4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Почему-то испугавшись (1) он быстро погасил свет (2) и (3) зажав коробку в руке (4) вернулся в комнату.
1, 2, 3
1, 2, 3, 4
1, 3, 4
1, 4
5В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
Треща красными подкрыльями (1) маленькие кузнечики (2) пролетавшие несколько метров (3) падали на землю (4) сливаясь с камнями.
1, 2, 4
1, 2, 3, 4
2, 3, 4
1, 3
ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
2. Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
3. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
4. Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
5. Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
6. Грозовая туча (1) по временам сверкавшая молниями (2) и издававшая недовольное рокотание (3) спешила на северо-восток (4) всё более открывая тёмное звёздное небо.
7. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
8. Перифраза – оборот речи, который состоит в замене слова описательным сочетанием (1) содержащим (2) элемент характеристики описываемого предмета или лица (3) и помогающим (4) избежать неоправданных повторов в тексте.
9. На картине будут лишь (1) омытый дождём (2) мокрый луг под огромным небом, несколько деревьев да (3) бегущие по влажной траве (4) тени сизых туч (5) гонимых ветром.
10. Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
11. По длинному зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) мы перебрались через реку и пошли направо (3) держась (4) недалеко от берега.
12. Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо – и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
13. Один за другим к костру (1) медленно угасающему в ночи (2) подходили кони и неподвижно останавливались (3) глядя на нас (4) умными глазами.
14. Выпускники (1) всё чаще задумываясь о предстоящем расставании со школой (2) по-новому смотрят на незаметно повзрослевших (3) одноклассников (4) стремясь видеть в них только хорошее.
15. Леонид Леонов (1) являясь классиком русской литературы 20 века (2) был неутомимым защитником русского леса (3) названного им (4) «зелёным другом».
16. Воробей (1) неожиданно взлетев (2) исчез в светлой зелени сада (3) прозрачно сквозившей (4) на фоне предвечернего неба.
17. Степной воздух (1) наполненный тысячью разных птичьих свистов (2) был жарким, а в высоком небе неподвижно стояли ястребы (3) распластав свои крылья (4) и неподвижно устремив глаза свои в траву…
18. По ясному небу плавно неслись (1) не закрывая солнца (2) низкие дымчатые облака (3) постепенно исчезающие (4) в синеве.
19. В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.
20. Дорога (1) поворачивавшая вправо (2) шла через огромное поле (3) засеянное яровыми (4) и углублялась в лес.
21. С моря дул влажный холодный ветер(1) разнося по степи (2) задумчивую мелодию плеска (3) набегавшей на берег волны.
22. Утки (1) испуганные внезапным появлением охотников (2) шумно поднялись и (3) кувыркаясь в воздухе (4) медленно и тяжело полетели прочь.
23. Можно лишь преклоняться перед гением Марины Цветаевой (1) создавшей совершенно неповторимый поэтический мир (2) и (3) свято верившей (4) в свою музу.
24. В мире не счесть мастеров-виртуозов (1) артистично владеющих (2) рисунком, живописью, композицией и (3) создающих (4) великолепные полотна.
25. Перед нами лежала Койшаурская долина (1) пересекаемая, как двумя серебряными нитями, Арагвой и другой речкой (2) и (3) убегая в соседние теснины от тёплых лучей солнца (4) скользил по ней голубоватый туман.
26. Перед нами открылся великолепный вид: река вьётся (1) тускло синея сквозь туманную даль (2) по водянисто-зелёным лугам, и человек (3) охваченный светлым дыханием весны (4) крепнет, вольнее ему дышится, радостнее у него на душе.
27. Созданный Блоком (1) «страшный мир» города и его Незнакомка (2) пугающая (3) и неодолимо влекущая к себе (4) подавляют поэта.
28. А уже через час оба сидели за шатким столиком (1) и (2) упираясь друг в друга головами (3) читали длинный список драгоценностей (4) некогда принадлежавших тёще Ипполита Матвеевича.
29. Мы перебрались через реку по зыбкому плоту (1) сделанному из трёх связанных брёвен (2) и пошли направо (3) держась (4) поближе к берегу.
30. Образованный на речке (1) пруд(2) по диагонали пересекавший усадьбу Абрамцево (3) явился естественной границей двора с хозяйственными постройками и парка (4) раскинувшегося к юго-востоку от усадебного дома.
Второстепенные члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными,
Что входит в понятие
обособленное определение?
- причастный оборот: футболист,
забивший мяч
-
распространенное прилагательное:
- два и более одиночных определения:
- несогласованное определение, выраженное косвенным падежом существительного,
Что входит в понятие
обособленное обстоятельство?
-
деепричастный оборот
Например: Он сердито швырнул окурок, зашипевший в луже , засунул руки в карманы расстёгнутого, развеваемого ветром пальто и, нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда , принялся шагать сосредоточенно и энергично. (А. Серафимович)
В этом предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом (окурок (к а к о й?), зашипевший в луже)
, и обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами (принялся шагать (как?), нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову и ощущая в желудке тяжесть скверного обеда
). Причем внутри первого деепричастного оборота есть причастный оборот: голову (какую?) еще не успевшую проясниться от дообеденных уроков.
