Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Икона святых бориса и глеба на конях. Святые борис и глеб, благоверные князья-страстотерпцы

Икона святых бориса и глеба на конях. Святые борис и глеб, благоверные князья-страстотерпцы

Крестивший Русь Святым крещением, сын Святослава и внук Игоря, много Русь прославивших, имел 12 сыновей от четырех жен. Старший, Вышеслав, умер еще при жизни князя в 1010 году, вторым был Изяслав, третьим – Святополк, тот, что стал братоубийцей Бориса и Глеба, и о котором святитель Дмитрий Ростовский писал как о нелюбимом сыне Владимира, называя его «окаянным», а еще были Вышеслав от жены-чешки, еще от одной – Святослав и Мстислав и от жены-болгарки – Борис и Глеб. Когда сыновья выросли, отец рассадил на княжение: Ярослава в Новгород, Святополка – в Пинск, Бориса – в Ростов и Глеба – в Муром.

Впрочем, Бориса и Глеба – самых юных – Владимир долго держал при себе, в Киеве. Борис был воспитан в христианстве, принял при крещении Святого духа, и ему было дано святое имя Роман, во имя святого Романа Сладкопевца. По описанию, он был хорош собой, светел сердцем, добродетелен нравом. Дмитрий Ростовский называет его еще «блаженным и скоропослушливым». Обученный грамоте, он сызмальства читал жития и страдания за веру ранних христианских святых, молясь, чтобы Господь сподобил и его такой же спасительной участи. Глеб, в крещении Давид, в честь царя-псалмопевца, будучи постоянно рядом с братом, также проникся христианским духом и любил брата своего, желая брать с него пример доброты и благочестия. Святополк сохранил языческое воззрение. Жестокий и страстный, он завидовал любви отца к младшим братьям и опасался, что Киевское княжество отец оставит не ему, а потому рано начал замышлять злое против Бориса.

Святой благоверный князь Борис

Крещение Руси принято относить к 988 году после Р.Х., хотя некоторые историки полагают, что оно произошло в 990 или 991 году. Тем не менее, спустя 28 лет после этого события, когда святой Владимир был уже не молод, его постигла тяжкая болезнь, и в это же время на Русь двинулись печенеги. Князь Владимир, опечаленный тем, что сам не может возглавить войска для отпора вражьей силе, призвал из Ростова Бориса, и тот незамедлительно прибыл к отцу.

Святой Владимир, не в состоянии сам возглавить войско, дал Борису множество воинов и послал его на битву с печенегами, и сын с радостью покорился отцовской воле.

Но, очевидно, прослышав про великое войско, идущее на защиту русских рубежей, печенеги отступили, и подошедший к месту, где ожидалось сражение, Борис их не встретил. Когда же с целым войском он возвращался обратно, его встретил посыльный с печальным известием, что Владимир, отец его, в крещении Василий, скончался. Это известие было усугублено тем, что Святополк утаил от всех смерть отца, тайком разобрал пол палат и, обернув тело в ковер, спустил его на веревках. Затем, по тогдашнему обычаю, положил на сани и отвез его в Киевский Десятинный храм, построенный и украшенный по велению самого святого Владимира во имя славы Богородицы, и тайно оставил там.

Когда Борис узнал об этом, то на него навалилась слабость, он залился слезами, горько причитая об отце, которого горячо любил и чтил всем сердцем, видя в нем великую свою духовную опору, поскольку в ту пору не было того священничества на Руси, к которому мог бы он прибегнуть, кроме верующего во Христа отца. В своей скорби он понимал, что теперь беззащитен перед Святополком, от которого отец, как мог, при жизни уберегал Бориса.

В своем обратном пути навстречу гибели, которую уже предполагал, Борис шел, вспоминая святые строки Священного Писания: «Кто говорит: я люблю Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец» (1Ин. 4; 20), а также: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх» (1Ин. 4; 18). Он также знал, что многие, любившие его, когда он вернется в дом отца, будут его уговаривать изгнать Святополка, чтобы сохранить и славу, и богатство, и престол князя Киевского, но также он знал, что это не будет поступком брата и уж тем более – не будет поступком христианина, чуждого бренным соблазнам и мирской суете...

Как любой человек, он страшился смерти, но его поддерживала мысль, что смерть он примет во имя Господне, он молился об этом еще в отрочестве. И тогда на него снизошла радость, и далее он продолжал свой путь в Киев с сердцем, укрепленным Божьими заветами и постоянной молитвой к Нему о спасении своей души.

Злодеяние Святополка

Святополк к этому времени занял место Владимира в Киеве, подкупил киевлян многими дарами и послал к Борису вестника, лицемерно обещая, что будет жить с ним в братской любви и достойно разделит отцовское наследство. На самом деле он горел желанием истребить всех наследников святого Владимира, чтобы единолично наследовать отцовский княжий престол.

