Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Праздничный намаз фард или сунна. Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)? Значение Ид аль-Фитр

Праздничный намаз фард или сунна. Как совершают праздничный намаз (салят уль-ид)? Значение Ид аль-Фитр

Праздничный намаз (намаз-‘ид) совершают в день Курбан-байрама (‘Иду-ль-Адха) и в день Ураза-байрама (‘Иду-ль-Фитр). Это является важной, настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Наш любимый Пророк(мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому, по возможности, их нельзя пропускать и нам. Является также сунной совершать их в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой. Праздничные молитвы можно совершить и дома. Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути. Время совершения праздничного намаза начинается с восхода солнца и продолжается до полудня. На равнинной местности праздничный намаз желательно (сунна) отложить до тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей. Намаз-‘ид состоит из двух ракаатов. Для совершения намаза-‘ид намерение произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Курбан-байрама (или Ураза-байрама) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается джамаатом, с другими мусульманами, то к нийяту ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Как обычно, связывая с нийятом, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу. В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Аль-Фатиха»), кто знает, читает молитву «ифтитах» («Ваджжахту...»). По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают: «Субхана-л-лахива-ль-хамдулиллахива ла илахаиллаллахуваллаху акбар». (Пречист Аллах, вся хвала Аллаху и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах.) После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Субхана-л-лахи...). И так 6 раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесённый для вступления в намаз) и 6 раз читают «Субхана-л-лахи...». После этого в 7 раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «А‘узу...» и суру «Аль-Фатиха». Далее до окончания второго земного поклона (суджды) всё делают как в обычном намазе. Вставая со второго земного поклона (суджды) для совершения второго ракаата, как обычно, поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» и опять кладут их под грудью и читают «Субхана-л-лахи...». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесённое, вставая с суджды) и четыре раза читают «Субхана-л-лахи...». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «Аль-Фатиха». Далее всё совершают, как в обычном намазе. В обоих ракаата после суры «Аль-Фатих» желательно также читать ещё что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Каф», во втором – «Иктараба», а кто не знает их, в первом – суру «Аль-Кафирун» («Кул я аййухалкафируна...»), во втором – «Ихлас» («Кулхува...»). После завершения праздничного намаза в мечети имам читает хутбу (проповедь), состоящую из двух частей, как и перед пятничным намазом. Кто совершает намаз-‘ид дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сёстрами и т. д.). Кто не знает приведённой выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-суннат, имея нийят совершить намаз- ‘ид. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершённой, и совершивший её получит соответствующее вознаграждение. Поскольку намазы-‘ид совершают только два раза в год, необходимо постараться совершить их хотя бы таким образом. Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз-‘ид, пусть велит супруге и детям помолиться дома, а сыновей лучше взять с собой в мечеть, чтобы они привыкали посещать Дом Аллаха(мир ему и благословение). Если упустили праздничную молитву, её желательно (суннат) возместить как пропущенную

Хукм по Ханафитскому мазхабу

АсСаламу Алейкум уа рахматуЛлахи Тагъала уа баракатух уважаемые братья и сёстры. БисмиЛлахи

Сегодняшнюю ночь с 23 на 24 сентября, желательно оживить служением Аллаху, то есть, провести иншаАллах в бдении и во всенощном ибадате.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал: «Сердце человека, который бодрствует (в ибадате) во время ночи Ид-уль-Фитр и Ид-уль-Адха, не умрет в День, когда сердца будут мертвы, т.е. в Йаум уль-Кыйама.» (Тибрани)

Ночи обоих праздников, т.е. ночи, предшествующие дням Ид, - благоприятные возможности, которыми следует воспользоваться с богослужением и почтением.

Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) сказал, что эти ночи — большие возможности для ибадата и достижения близости и особой Милости Аллаха Та"аля. Поэтому нельзя позволить из-за праздности упустить эти священные ночи.

Следует полностью воспользоваться такими возможностями, занимаясь ибадатом Аллаху Та"аля наилучшим образом.

Следует усердно практиковать истигфар, тилават, нафль-намаз, дуруд и т.д. в эти священные ночи.

Из наград, которые будут получены как результат соблюдения священности этих прекрасных ночей Ид, наибольшей наградой является та, о которой сообщил нам Посланник Аллаха (салляллаху алейхи уа саллям) в приведенном выше хадисе, то есть сердце не будет поражено ужасом и страхом в Судный День

Утром встаньте пораньше, совершите полное омовение, намерение произносят так: «Я намереваюсь совершить полное суннат-омовение по случаю праздника Курбан-байрам во имя Аллаха» ; постригите волосы и ногти, наденьте чистую одежду (лучше новую, если есть), надушитесь благовониями и, не принимая пищу, отправляйтесь в мечеть для совершения праздничного намаза.

В день Курбан-байрама режут жертвенных животных - курбан, раздают садака нуждающимся, посещают родственников, соседей, друзей, других единоверцев, посещают могилы родственников, принимают гостей, поздравляют друг друга, выражают радость и веселье по случаю праздника. Жертвоприношение в эти дни является высоко награждаемым деянием. [ AskImam.ru ]

Также, хотелось бы напомнить о чтении « Такбир ташрика »

Муфтий Мухаммад Таки Усмани аль-Ханафи пишет: « Начиная с фаджр-намаза 9-го зульхиджи вплоть до аср-намаза 13-го зульхиджи, каждый мусульманин обязан произносить такбир ташрика после каждого фард-намаза с помощью следующих слов:

«Аллах - величайший, Аллах - величайший. Нет бога кроме Аллаха. А Аллах велик! Аллах велик! И вся хвала - Аллаху!»

