Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цели урока:
1. Образовательные
2. Развивающие
3. Воспитательные
Ход урока
I. Организационный момент
II. Беседа
Слайд 1
– У всего ли есть начальная форма, начальное состояние?
– А нам нужно знать начальную форму предмета, его содержание? Зачем?
– А у слов есть начальная форма?
– Какая форма является начальной для существительного?
– Какая форма является начальной для прилагательного?
– А для чего нам нужно знать начальную форму существительных и прилагательных?
– В словарях слова даются в какой форме?
– А у глагола есть начальная форма?
– Поиски ответа на вопрос: что такое начальная форма глагола и зачем нужно ее знать, и будут темой нашего сегодняшнего урока. Итак, открываем тетради, записываем число, классная работа и тема нашего сегодняшнего урока «Начальная форма глагола».
III. Актуализация знаний о глаголе
Слайд 2
– На прошлых уроках мы с вами начали изучение глагола как части речи. А как хорошо вы усвоили уже изученный материал, нам поможет узнать небольшой опрос, в котором вы все сможете показать свои знания. На экране будут спроецированы утверждения, а вы, при помощи сигнальных карточек, должны их подтвердить или опровергнуть. Если вы согласны с утверждением, показываете белую сторону карточки, если нет – красную. Готовы? Тогда приступим:
– Сейчас каждый из вас понял, кто хорошо усвоил изученную тему, а кому предстоит еще поработать, чтобы в следующий раз оказаться на высоте.
IV. Постановка учебной задачи
Слайд 3
Прочитайте спроецированные на доске слова:
Оч ..ртил , выд ..ржал , угр ..жают , заш ..гает , ст ..мнеет , сб ..гут , р ..шить , вып ..чь , прив ..зти .
Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание (1 человек, работа на ИД).
Что объединяет все эти слова? Найдите в них общее. (Все слова - глаголы, все слова имеют безударную гласную в корне, которую можно проверить ударением.)
Какие можете назвать различия между этими словами? (Число, с приставками и без приставок, время.)
На какие группы вы могли бы разделить эти слова? На какой признак при этом вы будете опираться? (По признаку времени; с приставками и без; начинается слово на гласный или согласный.)
Слайд 4
Не будем забывать, что мы все-таки изучаем глагол. Поэтому я попрошу вас распределить данные слова по трем группам, опираясь на признак времени. (Работа с ИД, 1 человек к доске.)
п. в. н. в. б. в.
Какая перед нами возникла проблема?
Почему глаголы « решить, выпечь, привезти» оказался лишними, не попали ни в одну из трех групп.
А как бы вы назвали глагол, у которого не определяется время и число? (Дети дают свои ответы.)
Мы будем исследовать на уроке глаголы, у которых нельзя определить время и число, узнаем, чем они отличаются от других глаголов. В лингвистике такие глаголы имеют 3 названия
Слайд 5
Какое из этих названий вам незнакомо?
Инфинитив – лат. слово "неопределённый".
Почему эта форма глагола называется неопределённой?
Если у этих форм глагола ничего нельзя определить, зачем же нам ее нужно знать? Может быть, все же какие-то сведения о глаголе нам может сообщить неопределенная форма? (По начальной форме мы определяем спряжение глаголов.)
А зачем знать спряжение глагола? (Чтобы правильно писать безударное личное окончание глаголов.)
V. Изучение нового материала
Чем глаголы в начальной форме отличаются от других глаголов? (Вопросами)
На какие вопросы отвечают глаголы начальной формы?
Слайд 6
1. Первичное закрепление.
Мы достаточно много уже узнали о глаголах начальной формы. Пришло время показать свои знания на практике. Поможет нам в этом игра «Самый внимательный».
Слайд 7
На экране вы видите слова, среди которых есть разные части речи. Ваша задача – выписать только глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)
Ходить , ходит, кость, косит, косить , кровать, нести , носят, носить , скатерть, стричь , плести , кости, ногти, везти , грусть, лошадь, медь, стеречь .
Приведите свои примеры глаголов начальной формы.
