерств и ведомств включая Минэкономразвития России и Минфина России.

В проекте Программы объемы привлечений, детализированные по конкретным займам МФО, планируются на 2010 год в сумме 160,5 млн. долларов США, на 2011 год – 30,8 млн. долларов США, что составляет соответственно 76,2 % и 38,1 % годового объема заимствований.

Анализ программ государственных внешних заимствований на 2008 - 2010 годы и 2009 - 2011 годы свидетельствует о необходимости уточнения запланированных сумм привлечения по отдельным займам МФО. Счетная палата полагает целесообразным рекомендовать Минфину России при внесении изменений в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации скорректировать планируемые суммы привлечения средств займов и суммы использования на начало периода с учетом фактических остатков средств на счетах займов МФО.

10.3.3. Динамика иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета представлена в следующей таблице:

(млрд. руб.)

Темп роста 2011 г. к

отклонение

Исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования к принципалу

Государственные финансовые и государственные экспортные кредиты, в том числе:

возврат государственных финансовых и экспортных кредитов

предоставление государственных финансовых и экспортных кредитов

Прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

привлечение

погашение основной суммы задолженности

Анализ динамики исполнения государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий ведет к возникновению права регрессного требования к принципалу, показывает, что объемы исполнения гарантий в 2011 году по сравнению с 2008 годом увеличатся на 32,5 %, что связано с увеличением исполнения гарантий по проектам, реализуемым с участием МФО.

В соответствии с проектом Программы государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на 2009 год и на 2010 - 2011 годы предоставление гарантий на цели поддержки экспорта российской промышленной продукции предусмотрено по 2 млрд. долларов США в 2009 и 2010 годах, в 2011 году – 3 млрд. долларов США. В рамках указанной программы предусмотрено предоставление государственных гарантий на трехлетний период по проектам, реализуемым с участием МФО, на общую сумму 4,0 млрд. долларов США без конкретизации самих проектов и их целей. Не представлены обоснования необходимости участия МФО, концепция, оценка социально-экономической эффективности и ожидаемые конечные результаты проектов, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2005 г. № 43 «О порядке работы с проектами, реализуемыми Российской Федерацией при участии международных финансовых организаций».

Анализ динамики предоставления иностранным государствам и иностранным юридическим лицам государственных финансовых и экспортных кредитов показал, что по государственным финансовым и экспортным кредитам складывается, отрицательное сальдо, что свидетельствует о превышении объемов предоставления указанных кредитов над их возвратом. Однако и объемы возврата средств будут увеличиваться, что обусловлено, в том числе, использованием средств в индийских рупиях, поступающих в погашение задолженности Республики Индии перед Российской Федерацией и зачисляемых на счет Внешэкономбанка в Резервном банке Индии для осуществления уплаты доли Российской Федерации в уставном капитале совместного российско-индийского предприятия на территории Индии «Тайтениум Продактс Прайвит Лимитед».

Законопроектом предусмотрено увеличение объемов предоставления финансовых и экспортных кредитов, осуществляемого в рамках международного экономического сотрудничества: в 2011 году их будет предоставлено в 2,5 раза больше, чем в 2008 году, возврат кредитов увеличится на 14,5 %. Указанные изменения обусловлены уточнением программы предоставления Российской Федерацией государственных финансовых и экспортных кредитов, в том числе с целью оказания государственной финансовой поддержки экспорта конкурентоспособной российской промышленной продукции.

Действует Редакция от 02.08.2012

"ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ НА 2013 ГОД И ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2014 И 2015 ГОДОВ" (утв. Минфином РФ)

6. Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Дефицит федерального бюджета в 2012 году ожидается на уровне 0,1% ВВП (68,1 млрд. рублей). В 2013 - 2015 годах дефицит федерального бюджета проектируется в объеме: 1,5% ВВП (991,9 млрд. рублей) в 2013 году, 0,6% ВВП (459,7 млрд. рублей) в 2014 году и 0,1% ВВП (92,2 млрд. рублей) в 2015 году. При относительно небольшом дефиците федерального бюджета объем ненефтегазового дефицита сохранится на достаточно высоком уровне (в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП), что свидетельствует о сохранении зависимости российской экономики от цен на энергоресурсы на мировом рынке.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2013 - 2015 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности.

"Чистое" привлечение денежных средств на внутреннем и мировом финансовых рынках в течение 2013 - 2015 годов составит 3 336,4 млрд. рублей, в том числе: в 2013 году - 1 376,3 млрд. рублей, в 2014 году - 1 248,7 млрд. рублей и в 2015 году - 711,4 млрд. рублей. Несмотря на наращивание государственных заимствований долговая нагрузка на федеральный бюджет будет оставаться в пределах, позволяющих своевременно и в полном объеме выполнять обязательства по государственному долгу Российской Федерации.

На 2013 - 2015 годы государственные заимствования запланированы в объеме, превышающем дефицит федерального бюджета. Это позволит воздержаться от траты Резервного фонда и пополнить его за счет части нефтегазовых доходов.

В случае развития кризисных тенденций в мировой экономике условия заимствований на долговых рынках для Российской Федерации, как и для многих суверенных заемщиков, значительно ухудшатся. При самом негативном сценарии долговой рынок может быть фактически "закрыт", что не позволит привлечь средства в нужных объемах на приемлемых условиях.

В такой ситуации возможно будет отказаться от пополнения Резервного фонда, а при самом негативном сценарии - использовать накопленные в фонде средства для исполнения расходных обязательств бюджета.

В целом расходование накопленных в суверенных фондах нефтегазовых доходов негативно влияет на макроэкономическую стабильность страны (инфляцию, валютный курс) и является фактором, непосредственно влияющим на привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов. Иными словами, сохранение фондов - залог более широких возможностей для привлечения Российской Федерацией заемных ресурсов на благоприятных условиях в будущем. При относительно спокойной ситуации в экономике и на финансовых рынках целесообразно воздерживаться от трат Резервного фонда, стремясь занимать на рынке на благоприятных условиях. Эту стратегию можно назвать "занимай и сберегай".

Политика в области государственного долга Российской Федерации на 2013 - 2015 годы будет направлена на достижение следующих целей:

Обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости;

Развитие и модернизацию инфраструктуры национального рынка капитала для превращения его в стабильный источник финансирования возрастающих потребностей бюджета;

Уменьшение стоимости государственных заимствований (обслуживания государственного долга) с учетом сроков заимствований и фактически складывающихся условий размещения внутренних и внешних займов;

Поддержание высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой повышения рейтингов до категории "А";

Расширение круга инвесторов, осуществляющих покупку государственных ценных бумаг;

Сохранение присутствия России как суверенного заемщика на международных рынках капитала в результате осуществления регулярных заимствований в иностранной валюте путем выпуска облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах;

Поддержание репрезентативной кривой доходности по государственным долговым обязательствам Российской Федерации в иностранной валюте, необходимой для формирования адекватных ориентиров для российских заемщиков.

Решение вопроса о балансе между внутренними и внешними заимствованиями будет зависеть от конъюнктуры внутреннего и мирового финансовых рынков, эффективности решения задачи развития внутреннего рынка государственного долга, сохранения благоприятной макроэкономической ситуации в России, прежде всего с точки зрения сохранения сравнительно низкого уровня инфляции и с учетом приоритета заимствований на внутреннем рынке госдолга.

В планируемый период основным инструментом привлечения средств выступят ОФЗ, диверсифицированные по срокам до погашения. При этом приоритетным направлением эмиссионной политики будет выпуск среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. Эмиссия краткосрочных инструментов (до 1 года) рассматривается как исключительная мера, использование которой может быть оправдано лишь в условиях крайне неблагоприятной рыночной конъюнктуры, при отсутствии возможностей фондирования за счет эмиссии среднесрочных и долгосрочных государственных ценных бумаг. В качестве целевого ориентира дюрации портфеля ОФЗ устанавливается срок 5 лет.

Будет продолжена практика размещения государственных сберегательных облигаций (ГСО) для удовлетворения спроса институциональных инвесторов, прежде всего, осуществляющих размещение средств пенсионных накоплений.

На текущем этапе инструмент государственных гарантий Российской Федерации используется все более активно, выступая в качестве важного инструмента посткризисной экономической политики государства. В 2013 - 2015 годах планируется предоставление следующих государственных гарантий Российской Федерации:

По обязательствам ОАО "АИЖК", ОАО "РОСНАНО", ОАО "Заполярье", ОАО "ОПК "Оборонпром";

На реализацию инвестиционных проектов;

По обязательствам организаций оборонно-промышленного комплекса для реализации государственной программы вооружений в рамках государственного оборонного заказа;

Для поддержки экспорта промышленной продукции;

По проектам, реализуемым с участием международных финансовых организаций.

Планируемый объем предоставления государственных гарантий Российской Федерации в 2013 - 2015 годах составит:

В валюте Российской Федерации в общей сумме 560,7 млрд. рублей, в том числе: в 2013 году - 331,5 млрд. руб., в 2014 году - 218,3 млрд. руб., в 2015 году - 11,0 млрд. руб.;

В иностранной валюте - 13,9 млрд. долларов США, в том числе: в 2013 году - 5,0 млрд. долл. США, в 2014 году - 4,3 млрд. долл. США, в 2015 году - 4,6 млрд. долл. США.

В 2013 - 2015 годах на возможное исполнение вышеуказанных государственных гарантий будут предусмотрены бюджетные ассигнования за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета в общей сумме 588,4 млрд. руб., в том числе: в 2013 году - 87,2 млрд. руб., в 2014 году - 250,3 млрд. руб. и в 2015 году - 250,9 млрд. рублей.

Будет продолжено сотрудничество с международными банками развития (далее - МБР), в том числе в форме привлечения ограниченных по объему средств, на основе следующих принципов:

Реализация совместно с МБР новых проектов в сферах государственного управления, охраны окружающей среды, повышения энергетической эффективности, развития финансового рынка и рынка микрофинансовых услуг, совершенствования национальной системы гидрометеорологии, физической культуры и спорта социально незащищенных групп населения, развития лесного хозяйства; выбор конкретного инструмента сотрудничества с МБР, а также определение доли российского софинансирования проекта будет осуществляться отдельно для каждого проекта;

Расширение практики предоставления гарантий Российской Федерации по проектам, реализуемым с участием МБР, в том числе с использованием новых подходов;

Расширение участия Российской Федерации в различных инициативах МБР, в том числе фондах технического сотрудничества, фондах прямых инвестиций и других инструментах сотрудничества;

Содействие увеличению портфеля проектов, реализуемых Международной финансовой корпорацией (МФК), Многосторонним агентством гарантирования инвестиций (МАГИ), Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Черноморским банком торговли и развития (ЧБТР), Евразийским банком развития (ЕАБР) в Российской Федерации без финансовых обязательств со стороны Российской Федерации;

Активное участие Российской Федерации как акционера в деятельности МБР, направленное на обеспечение максимально эффективного использования преимуществ международных финансовых институтов в интересах Российской Федерации.

Как представляется, взаимодействие Российской Федерации и МБР на изложенных выше принципах позволит развивать как положительно зарекомендовавшие себя в последние годы формы и направления сотрудничества, так и новые механизмы сотрудничества с МБР. Общая сумма привлеченных у МБР средств в 2013 - 2015 годах может составить около 660 млн. долл. США.

По состоянию на 1 января 2014 года государственный долг Российской Федерации составит 9 040,5 млрд. рублей, на 1 января 2015 г. - 10 779,7 млрд. рублей и на 1 января 2016 г. - 11 730,7 млрд. рублей.

