Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Правила проявления терпения. Терпение - это важное качество каждого человека

Правила проявления терпения. Терпение - это важное качество каждого человека

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Терпение (сабр ) – это одно из тех благих качеств, к соблюдению которого побуждали Аллах в Своей великой Книге и Его Посланник (мир ему и благословение Аллаха) в своей Сунне. Слово сабр было упомянуто в Коране сто четыре раза относительно различных причин и положений.

Всевышний Аллах приказал Своему пророку (мир ему и благословение Аллаха) быть терпеливым, сказав:

«Посему терпи, ибо твое терпение – только от Аллаха…» (Ан-Нахль, 16:127).

«Терпи же, как терпели твердые духом посланники…» (Аль-Ахкаф, 46:35).

Так же Всевышний Аллах приказал проявлять терпение верующим. Он сказал:

«О те, которые уверовали! Будьте терпеливы, запасайтесь терпением, несите службу на заставах и бойтесь Аллаха, – быть может, вы преуспеете» (Али Имран, 3:200).

Всевышний Аллах сказал, восхваляя терпеливых:

«Но благочестив тот,… кто проявлял терпение в нужде, при болезни и во время сражения. Таковы те, которые правдивы. Таковы богобоязненные» (Аль-Бакара, 2:177).

Он Свят Он и Могуч, отметил, что любит терпеливых и помогает им:

«Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 3:146).

(Аль-Анфаль, 8:46).

Так же Всевышний Аллах отметил, что проявление терпения лучше для того, кто проявляет его:

«Но если вы проявите терпение, то так будет лучше для терпеливых» (Ан-Нахль, 16:126).

Так же Всевышний Аллах обещал терпеливым награду, которая будет лучше, и будет превышать награду за их деяния. Он сказал:

«А тем, которые проявляли терпение, Мы непременно воздадим наградой за лучшее из того, что они совершали» (Ан-Нахль, 16:96).

«Воистину, терпеливым их награда воздастся полностью безо всякого счета» (Аз-Зумар, 39:10).

Так же Всевышний Аллах радует терпеливых, сказав:

«Обрадуй же терпеливых ( которые проявляют терпение при испытаниях (Аль-Бакара, 2:155).

Так же Всевышний Аллах говорит о вознаграждении терпеливых Раем:

«А за то, что они проявили терпение, Он воздаст им Райскими садами и шелками» (Аль-Инсан, 76:12).

Всевышний Аллах упомянул терпение наряду с другими великими религиозными деяниями. Из того, что было упомянуто вместе с терпением, мы узнаем из Корана:

  • Убеждение (йакин )

«Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Ас-Саджда, 32:24).

  • Упование (таваккуль )

«Тех, которые уверовали и совершали праведные деяния, Мы непременно поселим в горницах в Раю, в котором текут реки. Они пребудут там вечно. Как же прекрасно вознаграждение тружеников, которые были терпеливы и уповали на своего Господа!» (Аль-Анкабут, 29:58-59).

  • Молитва (салят )

«О те, которые уверовали! Обратитесь за помощью к терпению и намазу. Воистину, Аллах – с терпеливыми» (Аль-Бакара, 2:153).

  • Богобоязненность (такуа )

«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то их козни не причинят вам никакого вреда. Воистину, Аллах объемлет все, что они совершают» (Али Имран, 3:120).

«Но если вы будете терпеливы и богобоязненны, то ведь в этих делах надлежит проявлять решимость» (Али Имран, 3:186).

«Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро» (Йусуф, 12:90).

  • Праведные деяния

«И только тем, которые терпели и творили добрые деяния, уготованы прощение и великая награда» (Худ, 11:11).

  • Джихад

«Воистину, твой Господь после всего этого прощает и милует тех, которые переселились после того, как были подвергнуты искушению, а затем сражались и проявляли терпение» (Ан-Нахль, 16:110).

«Мы непременно подвергнем вас испытанию до тех пор, пока не узнаем тех из вас, кто сражается и проявляет терпение, и пока не проверим ваши вести» (Мухаммад, 47:31).