На обособление (значит на постановку знаков препинания) второстепенных членов влияет:
1) Порядок слов, т.е место второстепенного члена по отношению к определяемому слову. | а) Перевозчиков из деревни Часовни, лежащей на берегу
, набежало множество, предлагая свои услуги.
(Обособлено определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова деревни ). Обратите внимание! б) Снасть состояла из брошенной поперёк реки бечевы с поводками из тонких шнуров и волосяной лесы.(Причастный оборот не обособлен, так как он находится перед определяемым словом бечевы .) |
2) Наличие личного местоимения | а) Зараженный примером своего дяди
, я начал подражать ему. Я, зараженный примером своего дяди
, начал подражать ему.
б) Изнеможённый, растерянный , он начал припоминать все молитвы. Он, изнеможенный, растерянный , начал припоминать все молитвы. Он начал припоминать все молитвы, изнеможенный, растерянный. (Обособлены причастный оборот, одиночные определения, так как относятся к личному местоимению.) |
3) Наличие определённых предлогов при именах существительных, являющихся второстепенными членами предложения. | Немку, несмотря на её полную безобидность
, прислуга не любит. Благодаря связям и подвижности зяmя , Авроре удавалось большинство своих писем пересылать жениху через курьеров. |
4) Добавочное обстоятельственное значение во второстепенном члене. | Движимый добрым чувством , Абрумка вынул одну конфетку из банки, подал её мальчику. (Обособляется причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, так как имеет добавочное причинное значение: подал конфетку, потому что был движим добрым чувством.) |
Рассмотрим подробнее некоторые случаи обособления.
Обособленные определения
1) Обособляются распространенные согласованные определения, выраженные причастными оборотами или распространенными прилагательными, если стоят после определяемого существительного:
Особенно любил я беседы с ночными извозчиками
, бедными подгорными крестьянами
, прибывшими в столицу с окрашенными вохрой санишками и плохой клячонкой.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море
, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек
.
2) Обособляются согласованные и несогласованные определения, если относятся к личному местоимению, независимо от места в предложении:
Жёлтый, высохший, с лысиною на всю голову, с узкой седой бородой,
он
сидел в одной, нарочно изрезанной рубахе.
Он
ехал шагом, толстый, обрюзглый, с понурой головой и свислыми на грудь эполетами.
(По И. Тургеневу)
3) Обособляются распространённые или одиночные определения, если они стоят перед определяемым существительным и имеют обстоятельственное значение причины, уступки, условия:
Исполненный недоумения
, возвратился Юний
на площадь.(Т.)
Рассерженный нами
, пёс
бешено лаял и рвался с цепи. (К. Седых)
4) Обособляются два и более одиночных определения, если они стоят после определяемого слова, и особенно в тех случаях, когда определяемому существительному предшествует ещё одно определение:
Острый топор Епифана неутомимо гнал от комля к вершине нервущуюся щ е п у
, длинную и широкую
. (К. Седых)
Полусмешная вражда
, старинная и глубоко укоренившаяся
, готова была, казалось, прекратиться от пугливости лошади. (П.)
Из чёрной тучи
, огромной и грозной
, веером рассыпались молнии. (Акс.)
С нею был юноша
, красивый и сильный.
(М.Г.)
5) Обособляются несогласованные определения, выраженные косвенным падежом существительного, стоящие после определяемого слова и имеющие характер дополнительного (добавочного) сообщения:
Маленький Т е м а
, бледный, с широко раскрытыми глазами
, стоял перед сломленным цветком.
Повар
, в грязном белом фартуке, белокурый, ленивый, молодой, из бывших крепостных
, Аким собирается разводить плиту.
Отец
, седой, хмурый по обыкновению, в белом кителе
, что-то озабоченно соображает.(По Н. Гарину-Михайловскому)
6) Обособляются определения, если они оторваны от определяемого слова:
Облака
ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сама себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые.
(М.Г.)
М о р о з к а
протискался в дверях и стал рядом с Дубовым, сумрачный и злой
. (Ф.)
Это были броненосцы
второго класса, старые, с малым ходом
.(Н.-Пр.)
Е пи ф а н
встретил его с колом в руке, тёмный от гнева
. (К.Седых.)
7) Обособляются несогласованные определения, выраженные сравнительной степенью прилагательного:
Мысль,
страшнее прежней
, заставила его содрогнуться.(Г.-М.)
Какой свет
, тоньше и чище солнечного света
, разлился по всем твоим членам, по мачейшим складкам твоей одежды? (Т.)