Достоверные исламские источники гласят, что каждый мусульманин обязан произносить данный такбир после каждого фарз-намаза. Женщинам тоже рекомендуется это делать, хотя это и не является для них обязательным. Независимо от того, совершается ли намаз коллективно или в одиночку, молящийся все равно должен произнести этот такбир. Следует отметить, что мужчины произносят его громким голосом, а женщины проговаривают его тихо » . Подробнее: http://azan.kz/islam/blog/id/4738.html

Далее, с позволения Аллаха Всевышнего приведу способ совершения ИД намаза (c доказательствами из хадисов), из книги муфтия Джамиль Ахмада Назири аль-Ханафи: «Намаз Посланника Аллаха صلى الله عليه وسلم»:

НАМАЗ ‘ИД

"Намаз ‘ид читается так же, как и другие намазы, с небольшой лишь разницей в том, что в ‘ид намазе произносится на шесть такбиров больше:в первом рака‘ате после “сана”, перед кыра’атом произносятся три такбира, а втором рака‘ате после кыра’ата, перед руку‘ом произносятся ещё три такбира. В первом рака‘ате такбир тахрима, а во втором рака‘ате такбир на руку‘ не входят в эти шесть такбиров. Если считать их вместе с этими шестью такбирами, тогда в каждом рака‘ате в состоянии кыяма получится по четыре такбира, как произносятся четыре такбира в намазе джаназа.

ى وحذيفة بن اليمان كيف كان رسول , عن سعيد بن العاص قال سألت اباموس
ا ت كبيره على K ى كان ي كبر ارب ع , ى والف طر فقال ابوموس , ال ي كبرفى الضح
(الجنائز فقال حذيفة صدق (ابوداؤد ج ١ ص ١٧٩

Са‘ид ибн Аль-‘Ас (радиаллаху ‘анху) рассказывает, что он спросил у Абу Мусы Аш‘ари (радиаллаху ‘анху) и Хузейфы (радиаллаху ‘анху): «Сколько такбиров произносил Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в намазе ‘идуль адха и в намазе ‘идуль фитр? Абу Муса (радиаллаху ‘анху) ответил: «Четыре такбира, подобно такбирам намаза джаназа», Хузейфа (радиаллаху ‘анху) сказал: «Ты сказал правду». (Абу Дауд т.1, стр. 179).

ى , ا وعنده حذي فة وابوموس K عن علق مة وال سودقال كان ا بن مس عود جالس
ة العيد فقال الحذيفة سل , الشعرى فسألهم سعيدبن العاص عن التكبيرفى صلو
الشعرى فقال الشعرى سل عبدال فا نه اقدم نا واعلم نا فس أله فقال ا بن
ا ثم يقرء ثم يكبرفيركع فيقوم فى الثانية فيقرأ ثم يكبراربعا K مسعود يكبر اربع
(بعد القرأة (مصنف عبدالرزاق ج ۳ ص ۲٩۳

‘Алькама и Асвад (радиаллаху ‘анхума) рассказывают, что сидел ‘Абдуллах ибн Мас‘уд (радиаллаху ‘анху) и рядом с ним сидели Хузейфа и Абу Муса Аш‘ари (радиаллаху ‘анхума). Са‘ид ибн Аль-‘Ас (радиаллаху ‘анху) спросил у них о такбирах ‘ид намаза. Хузейфа (радиаллаху ‘анху) сказал: «Спроси об этом у Абу Мусы Аш‘ари (радиаллаху ‘анху)», Абу Муса Аш‘ари (радиаллаху ‘анху) сказал: «Спроси у ‘Абдуллы ибн Мас‘уда, потому что он самый старый среди нас и также является большим учёным». Что же касается Са‘ида ибн Аль-‘Аса, то он спросил у ‘Абдуллы ибн Мас‘уда (радиаллаху ‘анху). Тот ответил ему: «Произнеси четыре такбира, затем делай кыра’ат, а затем совершай руку‘. Затем после того как встал на второй рака‘ат, сначала делай кыра’ат и после кыра’ата произнеси четыре такбира». («Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.3,стр.293).

‘Абдуллах ибн ‘Аббас и Мугира бин Шу‘ба (радиаллаху ‘анхума) также передали подобные хадисы. («Мусаннаф ‘Абдурраззак» т.3, стр.295)

Важные вопросы, касающиеся ‘ид намаза

1- Для ‘ид намаза нет азана и икамата. (Муслим т.1, стр. 289).

2- В ‘ид намазе хутба читается после намаза. (Бухари т.1, стр. 131).

3- Женщины не должны ходить на площадку для ‘ид намаза. («Мусаннаф ибн Аби Шейба» т.2, стр. 183).

4- В ‘ид намазе Коран читается вслух. («Мишкат» т.1, стр. 126).

5- Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) в день ‘идуль фитр перед намазом ‘ида, съев нечётное количество фиников, выходил на площадку для намаза, поэтому является сунной в день ‘идуль фитр идти на намаз, поев фиников или что-нибудь сладкое. (Бухари т.1, стр. 130). Но в день ‘идуль-адха является сунной есть что-нибудь только после намаза. (Тирмизи т.1, стр. 71).

6- Идти на площадку для ‘ид намаза по одной дороге,а возвращаться по другой дороге. (Бухари т.1, стр. 134). Если по какой-нибудь причине ‘идуль-фитр первого шавваля не был прочитан, то он читается на следующий день, но не позже этого. (Абу Дауд т.1, стр. 180).

Но если из-за какой-нибудь причины ‘идуль-адха не смогли провести 10-го зульхиджа, то надо провести его 11-го зульхиджа, а если даже 11-ого не смогли, тогда он читается 12-го зульхиджа. Разрешается совершать его в дни жертвоприношения, с условием, что его не оставляли без уважительной причины. Иначе это будет грехом.

В день ‘идуль-фитр и ‘идуль-адха, идя по дороге на площадку для ‘ид намаза, надо читать:

الله أكبر الله أكبر لا إله إلا الله والله أكبر، الله أكبر ولله الحمد

Алла́ху акьбар, Алла́ху акьбар, ля́ иля́ха иллялла́ху, валла́ху акьбар, Алла́ху акьбар ва лилля́хиль-хамд. (Бухари т.1, стр. 132).