  • Обращение к Аллаху за прощением (истигъфар ) и поминание Аллаха (тасбих )

«Будь же терпелив, ибо обещание Аллаха истинно. Проси прощения за свой грех и прославляй хвалой своего Господа после полудня и утром» (Аль-Мумин, 40:55).

«Потерпи же до решения твоего Господа, ведь ты – у Нас на Глазах. Прославляй хвалой своего Господа, когда поднимаешься ото сна» (Ат-Тур, 52:48).

«Посему будь терпелив к тому, что они (многобожники ) говорят, и прославляй хвалой своего Господа перед восходом солнца и перед его закатом, славь его в течение ночи, а также в начале и конце дня. Быть может, ты останешься доволен» (Та Ха, 20:130) .

  • Истина (хаккъ )

«Клянусь предвечерним временем, что люди несут убытки, кроме тех, которые уверовали, совершали праведные деяния, заповедали друг другу истину и заповедали друг другу терпение!» (Аль-Аср, 103:1-3) .

  • Милосердие (рахма )

«А после этого надо быть одним из тех, которые уверовали и заповедали друг другу терпение и заповедали друг другу милосердие» (Аль-Балад, 90:17).

  • Благодарность (шукр )

(Ибрахим, 14:5).

Наличие в Священном Коране и Сунне аятов и хадисов повествующих о достоинстве терпения, указывает на важность и величие данного качества. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) побуждал свою общину к этой благой нравственности. Его жизнь является примером этой высокой нравственности. Тот, кто станет изучать его жизнь и сунну, лично убедиться в том, что поистине терпение имеет высокое положение.

Др. Мухаммад ибн Халифа

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Шейхульислам Такийуддин Абуль Аббас Ахмад Ибн Теймиййа сказал:

Всевышний и Всеблагой Аллах разделил Своих рабов на классы, и сделал одни классы выше других. Поэтому, даже когда верующих постигают радость и беды, они пребывают во благе их Господа. Так же Всевышний Аллах сделал Свое предопределение для них выгодной торговлей и путём ведущим к истине. Как об этом сказал в достоверном предании имам верующих(мир ему и благословение Аллаха): «Как же удивительно положение верующего. Поистине все его дела удивительны. Аллах не определил для него ничего, в чём не было бы блага. Когда его постигает радость, он благодарит Аллаха и это оборачивается для него благом. Когда же его постигает беда, он проявляет терпение и это так же оборачивается для него благом ».

Данный хадис охватывает все предопределение (къадар ), которое определил для верующего Всевышний Аллах. Так как если он станет благодарить Аллаха за постигшее его благо и станет проявлять терпение во время постигающих его бед, то предопределение Аллаха всегда будет оборачиваться благом для него. Так же это деяние от имана (веры). Как об этом говорили некоторые саляфы: «Иман состоит из двух частей. Одна часть это благодарность (шукр), а другая терпение (сабр)» . Всевышний Аллах сказал: «Воистину, в этом – знамения для каждого терпеливого и благодарного» (Ибрахим, 14:5; Лукман, 31:19; Саба, 34:19; аш-Шура, 42:33).

Если обратить внимание на все области религии, то нетрудно удостоверится в том, что вся она построена на терпении и благодарности. Это потому, что терпение состоит из трёх видов:

Первый вид. Проявление терпения в делах подчинения Аллаху. Так как нет такого деяния, совершая которое человек не боролся бы и не проявлял терпение по отношению к внешним и внутренним своим врагам. И человеку достаточно быть терпеливым в совершении как обязательных (ваджиб ) так и желательных (мустахаб ) деяний.

Второй вид. Проявление терпения в запретном деле. Поистине человеческая душа, его страсти, шайтан приукрашивающий (грехи) и плохие товарищи, подталкивают человека к неповиновению и грехам. Для того, что бы оставить это, человеку достаточно проявить сильное терпение. Некоторые саляфы говорили: «Совершение благодеяний свойственно как хорошим, так и плохим людям. Однако оставление грехов свойственно только правдивым (сиддикин)» .