определ.слово | согласованные и несогласованные определения | |
согласованные и неогласованные распространенные определение | определ.слово личное местоимение |
согласованные и несогласованные распространенные определение |
определ.слово | два и более одиночных определения молодые и веселые |
|
Добавочное обстоятельственное значение | определ.слово | |
Несмотря на..
Вопреки По причине и др .. |
определ.слово | Несмотря на...
Вопреки По причине и др.. |
Обособленные обстоятельства
1) Обособляются обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом, независимо от его места в предложении:
Он решил помириться со старым своим соседом, уничтожить следы ссоры, возвратив ему его достояние.
Облегчив душу благим намерением
,
Кирилла Петрович пустился рысью к усадьбе и въехал прямо на двор.
Он приближался, держа фуражку
, наполненную вишнями. (По А.Пушкину)
2) Обособляются два или несколько одиночных обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями:
Аграфена принялась помогать ей, охая и причитая
. (К. Седых)
Девочка, улыбаясь и лопоча
, протягивала ручонки.
Солнце, искрясь и сверкая
, играло на гребнях волн.(М.Г.)
3) Обособляются обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием, особенно если они стоят в начале или в середине предложения:
Поднявшись
, Семён вышел в сени, зачерпнул в кадушке ковш холодной воды и пил, не отрываясь
, пока не заныли зубы.
Засмеявшись
, все вышли в сени.
Бабы, перебраниваясь
, разошлись по домам.(По К. Седых)
4) Обособляются обстоятельства, выраженные существительными с предлогами благодаря, согласно, вопреки, вследствие, при отсутствии, по причине, в случае, при наличии, ввиду, несмотря на:
Казак мой, вопреки приказаниям
, спал крепким сном.
К счастью, по причине неудачной охоты
, наши кони не были измучены.
Несмотря на страх
, я пошёл по галереям подземелья.(Кор.)
В один удачный набег зайцы портили иногда целый сад, несмотря на все предосторожности
. (М.-С.)
Обратите внимание!
Не обособляются фразеологизмы
, в состав которых входят деепричастия:
И день и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя . Николай работал засучив рукава.
Не обособляются деепричастия с наречным значением (они обычно отвечают на вопросы как? каким образом? в каком положении?);
Ирина стояла не двигаясь . Обломов принимал гостей лежа . Казак отошёл не торопясь . (Шол.) Я наблюдал эту сцену не отрываясь. По дороге к большому городу не спеша идёт мальчик. (Г.) В Нехлюдове не переставая в продолжение этих двух дней шла внутренняя, не сознаваемая им борьба.(Т.)
Рассмотрим следующие примеры.
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?
Эта сибирская река рассекала большие горы (1) угрюмо нависавшие над ней (2) и (3) вырвавшись на простор (4) разливалась широко и свободно.
1) 1,4 2) 2,3 3) 3,4 4) 1,2,3,4
В этом примере есть причастие и деепричастие с зависимыми словами: (7) нависавшие (над чем?) над ней; нависавшие (как?) угрюмо (причастный оборот) и вырвавшись (к у д а?) на простор (4) (деепричастный оборот). Согласованное определение находится после определяемого слова, значит, выделяем его с двух сторон (1 и 2 запятые). Обособленное обстоятельство также выделяется с двух сторон (3 и 4 запятые), хотя находится в препозиции: оно выражено деепричастным оборотом, который обособляется независимо от его места в предложении. Правильный ответ - 4.
Обратите внимание на этот случай!
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Рассыпанные по подоконнику (1) жареные семена подсолнечника привлекли внимание синичек (2) суетливо прыгающих по ветвям берёзы (3) и (4) что-то высматривающих на земле.
1) 1,2 2)2,3,4 3)2 4) 1,2,3,4
В этом предложении причастный оборот рассыпанные по подоконнику
находится в препозиции, т.е. в позиции перед определяемым словом семена
, поэтому запятую на месте (1) не ставим. А вот следующие два причастных оборота суетливо прыгающих по ветвям берёзы и что-то высматривающих на земле
стоят после определяемого слова синичек
, значит, ставим одну запятую (2). На месте цифр (3) и (4) запятые вообще не ставим, т.к. союз И
соединяет однородные причастные обороты. Правильный ответ - 3.
Упражнения для тренировки.
1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
К вечеру лисица залегла в густом и высоком островке сухостойного конского щавеля (7) и (2) свернувшись рыже-палевым комком подле тёмно-красных (3) густо обсеменившихся стеблей (4) терпеливо дожидалась ночи.
1) 1,2 2) 2,4 3) 2,3,4 4) 1,3,4
2. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
В небе неподвижно стояли ястребы (1) распластав свои крылья (2) и (3) неподвижно устремив (4) глаза свои в траву.
1) 1,2,3,4 2) 2,3 3)1 4) 3,4
3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Испуганный (1) шорохом (2) конь шарахнулся в сторону (3) звеня (4) колечками уздечки (5) тревожно всхрапывая.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,5 3) 2,3,4,5 4) 3,5
4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
А он меж тем (7) объятый пылом (2) и жаром битвы (3) жадный заслужить навязанный на руку подарок (4) понесся (5) как молодой борзой пёс (6) красивейший (7) быстрейший (5) и молодший всех в стае.
