Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Каштанка морфологический разбор. Анализ рассказа чехова каштанка сочинение

Каштанка морфологический разбор. Анализ рассказа чехова каштанка сочинение

Самая дорогая пора в жизни человека – его детство, когда заново для каждого открывается мир. Когда хочется войти в волшебную сказку под названием «Чудеса». Именно в эту счастливую пору закладывается та основа, которая является предшественницей дальнейшей судьбы. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А. П. Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».

Впервые в 1887 году в газете «Новое время» был напечатан рассказ под заглавием «В учёном обществе». Перерабатывая его в 1892 году для отдельного иллюстрированного издания, автор меняет название произведения, по-новому разделив на главы и дополнив главой «Беспокойная ночь».

Сохранились разноречивые сведения о сюжетных источниках произведения: с одной стороны – издатель Лейкин свидетельствует, что именно он дал Чехову тему о собаке Каштанке; с другой стороны – В. Дуров в книге «Мои звери», вспоминая любимую собаку, утверждает, что это он рассказал писателю о своём верном друге.

Жанр, направление

А. П. Чехов очень трепетно относился к детям, считая, что с ними нужно разговаривать по-взрослому, но используя доступный язык и интересные литературные формы. Жанром, который впитал в себя элементы фантастики, романтики, является сказка. Именно для детей он пишет произведение, которое характеризует как «сказку из собачьей жизни».

Традиционное чеховского направление – реализм.

Суть

Каштанка живёт у столяра, который может позволить себе «недружелюбную» выходку по отношению к ней. Но ещё более жестокие «эксперименты» с собакой устраивает сын Луки Александрыча – Федюшка. Однажды, следуя по городу за своим хозяином, пёс оказывается в неизвестном дворе. Отчаяние и ужас поселяются в его душе.

В этот непростой момент появляется незнакомец, который даёт дворняжке приют.

Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству. Но выступить собаке приходится только однажды, так как в толпе зрителей раздаются голоса, хорошо знакомые ей. Прервав выступление, Каштанка устремляется к ним.

Всё возвращается на круги своя.

Главные герои и их характеристика

Основные персонажи – люди и животные.

  1. Характеристика Каштанки. Каштановый цвет по своему оттенку приближается к «солнечному» цвету, то есть светлому, доброму, позитивному. Автор «очеловечивает» её, наделяя умением рассуждать, сравнивать. Глазами собаки даются отдельные «сценки» в повествовании. Ею овладевают в зависимости от ситуации настроения радости, умиления или отчаяния и ужаса. Чего не выносит дворняга, так это музыку, которая расстраивает ей нервы. Именно резкий звук становится первопричиной того, что Каштанка оказывается одна в незнакомом месте. Главная черта характера – верность своему хозяину, стремление при первой же возможности «отблагодарить» за заботу о ней, за любовь. Не менее важная черта — умение дружить, сопереживать таким же «братьям меньшим».
  2. Лука Александрыч – хозяин «помеси таксы с дворняжкой». На первый взгляд, может показаться, что это человек грубый, неотёсанный. Но, прежде всего, он труженик, который нелёгким трудом содержит семью. Заказчики ценят его умение выполнять столярные работы. Основное время проводит за верстаком. Выполнив заказ, сам его доставляет по адресу. Поглощённый своей работой, не всегда помнит, поело ли его «насекомое существо», которое является практически единственным собеседником, помимо сына Федюшки. Столяр по-своему любит её. Когда после исчезновения Каштанки он вновь видит её на арене цирка, радости его нет предела.
  3. Незнакомец – короткий, толстый человек с бритым лицом. Работает клоуном в цирке. Дрессирует домашних животных, для которых в квартире выделена специальная комната. Встретив бедную собаку у подъездной двери, забирает её домой («может, ты сгодишься на что-нибудь»). Обращается с «бедным пёсиком» сочувственно. Душевная нотка звучит в его голосе. Серый гусь и белый кот встретили пса шипеньем, чем несказанно напугали его. Кот в придачу ударил собаку по голове, а гусь ещё «долбанул» клювом в спину. Появившийся хозяин усмирил всех, сказав, что «жить надо мирно и дружно».
  4. Белый кот – Фёдор Тимофеич. Старый, мудрый. Вяло, лениво исполняет приказания. Пренебрежительно относится к своему «цирковому искусству». Весь его вид показывает, что ему в этой жизни уже ничего не интересно, он предпочитает дремать и спать.
  5. Гусь – Иван Иваныч. Говорит быстро, горячо, но непонятно. Гостья первоначально считала его умным, но со временем даже стала третировать иногда за его длинные речи.
  6. Темы и проблемы

    Основная тема произведения — взаимоотношения человека и животных. В рамках этой темы рассматриваются серьёзные проблемы и тематические ответвления.