Время ‘ид намазов начинается после восхода солнца и продолжается до наступления зенита. (Ибн Маджа стр. 94). Намаз ‘идуль-адха надо читать пораньше, а намаз идуль-фитр немного задерживать.

ل & عن ابى الحويرث ان رسول ال كتب الى عمرو بن حزم وهوبنجران عج
(ة ج ١ص ۲۲٧ , ى واخرالفطر (مشكو , الضح

Абуль Хувейрис (радиаллаху ‘анху) рассказывает: «Посланник Аллаха (салляллаху ‘алейхи уа саллям) написал ‘Амру ибн Хазму, в Наджран,чтобы тот читал ‘идуль-адха раньше, а намаз ‘идуль-фитр позже». («Мишкат» т.1, стр. 227)".

Не забывайте и о том, что: «Нельзя совершать нафль-намаз перед молитвой Ид - ни дома, ни в том месте, где совершается молитва Ид. Также нельзя совершать молитву нафль после молитвы Ид в том же месте. Тем не менее, можно совершить молитву нафль, когда человек вернётся домой». [ Муфтий Мухаммад Таки Усмани аль-Ханафи]

Всех поздравляю с нашим великим праздником تقبل الله منا و منكم «ТакъаббаляЛляху минна уа минкум».

Пусть Аллах примет от нас и от вас наш курбан (как и другие виды поклонения) и сделает нас из числа тех, кто получат книгу своих деяний с правой стороны, и увидят Аллаху Тагъала в джаннате. Такбир!!!

Подготовил: Хадис аль-Ханафи

Аудио версия настоящей статьи:

Богословы ханафитского мазхаба больше склонялись к мнению, что праздничная молитва, проводимая дважды в год , по степени приоритетности расценивается как «ваджиб» для совершеннолетних, разумных мужчин. Для женщин, детей, путников и физически немощных выполнение данной молитвы не является обязательным. А богословы-шафииты расценивали ее как «сунна-муаккяда» . В практическом плане это, в общем-то, одно и то же.

По мнению ученых ханафитского мазхаба, данная молитва совершается только коллективно . В одиночку, считала данная группа ученых, праздничная молитва не совершается, так как не относится к обязательным фард-молитвам . Однако теологи шафиитского мазхаба допускали восполнение (када’) праздничной молитвы для опоздавшего на нее. Это можно сделать в любое время, но лучше - в этот же день . Они считали, в отличие от богословов-ханафитов, что данная молитва может быть выполнена и одним человеком.

Порядок выполнения

Время ее совершения наступает через 20–40 минут после восхода солнца и завершается с приближением солнца к зениту (за 20–40 минут до наступления времени дневной молитвы Зухр).

Азан и икамат в праздничной молитве не читаются. Для призыва верующих на молитву могут быть произнесены слова «ас-саляту джами‘а»:

الصَّلاَةُ جَامِعَةٌ

Два ракяата праздничной молитвы

Кратко

Первый ракяат

1) намерение;

2) ду‘а «ас-Сана»;

3) три такбира с поднятием рук и свободным их опусканием вдоль туловища;

4) чтение сур «аль-Фатиха» и «аль-А‘ля»;

Второй ракяат

1) чтение суры «аль-Фатиха» и любой короткой суры;

2) три такбира с поднятием рук, а с четвертым такбиром молящиеся опускаются на поясной поклон . Последующие действия такие же, как в обычной двухракяатной молитве.

Затем имам проводит праздничную проповедь (хутбу), состоящую из двух частей. Вслед за проповедью возможно традиционное завершающее чтение Священного Корана, после чего прихожане могут поздравить друг друга с отмечаемым праздником.

Подробно

Первый ракяат

1) Ният (намерение): «Я намереваюсь выполнить два ракяата праздничной молитвы, делая это искренне ради Всевышнего» .

Затем мужчины, подняв руки на уровень ушей так, чтобы большие пальцы касались мочек, а женщины - на уровень плеч, вслед за имамом произносят такбир : «Аллаху акбар» («Господь превыше всего») . Мужчинам желательно при этом пальцы разъединить, а женщинам - сомкнуть. После этого мужчины опускают руки на живот прямо под пупком, кладя правую руку на левую, обхватывая мизинцем и большим пальцем правой руки запястье левой . Женщины опускают руки на грудь, кладя кисть правой на запястье левой.

Взгляд каждого молящегося должен быть направлен на место, куда он опустит свое лицо во время земного поклона (ас-саджда).

2) Сразу после этого всеми и про себя читается ду‘а «ас-Сана» («Восхваление Всевышнего»):

Транслитерация:

«Субхаанакял-лаахумма ва бихамдикь, ва табааракясмукь, ва та‘аляя джаддукь, ва ляя иляяхэ гайрукь».

سُبْحَانَكَ اللَّهُمَّ وَ بِحَمْدِكَ وَ تَبَارَكَ اسْمُكَ وَ تـَعَالَى جَدُّكَ وَ لاَ إِلَهَ غَيْرُكَ

Приведенное ду‘а чаще употребляется представителями ханафитского мазхаба. Шафииты же используют следующую мольбу:

Транслитерация:

«Вадджяхту ваджхия лил-лязии фаторас-самааваати валь-ард, ханиифам-муслима, ва маа ана миналь-мушрикиин, инна саляятии ва нусукии ва махъяйя ва мамаатии лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин, ляя шариикя ляхь, ва би зааликя умирту ва ана миналь-муслимиин».

وَجَّهْتُ وَجْهِيَ لِلَّذِي فَطَرَ السَّمَاوَاتِ وَ الأَرْضَ حَنِيفًا مُسْلِمًا وَ مَا أَنَا مِنَ الْـمُشْرِكِينَ .

