Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Растения и животные удмуртии занесенные в красную. Дикие животные и растения Красной книги Удмуртии: описание ее обитателей, фото и картинки природы Удмуртии

Растения и животные удмуртии занесенные в красную. Дикие животные и растения Красной книги Удмуртии: описание ее обитателей, фото и картинки природы Удмуртии

Конспект урока по предмету «Мир животных».

Тема урока: «Дикие животные Удмуртии. Закрепление»

Цель: систематезировать и углубить знания о диких животных родного края.

Задачи:

    Расширить знания о животных нашего края (местообитание, питание, поведение).

    Развивать умение устанавливать простейшие связи между обитателями леса.

    Развивать наблюдательность, мышление, бережное отношение к природе.

    Повторить правила поведения в природе.

Оборудование:

    Ноутбук.

Методическое обеспечение:

    загадки о животных;

    тематические задания;

    презентация «Путешествие в лес»;

    филворд «Лесные жители».

План проведения занятия:

    Организационный момент.

    Повторение пройденного материала.

    Закрепление учебного материала. Доклады учащихся.

    Домашнее задание.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать. А вы готовы к занятию (ответы детей). Сегодня на уроке мы поговорим об обитателях леса. У каждого, кто побывал в лесу, остались яркие впечатления и воспоминания. Кто-то ходил за грибами и ягодами, а кто-то просто ездил с семьей подышать чистым воздухом на природе. И уж наверняка многие хоть краем глаза да видели в лесу зайца или лисицу, белочку или ежа! Будь то хвойный лес или смешанный лес, тропический лес или тундра - в каждом из них живут определенные обитатели.

Сегодня утром, в своем почтовом ящике, я обнаружила письмо от Муравьишки Вопросика. Давайте его прочитаем? ( Учитель читает письмо)

« Дорогие друзья! Я приглашаю вас на экскурсию в лес. Здесь так много интересного и вы узнаете много нового о диких обитателях леса». Если вы согласны, то в путь!

2. Повторение пройденного материала.

Но прежде чем отправиться на экскурсию в лес, проверим ваши знания, полученные на прошлом уроке. Начнем с отгадывания филворда «Лесные жители».

В

Какие вы молодцы, справились с заданием. А сейчас задание будет трудней, посмотрим, как вы с ним справитесь. Из перечисленного списка птиц, выберете только зимующих.

1. Ласточка береговушка

2. Беркут

3. Большая синица

4. Большой пестрый дятел

5. Грач

6. Тетерев

7. Лебедь шипун

Общая проверка правильности выполнения заданий.

3. Закрепление изученного материала.

Мы отправляемся в путешествие. Закройте глаза (звучит музыка « Шум леса») и представьте, что вы оказались в лесу. Ребята, с кем мы можем встретиться на лесной тропинке? (ответы детей).

Муравьишка Вопросик предлагает отгадать загадки о животных, которые обитают в лесу.

Первая загадка от Муравьишки Вопросика .

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу (ответ детей).

Доклад Димы П. о белках. Белок можно увидеть в хвойных и лиственных лесах, парках и садах. Они стремительно носятся по стволам деревьев и совершают просто головокружительные прыжки с ветки на ветку. К человеку они иногда так доверчивы, что охотно принимают угощение из рук. Кроме растительной пищи, практически все белки охотно поедают насекомых, мелких грызунов, яйца птиц и даже самих птенцов. Белки очень предусмотрительны: еще осенью они запасают в дуплах, под корнями деревьев и в других укромных местах различный корм, которым охотно лакомятся зимой.

Вторая загадка от Муравьишки Вопросика .

Ходит вниз головой.

Хрюкает как свинка,

На спине щетинка (ответ детей).

Доклад Сережи П. о кабанах. Кабан живет в самых разнообразных местах: в лесу, на лугах, полях и даже на болотах. Кабаны всеядны, но особенно любят коренья, лесные плоды, личинок насекомых, улиток и дождевых червей. Зимой добывают из-под снега плоды фруктовых деревьев, ягоды и семена. Для ухода за кожей ему необходимы грязевые ванны.