Третий вид. Проявление терпения, когда человека постигают несчастья, которые не зависят от него самого. Несчастья (беды) бывают двух видов:

1. Это болезни и подобные этому небесные несчастья, которые не во власти творений .

Проявление терпения этому виду несчастий легче всего, так как раб становится свидетелем того, что все это постигло его согласно предопределению Аллаха и что творения Его не способны вмешаться в это. Поэтому он терпит либо по собственной воле, либо вынужденно. Если Аллах поможет рабу и вселит в его сердце знание о пользе извлекаемой от постигших его несчастий, а так же о том, что это принесёт ему прощение и благо, то раб, проявляя терпение, перейдёт в следующий этап, а это благодарность Аллаху и довольство (собственным положением). В таком положении несчастье, постигшее его, обернётся для него благом, и он станет говорить от сердца: «О Господь, помоги поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом! ». Это увеличивается и уменьшается в зависимости от уровня веры раба. Это мы так же можем наблюдать на словах людей. Как об этом сказал поэт, обращаясь к своей любимой доставляющей ему страдания:

Ты вспоминаешь обо мне недобрым словом и это печально для меня,

Однако (хотя и недобрыми словами) ты вспоминаешь, и это радует меня . См. труд «ад-Дивару» Ибн ад-Думамйны, с комментариями Ахмада Ратиба ан-Наффаха стр. 17.

2. Несчастья, постигающие раба по причине людских деяний.

Это может произойти путём посягательства на жизнь, имущество и честь человека. Проявлять терпение при этом виде несчастья очень тяжело, так как душа человека чувствует свою униженность и не желает смириться с этим и поэтому она стремиться к мести. Проявлять терпение при этом виде несчастья свойственно пророкам и правдивым мужам. Когда пророка (мир ему и благословение Аллаха) постигали страдания, он говорил: «Да смилостивиться Аллах над Мусой. Ему причиняли больше страданий, а он проявлял терпение» Передали аль-Бухари в «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» глава 28, хадис 3405; так же передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Закят» глава о «Смягчении сердец» 3/109.

Так же он (мир ему и благословение Аллаха) рассказал, что один из пророков которого избивали люди из его народа, говорил: «О Аллах прости мой народ, поистине они не знают» Передали аль-Бухари в «ас-Сахих» в книге «Рассказы о пророках» глава 56, хадис 3477; так же передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Джихад» глава о «Битва при Ухуде» 5/179.

Так же сообщается, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) так же говорил это, когда ему доставляли страдания люди из его народа. В данной мольбе, он одновременно затронул три вопроса: прощение, испрашивание прощения для них и оправдание их, их невежеством. Этот вид терпения привел к победе, величию, радости, миру, силе, любви к Аллаху, увеличению знания и любви людей по отношению к нему. Всевышний Аллах сказал: «Мы создали среди них предводителей, которые вели остальных по Нашему повелению прямым путем, поскольку они были терпеливы и убежденно верили в Наши знамения» (Ас-Саджда, 32:24).

Человек становится имамом в религии только лишь при помощи терпения и убеждённости. И когда к этому терпению добавляется непоколебимая убеждённость и вера, раб возвышается на высокое положение по милости Аллаха. Эта милость, которую Аллах дарует из Своих рабов кому пожелает. Поистине Аллах обладатель великой милости.

По этой причине Всевышний Аллах сказал: «Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (Аль-Фуссылат, 41:34-35).

Оттолкнуть зло добром можно лишь посредством прощения и других подобных праведных деяний. А великая доля – это Рай.

Существует ряд причин помогающих человеку добиться этого терпения. Из этого:

Первое. Свидетельствовать о том, что все деяния, воля, движения и покой рабов созданы Аллахом; случается только то, что Аллах пожелал, а то чего Он не желал тому не бывать. Нет даже мельчайшей частицы ни на высоте, ни на глубине, которая бы совершала движения без воли Аллаха. Люди же всего лишь выполняют движения. Поэтому не смотри на то, кем являются люди, которые обрушили на тебя беды, а смотри на то, кто посылает эти беды. Только в этом случае ты освободишь себя от печали, скорби и тревоги.

