Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Главный алтарь храма христа спасителя. Главный алтарь храма христа спасителя Храм христа спасителя иконы названия

Главный алтарь храма христа спасителя. Главный алтарь храма христа спасителя Храм христа спасителя иконы названия

Главной церковью Москвы и всей страны является Храм Христа Спасителя. Храм Христа Спасителя это Кафедральный Собор Русской православной церкви расположенный в российской столице, городе Москве, в пешей доступности от Красной площади и Александровского сада, на Москве реке, по адресу: улица Волхонка, 15-17.

Настоятель Храма Христа Спасителя - Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Храм Христа Спасителя в Москве был построен как объект благодарности богу за помощь и заступничество в трудный период истории России при наполеоновском нашествии во время Отечественной войны 1812 года. Храм выступает также символом и памятником русскому народу за его мужество и героизм, проявленные во время вооруженных действий.

Храм был воздвигнут по проекту архитектора К.А. Тона, 26 мая 1883 года. Строительство церкви продолжалось почти 44 года, первый камень был заложен 23 сентября 1839 года. После, в разгар сталинской реконструкции города 5 декабря 1931 года, здание храма было разрушено. Вновь отстроено лишь в 1994-1997 годах. Именно этот вновь возведенный в 90-х годах в псевдорусском стиле Храм, мы и видим в настоящее время.

В храме Христа Спасителя проходили и проводят все главные юбилеи и торжества. Этот Храм является одной из главных достопримечательностей города, составляет неотъемлемую часть не только религиозной жизни Москвы, он служит и частью культуры и общественно-политической жизни всей страны. Официальный сайт Храма Христа Спасителя в Москве: xxc.ru .

Добраться до Кафедрального Собора, Храма Христа Спасителя можно на метро. Ближайшая станция метро - Кропоткинская. Также можно доехать до станций метро Театральная, Охотный ряд, Александровский сад или Арбатская, а дальше прогуляться пешком до Собора, заодно увидеть другие главные достопримечательности страны, такие как , Мавзолей, Московский Кремль и Александровский сад.

Самый прекрасный вид на Храм Христа Спасителя открывается с Патриаршего моста. Именно с этой точки можно видеть Храм во всей красе, без каких-либо наклонов или углов.

Кстати, Патриарший мост в Москве тоже входит в десятку главных достопримечательностей города. Это пешеходный мост пересекающий Москву реку и соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные, далее мост пролегает через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и заканчивается на Якиманской набережной. Патриарший мост был сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника З. Церетели, инженеров А. Колчина и О. Чемеринского, открыт в 2004 году.

Архитектура моста, как и сам Собор Христа Спасителя, напоминает традиционную московскую архитектуру девятнадцатого века. В темное время суток мост освещают светильники оригинальной формы, встроенные в полотна моста.

Патриарший мост является любимым местом прогулок гостей и жителей города. На нем влюбленные назначают свидания, а брачующиеся фотографируются и вешают «замки любви». Этих замков любви на перилах моста огромное множество, здесь и маленькие замочки и большие амбарные, и оригинальные именные выполненные на заказ. Раз мост такой посещаемый, то его не обошли своим вниманием и предприниматели города. По всему мосту то здесь, то там предлагают выпустить голубей, за плату, конечно же. Этих «голубиных магнатов» на мосту настолько много и они столь навязчивы, что это порядком раздражает.

С 2008 по 2011 годы на мосту записывались новогодние обращения Президента России Дмитрия Медведева.

С Патриаршего моста можно видеть здание шоколадной фабрики "Красный Октябрь" и памятник Петру I. Памятник Петру первому в Москве является одним из самых высоких памятников в России, его общая высота достигает 98-ми метров. Официальное название памятника - Памятник в ознаменование 300-летия российского флота. Воздвигнут в 1997 году по заказу Правительства Москвы на искусственном острове, насыпанном у разделения Москвы-реки и Водоотводного канала.

С другой стороны Патриаршего моста можно видеть Кремлевскую набережную, Кремлевскую стену и здания комплекса Кремля - Государственный Кремлевский Дворец, Благовещенский и Архангельский Соборы.

Вид на город с Патриаршего моста

Не будем уходить далеко от главной темы данной статьи и вернемся к Храму Христа Спасителя.

Храм Христа Спасителя в Москве, является самым большим собором Русской Православной Церкви, его вместительность до 10 000 человек. Внешняя часть собора оформлена рядом мраморных горельефов, а главным украшение служат золотые купола с венчающими их крестами.

Храм имеет 4 колокола: Большой Торжественный, его масса составляет 29,8 тонн, услышать его звон можно только 4 раза в год по самым великим православным праздникам, Праздничный, его голос можно слышать в дни двунадесятых праздников, Полиелейный весом в 9,2 тонны и 5-ти тонный Будничный.

Это монументальное сооружение, особенно его золотые купола, хорошо видно с многих мест города Москвы. Происходит это благодаря тому, что расположен Собор на возвышенности - холме.

С разных ракурсов открываются такие непохожие друг на друга виды Храма Христа Спасителя и его вспомогательных строений

Собор Христа Спасителя имеет несколько входов и выходов, главный со стороны улицы Волхонка. Именно с этой улицы можно попасть в храм.

Вход в Храм Христа Спасителя свободный, бесплатный. Проход через охрану и металлоискатели. Снимать и фотографировать в Храме запрещено, поэтому фотографии внутреннего убранства отсутствуют. Но рассказать, расскажем.

Внутри Храм Христа Спасителя имеет высокие стены со сводчатыми потолками, полностью расписанные цветными картинами и ликами святых. Богатое красочное убранство, преобладание красного и золотого цветов. В Храме несколько этажей и множество залов. Расположены торгово-сувенирные лавки. Музей Храма Христа Спасителя, вход бесплатный, экскурсии платные. Основу музея составляют материалы, повествующие об истории строительства, разрушения и воссоздания Собора. Музей это некий памятник в честь победы в Отечественной войне 1812 года. И галерея воинской славы, здесь на мраморных досках в хронологическим порядке перечислены все основные события сражений и представлены фрагменты сохранившихся мемориальных плит с именами героев.

Наше личное мнение о Храме Христа Спасителя. Большой? Да, большой, массивный и бросающийся в глаза! Красивый? Не думаем. Ощущения от Внутреннего убранства - чересчур, в глазах рябит, как будто попал в безвкусно обставленный музей. Что действительно было красиво в Храме так это высокие сводчатые расписанные потолки. Ими мы полюбовались от души.

Комплекс Храма Христа Спасителя в Москве

В комплекс храма Христа спасителя входят естественно сам Храм Христа Спасителя, Преображенская церковь Храма Христа Спасителя, Часовня Державной иконы Божией Матери, Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя.

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя в Москве

Преображенская церковь Храма Христа Спасителя сооружена в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Внутреннее убранство церкви соответствует времени основания монастыря, то есть шестнадцатому веку. Церковь имеет три алтаря: главный, в честь Преображения Господня и два малых придела, в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери.

Главными святынями Преображенской церкви являются икона Спас Нерукотворный художника Сорокина, чудом сохранившаяся после разрушения Храма, древняя икона Божией Матери Смоленская и икона Святителя Николая, находившаяся до этого в церкви города Бари.

Эта деревянная небольшая часовня расположена не в самом храме, а чуть поодаль, но близ Храма, ниже его уровня.

Место главной святыми Часовни Божией Матери занимает икона Богородицы «Державная», обретенная в двадцатом веке. Именно эта икона стала одной из главных святынь в современной России.

Рядом с Часовней Державной иконы Божией Матери можно видеть красивое здание, это дом Перцова . Доходный дом в Москве, расположенный на углу Соймоновского проезда и Пречистенской набережной, построенный в 1905-1907 годах архитекторами Н.К. Жуковым и Б.Н. Шнаубертом по эскизам художника С.В. Малютина, автора русской матрешки. Вот и сам дом чем-то напоминает знаменитую русскую матрешку и теремки из русских народных сказок.