1)1,3,4,5,6,7 2) 1,2,3,5,7 3) 2,3,4,5,6,8 4)1,3,4,6,7
5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Но вот (7) выбрав момент (2) сержант рывком вскочил на ноги (3) и (4) что-то прокричав (5) головой вперёд бросился через рельсы (6) сразу исчезнув на той стороне однопутки.
1) 1,2,3,4,5,6 2) 2,3,4,5,6 3)1,2,4,5 4)1,2,4,5,6
6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованные такими приятными надеждами (7) мы весело пошли гулять (2) и (3) бегать сначала по двору (4) а потом и по саду.
1) 1,2,4 2) 1,3,4 3) 3,4 4) 1,4
7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Паруса (7) уже наполненные ветром (2) и (3) готовые к полёту (4) звенели (5) натянутой тетивой.
1) 1,2,4 2) 1,4 3) 2,3,4 4) 1,4,5
8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Дом (7) стоявший на опушке леса (2) и (3) освещаемый солнцем (4) принадлежал леснику.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 1,4
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Азазелло (7) облегчённо отдуваясь (2) откинулся на спинку скамейки (3) закрыв спиной (4) крупно вырезанное на ней (5) «Нюра».
1) 1,2,3,4 2)1,2,3 3)1,2,3,5 4) 1,2,4,5
10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Метель стихала (1) рассыпаясь снегом (2) по лесу (3) и (4) теряя силу (5) свистела всё тише (б) и тише.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,4,5 3) 1,3,4,5 4) 1,2,4,5
11. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Вот-вот раскроются почки (1) и выпустят каждая по зелёному листочку (2) такому мягкому (3) светленькому (4) душистому (5) и точно покрытому лаком.
1) 1,2,3,4,5 2) 2,3,4 3) 2,3,4,5 4) 3,4,5
12. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
За это время Тимофей (1) и Роман успели крепко сжиться (2) и (5) несмотря на разницу в возрасте (4) стать большими друзьями.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4 3) 3,4 4) 2,3,4
13. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Облака ползли медленно (1) то сливаясь (2) то обгоняя друг друга (3) мешали свои цвета и формы (4) поглощая сами себя (5) и вновь возникая в новых очертаниях (6) величественные и угрюмые.
1) 1,2,3,4,5, 2) 1,2,3,4,6 3) 2,3,5,6 4) 1,2,4,5
14. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Пёстрая шкура леопарда (1) перехваченная золотой стрелою (2) легко повисла с округлого плеча на выгнутое бедро (3) и (4) переливаясь на солнце (5) казалась живым существом.
1) 1,2,4,5 2) 1,2,3,5 3) 1,2,5 4) 2,4,5
15. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Я (1) встревоженный (2) и (3) огорчённый до глубины души (4) сидел молча (5) надеясь на благоприятный исход дела.
1) 1,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 4,5 4) 3,4,5
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Обрадованный таким благосклонным вниманием (1) кузнец уже хотел было расспросить хорошенько царицу о всём (2) и придвинулся поближе (3) желая рассмотреть её черевички (4)и (5) изложить свою просьбу.
1) 1,2,3,4 2) 1,3 3) 3,4 4) 2,3
17. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Он сердито швырнул окурок (1) зашипевший в луже (2) засунул руки в карманы расстегнутого пальто (3) и (4) нагнув ещё не успевшую проясниться от дообеденных уроков голову (5) и (6) ощущая в желудке тяжесть скверного обеда (7) принялся шагать сосредоточенно и энергично.
1) 1,2,4,7 2) 1,2,3,4,5,6,7 3) 1,2,4,5 4) 1,2,4,5,6
18. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Контуры деревьев (1) обрызганных дождём (2) и (3) взволнованных ветром (4) начали выступать из мрака (5) чернея растопыренными ветвями.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,4,5 3) 2,3,4,5 4) 1,4
19. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мать (1) не уснувшая ночью ни на минуту (2) вскочила с постели (3) и (4) сунув огонь в самовар (5) приготовленный с вечера (6) начала готовить завтрак.
1) 1,2,4,5,6 2) 1,3,4,5,6 3) 1,2,5,6 4) 1,2,4,6
20. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Сорванная с деревьев (1) листва закружилась в вихре (2) и стала подниматься кверху (3) напоминая стайку разноцветных бабочек (4) летящих на яркие цветы.
1) 1,3,4 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 2,3
21. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Освещённый луною (1) туман (2) расстилаясь по ложбинам и над рекою (3) журчащей под горой (4) напоминает какое-то сказочное существо.
1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,3,4 4) 1,4
22. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Горделиво выгнувший шею (1) лебедь подплыл к берегу и (2) встряхнувшись (5) и (4) замахав крыльями (5) направился к кормушке.