Таким образом, совокупный объем государственного долга Российской Федерации достигнет к концу 2015 года 14,4% ВВП, при этом доля внутреннего долга в совокупном объеме госдолга практически достигнет 80% при соответствующем снижении доли внешнего долга (диаграмма 6.1) <*>.

<*> Рисунок не приводится

В 2013 - 2015 годах будет продолжено проведение компенсационных выплат по дореформенным сбережениям граждан.

В 2013 - 2015 годах на компенсационные выплаты по гарантированным сбережениям граждан предусматриваются средства федерального бюджета в общей сумме 150 млрд. рублей, по 50,0 млрд. рублей ежегодно.

Мировой финансовый кризис оказал достаточно сильное влияние на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Резкое ухудшение внешнеэкономических условий стало серьезным испытанием для российской экономики, вызвало падение экспорта, отток капитала, что привело к значительному спаду в промышленном производстве, торговле и инвестиционной сфере. Снижение ВВП за январь - август 2014 г. составило 10,2% по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. При этом значительно сократился и внутренний спрос, прежде всего в части валового накопления, как за счет падения инвестиций в основной капитал, так и сокращения запасов.

Следует также учитывать, что расходы на выполнение государственных программ стабилизации финансового и социального секторов, а также инновационной поддержки промышленности обеспечивают сохранение значительного дефицита государственного бюджета.

Таблица 1. Доходы, расходы и дефицит федерального бюджета на 2015-2017 годы, в % к ВВП Источник: Минфин России.

Доходы снижаются, а расходы снизить не удается, констатировали эксперты. Напротив, потребности бюджета диктуют необходимость их увеличения. При сохранении бюджетного правила и заданных параметрах нефтегазовых доходов, увеличение расходов бюджета возможно только при увеличении ненефтегазовых доходов. Минфин стремился решить эту задачу всеми доступными и недоступными средствами. Для начала в базовый макропрогноз на 2015 год был заложен оптимистический прогноз в части инфляции (5,5%) и предположение об ограниченном действии санкций. Затем ненефтегазовые доходы были дополнительно увеличены на 100 млрд. рублей путем зачисления в них средств от продажи в 2015 году акций «Роснефти». Ну и напоследок Минфин согласился с предложением социального блока о конфискации 600 млрд. рублей накопительной части пенсий в 2015 году. Правда, при этом правительство решило не повышать в будущем году налоговую нагрузку.

Таблица 2. Структура расходов федерального бюджета в 2012-2015 гг., в % к общему объему расходов Источник: Минфин России, газета «Ведомости».

Общегосударственные вопросы

Национальная оборона

Национальная безопасность

Национальная экономика

Образование

Здравоохранение

Социальная политика

Межбюджетные трансферты

Обслуживание государственного долга

Прочие разделы

В структуре расходов федерального бюджета монотонно увеличивается доля расходов на управление, поскольку невозможно сокращать расходы на самих себя. Ожидаемо, на 1,6 процентных пункта по сравнению с 2014 годом, увеличиваются расходы на оборону. По сравнению с 2012 годом эта доля выросла более чем 5 процентных пунктов. Еще одним бенефициаром в 2015 году стала национальная экономика. Расходы по данному направлению в 2015 году увеличиваются по сравнению с 2014 годом на 1,9 процентных пункта.

Для реализации данных программных заявлений в сложившихся условиях, очевидно, требуется реформирование фискальной политики по следующим направлениям:

  • - поиск дополнительных источников налоговых доходов, способных существенно минимизировать дефицит государственного бюджета;
  • - реализация эффективных налоговых механизмов стимулирования инвестиционной предпринимательской активности.

До 1 января 2015 года объемы средств Резервного фонда, используемых для финансирования дефицита федерального бюджета, утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в составе источников финансирования дефицита федерального бюджета. Предполагается, что расходная часть составит 15,483 триллиона рублей, доходная - 15,052 триллиона рублей. Дефицит бюджета составит 430 миллиардов рублей.

По сравнению с ныне действующим законом о бюджете - на 2014-2016 годы - ожидаемый дефицит сократится. В нынешнем варианте бюджета предполагается, что он составит 796,6 миллиарда рублей. Уровень предполагаемой инфляции оказался выше, чем рассчитывали год назад. Прогноз увеличен с 4,5 до 5,5 процента за год. Размер ВВП должен вырасти до 77,5 триллиона рублей. Год назад предполагалось, что он вырастет до 79,7 триллиона рублей. В 2013 году, напомним, ВВП составил 66,7 триллиона рублей. Размер резервного фонда должен вырасти с 5,1 триллиона рублей до 5,4 триллиона. Прогноз роста, по сравнению с нынешним бюджетом, снижен почти на 200 миллиардов рублей - с 5,6 триллиона. Зарубежное финансирование заметно снизится, ожидают в Минфине. В нынешнем году предел иностранных займов казне не должен превышать 72 миллиарда долларов и 55 миллиардов евро. В 2015-м предел заимствований в долларах сократится до 64 миллиардов, в евро - до 50 миллиардов. Год назад в планах было нарастить внешние заимствования. Дефицит федерального бюджета РФ в 2015 году составит 3% ВВП, считает первый замминистра финансов Татьяна Нестеренко.

"По итогам года дефицит ожидается 3%", - сказала она журналистам. "Сразу напомню, что мы планировали 3,7%, но некоторое увеличение доходов, связанное в основном с курсовой разницей, дает возможность прогнозировать, что на 500 млрд. рублей нефтегазовых доходов мы получим выше", - сказала Т. Нестеренко Крупенков В.В. Бюджетная политика государства [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Крупенков В.В., Мамедова Н.А., Сорокина Н.В.-- Электрон. текстовые данные.-- М.: Евразийский открытый институт, 2011.-- 144 c.. Она также отметила, что доходы федерального бюджета по итогам года составят 13 трлн. рублей.

