Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Современный политический лидер — каким он должен быть? Качества лидера. Какими качествами обладает лидер? Каким должен быть лидер страны

Современный политический лидер — каким он должен быть? Качества лидера. Какими качествами обладает лидер? Каким должен быть лидер страны

политология

  • Гилимханова Гульшат Айдаровна , бакалавр, студент
  • Башкирский государственный аграрный университет
  • ПОЛОЖЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО ЛИДЕРА
  • АВТОРИТЕТ ЛИДЕРА
  • ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ
  • ХАРИЗМАТИЧНОСТЬ
  • СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
  • ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

В статье рассмотрен портрет современного политического лидера, какими качествами он должен обладать для того, чтобы соответствовать своему статусу и положению, и на этой основе рассмотрен политический портрет В. В. Путина.

  • Сравнительный анализ подходов к государственной инновационной политике
  • Государственно-частное партнерство как объект публичной политики
  • Интегрированная земельная политика как объект политологического исследования
  • Послание Президента Российской Федерации как инструмент государственного управления
  • О тенденциях международного сотрудничества в борьбе с терроризмом

Высокие нравственные качества и прежде всего верность общественному долгу, забота о людях, об общественном благе и справедливости, честность - всеми этими качествами должен обладать современный политический лидер. Учитывая значимость понятий лидерства и управления, на эту тему написаны сотни книг, учебников и монографий, в которых авторы пытаются дать ответы на главные вопросы: Кто он такой - эффективный лидер? Какую роль он играет в общественной жизни? Какие задачи он должен решать? На мой взгляд, данная тема актуальна на сегодняшний день, так как населению важно знать за каким лидером идти, и вообще, стоит ли слушать его. В общественной жизни, лидера, как центральной, наиболее авторитетной фигуры в конкретной группе лиц, можно выделить практически в каждом виде деятельности, и в любой исторический период. Термин “лидер” имеет два значения:

1. индивид, обладающий наиболее ярко выраженными, полезными качествами, благодаря которым его деятельность оказывается наиболее продуктивной.

Такой лидер служит образцом для подражания, своеобразным “эталоном”, к которому должны, с точки зрения групповых ценностей, примыкать другие члены группы. Влияние такого лидера основано на психологическом феномене отраженной субъективности, т.е. идеальном представлении других членов группы;

2. лицо, за которым данное сообщество признает право на принятие решений, наиболее значимых с точки зрения группового интереса.

Авторитет этого лидера основан на способности сплачивать, объединять других для достижения групповой цели. Такое лицо, независимо от стиля лидерства (авторитарного или демократического), регулирует взаимоотношения в группе, отстаивает ее ценности в межгрупповом общении, влияет на формирование внутригрупповых ценностей, и в некоторых случаях символизирует их.

Положение лидера вынуждает его быть очень ответственным в повседневной и политической жизни, ибо его дела, поступки, поведение, качества постоянно на виду и все это более строго оценивается людьми, и от этого во многом зависят успех или неудача той партии, того курса, того направления которому он служит. Претендента на лидерство подстерегает так же опасность полного растворения, абсолютной идентификации себя с этими интересами. В таком случае это уже не лидер, а просто вожак. Первым и необходимым качеством современного политического лидера является его способность квалифицированно аккумулировать и адекватно выражать в своей деятельности интересы широких масс. Второй решающей способностью лидера является его инновационность, то есть способность постоянно выдвигать новые идеи, или комбинировать и совершенствовать их.

От политического лидера требуется не просто сбор и инвентаризация интересов масс, и потакание этим интересам, а именно их новаторское осмысление, развитие и коррекция. Третьим важнейшим качеством должна быть политическая информированность лидера. Политическая информация описывает, прежде всего, состояние и ожидания различных социальных групп и институтов, по которым можно судить о тенденциях развития их взаимоотношений между собой, с государством и различными общественными институтами. Политическая информация должна служить, прежде всего, тому, что бы не проглядеть стыки интересов социальных групп, регионов, наций и государств в целом. Четвертое качество - чувство политического времени.

В прошлом веке у теоретиков политики весьма важной чертой лидера считалось его способность чувствовать политическое время. Выражалось это простой формулой: "Быть политиком - значит своевременно принимать меры". Опыт девятнадцатого века показал, что компромисс - царь политики - весьма капризное существо. Лидер, идущий на компромисс раньше определенного времени, теряет авторитет. Лидер, идущий на компромисс с опозданием, теряет инициативу и может потерпеть поражение (Горбачев и Прибалтика). На сегодняшний день в современной России большим авторитетом пользуются такие политические лидеры как В. В. Путин, Д. А. Медведев, В. В. Жириновский. По мнению населения, они являются ответственными и исполнительными лидерами, умеющими принимать важные решения в нужный момент и находить компромисс с заинтересованными сторонами .

Говоря о политическом портрете В. В. Путина определить непросто. Несмотря на то, что он является преемником Ельцина, народ считает Путина его противоположностью, то есть населением Владимир Владимирович воспринимается как «президент-строитель и восстановитель». Путин обладает высокоразвитым чувством реальности, способен идти на уступки, умеет находить компромисс с заинтересованными сторонами, умело принимает решения и берет ответственность на себя за них. Путин - человек сильного характера, и в своей деятельности он привык добиваться поставленных самостоятельно или заданных необходимостью целей. Кроме того, это человек твердых убеждений и ценностей. Следует признать, что рассуждать о методах Путина довольно сложно. Принятие и проведение решений, выбор той или иной государственной стратегии по определенному вопросу, новые начинания - на все это накладывает отпечаток авторитета Путина. Путин пользуется своим авторитетом для принятия сложных решений, и они поддерживаются народом, и, конечно, бюрократией. Авторитет позволяет президенту принимать судьбоносные решения, в том числе и те, которые без столь высокого авторитета были бы открыто названы неконституционными.

И, наконец, несомненно, что Путин - эпохальная фигура нашей страны: его ждали, его хотели бы видеть на посту президента и дальше, и следствия проводившейся им политики еще долго будут формировать политическую реальность России. Таким образом, современный политический лидер должен быть компетентным, харизматичным, должен знать свою аудиторию и уметь воздействовать на нее, уметь завоевать себе безграничное доверие тысяч людей товарищеским отношением к ним, заботливым удовлетворением их интересов.

Список литературы

  1. https://studsell.com/view/163147/40000
  2. http://www.ref.by/refs/68/35679/1.html
  3. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. О правовом режиме имущества сельскохозяйственного кооператива // Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С.221-223.
  4. Кутлиярова Р.Ф. Правовой режим имущества сельскохозяйственных кооперативов в России // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Казанский государственный университет им. В.И. Ульянова-Ленина. Казань, 2008.
  5. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н., Кутлияров Д.Н. К вопросу о субсидиарной ответственности членов сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Традиции и перспективы социогуманитарного дискурса в Центральном Казахстане: материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 20-летию факультета философии и психологии КарГУ им. академика Е.А. Букетова. 2015. С.257-262.
  6. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Паевые взносы – основной источник формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Молодежная наука и АПК: проблемы и перспективы. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых. Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство сельского хозяйства РБ, Министерство образования РБ, Башкирский государственный аграрный университет, Совет молодых ученых университета. 2011. С. 218-221.
  7. Копылова Т.В., Кутлиярова Р.Ф. Современные проблемы развития местного самоуправления в РБ. В сборнике: Направления модернизации современного инновационного общества: экономика, социология, философия, политика, право: материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. Ответственный редактор Н.Н. Понарина. 2015. С.49-51.
  8. Кутлиярова Р.Ф., Кутлияров А.Н. Источники формирования имущества сельскохозяйственного кооператива // В сборнике: Аграрная наука в инновационном развитии АПК: материалы международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию Башкирского государственного аграрного университета в рамках XXV Международной специализированной выставки «Агрокомплекс–2015». Башкирский государственный аграрный университет. 2015. С.151-154.

