Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Ночь Мирадж — вознесение Пророка Мухаммада ﷺ. Аль Исра валь Мирадж — ночь чудесного Путешествия из Мекки в Иерусалим и Вознесение на небеса Пророка Мухаммада

Ночь Мирадж — вознесение Пророка Мухаммада ﷺ. Аль Исра валь Мирадж — ночь чудесного Путешествия из Мекки в Иерусалим и Вознесение на небеса Пророка Мухаммада

بسم الله الرحمن الرحيم

Ночь вознесения пророка Мухаммада (c 2 на 3 Апреля 2019г)

«Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знамений, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благословение. Воистину, Он – Слышащий, Видящий.» (Сура «аль-Исра» 17: 1).

Всевышний подчеркнул свое совершенство и величие, проявлениями которого являются Его великие деяния и величественные милости. Одним из таких деяний является ночной перенос Пророка Мухаммада из Заповедной мечети в Мекке, самой славной мечети на свете, в мечеть аль-Акса в Иерусалиме, которая также является одной из самых достойных мечетей и пристанищем пророков. В течение одной ночи Пророк Мухаммад преодолел очень большое расстояние и той же ночью вернулся обратно. Аллах показал ему знамения, которые усилили его приверженность прямому пути и приумножили его познания, научили его стойкости и способности отличать добро от зла. Это было еще одним проявлением божественной заботы о Пророке Мухаммаде, которому Аллах всесторонне облегчил достижение желанной цели и даровал удивительные качества, благодаря которым он превзошел всех своих предшественников и современников.

Опираясь на очевидный смысл этого аята, можно предположить, что Пророк Мухаммад отправился в далекое путешествие в первые часы ночи и что он отправился в путь непосредственно из Заповедной мечети. Однако в достоверном хадисе сообщается, что он отправился в путь из дома Умм Хани. А это значит, что преимущества Заповедной мечети распространяются на всю заповедную мекканскую землю. И если человек поклоняется на заповедной мекканской земле, то его вознаграждение приумножается, как если бы он поклонялся внутри Заповедной мечети. Из этого аята также следует, что Пророк Мухаммад отправился в путешествие как душой, так и телом. В противном случае это путешествие не было бы величайшим знамением и достоинством.

О ночном путешествии Пророка сообщается во многих достоверных хадисах, в которых перечисляются многочисленные знамения, показанные ему. Из этих хадисов известно, что вначале он отправился в священный город Иерусалим, откуда вознесся на небеса. Он поднялся до вершины седьмого неба, где ему были показаны рай и преисподняя. На каждом из небес он встречался с пророками, а затем ему было предписано ежедневно совершать пятьдесят обязательных намазов. По наставлению пророка Мусы он несколько раз просил Аллаха облегчить обязанности его последователей, пока Аллах не уменьшил число обязательных ежедневных намазов до пяти. А всякому, кто будет совершать эти пять намазов, было обещано вознаграждение за пятьдесят намазов. В эту ночь Пророку Мухаммаду и его последователям было даровано столько достоинств, что исчислить их может только великий и могучий Аллах.

В этом откровении и других аятах, в которых Аллах говорит о ниспослании Корана или предлагает многобожникам сочинить нечто подобное этому писанию, Аллах называет Пророка Мухаммада своим рабом, поскольку он достиг величайших высот именно благодаря тому, что исправно выполнял обязанности раба перед своим Господом.

В этом откровении также говорится о том, что земли вокруг мечети аль-Акса являются благодатными. Там растет множество деревьев, течет множество рек и ручьев, а урожаи всегда бывают богатыми. Еще одним преимуществом этой земли является сама мечеть аль-Акса, которая превосходит все мечети на земле, кроме Заповедной мечети и мечети Пророка в Медине. Аллах предписал правоверным отправляться в путешествие с целью посетить эту мечеть и совершить в ней намаз. Аллах также избрал эту землю местом обитания для славной плеяды своих пророков и угодников.

С именем Аллаха, Милостивого, Милосердного!

Хвала Аллаху, Который Создал всё сущее и всему придал соразмерность, Который предопределил судьбу творений и указал прямой путь. Хвала Всевышнему, Который разъяснил Своим рабам истинную дорогу и предостерёг их от путей заблуждения.

Благословение и мир пророку милости и прямого пути, указавшему своей умме (общине) дорогу к истине и довольству Всевышнего, который предостерёг верующих от следования шайтану (сатане) и страстям.

Наступил месяц Раджаб. Многие мусульмане начинают с интересом смотреть в мусульманские календари, ища там знаменательные события, случившиеся в этот месяц, для того чтобы выделить некоторые дни, связанные с этими событиями, проводя их в особых видах поклонения. Однако при этом не все задумываются об основе этих знаменательных дней, и можно ли их каким-то образом выделять, и что об этом говорят мусульманские учёные.

Среди прочих знаменательных событий месяца Раджаб, в календарях упоминается ночь Исра’ и Ми’радж (перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) и вознесения на небеса).

Что же говорится об этом в Священном Коране и в Пречистой Сунне?

В Священном Коране Всевышний Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба, чтобы показать ему некоторые из Наших знаме­ний, из Заповедной мечети в мечеть аль-Акса, окрестностям которой Мы даровали благослове­ние. Воистину, Он - Слышащий, Видящий». (Сура «Аль-Иср а’», 1).

Что касается Пречистой Сунны, то сообщается со слов Малика бин Са‘са‘а (да будет доволен Аллах ими обоими) что пророк Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) рассказал ему о ночном путешествии следующее: «Когда я лежал в аль-Хатиме (или, возможно, он сказал: в Хиджре), кто-то неожиданно явился ко мне и рассёк». (Катада, один из передатчиков хадиса сказал: «Я слышал, как Анас говорил: «Рассёк от сих (пределов) до сих». Я спросил Аль-Джаруда, который был рядом со мной: «Что он имеет в виду?» На что он сказал: «От углубления верхней части груди между двумя ключицами до низа живота». Также я слышал, что он говорил: «От верхней части груди до низа живота»).

«…Затем извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли, потом наполнили его (верой), потом вернули его (на прежнее) место, а потом ко мне подвели животное белого цвета меньше мула, но больше осла». (Аль-Джаруд спросил: «О Абу Хамза! Это животное – «Аль-Бурак?» Анас ответил: «Да».

«…Это животное способно одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором.

Потом меня посадили на это животное, и Джибрил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты. Когда я достиг низшего неба, то увидел там Адама. Джибрил сказал: “Это - твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

Затем Джибрил вознёсся со мной ко второму небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты. Когда я достиг (второго неба), то увидел там Йахйу и ‘Ису, являющихся двоюродными братьями со стороны матери. Джибрил сказал: “Это - Йахйа и ‘Иса, поприветствуй же их!” Я поприветствовал их, и они ответили на приветствие, после чего сказали: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к третьему небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг третьего неба, то увидел там Йусуфа. Джибрил сказал: “Это - Йусуф, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к четвёртому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг четвёртого неба, то увидел там Идриса. Джибрил сказал: “Это - Идрис, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к пятому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг пятого неба, то увидел там Харуна. Джибрил сказал: “Это - Харун, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к шестому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг шестого неба, то увидел там Мусу. Джибрил сказал: “Это - Муса, поприветствуй же его!” - и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” – когда же я покидал его, он заплакал. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать?” – и он сказал: “Я плачу по той причине, что после меня был послан к людям молодой человек, и в Рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”

А затем Джибрил вознёсся со мной к седьмому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джибрил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джибрил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” - и когда я достиг седьмого неба, то увидел там Ибрахима. Джибрил сказал: “Это - твой отец, поприветствуй же его!” - и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха), и оказалось, что плоды его по размерам подобны кувшинам из Хаджара , а его листья - слоновьим ушам. Джибрил сказал: “Это - лотос крайнего предела”. И оказалось, что там текут четыре реки, две из которых являются скрытыми, а две - видимыми. Я спросил: “Что это за два вида рек, о Джибрил?” Он ответил: “Что касается скрытых рек, то это две реки, текущие в раю, что же касается двух видимых, то это - Нил и Евфрат”.