    1. Проблема ответственности человека за тех, кто предан нам всей душой. Увы, столяр и его сын не могут оценить преданности и любви животного, поэтому не следят за ним должным образом.
    2. Проблема доброты , душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
    3. Тема сочувствия . Чувство сострадания не позволяет ожесточиться, потерять способность сопереживать другому существу, разделять его беду. Сочувствие, жалость к чужому несчастью испытывают и животные. Когда ночью Тётка услышала странный крик Ивана Иваныча, она поняла, что происходит что-то неестественное. Ей стало страшно. Кто-то чужой и невидимый поселился в темноте. Когда же она увидела две зелёные искорки подошедшего так близко гуся, она всем своим существом поняла, что свершается что-то непоправимое. И только когда блестящие капельки поползли по щекам хозяина, стало понятно, что гусь умер. Тётке захотелось плакать.
    4. Проблема восприятия Каштанкой окружающего мира. Сравнивая обстановку квартиры у незнакомца и столяра, она никому из хозяев не отдаёт предпочтения, находя у одного и другого положительные стороны: у незнакомца обстановка бедная, а у старого хозяина набита вещами; зато незнакомец даёт много есть.
    5. Главная мысль

      Идея рассказа — верная бескорыстная любовь. Кто не мечтает о ней? Акцент следует сделать на слове «бескорыстная». Никакие жизненные блага, материальное довольство не заменят этой любви, потому что именно она наполняет душу и делает человека и братьев его меньших поистине счастливыми.

      Накормленная и ухоженная, собака чувствует грусть, когда на неё наплывают воспоминания о прошлом. Когда же, наконец, в цирке она встречается с людьми, от которых пахнет лаком и клеем, она обретает покой и уверенность в том, что жизнь продолжается.

      Чтобы не ощущать душевного дискомфорта и быть счастливым, человеку необходима свобода. Основная мысль произведения такова: чтобы разделить радость жизни с нашими милыми животными, необходимо предоставить им выбор, где и с кем жить, а не заточать их в комнату с «грязными обоями». В каждую свою книгу Чехов вкладывает похожий смысл – надо жить свободнее, добрее и уважительнее друг к другу.

      Чему учит?

      Чтобы бережно относиться к природе, надо понимать, что человек – часть мироздания, в котором, помимо его, обитают другие живые существа, нуждающиеся в сострадании, помощи и заботе.

      Неспособность проявить их может привести к трагедии.

      Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Каштанка». История создания произведения имеет несколько версий, каждую из которых можно считать реальной. Но доподлинно известно, что первая публикация рассказа произошла в 1887 году. На прекрасный праздник Рождество в газете «Новое время» было опубликовано новое произведение Антона Павловича. Сразу же мнение критиков о рассказе в учёном обществе разделилось.

Вконтакте

История создания

На сегодняшний день существует несколько версий того, как создавалось произведение Антона Чехова. Каждая из них имеет право на существование:

Основная мысль рассказа

Каштанка, по мнению Чехова, как и люди, способна чувствовать и переживать. Поэтому основной темой произведения Чехова «Каштанка» является описание жизни собаки и её взаимосвязь с окружающим миром. Автор показывает, как относятся люди к животным.

Основная мысль, которую необходимо будет отразить в читательском дневнике, и которую следует понять, заключается в том, что верность и преданность животных не имеет пределов, но только и человек должен нести ответственность за тех, кого приручил. Стоит помнить об этом, когда начинаешь читать онлайн «Каштанку».

Произведение помогает понять читателям, что любое животное способно чувствовать, страдать и переживать. И за эти страдания собаки должны нести ответственность люди. Для пересказа подойдёт и знание «Каштанки» по краткому содержанию, которое дано в этой статье. Все содержание рассказа по главам отражено в плане:

  1. Дурное поведение.
  2. Таинственный незнакомец.
  3. Новое, очень приятное знакомство.
  4. Чудеса в решете.
  5. Талант! Талант!
  6. Беспокойная ночь.
  7. Неудачный дебют.

Главные герои

Персонажей в небольшом произведении Чехова немного:

Каштанка - главная героиня произведения Чехова. Ещё совсем щенком она оказалась в семье столяра и верно и преданно любила их. А ведь они с ней не всегда поступали хорошо: обижали, не кормили, пинали. Судьба собаки складывается трудно и сложно. Об этом и говорит в своём произведении Чехов. Каштанка, читать про которую маленькому читателю тяжело, сложно и грустно, однажды потерялась, и, пережив горе, смогла попасть к новому хозяину, где жилось ей хорошо. Она даже стала выступать в цирке. Но там она встретила своих прежних хозяев.

И, несмотря на то что Каштанка была талантлива, она все равно выбирает своих хозяев, которых любит беспредельно и ради них готова на все.