Люди, находящиеся у власти, обладают огромными возможностями. Кто-то использует этот потенциал с целью собственного обогащения, а кому-то хочется изменить жизнь своих сограждан к лучшему. Поэтому все больше молодых людей задаются вопросом: как стать политиком?

Какими качествами должен обладать политик?

Принимая решение стать политиком, здраво оцените свои возможности. Проанализируйте, насколько ваш характер и темперамент соответствуют этой профессии, а заодно объективно оцените, есть ли у вас задатки политического лидера.

Хорошие политики отличаются аналитическим мышлением. Они умеют выстраивать логические цепочки, умело подводя своего собеседника к нужным выводам. Этот навык вполне можно освоить, тренируясь. Попытайтесь убедить своих сокурсников в необходимости участвовать в общевузовском субботнике, обоснуйте родителям выбор профессии политика, докажите своему сомневающемуся другу: участие в театральном кружке — очень даже мужское занятие.

У политика должна быть хорошая память. Чтобы быть убедительным, ему необходимо удерживать в голове множество цифр, знать в лицо и по имени не одну сотню коллег, оппонентов и избирателей, помнить исторические факты и события недавнего прошлого. Если вы пока не способны удерживать в уме столько информации одновременно, не отчаивайтесь: существуют специальные упражнения, позволяющие улучшить память.

Разностороннее развитие — еще одно качество, без которого нельзя стать хорошим политиком. Эрудированный человек всегда выглядит убедительнее в сравнении с невеждой. Читайте научную литературу, следите за событиями в стране и мире, знакомьтесь с аналитическими статьями политологов и изучайте биографии выдающихся политиков: У. Черчилля, Елизаветы II , М. Тэтчер. Это не только расширяет кругозор, но и создает отличный базис для политической карьеры.

Харизма лидера — залог политического успеха. Люди, чья энергетика способна поднять массы, становятся первыми лицами страны. Тот, кто не обладает подобным магнетизмом, может многократно посещать курсы по развитию лидерских качеств, но так и остаться с задатками среднестатистического человека. В этом случае выберите другую профессию: лучше быть отличным врачом или учителем, чем посредственным политиком.

С чего начинать политическую карьеру?

Решив окончательно и бесповоротно стать политиком, готовьтесь работать много и упорно. Конечно, самый легкий и верный путь попасть в политическую среду — воспользоваться знакомствами и связями. Но даже в этом случае придется доказывать окружающим, что вы среди них человек не случайный. Поэтому лучше начинать с работы на рядовых должностях, ведь избиратели симпатизируют депутатам, пробивавшим себе дорогу на политический олимп «с низов».

Получение высшего образования

Советуем выбирать специальности, связанные с управлением, международной экономикой и изучением права. Знания, полученные в вузе, станут основой для дальнейшего изучения и оттачивания политического мастерства. Уже будучи студентом, принимайте активное участие в общественной жизни университета: войдите в студенческий совет, выступайте с инициативами, которые помогут завоевать симпатии собратьев по учебе и преподавателей и создать вам хорошую репутацию.

Волонтерство

В стране масса приютов, интернатов, домов престарелых и других заведений, над обитателями которых можно установить шефство. Организуйте среди сокурсников сбор игрушек детишкам, воспитывающимся в детдоме, выступите с концертом перед ветеранами, предложите помощь студентов руководству больницы, хосписа и т.п. Занимайтесь общественно-полезным трудом и будьте всегда на виду, зарабатывая авторитет на будущее.

Членство в молодежном движении

Примите участие в избирательной кампании. Скорее всего, вам сначала будут давать самые простые задания: раздать листовки, обеспечить сбор подписей. Но это тоже опыт, ведь вы изнутри будете видеть, как работает система продвижения кандидата, и сможете учиться самопиару.

Существует и второй вариант попадания в большую политику — получить должность помощника депутата. Такое положение достаточно престижно, но и занять его сложно, поскольку, помимо хороших оценок в дипломе и знания иностранного языка, депутаты хотят видеть у своих помощников еще и определенный опыт в сфере политики.

Участие в жизни общественной организации

Некоторые начинающие политики идут другим путем: присоединяются к общественной организации и, выступая от ее имени на заседаниях местного совета, формируют собственный имидж борца за справедливость/защитника животных/поборника прав человека (нужное подчеркнуть). Параллельно они завязывают полезные знакомства с известными в городе и области людьми и готовят почву под собственные выборы в совет. Далее все просто: становятся депутатами районного/городского совета, зарабатывают соответствующее реноме и баллотируются в областной совет. Конечной целью может стать Государственная Дума или Верховная Рада.

В политику через производство

Большая часть мужей, стоящих сейчас у руля государства, начинала свою карьеру не в качестве политиков, а в роли рабочих, прошедших путь от рядового труженика до руководителя предприятия. И только накопив громадный управленческий опыт, они пришли в политику. Такой способ попасть в политическую среду наиболее долгий, но и наиболее верный.

Придя в политику, вы неизбежно столкнетесь с необходимостью участвовать в выборах. Хорошо, когда за вами стоит партия, спонсоры которой поддержат вашу избирательную кампанию деньгами. Однако шансы выиграть предвыборную гонку есть и у самовыдвиженцев, которые заручаются поддержкой крупных бизнесменов, обещая взамен лоббировать их интересы.

За кого голосует электорат? За человека, имеющего незапятнанную репутацию, зарекомендовавшего себя в качестве защитника интересов рядовых граждан и прошедшего путь от рядового рабочего до руководителя, чье имя хорошо известно в широких кругах.

Избиратели обращают внимание на:

  • семейное положение кандидата в депутаты. Статистика свидетельствует: людям, состоящим в браке, доверяют больше;
  • образование. Экономист, юрист, политолог вызывает больше доверия, чем филолог, кулинар и художник;
  • национальность. Увы, у нас существует предубеждение в отношении некоторых национальностей. Бороться со стереотипами сложно, и политики иногда даже меняют фамилии на более привычные славянские.

Решив стать политиком, не превращайтесь в продажного политикана. Всегда помните: от вас зависят судьбы людей, и будьте честны перед своими избирателями.

Большинство людей, которые слышат термин «лидер», связывают его, безусловно, со стойким и уверенным в себе человеком. Прекрасным наставником может быть не только руководитель фирмы, успешный бизнесмен, но и обычный человек, стремящийся к хорошей жизни. Изучая характер, присущий активистам, необходимо также узнать, какими качествами обладает лидер.

Как правило, такие люди идут впереди не только в своем бизнесе, но и в обычной повседневной жизни. Все «передовики» стараются представить, каким будет их жизненный путь. И разрабатывают планы, какими они станут в ближайшее время и через многие годы.

Характер лидера

Какие качества политического лидера должны присутствовать, чтобы завоевать поддержку окружающих людей? Ярко проявляется характер такого человека в те моменты, когда лидер оказывается в трудной жизненной ситуации, и от его поступков многое зависит в этот момент. Главное для него - это устойчивость и твердость.

Как правило, истинное лидерство неотделимо от привлечения других людей. Доверие последователей к лидерам пропадает, если они замечают некую неустойчивость характера. Стабильная эмоциональность и сила духа - это успех во взаимоотношениях с людьми.

Качества, которыми должен обладать лидер

Качества лидера - это неотъемлемый фактор, который определяет успехи и неудачи. Основное условие достижения успеха в любой человеческой деятельности - это навык и умение взять на себя определенные функции, а также обеспечить соответствующее руководство.

Сегодня предлагается широкий выбор книг о том, как развить в себе навыки и качества лидера не только в деловой, но и в повседневной жизни.

Лидерами невозможно родиться, лидерами возможно стать!

При благоприятной возможности человек ищет пути для того, чтобы занять лидерскую позицию. Многие живут обычной жизнью до тех пор, пока не возникла какая-либо ситуация, потребовавшая от них решающего шага, в результате которого они приняли на себя ответственность лидерства со всеми его последствиями.