Муравьишка Вопросик предлагает посмотреть, как они принимают ванны (показ фотографии) Старые кабаны могут быть очень агрессивными, поэтому не следует приближаться к кабанам или их детёнышам слишком близко.

Третья загадка от Муравьишки Вопросика .

Кто зимой холодной

Бродит в лесу злой, голодный (ответ детей).

Доклад Алены Вас. о волке . По общему виду волк напоминает крупную собаку. Ноги у волка высокие, сильные, лапы крупнее и более вытянутые, чем у собаки. Мех у волков густой, довольно длинный. Волки между собой отличаются по окрасу: лесные волки - серо - бурые. Волки в тундре - светлые, почти белые, волки в пустыне - серовато - рыжеватые.

А вы, ребята, слышали когда- нибудь, как воет волк? (ответ детей) Муравьишка Вопросик предлагает послушать голос волка (прослушивается аудиозапись).

Мы с вами встретили белку, кабана, волка. Но мы еще не встретили главного зверя леса. Отгадав загадку, вы узнаете кто хозяин нашего леса.

Следующая загадка от Муравьишки Вопросика .

Кто, забыв тревоги

Спит в своей берлоге? (ответ детей).

Доклад Ульяны П. о медведе. Медведь действительно косолапый, топает, идёт через лес напрямик, не заботясь о тишине, разыскивает гнёзда диких пчёл. Это могучий, сильный, осторожный хищник Зимой у медведей появляются медвежата. Рождаются они слепыми и очень меленькими. Если медведи не накопят достаточно жира, они часто не залегают в берлогу, бродят по лесу, нападают на всё живое, в том числе и друг на друга. Медведя называют хозяином леса.

Физкультминутка. Ребята предлагаю вам немного отдохнуть, и походить, как косолапый медведь по лесу.

Муравьишка Вопросик встретил в лесу своего друга, а как его зовут, он зашифровал в загадке. Отгадав следующую загадку , мы узнаем кто это.

Что за зверь лесной,

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы,

Уши больше головы (ответ детей).

Доклад Алены Вах. о зайцах . Зайцы - беляки приносят детишек обычно три раза: в марте – апреле рождаются «настовички». В это время ещё лежит снег, который ночью покрывается твёрдой коркой – настом. Второй раз в июне; в это время колосится рожь, цветёт гречиха – и зайчат называют «колосовичками», или «гречишниками». И третий раз зайчиха приносит «листопадничков» - они появляются в августе, когда начинается листопад. В сильные морозы роют зайцы в снегу норы до полутора метров глубиной. Приближаясь к своей лёжке, зайцы запутывают следы.

А сейчас Муравьишка Вопросик покажет вам, как зайцы способны путать следы, что бы лиса не нашла нору с зайчатами (просмотр презентации ).

Учитель. Муравьишка Вопросик прислал яблоко для зверька, который любит им лакомиться. Как вы думаете, кому Муравьишка приготовил подарок? (ответ детей). Ёж любит густые леса, засеянные поля, а также плодовые сады, рощи и парки. Он довольно пуглив, активен в вечерних сумерках и ночью. С ноября по апрель погружен в спячку. Ежи всеядны, но предпочитают в своём рационе насекомых: личинок комаров, долгоножек, различных жуков и жужелиц. Свою пищу они поедают довольно шумно, с громким сопеньем и причмокиванием. Маленькие ежата появляются на свет совершенно слепыми и голыми, с ярко-розовой кожей, но уже через несколько часов после рождения у них появляются белые и темные (сначала мягкие) иголки. А какие потом иголки у ежа? (ответ детей). Давайте покажем, какой ежик колючий. (Пальчиковая гимнастика.)

Ежик, ежик колкий,

Покажи иголки.

Вот так, вот так,

Покажи иголки (“замок” выпрямляем пальцы).

Ежик, ежик колкий,

Убери иголки.