Глава «Дурное поведение» начинается с описание собаки, которая была настолько ещё молода, что смогла потеряться прямо на тротуаре. Каштанка была очень похожа на таксу, хотя её помесь с дворняжкой не позволяла говорить о породе. Она прекрасно помнила, как оказалась на этом тротуаре.

Ещё утром её хозяин Лука Александрыч, одевшись теплее, взял какую-то шкатулку и отправился по делам. С собой он взял и Каштанку, которая до этого безмятежно спала на стружках. Столяр шёл к своим заказчикам, которые жили очень далеко. По дороге хозяин то и дело заходил в трактир, чтобы немного подкрепиться. Собака, радуясь, что её взяли гулять, прыгала и веселилась, гонялась за собаками и часто отставала от своего хозяина.

Столяр ещё ходил по своим знакомым, хотя и был сильно пьян. Неожиданно мимо них шёл полк с музыкой, который сильно напугал Каштанку. Собака стала метаться, перебежав на другой тротуар. Когда же все стихло и она вернулась на то место, где был её хозяин, то того не оказалось на месте. Она бегала взад и вперёд по тротуару, но столяра она так и не находила.

Стало темнеть. Мимо проходили люди. И вскоре отчаяние и ужас охватили пса. Она, прижавшись к какому-то чужому подъезду, стала плакать. Она замёрзла и была голодна.

В главе «Таинственный незнакомец» Каштанка сквозь сон услышала, как из подъезда вышел какой-то человек. Он нагнулся к ней и стал душевно разговаривать, жалея потерявшуюся собаку. Коротенький и толстый человек позвал её с собой и та пошла. Через полчаса она уже сидела в тёплой комнате, где ужинал незнакомец, и ела те куски, которые он ей бросал.

Наевшись, собака задремала. Но засыпая, она грустно вспоминала и самого столяра, его мастерскую, и его сына Федюшку, который постоянно играл с ней.

В главе «Новое, очень приятное знакомство» рассказывается о первом дне в доме циркового артиста. Каштанка проснулась поздно и отправилась осматривать дом. Пока заказчик спал, собака смогла найти и ту комнату, где жили дрессированные животные. Сразу же началась драка с котом и гусем. Но тут вовремя вошёл новый хозяин. Вскоре новый хозяин дал и имя Каштанке. Теперь все её называли Тётка.

В главе «Чудеса в решете» Тётка наблюдает за тем, какие фокусы проделывает новый хозяин и его дрессированный гусь. Больше часа шла репетиция с Иваном Иванычем, и она очень понравилась Каштанке, которая все время пыталась сорваться с места и участвовать во всём.

Вскоре в комнату была приглашена и Хавронья Ивановна, которая оказалось добродушной свиньёй. Каштанка наблюдала, как новый хозяин требовал от животных номер «Египетская пирамида». После этого цирковой артист стал учить гуся учить ездить на коте, а Федора Тимофеича курить. Эти новые впечатления волновали собаку. Но уже ночью она ночевала в одной комнате с Фёдором Тимофеичем и Иван Иванычем.

В главе «Талант! Талант!» читатель снова видит Каштанку, которая уже месяц живёт в доме нового хозяина. Она уже стала привыкать и к тому, что её теперь зовут Тёткой, которая каждый день ест вкусный обед. Привыкла она и к своим новым сожителям, и даже стала привыкать к своему новому хозяину. Каждый день был похож на предыдущий: первым просыпался гусь и будил остальных своими длинными монологами.

Каждый день были тренировки, которые длились 3−4 часа и от них все уставали, даже сам хозяин. Вечером хозяин куда-то уезжал, оставляя Каштанку одну. Гусь и кот всегда отправлялись вместе с ним. Время от времени она грустила. Ей виделись какие-то люди, которых она раньше любила.

А когда Тётка уже стала настоящим сытым псом, то хозяин решил и её обучать фокусам. Цирковой артист решил сделать из Тётки артистку. Сначала она научилась ходить на задних лапах, прыгать на них, чтобы схватить сахар в руках хозяина. После этого она обучилась и многим другим фокусам:

  • Плясала.
  • Выла под музыку.
  • Бегала на корде.
  • Стреляла и звонила.
  • Стала участницей «Египетской пирамиды».

Хозяин видел, как быстро Тётка обучается всему новому, какое наслаждение ей это доставляет и постоянно говорил о том, что она настоящий талант. Вскоре Каштанка уже воспринимала это слово так, словно это была её кличка.

В главе «Беспокойная ночь» рассказывается о том, как однажды Тётке приснился странный сон, от которого она тут же проснулась. Как-то грустно и тяжело ей было, но уснуть она также не смогла. Испугал её и крик Ивана Иваныча, какой-то пронзительный и неестественный.

Как только Каштанка снова задремала, то ей опять стали сниться страшные сны. И снова раздался странный крик. Каштанка вскочила и стала лаять, но вскоре заметила, что в комнате никого не было посторонних, гусь сидел на полу и смотрел как-то странно. Все проснулись, а хозяин стал беспокоиться. Он унёс с собой Иван Иваныча. Тётка больше не могла уснуть, ей было страшно.