«Передовиком» можно стать лишь тогда, когда не только в бизнесе, но и в повседневной жизни человек проявляет определенные качества, а также нормы того поведения, которое свойственно именно лидеру.

Что такое лидерство?

Наряду с другими навыками, лидерство - это усовершенствование поведения и отношения к жизни через практику путем многократного повторения. Такое качество, как желание вести за собой людей, обычно вознаграждается сполна. Если вы - лидер, то непременно завоюете поддержку и уважение тех людей, которые вас окружают. Наслаждение чувством масштабного контроля и личной властью в любых аспектах жизни становится для вас неотъемлемой частью. Цели, которые раньше могли показаться заоблачными, теперь достигаются намного проще.

Можно ли стать лидером?

Чем в большей мере вы сможете применить к себе качества лидера, тем положительнее будете относиться к себе. Придет ощущение наслаждения высоким уровнем самооценки и самоуважения. Чувствуя себя умным, сильным человеком со способностью достигать наилучших результатов, вы сможете произвести перемены в лучшую сторону не только на работе, но и дома.

Дать начало мыслям и поступкам, которые присущи лидерам, а также, применяя все эти качества на практике в своем бизнесе и личной жизни, вы сможете притянуть к себе всё больше и больше возможностей, использовать все свои таланты на еще более высоком уровне.

Стоит перечислить основные качества лидера, без которых трудно удержаться на вершине пьедестала.

Качества, необходимы лидеру

  • Мужество - это смелые решения и действия на пути из неудач и трудностей. Контролировать себя, испытывая страх, принимать нелегкие решения и совершать действия, когда нет гарантии в том, что успех будет на вашей стороне - это качества хорошего лидера.
  • Искренность . Чтобы заслужить доверие, в первую очередь необходимо быть честным с самим собой. Только тогда можно сказать, что мы открыты и перед другими людьми, окружающими нас.
  • Реализм . Принимайте мир таким, каков он есть на самом деле, а не таким, каким бы вы хотели видеть его сами. Это золотое правила реализма. Необходимо не позволять себе расстраиваться из-за неприятностей, а также не стоит верить в то, что кто-то решит наболевшую проблему за вас. Быть примером во всём - это неотъемлемое качество настоящего лидера. На таких людей принято равняться, они очень надежны. Если лидер дал обещание, хотя, возможно, и очень неуверенно, стоит полагаться на то, что оно будет сдержано.
  • Аналитический склад ума - это именно то, что даст возможность вынести из неудачи ценный опыт. В будущем такие «набитые шишки» обязательно пригодятся и помогут избежать возможных неудач.
  • Способность и готовность учиться. Личный рост, саморазвитие - всё это требует осознанной подготовки, усилия и работы над собой. Лидер - это тот, кто всегда готов к новому и неизведанному, тот, кто хочет глубоко изучать те нюансы, которые впоследствии сделают его еще более решительным человеком.

Все эти качества, необходимые лидеру для того, чтобы достичь успеха, нужно совершенствовать ежедневно.

Психологические качества

Всем известно, что каждый человек - индивидуальность. Но не все знают то, что именно личность в процессе становления и формирования характеризуется психологическими качествами, которые, как правило, остаются с нами уже на протяжении всей жизни.

Психологические качества лидера бывают положительными и отрицательными. Влиять на это может воспитание, общество и прочие факторы. Например, люди, которые занимаются спортом, скорее всего, обладают стойкостью, волей к победе и выносливостью. Чувство вкуса мы сможем развить в себе, если много читаем, интересуемся искусством и занимаемся творчеством. И таких примеров может быть очень много.

Минусы лидера

Увы, не все качества мы можем расценивать как положительные. Например, те самые занятия, названные ранее, могут иметь обратную сторону медали: спорт подразумевает серьезную конкуренцию, а отсюда следует, что и основным качеством человека будет жестокость. Это может относиться к абсолютно любым занятиям, посвящать жизнь которым мы готовы, погружаясь в них с головой.

На протяжении жизни в людях формируется "скелет" личности. Предугадать всё порой невозможно, многие события случаются против нашей воли, но так или иначе оставляют неизгладимый след, который впоследствии и формирует психологические качества лидера.

Поведение настоящего лидера

Человек, ведущий за собой окружающих, должен обладать следующими умениями и навыками:

Политическое лидерство

Политический лидер - человек, который, обладая определенными качествами, способен вести за собой людей и всю систему в целом.

Существует три аспекта, которые определяют составляющие личности:

  • инструменты, с помощью которых власть осуществляется;
  • непосредственно ситуация.

С помощью каких черт характера политические наставники приобретают доверие со стороны окружающих? И какие личные качества лидера присущи политику?

Отличительные черты политического лидера

Условно все их можно поделить на три группы:

  • природные качества;
  • нравственные качества;
  • профессиональные качества.

К первым, пожалуй, можно отнести силу воли характера, наличие тонкой интуиции, решительность, магнетизм. Во вторую группу стоит включить такие качества политического лидера, как честность, благородство, нравственность, забота об окружающих людях и справедливость.

К третьей группе можно отнести следующие качества лидера:


В совокупности такие характеристики прокладывают дорогу к возможности осуществления государственной и общественной деятельности. Все эти качества, необходимые лидеру, как правило, напрямую связаны с его политической деятельностью и умением оставаться на высоте.

Функции политического лидера

Цели, которые лидер ставит перед собой, обычно связаны непосредственно с функциями, которые он выполняет. Ситуации бывают критическими и чрезвычайными, но важно при этом создать такую программу действий, которая при любых обстоятельствах могла бы быть воплощена в жизнь.

Список основных функций политического лидера:

  • Аналитическая . Она подразумевает глубокий анализ сложившейся ситуации.
  • Разработка программы действий. Выполнение данной функции зависит от такого качества личности лидера, как способность брать на себя большую ответственность. Также необходимо обладать решимостью и смелостью.
  • Мобилизация граждан страны. Умение убеждать, вступать в переговоры, вести за собой массы и вдохновлять - основные качества лидера, требующиеся для реализации данной функции.
  • Новаторская : разработка усовершенствованных программ, новых идей, формирование целей и задач.
  • Организаторская - это соединение коммуникативной и новаторской функции. Способность организовывать сообщества, завоевывать доверие человеческих масс, регулировать реформы и преобразования.
  • Коммуникативная : служение людям, выражение интересов общества, учитывание смены общественного настроения, мнения, которое отражает динамику жизни.
  • Координационная . Согласование преобразований, координация всех ветвей власти, в том числе суда и исполнительных органов.

После того как вы сможете освоить основные личностные навыки, перечисленные ранее, каждый будущий шаг будет даваться легче с каждым днем. Все эти рекомендации, безусловно, помогут в том, чтобы хоть чуточку приблизится к заветной мечте или просто стать более уверенным в себе.

Необходимо понимать, что для того, чтобы стать лидером, нужно пройти долгий и тяжелый путь, который требует постоянной работы над собой. Это процесс перевоплощения, который никогда не заканчивается. На пути к успеху необходимо получать удовольствие от собственного самосовершенствования.

Поиск новых вариантов для мотивации окружающих - задача настоящего лидера! Справиться с ней под силу каждому человеку, достаточно приложить усилия. Такая работа над собой должна проводиться ежеминутно. Но научившись получать удовольствие от таких перемен, человек уже не захочет останавливаться и пойдет к новым вершинам.

Политическое лидерство — понятие многомерное. Однако три аспекта являются определяющими.

Личностные черты лидеров;

Инструменты осуществления ими власти;

Ситуация, с которой сталкивается лидер.

Комбинация этих трех аспектов во многом предопределяет становление политического лидера, эффективность и результативность его деятельности. Остановимся на указанных аспектах подробнее.