Вот так, вот так,

Убери иголки (“замок” нажим на “замок”).

Учитель. Муравьишка Вопросик этого лесного зверя называет «Патрикеевна». Как вы думаете, про кого будет загадка ?

Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт (ответ детей) .

А еще лису называют «хитрой», как вы думаете почему? (ответ детей) .

Не такая уж лиса хитрая. Конечно, когда речь идёт о спасении жизни или о добывании еды, лиса бывает и хитрой и изворотливой. Любопытство часто берёт верх над осторожностью. Поэтому она нередко попадает в трудное положение. Существует мнение, что основная еда лис – зайцы. Конечно лиса не против зайчатины, но догнать зайца она не может, где уж ей на коротких ногах угнаться за таким бегуном! Если случайно наткнётся Патрикеевна на растерявшегося зайца или на беспомощных зайчат. И все же основная пища лисы – грызуны. Мышиный писк лисица может услышать чуть ли не за 100 метров – такой отличный у неё слух. Когда лиса ловит грызунов, она совершает определенные движения, люди, подсмотрев за этими движениями подумали, что лисы танцуют. И даже назвали в честь лисы танец – фокстрот.

Какие вы молодцы, отгадали все загадки. Но когда мы их отгадывали, в лесу случилась беда. Подул сильный ветер и испортил фотографию лесного животного. Помогите, пожалуйста, соедините по точкам и отгадайте какое это животное (приложение 1, фото 2).

Лес – это праздничный стол. А на нем ягоды, орехи и грибы. Мы пришли в гости к природе, надо хорошо знать, как себя вести в лесу, выполнять определенные правила поведения и Муравьишка Вопросик хочет вам их рассказать. Чтобы все правила запомнить, их надо записать в тетради.

1. Не оставлять мусор в лесу.

2. Не ломать ветки и деревья.

3. Не разорять птичьи гнезда и муравейники.

4. Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Мы с вами отгадали все загадки и помогли Муравьишке Вопросику, за это можно себя похвалить. Но чтобы вы не забыли полученные знания, давайте вспомним:

    О каких животных мы говорили на уроке? (ответ детей).

    Что нового узнали о жизни этих животных? (ответ детей).

    Как правильно вести себя в лесу? (ответ детей) .

Задание 1 . Дополни текст. Вставь пропущенное слово.

1. Не сбивай ногой даже несъедобные _________

2. Не лови и не уноси домой __________

3. Не разоряй_______

4. Самый страшный враг леса _______. После лес будет медленно вымирать. Не уходите из леса, не затушив ________

5. Берегите ________!

Слова: гнёзда, птиц, костёр, пожар, грибы, насекомых, зверей, природу.

Задание 2 . Отгадайте животное по описанию?

    У этого животного дома нет. Детеныши рождаются прямо на траве. Летом, затаившись, сидят под кустом. Зимой в снежной ямке. (Заяц)

    Эти звери сидят под открытым небом. Нору – логово устраивают только для выведения потомства. (Волк)

    У этого зверька гнездо круглое, построено из прутьев, стены изнутри выстланы мягким мхом, лишайником и шерстью. Иногда зверёк устраивает своё жилище в дуплах деревьев. Запасает корм на зиму. (Белка)

    Этот зверь бродит летом по лесу. Постоянный дом сооружает лишь на зиму. Берлогу – яму, выкопанную под корнями деревьев, выстилает травой, сухим папоротником. (Медведь)

Задание 3 . «Лишний». Определите, кто в этой группе лишний? Почему?

    Крот, лиса, заяц, корова.

    Медведь, волк, крот, бобр.

    Волк, лиса, заяц, медведь.

    Задание на дом .

Прочитайте в детских книгах, журналах, справочниках о животных леса и приготовьтесь рассказать об этом в классе».

Приложение 1

Фото 1. Муравьишка Вопросик.

Фото 2. Раскраска.

Список литературы

    Браун В. Н. Настольная книга любителя природы. Л., Гидрометеоиздат, 1985.