Дом Перцова выполнен в стиле модерн. В оформлении теремков-балконов использованы мотивы древнерусского декора, которые органично сочетаются с элементами западноевропейской средневековой архитектуры. На декоре фасада здания просматриваются формы причудливых мифологических существ, сказочных животных и растений. А также резные украшения на окнах и стенах дома. Эдакий домик-теремок из сказки, нашедший своё место и так гармонично вписавшийся в архитектуру современных зданий в самом центре российской столицы.

Фонд Храма Христа Спасителя и экскурсионное бюро Храма Христа Спасителя в Москве

Храмом Христа Спасителя управляет Фонд Храма Христа Спасителя. Именно этот фонд привлекает благотворителей, собирает и распоряжается пожертвованиями, сдает залы Храма в аренду, проводит выставки и устраивает экскурсии. Фонд действует на основании Договора доверительного управления объектами общекультурного и инженерно-технического назначения комплекса Храма Христа Спасителя № 01 от 24.05.2004 года, заключенного с Департаментом имущества города Москвы.

Фондом Храма разработаны и проводятся следующие экскурсии :

Храм Христа Спасителя, посещение Зала Церковных Соборов, подъем на смотровые площадки. Да, в Храме Христа Спасителя есть смотровые площадки, с которых открывается прекрасная панорама на окрестности Москвы. Вот только подняться на эти площадки можно лишь в комплексе с экскурсией.

Горельефы Храма Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки.

Росписи галереи Нижнего Храма (притчи), подъем на смотровые площадки.

Храм Христа Спасителя с выходом на смотровые площадки, Хоры.

Стоимость групповых экскурсий от 400 рублей с человека. Группы от 10 человек.

Официальный сайт Фонда Храма Христа Спасителя: fxxc.ru .

Святыни и мощи Храма Христа Спасителя в Москве

Рака с мощами святителя Филарета Московского (Дроздова), частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, Ковчег с частицами святых мощей, Риза Пресвятой Богородицы, Глава святителя Иоанна Златоуста, Мощи Благоверного великого князя Александра Невского, Мощи Святителя Ионы митрополита Московского, Мощи Равноапостольского великого князя Владимира, Мощи Преподобной Марии Египетской и Благоверного князя Михаила Тверского, Мощи Святителя Петра Митрополита Московского, Мощи Святителя Василия Великого, Мощи Иоанна Крестителя, Мощи Апостола Андрея Первозванного, Гвоздь Креста Господня, Мощи Преподобного Михаила Малеина, Мощи Святого великомученика Феодора Стратилата, Мощи Великомученицы Евфимии Всехвальной, Глава Святого Григория Богослова, Мощи Преподобной Евфросинии Московской.

Храм Христа Спасителя в память о победе в Отечественной войне был построен по проекту Константина Тона и освящён в 1883 году. С приходом к власти большевиков началась антирелигиозная кампания и на месте храма планировалось возвести грандиозный архитектурный памятник новому строю - Дворец Советов. Храм был взорван в 1931 году, проект советского небоскрёба помешала реализовать война и на историческом фундаменте построили открытый плавательный бассейн «Москва».





1904-1905 гг.: https://pastvu.com/p/2805

До взрыва в храме реквизировали ценности и демонтировали всё, что могло пригодиться, например, большие мраморные мемориальные доски использовались для отделки новых административных зданий. От уничтожения были спасены несколько горельефов, украшавших фасад, - сейчас их можно увидеть в Донском монастыре. Шесть живописных полотен Василия Верещагина были намотаны на валы, переданы на хранение в Казанский собор в Ленинграде и позднее отреставрированы. Фрагменты стенной росписи «Тайная вечеря», украшавшей алтарь, уцелели и находятся в музее храма Христа Спасителя. Сохранилось и алтарное мраморное кресло.

В 1988 году в атеистическом Советском Союзе торжественно отметили тысячелетие Крещения Руси. Политика государства в отношении религии смягчилась и группы православных стали обращаться с просьбами о возрождении храмов. Такая инициативная группа, ратовавшая за восстановление на прежнем месте храма Христа Спасителя, собрала тысячи подписей, был основан фонд сооружения храма и власти приняли решение закрыть бассейн и построить храм, внешне копирующий здание Константина Тона.

Возведение исторического храма продолжалось 44 года, но с современными строительными технологиями работа спорилась быстрее и заняла всего пять лет. 31 декабря 1999 года храм был открыт для посещения, а в рождественскую ночь отслужена первая торжественная литургия. В XIX веке оформление храмовых интерьеров заняло два десятка лет, над росписью трудились живописцы Императорской Академии художеств Василий Суриков, Иван Крамской, Василий Верещагин, Генрих Семирадский, Алексей Корзухин, Фёдор Бруни.

Роспись внутри современного храма занимает площадь около 22 000 квадратных метров. Не берусь судить, насколько детально воссоздано историческое убранство, но основные живописные работы воспроизведены точно, достаточно сравнить их со старыми фотографиями. Воссоздание сюжетных и орнаментальных росписей храма осуществляла Российская Академия художеств. Возглавлял работу Зураб Церетели, координатором группы специалистов по художественному убранству был священник Леонид Калинин. Два десятка мастеров возглавляли бригады художников, это Владимир Ананьев, Николай Гаврилов, Василий Нестеренко, Сергей Присекин и другие.


Алтарь храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385918


Интерьеры храма. 1883-1910 гг.: https://pastvu.com/p/385917

Храм имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный).


На своде главного купола художники изобразили Господа Саваофа, Ветхого старца. По слову Всемогущего Творца возникает земной шар и крылатые херувимы, озаренные в полете пламенем первобытного огня. Голова Господа, согласно библейскому сказанию, убелена сединой, руки воздеты. Он творит вселенную и в то же время благословляет созидаемое Им.


В поясе главного купола представлены образы ветхозаветной Церкви, имеющие особенное значение по отношению к Спасителю мира - или как предвозвестники Его пришествия, или как свидетели Его жизни и проповедники Его учения.

На сводах малых куполов изображены Святой Дух в виде голубя, в ярком сиянии, окруженный семью божественными Его дарами; Спаситель, сидящий на престоле в царском облачении с книгой и скипетром в руках; младенец Иисус Христос в окружении ангелов; Господь Вседержитель, держащий в руках скипетр и книгу судеб, запечатанную семью печатями.

Главный иконостас храма выполнен в виде восьмигранной часовни из белого мрамора, с орнаментом и инкрустацией цветными породами мрамора. Часовня увенчана бронзовым позолоченным шатром, вверху суживающимся, и состоящим из четырех ярусов, предназначенных для помещения икон. Внутри её находится престол. На нижнем ярусе направо от Царских врат изображён образ Господа Вседержителя, а налево - образ Пресвятой Богородицы. Второй ярус иконостаса состоит из Господних и Богородичных праздников, третий ярус представляет новозаветную Церковь и Четвёртый ярус состоит из поясных изображений Праотцев и Пророков ветхозаветной Церкви.

На парусах храма помещены священные изображения: Преображение Господне, а под ним - Евангелист Матфей; Вознесение Господне, а под ним - Евангелист Иоанн; Воскресение Христово, а под ним - Евангелист Марк; Сошествие Святого Духа на Апостолов, а под ним - Евангелист Лука.


Роспись «Воскресение Христово» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79368


Роспись «Сошествие Святого Духа» (художник Евграф Сорокин). 1885 год: https://pastvu.com/p/79371


Среди главных святынь храма Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова)


Большая люстра о 148 свечах. 1880-1883 гг.: https://pastvu.com/p/64914

На стенах коридоров на мраморных досках в хронологическом порядке даны описания сражений войны 1812 года с местами и датами, названиями войсковых подразделений, именами убитых и раненых, полученными наградами. Здесь же воспроизведены Высочайшие манифесты о вступлении французской армии в пределы России, воззвание к народу русскому об ополчении, манифесты об изгнании Наполеона из пределов России, благодарности русскому народу и русскому дворянству, манифест о построении храма Христа Спасителя в Москве.