Второе. Это признание своих грехов и знание о том, что эти беды были посланы Аллахом взамен за совершённые им грехи. Всевышний Аллах сказал: «Любое бедствие постигает вас лишь за то, что приобрели ваши руки, и Он прощает вам многое» (Аш-Шура, 42:30). Если человек будет осознавать, что беды, постигшие его, постигли его по причине его же грехов, тогда он перестанет осуждать людей и обратится к Аллаху за прощением и с покаянием. Если ты увидишь человека, который ругает и осуждает людей за причинённые ему страдания, однако не критикует себя и не просит прощения, то знай что, его несчастье является истинным. Однако если он станет просить прощение и осуждать самого себя, то это несчастье обернётся для него благом.

Али бин Абу Талиб сказал свои известные слова: «Раб не должен просить ни у кого помимо своего Господа и не бояться ничего, кроме как своих грехов» Передали аль-Байхаки, в «Шуабуль иман», 7/122, 9718; аль-Асбахани в «ат-Таргиб уа ат-тархиб» 2/266, 1586; Шит АбдульБарр в «Джамиу байаниль ильм уа фадлих» 1/383, 547-548.

Так же передаётся от Али и других саляфов: «Несчастья приходят только лишь с грехами и уходят только лишь при помощи покаяния» .

Третье. Знание раба о том, что Аллах приводит к благому концу тех, которые прощают и проявляют терпение. Всевышний Аллах сказал: «Воздаянием за зло является равноценное зло. Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом. Воистину, Он не любит беззаконников» (Аш-Шура, 42:40).

Люди, относительно постигающих их несчастий, делятся на три группы:

  1. Те, которые берут больше, чем им полагается, то есть беззаконники (залим );
  2. Те, которые берут столько, сколько им полагается. Это справедливые люди (муктасид );
  3. Те, которые оставляют свои права и прощают. Это искренние люди (мухсин ).

В приведённом выше аяте упомянуты все эти три категории людей. Начало данного аята касается справедливых (муктасид , середина искренних (мухсин) , а конец беззаконников (залим) .

Глашатай воззовёт в День воздаяния: «Пусть встанут те, вознаграждение которых Аллах сделал обязательным для Самого Себя!» и после этого призыва встанут лишь прощающие и примиряющие (людей) люди» . Когда человек осознаёт, сколько награды он может потерять в том случае, если станет мстить, то ему становится легче, простить и проявить терпение.

Четвёртое. Если раб простит и совершит добро, то это его деяние позволит ему не строить плохих предположений о его братьях мусульманах, не обманывать, не мстить, а так же позволит ему избежать зла и злопамятства. Таким образом, прощая людей, он получит выгоду в обоих мирах, которая во много раз превышает выгоду за месть и этим самым он познает сладость прощения и окажется в числе любимых рабов Аллаха, о которых Всевышний сказал: «Воистину, Аллах любит творящих добро» (Али Имран, 3:134).Его положение подобно положению того, кто, отдав несколько дирхамов (серебра), получит обратно несколько тысяч динаров (золота). Поистине человек, добившийся этого, будет бесконечно рад благу, которое даровал ему Всевышний Аллах.

Пятое. Знание о том, что тот, кто мстит не ради Аллаха, а ради самого себя будет унижен, а того, кто прощает, Аллах Всевышний возвысит. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал по этому поводу: «Поистине Аллах увеличит прощающему рабу только его величие» Передал Муслим в «ас-Сахих» в книге «Адаб, благодеяние и родственные связи» в главе «Желательность прощения» 8/20. То величие, которого раб достигнет по причине прощения намного лучше и любимее для него, нежели то величие, которого он достигнет по причине мести. Потому что, величие, которого он добьётся по причине мести – величие внешнее, а внутренне — это позор. Однако прощение хоть и является позором внешним, оно дарует как внешнее, так и внутреннее величие.