    Елкина Н. В. Пособие «1000 загадок» «Академия развития» Ярославль 2000 г.

    Лопатин И. К. Общая зоология./ Лопатин И. К. Минск: Высшая школа,

    Молодова Л. П. «Игровые экологические занятия с детьми» «ЦГЛ» Москва 2003 г.

    «Планета Земля» Энциклопедия РОСМЭН, Москва 1997 г.

    Плешаков А. А. «Зеленые страницы» «Просвещение» 1996 г.

    Тарабарина Т. И. «И учеба, и игра: природоведение» «Академия развития» Ярославль. 2001 г.

    Тихомирова. Е. М. Растительный и животный мир: сборник загадок: 1 – 4 классы. М:. «Экзамен», 2008.

    Шишкина В. А. « Прогулки в природу» « Просвещение» Москва 2003 г.

    Энциклопедия для детей. Биология. – М.,: Аванта+, 2002.

Привольно раскинула Удмуртия свои просторы в бассейне рек Вязьмы и Камы. На полого-всхолмленной равнине, разделенной живописными долинами рек, растут многочисленные леса, прерываемые зеленью лугов и бескрайних пашен. Природа здешних мест щедра и богата. Здесь смолистые запахи тайги смешиваются с нежными ароматами цветущих полян, образуя свою особою атмосферу одного из самых живописных и интересных мест России.

В Удмуртии преобладают пихтово-еловые леса, часто сменяющихся сосновыми борами. Среди елей сибирских белеют стволы стройных берез и осины. В подлеске растут багульник обыкновенный, шиповник иглистый, жимолость. Травяно-кустарничковый покров состоит из черники, голубики, брусники. Мхи, подавляемые травянистыми растениями, развиты слабо. В южной части Республики господствуют смешанные леса, хотя их здесь совсем мало. В этих областях преобладает липа мелколистная, вяз, дуб обыкновенный, ильм. Подлесок представлен лещиной и бересклетом бородавчатым. Многие лекарственные растения края занесены в Красную книгу Удмуртии: авран лекарственный, баранец обыкновенный, голубика обыкновенная, золототысячник малый.

1 авран лекарственный

2 баранец обыкновенный

3 голубика обыкновенная

4 золототысячник малый

Животный мир

В таежных лесах Удмуртии обитает огромное количество насекомых, птиц, и млекопитающих. Семена пихты, ели, сосны является главным кормом для клеста белокрылого. Большое количество ягод, грибов привлекают белок и бурундуков. Таежные птицы глухари, тетерева, рябчики, питаются богатой растительностью. Синицы-гаечки, поползни истребляют в огромном количестве насекомых и их личинок. Встречаются здесь и хищные птицы: ястреб-перепелятник, филин, сова. Традиционными обитателями этих мест являются куропатки, горихвостки, зайцы, кроты, волки, лисицы. В водоемах края водятся многие виды семейства карповых (белый амур), окуневых (ерш), толстолобик, сом, чехонь, налим, щука, стерлядь. Животные, оказавшиеся на грани исчезновения, занесены в красную книгу Удмуртской Республики. Среди них белуга, белорыбица, чернозобая гагара, русский осетр, беркут, удод, лесная соня.

6 белорыбица

7 чернозобая гагара

Удмуртия находится на территории Восточно-Европейской равнины и является частью России. Территория укрыта как холмами и возвышенностями, так речными долинами и низменностями. Здесь представлен таежный и подтаежный ландшафт. Удмуртия расположена в умеренно-континентальной климатической зоне. Зима здесь суровая, снежная и морозная, средняя температура составляет –15 градусов по Цельсию, а минимум –40. Лето в крае весьма теплое с показателем +19 градусов. За год выпадает около 400-600 мм осадков.

Растения Удмуртии

На территории Удмуртии растет более 1,7 тыс. видов растений. Около 40% местности занимают леса. В встречается финская ель, сосна, сибирская пихта, кедр, лиственница.