При воссоздании храма появились новые пространства, которых не было в проекте Тона. Это помещения стилобатной части, построенной на месте холма. В ней находятся Храм Преображения Господня, Музейная галерея, Зал Церковных Соборов, Зал Высшего Церковного Совета, Трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Зал Церковных Соборов предназначен для заседаний Поместных и Архиерейских Соборов, и, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, для проведения светских мероприятий. Зал открылся в 2000 году, он оснащён современной акустической аппаратурой и рассчитан на 1250 мест. Здесь проходят концерты церковных хоров, симфонической музыки, фольклорных коллективов, фестивали и конференции.


На фото: концерт «XII Священных Псалмов» в исполнении Галины Босой в сопровождении Патриаршего Хора храма Христа Спасителя.

Сам Господь дал людям еще в Ветхом Завете через пророка Моисея указания, каким должен быть храм для Богослужений; новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветного.

Как ветхозаветный храм (вначале - скиния) разделялся на три части: святое святых, святилище и двор ; так и православный христианский храм делится на три части: алтарь, средняя часть храма и притвор .

Как святое святых тогда означало, так и теперь алтарь означает - Царство Небесное.

В Ветхом Завете во святое святых никто не мог входить. Только первосвященник мог входить, один раз в год, и то лишь с кровью очистительной жертвы. Ведь Царство Небесное после грехопадения, было закрыто для человека. Первосвященник же был прообразом Христа, и это действие его знаменовало людям, что придет время, когда Христос через пролитие Своей крови, страданиями на кресте, откроет Царство Небесное для всех. Вот, почему, когда Христос умер на кресте, завеса в храме, закрывавшая святое святых, разорвалась надвое: с этого момента Христос открыл врата Царства Небесного для всех, кто с верою приходит к Нему.

Святилищу соответствует, в нашем православном храме средняя часть храма . В святилище ветхозаветного храма никто из народа не имел право входить, кроме священников. В нашем же храме стоят все верующие христиане, потому что теперь ни для кого не закрыто Царство Божие.

Двору ветхозаветного храма, где находился весь народ, соответствует в православном храме притвор, теперь существенного значения не имеющий. Раньше здесь стояли оглашенные, которые, готовясь стать христианами, еще не сподобились таинства крещения. Теперь же иногда тяжело согрешивших и отступивших от Церкви временно посылают стоять в притворе, для исправления.

Православные храмы строятся алтарем на восток - в сторону света, где восходит солнце: Господь Иисус Христос есть для нас "восток", от Него воссиял нам вечный Божественный Свет. В церковных молитвах мы называем Иисуса Христа: "Солнце правды", "с высоты Востока", (т. е. "Восток свыше"); "Восток имя Ему".

Каждый храм посвящается Богу, нося имя в память того или другого священного события или угодника Божия, например, Троицкий храм, Преображенский, Вознесенский, благовещенский, Покровский, Михаило-Архангельский, Николаевский и т. д. Если в храме устраиваются несколько алтарей, каждый из них освящается в память особого события или святого. Тогда все алтари, кроме главного, называются придельными или приделами .

Храм Божий, по своему внешнему виду, отличается от прочих зданий. Большею частью, храм, в своем основании, устраивается в виде креста . Это означает, что храм посвящен распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус Христос избавил нас от власти диавола. Часто храм устраивается в виде продолговатого корабля , это означает, что Церковь, подобно кораблю, по образу Ноевого ковчега, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда храм устраивается в виде круга , этим напоминается нам вечность Церкви Христовой. Может храм быть устроен и в виде восьмиугольника , как бы звезды , означающей, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире.

Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом , изображающим собою небо. Купол же заканчивается вверху главою , на которой ставится крест , во славу главы Церкви - Иисуса Христа. Часто на храме строят не одну, а несколько глав, тогда: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе; три главы - три Лица Св. Троицы; пять глав - Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав - семь таинств и семь вселенских соборов, девять глав - девять чинов ангельских, тринадцать глав - Иисуса Христа и двенадцать апостолов, а иногда строят и большее количество глав.

Над входом в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница , то есть башня, на которой висят колокола.

Колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к Богослужению, равно и для того, чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы. Звон в один колокол называется "благовест " (благостная, радостная весть о Богослужении). Звон во все колокола, выражающий христианскую радость, по поводу торжественного праздника и т. п., называется "трезвон ". Звон колоколов по поводу печального события называется "перезвон ". Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.


Самая главная часть храма есть алтарь . В алтаре совершается священнослужителями Богослужение и находится самое святое место во всем храме - святой престол , на котором совершается таинство святого Причащения. Алтарь устраивается на возвышении. Он выше прочих частей храма, чтобы всем было слышно Богослужение и видно, что делается в алтаре. Самое слово "алтарь" значит возвышенный жертвенник.

Престолом называется особо освященный четырехугольный стол, находящейся посередине алтаря и украшенный двумя одеждами: нижнею - белою, из полотна, и верхнею , - из более дорогой материи, большею частью из парчи. На престоле таинственно, невидимо, присутствует Сам Господь, как Царь и Владыка Церкви. Прикасаться к престолу и целовать его могут только священнослужители.

На престоле находится: антиминс, Евангелие, крест, дарохранительница и дароносица.

Антиминсом называется освященный архиереем шелковый плат (платок), с изображением на нем положения Иисуса Христа во гроб и, обязательно, с зашитою на другой его стороне частицею мощей какого-либо святого, так как в первые века христианства Литургия всегда совершалась на гробницах мучеников. Без антиминса нельзя совершать Божественной Литургии (Слово "антиминс" греческое, значит "вместопрестолие").

Для сохранности антиминс завертывается в другой шелковый плат, называющейся илитоном . Он напоминает нам сударь (плат), которым была обвита голова Спасителя во гробе.

На самом антиминсе лежит губа (губка) для собирания частиц Св. Даров.

Евангелие , это - слово Божие, учете Господа нашего Иисуса Христа.

Крест , это - меч Божий, которым Господь победил диавола и смерть.

Дарохранительницей называется ковчег (ящик), в котором хранятся Святые Дары на случай причащения больных. Обычно дарохранительница делается в виде маленькой церкви.

Дароносицей называется маленький ковчежец (ящичек), в котором священник носит Святые Дары для причащения больных на дому.

За престолом стоит семисвечник , то есть подсвечник с семью лампадами, а за ним запрестольный крест . Место за престолом у самой восточной стены алтаря называется горним (высоким) местом ; оно обычно делается возвышенным.

Налево от престола, в северной части алтаря, стоит другой небольшой стол, украшенный также со всех сторон одеждою. Этот стол называется жертвенником . На нем приготовляются дары для таинства причащения.

На жертвеннике находятся священные сосуды со всеми принадлежностями к ним, а именно:


1. Св. Чаша , или потир, в который перед Литургией вливается вино с водою, прелагаемое потом, за Литургией, в кровь Христову.

2. Дискос - небольшое круглое блюдо на подставке. На нем полагается хлеб для освящения на Божественной Литургии, для преложения его в тело Христово. Дискос знаменует собою одновременно и ясли и гроб Спасителя.

3. Звездица , состоящая из двух металлических небольших дуг, соединенных посредине винтом так, чтобы их можно было или вместе сложить или раздвинуть крестообразно. Она ставится на дискосе для того, чтобы покров не прикасался к вынутым из просфор частицам. Звездица знаменует собою звезду, явившуюся при рождении Спасителя.

4. Копие нож, похожий на копье, для вынимания агнца и частиц из просфор. Оно знаменует то копие, которым воин пронзил ребра Христу Спасителю на Кресте.

5. Лжица - ложечка, употребляемая для причащения верующих.

6. Губка или плат - для вытирания сосудов.

Малые покровы, которыми покрываются отдельно чаша и дискос, так и называются покровцами . Большой же покров, покрывающий и чашу и дискос вместе, называется воздухом , знаменуя собою то воздушное пространство, в котором явилась звезда, приведшая волхвов к яслям Спасителя. Все же вместе покровы изображают пелены, которыми Иисус Христос был повит при рождении, а равно и Его погребальные пелены (плащаницу).