Шестое и одно из самых главных извлекаемых польз. Знание о том, что предписанное наказание или вознаграждение зависит от вида совершаемого действия, а так же знание о своей несправедливости и греховности. Если раб станет прощать людей, то и Аллах простит его, если он помилует, то и Аллах его помилует. Если раб осознает, что прощение и проявление добра по отношению к тем, кто причиняет ему зло, является причиной награды Аллаха, то ему станет проще прощать людей и проявлять терпение. Этой выгоды достаточно тому, кто обладает разумом.

Седьмое. Знание о том, что человек, который мстит и требует за причиненную ему несправедливость возмездия, проводит попусту время, думает только об этом (отдаляется от поклонения) и теряет выгоды, которые он не будет в состоянии вернуть. Быть может это на много больше той беды, которая постигла его. Однако если он простит и помилует, то и его сердце и его тело, воспользуется отведённым для них временем и займётся более полезными делами, чем месть.

Восьмое. Если раб станет мстить только лишь ради самого себя, то пусть знает, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) никогда не мстил за себя, в то время как причиняемые ему страдания были связаны с религией и были совершены против Аллаха, и он самый лучший и любимый для Аллаха из всех его созданий. Несмотря на то, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) был самым почётным, лучшим, далёким от всех аморальностей, обладателем прекрасного нрава, он не совершал этого для самого себя. А как же тогда это можем делать мы, зная о своих недостатках и грехах. Напротив, разумный человек никогда не станет оценивать свои страсти так высоко, что бы мстить ради этого. И для такого человека его страсти не составляют ценности на уровне мести.

Девятое. Если человеку будет причинено страдание из-за тех деяний, которые он совершал ради довольства Аллаха, то есть побуждал к одобряемому и удерживал от порицаемого, то проявление терпения для него обязательно. Поэтому он не должен мстить, так как он пострадал ради богоугодных дел и его награда будет за Аллахом Всевышним. Поэтому, люди, потерявшие во время джихада на пути Аллаха свои жизни и имущество, не лишились их. Аллах купил у них их жизни и имущество и цену за это назначали не люди, а сам Всевышний Аллах. Тот, кто потребует цену за это у людей, тот лишится цены у Аллаха, так как потративший что-либо на пути Аллаха, получит взамен награду от Аллаха.

Если же человек пострадал за свою непокорность Аллаху, пусть осуждает только самого себя. Если он станет осуждать самого себя за совершенные им грехи, тогда ему не будет необходимости осуждать окружающих.

Тот, кого постигнет несчастье в то время, когда он стремился приобрести что-либо, пусть проявит терпение. Потому что, не получить то, к чему он стремился, является большим горем, чем проявление терпения. Тот, кто во время путешествия не проявляет терпения относительно полуденной жары, дождя, снега, трудностей пути, разбойников, то ему нет необходимости в рынках (то есть он не способен к мирским делам). Все люди знают, что для того чтобы получить того, к чему стремится человек, ему необходимо проявлять терпение до тех пор пока он не получит это.

Десятое. При проявлении терпения, знание раба о том, что Аллах с ним, любит и доволен им; если Аллах будет с рабом, то он отведёт от него все зло и все беды, которые не смогут отвести от него люди. Всевышний Аллах сказал: «Будьте терпеливы, ибо Аллах – с терпеливыми» (Аль-Анфаль, 8:46). «Аллах любит терпеливых» (Али Имран, 3:146).

Одиннадцатое. Знание о том, что терпение это половина веры (иман ). Человек, который осознает это, никогда не предпочтёт свои страсти даже части своей веры. Поистине терпение удерживает веру человека и защищает его от недостатков. Всевышний Аллах оберегает верующих.

Двенадцатое. Знание о том, что терпение способно властвовать над страстями души и побеждать их. И человек, который унизит свои страсти и победит их, не будет пребывать во власти своей души и тогда она не поведёт его на погибель. Если же он станет подчиняться ей, тогда она погубит его. И он сможет избежать этой участи только лишь по милости своего Господа.

Проявление терпения и превосходство человека над своей душой и шайтаном достаточно, для того чтобы сердце человека утвердилось и чтобы он смог отразить своего врага.