"По оценке министерства финансов, по итогам года доходы составят 13 трлн. рублей, в том числе нефтегазовые 5,9 трлн. рублей. Падение доходов за год по сравнению с предыдущим годом ожидаем порядка 10%", - сказала Т. Нестеренко.

Т. Нестеренко также сообщила, что дефицит федерального бюджета РФ в первом полугодии 2015 года составил 889,3 млрд. рублей, или 2,6% ВВП. Таким образом, за июнь дефицит сократился: за январь-май этот показатель составлял 1,05 трлн. рублей, или 3,7% ВВП.

Т. Нестеренко отметила, что доходы федерального бюджета снизились на 7% по сравнению с уровнем прошлого года. "По итогам полугодия доходы федерального бюджета снизились на 7% по сравнению с уровнем прошлого года. Причем нефтегазовые доходы упали на 20% и составили всего 3 трлн. рублей", - сказала Т. Нестеренко.

"Расходы впервые за десятилетие приблизились за полугодие к 50% от расходов в целом федерального бюджета, составили 48,5% от бюджетных ассигнований Бюджетный кодекс РФ от 03.11.2015 - http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=188355.", - сказала она.

Рост социальных расходов в кризис помог поддержать потребление. Подпитанный госсредствами потребительский спрос должен стать источником роста экономики. Но рост социальных обязательств усугубляет давление на бюджет. В России за предыдущие годы накоплен Резервный фонд, который сегодня позволяет не урезать в большой степени все расходы, не останавливать национальные проекты. Поэтому решено не сокращать расходы бюджеты, а даже увеличивать их. Дефицит не должен быть сверхбольшим, потому что может вызвать инфляцию, когда государство тратит денег больше, чем получает налогов. На сумму дефицита увеличивается количество денег в экономике.

Дефицит федерального бюджета на 2011 год предусмотрен в размере

1 814 млрд. рублей, или 3,6 % ВВП, в 2013 году прогнозируется его сокращение до 1 795,7 млрд. рублей (2,9 % ВВП), или лишь на 18,3 млрд. рублей, по сравнению с 2011 годом. Доля дефицита федерального бюджета в объеме ВВП в 2013 году (2,9 % ВВП) по сравнению с 2009 годом (5,9 %) сократится в 2 раза.

Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 - 2015 годах будут государственные заимствования на внутреннем финансовом рынке (73,9 %, 86,7 % и 82,7 % соответственно в общем объеме источников финансирования дефицита федерального бюджета), а также средства от приватизации имущества, находящегося в федеральной собственности (16,4 %, 15,9 %, 17,2 %), в связи с предполагаемым в 2011 году использованием средств Резервного фонда в полном объеме.

Привлечение средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации в валюте Российской Федерации составит в 2011 году 1 709,9 млрд. рублей, в 2012 году - 2 023,3 млрд. рублей, в 2013 году - 2 101,9 млрд. рублей. Часть заимствований будет использована на рефинансирование увеличивающегося долга по государственным ценным бумагам, для его погашения предусматривается направить в 2011 году 22 % от занимаемых средств, в 2012 году - 25,6 %, в 2013 году - 29,3 %.

Объем внешних заимствований за счет размещения в 2011 - 2013 годах государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинированных в иностранной валюте, прогнозируется в размере 213,5 млрд. рублей, 214,9 млрд. рублей, 217,0 млрд. рублей соответственно, что эквивалентно 7 млрд. долларов США ежегодно.

Таблица №1 Динамика дефицита федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета в 2010 - 2013 годах. (млрд. рублей)

  • 2010 г. Закон № 308-ФЗ
  • (с изм.)

2011 г. проект

2012 г. проект

2013 г. проект

2013 г. к 2010 г., %

Источники финансирования дефицита федерального бюджета, в том числе:

Источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета

средства Резервного фонда

средства ФНБ

поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета

государственные ценные бумаги (сальдо)

Анализ динамики показывает, что источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся по сравнению с 2010 годом на 576,0 млрд. рублей, или на 24,6 %, в плановом периоде их объем не превысит уровень 2011 года.

Источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета в 2011 году сократятся на 38,6 млрд. рублей, или на 45,8 %, по сравнению с 2010 годом.

Ненефтегазовый дефицит в абсолютных размерах увеличится с 5 904,0 млрд. рублей в 2011 году до 6 448,9 млрд. рублей в 2013 году, относительно ВВП его объем сократится с 11,7 % ВВП до 10,4 %, или на 1,3 процентных пункта.

Законопроектом финансирование ненефтегазового дефицита федерального бюджета за счет нефтегазового трансферта не предусмотрено.

Анализ государственного бюджета РФ на 2012-2014 гг.

В соответствии с утвержденным Федеральным законом Российской Федерации "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" общий объем доходов 2012 года по сравнению с доходами, утвержденными федеральным законом РФ на 2011 год вырастет на 5,9% и составит 11 779 855 206 тыс. рублей. Планируется, что доходы федерального бюджета в 2013 году вырастут на 7,8% по отношению к доходам 2012 года, а доходы 2014 года по отношению к 2013 вырастут на 10,9%. Отношение доходов к валовому внутреннему продукту (ВВП) по прогнозам правительства будет довольно стабильным по сравнению с предыдущими годами и будет колебаться в районе 19-20 процентов. Из анализа структуры доходов федерального бюджета на 2011-2014 годы, представленной в приложении 1, следует, что данный рост планируется получить за счет роста поступлений от налога на добавленную стоимость (НДС). Учитывая, что прогноз по росту ВВП значительно ниже прогнозов по росту поступлений от НДС, можно сделать вывод, что в 2013-2014 годах Правительство РФ планирует увеличение ставки налога на добавленную стоимость.

Наиболее значимыми для федерального бюджета являются следующие виды доходов:

Доходы от внешнеэкономической деятельности в 2012 году составят 4 474 343 737 тыс. рублей (или 38% всех доходов бюджета). Статистика предыдущих лет показывает, что большую часть от них составляют вывозные таможенные пошлины на нефть, нефтепродукты и газ. Они составляют более 75% от всех внешнеэкономических поступлений.