Святополк ночью тайно прибыл в Вышгород, призвал вышгородских воевод и, заручившись их преданностью, послал их убить Бориса, но так, чтобы это зло было совершено так же тайно, как многое зло, им уже сотворенное.

Святой Борис тогда стоял шатрами на реке Альте, и дружина говорила ему, чтобы он шел на Киев и занимал киевский престол, поскольку все воинство Владимира было с ним. Однако Борис, которого называли еще блаженным, ответил, что ни за что не поднимет руку на старшего брата, которого обязан почитать теперь, как утраченного отца. Тогда дружина оставила его с отроками-слугами и священником, беззащитного и полного смирения перед неизбежным.

Это был субботний день. Борис повелел служить вечерню, а сам в шатре предался молитве, прося Бога укрепить его. В воскресенье же он умылся, обулся и повелел служить утреню, сам же продолжил молитву и тут услышал топот возле шатра. Едва в молитве он вверил судьбу свою Господу, как в шатер ворвались люди Святополка и проткнули его мечами. Когда тело везли до леса, везшие увидели, что он не мертв, а только тяжело ранен. Послали сообщить о том Святополку, а он навстречу выслал двух варягов, и те довершили зло, пронзив мечами сердце князя. По-прежнему тайно тело Бориса принесли в Вышгород и предали земле у церкви Святого Василия.

Святой благоверный князь Глеб

Но Святополку того было мало. Он понимал, что рано или поздно злодеяние его будет обнаружено. Надо было уничтожить всех, кто мог прознать о том и опозорить его как братоубийцу перед всем миром. Глеб тогда не был еще оповещен о смерти отца, поскольку святой Борис уже был на Небесах, а других вестников не было, и, зная то, Святополк послал вестника, чтобы тот сказал Глебу, что отец занемог и зовет его. Глеб, собрав малую дружину, двинулся в Киев. У Волги его конь споткнулся и захромал, Глебу пришлось задержаться, от Смоленска он уже плыл в лодке по реке Смядыни. Тем временем весть о смерти святого Владимира и братоубийстве, совершенном Святополком, дошла до Ярослава Мудрого, который сообщил об этом Глебу. Молодой князь заплакал о близких своих, и, пока он оплакивал их, его настигли подосланные Святополком убийцы. Поначалу, полагая чистым сердцем, что это друзья идут к нему с целованием, он возрадовался, но они притянули к себе лодку и ворвались на нее, держа в руках обнаженные мечи.

Святой стал увещевать их, говоря, что ничего дурного он им не сделал, просил пощадить его юность, ибо не нанес он ни им, ни брату никакой обиды. Но, видя, что они непреклонны, святой Глеб преклонил колени, помянул в последней молитве отца своего, брата убиенного и вознес молитву Господу. Затем обернулся к палачам и сказал: «Делайте, что вам велено», как когда-то произнес эти слова Христос и за ним произносили часто Его святые страстотерпцы, обращаясь к мучителям своим.

Тогда старший повар Глеба, тоже подговоренный Святополком, перерезал Глебу горло, как агнцу. Тело его бросили в пустынном месте так, чтобы его нельзя было разыскать, но чудеса Господни, которые происходили от святых мощей Бориса и Глеба, уже начались, и часто от того места слышно было ангельское пение и виден немерцающий свет свечи, но искать его до поры до времени никто не взялся.

Воссоединение святых братьев

Только когда об убийстве братьев и смерти Владимира стало известно благоверному князю Ярославу Мудрому, то возмущенный он пошел на Святополка и Божьей волей одержал над ним победу. Одолев Святополка, он стал расспрашивать, где положены братья. О святом Борисе знали, что лежит он в Вышгороде, а о Глебе известия были неточны: знали только, что пропал он где-то возле Смоленска, только священники говорили, что где-то в тех местах слышно пение и видны горящие свечи, и Ярослав понял, что там и лежит тело убитого Глеба. Там он и нашел его. С почтением, с каждением и свечами его тело перенесли в Вышгород, удивляясь, что после долгого пребывания не погребенным тело его было не тронуто ни тлением, ни лесными хищниками. Святого Глеба погребли рядом с Борисом, чтобы и в земле и на небесах они, соединенные духовно, были рядом отныне и навсегда.