إِنَّ صَلاَتِي وَ نُسُكِي وَ مَحْيَاىَ وَ مَمَاتِي لِلَّهِ رَبِّ الْعَالَمِينَ لاَ شَرِيكَ لَهُ .

وَ بِذَلِكَ أُمِرْتُ وَ أَنَا مِنْ الْمُسْلِمِينَ .

3) Три такбира с поднятием рук.

После прочтения «ас-Сана» имам, а вслед за ним и все молящиеся, проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, делая это так же, как и в начале молитвы-намаза.

После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища . Между такбирами имам делает незначительные паузы .

По завершении третьего такбира руки принимают исходное положение.

Имам и все молящиеся продолжают намаз со словами «а‘уузу бил-ляяхи минаш-шайтоони рраджиим, бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» (про себя) .

أَعُوذُ بِاللَّهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيمِ

Перевод:

«Я удаляюсь от проклятого Сатаны, приближаясь к Всевышнему, и начинаю именем Милостивого Аллаха, милость Которого безгранична и вечна».

4) Чтение сур Корана.

Затем имамом читается сура «аль-Фатиха» вслух:

Транслитерация:

«Аль-хамду лил-ляяхи раббиль-‘аалямиин.

Ар-рахмаани ррахиим.

Мяялики яумид-диин.

Ийяякя на‘буду ва ийяякя наста‘иин.

Ихдина ссыраатоль-мустакыым.

Сыраатол-лязийна ан‘амта ‘аляйхим, гайриль-магдууби ‘аляйхим ва ляд-дооллиин». Аамиин .

اَلْحَمْدُ لِلَّهِ رَبِّ العَالَمِينَ .

اَلرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ .

مَالِكِ يَوْمِ الدِّينِ .

إِيَّاكَ نَعْـبُدُ وَ إِيَّاكَ نَسْتَعِينُ .

اِهْدِناَ الصِّرَاطَ الْمُسْتَقِيمَ .

صِرَاطَ الَّذِينَ أَنْعَمْتَ عَلَيْهِمْ غَيـْرِ الْمَغْضُوبِ عَلَيْهِمْ وَ لاَ الضَّآلِّينَ . آمِين .

После суры «аль-Фатиха» (как у ханафитов, так и у шафиитов) в первом ракяате является желательным (только желательным) чтение суры «аль-А‘ля» (она также читается имамом вслух).

Транслитерация:

«Саббихисма раббикяль-а‘ля. Аллязии халяка фасавва. Вал-лязии каддара фа хэдэ. Вал-лязии ахраджаль-мар‘а. Фаджа‘аляху гусааэн ахва. Санукриукя фа ляя тансэ. Илляя маа шээаллаах. Иннаху я‘лямуль-джахра ва маа яхфа. Ва нуяссирукя лиль-юсра. Фазаккир ин-нафа‘атиз-зикра. Саяззаккяру майяхша. Ваятаджаннабухаль-ашка. Аллязии ясля ннаараль-кубра. Сумма ляя ямууту фиихяя ва ляя яхья. Кад афляха мэн тазаккя. Ва закярасмя раббихи фасолля. Бяль ту’сирууналь-хаяятэд-дунья. Валь-аахырату хайрув-ваэбка. Инна хаазаа ляфис-сухуфиль-ууля. Сухуфи ибраахиимэ ва мууса» ().

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

سَبِّحِ اسْمَ رَبِّكَ الْأَعْلَى

الَّذِي خَلَقَ فَسَوَّى

وَالَّذِي قَدَّرَ فَهَدَى

وَالَّذِي أَخْرَجَ الْمَرْعَى

فَجَعَلَهُ غُثَاءً أَحْوَى

سَنُقْرِئُكَ فَلَا تَنسَى

إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ إِنَّهُ يَعْلَمُ الْجَهْرَ وَمَا يَخْفَى

وَنُيَسِّرُكَ لِلْيُسْرَى

فَذَكِّرْ إِن نَّفَعَتِ الذِّكْرَى

سَيَذَّكَّرُ مَن يَخْشَى

وَيَتَجَنَّبُهَا الْأَشْقَى

الَّذِي يَصْلَى النَّارَ الْكُبْرَى

ثُمَّ لَا يَمُوتُ فِيهَا وَلَا يَحْيَى

قَدْ أَفْلَحَ مَن تَزَكَّى

وَذَكَرَ اسْمَ رَبِّهِ فَصَلَّى

بَلْ تُؤْثِرُونَ الْحَيَاةَ الدُّنْيَا

وَالْآخِرَةُ خَيْرٌ وَأَبْقَى

إِنَّ هَذَا لَفِي الصُّحُفِ الْأُولَى

صُحُفِ إِبْرَاهِيمَ وَمُوسَى

Затем имам вместе со стоящими за ним верующими со словами «Аллаху акбар» в обычном порядке делает поясной и земной поклоны.

Второй ракяат

1) Чтение сур.

Во втором ракяате не читается «ас-Сана» и «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим» .

Имам проговаривает про себя «бисмил-ляхи ррахмани ррахим» , читает вслух суру «аль-Фатиха», а затем короткую суру, например «аль-Ихляс»:

Транслитерация:

«Куль хува ллааху ахад. Аллааху ссомад. Лям ялид ва лям юуляд. Ва лям якул-ляху куфуван ахад».

قُلْ هُوَ اللَّهُ أَحَدٌ . اَللَّهُ الصَّمَدُ . لَمْ يَلِدْ وَ لَمْ يوُلَدْ . وَ لَمْ يَكُنْ لَهُ كُفُوًا أَحَدٌ .

2) Три такбира с поднятием рук.

После этого, прежде чем пойти на поясной поклон, имам, а вслед за ним и все молящиеся проговаривают три такбира («Аллаху акбар») с поднятием кистей рук при каждом такбире, подобно как в первом ракяате. После каждого такбира руки свободно опускаются вдоль туловища . Между такбирами имам делает незначительные паузы.