Кедр

В зоне , кроме хвойных пород, произрастает липа и береза, осина и вяз. На юге большую местность занимают дубы и клены. Здесь можно найти огромное количество ягод, таких как северная линнея и черника, малина и , земляника и голубика. Среди другой растительности встречается шиповник, лесной чистец, черемуха, мох, багульник, рябина, колосистый воронец, папоротники, бересклет бородавчатый и лещина.

Как в лесах, так и на лугах произрастает большое количество трав и цветов:

  • колокольчики;
  • васильки;
  • валериана;
  • череда;
  • ромашка;
  • незабудки;
  • чистотел;
  • душица;
  • лютики;
  • зверобой.

Огромное количество лесов вырублено, а лугов распахано. На их территории не растут дикие растения, не обитают животные, в связи с чем многие виды флоры и фауны оказались на грани вымирания.

Животные Удмуртии

Среди хищников Удмуртии самыми яркими представителями являются и рыжая лисица, волк и , барсук и куница, норка европейская и ласка. В лесу водятся популяции лосей.

В данной местности обитают различные виды птиц: дрозды, соловьи, серые журавли, лебеди, клесты, глухари, черные аисты, цапли, ястребиные совы, беркуты, голубые зимородки, филины, иволги.

Среди пресмыкающихся и земноводных водятся лягушки и жабы, гадюки и ужи.

Здесь же обитает множество насекомых, особенно пчел, благодаря чему в Удмуртии развито пчеловодство. В водоемах водится более 40 видов рыбы: осетр, золотой карась, стерлядь, чехонь, язь, лещ.

На территории республики ведутся природоохранные мероприятия, чтобы сохранить животный и растительный мир. Для этого созданы заповедники и национальные парки «Шаркан», «Нечкинский», «Каракулинское Прикамье».

Слайд №1

Обратите внимание на слайд и ответьте на вопрос, который там записан. Как зовут тех, кто рядом живут (Соседи)

Кто является нашими соседями? (друзья, знакомые, родственники)

Какие еще соседи могут быть у людей? (животные)

Можно ли отнести к соседям не только животных, но и растения?

Слайд №2

Итак, оказывается, у нас много соседей. А вы можете их назвать? Давайте сделаем это вместе, но особым способом:

  • если я показываю эмблему с зеленым листом, вы называете растение, которое обитает в Удмуртии.
  • Если я показываю эмблему с отпечатком лапы, вы называете животное.

Слайд №3

Обратите внимание на эти снимки.

Кого хотел показать фотограф? (называют животны х).

А что мы видим на снимке? (там есть еще и растения )

Какой вывод из этого мы можем сделать? (растения и животные всегда рядом, они связаны друг с другом)

Все мы живем на одной планете под названием Земля и являемся соседями друг для друга. Но все-таки, каких-то обитателей мы встречаем каждый день, а кого-то видим лишь с экрана телевизора и книжных страниц. Как называется наш общий дом, где живем мы и наши самые близкие соседи? (Удмуртия)

Посмотрите на эту карту: Удмуртия занимает здесь совсем небольшое место, но жителям республики есть чем гордиться.

Слайд №4

Природа Удмуртии очень разнообразна - холмы и равнины, покрытые хвойными лесами и заливными лугами; журчащие родники, загадочные болота и извилистые реки с песчаными пляжами; озера и старицы.

Такое разнообразие ландшафтов объясняет богатство растительного и животного мира. Это 1700 видов растений, их которых 120 имеют лекарственное значение; около 300 видов животных.

Слайд №5

На нашей встрече мы узнаем какие растения и животные обитают в Удмуртии, где именно мы можем встретиться с ними, как мы можем позаботиться о них, чтобы это разнообразие не уменьшилось (выделенные вопросительные слова – на слайде).

Слайд №6 Для начала – небольшая разминка: Давайте разделимся на 3 команды и каждая отгадает свою загадку. (Делятся на команды по цветным жетонам, при необходимости - подсказка на слайде №7)

Отгадайте загадки, что это за растения?