Какое чудо произошло

Множество чудес происходило на месте упокоения братьев – слепые прозревали, хромые начинали ходить без труда и болей, согнутые в стане – распрямлялись, хотя священники старались не выдавать места упокоения чудотворных мощей. Но святые творили чудесна исцеления везде, где создавались церкви и храмы в святые их имена, даже в самых отдаленных местах, куда дошла слава об их духовном и телесном подвиге соблюдения Божиих заповедей о братской любви как в кровной семье, так и меж всеми людьми…

Но Господь не мог допустить, чтобы Его сокровище так долго оставалось почти тайным. Там, где положены были святые братья, часто виден был сияющий столп и слышно сладкое пение. Однажды к тому месту пришли варяги, и один из них ступил на место гроба, и тут из него вышло пламя и опалило ноги варяга. Ожоги были столь сильны, что с тех пор варвары обходили то место стороной.

Был случай, когда по недосмотру была оставлена свеча, она упала, и церковь загорелась, но вовремя подоспевшими людьми вся утварь была вынесена, и сгорело только обветшавшее здание. Очевидно, что была в том воля Божья – пора было строить и церковь новую во имя Святых братьев и извлекать тела их из земли. Ярослав, узнав, что церковь сгорела, призвал митрополита Иоанна, рассказал ему о братьях своих, их кончине и чудесах, идущих от гроба, собрал многих людей и пошел с ними крестным ходом в Вышгород. Там на месте сгоревшей церкви воздвигли небольшой храм. После молитв на всенощной могилу открыли.

Каково же было удивление всех, когда в поднятом и открытом гробу увидели тела святых по-прежнему светлых лицом и благовонных, не тронутых никаким тлением. Тела святых перенесли в новый храм и положили уже над землей, в правом приделе.

Вот немногие примеры из чудес, которые приведены в «Житиях» святителя Дмитрия Ростовского.

Вышгородский огородник Миронег страдал сухостью ноги и ходил с помощью деревянной ноги, которую сам себе сделал. Он пришел ко гробу святых и долго и горячо им молился, прося исцеления. Он вернулся домой, а ночью приснился ему сон, что явились ему князья-страстотерпцы и спросили, о чем он молит их. Тот рассказал им о своем горе. Тогда они трижды перекрестили его сухую ногу и ушли. Наутро огородник проснулся здоровым и восславил Бога и святых его. Через некоторое время некий слепец пришел к гробу святых и, целуя его, прикладывал к нему сухие веки и молился об исцелении. А когда встал с колен, то был уже зрячим.

Когда Миронег рассказал об этих чудесах Ярославу и митрополиту Иоанну, те обрадовались, а Ярослав по совету митрополита велел выстроить красивую церковь. Она имела пять глав и была украшена живописью. Также по княжьему велению были написаны иконы, перед которыми верные христиане могли славить святые имена Романа и Давида – Бориса и Глеба. После возведения церкви святые мощи братьев перенесли в новую церковь крестным ходом, установив празднование их 24 июля (по ст. ст.) 1021 года в день, когда был убит святой Борис.

В тот же день, когда служили Божественную литургию, в храм пришел хромой человек, он почти не шел, а полз через силу, но после молитвы Богу и святым Его ноги хромого вновь окрепли, и он вышел из храма, будучи совсем здоров. И, видя то, митрополит и Ярослав вновь воздали хвалу Господу.

А вот свидетельства о том, как святые князья Борис и Глеб помогали своим потомкам, защищавшим Русскую землю от нашествий иноземцев.

Известно, что когда благоверный князь Александр Ярославич, по прозванию Невский, вел войну со шведскими захватчиками, один из его воевод, Филипп, обходя ночную стражу, увидел на рассвете плывущий корабль. В нем – святых князей Бориса и Глеба в богатых одеждах, лиц гребцов же видно не было – они были как бы в полумгле. Филипп услышал, как Борис сказал Глебу, что надо идти и помочь их родственнику Александру в битве против врага. Пораженный, воевода пришел к Александру и рассказал ему о виденном. В тот же день Александр Невский разгромил шведское войско и с великим почетом вернулся в Великий Новгород, на княжий свой престол.

Летописи сохранили и такое свидетельство: когда московский князь Дмитрий Иоаннович вел войну с Мамаем, ночной сторож его Фома видел, как на высоте возникло большое светлое облако, с востока будто бы шли несметные полки, а с юга явились двое светлых юношей с мечами в руках. Это были Борис и Глеб. Они грозно спросили воевод татарских – как те посмели поднять руку на Отечество, Господом дарованное Руси, и до последнего посекли всех врагов.
Так случилось и наяву. Перед битвой вознес молитву Богу князь Дмитрий и победил Мамая по молитве святых князей Бориса и Глеба, как до того Ярослав одолел Святополка, прадед его Александр разбил шведов.