А потом мне был показан Священный Дом (аль-байт aль-ма‘мур), в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов.

Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я взял молоко, а Джибрил сказал: “Твой выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой будешь придерживаться ты и твоя община”.

После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв, а именно - пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. Муса сказал: “Члены твоей общины не смогут совершать по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!”

Я вернулся, и Аллах уменьшил это количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое.

Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. Муса сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день! Поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!” И, уходя оттуда, я услышал голос: “Я передал то, чего Я требую, и облегчил Своим рабам”». (Аль-Бухари, (3887)).

Пояснения к хадису.

Из вышеприведённого аята и хадиса становится ясным, что событие ночного перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это!

Ибн Касир в тафсире к упомянутому в начале статьи аяту сказал: «Аль-Хафиз Абу Аль-Хаттаб Умар ибн Дихьйя в своей книге «Ат-тануир фи маулид ас-сирадж аль-мунир» упомянул хадис о ночном перенесении пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданный со слов Анаса, подробно и прекрасно разъяснив его, сделав полезные выводы, а затем сказав: “Хадис о ночном перенесении передаётся от огромного числа передатчиков: от Умара ибн Аль-Хаттаба, от Али, от Ибн Мас’уда, от Абу Зарра, от Малика ибн Са‘са‘а, от Абу Хурейры, от Абу Са’ида, от Ибн Аббаса». Затем он перечислил ещё семнадцать имён сподвижников, которые сообщили эту историю, после чего, продолжив, сказал): “Некоторые привели историю полностью, некоторые – в сокращенном виде. И несмотря на то что часть риваятов не соответствует условиям достоверности, мусульмане единогласны по поводу достоверности события ночного перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха). Не верят в это только безбожники и еретики”».

Когда произошло событие «Аль-Исра’ уа аль-ми’радж»?

Вопрос датировки и времени этого события остаётся предметом разногласий среди учёных.

По поводу датировки этого события существует большое разногласие. Ибн Хаджар (да одарит его Аллах Своей милостью) привёл множество мнений, сказав: «Существует разногласие по поводу времени аль-ми’радж (вознесения на небеса). Некоторые сказали, что это произошло до начала пророческой миссии… Большинство же учёных сказали, что это событие произошло после начала пророческой миссии. Затем представители этого мнения разошлись между собой:

1.Некоторые сказали, что это было за год до переселения в Медину. Упомянули это мнение Ибн Са’ад и другие. Ан-Навави также высказал это мнение («Аль-минхадж», (2/208)). Ибн Хазм, преувеличив, сказал, что существует единогласное мнение (иджма’) в этом вопросе. Однако его слова не принимаются, т.к. существует огромное разногласие. Этот вопрос имеет более десяти мнений. Вот некоторые из них:

2. Ибн Аль-Джаузи привёл, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) был за восемь месяцев до переселения в Медину.

3. Абу ар-Раби’ ибн Салим сказал, что это случилось за шесть месяцев до переселения…

4. Ибн Хазм привёл мнение, что это было в месяц Раджаб в двенадцатом году после начала пророческой миссии.

5. Ибрахим Аль-Харби утверждал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл в месяц раби’ аль-ахыр за год до переселения. Ибн Аль-Мунаййир назвал это мнение предпочтительным в книге «Шарх ас-сира» Ибн Абдуль-Барра.

6. Ибн Абдуль-Барр утверждал, что это произошло за год и два месяца до переселения.

7. Ибн Фарис сказал, что это было за год и три месяца до переселения.

8. Ас-Садди сказал, что аль-ми’радж (вознесение на небеса) произошёл за год и пять месяцев до переселения, привели его мнение Ат-Табари и Аль-Байхакый. В соответствии с этим мнением, событие произошло в месяц шаваль или в рамадане, если рамадан и раби’ аль-ауаль были по тридцать дней. Аль-Уакыдий также утверждал это мнение…».

Учёные, помимо Ибн Хаджара (да одарит его Аллах Своей милостью), приводят ещё другие мнения, и это указывает на то, что точная дата данного события неизвестна. Поэтому утверждение о том, что событие ночного перенесения и вознесения посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) было в двадцать седьмую ночь месяца Раджаб, является неточным и неверным.

Полезные выводы, которые можно извлечь из истории о ночном перенесении и вознесении пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса.

Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса несёт в себе огромное количество полезных знаний и уроков, о которых упомянули многие учёные. Приведём некоторые из них:

1. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было одним из чудес посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), доказывающих его пророческую миссию.

2. Ночное перенесение из Мекки в Иерусалим и вознесение пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса было наяву как душой, так и телом. Это подтверждают:

во-первых , тексты Корана и Сунны очевидно указывают на данное обстоятельство;

во-вторых , пророк (мир ему и благословение Аллаха) сел верхом на животное «Аль-Бурак» и переселился верхом на нём, и если бы переселение было бы только душой, то он не нуждался бы в верховом животном;

в-третьих , Всевышний Аллах назвал пророка рабом в аяте: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба…». Он не сказал: «перенес душу Своего раба». Как известно, слово «раб» включает в себя и тело, и душу;

в-четвёртых , если это событие было бы всего лишь сном, то язычники-курайшиты не стали бы так упорно опровергать произошедшее;

в-пятых , Всевышний Аллах – Могуч, и Он может переселить Своего раба телом и душой, и это не составляет для Него никакого труда. «Гос­подь твой - Всемогущий».

3. Раскрытие груди пророка (мир ему и благословение Аллаха) было подготовкой для него перед важным событием.

4. Встреча пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) с другими пророками при вознесении на небеса, упомянутая в этом хадисе явно указывает на то, что Ислам является религией всех пророков, и что их вероубеждение одинаковое, несмотря на некоторые различия в вопросах поклонения.

5. Хадис указывает на то, что Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) – лучший из всех пророков, так как он был руководителем в намазе с остальными пророками (мир им всем и благословение Аллаха), а также достиг в своём вознесении той степени, которой никто ещё из посланников не достигал.

6. Ислам является религией фитры (врожденного естества) каждого человека.

7. Хадис учит этикету испрашивания разрешения при входе куда-либо.

8. Этот хадис указывает на то, что Адам (мир ему) был пророком, так как он находился вместе с другими пророками на небесах во время вознесения Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха).

9. Наилучшей и наивысшей степенью веры является рабская преданность Всевышнему Аллаху, так как Господь назвал своего пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом в самых достойных случаях. Так, говоря о перенесении посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) ночью, Аллах сказал: «Пречист Тот, Кто перенес ночью Своего раба». В деле призыва Всевышний также назвал пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) рабом: «Когда раб Аллаха встал, обращаясь с мольбой к Нему».

10. Как уже было сказано выше, учёные разошлись во мнениях по поводу даты перенесения из Мекки в Иерусалим и вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) на небеса. Имам Аль-Куртуби (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пять известных мнений. Ас-Суйютый (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул пятнадцать мнений.

11. Из предыдущего пункта можно сделать следующий вывод: человеку нельзя выделять ночь вознесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) («ночь Ми’радж») среди прочих ночей для совершения молитв, а также запрещается выделять этот день среди прочих дней для поста, ведь если бы в Шариате были указания на выделение дня и ночи Ми’радж, то не было бы такого большого разногласия. Как может быть предписано поклонение в ночь, о дате которой нет совершенно никакого довода в Шариате? Более того, разногласие представляет собой неутверждённые мнения, ведь определение этого дня и ночи является весьма трудным делом. Ибн Раджаб (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Что касается перенесения пророка (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, то некоторые сказали, что это произошло в месяц Раджаб. Однако некоторые учёные назвали это мнение слабым» .