Похож на музыкальный инструмент,
Но звука музыкального в нём нет. (Колокольчик)

Среди зелени травы,

Цветом неба ярким,

Голубеют те цветы,

А зовут их … (Васильки)

Голодный шмель вздыхает тяжко:
Поел бы с радостью я кашки.
Цветов едва коснулся ветер.
И шмель тот час заметил... (Клевер)

Где мы можем с ними встретиться? – Правильно, на лугу!

Слайд №8

Там произрастает множество растений, среди который есть цветы-медоносы, лекарственные травы, злаки. Зеленые луга – это пастбища и сенокосные угодья для сельскохозяйственных животных. Но луга – не единственное богатство Удмуртии.

Слайд №9 и 10

Половина территории республики занята лесами. А если вытянуть в линию все реки Удмуртии, то они протянутся на 30 тысяч км! И это еще без учета водохранилищ, озер, прудов и стариц.

Природа позаботилась, чтобы в каждом месте произрастали свои растения. А мы сумеем расселить их правильно?

Задание: Разложи карточки с растениями в 3 группы и назови каждую из них по местообитанию.

Лесные – подснежник, кислица, копытень

Луговые – зверобой, ромашка, земляника

Водные - рогоз, кубышка, ряска

Справились? Давайте теперь поговорим о некоторых растениях поподробнее.

Слайд №11

Самой распространенной древесной породой Удмуртии является ель. На первый взгляд может показаться, что все ели выглядят одинаково. Но это не так. Чаще всего встречается Ель финская. Она является гибридом между елью европейской и сибирской.

Слайд №12

Виды отличаются друг от друга своей верхушкой, размером, формой хвоинок, продолжительностью их жизни, величиной шишек. Кроме гибридной формы иногда встречаются и исходные - европейская и сибирская.

Слайд №13

Под пологом взрослых елей можно увидеть еловые ясли. Молодые елочки растут только под защитой взрослых деревьев - на открытых местах хвоя и побеги ели повреждаются поздними заморозками, что сильно задерживает возобновление ее на вырубках и гарях. Не выносят молодые деревья и ярких солнечных лучей. Под пологом леса этого, как правило, не случается.

Слайд №14

Известно, что удмуртов с елью особые отношения, ведь это дерево было для них не просто лесообразующей породой, но и строительным материалом. В ход шли все части дерева, вплоть до коры, которую использовали для дубления кожи и корней, из которых плели корзины. Музыкальные инструменты (знаменитый крезь) также изготавливали из ели. Поэтому с ней связано много культовых обрядов.

Слайд №15

Ель имеет плотную крону и задерживает много света. Под пологом ели могут выжить только самые теневыносливые растения. Например, копытень и кислица. Каждое из них по своему приспособилось к затенению. Копытень обзавелся очень темными листьями, которым хватает слабого освещения, а кислица белыми цветами – они видны насекомым-опылителям даже в полумраке.

Слайд №16

Но не все леса такие темные. Давайте угадаем, какое дерево образует светлые леса! (загадка на слайде: У меня длинней иголки, чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке, ветви – только на макушке .)

Слайд №16

Сосна светолюбивое дерево. Крона раскидистая, длинные тонкие иглы пропускают много света, поэтому под соснами можно увидеть разнообразные растения.

Слайд №17

Среди них могут быть как обычная Герань лесная и Папоротник-орляк, так и редкие виды, такие как Лилия Саранка и Купена Лекарственная. Все эти растения любят хорошее освещение, поэтому встречаются лишь на опушках светлых лесов.

Слайд №18

В Удмуртии около 750 болот, общей площадью 94 тыс. га Цифра эта неточная, так как болота во многих районах осушаются. Площади болот в Удмуртии преимущественно небольшие. Максимальный торфяной массив, превышающий 3000 га, имеет Дзякинское болото на границе Глазовского и Ярского районов.

Слайд №19

Болота – это не просто переувлажненные участки суши. Это место обитания многих растений и животных. Самые известные из них – клюква, брусника и мох сфагнум. Но если быть более точным, то одно растение здесь лишнее. Его можно встретить на болоте, но оно больше любит сосновые леса. Как вы думаете, о каком растении идет речь?