И еще многие и многие чудеса случались по молитве святых великомучеников Бориса и Глеба. Наверное, в России сегодня нет ни одного города, где не было бы самой малой церкви, выстроенной в их святое имя. Многие из них были разрушены после революции, например, в 1933 году церковь Святых Бориса и Глеба на Поварской в Москве была разрушена, теперь на этом месте – Государственный музыкальный институт имени Гнесиных. Также нет больше церкви Бориса и Глеба на Воздвиженке, хотя там возведен памятник святым. Разрушена замечательная церковь святых в Ростове, где княжил Борис. И этих потерь – несть числа. Но приделы и иконы святых есть почти во всех церквах. И память святых братьев Бориса и Глеба навеки сохранится в народе, а они – всегда с нами, готовые вознести горячие молитвы свои ко Господу. Они не откажут никому, кто притекает к ним с истинной верой в Бога и с чистым сердцем.

Значение иконы

Как и любой образ великомучеников, изображенные на иконе святые подают нам особый пример духовного подвига. Святые Борис и Глеб отдали жизнь ради того, чтобы не изменить смирению и послушанию, добродетелям, которые являются одними из самых важных для христианского отношения к жизни. Своей мученической смертью они подтвердили новозаветный принцип – нельзя воздавать злом за зло, в отличие от старозаветного «око за око, зуб за зуб», и уж тем более от языческого, когда за выбитое око могли и голову снести. Они стали первыми святыми на еще не отошедшей полностью от язычества Руси, которые своим духовным подвигом вознесли согласно евангельскому слову: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить...» (Мф. 10; 28).

- Борис и Глеб

Святые благоверные князья российские и страстотерпцы Борис и Глеб - первые русские канонизированные святые, совершившие свой духовный подвиг в XI веке. На протяжении десяти столетий люди помнят о них и молятся им, обращаются к небесным покровителям за помощью и за исцелением.

На некоторых православных русских иконах изображены два брата. Один постарше, с бородкой, другой по моложе. На них княжеские плащи, шапочки с круглым верхом и собольей опушкой. Братья стоят или едут рядом на легконогих лошадках: одна вороная, черная, другая — рыжая, смотрится почти красной. Это Борис и Глеб — первые святые русской земли.

История братьев Бориса и Глеба

Братья были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославовича — того самого, которого народ прозвал «Красным Солнышком». Борис и Глеб с молодых лет слышали непростую историю их отца. Ему пришлось поднять оружие на своего старшего брата Ярополка, борьба которого за княжескую власть привела к гибели их третьего брата — Олега. Одолев дружину брата, Владимир проявил великодушие и не собирался проливать родную кровь. Однако Ярополк все же погиб от мечей варягов, и его смерть тяжелым камнем лежала на душе у князя Владимира.

Распри между князьями привели к великому разорению русских земель. Воспользовавшись смутой, на Русь двинулись поляки и болгары, на южных ее рубежах совершали набеги степняки-печенеги. Владимиру Святославовичу не раз пришлось водить свою дружину в походы, освобождая и собирая под свое крыло захваченные уделы. После одного из таких походов (на Херсонес) киевский князь крестил своих подданных в водах Днепра.

Новая, православная, вера была по сердцу Борису и Глебу. Старший, Борис, хорошо знал грамоту, часто читал Священное Писание и говорил с братом о жизни великих христианских подвижников и мучеников. Примеры людей, не дрогнувших перед суровыми жизненными испытаниями и не поступившихся своей верой, вдохновляли братьев. Очень скоро им самим пришлось делать в жизни трудный выбор.

В 1015 году престарелый князь Владимир Святославович тяжело заболел и не смог возглавить очередной поход против печенегов. Вместо себя он отправил своего сына Бориса, который к тому времени уже почти четверть века княжил в городе Ростове. У Владимира было несколько сыновей, но его выбор пал на Бориса не случайно. Тот был хорошим воеводой, был добр к простому люду, его любила дружина.

Борьба братьев за княжество на Руси

В том походе сражаться Борису не пришлось. Печенеги, узнав о приближении грозной рати, ушли далеко в степи, а из Киева к тому времени пришли скорбные вести — скончался князь Владимир. Однако не только это печалило Бориса. Гонцы сообщали, что киевский престол захватил его старший брат Святополк. Опасаясь, что Борис тоже станет претендовать на престол, он задумал его убить.

Возмущенная дружина Бориса шумела, предлагая идти войной на Киев, силой взять престол и скинуть с него нелюбимого ими Святополка. Однако Борис прекрасно знал, к чему приведут такие действия. Пожар старой семейной драмы вновь готов был вспыхнуть, теперь уже опаляя детей князя Владимира. Руси опять грозило разорение, сотни дружинников могли погибнуть в княжеской схватке за власть.