Обратить внимание на буквосочетания на конце глаголов в начальной форме. Назовите их.
На что оканчиваются глаголы в начальной форме? (Имеют окончания - ти, - ть и оканчиваются на – чь. )
Кто попробует сделать вывод?
Откройте учебники на стр. 247, прочитайте вывод.
VI. Физкультминутка
Слайд 8
Пришло время немного отдохнуть. Впереди нас ждет физкультминутка. Но сегодня она будет необычной: раз мы изучаем начальную форму глагола, то и наш физрук будет вам подавать команды, используя только эту форму глагола. (Сесть-встать, наклониться-выпрямиться, вдохнуть-выдохнуть, зажмуриться, помахать и т. д.)
VII. Закрепление изученного
Мы получили много новых знаний, теперь пришло время их закрепить.
Слайд 9
1. Данные словосочетания замените глаголами неопределенной формы (устно, по цепочке).
Слайд 10
2. Замените данные словосочетания (фразеологизмы) глаголами неопределенной формы (1 человек у доски). Выделите окончания в глаголах.
Слайд 11
3. Теперь вы будете образовывать глаголы начальной формы. Я вам предлагаю имена существительные, вы должны записать однокоренные глаголы в начальной форме. (1 человек у доски)
Память, полет, сбор, гордость, слава, радость, удивление.
(Помнить, полететь, собирать, гордиться, славить, радоваться, удивляться.)
– Ребята, за окном – начало апреля, буквально через несколько дней мы будем вспоминать об одном событии, которое круто изменило мир. Скажите мне, пожалуйста, чем знаменито 12 апреля? (В 1961 г. в этот день человек совершил первый полет в космос.)
– Постарайтесь объединить слова, получившиеся в результате выполнения этого задания, в одну тему и написать небольшой текст: «Первый полет в космос». Напомните, что мы называем текстом? (Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.)
Слайд 12
В это время «слабые» ученики выполняют упражнение 624.
Возможный вариант текста :
День 12 апреля 1961 года люди будут помнить всегда. В этот день впервые человек полетел в космос. Этим героем оказался Ю. Гагарин. Все жители нашей страны собрались у радиоприемников. Все радовались и удивлялись этому событию. Но каждый житель нашей страны гордился своим соотечественником и славил имя Ю. Гагарина.
VIII. Об употреблении глаголов начальной формы
– Глаголы в неопределенной форме используются для выражения мысли о каком-то действии, не указывая на лицо, число и время. К примеру, «мы, умеющие читать». Автору неважно, кто умеет читать: я, вы, ваши мамы и папы, неважно, когда: сегодня, вчера или завтра. Важно, что все-таки мы, люди, умеем читать, писать. Итак, неопределенная форма используется для указания на обобщенное значение. Поэтому глаголы в начальной форме чаще всего используются в инструкциях, при составлении планов действия чего-либо.
Слайд 13
Вот мы с вами и попытаемся сейчас составить небольшую памятку-инструкцию, помня которую вы уже с утра получите заряд бодрости и хорошего настроения. Ваша задача - глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределенной формы (устно).
Полезные советы.
Когда просыпаешься, нельзя (лежу) в постели. Надо сразу (встаю) и (сделаю) зарядку. Упражнения нужно (выполняю) медленно. Между упражнениями необходимо (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.
IX. Контроль усвоения знаний
Слайд 14
Вы хорошо поработали, теперь пришло время проверить, насколько хорошо вы усвоили данную тему. Я предлагаю вашему вниманию несколько предложений. Давайте прочитаем их.
Как видите, каждое предложение имеет порядковый номер. Ваша задача – выписать номера только тех предложений, в которых есть глаголы в неопределенной форме.
Стаж работы 19 лет, высшая квалификационная категория
Обсуждение вопроса закрыто, так как на данный вопрос уже ответили исчерпывающе
Похожие вопросы
Нам задали ответить на вопросы по теме письменно,пожалуйста,дайте хоть немного развёрнутый,хороший ответ,а...
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
Кататься
Люби
Началась пахота (Пришвин).
Началась
Для правильного правописания глаголов в русском языке важно уметь определять их начальную форму.