При этом пусть не возникает проблем по поводу ночи предопределения «ляйлят аль-кадар», которая также не имеет точной даты. Доподлинно известно, что она бывает в последние десять ночей Рамадана, как на это указывают достоверные хадисы. Что же касается ночи, когда произошло перенесение и вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха), то по поводу её датировки нет достоверной информации. С точностью можно лишь утверждать, что она была в одну из ночей года!!! Поэтому, как можно выделять её среди прочих ночей?!

Кроме того, следует различать между вопросом совершения поклонения (ночной намаз, пост) и выделением определённого времени или места для его совершения. А именно, если пост одного из тех, кто обычно соблюдает пост, например, по понедельникам и четвергам, совпадёт с днём ми’радж (в соответствии с датой, которую упоминают в календарях), то он может поститься, так как он соблюдает пост понедельника, а не из-за того, что он выделил этот день по причине того, что он является днём ми’радж. То же самое можно сказать в отношении ночных молитв.

Проблемой в этом вопросе является именно выделение дня или ночи для совершения того или иного поклонения. Доказательством такому различию между самим поклонением и выделением дня для этого поклонения является хадис, в котором пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не выделяйте ночь на пятницу для ночных молитв среди прочих ночей и не выделяйте пятницу для поста среди прочих дней, кроме как если этот день (пятница) совпадёт с постом одного из вас». < В этом хадисе чётко и ясно видно, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) не запрещает совершать ночные намазы и пост, а запрещает выделять какой-то определённый день для выполнения поклонения, по поводу которого нет доказательства из Шариата.

Поэтому мы не запрещаем поститься днём или молиться ночью, а запрещаем выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб для этого.

Кроме того, возникает вопрос: выделял и праздновал ли пророк (мир ему и благословение Аллаха) и его сподвижники эту ночь? Если в ответ скажут: «Да», – то надо сказать: «Скажи: “Приведите ваше доказательство, если вы гово­рите правду”». Если же в ответ они скажут: «Нет», – то мы говорим им: «Лучший путь – путь пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)» .

12. Хадисы про вознесение пророка (мир ему и благословение Аллаха) являются одним из сотни доказательств, указывающих на то, что Всевышний Аллах возвышается над своими созданиями, так как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) вознёсся на небеса вверх.

13. Событие, связанное с перенесением из Мекки в Иерусалим и вознесением пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) на небеса, было своего рода утешением для него после всего того, что он пережил от язычников с момента начала пророческой миссии.

14. Особая значимость и важность намаза (ежедневной пятикратной молитвы) в религии Ислам, ведь Всевышний Аллах предписал его пророку Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) и его общине без посредничества кого-либо.

15. В вышеприведённом хадисе ясно говорится о том, что больше всех войдут в Рай представители общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). Об этом нам поведал Муса (мир ему и благословение Аллаха), объяснив Мухаммаду (мир ему и благословение Аллаха) причину своего плача: “Я плачу потому, что после меня был послан к людям молодой человек, и в рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”

16. Этот хадис указывает на то, что Всевышний Аллах говорил с Мухаммадом (мир ему и благословение Аллаха), так же, как и говорил с Мусой (мир ему и благословение Аллаха).

17. В этом хадисе говорится о величие милости Всевышнего Аллаха в отношении нас, предписав пятикратную молитву вместо пятидесяти, желая для нас облегчения. Господь сказал: «Аллах желает вам облегчения, ведь человек со­здан слабым».

18. Истинные верующие должны верить во всё то, о чём сообщил Всевышний Аллах в Священном Коране и Его посланник в достоверной Сунне. Примером для нас в этом должен быть Абу Бакр (да будет доволен им Аллах), получивший прозвище «Правдивейший», который не сомневался в том, о чём говорил пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха). Поэтому, когда курайшиты сообщили ему о случае с перенесением посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим, он уверено сказал им: «Если он действительно рассказал об этом, то он правдив в этом» .

19. В комментарии к книге «Аль-акыда ат-Тахауийя» Ибн Абу аль-‘Изз (да одарит его Аллах Своей милостью) упомянул мудрость перенесения пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) из Мекки в Иерусалим для его дальнейшего вознесения на небеса, сказав: «Если же скажут: «В чем мудрость того, что сначала Пророк был перенесен в Иерусалим?» ­– то мы ответим: это было подтверждением заявления Посланника (мир ему и благословение Аллаха) о своем ночном вознесении, и поэтому, когда курайшиты попросили его описать им Иерусалим, он описал его (хадис об этом передают аль-Бухари (№ 3886 и 4710) и Муслим (№ 170) со слов Джабир ибн Абдуллы, что Посланник Аллаха сказал: «Когда курайшиты обвинили меня во лжи, я встал в аль-Хиджре, и Аллах показал мне Иерусалим, а я начал описывать им приметы (города), рассматривая его». Кроме того, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) даже сообщил об их караване, который повстречал в дороге («аль-Муснад» Ахмада (т. 1. стр. 374), а также тафсир Ибн Касира (т. 3, стр. 15)). Если бы Пророк был вознесен на небеса из Мекки, то он не смог бы описать Иерусалим, поэтому он был вознесен из Иерусалима, так как курайшиты видели этот город. Это объясняется тем, что они не знали то, что в небесах, если бы Посланник сообщил им это, но они видели Иерусалим, – и он описал им его».

Таким образом, из всего вышесказанного мы можем увидеть, что событие «Аль-исра’ уа аль-ми’радж» (перенесение ночью из Мекки в Иерусалим и вознесение посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) на небеса) действительно произошли, и мы, мусульмане, обязаны верить в это, извлекая пользы и уроки из этой истории. Также становится ясным, что дата этого события неизвестна, вследствие чего нам нельзя выделять ее среди прочих дней года. Кроме того, мы не имеем права выделять какую-либо ночь или день определёнными видами поклонения или торжествами, если на это нет доказательств из Шариата.

К сожалению, многие мусульмане продолжают выделять двадцать седьмое число месяца Раджаб и праздновать его определённым образом, поэтому в следующей статье, если на то будет воля Аллаха, мы поговорим о религиозном статусе этого дня и ночи, приведём высказывания учёных по поводу данной темы.

Вахитов М.
Для сайта «Почему Ислам?»

  • Хаджар – название местечка недалеко от Медины.
  • Тафсир Аль-Кур’ан аль-‘Азыйм, Ибн Касир, 8/434-435.
  • «Фатх аль-Барий», 8/627.
  • Сура «Аль-Фуркан», 54.
  • Сура «Аль-Исра’а», 1.
  • Сура «Аль-Джинн», 19.
  • «Аль-Джами’ ли ахкам аль-Кур’ан», Аль-Куртуби, 10/210.
  • «Аль-айят аль-кубра фи шарх кыссат аль-исра’а», стр. 60-62.
  • «Лятаиф аль-ма’ариф», 1/101.
  • Муслим, 1144-(148).
  • Сура «Аль-Бакара», 111.
  • Привёл Аль-Бухари, 6098.
  • Сура «Ан-Ниса», 28.
  • «Шарх аль-акыда ат-тахауийя», Ибн Абу аль-‘Изз, 1/344.

Слово мирадж происходит от урудж , означающий подниматься, восходить. Коран (70:4) говорит, «Восходят ангелы и дух к Нему» (та’руджул малаикату вар’рухи илайхи ), и (97:4) «Нисходят ангелы и дух» (танз’залул малаикату ва’руху ), а также в (70:3) «от Бога, обладателя восхождений» (минал’лахи зил ма’аридж ).

Мирадж относится к небесному вознесению пророка. В Коране говорится, «Слава Тому, Кто перенес ночью Своего раба из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую, вокруг которой Мы благословили, чтобы показать ему из Наших знамений». (17:1).