Хозяин снова зашёл в комнату и осмотрел Ивана Иваныча. Он вспомнил, что на него сегодня наступила лошадь и гусь умирал теперь. Тётке было страшно, и она, повернув морду к тёмному окну, стала выть. По щекам хозяина поползли слезы. Рассвело. Дворник забрал гуся и унёс куда-то.

В главе «Неудачный дебют» взволнованный хозяин сообщает Тётке, что сегодня придётся и ей выступать. В «Египетской пирамиде» собака должна была заменить покойного Ивана Иваныча.

На санях они приехали к какому-то большому дому, где ярко горели фонари. Каштанка оказалась в гримерной комнате клоуна. Тётка внимательно наблюдала, как менялся облик её хозяина. Вскоре он и Тётку, и Федора Тимофеича положил в чемодан. Когда его открыл клоун, то Каштанка увидела много света. Перед ней открылся новый мир.

После танца с котом, клоун вытащил дудочку и заиграл. Тётка стала выть. И вдруг откуда-то из публики Тётка услышала своё старое имя, произнесённое детским голосом. Каштанка взглянула туда и узнала столяра и его сына. Воспоминания нахлынули на неё и она, радостно лая, побежала к ним. Вскоре она уже шагала за ними, думая о том, что жизнь в другом доме была для неё каким-то сном.

«Каштанку», написанную в 1887 году, по праву можно считать одним из самых известных рассказов А. П. Чехова. По одной из версий, произведение было создано на основе реальной истории, произошедшей со знаменитым дрессировщиком В. Дуровым. Благодаря этой истории автор написал свою собственную, дополнив её множеством вымышленных деталей.

Концовка Чехова была совсем не такой, как в жизни. Дуров, в отличие от Мистера Жоржа, не хотел возвращать собаку прежним хозяевам. Дрессировщик считал, что имеет полное право оставить её у себя, так как потратил время на обучение собаки различным трюкам. За разрешением спора хозяева – прежний и новый – были вынуждены обратиться в суд. Дрессировщику удалось отстоять свои права и оставить животное у себя.

Основной сюжет произведения

У столяра Луки Александрыча была собака по кличке Каштанка, которая однажды потерялась. Дорогу домой Каштанка так и не нашла. Выбившись из сил, собака заснула у дверей подъезда какого-то дома, где её и нашёл новый хозяин – клоун, выступавший под псевдонимом Мистер Жорж. Каштанка попадает в цирк и получает новую кличку – Тётка.

У Мистера Жоржа были и другие животные: гусь Иван Иваныч, свинья Хавронья Ивановна и кот Фёдор Тимофеевич. Все эти животные были обучены различным трюкам, которым должна была научиться и Каштанка. Клоун подготовил новый номер с участием «Тётка». Но дебют Каштанки был сорван. Во время выступления собака узнала среди публики Луку Александрыча и его сына и бросилась к ним с радостным лаем. Каштанка вернулась к прежним хозяевам.

Проблематика произведения

Вопрос о том, почему Каштанка вернулась к прежним хозяевам, возникает у многих читателей. В начале рассказа автор даёт понять, что столяр и его сын Федюшка обращались с собакой достаточно жестоко. Лука Александрыч бьёт животное и обращается к нему не иначе, как «треклятая» и «холера». Федюшка, «играя» с Каштанкой, также причиняет ей много боли. Жизнь главной героини рассказа кардинально изменилась после того, как она попала в цирк. Новый хозяин Каштанки ласково обращается со всеми своими животными. «Тётку» хорошо кормят и не бьют. Тем не менее, собака скучает по прежней жизни у жестоких хозяев.

Основная идея
Основная цель рассказа состоит в том, чтобы показать какую важную роль в жизни живого существа, не имеет значения, человека или собаки, играет привычка и привязанность.

Привычный мир Каштанки рухнул в тот момент, когда она потерялась. Поведение её нового хозяина значительно отличается от поведения грубого Луки Александрыча. Собаке дали другую кличку. У «Тётки» раскрывается артистический талант, а впереди её ждёт блестящее сытое будущее. Однако новая жизнь оказывается настолько непривычной для Каштанки, что она, не задумываясь, вернулась к прежнему жалкому существованию при первой же возможности.

Автор прощает Каштанке её нелогичный выбор. Будучи животным, собака руководствуется инстинктами, а одним из характерных для собак инстинктов является преданность и верность своему первому хозяину. Животное может терпеть грубое обращение и оставаться преданной жестокому хозяину даже после его смерти. Подобное поведение, с точки зрения автора, категорически недопустимо для человека. Тем не менее, большинство людей сопротивляются переменам в своей жизни. Их вполне устраивает устоявшийся, хотя и не всегда счастливый быт. Даже попав в новую жизнь, человек, уподобляясь животному, стремится вернуться к привычному, оставив лучшее.