Налоги на товары, работы и услуги дают государству 2 218 397 542 тыс. рублей (19% доходов бюджета). Большая часть в структуре этих налогов (около 90%) составляет налог на добавленную стоимость (НДС).

Третья главная составляющая российского бюджета это налоги на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Они составят в текущем году 2 113 120 361 тыс. рублей (18% доходов бюджета). Основную долю НДПИ составляет налог на добычу нефти (свыше 90%).

Таким образом, можно сделать вывод, что основную долю доходов государственный бюджет Российской Федерации получает от продажи нефти и нефтепродуктов.

Анализ расходов государственного бюджета

Основную долю расходов государственного бюджета составят расходы на национальную оборону, национальную безопасность, национальную экономику и на социальную политику. Они составят 943 млрд.руб., 1365 млрд.руб., 1744,4 млрд.руб., и 3899 млрд.руб. соответственно. Помимо выделенных направлений расходов государственного бюджета РФ, можно также выделить расходы на здравоохранение, образование и прочие расходы. Эти расходы являются наиболее существенными для бюджета страны.

Планируется снижение затрат бюджета на национальную экономику примерно на 8% до 1 653 млрд. рублей к 2014 году. Одновременно отмечаются значительное снижение затрат государственного бюджета на образование, культуру, здравоохранение, физкультуру и спорт и особенно на ЖКХ. Можно согласиться с точкой зрения Марии Селивановой - экономического обозревателя РИА новости о том, что бюджет России готовит страну не к кризису, а к войне. Как говорят эксперты ООО "ФБК" ("Финансовые и бухгалтерские консультанты"), за три года расходы на оборону вырастут с 13,9% до 18,8%, а на национальную безопасность и правоохранительную деятельность - с 11,3% до 14,2%. При этом расходы, связанные с инвестициями в человеческий капитал, достигнув пика в преддверии выборов, затем начнут уменьшаться. "Доля расходов на образование, достигнув 5,1% в 2011 году, резко снизится в 2014 году - до 3,4% от всех расходов федерального бюджета, - пояснил Игорь Николаев. - То же самое происходит с расходами на здравоохранение: максимум придется на 2011 год - 4,6%, а к 2014 году их доля упадет до 3,2%". Траты государства на ЖКХ сократятся с 2,1% до 0,5%.

Анализ бюджетного дефицита

Бюджет на 2012 год утвержден с дефицитом, равным 876 588 787,1 тыс. рублей. В 2013 году дефицит федерального бюджета прогнозируется в размере 1024,7 млрд. рублей, что примерно на 17% больше, чем в 2012 году. А в 2014 году бюджетный дефицит уменьшится примерно на 52% и составит 491,1 млрд. рублей.

С учетом прогноза ВВП в 2012-2014 годах, приведенном в Федеральном законе от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов", можно рассчитать, что дефицит федерального бюджета составит в 2012 году - 1,5%, в 2013 - 1,6% и в 2014 - 0,7% к ВВП.

Прогнозируемый уровень инфляции в Российской Федерации в 2012г. должен составить не более 6,0%, в 2013г. - не более 5,5%, а в 2014г. - не более 5,0%.

Приведенные выше данные позволяют сделать вывод, что бюджетный дефицит Российской Федерации значительно ниже уровня инфляции и находится на допустимом уровне по отношению к ВВП.

Федеральным законом от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" установлено, что, главным образом, дефицит федерального бюджета в 2012-2014 годах будет финансироваться за счет внутренних источников финансирования, а именно за счет разницы между средствами, поступившими от размещения, и средствами, направленными на погашение, государственных ценных бумаг, выраженных в Российских рублях. В 2012 году источники внешнего финансирования бюджетного дефицита страны имеют отрицательное значение.

"Дефицит федерального бюджета в 2015-2016 годах ожидается более 500 миллиардов"-сообщил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам.

"В проекте бюджета в 2015 году доходы составят около 14,7 триллионов рублей, расходы -- 15,2 триллиона, дефицит в районе 500 с лишним миллиардов рублей. 2016 год: доходы -- 15,7 триллиона рублей, расходы -- около 16,3 триллиона рублей, дефицит -- приблизительно в тех же рамках. Но это наши проектировки", -- сказал он.1

На протяжении всех лет реформ в России наблюдался дефицит государственного бюджета, который в разное время составлял от трех и более процентов от величины валового внутреннего продукта. Впервые профицит, т. е. положительное сальдо государственного бюджета было достигнуто лишь в 2000 г. благодаря весьма благоприятным для России ценам на нефть на мировом рынке.. Сейчас же в нашем бюджете снова существует дефицит.

Возникновение бюджетного дефицита обусловливается многими причинами, среди которых можно выделить следующие:

спад общественного производства,

завышенные расходы на реализации принятых социальных программ,

возросшие затраты на оборону,

рост "теневого" сектора экономики,

рост предельных издержек общественного производства,

массовый выпуск "пустых" денег.

Особое значение из них имеют спад производства и рост "теневого" сектора экономики. Наличие этих причин приводит к уменьшению налоговой базы. В первом случае происходит сокращение производства, уменьшается получаемая прибыль, следовательно, уменьшаются поступления в бюджет. В результате план поступления в бюджет не выполняется. Во втором случае предприятия вообще перестают платить налоги. Ведь "теневая" экономика отличается от обычной ("легальной") лишь тем, что фирмы и предприятия, действующие в ней, нигде не регистрируются и, следовательно, никаких налогов не платят. Государственные органы их не видят, они находятся в "тени".

Сам по себе дефицит бюджета не может быть чем-то чрезвычайно негативным для развития экономики и динамики жизненного уровня населения.