1) 1,2,3,5 2) 2,3,4,5 3) 2,5 4) 1,2,5
23. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Грибники (1) напуганные приближающейся грозой (2) и внезапно потемневшим небом (5) бросились бежать (4) сломя голову.
1) 3,4 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 1,3,4
24. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Мальчик вспыхнул (1) постоял (2) насупив брови (5) и пошёл прочь (4) подшвыривая носком (5) лежавшие повсюду (6) сухие прошлогодние листья.
1) 1,2,3,4 2) 1,2,3,4,5,6 3) 1,3,4,5,6 4) 1,2,4,5
25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Заря (1) зажжённая всходившим солнцем (2) запылала (3) полыхая всеми оттенками алых и жёлтых красок (4) и (5) освещая все вокруг.
1) 1,3 2) 1,2,3 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3,4,5
26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
У поросшей густым кустарником (1) реки сидели мальчики (2) о чём- то тихо беседуя (5) и (4) наблюдая за поплавками (5) плели корзины из гибких ивовых прутьев.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5 3) 1,2,5 4) 4,5
27. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Экологическое движение (1) с каждым годом набирающее силу (2) и (3) неуклонно крепнущее (4) объединяет взрослых и детей (5) помогающих России сохранить её заповедные природные территории.
1) 1,2,3,4 2) 1,4,5 3) 1,2,4,5 4) 2,3,4,5
28. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Книги (7) собранные учениками старших классов (2) и переданные в дар детскому саду (3) очень обрадовали малышей (4) сразу принявшихся рассматривать яркие картинки.
1) 1,3,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 3,4
29. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Археологи расположились на берегу реки (7) быстро бежавшей тут к морю (2) и кишащей рыбами (3) и (4) установив палатки (5) отправились на раскопки.
1) 1,2,3,4,5 2) 1,3,4,5 3) 4,5 4) 1,4,5
30. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Похожее на раскалённый шар (7) солнце медленно выплыло (2) из-под горизонта (2) жгучее (3) и ослепительное.
1) 1,2,3 2) 1,3 3) 2 4) 2,3
31. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Изгибаясь тёмной дугой (7) и пугая своим мрачным видом (2) тянулся лес (3) перепутанный хмелем (4) заваленный свалившимися деревьями (5) хмурый (6) и нелюдимый.
1) 2,3,4,5 2) 1,2,3,4,5,6 3) 3,4,5 4) 4,5,6
32. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Побежали по деревенским улицам (7) сверкающие на солнце ручейки (2) сердито пенясь вокруг встречных каменьев (3) и (4) быстро вертя щепки и гусиный пух.
1) 2,3,4 2) 1 3) 2 4) 2, 3
33. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Воробьи (7) стаями обсыпавшие придорожные ветлы (2) кричали радостно (3) и возбужденно (4) рассказывая всем о наступившей весне.
1)1,2,3 2) 2,4 3) 1,2,3,4 4)1,2,4
34. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Над чёрными нивами (7) курясь (2) вился легкий парок (3) наполнявший воздух ароматом оттаявшей земли (4) ожидающей земледельцев.
1) 1,2,3,4 2) 3,4 3) 2,3,4 4) 3
35. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Навстречу шёл большой обоз русских мужиков (1) привозивших провиант в Севастополь (2) и теперь шедший оттуда (3) наполненный больными (4) и ранеными солдатами в серых шинелях.
1) 1,2,3 2) 2, 3, 3) 1,3 4) 3
36. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Звенела (7) качаясь в тени столбиками (2) мошкара (3) обжигающая тело укусами (4) и нестерпимо надоедливая.
1) 2,3 2) 1,2,3 3) 2,3,4 4) 1,2,3,4
37. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Лениво поворачивалось мельничное колесо (1) почернелое от времени (2) набирая (3) в медленно подставляющиеся коробки (4) сонно журчащую воду (5) боясь уронить лишнюю каплю драгоценной влаги.
1) 1,2.5 2) 1,2,3,4 3) 2,5 4) 1,2,3,5
38. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Работники (1) привезённые из города (2) работали (3) не покладая рук (4) помня о будущем щедром вознаграждении.
1) 1,2,4 2) 1,2,3,4 3) 2,3,4 4) 1,2,3
39. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Машенька (7) держа в одной руке оба конца мокрой рулевой верёвки (2) другую руку опускала в воду (3) стараясь сорвать (4) покачивающуюся на воде (5) кувшинку.
1) 1,2,3,4,5 2) 3,4,5 3) 1,2,3,4 4) 1,2,3
40. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?
Увидев меня у иконописца (1) и (2) желая узнать подробности его малоизвестного искусства (3) этот грустный мечтатель (4) уединённый в самого себя (5) очень обрадовался.