Комментаторы пишут, что вышеупомянутый стих относится к мирадж пророка. Событие объясняется в преданиях, которые рассказываются в разных источниках по-разному. Согласно Бухари (1:97), пророк был перенесен из Каабы в Иерусалим на спине небесного коня (бурак ), откуда он вознесся на седьмое небо. Во время своего путешествия, он встретил пророков, таких как Адам, Иисус Христос, Иоанн, Иосиф, Идрис, Аарон, Моисей и Авраам, на каждом небе, пока он не прибыл в Сидрат ал-Мунтаха , где ему показали небесные знамения, такие как ад, рай, текущие реки, сады и ангелов, восхваляющих Бога. Наконец он побеседовал с Богом и вернулся в Каабу.

Предания так сильно отличаются друг от друга, что примирить их совершенно невозможно, если только не считать само собой разумеющимся то, что одно и то же событие произошло несколько раз, или что некоторые из них были отвергнуты как лживые и апокрифические. Сэр Сайед Ахмед Хан пишет в эссе о ‘Жизни Мухаммада’ (стр. 370), что «Все эти предания так сильно расходятся друг с другом, что не говоря уже о других многочисленных правилах, по которым они, возможно, оказались бы ложными и поддельными, сам факт их столь явного противоречия друг другу, сводит на нет их вовсе». Фазл ур-Рахман пишет в ‘Ислам’ (Лондон, 1966, стр. 4), что «Учение о телесном мирадже или вознесении, разработанное ортодоксами и поддержанное хадисом, является не более чем историческим вымыслом, материалы которого приходят из разных источников».

Между мусульманами имелось различие во мнениях, было ли вознесение телесным или духовным, большинство придерживается первого взгляда, но среди тех, кто придерживается последнего взгляда, есть люди здравого мнения. На самом деле, совершенно верно, что пророк не спал; он был в видении, хотя и не во сне; но в то же время это было не телесное вознесение. Он действительно был перенесен в Святое Присутствие, и были показаны великие чудеса, но он был в духе перенесен, и это было духовное око, ибо духовные вещи могут быть восприняты только духовным оком.

Доктор Захид Али пишет в ‘Исмаили мазхаб аур усака низам’ , что человек спросил Имама ал-Муизза о толковании «неприкосновенной мечети» и «отдаленной мечети» (в вышеупомянутом Кораническом стихе 17:1), Имам сказал, «Неприкосновенная мечеть относится к нафсу , а отдаленнейшая мечеть означает акл» . Согласно ‘Тафсири Кабир’ , «Мухаммад ибн Гарир пишет в своем комментарии, что в предании Хузефа, вознесение пророка приводится духовное, а не телесное, и поистине, он был вознесен духовно». В предании ал-Муслима и Тирмизи, Ибн Аббас рассказывает, что «Посланник Бога видел Бога в своем сердце, не глазами» (лам йараху расулиллах баини’хи инама раха би’калбихи ). Малик бин Сахсиа Ансари приводит высказывание Пророка, «Я лежал в Каабе между состоянием сна и сознания (бодрствования)» (байана ана индал баи’т ба’инали на’им вал йакзан ).

Сэр Сайед Ахмед Хан пишет, «Все, во что должны верить Магометане (мусульмане) относительно мирадж, – это то, что Пророк видел себя, в видении, перенесенным из Мекки в Иерусалим, и что в таком видении он действительно созерцал одни из величайших знамений своего Господа» (там же).

В целом, учение ислама и события, относящиеся к жизни пророка, подобные мираджу , направлены на раскрытие истины, которая может превратить человека в Инсан камил . Мирадж – это высшая форма религиозного опыта в жизни пророка. В нем пророк воспринимал скрытые реальности и глубоко чувствовал связь с Богом. Его духовное разделение с миром в ту ночь обозначает цель, к которой человеческая жизнь движется, немыслимое, но реальное существование вне досягаемости наших представленных способностей.

Мумтаз Али Таджддин С. Али

В 620 году в месяц Раджаб произошло одно очень значимое событие – перенесение Пророка Мухаммада (мир ему) из Мекки в Аль-Кудс (Иерусалим) и его вознесение на Небо. Это событие известно как Исра и Мирадж.

Исра и Мирадж приходятся на 27-е число месяца Раджаб. А учитывая, что это событие произошло ночью, то в ночь с 26 на 27-е месяца. По стандартному календарю, в этом году это 23-24 апреля.

Что значит Исра и Мирадж?

Как это было?

От преследования язычников Пророк Мухаммад (мир ему) укрылся в доме двоюродной сестры Умми Хани, в других версиях говорится, что он (мир ему) спал у Каабы. Ночью к нему явился ангел Джабраил в образе человека и сказал: «О, величайший из созданных! Любимец Всевышнего, Пророк всех Пророков, обладатель всех высших человеческих качеств! Господь твой шлет тебе привет и дарует благость, какую не получал еще ни один пророк, ни один смертный. Он приглашает тебя к Себе. Прошу тебя, встань и следуй за мной» . Пророк (мир ему) совершил омовение, и они с Джабраилем направились к Каабе. Джабраил с пророком (мир ему) пришли к источнику Зам-Зам, где Джабраил без боли и крови рассек ему грудь, вытащил сердце и трижды промыл его, после чего наполнил его мудростью и верой и поставил на нём печать пророчества.

Джабраиль указал Пророку (мир ему) на лошадь под именем Бурак: «О, Посланник, садись на него. Все ангелы ждут тебя, охраняя твою дорогу». Пророк (мир ему) сел на Бурака, который одним шагом преодолевал расстояние до горизонта. В пути они останавливались в трех местах для совершения молитвы. Первое – город Ясриб (Медина), второе – горы Тури Сина – место беседы Мусы с Аллахом, и третье – Бэйти Лахм (Вифлеем) – место рождения Исы.

В хадисе Посланника Аллаха (мир ему) говорится: «Ко мне привели Бурака. Это длинное белое животное, выше осла, ниже мула. Он быстро достигал любой цели, которой достигал взор. Я ехал на нем, пока не достиг Иерусалима. По пути мы останавливались в Медине, где я совершил два рааката. Затем мы остановились в местности Мадьян возле дерева пророка Мусы (Моисея), мир ему, где я совершил молитву в два ракаата. Потом мы оказались на горе Тур, где пророк Муса, мир ему, разговаривал со Всевышним. Я также совершил два ракаата там, после чего мы достигли места, где родился пророк Иса (Иисус), сын Марьям, здесь я тоже совершил два ракаата».

Потом пророк (мир ему) переместился в Иерусалиме к Храмовой горе. В Отдаленной мечети (Байт-уль-Мукаддас) Мухаммад (мир ему) встретил Адама, Ибрахима, Мусу и Ису. Пророки совершили совместную молитву, возглавлял которую Посланник Аллаха (мир ему).

Мирадж – вознесение на небо

Выйдя из храма, он (мир ему) увидел, как с неба опускается освещенная неземным светом лестница, и мгновенно поднялся по ней к небесам (аль-Мирадж). Сообщается, что дверь первого неба, им открыл Адам, дверь второго – Иса и Йахйя, третьего – Йусуф, четвертого – Идрис, пятого – Харун, шестого – Муса, и дверь седьмого неба им открыл Ибрахим. Здесь пророк видел людей и ангелов. Когда ему открылись завесы, он (мир ему) увидел великое множество таинств и знамений Творца.

После этого Джабраиль с Пророком (мир ему) вознеслись к «Лотосу крайнего предела» – Сидрат аль-Мунтаха.

«Научил его обладающий могучей силой и прекрасным сложением (или благоразумием). Он вознесся (или выпрямился) на наивысшем горизонте. Потом он приблизился и спустился. Он находился от него (Джибрил от Мухаммада или Мухаммад от Аллаха) на расстоянии двух луков или даже ближе. Он внушил Его рабу откровение, и сердце не солгало о том, что он увидел.