Смерть Бориса

Борис не хотел этого допустить. Он отпустил дружину и остался в своем шатре молиться. Он знал, что посланные Святополком убийцы уже недалеко. Они ворвались в шатер к князю утром и стали бить его копьями. Бориса пытался прикрыть своим телом его верный слуга — венгр Георгий. Не пощадили и его. Тело истекающего кровью князя завернули в ткань шатра, бросили на телегу и повезли в сторону Киева. У стен города Борис еще дышал. Довершая свое черное дело, убийцы закололи его мечами. Тело убитого князя было погребено в Вышгороде, у церкви святого Василия.

Смерть Глеба

В то время Святополк послал гонцов к Глебу, который княжил в Муроме. Гонцы сообщили Глебу, что князь Владимир тяжело заболел и зовет сына в Киев проститься перед смертью. На самом деле и Владимир, и Борис были уже мертвы. Этой хитростью Святополк пытался выманить из Мурома своего брата, чтобы расправиться и с ним. Глеб поверил гонцам и отправился в дорогу.

Неподалеку от Смоленска Глеба нашли другие вестники. Они были посланы четвертым сыном Владимира — Ярославом, который хотел сообщить брату, что отец их мертв, Борис убит, а жизнь Глеба находится в смертельной опасности. Глеб не пожелал верить этим ужасным словам. У него была возможность вернуться в Муром, окружить себя дружиной, переждать. Однако, как и его брат Борис, он не пожелал противиться злу и поехал навстречу своей гибели.

Смерть настигла Глеба на Днепре, в устье речки Медыни. Ладья убийц догнала ладью Глеба, и через несколько мгновений юный князь пал с перерезанным горлом. В летописях сказано, что тело убитого было брошено на берегу «между двумя колодами».

Проклятие Святополка Смердящего

Борис и Глеб почти добровольно приняли смерть, отказавшись от вооруженной борьбы со злокозненным братом, однако тому не суждено было долго править в Киеве. Осенью к стенам города подступила новгородская рать, возглавляемая Ярославом. Опасаясь расправы, Святополк бежал.

Но смириться с потерей власти он не мог и еще дважды появлялся у стен Киева. Первый раз он привел печенегов, второй раз — поляков. Святополк хотел добиться власти любыми путями. Ярослав боролся с братоубийцей долгих четыре года. Однажды он был вынужден даже бежать в Новгород, но в 1019 году Святополк все же был окончательно побежден. Решающий бой произошел у реки Альты — той самой, на берегу которой был убит князь Борис. Святополк же бежал в Польшу, где до конца своих дней не находил себе пристанища. В народе его прозвали Смердящим.

Борис и Глеб - первые русские святые

Тело Глеба было найдено через несколько лет. Чудесным образом его не коснулся тлен. Останки мученика были захоронены рядом с братом — в Вышгороде.

Впоследствии около могилы убиенных князей был освящен первый из Борисоглебских храмов. Его построил Ярослав Мудрый, а освящение каменной пятиглавой церкви 24 июля 1026 года совершил Иоанн, митрополит Киевский, вместе с собором местного духовенства.

В 1071 году Борис и Глеб были причислены к лику святых. Они не были ни монахами, ни отшельниками. Братья не ответили на зло насилием, приняли смерть и так стали первыми русскими страстотерпцами. Их память чтится 2 мая; в этот день мощи братьев были перенесены в новую церковь в Вышгороде. Святые Борис и Глеб были и остаются на Руси «небесными молитвенниками» за всех православных христиан.

Начало почитанию святых братьев-князей Бориса и Глеба положил тоже их брат Ярослав Мудрый после того, как занял в Киеве великокняжеский престол.

Летописцы единодушно сравнивали Святополка с другим братоубийцей, библейским Каином, имя которого стало нарицательным, и утверждали, что злодею до конца его дней нигде не нашлось покоя, и даже его могила источала зловоние и смрад.

Кровь же, пролитая Глебом и его братом, словно залила пожар междоусобных раздоров, горевший на Руси, память же о братьях навсегда пережила их, ибо сказано в Святом Писании: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить».

Временами, в ключевые моменты истории, образы братьев являются в мир, благословляя людей на духовные подвиги.

Благословение братьев Александру Невскому

В 1240 году в устье Невы вошли шведские корабли. Когда весть о вторжении врагов долетела до Новгорода, его князь Александр, не дожидаясь подмоги соседей, выступил со своей дружиной навстречу неприятельской эскадре. Легенда рассказывает, что в ночь перед битвой на водах реки в тумане появилась ладья, на которой стояли два святых брата. Они благословили новгородцев на ратный подвиг. Шведы были разбиты, и после той славной победы .

Борис и Глеб покровители рода Рюриковичей

Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, покровителями царствующего , и почитаются православной Церковью как чудотворцы-целители и страстотерпцы.


Саша Митрахович 25.01.2016 12:37


На фото: Перенесение мощей Бориса и Глеба.