На выбор Каштанки можно посмотреть и с другой стороны. В цирке собаку окружают дрессированные животные. За ними ухаживают, их кормят, но они не свободны. Их поведение неестественно и является не более, чем результатом дрессировки. За хорошее обращение и вкусную еду нужно платить. Каштанка сделала свой выбор в пользу свободы, согласившись вернуться к побоям и голоду.

Художественные образы

В качестве главной героини своего рассказа А. П. Чехов выбрал собаку. Критики считают, что автор использовал аллегорию. В образе собаки нетрудно узнать «маленького человека», мелкого чиновника, мещанина, существа зависимого и не имеющего права голоса. Такому человеку обязательно нужен «хозяин», то есть, тот, кто будет управлять его действиями, его жизнью. Боль, причиняемая «хозяином», воспринимается не как наказание, а как внимание со стороны «господина», его участие в судьбе «раба».

Сама Каштанка, по словам автора, делит всех людей на хозяев и заказчиков. Первая, немногочисленная категория имела право её мучить. Вторую категорию людей собака могла кусать за икры. Таким образом автор намекает на то, что «маленький человек» также имеет возможность «отвести душу» и кого-нибудь «укусить».

В образе Каштанки Чехов представляет не какого-то конкретного человека, а большинство жителей Российской империи. Автор рассказа видит перед собой мёртвую, инертную массу. «Маленькие люди» постоянно жалуются на свою тяжёлую участь, ругают обижающих их «хозяев», но никак не пытаются изменить свою жизнь. «Рабы» выбрали путь бесконечных страданий и унижений только потому, что он привычнее и не требует никаких особенных усилий с их стороны. Унижения не так страшны, как отсутствие руководителя. Ведь в таком случае ответственность за свою жизнь придётся взять на себя, а это слишком трудно для того, кто привык жить чужим умом.

Лука Александрыч

Первый хозяин Каштанки, Лука Александрыч, является типичным представителем разорившегося дворянства, переехавшим жить в город и ставшим столяром. Имя хозяина собаки – Лука – ассоциируется с глаголом «лукавить», то есть, «обманывать», «не говорить всей правды». Выбрав такое имя, автор решил показать недоброжелательное отношение к своему персонажу. Лука Александрыч олицетворяет собой того самого «хозяина», без которого не представляют своей жизни «маленькие люди». Он груб, жесток, нередко бывает пьян. Не имея особых радостей в жизни, столяр самоутверждается, унижая более слабого.

Под стать столяру и его сын Федюшка. Несмотря на то, что мальчику ещё не много лет, все его действия говорят о том, что в будущем он станет таким же жестоким и грубым человеком, как и его отец. В самом конце рассказа на Федюшке можно видеть картуз Луки Александрыча, что можно расценивать как намёк автора на то, что на смену старым «хозяевам» подрастает не менее деспотичное молодое поколение, уже успевшее «надеть отцовский картуз».

Мистер Жорж

В образе клоуна нетрудно рассмотреть представителей прогрессивной интеллигенции второй половины XIX века. Примечательно, что настоящее имя этого человека читатель так и не узнаёт. Имя не имеет для автора никакого значения. Таких людей в стране тысячи, и все они похожи друг на друга. Несмотря на то, что автор симпатизирует этому персонажу, указывая на его мягкий и добрый характер, он не может сдержать иронии по отношению к Мистеру Жоржу. Новый хозяин Каштанки работает клоуном. Почему же для положительного персонажа Чехов выбрал такую несерьёзную, не вызывающую особого уважения профессию?

Предлагаем вам прочесть . Это рассказ, в котором автор выразил свое негативное отношение к политической системе России того времени на примере одного самовлюбленного чиновника.

Наша , посвященная рассказу Чехова “Унтер Пришибеев”, повествующем об отставном унтер-офицере, старорежимном самочинном блюстителе порядка, считающем себя вправе во все вмешиваться, всем делать замечания.

Прогрессивная интеллигенция предлагала низшим слоям населения более достойную жизнь. Однако в глазах малограмотных мещан их деятельность выглядит как нелепая клоунада. «Клоунов» никто не ценит. Они нужны только для того, чтобы развлекать толпу, служа для неё весёлым незамысловатым зрелищем. Как только у Каштанки появляется возможность вернуться к прежнему хозяину, она немедленно оставляет клоуна и всю ту непонятную жизнь, которую он ей предлагает.

Второстепенные персонажи

К второстепенным персонажам относятся дрессированные животные, с которыми выступает Мистер Жорж. За этим образами автор «спрятал» подражателей интеллигенции. Эти люди не согласны с существующим режимом. При этом найти истину самостоятельно подражатели не способны. Им нужен лидер, «хозяин» нового типа, обладающий свойствами, противоположными свойствам лидеров старого типа. Следовательно, такие люди мало чем отличаются от каштанок, подчиняющихся старым «хозяевам».