Бюджетный дефицит, несомненно, относится к так называемым отрицательным экономическим категориям, типа инфляции, кризиса, безработицы, банкротства, которые, однако, являются неотъемлемыми элементами экономической системы. Более того, без них экономическая система утрачивает способность к самодвижению и поступательному развитию. Бюджетный дефицит нельзя однозначно относить к разряду чрезвычайных, катастрофических событий, еще и потому, что различным может быть качество, природа дефицита. Он может быть связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Следует отметить, что бездефицитность бюджета еще не означает "здоровья" экономики. Надо четко представлять себе, какие процессы протекают внутри самой финансовой системы, какие изменения воспроизводственного цикла отражает дефицит бюджета.3

При формировании федерального бюджета на 2011-2013 годы нормы Бюджетного кодекса, закрепляющие раздельное планирование нефтегазовых и ненефтегазовых доходов федерального бюджета,использование средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния для финансирования федерального бюджета и формирования нефтегазового трансферта, были приостановлены до 1 января 2014 года в условиях прогнозируемого дефицита бюджета.

В связи тем,что в 2012-2014 годах сохранилась тенденция превышения расходов федерального бюджета над доходами, снижения нефтегазовых доходов, использования средств Резервного фонда и фонда национального благосостояния для финансирования дефицита федерального бюджета законом, принятым депутатами, предлагается приостановить эти нормы еще на один год-до 1 января 2015 года.

Дефицит федерального бюджета РФ в 2013 году составил 2,9%ВВП. В течение следующих трех лет бюджет Росси будет находиться в дефиците. Например, в 2014 году доходы бюджета составят 13,52 трлн.руб, а расходы-13,847 трлн.руб. В связи этим внутренние займы в 2014 году дошли до 808,7 млрд.руб, а в 2015 году могут дойти до 1,147 трлн.руб, а в 2016 году- 1,24 трлн.руб. Согласно информации, ежегодные заимствования на внешнем рынке не должны превышать семь млрд.долларов. Госдолг, вероятно, увеличится с 12% ВВП до 14,3% ВВП в 2016 году.

Грядущие несколько лет,по всей видимости, заставят государство "затянуть пояса". В 2014-2016 годах прогнозируется снижение доходов федерального бюджета.С 19,1% ВВП до 18,5% доходы снизились в 2014 году, а в 2016 году ожидается снижение до 18,3% ВВП. Это связано,прежде всего с предполагаемым снижением нефтегазовых доходов. И поэтому в грядущие годы расходы будут оптимизированы, а ресурсы перераспределены на наиболее приоритетные задачи- выполнение обязательств государства и финансовое обеспечение пенсионной системы.

По предварительной оценке РИА НОВОСТИ, дефицит государственного бюджета будет наращивать свои темпы. "Это связано с общим ухудшением экономической ситуации. Серьезные риски присутствуют не только сегодня,но и в среднесрочной перспективе. Следует обязательно эти объективные ограничения учитывать,прежде всего при прогнозировании доходной части бюджета. В случае увеличения бюджетного дефицита сверхпрогнозов нам нужно предусмотреть источники его погашения. При этом мы обязаны сохранять объем государственного долга на экономически безопасном уровне"-сообщил Д.Медведев.

Организация и эффективность бюджетного процесса являются одной из чрезвычайно важных проблем развития народного хозяйства страны. От решения данного вопроса зависит эффективность перераспределения средств в экономике, своевременность финансирования государственных учреждений и соответствующих экономических программ. Не случайно опыт развития страны свидетельствует о широком поиске наиболее эффективной системы организации бюджетного процесса.

Под государственным бюджетом понимается план государственных доходов и расходов за определённый период, утверждённый в законодательном порядке. В конце ноября 2013 года Совет федерации РФ принял бюджет на следующий год, а также предварительный бюджет на плановый период 2015-2016 годов. Бюджет образован по "бюджетному правилу", исходя из вычисленной среднегодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов - в 2015-2016 годах, что ниже прогноза Минэкономразвития.

На данном этапе актуален вопрос дефицита бюджета - суммы превышений расходов государства над его доходами в пределах финансового года. Так в 2014 году он спланирован на уровне 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), в 2015 году - 796,6 миллиарда рублей (1% ВВП), в 2016 году - 486,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП). Инфляция в 2014 году предполагается на уровне 5%, в 2015-2016 годах - 4,5%. На основе этих данных можно сказать, что в течение трёх лет бюджет будет находиться в дефиците. Для наполнения федерального бюджета правительство рассматривает вопрос о повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики, при стабильной процентной ставке налогов на прочие сектора экономики. Поступления также будут обеспечиваться за счет нефтегазовых доходов в сумме 6 528,1 млрд. рублей (8,9 процента к ВВП) и в размере 7 042,4 млрд. рублей (9,6 процента к ВВП), если они будут составлять большую часть по сравнению с другими источниками, то правительство не сможет сформировать Резервный фонд в планируемом объёме. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2014 - 2016 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности. А в тяжелых случаях вроде неисполнения прогнозов по росту экономики или планов приватизации, к работе по исполнению расходов бюджета придется привлекать и Резервный фонд. В большей степени для финансирования дефицита бюджета планируется использовать именно этот метод. Печатая деньги государство будет поддерживать инфляцию на определённом уровне, которая вызовет рост цен и падение покупательной способности. Установлена нормативная величина Резервного фонда. На 2014 год данная величина определена в сумме 5 132,05 млрд. рублей; на 2015 год в сумме 5 576,2 млрд. рублей и на 2016 год в сумме 6 078,6 млрд. рублей .