В чем же состоит особенность святых Бориса и Глеба , в чем заключался их духовный подвиг, что столько веков люди помнят о нем? Если разобраться, то кажется, что ничего особенного они не совершили — они ведь даже не мученики, а страстотерпцы, то есть те, кто без сопротивления принял страдания и смерть от рук единоверцев, а не совершал мученического исповедания веры.

Борис и Глеб были сыновьями киевского князя Владимира Святославича, старшими сводными братьями им приходились Святополк, получивший прозвище Окаянный, и Ярослав Мудрый.

Владимир призвал Бориса в Киев и дал ему воинов, чтобы он сразился с печенегами. Тот выступил в поход и, не встретив врага, собирался возвращаться, и вдруг получил известие о смерти отца и о том, что Святополк хочет убить его, чтобы захватить единолично власть.

Борис не стал спасаться бегством, а встал на молитву в своем шатре - тут и напали на него подосланные Святополком убийцы. Смертельно раненный, он молился о прощении для своих врагов.

«И, воззрев на своих убийц горестным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, промолвил: “Братья, приступивши - заканчивайте порученное вам. И да будет мир брату моему и вам, братья!”»

Ярослав предупредил Глеба, что Святополк хочет убить и его вслед за братом, но Глеб тоже не стал скрываться от врагов и принял страдание и смерть. Тело его бросили в пустынном месте, и долгое время пастухи видели там свет и слышали ангельское пение, но никто не знал причины, пока Ярослав Мудрый через много лет не нашел тело Глеба и не похоронил его рядом с Борисом. Тело святого оставалось нетленно, и дикие звери не тронули его.


В 1072 году мощи братьев были торжественно перенесены в новый собор в Вышгороде - с тех пор 15 мая считается днем их прославления. В течение ста лет у гроба святых совершались чудеса исцеления, поэтому они были прославлены как целители.

Во всех изображениях — и на иконах, и в литературных памятниках — подчеркиваются смирение и кротость братьев, их добрые, мягкие лица. Именно в этом и заключается их святость - в принятии страданий без сопротивления, в прощении и любви.

Народ хранит память о святых в названиях церквей, монастырей и городов - в России есть город Борисоглебск в Воронежской области, Романов-Борисоглебск (Тутаев) в Ярославской области, город Даугавпилс в Литве тоже носил раньше имя Борисоглебск, и это не говоря о множестве Борисоглебских церквей.

В Москве известный храм Бориса и Глеба, уничтоженный в 1930-е годы, находился у Арбатских ворот - о нем вспоминает Борис Пастернак в стихотворении «Вакханалия»:

Город. Зимнее небо.
Тьма. Пролеты ворот.
У Бориса и Глеба Свет, и служба идет.
Лбы молящихся,
ризы И старух
шушуны Свечек
пламенем снизу
Слабо озарены...


Плач Бориса по умершему отцу находит отклик в сердцах читателей даже через тысячу лет:

«Увы мне, отец и господин мой! К кому прибегну, к кому обращу взор свой? Где еще найду такую мудрость и как обойдусь без наставлений разума твоего? Увы мне, увы мне! Как же ты зашло, солнце мое, а меня не было там! Был бы я там, то сам бы своими руками честное тело твое убрал и могиле предал. Но не нес я доблестное тело твое, не сподобился целовать твои прекрасные седины. Сердце мое горит, душа моя разум смущает, и не знаю, к кому обратиться, кому поведать эту горькую печаль?»


Саша Митрахович 07.11.2018 18:16

Икона Бориса князя является отображением великого князя Бориса.
Имена Борис и Глеб были первыми канонизированными святыми Русской Православной Церкви. Они были сыновьями князя Владимира. При крещении святой Борис был назван Романом, а Глеб - Давидом.

После смерти их отца в 1015 году престол должен был перейти именно Борису, но он не стал оспаривать свое право и отдал власть пасынку Владимира Святославу. Борис отослал посла со словами: «Ты будь мне отцом, ты мой старший брат». Святослав же отправляет к Борису убийц. Они дождались окончания молитвы, которую произносил Борис, который обратился к Господу: «Сподоби меня принять страдания не от врагов, а от брата» и лег в постель. В постели его убийцы пронзили копьем. Нанесенная рана не была смертельной, и он умолил своих мучителей окончить свое начатое дело. После рокового удара копьем Борис испустил дух.

Святослав не удовлетворился убийством брата и вызывает к себе Глеба. В послании Святослав говорит, что отец, который на самом деле умер, при смерти. По дороге к Святославу Глеб встретил гонца, посланного братом Ярославом Новгородским, сообщавшим о смерти Бориса. Он предупреждает Глеба о готовящейся засаде. Глеб решил остановиться и произнести молитву об успокоении души покойного брата. В это время вооруженные убийцы настигают Глеба. Его повар нанес смертельный удар. Бездыханное тело Глеба бросили в реку. На том самом месте возникло чудное сияние, и звучала ангельская песня.

В 1019 году нетленные мощи Глеба были обретены и доставлены в Киев, где покоилось тело святого Бориса.
Брат Бориса и Глеба Ярослав Мудрый просил, чтобы страстотерпцев зачислили к лику святых, но власти Константинополя отказывались это сделать, так как по их словам Русь не была еще просвещена светом Христовым и не могли там быть угодники Божии. В 1078 году состоялось православие покойных братьев. Это произошло, когда мощи Бориса стали перекладывать из старого гроба в новую раку, а в церкви появилось дивное благоухание. Митрополит Георгий, который противился прославлению святых мучеников, был поражен происходящим. Когда к святым мощам прикоснулся Святослав, сын Ярослава Мудрого, который был очень болен, он исцелился. После этого в честь братьев в Киеве была построена церковь. До 1240 года мощи братьев хранились в той церкви, но с приходом татарского ига они бесследно исчезли.

Подвиг братьев заключается в том, что они не стали отстаивать свою власть, не боролись за свою жизнь, склонили голову под меч убийц. Они как бы повторили подвиг Христа, который не стал сопротивляться и не сошел с креста, так Борис и Глеб принесли себя безмолвно в жертву брату и стали исполнителями закона Евангелия.
Братья Глеб и Борис, стали святыми, которых почитают христианские люди.

Изображенные на них, помогают христианам глубже понять подвиг веры во Христа и преобразовываться в Его образ. Среди множества святых образов есть широко почитаемые лики, а есть такие, к которым обращаются в периоды особой нужды.

Икона Бориса и Глеба - святой лик, помогающий приобрести терпение и праведность через подвиг смирения и принятия смерти родными братьями.

История жизни и смерти святых братьев

После принятия христианства ярый язычник Владимир стал приверженцем истинной веры. Отказавшись от многоженства, князь Владимир жил с одной женой и с ней воспитывал своих сыновей в покорности, смирении и терпении. Борис и Глеб были младшими детьми великого князя, росли в , помощи убогим и сиротам.

Святые мученики и страстотерпцы Борис и Глеб

Борис правил в Ростове, Глебу достался Муром. Великий Владимир наследником своего княжества назначил Бориса, хотя он не был старшим сыном.

Святополк в 1015 году самовольно занял престол князя после его смерти. Смиренный и Богу послушный Борис не стал бороться за власть, он был занят войной с печенегами, но Святополк не был настроен так миролюбиво и решил убить братьев.

Глеб, зная о намерениях старшего брата, не хотел битвы и пытался уйти от расправы, но убийцы настигли его под Смоленском, убили и бросили в поле.

Борис был убит в палатке во время молитвы. Пронзенный мечами, молодой князь попросил милости совершить последнюю покаянную молитву, после которой сказал палачам поскорее закончить свое грязное дело.

Сын Владимира Ярослав, впоследствии названный Мудрым, не мог стерпеть убийства братьев, разбил войско Святополка, его самого изгнал из Киевской земли и стал править сам. Память о невинно убиенных молодых князьях не давала покоя Ярославу Мудрому, и он решил отыскать их могилы. Если могила Бориса была известна, то место захоронения Глеба не знал никто.

Ещё похожие статьи:

Местные жители местности под Смоленском рассказали людям Ярослава, что в поле есть место, над которым по ночам видно дивное свечение и слышны ангельские голоса. После тщательных раскопок были найдено тело Глеба, которое оказалось нетленным и издавало приятный аромат. Мощи убиенных были перенесены в церковь Вышгорода, над ними сразу начались происходить чудеса.

В 1026 году храм Василия Святителя, в котором хранились мощи молодых князей, сгорел. Ярославом Мудрым была построена новая усыпальница, в нее были помещены тела князей, которые в 1072 году были канонизированы православной церковью.

При отмечании 100 лет со дня гибели братьев под руководством князя Олега Святославича был построен новый храм Бориса и Глеба, в нем устроили новую усыпальницу, но она была разграблена в 1240 году татарской ордой, мощи святых пропали, но появляются святые образа Бориса и Глеба, у которых происходят чудеса.

Описание святого лика

Время написания святого образа относится к XIV веку. В разных церквях можно увидеть несколько святых образов.

Первой появился образ, изображающий убиенных князей в княжеском убранстве, держащими меч и крест, символизирующий убиение и приверженной христианской вере.

Икона святых мучеников Бориса и Глеба

Позже появляется икона, изображающая князей на конях. При этом Сам Иисус взирает на них.