Ко всем этим священным предметам никому нельзя прикасаться, кроме епископов, священников и диаконов.

На жертвеннике еще находятся ковш , в котором подается, вначале проскомидии, вино с водою для вливания в святую чашу; потом, перед причастием, в нем подается теплота (горячая вода), и в нем же выносится запивка после причастия.

В алтаре еще находится кадильница или кадило, употребляемое для каждения фимиамом (ладаном). Каждение установлено еще в ветхозаветной церкви Самим Богом.

Каждение перед св. престолом и иконами выражает наше почтение и благоговение к ним. Каждение, обращенное к молящимся, выражает пожелание, чтобы молитва их была усердной и благоговейной и легко бы возносилась к небу, подобно дыму кадильному, и чтобы благодать Божия так осеняла верующих, как окружает их дым кадильный. На каждение верующие должны отвечать поклоном.

В алтаре также хранятся дикирий и трикирий , употребляемые архиереем для благословения народа, и рипиды .

Дикирием называется подсвечник с двумя свечами, знаменующими два естества в Иисусе Христе - Божеское и человеческое.

Трикирием называется подсвечник с тремя свечами, знаменующими нашу веру в Пресвятую Троицу.

Рипидами или опахалами называются прикрепленные к рукояткам металлические круги, с изображением на них херувимов. Рипидами диаконы веют над дарами, при освящении их. Раньше они делались из павлиньих перьев и употреблялись для охранения св. Даров от насекомых. Теперь веяние рипид имеет символическое значение, оно изображает присутствие небесных сил при совершении таинства Причащения.


С правой стороны алтаря устраивается ризница . Так называется помещение, где хранятся ризы, т. е. священные одежды, употребляемые при Богослужении, а также церковные сосуды и книги, по которым совершается Богослужение.

Алтарь отделяется от средней части храма особою перегородкою, которая уставлена иконами и называется иконостасом .

В иконостасе имеются три двери , или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими Вратами , потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Через царские врата никому не разрешается проходить, кроме священнослужителей. У царских врат, со стороны алтаря, висит завеса, которая, смотря по ходу Богослужения, открывается или закрывается. Царские врата украшаются изображением на них икон: Благовещения Пресвятой Богородицы и четырех евангелистов , т. е. апостолов, написавших Евангелие: Матфея, Марка, Луки и Иоанна. Над царскими вратами помещается икона Тайной вечери.

Направо от царских врат всегда помещается икона Спасителя , а налево от царских врат - икона Божией Матери .

Направо от иконы Спасителя находится южная дверь , а налево от иконы Божией Матери находится северная дверь . На этих боковых дверях изображаются архангелы Михаил и Гавриил , или первые диаконы Стефан и Филипп, или же первосвященник Аарон и пророк Моисей. Боковые двери называются еще диаконскими вратами, так как через них чаще всего проходят диаконы.

Дальше, за боковыми дверями иконостаса, помещаются иконы особенно чтимых святых. Первой иконой справа от иконы Спасителя (не считая южной двери) должна быть всегда храмовая икона , то есть изображение того праздника или того святого, в честь которого освящен храм.

На самом верху иконостаса помещается крест с изображением на нем распятого Господа нашего Иисуса Христа.

Если иконостасы устраиваются в несколько ярусов, т. е. рядов, тогда обычно во втором ярусе помещаются иконы двунадесятых праздников , в третьем - иконы апостолов , в четвертом - иконы пророков , на самом же верху - всегда помещается крест.

Кроме иконостаса, иконы размещаются по стенам храма, в больших киотах , т. е. в особых больших рамах, а также располагаются на аналоях , т. е. на особых высоких узких столиках с наклонной поверхностью.

Возвышение , на котором стоит алтарь и иконостас, выступает значительно вперед, в среднюю часть храма. Это Возвышение перед иконостасом называется солеею .

Середина солеи, против царских врат, называется амвоном , т. е. восхождением. На амвоне диакон произносит ектении и читает Евангелие. На амвоне же преподается верующим и святое Причастие.


Внутренний вид храма Христа Спасителя

По краям солеи, около стен храма, устраиваются клиросы для чтецов и певцов.

У клиросов стоят хоругви , т. е. иконы на материи или металле, прикрепленные к длинным древкам, в виде знамен. Их носят во время крестных ходов, как церковные знамена.

В храме имеется еще канунник , так именуется низенький столик, на котором стоит изображение распятия и устроена подставка для свечей. Перед канунником служатся панихиды, т. е. заупокойные Богослужения.

Перед иконами и аналоями стоят подсвечники , на которые верующие ставят свечи.

Посредине храма, вверху на потолке, висит паникадило , т. е. большой подсвечник со множеством свечей. Паникадило зажигается в торжественные моменты Богослужения.

Дата публикации или обновления 04.11.2017

В XIX в. исполнил художник Е.С. Сорокин. Воссоздано коллективом художников под руководством СВ. Филатова.

На запрестольном образе главного алтаря с одной стороны Рождество Христово, а с другой Иверская икона Божией Матери.

Придел во имя Св. Николая Чудотворца

Из нижнего коридора Храма сделаны проходы в коридор, или хоры, посредством четырех лестниц, устроенных в пилонах.

Придел в южном крыле Храма посвящен имени Святителя и Чудотворца Николая , покровителя императора Николая I , при котором начато строительство Храма. Придел этот расположен на южной стороне Храма, потому что Св. Николай жил в государстве, расположенном на юге от России.

В этом приделе подробно представлена история Вселенской Церкви с III по IX век, то есть до просвещения России христианской верой, история смут, бывших в Церкви Христовой, ее гонение и торжество Православия, утвердившие догмат Православной Веры. Здесь же представлены поборники истины Вселенских Соборов, мученики, умершие за чистоту веры и преданность Спасителю, преподобные, запечатлевшие своей святою жизнью истинное исповедание веры, и апостолы, распространявшие учение Христа; здесь же имеются картины христианских добродетелей Святителя Николая и важнейшие события его жизни.

Алтарь придела во имя Святителя Николая

В мраморном киоте, на восточной стороне алтаря - Образ Покрова Пресвятой Богородицы. Исполнил профессор Т.А. фон Неф.

Левая створка, вверху - Благовещение - Архангел Гавриил; внизу - Евангелисты Марк и Матфей.

Местные образы: Спаситель и Божия Матерь с Предвечным Младенцем.

Св. Ефрем Патриарх Антиохийский и Св. Преподобный Савва Освященный;

Св. Евфимий Великий и Св. Целестин папа Римский.

В XIX в. исполнил академик М.Н. Васильев; автор воссоздания В.Г. Витошнов.

Вверху южной стены, сверху трех окон, помещена священная картина «Сретение Господне». Исполнил профессор П.М. Шамшин; автор воссоздания В.М. Ананьев.

Ниже этой композиции, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. Евстафий архиепископ Антиохийский; под ним поясное изображение Св. Ипатия епископа Гангрийского.

Картина «Посвящение Святителя Николая в сан Иерея». Событие происходило в городе Мирах, в Ликии. Епископ Патарский Николай, при рукоположении Святителя, исполнясь Духа Святого, пророчески назвал посвящаемого солнцем, восходящим над землей и приносящим сладостное утешение скорбящим. Лицо Святителя, чуждое посторонних помыслов, выражает высокое чувство веры и благоговения к принимаемому сану.

Под этой картиной - «Тайное вспомоществование Святителя Николая». Из жизни угодника известно, что он спас от бесчестия и позора семейство, жившее в городе Патаре, состоящее из отца и трех дочерей, оказав этому семейству три раза невидимую помощь. На полотне изображен момент, когда Святитель Николай ночью положил через открытое окно на подоконник кошелек с деньгами.

Обе эти картины исполнены академиком И.И. Марковым; автор воссоздания С.И. Репин.

Далее, по бокам картины «Тайное вспомоществование Святителя Николая», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Петр епископ Александрийский с раскрытым Евангелием от Иоанна; выше поясные Святой Стефан епископ Римский, Святой Сикст II епископ Римский, Святой Ипполит епископ Римский.

С другой стороны, внизу, в рост: Св. Арсений Великий; выше поясные: Святой Сисой Великий, Святой Пахомий Великий, Святой Иларион Великий. Исполнено художником Е. Н. Алтыновым; автор воссоздания С.Н. Репин.

На восточной стеле придела, между трапезой и малой хорной аркой, вверху: «Избавление от бури Святителем Николаем». Отправляясь к ликийскому берегу, один корабль был застигнут сильной бурей. Моряки видели неизбежную гибель и не надеялись на спасение. Но, вспомнив о Святителе, которого они знали только по слуху как заступника бедствующих, стали призывать его. Св. Николай явился на корабль и, взяв кормовое весло, начал править кораблем. По повелению Святого буря стихла, и корабль благополучно достиг пристани. На картине изображен момент, когда Святитель Николай, войдя на корабль, запрещает ветрам и морю совершать их губительное действие.

Под этой картиной - «Избавление от казни Святителем Николаем». В городе Мирах игемон (градоначальник) Евстафий осудил на смерть трех невинных граждан. Св. Николай, предуведомленный об этом, поспешил к месту казни, где один из осужденных, стоя на коленях с обнаженной шеей, преклонил свою голову. Палач уже занес над ним свой свой меч, как вдруг явился Св. Николай и остановил руку палача, который не осмелился оказать ему сопротивление. Даже градоначальник представлен безмолвным зрителем этого события и покорным исполнителем воли Св. Николая.

Обе эти картины исполнены художником И.М. Прянишниковым; автор воссоздания С.Н. Репин.

Далее, по бокам картины «Избавление от казни Святителем Николаем», на пилястрах двух противоположных хорных стен, прилегающих к трапезе, помещены изображения Святых, предшествовавших Святителю Николаю. С одной стороны, внизу в рост: Св. Великомученица Евфимия Всехвальная со свитком, на котором написано: «Господи Иисусе Христе, Свете истинный и радосте всем, не презри призывающих Тя»; выше поясные: Св. Великомученица Ирина, Св. Великомученица Варвара , Св. Великомученица Екатерина.

С другой стороны, внизу, в рост: Св. Зотик Сиропитатель Пресвитер; выше поясные: Св. Павлин милостивый епископ Ноланский, Св. Великомученик Никита, Св. Великомученик Феодор Стратилат.

На северной стене придела, противоположной окну и прилегающей к малой хорной арке, внизу - «Преставление Святителя Николая». Картина изображает Святителя в момент его кончины. Лик Св. Николая сияет божественной благодатью.

Предстоящие - епископ, духовенство и миряне в глубокой скорби. У изголовья диакон читает святое Евангелие перед иконою Богоматери, на столе подсвечник с тремя зажженными свечами, на табурете священные ризы, приготовленные для его облачения.

Над этой картиной - «Перенесение мощей Святителя Николая из Мир Ликийских в Барград». После разграбления города Мир турками одному священнику города Бар явился во сне Св. Николай и сказал: «Поди объяви клиру и народу, чтобы они взяли мои мощи из Мир и перенесли в Бар: ибо Богу неугодно, чтобы я оставался там в пустыне». Священник исполнил волю Святителя, и жители города Бар снарядили три корабля для привезения мощей Св. Николая. 9 мая 1087 года совершилось перенесение мощей Св. Николая. Картина представляет момент, когда священники и диаконы, в сопровождении епископа, с возженными светильниками и хоругвями, несут мощи Святителя.

Обе картины исполнены художником Н.К. Бодаревским; автор воссоздания С.Н. Репин.

На двух противоположных стенах, прилегающих к малой хорной арке, помещены священные картины, изображающие первые четыре Вселенские Собора. В изображениях Соборов не встречается еретиков; здесь представлены только Святые отцы Церкви, заседавшие на Соборах.

На верхней части северной стены, рядом с картиной «Перенесение мощей Святителя Николая», изображен 1-й Вселенский Сoбор (был собран в 325 г. императором Константином против учения Ария, который отвергал в Иисусе Христе Божество). Вокруг трона императора Константина Великого восседают Патриархи: Александр Александрийский, Евстафий Антиохийский и Макарий Иерусалимский, Осия епископ Кордубский и Александр архиепископ Цареградский, Спиридон епископ Тримифийский , Пафнутий епископ Фиваидский, Иаков Исповедник, Павел Неокесарийский, Ипатий Гангрийский, Николай Мирликийский и другие. Св. Афанасий Великий, бывший тогда в сане архидиакона, опровергает ложное учение еретика Ария.

На нижней части этой стены - 2-й Вселенский Собop (император Феодосии Великий в 381 г. созвал Собор против учения Македония, отвергавшего Божество Святого Духа). Собор этот составляют Патриархи: Тимофей Александрийский, Мелетий Антиохийский, Кирилл Иерусалимский, Григорий Богослов Константинопольский, Григорий епископ Нисский, Амфилохий Иконийский и другие. Св. Григорий Богослов читает постановление Собора о принятии всех догматов Никейского Собора и о единосущии Св. Духа с Отцом и Сыном.

На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на северной стене, по бокам картин «Первый Вселенский Собор» и «Второй Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Феодосии Великий, выше поясные: Св. Митрофан архиепископ Цареградский, Св. Макарий Александрийский, Св. Макарий Египетский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Пимен Великий Египетский со свитком в руке, на котором написано: «Три главизны сия потребны суть человеку, еже боятися Бога, молитися часто и добро творити Ближнему»; выше поясные: Св. Ливерий папа Римский, Св. Иоанн Кущник, Св. Нил Египетский.

На верхней части противоположной стены - 3-й Вселенский Собор, Ефесский (был собран в 431 г. императором Феодосием II в Ефесе против Нестория, Патриарха Цареградского, утверждавшего, что Христос родился человеком, Божество же соединилось с Ним за святость Его жизни, и потому Пресвятую Деву следует именовать не Богородицей, а Христородицей). На Соборе присутствуют Святые Патриархи: Кирилл Александрийский, Ювеналий Иерусалимский, Акакий Милетинский, Преподобный Авксентий, Долмат игумен и другие. Патриарх Александрийский Кирилл осуждает Несторианскую ересь. На заднем плане картины видны удаляющиеся из собора еретики.

На нижней части второй (южной) стены - 4-й Вселенский Собор, Халкидонский (был собран в 451 г. Халкидоне по воле императора Маркиана, против ереси Евтихия, утверждавшего, что человечество во Иисусе Христе было совершенно поглощено Божеством, и потому следует признавать в Нем только одно Божественное естество. На Соборе, в присутствии императора Маркиана и его супруги Пульхерии, участвуют святые: Григорий Нисский, Преподобный Авксений, Патриархи Анатолий Константинопольский, Ювеналий Иерусалимский, Максим Антиохийский, епископы: Флавиан Цареградский, Пасхазин и Люценций и пресвитер Бонифаций, поверенные местоблюстители Льва Папы Римского и др. Св. Анатолий опровергает лжеучение Евтихия, и Собором утверждается догмат о соединении во Христе Божественного и человеческого, неизменно, нераздельно и неразлучно.

Обе картины исполнены художником В.И. Суриковым; автор воссоздания А.К. Быстров.

На пилястрах двух противоположных стен, прилегающих к малой хорной арке, на южной стене, по бокам картин «Третий Вселенский Собор» и «Четвертый Вселенский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Исаак Сирийский: выше поясные: Св. Кирьяк отшельник, Св. Геннадий Патриарх Цареградский. Св. Исаакий, Далматский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Священномученик протоиерей архиепископ Александрийский; выше поясные: Св. Иероним Стридонский, Св. Исидор Пелусиот, Св. Порфирий епископ Газский.

В XIX веке исполнено академиком М.Д. Быковским, автор воссоздания А.К Быстров.

На верхней части восточной стены - 5-й Вселенский Собор (был созван императором Юстинианом Великим в 554 г. в Константинополе. На этом Соборе утвержден догмат Воскресения мертвых и рассмотрены сочинения 3 учителей Сирийской Церкви). На Соборе заседали: Евтихий Патриарх Константинопольский, Аполлинарий Патриарх Александрийский, Домн Патриарх Антиохийский, епископ Сосузы, представитель Евстахия Иерусалимского и другие Святители.

На нижней части восточной стены - 6-й Вселенский Собор (был созван императором Константином Пагонатом в 680 г. в Константинополе против Ираклия, который признавал в Иисусе Христе одну волю).

Вблизи императора Константина Пагоната восседают: Св. Георгий Патриарх Константинопольский, папские местоблюстители Феодор и Георгий, Стефан светильник, Проклий Понтийский, Иоанн Афинский, Андрей Критский и другие. Собор постановил признавать во Христе две воли.

На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Пятый Вселенский Собор» и «Шестой Вселенский Собор», с одной стороны: на пилястре северной стены внизу в рост: Св. Симеон Дивногорец; выше поясные: Св. Венедикт Нурейский, Св. Мария Египетская, Св. Симеон Столпник.

С другой стороны внизу в рост: Св. Иоанникий Великий; выше поясные: Св. Никита Исповедник, Св. Андрей Критский, Св. Петр Афонский.

На верхней части западной стены - 7-й Вселенский Собор (был собран императрицею Ириною, супругою Льва Исаврянина, гонителя икон, в Никее. Этот Собор постановил употреблять в церквах и домах иконы и чествовать их поклонением). На Соборе присутствуют императрица Ирина и ее сын император Константин; и Святые: Тарасий Патриарх Константинопольский, Патриархи восточные, местоблюститель Папы Римского Петр и епископ Петр. Император Константин держит икону Спасителя, а императрица Ирина - икону Богоматери. Один из архиереев показывает хартию, на которой написано: «Аще кто не поклонится иконам и Честному Кресту, анафема да будет».

На нижней части западной стены - 8-й Константинопольский Собор (был собран в 842 г. императрицею Феодорою в Константинополе. На этом Соборе императрица утвердила во всей силе постановление 7-го Вселенского Собора и установила праздник Православия). На Соборе присутствуют императрица Феодора и отрок Михаил, держащие в руках иконы. Святые Мефодий Патриарх Цареградский, преподобный Арсений, Иоанн и Исайя.

Обе картины исполнены художником И.И. Творожниковым, автор воссоздания А.К. Быстров.

На пилястрах стен, прилегающих к хорной лестнице, по бокам картин «Седьмой Вселенский Собор» и «8-й Константинопольский Собор», с одной стороны внизу в рост: Св. Максим Исповедник, выше поясные: Св Иоанн Милостивый Патриарх Александрийский, Св. Феодор Сикеот, Св. Анастасий Синаит Патриарх Антиохийский.

С другой стороны картин внизу в рост: Св. Афанасий Афонский; выше поясные: Св. Феофилакт епископ Никомидийский, Св. Стефан Савваит, Св. Герман Патриарх Цареградский.

Придел во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского

Придел в северном крыле Храма посвящен имени Святого Благоверного князя Александра Невского , покровителя императоров: Александра I , давшего обет воздвигнуть Храм Спасителю, Александра II , строившего этот Храм в течение 25 лет, и императора Александра III , завершившего строительство и освятившего Храм.

В этом приделе изображены святители и преподобные, предшествовавшие Святому Александру и современные ему; святые русские князья родственники его, сподвижники святителей и преподобных в утверждении истинной Христовой веры в России; святые князья, преподобные и святители, жившие после Св. Александра в разных местах его княжения и в соседних княжествах, собиратели воедино земли Русской, способствовавшие укреплению веры Христовой и неустанные молитвенники у престола Всевышнего о славе и благоденствии Отечества; мученики, пострадавшие и отдавшие жизнь в битвах за свободу Отечества; некоторые события из жизни Св. князя Александра Невского ; важнейшие чудотворные иконы явлений Божией Матери, особенно чествуемые в России.

Алтарь придела во имя Св. Александра Невского

В мраморном киоте, на восточной стене Алтаря - образ Печерской Божией Матери. Картина представляет Богоматерь, сидящую на престоле и имеющую на коленях Предвечного Младенца с воздетыми руками.

Вверху над престолом два ангела. По бокам Богородицы коленопреклоненные Святые Антоний и Феодосии Печерские.

В алтарной арке придела над иконостасом помещено 12 изображений Святых, по 6 на каждой стороне арки, по 2 в ряд. На арке, прилегающей к северной стене, начиная снизу: Св. Ефрем Новгородский (Новоторжский) и Св. Ефрем епископ Переяславский; Св. Сергий Валаамский и Св. Герман Валаамский; Св. Нифонт епископ Новгородский и Св. Иоанн епископ Новгородский.

С противоположной стороны арки: Св. Андрей Римлянин и Св. Варлаам Хутынский ; Св. Константин митрополит Киевский и Св. Симеон епископ Суздальский; Св. Иаков епископ Ростовский и Св. Дионисий архиепископ Суздальский.

Иконостас придела во имя Св. Александра Невского

На Царских вратах: Благовещение Пресвятой Девы и четыре Евангелиста.

Местные образа: Спаситель, сидящий на престоле, Богоматерь с Предвечным Младенцем.

На северных дверях: Архангел Михаил: вверху надпись: «Благословен грядый во имя Господне».

На южных дверях: Архангел Гавриил; вверху надпись: «Господь сохранит вхождение Твое и исхождение».

Над Царскими вратами - «Тайная вечеря». В верхней полукруглой части иконостаса , над этим изображением, надпись: «Аз есмь хлеб животный, грядый ко Мне не имать взалкатися и веруяй в Мя не имать возжаждатися никогда же».

Над южными дверями икона с тремя Святыми: Св. Киприан митрополит Киевский, Св. Феогност митрополит Киевский, Св. Фотий митрополит Киевский.

Над северными дверями икона с тремя Святыми: Св. Никита Новгородский, Св. Исайя Ростовский, Св. Арсений Тверский.

В трапезе Александровского придела помещены праздничные образа: на северной стене, ближе к Алтарю - Св. Благоверный князь Александр Невский. В верхней полукруглой части мраморного киота этого образа написано: «Величаем тя, Св. Благоверный княже Александре, и чтем честную память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего».

На той же стене дальше от Алтаря образ Св. Равноапостольной Марии Магдалины. В верхней полукруглой части киота этого образа надпись: «Величаем тя, Св. Равноапостольная Марие Магдалино, и чтем Святую память твою, ты во молиши за нас Христа Бога нашего».

Придел

В арке трапезы, противоположной иконостасу , на стороне арки, прилегающей к северной стене, помещено 16 изображений в 4 ряда, по 2 в ряд, т. е. по 8 изображений на каждой стороне. С одной стороны: Св. Великий князь Игорь Киевский и Св. князь Константин Муромский; Св. Константин князь Ярославский-Смоленский и Св. Давид князь Ярославский-Смоленский; Св. Блаженный Прокопий Устюжский и Св. Николай Качанов Новгородский. На противоположной стороне арки: Св. Преподобный Димитрий Прилуцкий и Св. Дионисий Глушицкий; Св. Михаил Клопский и Св. Ефросин Псковский; Св. Евфимий архиепископ Новгородский и Св. Евфимий Суздальский ; Св. Савва Вишерский и Св. Александр Свирский со свитком, на котором написано: «Терпите, кратия, скорки и нужды, да изкавитеся муки вечныя».

На северной стороне под окнами в полукруглой арке - «Крещение Господне». В XIX в. исполнил профессор Семирадский, автор воссоздания В.И. Нестеренко.

Ниже этой картины, по бокам окон, с одной стороны в рост: Св. князь Глеб Андреевич Владимирский, с противоположной стороны: Св. князь Феодор Ярославич; под ним поясные: Св. князь Василий Всеволодович Ярославский, Св. князь Константин Ярославский.