К подражателям автор относится без симпатии. Они не имеют никакой ценности ни для невежественной толпы, ни для всего государства. Иван Иваныч умирает нелепой смертью, будучи убитым лошадью. Его место немедленно занимает Каштанка.

Работая над своим рассказом, Чехов, безусловно, предвидел будущие революционные потрясения. Однако Антон Павлович не ожидает от революции ничего хорошего. Когда старые «хозяева» уйдут, страна останется в руках трусливых каштанок и интеллигентов-клоунов.

(1860 – 1904) специально для детей рассказы не сочинял. В своем письме к издателю Г. И. Россолимо он как-то признался, что вообще не любит детскую литературу. Тем не менее, его «Детвора» , «Беглец», «Гриша» , «Ванька» , «Каштанка» вошли в сокровищницу рассказов для детей. Их с удовольствием читает и делает для себя выводы не одно подрастающее поколение.

Есть версия, что рассказ «Каштанка» (1887) создан на основе реальной истории, которая произошла с дрессировщиком Владимиром Дуровым. Чуть-чуть творческой фантазии, и перед нами беззащитное животное, рыженькая собачка, «помесь таксы с дворняжкой» по кличке Каштанка. Она делит людей на хозяев и заказчиков: первым позволено бить ее, зато вторых она сама может кусать за икры.

Главному персонажу Чехов уделяет много внимания. Мы видим постоянно голодную и вечно забитую собаку. Вместо еды в доме столяра ей подсовывали табак, а еще мучили садистскими «фокусами». Только собачья преданность заставляла Каштанку позабыть все обиды и надругательства над собой. Интересно, что мы не только следим за Каштанкой в различных ситуациях, но также знаем о ее чувствах, переживаниях, мыслях. Этим тонким художественным приемом Чехов помогает читателю проникнуть в чувственный и рассудочный мир животного.

В коротком рассказе происходит достаточно много событий. Когда Каштанка потерялась, ее привычный мир рухнул, поскольку жизнь у нового хозяина сильно отличалась от прежней. Даже имя у собаки теперь было другое – Тетка. А еще у героини раскрылся артистический талант, и ее стали готовить к выступлению на манеже. Тетку не били, хорошо кормили, однако она все равно тосковала о прежней жизни.

День премьеры в цирке является кульминацией рассказа. Совершенно случайно на представлении оказались бывшие хозяева собаки. Услышав из толпы такой родной и знакомый голос, Каштанка мчится в прошлую жизнь.

Финал рассказа оставляет много места для споров и фантазий. Действительно, почему Каштанка с такой радостью вернулась к прежним хозяевам? Ведь сытая жизнь у циркового артиста куда интереснее. Скорее всего, сработал собачий инстинкт преданности. Но, может быть, в поведении животного Чехов узрел моменты, характерные для людей, которые рабски готовы сносить унижения и оскорбления. Про таких еще писал Некрасов : «чем тяжелей наказания, тем им милей господа».

Впрочем, если все-таки признать «Каштанку» произведением для детей, то развязка счастливая. Героиня обрела свою прежнюю жизнь и завиляла от счастья хвостом.

Есть еще сочинения по произведениям Чехова:

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»
  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение
  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

1. Самостоятельные части речи:

  • существительные (см. морфологические нормы сущ.);
  • глаголы:
    • причастия;
    • деепричастия;
  • прилагательные;
  • числительные;
  • местоимения;
  • наречия;

2. Служебные части речи:

  • предлоги;
  • союзы;
  • частицы;

3. Междометия.

Ни в одну из классификаций (по морфологической системе) русского языка не попадают:

  • слова да и нет, в случае, если они выступают в роли самостоятельного предложения.
  • вводные слова: итак, кстати, итого, в качестве отдельного предложения, а так же ряд других слов.

Морфологический разбор существительного

  • начальная форма в именительном падеже, единственном числе (за исключением существительных, употребляемых только во множественном числе: ножницы и т.п.);
  • собственное или нарицательное;
  • одушевленное или неодушевленное;
  • род (м,ж, ср.);
  • число (ед., мн.);
  • склонение;
  • падеж;
  • синтаксическая роль в предложении.

План морфологического разбора существительного

"Малыш пьет молоко."

Малыш (отвечает на вопрос кто?) – имя существительное;

  • начальная форма – малыш;
  • постоянные морфологические признаки: одушевленное, нарицательное, конкретное, мужского рода, I -го склонения;
  • непостоянные морфологические признаки: именительный падеж, единственное число;
  • при синтаксическом разборе предложения выполняет роль подлежащего.

Морфологический разбор слова «молоко» (отвечает на вопрос кого? Что?).