Православная Церковь признала братьев святыми покровителями русской земли. Именно этот образ брало с собой войско

Икона благочестивых князей Бориса и Глеба является заступницей государства Российского. Множество раз святыня исцеляла от болезней и давала защиту от врагов. К святому образу обращаются многие верующие со всего мира.

Борис и Глеб являются первыми мучениками, причисленными к лику святых. О других мучениках узнали намного позже. Икона Бориса и Глеба являлась защитницей дружины Александра Невского перед битвой на Чудском озере и князя Дмитрия Донского перед Донским побоищем. Образ праведников неоднократно творил чудеса, исцеляя людей от тяжелых недугов.

История иконы

Борис и Глеб — последние сыны великого правителя земли Киевской Владимира Святославича. Правитель Православие">принял православие всей душой и сердцем и приучил своих младших сыновей жить в вере и праведности. Борис и Глеб имели хорошее образование, с огромным интересом и упорством изучали Библию и богослужебные книги, оказывали помощь бедным и всем христианам. Перед смертью своей князь Владимир посадил на престол Бориса и дал ему войско. А Глебу в правление перешли Муромские земли.

В 1905 году, когда князь умер, на Руси разразилась борьба за власть. Святополк самовольно назвался князем Киевской Руси, в то время как Борис совершал нашествие на печенегов. Великомученик Борис не хотел участвовать в борьбе за престол и разогнал войско, при этом произнеся слова: «Я не посмею поднять руку на брата кровного, который при этом старше меня и которого надобно мне уважать, как отца!». Но Святополк все равно отправил своих приближенных убить его. На Бориса набросились с копьями в то время, когда он совершал молитву. Борису было известно, что задумал старший брат, но он не оказал сопротивления и не подался в бегство. Святого убили в 1015 году, 24 июля.

Святополку было мало одного убийства. Он отправил своих людей в Муром, где правил Глеб. Святому Глебу также было известно о намерениях брата. Но он считал, что братоубийство страшнее . Он был убит у реки Смядыни недалеко от Смоленска.

Правление Святополка, которого также называют Окаянным, продлилось недолго. Святополк был изгнан, много лет провел в скитании, всем ненавистный. Убитых братьев стали почитать как святых. Ярослав Мудрый, будучи правителем, нашел останки Бориса и Глеба и отнес их в церковь Василия Великого в Вышгороде. Мощи братьев славятся бесчисленными чудотворными свойствами.

Где хранится икона

В наше время икону можно встретить в немногих церквях России. Данная икона находится в Великом Новгороде, в Борисоглебовском храме. Также святыню можно встретить в Коломенской Борисоглебовской церкви, в монастыре Рождества Богородицы Фарапонтова и в Спасо-Ефросиниевском монастыре в Полоцке.

В чем помогает чудотворный образ

Князья, причисленные к лику святых, приходят на помощь верующим, исцеляя недуги, примиряют людей, враждующих между собой, покровительствуют непорочности и целомудренности. Во время молитвы православные люди просят исцелить их от болезней, спасти души близких людей. Молятся также о защите от нечисти, о мире и спокойствии.

Описание иконы

Обычно Борис и Глеб на иконах изображаются рядом друг с другом, во весь рост и в богатых одеяниях. В руках у них крест , который является символом страданий и мучений, а иногда они держат крест вместе с мечом. Оружие указывает, что они являются воинами.

Иногда братьев изображают развернутыми друг к другу лицом, будто бы ведущих беседу между собой. В 14 веке на иконах начали изображать сцены их мирской жизни, а спустя время братьев писали сидящими на конях.

Дни празднования иконы

Праздник в честь благочестивых братьев проводится неоднократно:

  • 15 мая — перемещение мощей святых в новый храм в Вышгороде.
  • 6 августа — торжественное почитание обоих мучеников.
  • 18 сентября — день памяти смиренного Глеба.

Молитва пред иконой Бориса и Глеба

«О братия священные, страстотерпцы Борисе и Глебе, верою чистою и любовью к Христу служенники! Услышьте нас и защитите от недугов, войн и смертей. В молитве прибегаем к вам, великие мученики, посодействуйте государству Российскому в победе, как когда-то князю Александру. Восхваляем Отца, и Сына, и Духа Святого. Аминь».

Великомученики, убиенные от руки собственного брата, были посмертно восхвалены народом русским. История их жизни является доказательством крепкой и нерушимой любви к Господу и всем людям. Молясь подле иконы Бориса и Глеба, не забудьте покаяться в совершенных грехах . Мы желаем вам крепкой веры. Будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

06.08.2017 05:43

Икона Божией Матери «Утоли моя печали» прославилась многими чудесами. 7 февраля православные христиане возносят ей...