Тринадцатое. Знание о том, что Аллах помогает терпеливым. Поистине Аллах является покровителем терпеливых и тех, кто оставляет Аллаху беззаконников. Того, кто сам пожелает победить свой нафс , Аллах превратит в раба его собственной души и сделает его её помощником. И каким же будет положение того человека, который, лишился помощи Аллаха, и стал сотрудничать со своей беспомощной и слабой душой?!

Четырнадцатое. Человек, проявляющий терпение по отношению к тем людям, которые причиняют ему страдания, а так же к самим страданиям, может стать причиной того, что эти люди раскаются в совершенных делах, вернутся на истину, попросят прощения, будут раскритикованы людьми и тем самым постыдятся своих действий, а затем это приведёт их к дружбе с тем человеком. Всевышний Аллах сказал по этому поводу: «Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник. Но не будет это даровано никому, кроме тех, кто проявляет терпение, и не будет это даровано никому, кроме тех, кто обладает великой долей» (Аль-Фуссылат, 41:34-35).

Пятнадцатое. Возможно, что месть человека приведёт его к тому, что зло и страдания, причиняемые ему беззаконником, возрастут. Но если он проявит терпение и простит, то защитится от этого зла. Разумный человек не выберет из двух злодеяний то, которое принесёт больше зла. Сколько же людей желали отомстить и предотвратить смуту, однако не смогли добиться этого. Множество людей потеряли на этом пути свои жизни, власть и имущество. Но если бы угнетённый простил, то не постигло бы его то, что постигло.

Шестнадцатое. Тот, кто станет мстить, не проявив терпения, окажется в числе несправедливых. Это происходит по той причине, что когда человека охватывает жажда мести, он подчиняется страстям своей души, которая переходит границы дозволенного и поэтому человек гневаясь, теряет контроль над своими словами и действиями. Если до этого он был угнетённым, который ждал помощи от других, то теперь он превратится в беззаконника, пребывающего под воздействием гнева и жажды наказания.

Семнадцатое. Страдания, причиняемые человеку, способствуют прощению его грехов и повышению его степени. Если же он станет мстить, оставив терпение, то не добьется прощения грехов и не возвысит свою степень.

Восемнадцатое. Терпение и прощение это самое сильное оружие человека против своего врага. Тот, кто станет проявлять терпение и прощать, тем самым станет причиной унижения, позора, страха которые постигнут этого врага. Это потому, что если даже он станет молчать относительно причиняемых ему несправедливостей, то люди этого не сделают (т.е. не проявят равнодушия). Но в случае мести, этого не случится. Поэтому ты видишь, что люди стараются обязательно отомстить тому, кто причиняет им страдания, и ругают его, будто бы сделав это, с их плеч сходит тяжесть, и они находят спокойствие.

Девятнадцатое. Если человек простит своего врага (причиняющего ему страдания), то враг найдёт его степень выше своей, почувствует его победу и свою слабость. И этого достаточно для прощающего, как доказательство его достоинства и превосходства.

Двадцатое. Прощение это благодеяние (хасанат ). Одно благодеяние порождает другое, а другое третье и таким образом они увеличиваются. Наградой за благодеяние является другое благодеяние. Точно так же наградой за злодеяние является другое злодеяние. Возможно, что это деяние приведёт его к спасению и счастью. Но если он станет мстить, то потеряет это благо.

Что касается второй части религии, то это благодарность (шукр ). Благодарность — это подчинение Всевышнему Аллаху.

Здесь мы подошли к концу по милости Аллаха. Хвала Ему премногая. Мир и благословение пророку нашему Мухаммаду и его семье.

Эти вступительные слова именуются «Хутбатуль-хаджа». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) обучал этому своих сподвижников и сам произносил ее перед пятничной и другими проповедями, а также заключением брака (никаха). Сообщение о хутбатуль-хаджа передается от шести сподвижников, и все эти версии усиливают друг друга, в связи с чем достоверность этого хадиса подтвердили многие имамы, среди которых ат-Тирмизи, ан-Науауи, Ибн Таймийя, аль-Альбани и др. См. «Хутбатуль-хаджа» шейха аль-Альбани.

В День воздаяния все будут собраны со своими имами, а верующие будут вместе с ним. Это передал от аль-Хатыб от Анаса в «Тарих аль-Багдад». Он сказал о 71 аяте суры аль-Исра: «В тот день Мы созовем всех людей вместе с их предводителями» — «…это значит, будут призваны со своими пророками». Имам ас-Суйути в «Дурруль мансур» (5/316) отметил, что это предание было передано Ибн Абу Хатимом и Ибн Мардавейхом. То же самое было передано от Муджхида. Это передали Ибн Джарир в своем тафсире (15/126) и ас-Суйути в «Дурруль мансур» от Ибн Мунзира.

Передали имам Муслим «Китаб аз-зухд» в главе «Все деяния верующего являются благом» 8/227; имам Ахмад в «Муснад», 1/173 и ад-Дарими в «Сунан» книга «ар-Ракаик» глава «За каждое деяния верующий получает награду» 2/318. Текст хадиса передается так: «Как же удивительно положение верующего. Поистине все его дела оборачиваются для него благом…». Однако найти данный хадис как это привёл автор со словами: «…все его дела удивительны» мне не удалось.

Передали Ваки бин Джаррах в «аз-Зухд», 2/456, хадис 203; ат-Табарани в «аль-Кабир», 9/107; аль-Мунзири в «ат-Таргъиб уа ат-тархиб», 4/171, хадис 4974 от ибн Масуд в виде: «Терпение половина веры, а убеждённость вся вера». Так же имам аль-Бухари в «ас-Сахих» книга Веры в главе о словах пророка (мир ему и благословение Аллаха) «Ислам основывается на пяти столпах» от Ибн Масуда со словами «Убеждённость – это вся вера». Шейх аль-Албани в «Сильсиля аль-хадис ад-даифа» 1/506-507, хадис 499 сказал, что этот хадис мункар. Он сказал: этот хадис достоверный как слова Ибн Масуда, однако слабый как слова пророка (мир ему и благословение Аллаха). На это так же указывают слова шейхульислама Ибн Теймиййи: «Об этом говорили некоторые саляфы»».

Абу Нуайм «Хильйатуль аулийа» 10/197 передал от Сахля ибн Абдуллаха ат-Тустури в следующим виде: «Аллах полюбит раба не только за подчинение ему, но и за соблюдения им Его запретов. Избежать грехов способны лишь правдивые, которые являются приближёнными Аллаха. А благодеяния свойственны как хорошим, так и плохим людям» .

Автор указывает на хадис переданный Муазом ибн Джабалем. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) взяв его за руку сказал: «О Муаз! Клянусь Аллахом я люблю тебя». Затем он сказал: «О Муаз! Читай после каждой молитвы: ««О Господь, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и поклоняться Тебе наилучшим образом!» Этот хадис передали Абу Давуд в «ас-Сунан» в книге «Молитва Витр» в главе «Истигфар» 2/181, хадис, 1522; так же ан-Насаи в «ас-Сунан», в книге «Сахв» в главе «Другой вид мольбы» 3/53; имам Ахмад в «Муснад» 5/245-247.

Абдуллах ибн Масуд рассказывал: «Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) в аль-Джаранде распределял трофеи после битвы Хунейн, люди стали стекаться к нему. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Аллах направил одного из своих рабов к его племени в качестве пророка. Его племя избило и ранило его. Он же вытирая кровь со своего лба, говорил: «О господь, прости мой народ, поистине они не знают». Абдуллах ибн Масуд сказал: «Я и сейчас будто бы вижу как пророк, (мир ему и благословение Аллаха) вытирая кровь со своего лба, рассказывает об этом мужчине и говорит: «О господь мой! Прости мой народ, так как они незнают». Этот хадис передали Ахмад в «Муснад» 7/378, хадис 4366. Исследователь этого труда сказал, что данный хадис является сахих-лигейрихи.