1) 2,3,4 2) 1,2,3,4,5 3) 3,4,5 4) 2,3,4,5
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море (1) всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему (2) торжествуя (3) и словно смеясь (4) катилось ласковое солнце.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нему, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
Запятая должна стоять на первом месте: это запятая перед выраженным причастным оборотом обособленным определением, стоящим после определяемого слова -- "всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек".
Запятые 2 и 4 выделяют деепричастные обороты "торжествуя и словно смеясь".
Запятые должны стоять на местах 1, 2 и 4.
Ответ: 124
Правило: Задание 17. Обособление определений и обстоятельств
ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВ
В задании 16 от учащихся требуется умение видеть обособленные и необособленные второстепенные члены предложения и расставлять запятые в предложениях с обособлением. При том, что обособляться могут все второстепенные члены, в данное задание включены лишь случаи обособления/необособления определений и обстоятельств . Таким образом, в задании могут встречаться сочетания двух видов обособленных членов, и расстановка знаков препинания будет зависеть от особенностей обособления определений (см. пункт 16.1) и обстоятельств (см. пункт 16.2)
Обособленные определения - это выделенные по смыслу при помощи интонации и запятых определения.
Следовательно, необособленные - не выделенные запятыми и интонацией .
Выражаются как обособленные, так и необособленные определения чаще всего* полными формами прилагательных или причастий . Это согласованные определения , то есть оно согласуется в роде, числе и падеже со своим главным словом (= ГС) . Как обособленные, так и необособленные определения обозначают признак предмета (главного слова).
*Обратите внимание : случаи обособления несогласованных определений, выраженных именами существительными, в данном разделе не рассматриваются, так как задания ЕГЭ не содержат подобных примеров.
Если у определения нет зависимых слов, то это одиночное определение .
Если от определения можно задать вопрос к другому слову (словам), то есть при определении есть зависимые слова, его называют распространённым . Самый яркий пример распространённого определения- причастный оборот (=|ПО|) .
Пример 1 . Машина (какая?) (ГС) «скорой помощи» , |стоящая поперёк мостовой |, успела привлечь зевак. Определение к слову «машина» выражено причастием «стоящая»; от него мы задаём вопрос где? - к «поперёк мостовой». И причастие, и зависимые от него слова включаются в причастный оборот.
Пример 2 . Точно так же бывают обороты при имени прилагательном: На стекле (ГС) каком?, |серебряном от инея| , мороз нарисовал узоры . От прилагательного «серебряном» ставится вопрос от чего? к «от инея», следовательно, прилагательное и зависимое слово составляют определительный оборот(=|ОО|).
И причастный, и определительный оборот являются одним членом предложения - определением.
Если определений несколько, то они могут быть однородными , если они относятся к одному члену предложения и между ними есть (или можно вставить) союз И или есть запятые;
и неоднородными , если относятся к разным членам предложения и между ними нет или нельзя вставить союз И или нет запятых.
Приведём примеры распространённых однородных определений, выраженных причастными оборотами:
Пример 3 : Мальчишка , |катавшийся на санках| и |игравший с сестрёнкой| , оказался сыном нашего соседа.
К главному слову мальчишка относятся два распространённых определения, каждый из которых выражен причастным оборотом: «катавшийся» + зависимые слова и «игравший» +зависимые слова
Схема: ГС +(ПО и ПО) .
Как видите, между двумя однородными ПО запятая не ставится, по общему правилу употребления запятых при однородных членах, соединённых одиночным союзом И .
Пример 4 : В следующем примере распространённые определения не являются однородными, так как относятся к разным членам предложения:
Мальчишка , |катавшийся на санках| ,(1) и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном. Катающимся был мальчишка, а играющим - сосед.
Схема: ГС+ПО , И ПО+ГС . Если выбросить оба оборота, предложение не сломается: Мальчишка и сосед оказались папой и сыном . Запятая под номером 1, таким образом, нужна не для однородных определений, а для границы первого причастного оборота.
Вернёмся ещё раз к примеру Мальчишка , |катавшийся на санках| , и |играющий со своей дочкой| сосед оказались папой и сыном.
Почему после слова «мальчишка» перед ПО (=причастным оборотом) стоит запятая, а перед словом «сосед» нет?
Существует ряд правил, регламентирующих это. Определим самое важное, практически единственное правило, которое нужно знать при выполнении задания 16 при работе с определениями.
Причастный (определительный) оборот всегда обособляется, если стоит после главного слова.
Вот по этой схеме обособление происходит всегда: ГС+ПО.
Пример 5 : Человек , |не помнящий прошлого| , лишает себя будущего. Обособился причастный оборот, стоящий после главного слова.
Пример 6 : Были слышны звуки , |похожие на стоны деревьев| . Схема: ГС+ОО.
Обособился определительный оборот, стоящий после после главного слова
Меняем местами ПО и ГС в приведённых предложениях:
Пример 7 .|Не помнящий прошлого| человек лишает себя будущего . Обособления нет, так как схема иная: ПО+ГС
Пример 8 . Были слышны |похожие на стоны деревьев| звуки . Обособления нет. Схема: ОО+ГС
Обратите внимание: Нет такого правила: причастный оборот выделяется запятыми . Совершенно необходимо соблюдение условий для его выделения.