На восточной стороне придела, где малые хорные арки, выше арки: «Владимирская икона Божьей матери » с предстоящими Святыми (в рост по два с каждой стороны иконы): Св. мученик Иерон и Св. Феодор Тирон; Св. Иувеналий Патриарх Иерусалимский и Св. Иоанн Устюженский.

Ниже, по бокам арки, 4 изображения, по два с каждой стороны, одно изображение под другим, в рост: Св. Великая княгиня Ольга и Св. Благоверный князь Борис; Св. князь Владимир и Св. Благоверный князь Глеб.

Св. Меркурий Смоленский, Св. Феодор боярин.

В арке, ближайшей к середине Храма, с одной стороны: Св. князь Николай Черниговский, Св. князь Гавриил Псковский, Св. князь Роман Рязанский , Св. княгиня Иулиания Ольшанская; на противоположной стене той же арки: Св. Евфросиния Полоцкая, Св. князь Иоанн (Игнатий) Вологодский, Св. Петр Муромский , Св. княгиня Феврония Муромская.

Исполнил академик М.Н. Васильев.

На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, изображены священные картины из жизни Св. Александpa Невского. На восточной стене: «Св. Александр Невский в Орде». Картина построена на том историческом факте, когда Батый, узнав о Невской победе, писал Св. Александру: «Александре! Аще хощеши соблюсти землю твою, то прииди скоро ко мне и видной честь царства моего». Св. Александр Невский приехал в Орду Батый тотчас же, по приезду Св. Александра, потребовал его к себе.

Татарам хотелось выполнить при этом некоторые из обрядов, употреблявшихся при приеме иностранцев, - обрядов, оскорбительных для религиозного христианина. Св. Александр на требование пройти между двух огней и поклониться солнцу и идолам отрекся от исполнения его, несмотря на гнев слуг ханских, которые донесли Батыю об отказе Св. Александра. «Царю, тебе поклонюся, - сказал Св. Александр, - Бог бо почти тебя царством, твари же не поклонюся: яко вся создана суть человека ради. Богу же единому, Ему же служу и Его же чту, Тому поклонюся». Батый одобрил поступок Св. Александра и отпустил его с великими почестями и дарами.

Там же «Послы Папы пред Александром Невским». Картина представляет событие, когда Папа Иннокентий IV, желая обратить русских в католическую веру и рассчитывая, что затруднительные обстоятельства заставят русских князей искать помощи Папы, отправил в 1248 г. к Св. Александру двух хитрейших кардиналов Гальда и Гемонта (на картине изображены в красных мантиях) с письмом, исполненным лести. В этом письме Папа предлагает Благоверному князю Александру подчиниться римскому престолу и обещает признавать его знатнейшим между католическими князьями, ссылаясь и на то обстоятельство, что будто бы и отец Благоверного князя обещал уже свое повиновение Римской Церкви. Св. Александр ответил послам: «Мы знаем истинную историю веры и церкви от Адама до Христа и от Христа до 7-го Вселенского Собора: содержим то саме учение, которое преподано Апостолами и вашего учения принимать не желаем».

Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстрое.

На двух пилястрах стен, прилегающих к трапезе, изображены князья и княгини, родственники Св. Александра Невского. По бокам картины «Св. Благоверный князь Александр Невский в Орде» и «Послы Папы пред Александром Невским», с одной стороны, внизу, в рост: Св. Великая княгиня Александра (1-я супруга Св. Александра); выше поясные: Св. Великая княгиня Феодосия (мать Св. Александра), Св. Великий князь Мстислав Храбрый, Св. Великомученица княгиня Анна Новгородская.

С другой стороны картин, внизу в рост: Св. Довмонт Псковский (Тимофей); выше поясные: Св. Великий князь Олег Брянский , Св. Великомученица княгиня Анна Тверская, Св. Великомученица княгиня Иулиания Вяземская. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

На стенах между пилястрами, прилегающих к трапезе этого придела, на западной стене: «Преставление Св. Александра Невского в Городце». Св. Благоверный князь Александр Невский , возвращаясь из последнего (шестого) своего путешествия в Орду, по дороге заболел и остановился в Городецком Феодоровском монастыре. Почувствовав свою близкую кончину, он прощается с приближенными. Видя их глубокую скорбь и рыдания, умирающий говорит: «Удалитесь и не сокрушайте души моей жалостию». Приняв схиму 14 ноября 1263 г., в ту же ночь он скончался.

Там же «Погребение Св. Александра Невского во Владимире ». Во время погребения Св. Александра Бог воздал заслуженную славу своему верному рабу и явил эту славу в чудесном событии, когда митрополит Кирилл возливает елей на усопшего схимника, а эконом Севастиан приблизился к гробу, чтобы вложить в руку грамоту душевную, рука Св. князя, как бы живая, простерлась и приняла грамоту. Пораженный видением, митрополит сообщил об этом явлении предстоящему народу. Данное событие произошло в монастыре Рождества Богородицы, где 23 ноября 1263 г. и погребен усопший Благоверный князь, оплакиваемый всей Русской землей.

Обе картины исполнил профессор Г.И. Семирадский; автор воссоздания А.К. Быстров.

По бокам картин Преставление Св. Александра Невского и Погребение Св. Александра Невского, с одной стороны внизу в рост: Св. Великая княгиня Васса (2-я супруга Александра Невского); выше поясные: Св. князь Ярослав Новгородский, Св. княгиня Евпраксия Псковская, Св. князь Владимир Новгородский.

С другой стороны картин, внизу в рост: Св. княгиня Мария - Марфа; выше поясные: Св. княгиня Ксения, Св. князь Андрей Смоленский , Св. князь Андрей - Иоасаф Вологодский. Исполнил художник Л.П. Пигулевский; автор воссоздания А.К. Быстров.

На 2 противоположных стенах, прилегающих к хорной лестнице, изображены чудотворные и явленные иконы Богородицы.

Верхняя часть северной стены, в рост: Боголюбская-Владимирская икона Богородицы ; по бокам поясные иконы Богородицы: , Св. Никандр Псковский , Св. Иоасаф Святогорский, Св. Мартирий Зеленецкий, Св. Ассиап Мангубский.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-143470-6", renderTo: "yandex_rtb_R-A-143470-6", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Сегодня приглашаю вас совершить небольшую экскурсию по центру Москвы, вокруг Храма Христа Спасителя . Отсюда открываются великолепные виды на Москву — город, который находится в постоянном движении, постоянно меняется. Главная высотная доминанта Волхонки и окрестностей — это, безусловно, Храм Христа Спасителя. Почти отовсюду виден его огромный золотой купол, который сверкает на солнце.

Давайте начнем наш путь с Патриаршего сквера около Храма Христа Спасителя . Он находится в своеобразной котловине, отсюда можно попасть в цокольный уровень Храма Христа Спасителя, где расположены Зал Церковных Соборов, Трапезная, круглосуточные автомойка, автостоянка и автосервис фонда ХХС, Институт Политики и Деловых Коммуникаций.

Здесь же, напротив Храма, стоит памятник императору Александру II Освободителю . Скульптор Александр Рукавишников, архитекторы Игорь Воскресенский и Сергей Шаров. Был открыт 8 июня 2005 года. За спиной императора — два бронзовых льва.

Кто-то оставил на постаменте алую розу. В знак уважения императору? А может, влюбленный юноша, девушка которого не пришла на свидание?

Здание цвета морской волны за памятником — Картинная галерея Ильи Глазунова , открытая 31 августа 2004 года. Адрес галереи — улица Волхонка, 13. Работает ежедневно, кроме понедельника, с 11.00 до 19.00.

Со стороны сквера, как мне кажется, Храм выглядит наиболее монументальным.

От Храма Христа Спасителя на другую сторону Москва-реки перекинут пешеходный Патриарший мост , который соединяет Пречистенскую и Берсеневскую набережные. Он был открыт в 2005 году, архитектор М. Посохин, художник З. Церетели и инженеры А. Колчин и О. Чемеринский. Длина моста — 203 м, ширина — 10 м. Отсюда открываются великолепные панорамы центра Москвы. В свое время на перилах моста было полно замков, которые оставляли молодожены. Однако несколько лет назад их все сняли.