  • начальная форма – молоко;
  • постоянная морфологическая характеристика слова: среднего рода, неодушевленное, вещественное, нарицательное, II -е склонение;
  • изменяемые признаки морфологические: винительный падеж, единственное число;
  • в предложении прямое дополнение.

Приводим ещё один образец, как сделать морфологический разбор существительного, на основе литературного источника:

"Две дамы подбежали к Лужину и помогли ему встать. Он ладонью стал сбивать пыль с пальто. (пример из: «Защита Лужина», Владимир Набоков)."

Дамы (кто?) - имя существительное;

  • начальная форма - дама;
  • постоянные морфологические признаки: нарицательное, одушевленное, конкретное, женского рода, I склонения;
  • непостоянная морфологическая характеристика существительного: единственное число, родительный падеж;
  • синтаксическая роль: часть подлежащего.

Лужину (кому?) - имя существительное;

  • начальная форма - Лужин;
  • верная морфологическая характеристика слова: имя собственное, одушевленное, конкретное, мужского рода, смешанного склонения;
  • непостоянные морфологические признаки существительного: единственное число, дательного падежа;

Ладонью (чем?) - имя существительное;

  • начальная форма - ладонь;
  • постоянные морфологические признаки: женского рода, неодушевлённое, нарицательное, конкретное, I склонения;
  • непостоянные морфо. признаки: единственного числа, творительного падежа;
  • синтаксическая роль в контексте: дополнение.

Пыль (что?) - имя существительное;

  • начальная форма - пыль;
  • основные морфологические признаки: нарицательное, вещественное, женского рода, единственного числа, одушевленное не охарактеризовано, III склонения (существительное с нулевым окончанием);
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: винительный падеж;
  • синтаксическая роль: дополнение.

(с) Пальто (С чего?) - существительное;

  • начальная форма - пальто;
  • постоянная правильная морфологическая характеристика слова: неодушевленное, нарицательное, конкретное, среднего рода, несклоняемое;
  • морфологические признаки непостоянные: число по контексту невозможно определить, родительного падежа;
  • синтаксическая роль как члена предложения: дополнение.

Морфологический разбор прилагательного

Имя прилагательное - это знаменательная часть речи. Отвечает на вопросы Какой? Какое? Какая? Какие? и характеризует признаки или качества предмета. Таблица морфологических признаков имени прилагательного:

  • начальная форма в именительном падеже, единственного числа, мужского рода;
  • постоянные морфологические признаки прилагательных:
    • разряд, согласно значению:
      • - качественное (теплый, молчаливый);
      • - относительное (вчерашний, читальный);
      • - притяжательное (заячий, мамин);
    • степень сравнения (для качественных, у которых этот признак постоянный);
    • полная / краткая форма (для качественных, у которых этот признак постоянный);
  • непостоянные морфологические признаки прилагательного:
    • качественные прилагательные изменяются по степени сравнения (в сравнительных степенях простая форма, в превосходных - сложная): красивый-красивее-самый красивый;
    • полная или краткая форма (только качественные прилагательные);
    • признак рода (только в единственном числе);
    • число (согласуется с существительным);
    • падеж (согласуется с существительным);
  • синтаксическая роль в предложении: имя прилагательное бывает определением или частью составного именного сказуемого.

План морфологического разбора прилагательного

Пример предложения:

Полная луна взошла над городом.

Полная (какая?) – имя прилагательное;

  • начальная форма – полный;
  • постоянные морфологические признаки имени прилагательного: качественное, полная форма;
  • непостоянная морфологическая характеристика: в положительной (нулевой) степени сравнения, женский род (согласуется с существительным), именительный падеж;
  • по синтаксическому анализу - второстепенный член предложения, выполняет роль определения.

Вот еще целый литературный отрывок и морфологический разбор имени прилагательного, на примерах:

Девушка была прекрасна: стройная, тоненькая, глаза голубые, как два изумительных сапфира, так и заглядывали к вам в душу.

Прекрасна (какова?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - прекрасен (в данном значении);
  • постоянные морфологические нормы: качественное, краткое;
  • непостоянные признаки: положительная степень сравнения, единственного числа, женского рода;

Стройная (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - стройный;
  • постоянные морфологические признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: полное, положительная степень сравнения, единственное число, женский род, именительный падеж;
  • синтаксическая роль в предложении: часть сказуемого.

Тоненькая (какая?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - тоненький;
  • морфологические постоянные признаки: качественное, полное;
  • непостоянная морфологическая характеристика прилагательного: положительная степень сравнения, единственное число, женского рода, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: часть сказуемого.

Голубые (какие?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - голубой;
  • таблица постоянных морфологических признаков имени прилагательного: качественное;
  • непостоянные морфологические характеристики: полное, положительная степень сравнения, множественное число, именительного падежа;
  • синтаксическая роль: определение.