Благодаря каким качествам и чертам характера политические лидеры завоевывают доверие, приобретают признание и получают поддержку со стороны людей? Какие характерные черты и свойства личности необходимы лидеру, чтобы вести массы за собой? Сразу отметим, что не стоит пытаться найти некий набор конкретных личностных качеств, которыми обладали бы все выдающиеся политические лидеры. В подтверждение этой мысли приведем три примера политических лидеров, оставивших очень заметный след в истории, и в то же время так не похожих друг на друга по своим личностным качествам.

Причин тому очень много. Среди них:

Так называемые "пределы политического лидерства", которые резко ограничивают свободу деятельности политика;

Разделение властей;

Сравнительно короткие сроки пребывания у власти.

Кроме того, как уже подчеркивалось, крупные политические лидеры появляются в периоды глубоких кризисов. "Свое время" необходимо было и для де Голля, и для Уинстона Черчилля. Кризисные периоды - это война и связанная с ней разруха, это глубочайшие спады производства в связи с циклическим характером развития экономики. Если иметь в виду типичные для прошлого кризисные ситуации, то их вероятность в настоящее время по известным причинам существенно снижена: новая мировая война грозит самому существованию человечества в силу возможного использования ядерного оружия. Что касается экономических кризисов, подобных кризису 30-х годов, то современные государства научились их прогнозировать и не допускать. Именно по этим причинам для современности типичны не лидеры-герои, а такие политические лидеры, которые в конкретных условиях обеспечивают своим странам три высочайшие ценности: национальную безопасность, рост благосостояния народа и соблюдение прав человека.

По мере сокращения в мире недемократических режимов и, соответственно, становления новых демократических государств, обнаруживает свое самостоятельное действие пятая тенденция - сокращение границ власти политического лидера. Уменьшаются сроки пребывания у власти. Но дело не только в этом. Развитию данной тенденции способствует совершенствование системы разделения властей. Пример современной Украины в этом отношении весьма показателен — и в части сокращения сроков пребывания на вершине пирамиды политической власти, и в части ограниченности властных функций. Хотя президент страны и наделен очень большими полномочиями, становлению авторитаризма существенно препятствуют другие ветви власти (Верховная Рада, Верховный суд). Эта тенденция закреплена и в конституционной реформе, осуществляемой в нашей стране.

Таковы современные тенденции в развитии политического лидерства. Следует, однако, подчеркнуть, что для оценки действительной роли политического лидера необходимо время. Лишь с его течением определяется подлинная значимость политического лидера. И в качестве примера — вновь о Франклине Рузвельте: истинное его величие история смогла оценить лишь через много десятилетий.

Современные теории политического лидерства

Поскольку данная тема привлекает широкое внимание политологов во всем мире, теорий политического лидерства в целом и касающихся отдельных аспектов данной проблемы очень много. Мы остановимся на некоторых из них.

Теория черт . В ней основное внимание уделяется личностным качествам лидеров. Перечисляются десятки качеств, которыми в идеале должен обладать лидер. Например, американский ученый Богардуссчитает, что лидером человек становится благодаря таким качествам, как энергия, ум, характер. Лидер лишь раскрывает способности, заложенные в нем природой от рождения, и уже в детстве можно предсказать, что этот человек будет лидером. Особенно бурный всплеск в развитии данной теории отмечался в США в середине XX века (Смит, Бэрд). Выделяются также такие качества, как юмор, инициативность, умение предвидеть, способность привлекать к себе внимание, общительность, такт, уверенность.

Очевидно, что политическому лидеру необходимы многие качества, в том числе и заложенные в нем природой. Но профессиональным политиком его делают не только комбинация и сочетание различных качеств и черт, но и особенности политической ситуации.

Ситуационная концепция . Ее авторы — американские политологи Р. Даль, В. Фиддер, Т. Хинтон. Они рассматривают лидерство как функцию ситуации, то есть как поведение лидера, которое вполне подходит для одной ситуации и может быть полностью непригодно для другой. Появление лидера - результат действия факторов места, времени и обстоятельств. Великий лидер чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до точки, когда он может ее использовать. Вспомним прекрасный пример из истории Отечественной войны 1812 года, когда именно подобным образом повел себя полководец М.И. Кутузов . Все великие лидеры обладали способностью обратить ситуацию в свою пользу.

В разработанных американскими политологами теориях представлена концепция дифференциации политических лидеров на основе комплекса характеристик , среди которых главное место отведено личностным чертам самого политического лидера и конкретной ситуации, в которой он действует. На этой основе выделены четыре типа политических лидеров. Это образные, метафорические типы: «знаменосец», «служитель», «торговец» и «пожарный».

Лидер - «знаменосец» - это крупный стратег. Он формирует собственную политическую программу и реализует свои идеи и цели. Это человек с сильной волей и собственным видением действительности. Его приверженцы не оказывают на него практически никакого влияния (например, К. Маркс, В.И. Ленин).

Лидер - "служитель " ориентируется на своих приверженцев и стремится выступать в роли выразителя их интересов. В отличие от лидера - "знаменосца" он не сам формулирует задачи в соответствии с собственным видением политических реалий, а именно его приверженцы (избиратели) определяют задачи, которые становятся для лидера - "служителя" центральными. Примером могут быть Р. Рейган, Г. Коль.

Лидер - "торговец" как бы продает избирателям свои идеи, программу, планы в обмен на поддержку. Особенность этого типа политиков — в особом характере их взаимоотношений с избирателями. Важное значение приобретает способность такого лидера убеждать, а также та стратегия, к которой он прибегает, чтобы добиться поддержки (например, Ф. Рузвельт).

Лидер - "пожарный" занимается "тушением пожаров", то есть реагирует главным образом на те проблемы, которые встают перед его приверженцами, избирателями. Лидеры - "пожарные" активно откликаются на требования жизни, политической ситуации, на возникающие острые проблемы. Их действия определяются насущными требованиями момента (Е. Гайдар).

Здесь важно иметь в виду, что в чистом виде такие типы политических лидеров встречаются крайне редко. Чаще всего политические лидеры в своей политической деятельности сочетают элементы каждого из перечисленных типов лидеров. На особенности политического поведения того или иного политического лидера оказывают влияние различные факторы: черты характера, ситуация, последователи (избиратели).

Типологию лидерства на основе учета личных качеств лидера и конкретной ситуации предложил немецкий социолог М.Вебер. Он выделил три типа господства - традиционное, рационально-легальное, харизматическое.

Традиционное лидерство опирается на обычаи и традиции, которые уходят корнями в далекое прошлое. Привычка подчиняться основана на вере в святость традиции передачи власти по наследству: право на господство лидер приобретает благодаря своему происхождению. Таким типом пользовался монарх. Хотя данный тип лидерства уходит в прошлое, тем не менее, он до сих пор сохраняется в ряде стран (например, в некоторых странах Персидского залива).

Харизматическое лидерство основано на вере в богоизбранность личности, в исключительные качества данного человека. Понятие «харизма» заимствовано М.Вебером из раннехристианской литературы и означает «благодать, дар божий». Взаимоотношения между лидером и массой носят эмоционально-мистический характер, от масс требуется полная личная преданность «вождю», который выполняет «историческую миссию». Харизматическое лидерство свойственно переходным обществам, проводящим модернизацию. Харизматическое господство может создавать условия или для традиционной власти (например, для возвращения к институту монархии), или для рационально-легальной.

Особенность харизматической власти состоит в том, что она лишена каких-либо объективных оснований, например, не опирается на закон, традицию. Такая власть существует благодаря исключительно личным качествам харизматического лидера и веры в него. В период глубоких структурных изменений в обществе харизматический лидер способен сплотить нацию, вселить веру в успех преобразований. Вместе с тем, у масс нередко формируется патерналистское (отеческое) сознание. Они перекладывают заботу о своем существовании, разрешении возникающих проблем на плечи руководителей.

Рационально-легальное лидерство олицетворяет бюрократия. Власть опирается на единый и принятый всем обществом свод правовых норм. Компетенция каждого лидера определяется конституцией и правовыми нормами. Рационально-легальное лидерство распространено в индустриальном обществе. Лидер-чиновник выступает не как индивид, от которого исходит власть, а как агент определенной государственной функции, рациональной с точки зрения целостности системы.

Распространена типология лидерства, где основным критерием является стиль деятельности лидера. Выделяется демократическое и авторитарное лидерство. Лидер, требующий монопольной власти - авторитарный. Связи между членами группы минимальные, взаимодействие происходит под контролем лидера. Он пытается повысить активность в группе административными методами. Главное его оружие - железная требовательность, угроза наказания. Демократический лидер способствует максимальному участию каждого в деятельности группы, не концентрирует ответственность, а старается распределить ее среди членов группы, создает атмосферу сотрудничества.

По характеру деятельности выделяют такие типы лидерства: а) универсальный, то есть постоянно проявляющий качества лидера; б) ситуационный, проявляющий качества лидера в определенной ситуации.

1) лидер - вдохновитель, разрабатывающий и предлагающий программу поведения;

2) лидер - исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

3) лидер, являющийся одновременно и вдохновителем, и организатором.

По видам деятельности различают формальное и неформальное лидерство. Формальный лидер связан с установленными правилами назначения руководителя и подразумевает функциональные отношения. Неформальный лидер возникает на основе личных отношений участников. Эти виды лидеров либо дополняют друг друга и сочетаются в лице авторитетного руководителя, либо вступают в конфликт, и тогда эффективность организации снижается.

ВЫВОДЫ

Лидерство формируется в любой социальной группе. Для него характерно наличие определенных качеств, способствующих наиболее полному выражению интересов группы. К политической элите относят прослойку, участвующую в принятии и организации выполнения политических решений. Политические элиты различаются по способу формирования (открытые и закрытые), по способу получения власти (легитимные и нелегитимные), по способу осуществления власти (демократические, авторитарные, тоталитарные).

Элита представляет собой коллективное лидерство. Лидерство индивидуальное представлено политическими лидерами. Типологизация лидерства происходит по источнику признания (традиционное, харизматичное, легальное лидерство), по специфике политической деятельности (административное, агитаторское, теоретическое), по стилю деятельности (авторитарное, демократическое, либеральное).

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Почему политическая элита формируется в любом обществе?

2. Назовите характерные признаки элиты как социальной группы.

3. Какие процессы происходят внутри элиты и между элитными группами?

4. Какие функции выполняет политическая элита?

5. Какие элиты, кроме политической, вы знаете?

6. Назовите известные вам типы политической элиты.

7. Какими качествами должен обладать политический лидер?

8. Назовите известные вам типы политического лидерства.

9. Охарактеризуйте одного из ныне действующих политиков по типологии лидерства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блондель Ж. Политическое лидерство. Путь к всеобъемлющему анализу. - М., 1992.

2. Бунин И.М. Партия активистов или партия нотаблей? // Рабочий класс и современный мир. - 1990, № 4.

3. Диктаторы и тираны. Энциклопедический справочник. - Смоленск, 1997. - Т. 1,2.

4. Кухта Б., Теплоухова Н. Політичні еліти і лідерство. - Львів, 1995.

5. Литвин В. Політична арена України: дійові особи і виконавці. - К., 1994.

6. Марченко Н.Н., Фарукшин М.Х. Буржуазные политические партии. - М., 1987.

7. Михельс Р. Социология политической партии в условиях демократии. // Диалог. - 1990.

8. Свалов А.Н. О пролетарских партиях «старого» и «нового» типа. // Рабочий класс и современный мир, 1990, № 1.

9. Трофимов М.И. Политическое лидерство. // Социал-политические науки. - 1991, № 12.

Различные культурные и исторические эпохи, ряд политических, экономических и социальных условий и уровня жизни общества означает наличие лидеров с различными характеристиками характера, достаточными для решения насущных проблем в группе, классе или организации.

Спрос на таких людей в наше время особенно высок, и поэтому предложение растет. За этим следует развитие борьбы за позицию лидера, которая может быть занята и удерживаться только теми, кто обладает определенными управленческими способностями.

Индекс:

В предыдущем уроке мы изучали, как изменить восприятие лидера и характеристики его характера, и он сосредоточил внимание на том, что знание управления феноменом было выброшено из представления, которое должен родиться лидер, полагая, что почти любой человек, который квалифицированных и развитых управленческих качеств.

Важно знать, что разные желания требуют разработки специальных функций: ректора университета и генеральной армии, владельца небольшой компании и директора транснациональных корпораций — всех их лидеров, но набор атрибутов, необходимых для успеха в определенной области и достижения успеха, различен. В то же время существуют общие характеристики характера, без которых невозможно просто стать лидером.

Определение основных характеристик лидера современной литературы

Джон Максвелл, один из самых важных современных авторов, занимающихся вопросами лидерства, а также личное и корпоративное развитие, в книге «21 Обязательный менеджер по качеству» отличает ведущие качества:

первый

Основные лидерские качества: что должно быть правильным лидером

Мужество. Обнаружение силы внутри и принятие первого шага часто намного сложнее, чем предпринимать какие-либо дальнейшие действия. Оставляя зону комфорта, нужно мужество, потому что невозможно уйти, не вникая в нее. «Путь будет контролироваться событиями».

2. Страсть. Когда человек полностью привержен идее или работе, кажется, что все остальное не существует. Страсть к тому, что вы делаете, является важной особенностью, потому что вы действительно можете добиться успеха только благодаря той работе, которую вы любите.

третий

Компетентность. Способность не только показать свои знания в определенной области словами, но и подтвердить их действиями и, самое главное, с результатами, стоит того.

4. Взгляд в будущее. Люди добровольно следуют за теми, у кого нет краткосрочной идеи, но есть глобальная точка зрения, долгосрочный план реализации плана.

С другой стороны, английский публицист Кирилл Норткот Паркинсон идентифицирует следующие элементы управления, которые каждый может разработать:

  • Воображение. Лидер должен ясно представить, что произойдет из-за его деятельности и того, что будет в конце пути, по которому он пойдет.
  • Знание. Ему нужны были знания, необходимые для выхода на дорогу.
  • Talent. Каждый человек наделен талантом, только вам нужно знать, как это сделать.

    Мартин Роджер, лауреат Нобелевской премии по литературе, сказал: «Талант без проблем — это фейерверк: на мгновение ослеплен, а затем ничего не остается».

  • Определение. Это качество, которое мотивирует человека действовать, заставляет его каждый день добиваться определенного результата.
  • Жесткость. Иногда все должно быть организовано и сделано для того, чтобы другие действовали, поскольку он считает, что лидер нужен.
  • Привлекательность. Одной из главных характеристик ведущего персонажа является способность стать магнитом для людей, чтобы привлечь их к себе, чтобы возглавить последователей.

Развитие лидерства

Само собой разумеется, что программа развития управленческих качеств — задача сложная, но вполне верная.

Установив аналогичную цель, вы должны быть максимально адаптированы к достижению поставленных задач, чтобы четко сосредоточиться на практических шагах.

Цель и настойчивость — важные характеристики лидера.

Первым шагом является четкое понимание того, что невозможно стать лидером в день, неделю, месяц. Из этого следует, что вы должны установить конкретные цели: от краткосрочной (той, в которой вы должны работать в первую очередь) до долгосрочного (как вы видите свою жизнь через несколько лет).

Упражнение 2.1.

Классическое упражнение «Кто я?». Напиши 10 ответов на этот вопрос в списке. Каждый ответ должен начинаться с «I» и должен быть конкретным. Например, это может быть запись «Я студент».

После записи ответов внимательно изучите их. Цель на этом этапе — выяснить, что мешает вам стать лидером. Если в ответах есть версии типа «Я плохой друг» или «Я — молчаливый человек», подумайте о том, как исправить недостатки и начать работать в этом направлении.

Упражнение 2.2 Лидер отличает четкое представление о целях своей деятельности. Запишите на листе бумаги под заголовком «Моя цель» все, что вы хотели бы достичь в результате обучения в лидере.

По вашему мнению, вы можете потерять личные качества или желания для определенной позиции на работе. Будьте критически настроены и не думайте долгое время, тщательно планируйте заранее.

В результате вы получите материал для первоначального анализа и установки, для которого это особенно важно. Поймите, как вы можете стать лучше, развить недостающие функции и начать каждый день работать над обучением лидера внутри вас.

Упражнение 2.3.

Отмечайте свой прогресс. В конце каждого дня убедитесь, что на листе бумаги записано по крайней мере 3 вещи на несколько минут, что вам удалось в то время больше всего. Вы должны сделать это, даже если это был очень плохой день.

Это упражнение научит вас видеть позитив и отмечать его, и не назначать его отрицательным, как и большинство людей. Позитивное мышление является важным элементом личности лидера. Сосредоточьтесь на успешных аспектах своей деятельности, вы также получите дополнительную мотивацию.

Будьте активны. Это в ваших силах изменить вашу жизнь и изменения.

Другими словами, ответственность за то, что происходит с вами в полном объеме, находится в ваших руках. Неужели она не удовлетворена тем, чем она является сейчас? Начните работать и меняться.

Выйдите из зоны комфорта. Делайте то, что вы еще не делали раньше, но то, о чем вы мечтали.

Научитесь танцевать или готовиться, подниматься — делать то, о чем вы никогда не мечтали. Не ждите подходящего случая или того, кто соглашается присоединиться к вам.

Это научит вас смотреть вещи шире, персонализировать свои идеи и быть независимыми от вашего выбора.

Постоянный личный рост. Продолжайте расти. Будьте заинтересованы в последних достижениях и нововведениях в области вашей работы и смежных областях, углубите свою компетентность. Развивайте творчество и творчество. Это научит вас жить мыслящим и нестандартным действиям.

Станьте лидером в своей жизни. Недостаточно быть главой офиса.

Будьте активны в нерабочих отношениях с другими людьми, семьей, друзьями, с которыми вы играете в футбол или теннис. Получите преимущество во всех областях вашей жизни.

Уверенность в себе. Это вера в собственную силу, а не высокомерие и высокомерие, что является признаком ведущего характера.

Возможность общаться с людьми. Навыки успешного общения имеют большое значение для менеджера.

Мы поговорим о них на одном из следующих уроков.

Вспоминая все вышеизложенное и постоянно совершенствуя индивидуальные черты, вы можете развить их и добиться положительных результатов.

Дополнительный материал для этого урока

Кроме того, обратите внимание, что некоторые тестовые вопросы для этого урока и для руководства по тестированию были основаны на материале в вышеуказанных статьях.

Теперь, когда вы знакомы с характеристиками лидера, перейдем к следующему уроку.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания темы этого урока, вы можете выполнить небольшой тест, который состоит из нескольких вопросов.

В каждом вопросе может быть только один вариант. Когда вы выбираете один из параметров, система автоматически переключается на следующий вопрос. На полученные вами очки влияют правильность ваших ответов и время, затрачиваемое на переход. Имейте в виду, что все вопросы различны, а варианты смешаны.

Статистика Полный экран

← ← 1 Теории управления3 Полезные навыки →

Политическое руководство — концепция высоко оценена. Однако три аспекта являются решающими. Это:
— личностные черты лидеров;
— инструменты для обеспечения власти;
— ситуации, с которыми сталкивается лидер.

Сочетание этих трех аспектов во многом определяет появление политического лидера, эффективность и эффективность его деятельности.Природные особенности : сила личности, воли, индивидуальный магнетизм, решительность, гипноз, тонкая интуиция.

Моральные качества политических лидеров . Платон, Аристотель и Конфуций также говорили о необходимости правителей.

Среди этих качеств были названы благородство, честность, лояльность к общественному долгу, забота о людях, общественное благо и справедливость. Профессиональные характеристики политических лидеров они очень разнообразны: аналитические навыки, способность быстро и точно ориентироваться в окружающей среде, разумно противостоять мнению других, политическая мудрость, компетентность, профессионализм в принятии политических решений.

Это также включает талант для привлечения людей, ораторский талант, чувство юмора, способность убеждать, энтузиазм, способность руководить людьми для себя. Вместе эти способности дают сильную способность к общественной и государственной деятельности.

Функции, выполняемые политическими лидерами, во многом определяют поставленные ими цели и ситуацию, среду (экономическую и политическую), в которой они должны действовать. Ситуация, как правило, является кризисом с целью осуществления программы мер и ее реализации. Основываясь на сказанном, можно определить следующие три функции, выполняемые политическими лидерами, чтобы решить проблемы обеспечения выхода государства из положения.

Аналитическая функция , или функции диагностики.

Качество лидера. Каковы характеристики лидера?

Зв глубокий и всесторонний анализ причин ситуации, изучение всех объективных и субъективных факторов и реальности.
Функция разработки программы действий .

В их исполнении важную роль играют личные качества политического лидера, его решительность, энергия, интеллект, интуиция, мужество и способность брать на себя большую ответственность. Инновационная функция означает, что политический лидер сознательно вводит новые, конструктивные идеи для социальной структуры общества.

Для этого разрабатываются новые политические программы и стратегические планы социального развития, а политические структуры модернизируются и реорганизуются. Функция связи включает отражение полного спектра потребностей и интересов людей как в политических проявлениях, так и в программах политических лидеров и в практической деятельности.

Политический лидер — своего рода батарея настроений в обществе, показатель жизненных устремлений и желаний людей. В конце концов, главная цель и цель всей политической деятельности лидеров — служить людям, выражать интересы общества в целом и различных социальных групп.

Организационная функция логически следует инновационным и коммуникационным функциям. Речь идет о мобилизации масс в осуществлении политических программ и решений в жизни. Чтобы руководить и организовывать коллективный иск, политический лидер должен обладать управленческими качествами, способностью завоевывать доверие людей, пробуждать его социальную деятельность, вдохновлять и возглавлять, объединяя усилия всех слоев общества.

Организационная функция также включает формирование персонала и консолидацию сторонников реформ. Функция координации является продолжением организационного характера и призвана координировать и координировать действия всех политических реформаторов — институтов и институтов управления и практических исполнительных решений.

Координационная функция включает корреляцию и координацию деятельности всех ветвей власти и энергетических институтов: парламента, судов и исполнительных органов. Интегративная функция призвана сохранить целостность и стабильность общества, гражданский мир и гармонию.

Это обеспечивает выживание политического союза, единство всех политических социальных сил и сплоченность всех его социальных групп. Задача поддержания консенсуса в обществе является ключевой функцией политического лидера.

⇐ previous3456789101112Следующий ⇒

Но среди нас есть много скрытых лидеров, которые влияют на поведение других людей, иногда даже не осознавая этого.

Может быть, вы один из них!

Factrum перечислены десять функций, которые отличают рожденного лидера.

Вы неудобны и всегда готовы слушать чужое мнение

Если вас привлекают люди из-за вашей открытости, вы являетесь лидером.

Если люди часто просят вас советоваться, то ваша позиция стоит в глазах других.

Если вы поможете людям проложить путь, тогда вы являетесь лидером.

Люди рассчитывают на вас

Если люди полагаются на вас, то вы знаете, как сохранить свое слово. Если вы проявляете ответственность каждый день и день, тогда другие доверяют вам, поэтому вы являетесь лидером.

Хороший слушатель, и люди доверяют вам ваши секреты

Способность слушать других людей, которые доверяют вам свои секреты, не опасаясь, что вы можете использовать их против них, — это признак сильного руководства, не говоря уже о том, что это признак достойного человека.

Если вы понимаете, что слушание важнее, чем говорить, и если люди знают, что они могут вам доверять, вы ведете.

Другие следуют их примеру

Самая сильная форма лидерства — это не убеждение или принуждение, а личное дело.

Какими качествами обладает настоящий лидер?

Люди могут сказать, кто много работал. Если этот человек — вы, то, конечно, они следуют за вами — и вы — лидер.

Вы достигаете совершенства

Аристотель также сказал: «Мы то, что мы делаем не один раз. Полнота — это не поступок, а привычка». Когда вы стремитесь достичь совершенства и называть других, вы говорите им, что предпочитаете работать, а не говорить и обещать.

Если вы не ищете оправдания, но вы поддерживаете высокий уровень качества, вы являетесь лидером.

У вас есть положительное отношение

Позитивные, оптимистичные люди делают других счастливее. Позитивный взгляд на мир не означает, что вы закрываете глаза на проблему, но это позволяет вам находить что-то хорошее практически в каждой ситуации и знать, что в конечном итоге они все приспособится. Если вы по своей сути вдохновлены убирающимися оптимистами и мотивацией других людей, то вы лидер.

С уважением относиться к людям

Знание может дать вам силу, интеллект может дать вам преимущество, но, обращаясь к другим с уважением, вы всегда будете уважать взамен.

Если вы ищете хороший сайт в каждом и уважаете их так, как они есть, люди очень ценятся, и вы ведете.

Искренне заботился о других

Если вы разделяете экологические знания, дайте им шанс добиться успеха; Если вы обратите внимание на их благополучие и сделаете все, чтобы помочь им достичь своих вершин, вы являетесь лидером.

Вы уверены в себе и энтузиазма

Большинство людей разговаривают друг с другом, чтобы понять, как себя вести.

Если вы хотите быть уверенными, что двигаетесь к своей цели и не препятствуете препятствиям на пути. Если работать в правильном направлении, и предвидеть результат, вы руководите.

Вы считали себя нормальным человеком?

Переоценить в соответствии с вышеизложенным. Возможно, вы всегда были лидером, не узнавая об этом!

Вам нравится этот пост? Поддержка Factum, нажмите:

MixStuff 06/10/2016

Человек, ведущий за собой…

Требования к вожатому и к его профессиональной деятельности были всегда высоки, разнообразны. И это справедливо, ибо личность вожатого – уникальное педагогическое средство, «инструмент прикосновения к личности воспитанника».

Профессионально-значимые качества вожатого, лидера детского коллектива

  • Активность – умение действовать целеустремленно, энергично, напористо.
  • Инициативность – творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений.
  • Организованность – способность планировать и конструировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность.
  • Общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность взаимодействовать с людьми.
  • Сообразительность – способность доходить до сущности явлений, видеть их причины и следствия.
  • Настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца.
  • Самообладание – способность контролировать свои чувства, действия и поведение в сложных ситуациях.
  • Наблюдательность –умение видеть малозаметные, но значимые детали.
  • Самостоятельность – независимость в суждениях, умение брать инициативу и ответственность на себя.

Требования руководителей лагерей к вожатым и педагогам

  • Позитивное представление о себе и способность реализовать свой потенциал.
  • Вера в то, что вы можете оказать положительное влияние на жизнь детей.
  • Способность плодотворно работать в непосредственном контакте с другими людьми.
  • Способность принимать на себя ответственность и мотивировать других людей.
  • Способность взаимодействовать с детьми различных возрастов и интересов.
  • Уважительное отношение ко всем расам, культурам, религиям.
  • Способность энергично браться за дело, идти вперед, преодолевая трудности.
  • Креативность мышления.
  • Понимание того, что из каждой ситуация можно извлечь урок.
  • Готовность быть контролируемым близкими по возрасту коллегами.
  • Готовность обходиться без домашнего комфорта и уюта и работать при недостатке сна.
  • Способность хорошо себя чувствовать в условиях недостатка уединения.
  • Способность не выносить личную жизнь на показ.

Саморефлексия вожатого

Лето при всей своей значимости в жизни отдельного ребенка и вашей вожатской жизни – это всего лишь короткий, быстротечный промежуток времени.

У вас не будет возможности не спеша наблюдать за всем, вы будете постоянно в суматохе событий. В этой «суете сует» есть опасность не успеть понаблюдать, поразмыслить, запомнить, «остановить мгновение» для осмысления происходящего.

Чтобы не вернуться из лагеря с ощущением безрадостной усталости от непонимания того, что делал, почему делал, для чего делал, вам еще до начала работы нужно поразмыслить:

  • о мотивах вашей деятельности в качестве отрядного вожатого;
  • о трудностях в работе вожатого;
  • о том, что такое детский отдых в условиях лагеря;
  • о детях в ситуации летнего отдыха, об их ожиданиях, интересах;
  • об индивидуальных проявлениях возрастных особенностей, детей в ситуации организованного летнего отдыха;
  • о собственных педагогических возможностях в изменении жизни детей к лучшему;
  • о собственной педагогической компетентности (педагогические и психологические знания, умения и навыки);
  • о ваших, личностных качествах и их влияние на успешность вожатской работы;
  • о ценностях, которые должны освоить дети, используя уникальность ситуации предстоящего отдыха в условиях детского оздоровительного лагеря;
  • о продуктивных отношениях с администрацией и коллегами и способах установления таких отношений;
  • о ваших опасениях (возможно, страхи) в связи с предстоящей деятельностью.

По окончании смены проанализируйте, насколько совпали ваши ожидания от собственной работы в качестве вожатого и действительность.

Выявите динамику личностных изменений.

Успех вожатого зависит от того, насколько хорошо он может анализировать и оценивать свою работу, происходящие события; умеет ли он учиться на ошибках и извлекать пользу из промахов.

Качества лидера. Какими качествами обладает лидер?

Анализируя прожитый день (или проведенное дело) , найдите ответы на следующие вопросы:

  • что мне удалось и не удалось сегодня и почему?
  • что отняло у меня слишком много времени?
  • что я сделаю завтра для более рациональной работы?

Метод анализа «Пять пальцев» занимает пять минут. Посмотри на ладонь и подумай:

  • мизинец (М — «мысль»): какие знания, опыт я сегодня приобрел?
  • безымянный (Б — «близка ли цель?»): что я сегодня сделал для достижения своей цели?
  • средний (С — «состояние духа»): каким было мое настроение, от чего оно зависело?
  • указательный (У — «услуга»): чем я мог помочь другим людям, чем порадовал их?
  • большой (Б — «бодрость тела»): как я физически чувствовал себя, что я сделал для своего здоровья?

Что следует фиксировать для осмысления проделанной работы?

  • Свое поведение в разнообразных ситуациях собственной педагогической деятельности.
  • Свое отношение к событиям и явлениям, мнениям и оценкам детей и взрослых.
  • Свое эмоциональное состояние в различных по степени трудности педагогических ситуациях.
  • Положительный и отрицательный педагогический опыт коллег-вожатых, свое понимание и непонимание мотивов детских поступков, скрытого смысла вопросов детей, их реакций на ваше педагогическое воздействие.
  • Затруднения в деятельности и общении, испытываемые вами, вашими воспитанниками и коллегами.
  • Незапланированные вами положительные и отрицательные эффекты в вашей работе.

Нормативно-правовые аспекты деятельности детского оздоровительного лагеря

Должностные инструкции

Четкое распределение функциональных обязанностей позволяет решать вопросы подготовки и повышения квалификации педагогических сотрудников для работы в детском оздоровительном лагере.

Начальник (руководитель) лагеря (смены):

  • вместе с педсоветом определяет стратегию развития лагеря;
  • составляет штатное расписание, определяет должностные обязанности персонала;
  • несет ответственность за жизнь и здоровье детей и сотрудников, за создание безопасных условий труда и отдыха, находящихся в лагере;
  • организует планирование жизнедеятельности лагеря, направленной на оздоровление и развитие детей;
  • отвечает за организацию учета детей;
  • проводит инструктаж по технике безопасности с регистрацией в специальном журнале;
  • контролирует выполнение персоналом должностных обязанностей и правил внутреннего распорядка;
  • контролирует соблюдение педагогически целесообразного режима дня, разработанного и утвержденного педагогическим советом;
  • осуществляет контроль и анализ эффективности проводимых мероприятий с учетом соблюдения принципа рационального сочетания разнообразных видов воспитывающей деятельности;
  • несет ответственность за выполнение программы работы лагеря;
  • оказывает методическую помощь воспитателям;
  • следит за выполнением санитарно-эпидемиологических правил и несет ответственность за организацию и качество питания;
  • составляет аналитический отчет о деятельности лагерной смены.

Старший воспитатель (педагог-организатор):

  • проводит повседневную работу по созданию условий для оздоровления, воспитания и развития детей;
  • планирует и организует воспитательную работу на основе учета возрастных особенностей детей и в соответствии с целями оздоровительной кампании;
  • строит оздоровительную работу в соответствии с принципом рационального чередования разных видов деятельности: труда, активного отдыха, познавательной деятельности, игр, общения;
  • несет ответственность за соблюдение педагогически целесообразного режима дня.

разработанного и утвержденного педагогическим советом лагеря;

  • контролирует организацию питания детей;
  • ведет учет посещаемости детьми различных мероприятий;
  • добивается соблюдения детьми требований охраны труда и техники безопасности;
  • ведет индивидуальную работу с детьми;
  • несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей в лагере;
  • взаимодействует с родителями и лицами, их заменяющими.

Отрядный вожатый, отрядный воспитатель, отрядный педагог:

  • несет всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье и безопасность вверенных ему детей;
  • несет материальную ответственность за сохранность имущества лагеря;
  • выполняет сам и обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленными правилами внутреннего распорядка лагеря;
  • организует участие отряда во всех общих культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях лагеря, а также обязан иметь план работы отряда, согласованный с администрацией лагеря;
  • оказывает помощь в организации детского самоуправления;
  • обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролирует соблюдение установленного порядка в жилых корпусах, столовой и на территории лагеря;
  • осуществляет контроль за выполнением детьми правил поведения в столовой, за приемом пищи;
  • организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

Инструктор по физической культуре:

  • проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы и методы обучения;
  • проводит инструктаж отрядных педагогов по вопросам организации спортивных мероприятий в отрядах;
  • организует и проводит оздоровительные и физкультурно-массовые мероприятия, используя эффективные методы спортивной подготовки и оздоровления;
  • проводит ежедневную зарядку;
  • осуществляет набор детей, не имеющих медицинских противопоказаний, в секции.

спортивные группы оздоровительной направленности;

  • принимает меры по физической реабилитации детей, имеющих отклонения в здоровье;
  • ведет систематический учет посещаемости детьми секций и спортивных групп;
  • несет ответственность за безопасность жизни и здоровья детей.

Медицинский работник:

  • осуществляет контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил, разработанных для детских оздоровительных лагерей;
  • оказывает первую медицинскую помощь при травмах, заболеваниях;
  • обеспечивает транспортировку заболевших детей в лечебные учреждения;
  • контролирует качество питания, чистоту пищеблока;
  • осуществляет контроль за планированием и организацией спортивно-оздоровительных мероприятий с учетом состояния здоровья детей;
  • осуществляет сопровождение детей на экскурсии и другие культурно-массовые мероприятия за территорией лагеря.

Педагог дополнительного образования (руководитель кружка):

  • организует и проводит работу детских объединений по интересам;
  • принимает участие в организации досуговой деятельности детей;
  • вместе с другими педагогами планирует работу и корректирует планы учебно-воспитательного процесса;
  • выявляет интересы, потребности, трудности и проблемы детей, оказывает им своевременную помощь и поддержку;
  • способствует созданию комфортных условий и безопасности личности в лагере.

Характеристики лидера

Кто такой политический лидер и какими качествами он должен обладать

Менегетти. Психология лидера. — М.: ННБФ Онтопсихология", 2001 г.> включает многие ценности: собранность, точное знание цели и средств, необходимых для ее достижения, способность к реализации задуманного, подкрепляемая опытом, связями, техникой ведения дел. Поэтому фундамент лидерства составляют открывающиеся возможности и их осознанная реализация.

Лидер является точкой отсчета системы ценностей, которые, при всем своем многообразии, всегда ориентированы на служение человечеству, в каком бы историческом пространстве не жил и не разворачивал свою деятельность лидер.

Отсюда вытекает основополагающая характеристика лидера — способность служить и разрешать проблемы в окружающем его пространстве, тем самым восхваляя самого себя.

Я вижу лидера как человека, который умеет приносить пользу другим и быстрее всех находить оптимальное решение всеобщих проблем, реализуя в этом самого себя. Перед лидером стоит задача реализации контекста — будь то в политике, экономике, медицине, науке или в любой другой сфере деятельности. Но, решая эту задачу, лидер преследует высшую цель собственного развития, приносящего ему удовлетворение.

Лидер прогрессирует, если доказывает свою способность быть наиболее функциональным для социума.

Наряду с этим существуют обычные, "усредненные" ценности. "Усредненные", то есть стоящие посередине, они являются общими для всех, указывая на то, какие ценности, обязанности, нравы, нормы сексуальных и супружеских отношений, принципы воспитания детей и т.д.

должны приниматься всеми. У лидера может быть десять семей, женщина может иметь десять детей, но в расчёт берётся лишь внутренняя иерархия ценностей, то, как лидер себя ставит. Лидер может придерживаться чего угодно, но он, не игнорируя исполнение так называемых всеобщих обязательств или стереотипов, отнюдь не через них реализует свою изначальную неповторимость.

Когда отношения с семьёй, с ребёнком, с партнером, социальные связи, идеологические установки и т.д. становятся обусловливающими, это вызвано не семьей и не идеологией, как таковыми.

Дело в том, что подход самого субъекта превращает его отношения в тяжкие узы. Это означает, что отношения с другим человеком ограничивают возможности, сдерживают деятельность, уменьшают способность к развитию субъекта.

Другими словами, в этих отношениях субъект опустошает себя, расходует свои ценности, и ему начинает недоставать пространства для движения вперёд к наибольшей эффективности.

Существенна способность лидера ответственно и рационально зарабатывать собственную свободу действий, соблюдая при этом все законы и условности. Лидер не может состояться без автономии, потому что как только его инициатива, достойная сама по себе, пойдёт вразрез с интересами партнёра или семьи, то на сторону последних встанет закон, и общество сможет подвергнуть физическому насилию субъекта, посмевшего нарушить взятые на себя ранее обязательства.

Лидер должен быть в высшей степени рационален и никогда не упускать из виду предписания закона. Подключение третьего элемента, общества, придает каждому поступку лидера историческую и юридическую весомость, может контролировать материальную сферу и вызвать финансовые затруднения, поэтому ему следует всегда держать закон в поле зрения.

Лидер волен делать всё, что захочет: вступать в брак, заводить детей, — но путь, предпочтённый его амбицией и потенциалом, должен оставаться неприкосновенным, он не может быть кем-то или чем-то обусловлен.

Женщина-лидер может планировать свой жизненный путь: я вовсе не утверждаю, что дети и семья непременно противопоказаны лидерству. Исторические надстройки недостаточны, чтобы обусловить личность. Всё зависит от того, насколько она сама готова, жизнеспособна, принадлежит самой себе, сохранила в целостности собственный внутренний проект.

Очень важно то, как лидер планирует и разрабатывает стратегию своей деятельности: внутри него неизменно должна присутствовать готовность идти дальше.

Выполняя обычные человеческие обязанности, лидер никогда не должен терять из виду свой самый главный путь.