Неужели вы будете спорить с ним о том, что он увидел? Он уже видел его другое нисхождение у Лотоса крайнего предела, возле которого находится Сад пристанища. Лотос покрыло то, что его покрыло (золотая саранча, или группы ангелов, или повеление Аллаха). Его взор не уклонился в сторону и не излишествовал. Он увидел величайшие из знамений своего Господа» (Коран, 53, 5:18).

Тогда ангел Джабраиль должен был оставить пророка и начал с ним прощаться. Посланник Аллаха (мир ему) испугался этого, и на вопрос: «Ты что оставляешь меня?» Джабраиль ответил, что один шаг отдаляет его от величия Всевышнего Аллаха, и он может погибнуть.

Посланник Мухаммад (мир ему) отправился к Всевышнему Аллаху, пролетел семь тысяч завес и предстал перед Всевышним Аллахом. И разговаривал он с Ним без посредников, не используя органы слуха и речи, вне времени и места.

Мухаммад (с.а.с.) услышал: «Никто из пророков не войдёт в Рай, прежде чем ты! И никакая община не войдёт в Рай раньше твоей общины!» (Рази).

Три вещи, данные во время мираджа:

В хадисе сказано: «Посланнику Аллаха были даны три вещи во время мираджа: пятикратный намаз, завершение суры «аль-Бакара» и известие о том, что тем людям из его общины, кто не впадет в грех многобожия, будут прощены их большие грехи» (Муслим).

Пророк Мухаммад (мир ему) сказал: «В эту ночь предписал Всевышний 50 намазов в сутки. После я спустился к Мусе, и он спросил меня: «Что предписал Господь твоей умме?» Я сказал: «50 молитв». И он посоветовал мне: «Вернись к Господу и попроси облегчения: твоя умма не вынесет этого. Воистину, я испытал сынов Израиля, они не осилили это». Тогда я вернулся к Господу и попросил: «О Господь, даруй облегчение моей умме!» Тогда Аллах убавил пять молитв, и я вернулся к Мусе, сказав: «Всевышний уменьшил число ежедневных намазов на пять молитв». Однако Муса снова предложил: «Воистину, твоя умма не вынесет и этого. Вернись к Господу и попроси еще облегчения». И так я ходил от Мусы к Господу и обратно несколько раз, пока Господь не сказал: «Поистине, эти пять молитв в сутки - за каждую из них Я вознагражу десятикратно! Кто же задумает совершить благое и не сделает, то Я запишу за это одно благодеяние. Если он совершит его, то Я запишу десять. Кто задумает совершить плохой поступок и не совершит его, то Я не запишу за ним ничего. Если же он задумает и совершит дурное, то Я запишу за ним одно плохое деяние». Затем я спустился к Мусе и рассказал обо всем. «Вернись к Господу и попроси облегчения», - снова сказал он. Но мне стало стыдно, и я больше не вернулся».

В эту ночь Пророк (мир ему) был обучен намазу и времени его совершения в том виде, как мы знаем это сегодня.

После встречи с Аллахом, пророк (мир ему) в мгновение был переправлен в Иерусалим, оттуда в Мекку.

Конечно, многие не поверили такому невероятному событию, которое произошло с Пророком (мир ему). Даже среди верующих были те, кто усомнился, и пошли к Абу Бакру за объяснениями. Он, в свою очередь, заявил, что верит пророку (мир ему).

Абу Бакр попросил Его (мир ему) описать Иерусалим, в котором он бывал. Когда пророк рассказал о нем, то подтвердил его слова. И все, что просили описать Пророка, он подтверждал. Посланник Аллаха (мир ему) также упомянул караваны, шедшие из Иерусалима в Хиджаз. Этот факт был подтвержден очевидцами, прибывшими оттуда.

Месяц Раджаб занимает особое место в мусульманском календаре, ведь он является одним из четырех священных месяцев, упоминаемых в Священном Коране как «хурум»: «Поистине, число месяцев у Господа ‒ двенадцать, в Писании Его. И это с того дня, когда сотворил Он небеса и землю. Из них четыре ‒ «хурум», запретных, священных. Это ‒ стойкая религия. Не причиняйте же зла самим себе в эти месяцы» (Священный Коран, 9:36).

Говоря о месяце Раджаб, мы вспоминаем чудесное событие, подтверждающее истинность пророческой миссии Мухаммада ‒ ночное путешествие Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Иерусалим и вознесение его на Седьмое небо. По мнению части мусульманских ученых, оно произошло именно в месяце Раджаб, в ночь с 26-го на 27-й день. Хотя нужно отметить, что абсолютно точного определения даты нет. Существуют различные мнения относительно ночи, месяца и года вознесения.

Сподвижники заключительного Божьего посланника пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) уделяли больше внимания тому, где есть указания на запретность и дозволенность, где есть побуждение к совершению определенных действий. С данным событием не связан ни пост, ни ночные молитвы. Вместе с этим в мусульманской среде в последние столетия утвердилась практика празднования Исра Мирадж именно 27 ночь месяца Раджаб. На самом деле не важна дата, а важна суть и огромная значимость данного события.

В честь этого удивительного события названа 17-ая сура Священного Корана «аль-Исра», начинающаяся словами: «Свят тот, Кто перенес Своего раба, чтобы показать ему некоторые из знамений Наших, из Заповедной мечети («аль-масджид аль-харам») в мечеть Отдаленную («аль-масджид аль-акса»), окрестности которой Мы благословили. Он [Всевышний Аллах] Слышащий, Видящий» (Св. Коран, 17:1)

Интересен тот факт, что в Священном Коране и Кааба, и Храм в Иерусалиме названы словом «масджид», то есть местом, где совершается земной поклон пред Властелином всего и вся, Всевышним Аллахом.

А являлись ли эти два храма местом поклонения Единому и Единственному Создателю в период вознесения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)?

Чудо ночного путешествия произошло в мекканский период, когда Кааба была заполнена всевозможными идолами, пред которыми ежедневно приносились жертвы и совершались обряды поклонения. Что касается Храма в Иерусалиме, то он оставался одним из центров христианства аж до периода правления второго праведного халифа ‘Умара (да будет доволен им Аллах).

Всевышний, Которому известно все о прошлом, настоящем и будущем, когда Посланник и его сподвижники (да будет доволен ими Аллах) подвергались гонениям, назвав эти два храма «масджидом», указал на то, что данный этап близится к завершению, настало время перехода духовного руководства от одной религиозной общины к другой, которая и должна стать источником праведности и благочестия.

Мекканский период призыва был очень тяжелым временем для Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) и его сподвижников из-за постоянных нападок, унижений, притеснений со стороны курайшитов, особенно усилившихся после смерти его дяди, Абу Талиба и жены Хадиджи, являвшихся верной опорой и защитой.

Чуду перенесения и вознесения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) предшествовали тяжелейшие годы, а именно ‒ более десяти лет. Например, курайшитами была дана клятва, что они не будут заключать браки и совершать торговые сделки с родами бану Хашим и Абдуль-мутталиб, встречаться и общаться с ними, заходить в их дома и разговаривать, пока те не выдадут им посланника Аллаха для расправы. Все верующие и неверующие из числа хашимитов отделились и сосредоточились в долине Абу Талиба. Возможные пути доставки к ним продовольствия и всего жизненно необходимого были перекрыты. Люди вынуждены были употреблять в пищу листья деревьев и кожу животных. С той стороны, где они находились, доносились мучительные возгласы страдавших от голода женщин и детей. В таком трудном положении они пребывали целых три года.

Затем наступил год, запечатленный в истории Ислама как год скорби и печали. В тот год из жизни ушли два человека, являвшихся надежной опорой и поддержкой для посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). Это его дядя Абу Талиб и мать правоверных, госпожа женщин в Раю, высокочтимая Хадиджа (да будет доволен ею Аллах)

Абу Талиб был до последнего верен слову оберегать Мухаммада, которое он дал своему отцу Абдуль-мутталибу. Абу Талиб действительно обеспечивал Пророку нужную защиту и, по сути дела, был той крепостью, что позволяла исламскому призыву защищаться от нападок предводителей курайшитов и враждебно настроенных людей.