Изумительных (каких?) - имя прилагательное;

  • начальная форма - изумительный;
  • постоянные признаки по морфологии: относительное, выразительное;
  • непостоянные морфологические признаки: множественное число, родительного падежа;
  • синтаксическая роль в предложении: часть обстоятельства.

Морфологические признаки глагола

Согласно морфологии русского языка, глагол - это самостоятельная часть речи. Он может обозначать действие (гулять), свойство (хромать), отношение (равняться), состояние (радоваться), признак (белеться, красоваться) предмета. Глаголы отвечают на вопрос что делать? что сделать? что делает? что делал? или что будет делать? Разным группам глагольных словоформ присущи неоднородные морфологические характеристики и грамматические признаки.

Морфологические формы глаголов:

  • начальная форма глагола - инфинитив. Ее так же называют неопределенная или неизменяемая форма глагола. Непостоянные морфологические признаки отсутствуют;
  • спрягаемые (личные и безличные) формы;
  • неспрягаемые формы: причастные и деепричастные.

Морфологический разбор глагола

  • начальная форма - инфинитив;
  • постоянные морфологические признаки глагола:
    • переходность:
      • переходный (употребляется с существительными винительного падежа без предлога);
      • непереходный (не употребляется с существительным в винительном падеже без предлога);
    • возвратность:
      • возвратные (есть -ся, -сь);
      • невозвратные (нет -ся, -сь);
      • несовершенный (что делать?);
      • совершенный (что сделать?);
    • спряжение:
      • I спряжение (дела-ешь, дела-ет, дела-ем, дела-ете, дела-ют/ут);
      • II спряжение (сто-ишь, сто-ит, сто-им, сто-ите, сто-ят/ат);
      • разноспрягаемые глаголы (хотеть, бежать);
  • непостоянные морфологические признаки глагола:
    • наклонение:
      • изъявительное: что делал? что сделал? что делает? что сделает?;
      • условное: что делал бы? что сделал бы?;
      • повелительное: делай!;
    • время (в изъявительном наклонении: прошедшее/настоящее/будущее);
    • лицо (в настоящем/будущем времени, изъявительного и повелительного наклонения: 1 лицо: я/мы, 2 лицо: ты/вы, 3 лицо: он/они);
    • род (в прошедшем времени, единственного числа, изъявительного и условного наклонения);
    • число;
  • синтаксическая роль в предложении. Инфинитив может быть любым членом предложения:
    • сказуемым: Быть сегодня празднику;
    • подлежащим:Учиться всегда пригодится;
    • дополнением: Все гости просили ее станцевать;
    • определением: У него возникло непреодолимое желание поесть;
    • обстоятельством: Я вышел пройтись.

Морфологический разбор глагола пример

Чтобы понять схему, проведем письменный разбор морфологии глагола на примере предложения:

Вороне как-то Бог послал кусочек сыру... (басня, И. Крылов)

Послал (что сделал?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - послать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, переходный, 1-е спряжение;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: изъявительное наклонение, прошедшего времени, мужского рода, единственного числа;

Следующий онлайн образец морфологического разбора глагола в предложении:

Какая тишина, прислушайтесь.

Прислушайтесь (что сделайте?) - глагол;

  • начальная форма - прислушаться;
  • морфологические постоянные признаки: совершенный вид, непереходный, возвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика слова: повелительное наклонение, множественное число, 2-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

План морфологического разбора глагола онлайн бесплатно, на основе примера из целого абзаца:

Его нужно предостеречь.

Не надо, пусть знает в другой раз, как нарушать правила.

Что за правила?

Подождите, потом скажу. Вошел! («Золотой телёнок», И. Ильф)

Предостеречь (что сделать?) - глагол;

  • начальная форма - предостеречь;
  • морфологические признаки глагола постоянные: совершенный вид, переходный, невозвратный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфология части речи: инфинитив;
  • синтаксическая функция в предложении: составная часть сказуемого.

Пусть знает (что делает?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - знать;
  • непостоянная морфология глагола: повелительное наклонение, единственного числа, 3-е лицо;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Нарушать (что делать?) - слово глагол;

  • начальная форма - нарушать;
  • постоянные морфологические признаки: несовершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянные признаки глагола: инфинитив (начальная форма);
  • синтаксическая роль в контексте: часть сказуемого.

Подождите (что сделайте?) - часть речи глагол;

  • начальная форма - подождать;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, переходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: повелительное наклонение, множественного числа, 2-го лица;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.

Вошел (что сделал?) - глагол;

  • начальная форма - войти;
  • постоянные морфологические признаки: совершенный вид, невозвратный, непереходный, 1-го спряжения;
  • непостоянная морфологическая характеристика глагола: прошедшее время, изъявительное наклонение, единственного числа, мужского рода;
  • синтаксическая роль в предложении: сказуемое.