Нижеприведённые правила можно назвать дополнительными только с точки зрения необходимости для выполнения задания 16. Эти правила входят в школьный курс русского языка, обязательны для изучения, но в заданиях ЕГЭ написания, регламентированные данными правилами, не встречались.
1. Причастный оборот должен обособляться в позиции перед определяемым словом , если определение имеет значение причины или уступки .
Пример 9 : |Измученная многодневной засухой| , земля жадно утоляла жажду. (Почему земля утоляла жажду? Потому, что была измучена засухой.) Схема: ПО+ГС.
Пример 10 : |Украшенная блестящими шарами |, ёлка то и дело привлекала внимание котёнка. Почему елка привлекала внимание? Потому что была украшена. Схема: ПО+ГС.
Пример 11 : Выросший в нищете и голоде , Павел враждебно относился к тем, кто был в его понимании богатым. Почему так относился? Потому что вырос в нищете.
Схема: ПО+ГС.
Если значения причины нет, то оборот по общему правилу не выделяется.
|Повешенный на дерево| скворечник в этот же день оказался заселенным . (Нет причины, нельзя утверждать, что его заселили потому, что он оказался повешенным. Обособления нет, действует базовое правило.)
2.Обособление происходит всегда, если определение относится к личному местоимению.
Схема: ПО+(ГС=ЛМ). , где ЛМ личное местоимение.
Пример 12 |Увлечённый разговором| , он прислушался.
Пример 13 Разгорячённый и взволнованный , он вбежал в комнату.
Пример 14 Обогащенный новыми понятиями и чувствами он принялся перечитывать опять свои книги.
Очень часто эти два правила сочетаются в одном предложении:
Пример 15 Утомленный ходьбой по болоту, забрел я в сарай и заснул глубоко: с одной стороны есть причина (почему заснул?), с другой - главное слово-личное местоимение.
Вышеперечисленные правила относились к обособлению причастных и определительных оборотов.
Существует ещё один тип обособления, отличающийся от других.
3. Обособляются несколько нераспространённых определений, соединённых союзом и (или без него, с запятой), стоящие после главного слова.
Схема: ГС+Определение + И+ Определение.
Пример 16 Мартовская ночь , облачная и туманная , окутала землю.
Пример 17 Весенний дух , весёлый и беспутный , ходил повсюду.
Обращаем внимание на то, что в заданиях очень часто встречаются предложения с двумя−тремя причастными (определительными) оборотами, что усложняет процесс выделения их границ. При этом может получиться, что обороты либо последовательно идут друг за другом, либо встраиваются один в другой, либо находятся справа и слева от ГС. При этом в предложениях могут быть и будут необособленные определения, выраженные одиночными прилагательными, причастиями и местоимениями.
Приведём примеры разбора наиболее трудных предложений с обособленными и необособленными определениями
ПРИМЕР 1. Издали он увидел дом , |непохожий на другие| , |построенный каким-то итальянским архитектором| .
ПРИМЕР 2. Над ещё не улёгшимся после недавней бури бескрайним морем возвышалось небо , унизанное ярко мерцавшими звёздами .
Обособленные обстоятельства - это одиночные деепричастия и деепричастные обороты . Деепричастие - особая форма глагола, отвечает на вопросы что делая? и что сделав?, относится всегда к глаголу и обозначает добавочное действие по отношению к основному. Например, в предложении Сделав большой круг по газетному переулку в Кисловке , Левин опять вернулся в гостиницу и, положив перед собой часы , сел, ожидая двенадцати. выделенные слова - деепричастия, подчёркнуты как обстоятельства вместе с зависимыми от них словами, то есть деепричастными оборотами (=ДО)
В отличие от причастий и причастных оборотов, одиночные деепричастия и деепричастные обороты выделяются запятыми всегда, независимо от места их расположения .
Случаи, когда деепричастия не выделяются, то есть не обособляются, не влючены в задания ЕГЭ и не входят в объём информации, необходимой для выполнения задания 16.
Сложность заданий состоит зачастую в том, что в предложении могут быть различные комбинации сочетаний обособленных обстоятельств и сказуемых. Например, при одном сказуемом могут быть два (и более) ДО или одиночных деепричастия; могут быть два, три сказуемых, и каждому свой (свои) ДО. Рассмотрим эти варианты подробнее.
1. В предложении два однородных сказуемых, а деепричастный оборот относится к одному из них.
Пример 1. В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и, осторожно стряхнув его содержимое в руку , завернул толстую неуклюжую цигарку .
В предложении два однородных сказуемых, ДО относится к сказуемому «завернул». Деепричастный оборот, находящийся после союза И , отделяется от него запятой (союзы не включаются в деепричастный оборот). Заметим, что ДО легко исключается из предложения, если границы оборота выделены верно, то предложение не сломается: В кармане галифе Сергей нащупал крошки махорки и завернул толстую неуклюжую цигарку.