Через некоторое время после смерти Абу Талиба скончалась и мать правоверных Хадиджа (да будет доволен ею Аллах). Она умерла в Рамадан, в десятом году от начала пророчества.

Хадиджа была одной из великих милостей Аллаха, оказанных Им пророку. Она прожила с ним четверть века, поддерживая его в период тревог как морально, так и материально, помогая доводить до людей Слово Божье, разделяя с Мухаммадом трудности возложенной миссии. Посланник Аллаха так вспоминал о ней:

آمَنَتْ بِي حِينَ كَفَرَ بِي النَّاسُ ، وَ صَدَّقَتْنِي حِينَ كَذَّبَنِي النَّاسُ ، وَ أَشْركَتْنِي فِي مَالِهَا حِينَ حَرَمَنِي النَّاسُ…

«Она уверовала в меня тогда, когда люди в меня не верили. Поверила мне, когда люди объявили меня лжецом. Поделилась со мной тем, что имела, когда люди отказали мне…» (Аль-Мубаракфурий С. Ар-рахик аль-махтум. С. 114).

Приводится достоверный хадис: «Однажды Джабраил (Гавриил) явился к Пророку и сказал:

يا رسول الله هذه خديجة، قَدْ أَتَتْ، مَعَهَا إِنَاءٌ فِيهِ إِدَامٌ أَوْ طَعَامٌ أَوْ شَرَابٌ ، فَإِذَا هي أتتك فاقْرَأْ عَلَيْهَا السَّلاَمَ مِنْ رَبِّهَا، وَ بَشِّرْهَا بِبَيْتٍ فِي الْجَنَّةِ مِنْ قَصَبٍ لا صَخَبَ فِيهِ وَ لاَ نَصَبَ.

«О посланник Аллаха, Хадиджа приготовила для тебя еду. Когда она подойдет к тебе, поприветствуй ее от имени Господа и от моего имени и порадуй ее благой вестью о том, что в Раю ее ждет дом из полого жемчуга, где не будет шума и где не будет она знать усталости» (Аль-Мубаракфурий С. Ар-рахик аль-махтум. С. 114).

В этом отчаянном положении Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отправился в город Таиф в надежде на то, что его жители ответят на призыв или предоставят ему убежище. Однако и там он не нашел ни убежища, ни поддержки. Более того, в Таифе ему нанесли новые обиды и оскорбления, подобных которым он не видел даже от курайшитов.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) провел в Таифе десять дней, встречаясь с людьми и призывая уверовать в Единого Бога, но все они восклицали: «Уходи из нашего города!» Когда же он уходил, эти люди вместе с рабами следовали за ним, понося его, громко вопя и закидывая камнями. Боль и унижения… Зайд ибн Харис, явившийся тогда живым щитом, прикрывавшим Пророка, получил глубокие раны. И это продолжалось до тех пор, пока Пророк не добрался до виноградника, находившегося на расстоянии трех миль от Таифа. Только тогда нападавшие отстали. Измученный Посланник подошел к виноградному кусту и сел в его тени, а позже воззвал к Аллаху с удивительной мольбой:

اللهم إِلَيْكَ أَشْكُو ضَعْفَ قُوَّتِي ، وَ قِلَّةَ حِيلَتِي ، وَ هَوَانِي عَلَى النَّاسِ، يَا أَرْحَمَ الرَّاحِمِينَ ، أَنْتَ رَبُّ الْمُسْتَضْعَفِينَ ، وَ أَنْتَ رَبِّي ، إِلَى مَنْ تَكِلُنِي، إِلَى بَعِيدٍ يَتَجَهَّمُنِي؟ أَمْ إِلَى عَدُوٍّ مَلَّكْتَهُ أَمْرِي؟ إِنْ لَمْ يَكُنْ بِكَ عَلَيَّ غَضَبٌ فَلاَ أُبَالِي، وَ لَكِنْ عَافِيَتُكَ هِيَ أَوْسَعُ لِي، أعوذ بِنُورِ وَجْهِكَ الذِي أَشْرَقَتْ لَهُ الظُّلُمَاتُ ، وَ صَلُحَ عَلَيْهِ أَمْرُ الدنيا و الآخرة مِنْ أَنْ تُنْزِلَ بِي غَضَبَكَ ، أَوْ يَحُلَّ عَلَىَّ سَخَطُكَ، لك العُتْبَى حَتَّى تَرْضَى و لا حول و لا قوة إلا بك.

«О Аллах, Тебе я жалуюсь на недостаток сил и унижение среди людей! О Милосерднейший из милосердных, Ты ‒ Господь слабых. Кому Ты вверил меня? Далекому ли, который хмурится при виде меня, или врагу, которому Ты отдал во власть дела мои? Если Ты не гневаешься на меня, то мне не о чем беспокоиться, но если Ты избавишь меня от подобного, мне будет легче. Прибегаю к защите света лика Твоего, который разгоняет мрак и приводит в порядок дела мира этого и мира вечного, от того, чтобы постиг меня Твой гнев или настигла Твоя ярость. Ради Тебя я буду отказываться от ненавистного Тебе, чтобы Ты был доволен мной. Нет мощи и силы ни у кого, кроме Тебя» (См.: Аль-Мубаракфурий С. Ар-рахик аль-махтум. С. 125).

Мольба эта была наполнена, с одной стороны, верностью Всевышнему, боязнью Его гнева, преданностью возложенной пророческой миссии, а с другой ‒ печалью из-за обрушившихся на него бедствий, а также сожалением о том, что люди не внемлют его призыву…

По Божественному замыслу: «Воистину, с тяжестью ‒ легкость. Поистине, с тяжестью ‒ легкость» (Св. Коран, 94:5-6) в этот тяжелый период Господь дарует Пророку Божественное чудо: в мгновение ока переносит его в сопровождении ангела Джабраила (Гавриила) из Мекки в Иерусалим, где, по воле Всевышнего, он совершает молитву в качестве имама во главе всех бывших до него пророков.

Затем Посланник был вознесен на каждый из семи небесных сводов. Аллах посадил его во главе с ангелом Джабраилом на ангельское животное Бурак и пронес, словно молнию, через небеса. Проведя через все уровни, он показал Свое Божественное Господство, и, дав увидеть пребывающих на небесах каждого из пророков, являющихся его братьями, довел до самой высшей точки ‒ «сидратуль-мунтаха» и удостоил его встречи и беседы с Собой. Всевышний в этом путешествии показал Своему любимцу все Свои прекрасные имена, проявляющиеся в Его творениях, в Божьем управлении и созидании, продемонстрировал абсолютное Господство и Божественную Заботу на каждом из уровней небес. Целью мираджа (вознесения) было открыть пророку Мухаммаду все человеческое совершенство и удостоить всех Божественных проявлений, дать обозреть все уровни Вселенной, чтобы затем он мог приоткрыть людям некоторые тайны мира и сообщить о том, чем будет доволен Всевышний. Пророку были показаны Рай и Ад. Господь показал ему души шахидов, которые стояли справа от Адама и души грешников, которые стояли слева.

В этом путешествии Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел стража Ада Малика, который никогда не улыбается и на его лице никогда не бывает радости. Кроме того он увидел людей бесправно проедавших имущество сирот. Их губы были подобны губам верблюдов, а в рот им бросали еду подобную большим огненным камням, которые выходили у них сзади. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) увидел ростовщиков с огромными животами из-за величины которых они не могли сдвинуться с места, а когда вели людей из числа приспешников фараона они проходили по ним топча их. Он лицезрел прелюбодеев перед которыми лежит свежее мясо и тухлое зловонное, а едят они тухлое не прикасаясь к свежему. Он увидел подвешенных за соски женщин, которые приносили мужьям не рожденных от них детей. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) увидел людей, которые огненными ножницами отрезают себе губы. Пророк спросил у Джабраиля: «Кто эти люди?»