По завершении третьего такбира имам проговаривает четвертый такбир и опускается вместе с молящимися на поясной поклон . Затем все делается так же, как при совершении первого ракяата.

Когда имам, а за ним и молящиеся поднимутся со второго земного поклона второго ракяата, они садятся на левую ступню и читают ташаххуд.

Ханафиты (кладя руки свободно на бедра, не смыкая пальцев):

Транслитерация:

«Ат-тахияяту лил-ляяхи вас-солаваату ват-тойибаату,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятухь,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан ‘абдуху ва расуулюхь».

اَلتَّحِيَّاتُ لِلَّهِ وَ الصَّلَوَاتُ وَ الطَّيِّباَتُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتُهُ

اَلسَّلاَمُ عَلَيْناَ وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا عَبْدُهُ وَ رَسُولُهُ

Во время произнесения слов «ля иляхэ» указательный палец правой руки надо поднять вверх, а при словах «илля ллааху» - опустить.

Шафииты (располагая левую руку свободно, не разъединяя пальцев, а правую сжав в кулак и высвободив большой и указательный пальцы, при этом большой палец в согнутом положении примыкает к кисти) говорят:

Транслитерация:

«Ат-тахияятуль-мубааракяятус-солаваату ттойибаату лил-ляях,

Ас-саляяму ‘аляйкя айюхан-набийю ва рахматул-лаахи ва баракяятух,

Ас-саляяму ‘аляйнаа ва ‘аляя ‘ибаадил-ляяхи ссоолихийн,

Ашхаду алляя иляяхэ илля ллааху ва ашхаду анна мухаммадан расуулюл-лаах».

اَلتَّحِيَّاتُ الْمُبَارَكَاتُ الصَّلَوَاتُ الطَّـيِّـبَاتُ لِلَّهِ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْكَ أَيـُّهَا النَّبِيُّ وَ رَحْمَةُ اللَّهِ وَ بَرَكَاتـُهُ ،

اَلسَّلاَمُ عَلَيْـنَا وَ عَلىَ عِبَادِ اللَّهِ الصَّالِحِينَ ،

أَشْهَدُ أَنْ لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ أَشْهَدُ أَنَّ مُحَمَّدًا رَسُولُ اللَّهِ .

Во время произнесения слов «илля ллааху» указательный палец правой руки поднимают вверх без дополнительных движений им (при этом взор молящегося обращается на этот палец) и опускают.

Прочитав ташаххуд, молящиеся, не меняя своего положения, произносят салават:

Транслитерация:

«Аллаахумма солли ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кяма солляйта ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиим,

Ва баарик ‘аляя сайидинаа мухаммадин ва ‘аляя ээли сайидинаа мухаммад,

Кямаа баарактэ ‘аляя сайидинаа ибраахиима ва ‘аляя ээли сайидинаа ибраахиима филь-‘алямиин, иннэкя хамиидун маджиид».

اَللَّهُمَّ صَلِّ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ صَلَّيْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ

وَ باَرِكْ عَلىَ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ مُحَمَّدٍ

كَماَ باَرَكْتَ عَلىَ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ وَ عَلىَ آلِ سَيِّدِناَ إِبْرَاهِيمَ فِي الْعاَلَمِينَ

إِنَّكَ حَمِيدٌ مَجِيدٌ

По прочтении салавата желательно обратиться к Господу с мольбой (ду‘а). Богословы ханафитского мазхаба утверждают, что в данном случае в качестве ду‘а может быть использована только та форма мольбы, которая упомянута в Священном Коране или в Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Другая часть исламских богословов допускает применение любых форм ду‘а. В то же время мнение ученых едино в том, что текст ду‘а, используемый в намазе, должен быть только на арабском языке.

После этого имам, а вслед за ним и остальные молящиеся со словами приветствия «ас-саляяму ‘аляйкум ва рахматул-лаах» («мир вам и благословение Всевышнего») поворачивают голову сначала в правую сторону, смотря на плечо, а затем, повторяя слова приветствия, - в левую . На этом два ракяата праздничной молитвы завершаются.

أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّه أَسْتَغْفِرُ اللَّه أَسْـتَـغـْفِرُ اللَّهَ

2. Воздев руки на уровень груди, молящиеся говорят (про себя): «Аллаахумма энтэ ссаляям ва минкя ссаляям, табаарактэ яа заль-джаляяли валь-икраам. Аллаахумма а‘иннии ‘аля зикрикя ва щукрикя ва хусни ‘ибаадатикь».

اَللَّهُمَّ أَنـْتَ السَّلاَمُ وَ مِنْكَ السَّلاَمُ

تَـبَارَكْتَ ياَ ذَا الْجَـلاَلِ وَ الإِكْرَامِ

اللَّهُمَّ أَعِنيِّ عَلىَ ذِكْرِكَ وَ شُكْرِكَ وَ حُسْنِ عِباَدَتـِكَ

Затем опускают руки, проводя ладонями по лицу .

Необходимо заметить, что во время совершения двух ракяатов праздничной молитвы молящиеся, стоя за имамом, все произносят про себя, то есть неслышно, шепотом.

3) Праздничные проповеди.

Первая проповедь

Наиболее распространенной является следующая форма праздничного такбира: «Аллаху акбар, аллаху акбар, ляя иляхэ иллял-лах, вал-лаху акбар, аллаху акбар, ва лил-ляхиль-хамд».

اللَّهُ أَكْبَرُ اللَّهُ أَكْبَرُ . لاَ إِلَهَ إِلاَّ اللَّهُ وَ اللَّهُ أَكْبَرُ . اللَّهُ أَكْبَرُ وَ لِلَّهِ الْحَمْدُ

Перевод:

«Аллах превыше всего, Аллах превыше всего; нет бога, кроме Него. Аллах превыше всего, Аллах превыше всего, и лишь Ему истинное восхваление».