Подсказка:

Вкусных ягодок с горчинкой

Наберу в свою корзинку!

Словно алая гвоздика

Лес украсила... (брусника).

Слайд №20

Знаете ли вы, почему в сказках нечистая сила живет на болоте? Болота таят в себе множество загадок. Одна из них – т.ч. на болота ходили за своим зельем знахари и ведуньи.

Слайд №21

Действительно, на болотах произрастают ядовитые и лекарственные растения. Среди них можно найти Калу болотную, Багульник болотный, Сабельник болотный. Посмотрите на изображение этих растений и их названия, что общего можно заметить? (Красивые и в названии есть слово болотные ).

Давайте проверим, запомнили ли вы, какие растения растут в лесах, какие на лугах, а какие на болоте. Перед вами 3 конверта, и карточки с названиями растений. Каждая команда получает свой конверт. Сумеете ли вы правильно разложить эти карточки по конвертам?

Слайд №22

В лесах на юге Удмуртии часто встречается липа. У нас, на севере, она тоже растет, но только там, где ее посадили. Это растение считает одним из лучших медоносов. Поскольку у липы очень мягкая древесина, в ней часто образуются дупла, где могут поселиться дикие пчелы. Особенно нравится пчелам, что древесина не образует трещин и там нет сквозняков.

Слайд №23 Люди издавна добывали мед диких пчел, а позже начали готовить для них специальные домики в форме дупла – борти. Такое занятие называлось Бортничество.

Слайд №24 Добывать мед из борти было опасно – там можно было встретиться с медведем, который тоже любит полакомиться сладеньким.

Слайд №25 Поэтому со временем люди стали ставить домики для пчел рядом со своим жильем и приручили пчел.

Слайд №26 В старину путешественники, попадая в Удмуртию, отмечали, что места здесь очень богаты рыбой, дичью, и зверями. Об этом написано в некоторых исторических документах 17-18 веков. Неудивительно, что древние удмурты активно занимались охотой.

Слайд №27

Промысловыми животными были белки, лисы, зайцы, куницы. Охота требовала большой меткости, ведь мало было подстрелить животное, важно было не испортить выстрелом шкурку. Беличьи шкурки имели хождение в качестве денег. Не случайно в удмуртском языке понятие «деньги» до сих пор выражается словом коньдон (букв.: цена белки). ПО документам белок за 1874 год заготовили 130 тыс. штук, зайцев 30 тыс.

Слайд №28

Основным пушным охотничье-промысловым животным был бобр. Арские князья вносили в «государеву казну оброк с данью вместе по 10 бобров карих, а коли не добудут бобров - по тысяче белок». Плотные шкуры бобров всегда считались самыми теплыми, их мясо употребляли в пищу.

Слайд №29

Была популярна охота на лося и северного оленя, их мясо занимало важное место в питании населения. Об этом мы узнаем благодаря раскопкам, которые проводят на древних городищах археологи. Лоси в Удмуртии встречаются и сейчас, а вот олени откочевали в более северные районы.

Слайд №30

Из крупных животных удмурты охотились на кабана и медведя. Это крупные и очень опасные животные. Оба они стараются избегать человека, но если встреча все же случается, она может плохо кончиться. Поэтому на кабана и медведя ходили только очень сильные и опытные охотники.

Слайд №31

Не меньшую опасность в лесу представляют и эти животные (рис. на слайде). Вы их узнали? По каким признакам? Сейчас мало кому удается встретить волка и рысь в лесу, но зимой иногда встречаются отпечатки их лап. Давайте попробуем определить, где чей след?

Слайд №32

На дичь охотились при помощи такого приспособления, как манок. Это особая свистулька, которую изготавливали из костей животных. Звук манка подражал самцу или самке птицы, таким образом охотник приманивал к себе добычу.