Джабраил ответил: «Это проповедники из твоей уммы, которые призывали людей к благому, но забывали самих себя».

Эти наказания, показанные Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) очень важны для нас. Мы должны уметь чувствовать мирскую жизнь, понимать и осознавать то, что мы последователи Божьего Посланника, а наше следование проявлялось в повседневной жизни, чтобы уметь соблюдать те предписания, где есть обязательное и запрещённое.

Наряду с этим, только Аллаху и пророку известны подробности и обстоятельства, имевшие место во время Мираджа. Здесь неопровержимым является тот факт, что посланник Аллаха видел проявления во время Вознесения не в своем воображении, он видел их как истину, которую подтвердили также его сердце и совесть.

«И закрывало (прикрывало) тогда запредельную черту (крайний предел) то, что закрывало [из особых созданий, сотворенных Господом и доподлинно известных лишь Ему].

Взор не уклонился [не ушел ни вправо, ни влево] и не перешел [определенной для него] границы [был сосредоточен на том, что должен был увидеть]».

Действительно, он [Мухаммад] видел [на том запредельном уровне] величайшие знамения Господа своего»(Священный Коран, 53:16-18)

Вот один из хадисов о вознесении Пророка, который чаще других приводится в пример:

Сообщается со слов Малика бин Са‘са‘а (да будет доволен Аллах ими обоими) что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал ему о ночном путешествии следующее: «Когда я лежал в аль-Хатиме (или, возможно, он сказал: в Хиджре), кто-то неожиданно явился ко мне и рассёк». (Катада, один из передатчиков хадиса сказал: «Я слышал, как Анас говорил: «Рассёк от сих (пределов) до сих». Я спросил Аль-Джаруда, который был рядом со мной: «Что он имеет в виду?» На что он сказал: «От углубления верхней части груди между двумя ключицами до низа живота». Также я слышал, что он говорил: «От верхней части груди до низа живота»).

«…Затем извлёк моё сердце. После этого мне принесли золотой таз, наполненный верой, потом моё сердце омыли, потом наполнили его (верой), потом вернули его (на прежнее) место, а потом ко мне подвели животное белого цвета меньше мула, но больше осла». (Аль-Джаруд спросил: «О Абу Хамза! Это животное – «Аль-Бурак?» Анас ответил: «Да».

«…Это животное способно одним шагом покрыть самое большое расстояние, которое оно только могло охватить взором.

Потом меня посадили на это животное, и Джабраил двинулся со мной в путь, а когда он достиг низшего неба и попросил открыть врата, его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом ворота были открыты. Когда я достиг низшего неба, то увидел там Адама. Джабраил сказал: “Это - твой отец Адам, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

Затем Джабраил вознёсся со мной ко второму небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом (эти врата) были открыты. Когда я достиг (второго неба), то увидел там Йахйу и ‘Ису, являющихся двоюродными братьями со стороны матери. Джабраил сказал: “Это - Йахйа и ‘Иса, поприветствуй же их!” Я поприветствовал их, и они ответили на приветствие, после чего сказали: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к третьему небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг третьего неба, то увидел там Йусуфа. Джабраил сказал: “Это - Йусуф, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к четвёртому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Потом эти врата были открыты. Когда я достиг четвёртого неба, то увидел там Идриса. Джибрил сказал: “Это ‒ Идрис, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к пятому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует ”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг пятого неба, то увидел там Харуна. Джабраил сказал: “Это ‒ Харун, поприветствуй же его!” Я поприветствовал его, и он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!”

Затем он вознёсся со мной к шестому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он сказал: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” Когда я достиг шестого неба, то увидел там Мусу. Джабраил сказал: “Это ‒Муса, поприветствуй же его!” ‒ и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному брату и праведному пророку!” – когда же я покидал его, он заплакал. Его спросили: “Что заставляет тебя плакать?” – и он сказал: “Я плачу по той причине, что после меня был послан к людям молодой человек, и в Рай войдёт больше людей из его общины, чем из моей!”

А затем Джабраил вознёсся со мной к седьмому небу и попросил открыть врата. Его спросили: “Кто это?” Он ответил: “Джабраил”. Его спросили: “А кто с тобой?” Он ответил: “Мухаммад”. Его спросили: “Он уже отправлен (к своему народу в качестве посланника)?” Джабраил сказал: “Да”, и тогда было сказано: “Добро пожаловать ему, сколь прекрасен его приход!” ‒ и когда я достиг седьмого неба, то увидел там Ибрахима. Джабраил сказал: “Это ‒ твой отец, поприветствуй же его!” ‒ и я поприветствовал его, а он ответил на приветствие, после чего сказал: “Добро пожаловать праведному сыну и праведному пророку!”

А затем я был вознесён к лотосу крайнего предела (сидрат aль-мунтаха), и оказалось, что плоды его по размерам подобны кувшинам из Хаджара, а его листья ‒слоновьим ушам. Джабраил сказал: “Это ‒ лотос крайнего предела”. И оказалось, что там текут четыре реки, две из которых являются скрытыми, а две ‒ видимыми. Я спросил: “Что это за два вида рек, о Джабраил?” Он ответил: “Что касается скрытых рек, то это две реки, текущие в раю, что же касается двух видимых, то это ‒ Нил и Евфрат”.

А потом мне был показан Священный Дом (аль-байт aль-ма‘мур), в который ежедневно входит по семьдесят тысяч ангелов.

Затем мне принесли сосуд с вином, сосуд с молоком и сосуд с мёдом. Я взял молоко, а Джабраил сказал: “Твой выбор соответствует фитре (прирождённому качеству, т.е. религии Ислам), которой будешь придерживаться ты и твоя община”.

После этого мне было вменено в обязанность совершение молитв, а именно ‒пятидесяти молитв ежедневно. Возвращаясь, я прошёл мимо Мусы, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пятьдесят молитв ежедневно”. Муса сказал: “Члены твоей общины не смогут совершать по пятьдесят молитв каждый день! Клянусь Аллахом, поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!”

Я вернулся, и Аллах уменьшил это количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и Аллах уменьшил оставшееся количество на десять молитв, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое. Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по десять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он сказал мне то же самое.

Тогда я вернулся, и мне было велено совершать по пять молитв ежедневно, после чего я вернулся к Мусе, и он спросил: “Что было велено тебе?” Я ответил: “Мне было велено совершать по пять молитв ежедневно”. Муса сказал: “Поистине, члены твоей общины не смогут совершать и по пять молитв каждый день! Поистине, я уже испытывал людей до тебя и старался сделать с израильтянами всё, что мог, но напрасно, возвращайся же к твоему Господу и проси его об облегчении для твоей общины!” Я сказал: “Я просил Господа моего так много, что мне уже стыдно просить о чём-то ещё! Я доволен, и я повинуюсь Ему!” И, уходя оттуда, я услышал голос: “Я передал то, чего Я требую, и облегчил Своим рабам”» (св. хадисов Аль-Бухари (3887)).

Ибн Касир в тафсире к упомянутому в начале статьи аяту сказал: «Аль-Хафиз Абу Аль-Хаттаб Умар ибн Дихьйя в своей книге «Ат-тануир фи маулид ас-сирадж аль-мунир» упомянул хадис о ночном перенесении пророка (мир ему и благословение Аллаха), переданный со слов Анаса, подробно и прекрасно разъяснив его, сделав полезные выводы, а затем сказав: “Хадис о ночном перенесении передаётся от огромного числа передатчиков: от Умара ибн Аль-Хаттаба, от Али, от Ибн Мас’уда, от Абу Зарра, от Малика ибн Са‘са‘а, от Абу Хурейры, от Абу Са’ида, от Ибн Аббаса». Затем он перечислил ещё семнадцать имён сподвижников, которые сообщили эту историю, после чего, продолжив, сказал): «Некоторые привели историю полностью, некоторые – в сокращенном виде. И несмотря на то что часть риваятов не соответствует условиям достоверности, мусульмане единогласны по поводу достоверности события ночного перенесения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Не верят в это только безбожники и еретики»». [См.:Тафсир Аль-Кур’ан аль-‘Азыйм, Ибн Касир, 8/434-435].