Начинается проповедь словами восхваления Всевышнего и просьбой о благословении для пророка Мухаммада. В проповеди праздника Ураза-байрам имам акцентирует внимание верующих на важности обязательной милостыни окончания поста - закятуль-фитр, а также кратко на том, что актуально для верующих, цитируя аяты Священного Корана и хадисы.

Во время проповеди в праздник Курбан-байрам проповеднику желательно говорить о том, что важно при совершении жертвоприношения, а также о дополнительных такбирах, которые будут проговариваться верующими в последующие несколько дней.

По завершении первой проповеди имам-хатыб садится на минбар (если пожелает), и молящиеся могут обратиться с мольбой ко Всевышнему Творцу, читая молитву-ду‘а.

Вторая проповедь

Имам проговаривает семь такбиров один за другим. Вторая проповедь короче, чем первая, и носит назидательный характер.

На этом праздничная церемония завершается. Обычно читается Священный Коран, затем имам проговаривает общую мольбу-ду‘а, по завершении которой все встают, приветствуя и поздравляя друг друга.

Праздничная молитва совершается в мечетях дважды в год (по лунному календарю) - в праздник Ураза-байрам и в праздник Курбан-байрам.

См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘ [Редкостные искусства в упорядочении законодательства]. В 7 т. Бейрут: аль-Фикр, 1996. Т. 1. С. 408; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Египет: аль-Мактаба ат-тавфикыйя, [б. г.]. Т. 1. С. 563.

Ханафиты говорят о необходимости для данной молитвы кворума подобно тому, как это требуется при пятничной молитве - трое совершеннолетних, разумных и соблюдающих религиозную практику мусульман-мужчин. Подробнее см.: Мусульманское право 1–2. М.: 2011. С. 280, 281.

См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 414.

См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1391, 1392.

Праздничная молитва состоит лишь из двух ракяатов, совершаемых вместе с имамом.

Некоторые подробности, касающиеся требований шафиитского мазхаба, см. ниже.

Имам добавляет к сказанному, что выполняет молитву со стоящими за ним людьми. А прихожане должны оговорить, что совершают молитву с имамом.

Данная последовательность движений принята в ханафитском мазхабе. Согласно ритуалу шафиитского мазхаба, такбир произносится одновременно с поднятием рук (причем мужчины, так же как и женщины, поднимают руки на уровень плеч). См., например: Аш-Шавкяни М. Нэйль аль-автар. В 8 т. Т. 2. С. 186, 187. Оба варианта возможны. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 300.

Согласно шафиитскому мазхабу, желательно опускать руки на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца так, чтобы ладонь правой руки лежала на локте или между локтем и запястьем левой руки. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 873.

Если имам следует в религиозной практике Сунне Пророка с пояснениями ученых шафиитского мазхаба, то в первом ракяате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», а во втором - пять, также перед сурой «аль-Фатиха». См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца. Также паузы между такбирами заполняются чтением про себя различных форм восхваления Всевышнего, однако наилучшей является следующая формула: «субхаанал-ла, валь-хамду лил-ля, ва ляя иляяхэ иллял-лаху вал-лаху акбар».

См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

Данные дополнительные такбиры, по мнению всех ученых, не относятся к основной части праздничной молитвы. Если они вдруг будут забыты имамом, то дополнительного земного поклона (садждатус-сахв) делать не нужно. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400.

Относительно количества такбиров у исламских богословов было несколько мнений, каждое из которых в определенной степени правильно и верно с точки зрения Сунны. См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1395.

Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, произносит слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» в обоих ракяатах вслух.

По мнению мусульманских комментаторов, слово «амин» означает «Боже, ответь на мою молитву» или «Да будет так».

При совершении праздничной молитвы (как и в трех из пяти обязательных, а также в пятничной), согласно ханафитскому мазхабу, когда имам завершает чтение суры «аль-Фатиха», «амин» произносится всеми про себя, а по шафиитскому мазхабу - вслух.

См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1396, 1401.

Перевод суры см..

Все такбиры имам проговаривает вслух.

По шафиитскому мазхабу молящийся, говоря «Аллаху акбар», поднимает кисти рук на уровень плеч, а затем делает поясной поклон. Возвращаясь в прежнее положение, он также поднимает кисти рук на уровень плеч, проговаривая «сами‘а ллааху ли мэн хамидэхь».

У шафиитов желательно в начале каждого ракяата читать про себя «а‘узу бил-ляхи минаш-шайтони рраджим».

Имам-шафиит, в отличие от имама-ханафита, слова «бисмил-ляяхи ррахмаани ррахиим» перед сурой «аль-Фатиха» произносит в обоих ракяатах вслух.

Если имам следует шафиитскому мазхабу, то в первом ракяате он проговаривает семь такбиров перед чтением суры «аль-Фатиха», как было оговорено ранее, а во втором - пять, также перед сурой «аль-Фатиха». Именно перед сурой «аль-Фатиха» и перед «бисмил-ляхи ррахмани ррахим». См.: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1400; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 564.

Богословы-шафииты считали, что в промежутках между данными такбирами необходимо опускать руки в исходное положение, то есть на верхнюю часть живота между грудью и пупком в области сердца.

Прихожане во всех движениях молитвы-намаза не опережают имама, а строго повторяют вслед за ним.

Шафииты перед заключительным приветствием обычно садятся, подбирая ступню левой ноги под правую. Оба положения являются правильными с точки зрения Сунны, и оба - лишь желательны.