Новый бюджет интересен статьями доходов и расходов. Прогнозируется, что в 2014 году доходы российской экономики составят порядка 13,6 триллиона рублей, в 2015 эта сумма увеличится на триллион, в 2016 году доход может составить, по промежуточным подсчётам, 16 триллионов рублей . Прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов в 2014 году составит 615,6 миллиардов в 2015 году - 384,9 миллиардов рублей и в 2016 году - 381,7 миллиардов рублей. Согласно документу Минфина, доходы федерального бюджета по отношению к ВВП снижаются с 19,1% в 2013 году до 18,3% в 2016 году; нефтегазовые доходы - с 9,5% до 7,9%. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов сокращается с 50% в 2013г. до 43% в 2016 году. Несмотря на прогнозируемое снижение нефтегазового дефицита по отношению к ВВП с 10,3% в 2013году. до 8,4% в 2016г, зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой. Исходя из этого, можно сказать, что наблюдается недопоступление доходов в бюджет страны.

В то же время, расходы бюджета планируются в 2014 году на уровне в 14 триллионов, в 2015 году - 15,4 триллиона, в 2016 - 16,4 триллиона. В переводе на процентное обозначение валового внутреннего процента всё это обозначает, что в следующем году расходы увеличатся на 4,3 процента, в 2015 - на 10 процентов, в 2016 - ещё на 6,7. И это далеко не самый лучший прогноз, который можно отражать состояние экономики.

Что касается государственного внутреннего долга, то его верхний предел на 2015 год фиксирован на отметке в 7,2 миллиарда рублей, на 2016 год - на уровне в 8,5 миллиардов, к 2017 году, по прогнозу Минфина, он может подняться до 9,3 миллиардов. Внешний долг колеблется в аналогичных пределах, только на несколько порядков выше: 2015 год - 72 миллиарда, но уже долларов, а не рублей; 2016 год - 78,8 миллиардов, 2017 год - 88,5 миллиардов долларов США.

Следует обратить внимание на расходы государства по отдельным статьям бюджета. На национальную оборону в 2014 году, по согласованному бюджету, будет израсходовано 1,02 триллиона рублей, на правоохранительную деятельность - 1,46 триллиона, социальная политика отнимет 3,53 триллиона (и это самая большая отрасль на 2014 год). Расходы на образование составят 569,2 миллиарда, на здравоохранение и развитие медицины - 462,53 миллиарда.

Главное, на что следует обратить - это значительное уменьшение расходов на медицину, образование, и жилищно-коммунальное хозяйство. Финансирование образования в 2014 году сократиться на 88 млрд. рублей (то есть на 12,9 процента от уровня 2013 года), здравоохранения - на 44,3 млрд. (8,6 %), А ЖКХ - на 36 млрд. рублей (23,7 %).

Проект бюджета РФ до 2014 года, млрд руб.

Зато увеличиваются расходы на национальную оборону, причем очень быстрыми темпами: за три года на 1,27 трлн. рублей (40 млрд. долларов), то есть больше чем на 60%. В общей сложности в 2016 году на сохранение своей безопасности страна израсходует 106,4 млрд. долларов.

Судя по проекту бюджета, план правительства заключается в стагнации экономики и трансформировании государства в милитаристское с жёстким военным контролем снаружи и внутри. Деньги, вероятно, предполагается брать в первую очередь с продажи природных ресурсов.

экономический бюджетный дефицит доход

Заключение

Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых государству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.

Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы), является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе.

Бюджетного дефицита продолжает желать лучшего. До сих пор проводится кредитование ЦБ и Сбербанком расходов правительства (в некоторые периоды Сбербанк с ЦБ были главными держателями ГКО).

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит является проблемой международной и присутствует в бюджетах всех стран с развитыми рыночными отношениями. Актуальность его сокращения отмечается правительствами многих стран, в том числе и правительством РФ и США, мощными и экономически развитыми странами.

Решение проблемы дефицита бюджета (или хотя бы уменьшение его доли в бюджете государства) зависит от правильности подхода правительства к ее оценке и введение цивилизованных мер направленных на сокращение бюджетного дефицита.

Следует отметить, что государственные бюджеты западных стран с развитой рыночной экономикой продолжают оставаться хронически дефицитными. Однако в условиях относительно устойчивого экономического положения, динамично развивающейся экономики с устойчивыми и эффективными международными связями бюджетные дефициты (конечно, в допустимых границах) не рассматривается как крайне отрицательные финансовые показатели. В долг жили и продолжают жить многие экономически развитые государства, хотя справедливо было бы отметить наметившуюся в последнее время тенденцию к сокращению бюджетного дефицита экономически развитых стран.

Принятие продуманных законов направленных на поддержание национального производителя и развитие производства в целом, а так же разработка механизма их выполнения, наиболее верный путь, ведущий к сбалансированному бюджету государства.

В Бюджетном послании Президента Российской Федерации на 2012-2014 годы говорится о том, что главной задачей российской экономики должна стать новая модель экономического роста, основанная в значительной степени на частной инициативе, постоянных инновациях, эффективной системе предоставления публичных услуг, качественной финансовой и производственной инфраструктуре. Задачи, поставленные Президентом РФ, очень важные, но судя по запланированным доходам и расходам федерального бюджета, трудно выполнимые.

В результате проведенного анализа доходов и расходов Государственного бюджета Российской Федерации на 2012-2014 годы, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, экономика России продолжает оставаться сырьевой, зависимой, в основном, от стоимости нефти на мировом рынке. Структура доходов государственного бюджета в ближайшие годы не изменится. Во-вторых, планируемый уровень бюджетного дефицита находится в пределах 2%, что соответствует международным стандартам. В третьих, в расходах бюджета виден явный перекос в поддержке военно-промышленного комплекса и правоохранительной системы и снижение инвестиций в человеческий капитал.

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

Зависимость российского бюджета от нефтегазовых доходов растет. Вклад остальных экономических отраслей в формирование бюджета снижается, что ставит его в сильную зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры. В заключении аудиторов Счетной палаты отмечается, что общий объем роста доходов федерального бюджета 2014 года складывается за счет увеличения нефтегазовых доходов на 952,1 млрд руб. (+14,6%) и сокращения ненефтегазовых доходов на 283,9 млрд руб. В документе сказано, что сохраняется высокая зависимость доходов федерального бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры. Так, доля нефтегазовых доходов в доходах федерального бюджета в 2014 году первоначально прогнозировалась на уровне 48,1%, составила 52,9%.