После всего случившегося выйдя к своим соплеменникам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) рассказал обо всех величайших знамениях, которые показал Всевышний Аллах. Пророк, осознавая реакцию восприятия своего народа, несмотря на просьбы близких не рассказывать о случившемся, утаивать увиденное и не думал.

Люди, услышав рассказ Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) принялись обвинять его во лжи и наносить обиды. Неверующие ещё больше усилились в своём неверии, а слабые в вере впали в сомнения. Они решили его разоблачить, потребовав описать Храм в Иерусалиме, чтобы посещавшие те места курайшиты установили неправду. Всевышний Аллах даровал ему свою помощь.

«Когда курайшиты обвинили меня во лжи я встал в местечке Хиджр и Всевышний представил передо мною Храм в Иерусалиме. Я начал им сообщать о тонкостях об особенностях, о знамениях этого Храма подобно тому что я на него смотрю» (св. хадисов аль-Бухари и Муслима).

Из услышанного мекканцы ничего не могли опровергнуть или оспорить, но их сомнения, неверие не давали поверить в это. Так же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сообщил о прибывающем караване и убежавшем одном верблюде шедшем первым. Люди устремились к вратам Мекки в ожидании каравана. Всё было так, как рассказал заключительный Божий посланник (да благословит его Аллах и приветствует).

Однако люди решили обратиться к Абу Бакру, чтобы внести сомнения в его сердце. Они обратились так: «Абу Бакр знаешь ли ты об утверждениях твоего друга, что якобы ночью он был перенесён из Мекки в Иерусалим, а потом вознесён аж на небеса». Абу Бакр (да будет доволен им Аллах) переспросил: «Это говорит Мухаммад?» Услышав положительный ответ он произнёс: «Если так говорит Пророк, то это истина. Я верю в большее, в то что к нему нисходит послание от самого Господа миров». После этого за Абу Бакром закрепилось прозвище «Сыддык», что переводится как «Подтверждающий правоту».

Будучи вознесенным на самую высокую ступень, недосягаемую даже для ангелов, пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) вернулся с особым неземным подарком ‒ обязанностью совершать ежедневную пятикратную молитву.

Все Божественные предписания были установлены на земле, лишь обязательство выполнения молитвы было вменено людям на небесах [См.: Аль-Буты Р. Фикх ас-сира ан-набавия. С. 108–115].

Намаз (молитва) ‒ это мирадж (вознесение) верующего

В молитве ежедневно каждый в состоянии духом вознестись ко Всевышнему. Ведь вставая на молитву и на какие-то мгновения отрешаясь от мирской суеты, ты трепетно взываешь к тому, Кто ближе к тебе, чем ты сам к себе, ты просишь Щедрейшего из щедрых, ты вступаешь в диалог с Властелином всего и вся. В этом диалоге речь Всевышнего ‒ в мире сверхчувственной реальности.

Это подтверждают слова Господа, переданные пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует): «Я разделил молитву между Мною и рабом Моим на две части. Раб Мой получит то, что просит. Когда скажет он: «Аль-хамду лиль-ляхи раббиль-алямин» («Истинное восхваление принадлежит только Аллаху, Господу миров»), то скажу: «Благодарит Меня раб Мой». Когда скажет: «Ар-рахманир-рахим» («Милость Которого вечна и безгранична»), то скажу: «Восхваляет Меня раб Мой». Когда скажет: «Малики яумид-дин» («Владыке Судного Дня»), то скажу: «Прославляет Меня раб Мой». Когда скажет: «Иййяке набуду ва иййякя настаин» («Тебе поклоняемся и у Тебя просим помощи»), то скажу: «Это между Мною и рабом Моим. Рабу Моему то, что он просит». Когда скажет: «Ихдинас-сыраталь-мустакым, сыратал-лязина анамта алейхим гайриль-магдуби алейхим ва ляддоллин» («Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым он был дарован. Не тех, на которых Ты разгневался, и не тех, которые пребывают в заблуждении»), то скажу: «Это ‒ рабу Моему. И ему [дам] то, что он просит» (Ан-Найсабури М. Сахих муслим. С. 169, хадис № 395).

Всевышний, проведя Своего избранника через многие испытания, длившиеся более десяти лет, дарует ему возможность воочию увидеть многие знамения, сокрытые до определенного момента от людей. Посланник (да благословит его Аллах и приветствует) достиг таких высот, которых доселе никому не дано было достичь. Он мог бы возжелать остаться там, но предпочел райским красотам мирскую обитель, в которой его ждали еще многие испытания и лишения. Так же и в Судный День, когда врата в райскую обитель будут настежь распахнуты перед ним, он скажет: «Уммати (Последователи мои)!»

Факт вознесения явно указывает на то, что трудности и проблемы в мирской жизни неизбежны, но лишь при их преодолении и внутренней стойкости Всевышний возносит человека на неимоверные высоты как в мирском, так и в вечном. Для сильных, волевых, целеустремленных людей отсутствие проблем равносильно пустоте или даже смерти.

При возникновении непредвиденных испытаний важно, чтобы вся энергия была сосредоточена на том, что можно сделать. Нельзя позволять себе сокрушаться о том, что уже случилось, или беспокоиться о чем-то, на что мы не в силах повлиять.

«Скажи: «Хвала Богу, у Которого нет детей, и нет равных Ему [богов и божеств, выдуманных людьми], с кем Он делил бы Свою власть. У Него нет покровителей, в ком Он нуждался бы для защиты от унижений или оскорблений (ничто и никто не может принизить Его)». Возвеличивай Его возвеличиванием [Он выше всего и вся, нет равных Ему]» (Священный Коран, 17:111).

В хадисах имеется упоминание о том, что чтение данного аята в оригинале (на арабском языке) придает человеку сил, мощи и величия, например, при прочтении его семь раз. В случае непреодолимых, на первый взгляд, трудностей полезно читать этот аят и определенно молить Всевышнего о благополучном исходе из сложившейся ситуации [См., например: Аз-Зухайли В. Ат-тафсир аль-мунир. Т. 8. С. 205, 209, 211].

Не позволяйте себе, бездействуя, сетовать на судьбу. Найдите силы принять любую трудную ситуацию. Нельзя опускать руки и начинать преждевременно себя оплакивать. Поддаться унынию ‒ значит впустую растрачивать физические и душевные силы. Нет другой альтернативы, чем делать то, что можешь и должен.

«И моли (проси) [ночью ли, днем ли] словами «рабби адхыльни мудхаля сыдкын, ва ахриджни мухраджа сыдкын, вадж‘аль ли миль-лядункя султонан-насыра» (Господи, предоставь мне возможность благополучно и правдиво (честно, искренне) войти [в новый день, в новые жизненные обстоятельства и возможности; в новое окружение, в новую должность или статус] и благополучно выйти! [Господи, благодатно введи меня и проведи; благослови преодолеть препятствия, реализовать все новое, появляющееся на моем жизненном пути, причем с пользой и без негативных последствий.] Дай мне власть (господство, необходимые преимущества), которые помогли бы мне!)» (Священный Коран, 17:80).

Нам всем и всегда выпадают жизненные испытания. Нужно принять это как закон мирского бытия и не позволять бедам одерживать верх над собой, не позволять негативу опустошить и растоптать нас. Осмысление того, что мы можем и должны предпринять в сложившейся ситуации, не только сделает нас сильнее, но даст возможность вырасти духовно пред своим Создателем. Помогайте друг другу в преодолении невзгод и испытаний!

Пусть пример нашего Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) всегда окрыляет нас на новые победы и новые высокие достижения! Ведь важно добиваться довольства Всевышнего делами, терпением и усердием!