Совершение ритмичных движений (дерганье) указательным пальцем при чтении ташаххуда или по завершении его не является правильным. По Сунне, с учетом комментариев ученых, более верно не делать лишних движений указательным пальцем. Подавляющее большинство исламских богословов придерживалось именно этого мнения. К тому же некоторые правоведы считали, что излишнее движение указательным пальцем может нарушить молитву, сделать ее недействительной. См.: Аль-Хатыб аш-Ширбиний. Мугни аль-мухтадж [Обогащающий нуждающегося]. В 6 т. Т. 1. С. 334. Подробный богословский материал по данному вопросу см..

Этим действием мусульманин приветствует двух ангелов, находящихся на его плечах и фиксирующих все благие деяния и прегрешения.

Предположительный смысл данного действия, оговариваемый мусульманскими учеными, состоит в следующем: видение доброго предзнаменования (тафауль) в том, что кисти, вознесенные к небу с мольбою, переполняются Божественной благодатью, благом. По завершении молитвы-ду‘а верующий протирает этой благодатью свое лицо. В мусульманских богословских трудах присутствует множество доводов в пользу того, что данное действие имеет основание в достоверной Сунне пророка Мухаммада (да благословит его Всевышний и приветствует). Подробнее об этом читайте в материале «Протирание лица после мольбы-ду‘а» в моей книге «Все увидят Ад».

В отличие от пятничной проповеди, во время праздничной проповеди имам-проповедник, поднявшись на минбар, не садится, а всегда стоит. Это подчеркивали богословы-ханафиты. Остальные исламские ученые допускали, что имам может присесть, дабы отдохнуть. См., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1406.

Проговаривание имамом данных такбиров является сунной. Слушающим его прихожанам желательно говорить их про себя. Так утверждают богословы-ханафиты. Ученые шафиитского мазхаба считают, что присутствующие на праздничной проповеди не повторяют такбиры за имамом, а только слушают его.

См.: Аль-Кясани. Бадаи‘у ас-сонаи‘ фи тартиби аш-шараи‘. В 7 т. Т. 1. С. 410; аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В 11 т. Т. 2. С. 1419.

Праздничный намаз (намаз-‘ид) совершают в день Курбан-байрама (‘Иду-ль-Адха) и в день Ураза-байрама (‘Иду-ль-Фитр). Это является важной, настоятельной сунной (суннатун-муаккадатун). Наш любимый Пророк(мир ему и благословение) уделял большое внимание совершению праздничного намаза и не пропускал его. Поэтому, по возможности, их нельзя пропускать и нам. Является также сунной совершать их в мечети коллективно. Желательно отправиться в мечеть по длинной дороге, а вернуться по короткой. Праздничные молитвы можно совершить и дома. Их следует совершать и женщинам, и тем, кто в пути. Время совершения праздничного намаза начинается с восхода солнца и продолжается до полудня. На равнинной местности праздничный намаз желательно (сунна) отложить до тех пор, пока солнце не поднимется на высоту семи локтей. Намаз-‘ид состоит из двух ракаатов. Для совершения намаза-‘ид намерение произносят так: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный намаз-суннат по случаю Курбан-байрама (или Ураза-байрама) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается джамаатом, с другими мусульманами, то к нийяту ещё добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом». Как обычно, связывая с нийятом, произносят «Аллаху акбар», одновременно поднимая руки до уровня ушей, и таким образом приступают к намазу. В начале намаза, как обычно, сложив руки под грудью (как при чтении суры «Аль-Фатиха»), кто знает, читает молитву «ифтитах» («Ваджжахту...»). По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и сложив их под грудью, читают: «Субхана-л-лахи ва-ль-хамдулиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар». (Пречист Аллах, вся хвала Аллаху и нет никого и ничего (бога, божества), кому следует поклоняться, кроме Аллаха, и превелик Аллах.) После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, сложив руки под грудью, читают ту же молитву (Субхана-л-лахи...). И так 6 раз произносится «Аллаху акбар» (не считая «Аллаху акбар», произнесённый для вступления в намаз) и 6 раз читают «Субхана-л-лахи...». После этого в 7 раз произносят «Аллаху акбар», после чего читают «А‘узу...» и суру «Аль-Фатиха». Далее до окончания второго земного поклона (суджды) всё делают как в обычном намазе. Вставая со второго земного поклона (суджды) для совершения второго ракаата, как обычно, поднимают руки и произносят «Аллаху акбар». Затем складывают их под грудью. Затем опять поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» и опять кладут их под грудью и читают «Субхана-л-лахи...». И так четыре раза поднимают руки, произносят «Аллаху акбар» (не считая произнесённое, вставая с суджды) и четыре раза читают «Субхана-л-лахи...». После этого в пятый раз поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, сложив руки под грудью, читают суру «Аль-Фатиха». Далее всё совершают, как в обычном намазе. В обоих ракаата после суры «Аль-Фатих» желательно также читать ещё что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Каф», во втором – «Иктараба», а кто не знает их, в первом – суру «Аль-Кафирун» («Кул я аййухалкафируна...»), во втором – «Ихлас» («Кулхува...»). После завершения праздничного намаза в мечети имам читает хутбу (проповедь), состоящую из двух частей, как и перед пятничным намазом. Кто совершает намаз-‘ид дома, лучше совершить его джамаатом (коллективно) вместе с остальными членами семьи (с женой, детьми, матерью, сёстрами и т. д.). Кто не знает приведённой выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный намаз-суннат, имея нийят совершить намаз- ‘ид. В этом случае праздничная молитва тоже считается совершённой, и совершивший её получит соответствующее вознаграждение. Поскольку намазы-‘ид совершают только два раза в год, необходимо постараться совершить их хотя бы таким образом. Когда глава семьи отправляется в мечеть, чтобы совершить намаз-‘ид, пусть велит супруге и детям помолиться дома, а сыновей лучше взять с собой в мечеть, чтобы они привыкали посещать Дом Аллаха(мир ему и благословение). Если упустили праздничную молитву, её желательно (суннат) возместить как пропущенную.