С Патриаршего моста во всей красе открывается . Перед ним — Большой Каменный мост . Первый мост на этом месте был сооружен в 1686-1692 годах на пути древнего брода и назывался Всехсвятский, по церкви Всех Святых на левом берегу Москва-реки. В 1859 году по проекту инженера Таненберга был построен новый мост, получивший название Большого Каменного. Он располагался чуть выше по течению реки — его продолжением была улица Ленивка. Нынешний однопролетный мост был возведен в 1938 году.

На другой стороне — уже упоминавшийся в предыдущих постах «Дом на набережной» . Словосочетание «Дом на набережной» пошло от названия одноименного романа Юрия Трифонова. В 1960 — начале 1990-х годов этот дом также называли «Трешка», поскольку от него открывается вид на Кремль, изображенный на советской трехрублевой купюре. Официальное название — «Дом правительства» . Он был построен в 1927-1931 годах по проекту архитектора Бориса Иофана, курировал стройку глава ОГПУ Генрих Ягода.

Всего здесь 24 подъезда, 505 квартир. Это был прообраз дома будущего: помимо квартир была предусмотрена вся необходимая инфраструктура — столовая, поликлиника, магазины, парикмахерская, детский сад, почта, телеграф, кинотеатр, спортзал, клуб, сберкасса, прачечная и др. Дом занимает площадь в 3 га. Из 2745 жильцов 242 были впоследствии расстреляны. Дом овеян множеством тайн и легенд. Рассказывают о пустотах в стенах, которые использовались для прослушки. Интересно, что в доме отсутствует 11-й подъезд — якобы по совету нумерологов, с которыми советовался Сталин. В действительности 11-й подъезд есть, но он технический. Возможно, именно здесь располагалась аппаратура для слежки за жильцами.

«Дом на набережной»

Рядом — Храм Николая на Берсеневке в Верхних Садовниках и палаты думного дьяка Аверкия Кириллова , которые составляют единый комплекс. На закладном камне палат выбита дата — 1657. Однако, как показали археологические исследования, уже в XV-XVI веках на этом месте существовал деревянный дом с подклетом. Палаты соединялись с церковью, которая была домовой. В ней похоронен Аверкий Кириллов, убитый стрельцами во время стрелецкого бунта в 1682 году.

Церковь была построена в 1656-1657 годах, главный престол освящен в честь Святой Троицы. Поэтому она также часто называется Троицкой. В 1854 году была построена новая колокольня, на месте прежней, снесенной еще в 20-е годы XIX века. Однако в 1932 году она была снесена. Храм чудом уцелел — его предполагалось снести.

В палатах А.Кириллова в 1870 году разместилось Императорское Московское археологическое общество, которое возглавлял граф Уваров. Сейчас здесь расположен Российский институт культурологии. Церковь в 1992 году передана верующим.

С Патриаршего моста во всей красе виден сквер у Храма Христа Спасителя, картинная галерея Ильи Глазунова. За ней, слева, виднеется Музей изобразительных искусств им. А.С.Пушкина. Современное здание справа — новый корпус Российской государственной библиотеки (бывшая Библиотека имени Ленина).

Еще одна панорама Московского Кремля.

А по другую сторону — бывшая территория кондитерской фабрики «Красный Октябрь», памятник Петру Первому, Центральный дом художника на Крымском валу. Справа — Пречистенская набережная.

А еще с Патриаршего моста можно, приблизив зум, разглядеть застройку района Хамовники. Слева, под красной крышей — жилой дом Храма Христа Спасителя, построенный как доходный дом в 1900-м году. Сейчас это административно-офисное здание. Светлый дом чуть правее — Жилой дом остоженского рабочего ЖСК, построенный в 1926 году в стиле конструктивизма. Слева за ними — доходный дом купца Я.М.Филатова, известный как «Дом под рюмкой», 1907-1909 года постройки. «Рюмка» — колоколообразный шатер над угловой башенкой, на фотографии его можно разглядеть. По преданию, купец, будучи горьким пьяницей, едва не потерял все свое состояние. И он дал зарок, что бросит пить и на сэкономленные средства построит дом. А «рюмка» на крыше — это символическая последняя чарка.

Высотка справа — здание Министерства иностранных дел России, построено в 1948-1953 годах. Высота здания — 172 метра, в центральном здании 28 этажей. На заднем плане виднеются современные небоскребы Москва-сити.

И, конечно, находясь на Патриаршем мосту, нельзя не сфотографировать Храм Христа Спасителя — отсюда он открывается во всей своей красе.

Еще несколько панорам Москвы с Патриаршего моста:

Еще несколько заметных строений Москвы: усадьба Голицыных, зеленое здание правее — галерея искусства стран Европы и Америки XIX-XX веков (относится к Государственному музею изобразительных искусств имени Пушкина). Желтая башня чуть в глубине — корпус Министерства обороны РФ. Серые здания на заднем плане — офисные и жилые дома на Новом Арбате (бывший Калининский проспект), «вставной челюсти Москвы», как его иногда называют — при его прокладке в 1960-х годах буквально «резали по живому», уничтожив многие памятные уголки старой Москвы, в том числе — знаменитую «Собачью площадку».

А теперь снова посмотрим на другую сторону Пречистенской набережной. Красное здание на углу — доходный дом Перцовой . Правее виднеется церковь Илии Пророка Обыденного .

Еще на Пречистенской набережной обращает на себя внимание здание темно-красного кирпича — Цветковская галерея , построенное в 1899-1901 годах по проекту архитектора Л.Н.Кекушева и художника В.М.Васнецова. Владелец здания, И.Е.Цветков, разместил здесь свою коллекцию, а в 1909 году передал ее и здание в дар Москве. В 1926 году Цветковская галерея вошла в состав Третьяковской галереи. В 1942 году здание было передано французской военной миссии. В настоящее время владелец особняка — военный атташе Франции.

А теперь подойдем поближе к Храму Христа Спасителя Его стены украшены горельефами — это копии, оригиналы первого Храма, разрушенного в 1931 году, хранятся в Донском монастыре Москвы.

Когда находишься перед Храмом Христа Спасителя, то даже и не верится, что под тобой — цокольный этаж с различными службами. Желтое здание на другой стороне улицы Волхонки — усадьба Голицыных . До недавнего времени её на протяжении более 80 лет занимал Институт философии РАН. Сейчас здание передано Музею изобразительных искусств имени Пушкина и после реконструкции в нем разместится экспозиция произведений импрессионистов и постимпрессионистов второй половины XIX – начала XX века из коллекций С.И. Щукина и И.А. Морозова.

На Волхонке, в старинном особняке, также расположен Институт русского языка имени В.В.Виноградова РАН .

Здесь же можно увидеть въезд в цокольный уровень Храма, где расположены службы, принадлежащие Фонду Храма Христа Спасителя.

Перед входом на территорию Храма установлены экраны, где постоянно транслируются различные церковные службы и проповеди. Увы, когда находишься в отдалении, то эти звуки сливаются с уличным гулом и получается весьма неприятная какофония.

Улица Волхонка

А вот одно сооружение, кажется, осталось «за кадром» — незаметная внешне автозаправка, куда заезжают только машины со спецсигналами. Это — Кремлевская АЗС . Простому смертному заправиться здесь не удастся. Еще несколько лет назад здесь стояли раритетные заправочные колонки. Сейчас они заменены новыми аппаратами. Эта АЗС — часть так и не построенного Дворца Советов.

И, в завершении нашей прогулки пройдем еще раз вдоль Волхонки и снова взглянем на сквер около Храма Христа Спасителя.

На этом мой сегодняшний рассказ закончен. Казалось бы, совсем маленький уголок Москвы. Но как он насыщен историей, сколько всего можно здесь увидеть и узнать.

  • Адрес: Москва, ул. Волхонка, 15.
  • Проезд: станции метро Кропоткинская, Боровицкая, Библиотека им. Ленина.

© Сайт , 2009-2020. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта сайт в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.