Слайд №33

Среди промысловых птиц можно отметить еще диких гусей, перепелов, рябчиков и ястребов. Поскольку на них велась интенсивная охота, сейчас встречи с этими птицами не так часты. Гораздо чаще мы видим в природе более мелких птиц, таких как зяблики, трясогузки, синицы, дятлы.

Слайд №34

Кого из этих птиц вы узнаете? На слайде дятел, трясогузка белая, трясогузка жетая, синица и зяблик. (Могут перепутать желтую трясогузку с синицей, а зяблика с воробьем.) Как отличить этих птиц? У зяблика на крыльях большие белые пятна. Их называют «зеркальца», у трясогузки желтой длинный хвост. А как еще мы можем отличать птиц? (по голосам, гнездам и кладкам яиц).

Демонстрация гнезда дрозда и фото кладки и выводка.

Слайд №35

Среди природных богатств Удмуртии есть еще и рыба. В прошлом веке в крупных реках, таких как Кама, попадались осетр и белуга. От белуги теперь остались лишь единичные экземпляры. Последний раз рыбаки видели ее в 1997 году. Сейчас наиболее удачливые рыболовы могут похвастаться лишь крупными сомами и щуками. А чаще всего ловят лещей, карасей и плотву.

Слайд №36

Как видите, с нами по соседству живут и растения, и птицы, и рыбы, и звери. Но некоторые из них встречаются настолько редко, что их занесли в Красную Книгу Удмуртии. Это значит, что они нуждаются в охране. В наших руках их будущее. Как мы должны относиться к растениям и животным? (Изучать и беречь их )

Стоит только взглянуть на фото этих животных, чтобы понять, сколь многого мы можем лишиться с их исчезновением. В Удмуртии, в числе других животных, несколько видов летучих мышей находятся с списке редких и исчезающих видов. Какие они маленькие, трогательные и беззащитные! И оскал маленьких зубок, который порой кажется отпугивающим на фото, на самом деле беспомощен.

В красной книге Удмуртской Республики всем исчезающим видам присвоена категория статуса редкости.

O — Вероятно исчезнувшие . Виды известные ранее на территории Удмуртии, нахождение в природе не подтверждено в последние 50 лет.

I — Находящиеся под угрозой исчезновения. Виды, численность особей которых уменьшилась до критического уровня и есть опасность их полного исчезновения.

II — Сокращающиеся в численности. Виды с неуклонно сокращающейся численностью, которые при дальнейшем воздействии неблагоприятных факторов могут попасть в первую категорию.

III — Редкие. Виды, которые имеют малую численность и распространены на ограниченной территории или спорадически распространены на всей территории республики.

IV — Неопределенные по статусу. Виды, которые относятся к одной из предыдущих категорий, но достоверных сведений об их состоянии в природе в настоящее время нет, либо они не в полной мере соответствуют критериям всех остальных категорий.

V — Восстанавливающиеся и восстанавливаемые виды, численность и распространение которых под воздействием естественных причин или в результате принятых мер охраны начали восстанавливаться и приближаться к состоянию, не требующему срочных мер по сохранению и восстановлению.


Европейская Норка

Статус I категория . В Удмуртии отмечены по р.Кама (Сарапульский, Камбарский, Каракулинский район), р.Иж (Малопургинский и Киясовский районы), Тыжма и Средняя Тыжма (Кизнерский район), Пычас, Вала и Пурсинка (Можгинский район).

Росомаха . Отряд Хищные. Семейство Куньи.

Русская выпухоль . Отряд Насекомоядные. Семейство Кротовые.

Обыкновенная Летяга . Отряд Грызуны. Семейство Летяговые.

В подсемействе Летяги (Petauristinae) 36 видов. В фауне России всего один вид - обыкновенная летяга (Pteromys volans).


Бурый Ушан

Прудовая Ночница . Отряд Рукокрылые. Семейство Гладконосые рукокрылые.

Рыжая Вечерница . Отряд рукокрылые. Семейство Гладконосые рукокрылые.

Колонок . Отряд Хищные. Семейство Куньи. Куньи Удмуртии.