Глагол – это часть речи, обозначающая какое-либо действие или указывающая на состояние.
Начальная (неопределенная) форма – это особый грамматический вид глагола, инфинитив, и он выделяется среди остальных частей речи. Инфинитив отвечает на глагольные вопросы что делать? что сделать?.
Название этой части речи (инфинитив) берет свое начало с латинского языка и переводится как «неопределённый». Это слово (infinitivus), а точнее его производная «инфинитив» указывает на особую глагольную форму. Ситуация схожа с существительными и их начальным видом именительного падежа, который всегда приводится в толковых словарях.
Если задать эти вопросы (что делать? что сделать?) к любой форме действия, то можно получить начальный вид, который и будет считаться неопределённым или нулевым.
Обычные глаголы можно спрягать по лицу и числу, времени, наклонению. Суть в том, что по инфинитиву нельзя определить ни время, ни число, ни любую другую грамматическую категорию взятого глагола (например, он рубит (н.в, ед.ч.), что делать? – рубить (?, ?.). Всегда неопределенный вид оканчивается на –ть , -ти или –чь .
У любого глагола, указывающего на совершения действия или на состояние, можно выделить неопределенную форму, например:
Определить начальную форму глагола не сложно, достаточно лишь задать один из указанных вопросов к слову. Также на неопределенность указывает окончание (-ть , -ти ). Например:
Стоит отметить, некоторые из глаголов совсем не имеют (нулевое) окончания (они оканчиваются на –чь ), например:
Также нужно уделить особое внимание некоторым нулевым глаголам, у которых в корне слова пишется буква «Й». Например:
Примечательно, что инфинитив может отвечать на два вопроса. Подобное разнообразие говорит о разных лексических видах слова, которые называются совершенной и несовершенной формой. Вид говорит о соответствии действия с пределом (происходит в начале или в конце). Например, несовершенная форма действия не ограничивается какими-либо рамками. Это постоянное действие, которое периодично повторяется (например, есть, бить, спать, гадать – что делать? ). Совершенная форма указывает на действие, которое было окончено, но сохранило итог к моменту разговора (например, проплыть, проспать, пойти – что сделать? ).
Одна из причин использования инфинитива заключается в том, что в некоторых словах окончания не попадают под ударение. Это случается, когда у людей появляются сомнения в правописании букв «е» и «и» в словоформах:
Для правильности написания подобных слов понадобится определить спряжение этих глаголов, используя форму инфинитива. Все достаточно просто.
Другой момент — в прошедшем времени глаголы часто получают безударные суффиксы. К примеру:
Основываясь именно на неопределенном виде создаются другие словоформы глаголов, к примеру:
Лелея-ть – леле-ял, леле-ю, леле-яв (меняется только окончание, основа остается точно такой же, как в инфинитиве).
Именно поэтому так важно точно определить начальный вид и выделить в ней безударный суффикс. Без этих знаний не получится правильно писать глаголы в прошедшем времени, причастиях прошедшей формы, деепричастиях.
Неопределенные глаголы нужны для обозначения действия или состояние того, о чем говорится. При этом они не имеют каких-либо изменяемых характеристик, которые присущи другим частям речи и формам. Инфинитивы получили только незыблемые морфологические определения:
Рассмотрим предложение: Они начали понемногу зажигать огни. Выделим морфологические характеристики на примере начальной формы «зажигать».
Зажигать – отвечает на вопрос что делать?
Синтаксическое назначение – часть составного глагольного сказуемого «начали зажигать».
Рассмотрим другое предложение: В ней жила мечта освободиться из плена.
Освободиться – отвечает на вопрос что сделать?
Синтаксическое назначение – несогласованное определение.
Важно помнить, что начальная форма глагола отвечает на вопросы «что делать? что сделать?» и может являться любым членом в предложении.
Данная форма не даёт возможности определить:
А только называет действие или состояние субъекта действия. Начальная форма глагола отвечает на вопросы:
Как же определить начальную форму глагола? Ей присущи следующие постоянные признаки:
В предложении начальная форма глагола может быть: