Миллионы людей верят в Иисуса Христа, хотя его существование вызывает множество споров. Им восхищаются, его любят, ему поклоняются. Как сказано в Библии, и в соответствии с христианскими верованиями, Господь Бог оплодотворил Деву Марию. Она родила Иисуса, который совершал невероятные чудеса: ходил по воде, даровал зрение, превращал воду в вино, исцелял калек и воскрешал мертвых. Многие профессиональные художники и просто любители живописи в своих полотнах изображают Иисуса Христа, а вот детские рисунки, нарисованные с помощью обычного карандаша, несут особую энергетику.
Рисунки с изображением Иисуса Христа очень убедительные. Они не только дают визуальное представление о человеке, но и говорят о его сущности.
Казалось бы, портрет показывает что-то совершенно очевидно, но автор хитро «прячет» в нем глубокий смысл. Через определенное выражение или позу, дополнительный объект (терновый венок) или использование определенных цветов художник раскрывает душу великого человека.
Часто работа становится знаковой, представляя группу людей из определенного периода времени, которую объединяет нечто общее, например рождение Иисуса.
Даже одна колыбель с Вифлеемской звездой во главе говорит о рождении нашего Спасителя.
Иногда, кажется, что лик Христа имеет суровый или нахмуренный взгляд, но это ошибочное мнение. Христос есть наше спасение и его взор всегда любящий.
Важно при изображении Всевышнего правильно рисовать глаза — врата в человеческую душу.
Иногда изображают один глаз обращенный к зрителю, а второй отвернут немного в сторону. Говорят, что так Иисус смотрит на свою судьбу.
Именно через форму шеи авторы передают полное дыхание Бога и святого духа.
Всевышний пришел на нашу землю, чтобы спасти и защитить все человечество.
Иисус Христос дает людям надежду, доверие и веру. Глядя на изображения с распятием Иисуса Христа действительно веришь, что он умер за наши грехи. Рисование подобных событий требует от автора понимания и преклонения перед действительно большой жертвой.
Вариант №1
Существует шесть определенных шагов, пройдя которые можно создать страдальческий рисунок Всевышнего.
Вариант №2
Прежде чем приступить к рисованию Иисуса, определяются с размером фигуры. Соответственно, подбирают силуэт исходя из высоты листа. Это необходимо для поддержания пропорции между листом и фактическим рисунком.
Пошаговое видео руководство рисования распятия Иисуса. Автор снял его довольно подробно, поэтому вполне возможно повторить приведенную технику.
Когда рисуют важное христианское событие – рождество Христово, сразу вспоминают о кроватке в яслях, где впервые появился младенец. Сцены сопровождаются волшебством ночной звезды, блуждающими пастухами, домашними животными, экзотическими волхвами, приносящими подарки с Востока, а также гордым отцом и Богоматерью.
Вариант №1
Этот рисунок выполняется в форме поздравительной открытки.
Вариант 2
Чтобы нарисовать рождение Иисуса не обязательно изображать все детали события. Иногда достаточно показать младенца в колыбельке на стоге сена.
Корзину можно изобразить разной формы, все зависит от фантазии автора.
Какое Рождество без рождественского вертепа? Следующий рисунок предназначен для более опытных авторов. Рождественское действие венчает звезда Давида над кормушкой. Сам младенец умиротворенно спит в наполненной сеном корзине. Рядом с ним расположились Мария и Иосиф, а по бокам лежат овечки.
Отношение к мюзиклу «Иисус Христос суперзвезда» неоднозначное, ведь вся постановка строится на рок-песнях. Сюжетная линия основывается на последних днях жизни Иисуса и содержит многие элементы библейского повествования: предательство Иуды, арест и распятие Иисуса.
Рисунок №1 Многогранность величия Иисуса
На этом рисунке Иисус смотрит немного в сторону. Он имеет задумчивый и усталый вид, но от лика святого идет свечение.
Рисование Христа – это просьба в благословении всех помыслов и начинаний, а также поддержание христианских учений и книги, содержащей Писание. Сильный портрет всегда завораживает и привлекает внимание зрителя. Он заставляет нас задуматься о великом человеке, который посвятил всего себя служению людям.
Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременно и как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которые не всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.
Сон Иосифа.
Александр Андреевич Иванов. 1850-е гг.
Бумага, акварель, итальянский карандаш.
Москва. Государственная Третьяковская галерея
Рождество Христово.
Гагарин Григорий Григорьевич
Поклонение волхвов.
Гагарин Григорий Григорьевич
Рождество Христово (Поклонение пастухов).
Шебуев Василий Козьмич. 1847 г. Холст, масло. 233x139,5 см.
Образ для Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге
Рождество Христово.
Репин Илья Ефимович. 1890 г. Холст, масло. 73x53,3.
Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Эскиз.
Иванов Александр Андреевич. 1850-е.
Бумага коричневая, акварель, белила, итальянский карандаш. 26,4x39,7
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Славословие пастухов.
Иванов Александр Андреевич. 1850 г.
Явление ангела пастухам.
Петровский Петр Степанович (1814-1842). 1839 г. Холст, масло. 213х161.
Череповецкое музейное объединение
За эту картину молодой художник - ученик Карла Брюллова - в 1839 году получил первую большую золотую медаль Академии Художеств. Полотно находилось в музее Императорской Академии Художеств до момента закрытия, затем было передано Череповецкому краеведческому музею.
Рождество Христово.
Васнецов Виктор Михайлович. 1885-1896
Росписи Владимирского собора в Киеве
Рождество Христово.
Вишняков Иван Яковлевич и др. 1755 г.
Из Троице-Петровского собора.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Рождество.
Боровиковский Владимир Лукич. 1790 г. Холст, масло.
Тверская областная картинная галерея
Рождество Христово.
Боровиковский Владимир Лукич. Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»
Рождество Христово.
М.В. Нестеров. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41 x 31.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15006
Рождество Христово.
Эскиз росписи алтарной стены южного придела на хорах Владимирского собора.
Нестеров Михаил Васильевич. 1890–1891 гг. Бумага на картоне, гуашь, золото. 41x31,8
Государственная Третьяковская галерея
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=14959
Рождество Христово.
М. В. Нестеров. 1890 г.
Коленопреклоненная фигура юноши с посохом в руке. Рука, держащая посох. Рука, поднятая к устам.
М.В. Нестеров. Этюд. 1890-1891 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, итальянский карандаш, уголь. 49x41.
Подготовительные этюды для фигуры одного из пастухов композиции "Рождество Христово" (алтарь южного приделана хорах Владимирского собора в Киеве)
Киевский государственный музей русского искусства
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=4661
Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1903 г.
Фрагмент росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15189
Рождество (Поклон царей).
М.В. Нестеров. 1899-1900 гг. Бумага на картоне, графитный карандаш, гуашь, акварель, бронза, алюминий. 31x49.
Эскиз росписи северной стены церкви во имя благоверного князя Александра Невского.
Государственный Русский музей
http://www.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=15177
Волхвы. Эскиз
Рябушкин Андрей Петрович. Бумага, акварель
Костромской государственный объединенный художественный музей
Рождество Господа нашего Иисуса Христа.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)
Ангельское славословие в момент рождения Спасителя.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816)
Рождество Христово.
Лебедев Клавдий Васильевич (1852-1816). Графика.
Поклонение волхвов.
Клавдий Васильевич Лебедев,
Церковно-археологический кабинет МДА
Поклонение волхвов.
Валериан Отмар. 1897 г. Холст, масло, 71x66.
Оригинал мозаики для храма Спаса на крови
Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье.
Рождество Христово.
Мозаика по оригиналу И. Ф. Порфирова
Храм Воскресения Христова (Спас на крови), Санкт-Петербург
Рождество Христово и другие священные сцены из жизни Иисуса Христа и Богоматeри.
И. Я. Билибин.
Эскиз фрески для южной стены храма Успeния Богородицы в Ольшанах
Волхвы (мудрецы).
Павел Николаевич Филонов. 1914 г. Акварель, коричневые чернила, тушь, перо, кисть на бумаге. 37x39,2
см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Olga"s Gallery
Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Дерево, карандаш, гуашь. 45,7x34,9.
Частная коллекция
Первоначально произведение находилось у сестры художника Евдокии Глебовой.
17 окт.1990 г. было продано анониму на аукционе Sotheby"s,
затем 29 ноября 2006 года за 1,5 млн долл. вновь продано на аукционе Christie’s.
Аукционный дом Christie’s
Поклонение волхвов.
Павел Николаевич Филонов. 1913 г. Бумага, гуашь (темпера?), 35,5x45,5.
Частное собрание, Швейцария
Публикация Третьяковской галереи, 2006 г.
http://www.tg-m.ru/articles/06/04/042–049.pdf
Сайты-источники репродукций:
В этом уроке мы рассмотрим, что на рисовать на Рождество Христово, а также рассмотрим поэтапный рисунок, как нарисовать Рождество, рождение Христа карандашом поэтапно.
Итак, что нарисовать на Рождество. В западный странах этот праздник отмечают с размахом, как мы . Мы христиане, не все, конечно, существуют много других религий в нашей стране, но большинство, только страны бывшего СССР православные, а на западе католики. На католического рождество любят выставлять вот такие фигурки, может даже видели в фильмах, на ум только приходит фильм»Один дома», только какая часть не помню.
В связи с эти можно нарисовать Рождение Иисуса, колыбель с младенцем и рядом Мария и Иосиф. Картинки увеличиваются.
Просто рождественская сцена.
Волхвы идут поклониться и принести дары новорожденному пророку, светит звезда, которая указывать путь к нему, если я ничего не путаю. Это изображено в силуэтах, по мне, очень красиво.
Ниже иллюстрированная картинка, ну это для профи.
Это были варианты, связанные с рождением Иисуса. Теперь давайте посмотрим, как по другому можно нарисовать рождество. Святой Николай(Санта) смотрит на звезду, а также можно просто раздает в .
Вот ваш любимый , точнее два, держат листок с надписью «С Рождеством Христовым!».
Вот еще варианты Рождества, связанные с природой: , веточка , церковь.
Зимний пейзаж и колокольчики.
Эта старая открытка, видите там еще после букв «с» и «м» стоит твердый знак(ъ).
Можно просто с карамельными палочками, листочками, ленточками.
Теперь давайте посмотрим, наш урок рисования Рождества, вот что у нас должно получиться в конечном счете, я решила смешать новогоднюю тему с рождением Иисуса.
Я взяла часть рисунка с этой картинки.
Еще раз посмотрите, где должен находиться круг и нарисуйте его, внутри которого кормушка для животных.
Затем нарисуйте сено, которое торчит сверху и из щелей.
Овечку, звезду и сияние.
Колокольчики(вы уже должны знать, как их рисовать, урок находиться ) и еловые веточки. Ветки рисуются просто, нарисуйте кривую, от которой отходят маленькие кривые, которые находятся на близком расстоянии к друг другу.
И последний штрих — это , показываем звон колокольчиком и украшаем надпись «С Рождеством» по бокам вот такими декоративными линиями.
Рождение Иисуса Христа
Рождение Иисуса произошло так.
Когда Иосиф услышал, что Мария ждет ребенка, он растерялся. Мария еще не стала его женой, и он не мог понять, кто является отцом ребенка.
Господь послал к Иосифу Своего ангела. Во сне ангел сказал ему: “Не бойся, Иосиф, принять Марию, жену твою. У нее родится Сын от Духа Святого, назовите младенца Иисусом, что значит: “Спаситель”, ибо Иисус спасет людей от грехов”.
Иосиф успокоился. Незадолго до рождения Иисуса он пришел домой озабоченным. Римский правитель, кесарь Август, захотел установить, сколько людей живет под владычеством Рима. Поэтому он повелел провести перепись по всей стране. Все жители должны были идти, каждый в свой город, чтобы там записаться.
Иосиф родился в Иудее, в городе Вифлееме, расположенном в ста шестидесяти километрах от Назарета.
Мария, ожидавшая рождение Сына, и Иосиф были вынуждены отправиться в утомительное путешествие. Они медленно продвигались вперед.
Когда Иосиф и Мария пришли, наконец, в Вифлеем, все места в гостинице были уже заняты. Хозяин посочувствовал им и предложил свой хлев для ночлега. Так получилось, что Сын Божий родился среди животных в яслях.
Событие это не прошло незамеченным. Вскоре пришли первые гости. Пастухи на полях Вифлеема увидели вдруг в ночи яркий свет. Ангел явился им и возвестил радостную весть о рождении Господа.
“Не бойтесь! Ибо сегодня родился вам в городе Давидовом Спаситель. Это - Христос, Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах в яслях!”
Когда пастухи взглянули на небо, они увидели многочисленное воинство ангелов, которые пели: “Слава в вышних Богу, и на земле мир всем людям, любящим Бога!”
Потом свет погас, и ангелы исчезли. Снова наступила тишина, и лишь звезды светили, как прежде.
Пастухи поднялись. “Пойдем в Вифлеем и постараемся разыскать Младенца,” - решили они и отправились в путь, с трудом находя в темноте узкую тропинку.
Затаив дыхание, вошли они в хлев.
И здесь, в яслях, лежал Младенец Иисус, завернутый в теплые пеленки. Все было точно так, как предсказал им ангел. Мария и Иосиф сидели рядом.
Пастухи тихо опустились на колени и поклонились Младенцу. Потом они рассказали Марии и Иосифу, о чем возвестили им ангелы.
Когда пастухи на рассвете возвращались к своим стадам, они, встречая на улицах первых путников, рассказывали им о Благой Вести.
Мария все запомнила и сохранила в своем сердце. Когда наступило время, Мария и Иосиф пошли в храм и понесли туда Младенца, как того требовал иудейский закон.
Они дали Младенцу имя Иисус, как сказал им ангел.
Народження Ісуса відбулося так.
Коли Йосип взнав, що Марія чекає дитину, він розгубився. Марія ще не стала його дружиною, і він не міг зрозуміти, хто є батьком дитини.
Господь послав до Йосипа Свого ангела. У сні ангел сказав йому: “Не бійся, Йосипе, прийняти Марію, дружину свою. У неї народиться Син від Духа Святого, назвіть немовля Ісусом, що значить: ” Спаситель ” , бо Ісус врятує людей від гріхів” .
Йосип заспокоївся. Незадовго до народження Ісуса він прийшов додому стурбованим. Римський правитель, кесар Август, захотів встановити, скільки людей живе під пануванням Риму. Тому він наказав провести перепис по всій країні. Всі жителі повинні були йти, кожен у своє місто, щоб там записатися.
Йосип народився в Юдеї , в місті Віфлеємі , розташованому в ста шістдесяти кілометрах від Назарета.
Марія, що чекала народження Сина, і Йосип були змушені відправитися в обтяжлива подорож. Вони повільно просувалися вперед.
Коли Йосип і Марія прийшли, нарешті , до Віфлеєму, всі місця в готелі були вже зайняті. Господар поспівчував їм і запропонував свій хлів для нічлігу. Так вийшло, що Син Божий народився серед тварин у яслах.
Подія це не пройшла непоміченою. Незабаром прийшли перші гості. Пастухи на полях Вифлеєму побачили раптом в ночі яскраве світло. Ангел з’явився їм і сповістив радісну звістку про народження Господа.
“Не бійтеся! Бо сьогодні народився вам у місті Давидовому Спаситель. Це – Христос, Господь. І ось вам знак: ви знайдете Дитину сповиту в яслах! ”
Коли пастухи поглянули на небо, вони побачили численне воїнство ангелів, які співали: “Слава в вишніх Богу, і на землі мир всім людям, що люблять Бога! ”
Потім світло згасло, і ангели зникли. Знову настала тиша, і лише зірки світили, як раніше.
Пастухи піднялися. “Підемо до Віфлеєму й постараємося розшукати Немовля, ” – вирішили вони і вирушили в дорогу, насилу знаходячи в темряві вузьку стежку.
Затамувавши подих, увійшли вони в хлів.
І тут, в яслах, лежав Немовля Ісус, загорнутий в теплі пелюшки. Все було точно так, як передбачив їм ангел. Марія і Йосип сиділи поруч.
Пастухи тихо опустилися на коліна і вклонилися Немовляті . Потім вони розповіли Марії і Йосипу, про що сповістили їм ангели.
Коли пастухи на світанку поверталися до своїх стад, вони, зустрічаючи на вулицях перших подорожніх, розповідали їм про Доброї Новини.
Марія все запам’ятала і зберегла у своєму серці. Коли настав час, Марія і Йосип пішли в храм і понесли туди Дитину, як того вимагав іудейський закон.
Вони дали Немовляті ім’я Ісус, як сказав їм ангел.
Рождество Христово - один из главных христианских праздников, установленный в честь рождения младенца Иисуса Христа в Вифлееме. Несмотря на то, что католики отмечают его 25 декабря, а православные 7 января, это один и тот же праздник, но по разным календарным стилям - старому и новому. Следует отметить, что для православных христиан Рождество является вторым по важности праздником после Пасхи, а вот католики почитают его даже выше Пасхи. Это объясняется разным смыслом, который представители этих конфессий вкладывают в понятие «Рождество»: православные более почитают духовное возрождение, то есть воскресение Христа после смерти и вознесение Его на небо, а западные религиозные течения превыше ставят возможность спасения, которая пришла в мир вместе с рождением маленького Иисуса, то есть его физическое рождение.
История праздника интересна, но не слишком ясна. Дело в том, что нигде в Библии не упоминается точная дата рождения младенца Иисуса. Ни в одном из четырех Евангелий не сказано, что Христос родился именно 25 декабря (или 7 января по новому стилю). Ветхий Завет упоминает только о том, что Христос родился в 5508 году от сотворения мира .
С Рождества Христова началась новая эра, и отмечать праздник начали уже в первых веках. Дата Рождества - 25 декабря принята Церковью с IV века .
В IV веке Константин, римский император, отказался от языческой веры, принял христианское учение сам и узаконил его на территории своей страны. Повинуясь воле императора, новая церковь сразу же начала активную борьбу с языческими культами. Но истребить привычные устои оказалось не так уж просто, поэтому в некоторых вопросах священникам приходилось идти на уступки поклонникам древних культов. Одной из таких уступок и стало придание особого значения дню 25 декабря. До введения христианства люди поклонялись Солнцу, поэтому период зимнего солнцестояния, то есть последние дни декабря, был особенно почитаем. В этот период Солнце приближалось к Земле, световой день становился длиннее и светлее, а это воспринималось как символ победы сил света над силами тьмы. Христианские священники увидели в этом благой знак и согласились назначить праздник Рождества Христова на конец декабря, ибо рождение сына божьего есть не что иное, как рождение истинного Солнца. Иными словами, ранние христиане мудро решили, что легче наполнить новым смыслом традиционные языческие верования, чем искоренять их «огнем и мечом».
В 337 г. папа Римский Юлий I утвердил дату 25 декабря как дату Рождества Христова. С тех пор весь христианский мир празднует Рождество 25 декабря. Русская Православная Церковь также празднует Рождество 25 декабря, но 25 декабря по юлианскому календарю Церкви, не принявшей реформу папы Григория XIII, наступает 7 января - по новому, григорианскому стилю.
Бог послал в этот греховный мир Своего Сына, Иисуса Христа, чтобы спасти человечество от грехов и вечной гибели. С Его рождением на земле наступила новая эра. Даже наше летоисчисление начинается с Рождества Иисуса Христа. История рождения Иисуса удивительна. Подумайте только, Ему, Сыну Творца мира и вселенной, пришлось родиться в хлеве для животных. Но начнем с начала.
В маленьком городе Назарете, на «севере Израиля жила девушка, по имени Мария. Она любила Господа и имела чистое сердце. Однажды ей явился Ангел Гавриил, посланный Господом, и сказал: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами».
Мария, увидев Его, смутилась. Но Ангел сказал ей: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Господа; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца».
Мария тогда не была замужем, но была обручена с благочестивым верующим человеком по имени Иосиф. Она спросила Ангела: «Как будет это, когда я мужа не знаю?»
Ангел сказал ей в ответ: «Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим». Мария ответила: «Се, раба Господня; да будет мне по слову Твоему».
И отошел от нее ангел.
Узнав о том, что Мария ожидает ребенка, Иосиф хотел отпустить ее, но Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов! Не бойся принять Марию, жену твою; ибо родившееся в Ней есть от Духа Святого. Родит же Сына, и наречешь Ему имя: Иисус; ибо Он спасет людей Своих от грехов их»
.
Подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелиста Луки:
"Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице." (Лк.2:4-7)
Причиной, по которой Мария и Иосиф, жившие тогда в Назарете, пошли в Вифлеем, стала перепись населения. Согласно указу императора Августа, каждый житель Римской империи для облегчения ведения переписи должен был приехать «в свой город». Так как Иосиф был потомком Давида, он направился в Вифлеем. Дорога была долгой и трудной, они шли пешком по гористой местности, а когда достигли Вифлеема и стали искать место для ночлега, оказалось, что все постоялые дворы заполнены.
В гостиницах для них свободного места не нашлось. И им пришлось расположиться в пещере (вертепе), куда пастухи загоняли скот во время непогоды.
В эту же ночь Мария почувствовала, что настало время рожать. Именно там, в пещере, родила Мария своего сына, спеленала и уложила в ясли. О факте рождения святого младенца возвестила загоревшаяся на небе Вифлеемская звезда .
После рождения Иисуса первыми из людей пришли поклониться ему пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. И опустился к ним с небес сияющий ангел: «Не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель, который есть Христос Господь, и вот вам знак: вы найдете младенца, в пеленах лежащего в яслях» . Когда ангел исчез, пастухи решили пойти в пещеру и воочию убедиться в сказанном - и они действительно увидели младенца, спящего в кормушке для скота.
Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу трёх волхвов (мудрецов): Гаспара, Мельхиора и Валтасара. Согласно восточным пророчествам, факт появления звезды означал время пришествия в мир Божьего Сына - Мессии, которого ждал иудейский народ. Волхвы, направились в Иерусалим, чтобы расспросить там, где должно искать Спасителя мира. Прослышав об этом, царь Ирод, правивший в то время Иудеей, взволновался и призвал к себе волхвов. Выведав у них время появления звезды, а значит и возможный возраст Царя Иудейского, Которого он опасался, как соперника своему царствованию, Ирод просил волхвов: «Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему» (Мф. 2. 8). Следуя за путеводной звездою, волхвы достигли Вифлеема, где поклонились новорожденному Спасителю, принеся Ему дары от сокровищ Востока: золото, ладан и смирну. Затем, получив от Бога откровение, не возвращаться в Иерусалим, другим путем отошли в свою страну.
Через восемь дней младенцу дали имя Иисус, что означает «Господь есть Спасение». Впоследствии его также назвали «Христос», что значит «помазанник». Эта «приставка» в древнем Израиле ранее употреблялась только по отношению к царям и верховным священникам, поскольку возведение в высокий сан совершалось через помазание. Дав эпитет «Христос» сыну божьему, пророки подчеркнули, что он есть истинный Царь мира, одновременно несущий людям свет веры.
Узнав о рождении Христа, и, обнаружив, что волхвы не послушались его, разгневанный царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев мужского пола в возрасте до 2 лет. Евангелие повествует о том, что Иосиф, получив во сне предупреждение об опасности, бежал с Матерью Божией и Младенцем в Египет, где Святое семейство и находилось до смерти царя Ирода.
Рассказ о подробностях рождения Иисуса Христа присутствует и в двух апокрифических источниках: «Протоевангелии Иакова» и «Евангелии псевдо-Матфея». Согласно этим источникам, из-за отсутствия места в гостинице Иосиф и Мария вынуждены были переночевать в пещере, которая использовалась в качестве хлева для укрытия скота от непогоды. Когда Мария почувствовала наступление родов, то Иосиф пошёл искать повитуху, но когда возвратился с ней к пещере, то роды уже произошли, а в пещере засиял такой свет, что они не могли вынести его, а немного времени спустя свет исчез и явился младенец, вышел и взял грудь матери своей Марии. Рождение Христа произошло до того, как Иосиф привёл повитуху. При этом Саломея называется старицей и сродницей Марии, то есть происходящей из рода царя Давида. Упоминаемая в апокрифах Саломея-повитуха засвидетельствовала чудо сохранения девственности Богородицы.
Рождество Христово завершает 40-дневный Рождественский пост (28 ноября - 6 января). Христос не только советовал очищать дух и плоть при помощи постов, но и сам показывал пример воздержания. Вспомнить хотя бы Его 40-дневный пост в пустыне и ответ дьяволу-искусителю: «… Не хлебом единым будет жить человек, а единственно словом, исходящим из уст Божиих». Православная церковь смотрит на пост как на возможность очиститься от мирской скверны: через очищение тела достигается очищение духа, помыслов.
Канун Рождества называют Рождественским Сочельником . В Сочельник, накануне Рождества соблюдается строгий пост. Традиционно едят кутью из пшеницы или риса с медом. Но приступать к трапезе разрешается не раньше, чем на небе появится первая звезда - это символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении младенца Иисуса.
В праздник Рождества Христова Православные приветствуют друг друга словами: «Христос родился!» , отвечая на них — «Славим Его!» .