По мазхабу имама Абу­Ханифы, праздничный намаз является ваджибом. Из обоих праздничных намазов, совершаемый в день жертвоприношения, является более предпочтительным, ибо он упоминается в Коране. Более предпочтительно совершать этот намаз коллективно в мечети, но можно его совершить и самостоятельно.

Праздничный намаз имеет два ракаата. Время его совершения наступает с восхода солнца и продолжается до того времени, когда оно будет в зените.

Суннаты праздничного намаза

1. Отсрочить его совершение до того времени, когда солнце поднимется на высоту копья. Намаз же праздника разговения желательно отсрочить до времени, когда солнце поднимется на высоту двух копий.

2. Совершение его в мечети, если все в ней помещаются, а если нет, то на открытой местности. По мазхабу имама Абу-Ханифы желательно его совершать на открытой местности . И если намаз совершается в мечети, то женщинам желательно стоять у дверей и слушать проповедь.

3. Провести предыдущую ночь в бдении. Если человек совершал поклонение в большую часть ночи или же совершил вечерний, ночной и утренний намазы в джамаате, то это засчитывается ему как всенощное бдение.

4. Совершить полное омовение. Время его совершения наступает с полуночи.

5. Надушиться благовониями и надеть красивую одежду. Это желательно детям и взрослым мужского пола. Женщины же, если в возрасте, то придут на намаз в обычной одежде. А молодым или красивым женщинам нежелательно ходить на намаз в мечеть, а предпочтительней этот намаз совершать дома.

6. Идти пораньше на намаз (кроме как имаму).

8. Разадавать по пути милостыню.

9. Немного поесть перед намазом разговения и не есть до намаза жертвоприношения.

Метод совершения

Праздничный намаз имеет два ракаата, и намерение на его совершение делается следущим образом: «Я намереваюсь совершить желательный праздничный намаз разговения в два ракаата во имя Аллаха (следуя за имамом)» .

После произнесения «Аллаху акбар» вступления в намаз, желательно прочитать молитву «ваджжахту», затем желательно семь раз поднять руки как при вступлении в намаз и произнести «Аллаху акбар» , и после шести прочесть молитву . А после седьмого «Аллаху акбар» следует прочесть суру «аль­Фатиха». (Если намаз коллективный сперва имам прочтет вслух, а мамумы прочтут потом). После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къаф» или суру «аль­А‘ла».

Во втором ракаате после произнесения «Аллаху акбар» вставания на второй ракаат желательно произнести вышеупомянутым способом «Аллаху акбар» и прочесть молитву «Субхана ллахи валхамду лиллахи ва ла илаха иллаллаху валлаху акбар» после четырех, а после пятого прочесть суру «аль­Фатиха». После суры «аль­Фатиха» желательно прочесть суру «аль­Къамар», или «ал­Гъашия».

Если намаз был коллективным, после него следует прочесть две хутбы с теми же условиями, которые следует соблюдать при хутбах пятничного намаза.

Если человек не может совершить намаз вышеназванным способом, он делает намерение на праздничный намаз и делает обычный желательный намаз в два ракаата.

И так как праздничный намаз бывает раз в году, мусульманину не следует пренебрегать им, и если он пропустил его по уважительной причине, ему желательно возместить его.

Праздничный намаз по мазхабу имама аш-Шафии

(Салат-уль-‘ид)

Салат-уль-‘Ид – это праздничный двухракаатный суннат-намаз, совершаемый в день Ураза-байрам (и Курбан-байрам) примерно через час после восхода солнца. Время его совершения следует уточнить у имама мечети накануне.

‘Ид-намаз можно совершать и дома, но мужчинам следует его совершать в мечети вместе с другими верующими. Желательно отправиться в мечеть по одной дороге, а вернуться по другой, ибо так поступал посланник Аллаха (мир ему и благословение).

Перед совершением ‘ид-намаза произносят ният: «Я намереваюсь совершить двухракаатный праздничный суннат-намаз по случаю ‘Ид-уль-Фитра (Ураза-байрам (суннат-‘ид-намаз)) во имя Всевышнего Аллаха». Если намаз совершается с другими мусульманами, то к нияту еще добавляют «вместе с джамаатом» или «за имамом».

Вслед за ниятом сразу произносят «Аллаху акбар» и, поднимая руки до уровня ушей, приступают к намазу. Кто знает, в начале намаза, как обычно, читает молитву «Ваджахту». По окончании этой молитвы, опять поднимая руки, произносят «Аллаху акбар», затем, опустив руки и положив их на живот (как при чтении суры «Фатиха»), читают:

«СубхIаналлагьи валь хIамду лиллагьи ва ла илагьа илла ллагьу валлагьу акбар».

После чтения этой молитвы опять поднимают руки и произносят «Аллаху акбар», затем, как и в первый раз, читают ту же молитву. И так семь раз произносится «Аллаху акбар» и шесть раз читают молитву. Затем после седьмого «Аллаху акбар» читают «А ‘узу…» и суру «Фатиха». Далее все делают как в обычном намазе. Во втором ракаате перед чтением суры «Фатиха» опять произносят «Аллаху акбар» и читают ту же молитву точно так же, как и в первом ракаате, но только пять раз (молитву — четыре раза).

В обоих ракаатах после суры «Фатиха» желательно также читать что-нибудь из Корана. Лучше всего в первом ракаате «Къаф», во втором – «Икътараба», а кто не знает, в первом – «Къул я аийугьал кафирун», во втором – «Къулгьу» («Ихлас»).

Кто совершает ‘Ид-намаз дома, лучше совершить его джамаатом (колллективно) вместе с остальными членами семьи (женой, детьми, матерью, сестрами и т. д.).

‘Ид-намаз желательно совершить и тем: кто находится в пути.

Кто не знает указанной выше молитвы, может совершить обычный двухракаатный суннат-намаз, имея ният совершить ‘Ид-намаз.