Пути снижения зависимости федерального бюджета Российской Федерации от нефтедолларов

Действующий Бюджетный кодекс устанавливает жесткие ограничения на размер нефтегазовых доходов и бюджетный дефицит. Кодекс выполнил свою задачу - позволил накопить резервы, но теперь их надо пустить в ход. Нормы бюджетного законодательства должны быть адекватны текущей ситуации. Иными словами, необходима корректировка.

Еще одно новшество Министерства финансов - перенос счетов таможенной службы в казначейство - позволит бюджету напрямую получать средства. Эта мера будет иметь огромное значение для снижения дефицита бюджета, который фактически получает дополнительный доходный источник. По новому законодательству, "Роснанотех" и корпорация по реформированию ЖКХ получат возможность возвращать в бюджет размещенные ими свободные средства.

Чтобы покрыть бюджетный дефицит, Россия продаст доли в госкорпорациях. Российское правительство, которое всего несколько лет назад откладывало на черный день миллиарды нефтедолларов, ныне столкнулось со столь крупным бюджетным дефицитом. По некоторым оценкам, это станет крупнейшей программой приватизации в России с 1990-х годов. Правда, правительство собирается продавать только миноритарные пакеты компаний: контрольные пакеты оно оставит за собой, но разделит с частными инвесторами значительную часть рисков и прибылей8.

Программа касается 11 компаний, в том числе государственной нефтяной компании, государственных железных дорог, морского торгового флота, двух государственных банков и компании, управляющей ГЭС. Сейчас подходящий момент для перехода от национализации к приватизации.

Государство не должно отказываться от жесткой бюджетной политики и сдерживания роста расходов. Государственные ресурсы и впредь должны быть мобилизованы на прорывных направлениях, которые "имеют мультипликативный эффект, ведут к системным качественным изменениям, создают базу для развития экономики страны.


Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям, предоставленным РФ (БК РФ ст. 97).

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (до одного года), среднесрочными (свыше одного года до пяти лет) и долгосрочными (свыше пяти лет до 30 лет).

Долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определяются конкретными условиями займа и не могут превышать 30 лет.

Изменение условий выпущенного в обращение государственного займа, в том числе сроков выплаты и размера процентных платежей, срока обращения, не допускается.

Формы и виды государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени субъекта Российской Федерации, условия их выпуска и обращения определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии БК РФ и федеральным законом об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг.

Муниципальный долг - совокупность долговых обязательств муниципального образования.

Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.

В зависимости от валюты, в которой выпускаются займы, БК РФ делит их на две группы – внутренние и внешние, которые отличаются также видами заемных инструментов, условиями размещения, составом кредиторов.

В соответствии со ст. 6 БК РФ:

– под внешним долгом признаются обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов;

– под внутренним долгом признаются обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в форме:

– кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями, в пользу указанных кредиторов;

– государственных ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской Федерации;

– договоров о предоставлении государственных гарантий Российской Федерации, договоров поручительства Российской Федерации по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами;

– переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг Российской Федерации на основе принятых федеральных законов;

– соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени Российской Федерации, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.

В подобных формах могут существовать долговые обязательства субъектов РФ и муниципальных образований, за исключением международных соглашений и договоров на уровне муниципального образования. Все упомянутые формы в рыночной практике используются достаточно активно.

Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило коммерческими банками. К их услугам чаще всего прибегают субъекты Федерации и муниципальные образования. Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись Центральным банком, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ в объемах, определяемых ежегодными соглашениями.

Государственные ценные бумаги, т. е. обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им, в экономически развитых странах являются основным источником формирования государственного долга.

Государственные ценные бумаги выполняют фискальную и экономическую функции. Фискальная функция заключается в мобилизации временно свободных денежных средств юридических и физических лиц (коммерческих банков и небанковских финансово-кредитных институтов, предприятий, населения и т. п.) и сосредоточении их в руках государства. Фискальная функция обусловливает экономическую – привлеченные государством ресурсы позволяют ему решать текущие и перспективные задачи (задачи социального и экономического развития страны, снижения дефицита бюджета и т. п.).

В условиях рыночной экономики государственные ценные бумаги становятся важнейшим финансовым инструментом: они выступают наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; посредством государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика, осуществляется воздействие па макроэкономические процессы. Так, с помощью операций на открытом рынке, т. е. купли-продажи государственных ценных бумаг, Центральный банк страны регулирует денежную массу в обращении.

Операции с государственными ценными бумагами обеспечивают также ликвидность активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов.

В настоящее время в Российской Федерации можно выделить следующие виды государственных ценных бумаг:

– государственные краткосрочные облигации (ГКО);

– облигации федерального займа (ОФЗ);

– облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ);

– облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ);

– облигации государственного нерыночного займа (ОГНЗ);

– казначейские обязательства (КО);

– государственные сберегательные облигации (ГСО).

Состояние государственного долга за период 2010-2012годы отражено в таблице 7.

Итак, наглядно динамику внешнего долга, выраженную в млн. долларов США, можно представить на рис. 4

Рис. 4. Динамика внешнего долга РФ в 2010-2012гг, млн. долларов США

Согласно данным рис. 1, общий объем задолженности РФ перед внешними кредиторами снижается в 2011 году относительно 2010 года на 4 155,5 млн. долл. США (на 10,4% в относительном выражении) и увеличивается в 2012 году на 14 967,8 млн. долл. США (на 41,8%).

Факторы, повлиявшие на динамику общего объема внешнего долга, можно выявить, рассмотрев изменения в структуре внешнего долга. Структура внешнего долга РФ представлена в табл. 6

Таблица 7

Структура внешнего долга РФ в 2010-2012гг., %