2. Если к одному сказуемому относится несколько ДО , то есть при сочетании деепричастных оборотов, знаки препинания между ними расставляются так же, как и при однородных членах предложения:
Пример 2. Он пошел , пошатываясь и все поддерживая голову ладонью левой руки , а правой тихо дергая свой бурый ус . В предложении три однородных обособленых обстоятельства, относящихся к одному сказуемому, запятые перед И и перед А стоят/не стоят по правилу однородных членов.
3. Деепричастные обороты, относящиеся к разным глаголам-сказуемым, выделяются по отдельности:
Пример 3. Сергей, постояв еще минуту , медленно направился к груде угля и, аккуратно подстелив полу шинели , сел на большой кусок антрацита. Сказуемых два, к каждому относится свой деепричастный оборот.
Если рядом стоящие деепричастные обороты относятся к разным глаголам-сказуемым и союз и не включается в их состав, то каждый из них выделяется отдельно:
Пример 4 Он стоял , прислонясь к груде цибиков чая , и, бесцельно поглядывая вокруг себя , барабанил пальцами по своей трости, как по флейте . Извлечём ДО, чтобы убедиться в верной постановке знаков препинания. Он стоял и барабанил пальцами по своей трости, как по флейте.
О, лазурное царство!
О, царство лазури, света, молодости и счастья! И в нём – мы сами!
Я видел тебя... во сне. ... на красивой, разубранной лодке.
Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.
...Я видел кругом одно безбрежное лазурное море,
всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, словно там золотое донце,
а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо -
и по нему, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный,
как смех богов, богинь, и такой милый!
А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи,
исполненные дивной красоты и вдохновенной силы...
Казалось, самоё небо в ответ им звучало-
и кругом море сочувственно трепетало...
А там опять наступала блаженная тишина.
Наша быстрая лодка плыла, cлегка по мягким волнам ныряя,
Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные сердца, играя.
Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.
Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова
с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов.
Упоительные благовония неслись с округлых берегов;
нас осыпали дождём белых роз и ландышей одни из этих островов;
с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы.
Птицы кружились над нами,
ландыши и розы таяли в жемчужной пене,
скользившей вдоль гладких боков нашей лодки в стране с чудесами.
Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки...
Женские голоса чудились в них, словно нежности шёпот: позови…
И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, чайки вдали,
журчание струи за кормою – всё говорило о любви,
о блаженной любви!
И та, которую каждый из нас любил, – она была тут...
невидимо и близко, прекрасна и легка.
Ещё мгновение – и вот засияют её глаза,
расцветёт её улыбка...
Её рука возьмёт твою руку –
и увлечёт тебя за собою в неувядаемый рай, и сердце снова в огне!
О лазурное царство!
Я видел тебя... во сне.
Иван Сергеевич Тургенев. Лазурное царство (отрывок).
О лазурное царство! О царство лазури, света, молодости и счастья! Я видел тебя... во сне.
Нас было несколько человек на красивой, разубранной лодке. Лебединой грудью вздымался белый парус под резвыми вымпелами.
... Я видел кругом одно безбрежное лазурное море, всё покрытое мелкой рябью золотых чешуек, а над головою такое же безбрежное, такое же лазурное небо - и по нем, торжествуя и словно смеясь, катилось ласковое солнце.
И между нами по временам поднимался смех звонкий и радостный, как смех богов!
А не то вдруг с чьих-нибудь уст слетали слова, стихи, исполненные дивной красоты и вдохновенной силы... Казалось, самое небо звучало им в ответ - и кругом море сочувственно трепетало... А там опять наступала блаженная тишина.
Слегка ныряя по мягким волнам, плыла наша быстрая лодка. Не ветром двигалась она; ею правили наши собственные играющие сердца. Куда мы хотели, туда она и неслась, послушно, как живая.
Нам попадались острова, волшебные, полупрозрачные острова с отливами драгоценных камней, яхонтов и изумрудов. Упоительные благовония неслись с округлых берегов; одни из этих островов осыпали нас дождем белых роз и ландышей; с других внезапно поднимались радужные длиннокрылые птицы.
Птицы кружились над нами, ландыши и розы таяли в жемчужной пене, скользившей вдоль гладких боков нашей лодки.
Вместе с цветами, с птицами прилетали сладкие, сладкие звуки... Женские голоса чудились в них... И всё вокруг: небо, море, колыхание паруса в вышине, журчание струи за кормою - всё говорило о любви, о блаженной любви!
И та, которую каждый из нас любил, - она была тут... невидимо и близко. Еще мгновение - и вот засияют ее глаза, расцветет ее улыбка... Ее рука возьмет твою руку - и увлечет тебя за собою в неувядаемый рай!
О лазурное царство! я видел тебя... во сне.