Аз-Зубайр ибн Баккар в «аль-Ансаб» передаёт часть мольбы о ниспослании дождя, которую произнес Аббас по просьбе Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «О Аллах беды приходят только лишь по причине грехов и уходят только лишь посредством покаяния» . (Ибн Хаджар сообщил, что данное сообщение было передано в труде «аль-Ансаб», однако мы не смогли найти его там). Абу Бакр Ахмад бин Марван ад-Дайнури (ум.333 г.х.) в труде «аль-Муджаласа ва джавахируль ильм» (3/102-103) приводит в форме маукуф (т.е. как слова самого Аббаса) часть мольбы о ниспослании дождя произнесенной Аббасом по просьбе Умара, да будет доволен Аллах ими обоими: «О Аллах поистине беды с небес ниспосылаются только лишь по причине грехов и уходят посредством покаяния» . Так же это передал Ибн Асакир в «Тариху Димашк» (26/358-359, стр. 184 в биографии Убады бин Афвы – Абдуллаха бин Саубана) через Тарика Абу Салиха Базима а тот от Ибн Хани а тот от Аббаса ибн АбдульМуталлиба. В «ас-Сахих» аль-Бухари нет данного сообщения. Сообщается в труде «аль-Фатхе» 2/494 в книге о «Молитве о ниспослании дождя» в главе «Об обращении людей к руководителю в период засухи для совершения молитвы о ниспослании дождя». Однако здесь не приводится вид молитвы и подробности о ней. См. так же «Иктидаус сыраталь мустакым» 337-338.

Ибн Мардауейх передает от Ибн Аббаса что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «В День воздаяния Аллах прикажет глашатаю сказать: «Пусть встанут те, вознаграждение которых Аллах сделал обязательным для Самого Себя!» и встанут только те, кто прощал и мирил людей в этом мире» . Всевышний Аллах сказал: «Но если кто простит и установит мир, то его награда будет за Аллахом». Этот хадис передали ас-Суйути в «ад-Дурруль мансур», 6/11; Хатыб аль-Багдади в «Тарих Багдад», 11/198; Ибн Хиббан в «Раудатуль укаля» стр. 176-177; аль-Байхаки в «Шуаб аль-иман» от Хасан аль-Басри в форме мурсаль (как слова Хасана аль-Басри) с полной цепочкой; Хаммад бин ас-Сари в «аз-Зухд» 2/904 и Абу Нуайм в «аль-Хилья» 9/204 от Хасана аль-Басри в форме маукуф (как его слова).

См. «ас-Сахих» имама аль-Бухари, книга «Достоинства» глава «Качества пророка (мир ему и благословение Аллаха)» хадис 3560. («Фатхуль-бари», 6/566); «ас-Сахих» имама Муслима книга «Достоинства» глава «Воздержание пророка (мир ему и благословение Аллаха) от совершения грехов» хадисы, 2327, 2328.

Передал Абу Йаля в «Муснад» 4/36, хад. 2040 от Бишра бин аль-Валида аль-Кинди, он от аль-Мусаввира бин ас-Сальта, он от Мухаммада бин Мункадира, а он от Джабира, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Всякое благое дело это саадака. И то, что человек тратит на свою семью и из своего имущества, тоже для него записывается как саадака. Так же то, что он потратит, что бы защитить свою честь для него будет саадака. Аллах обязуется выплатить верующему все его расходы, кроме расходов на строительство (дома, здания) и расходов за совершение неповиновения Ему» . Имам аль-Хайсами в «Маджму аз-заваид» 3/136 сказал об этом хадисе: «В цепочке переданной Абу Йаля передатчик по имени Мусаввир бин Сальт является слабым». Так же ад-Даракутни в «Сунан» 3/28, хад. 101 и аль-Хаким в «аль-Мустадрак» 2/50, оба они передали этот хадис от Абдульхамида бин аль-Хиляли, а он от Мухаммада бин Мункадира. Затем аль-Хаким сказал об этом хадисе: «Это достоверный хадис. Однако его не передали два имама (аль-Бухари и Муслим) в своих трудах. Собирать эти содержательные хадисы не соответствует условиям данной книги». Имам аз-Захаби возразив ему сказал: «Напротив, они сказали что этот хадис является слабым».

См. аль-Хашийа, 2.

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Перевод Абу Имран ас-Саляфи

(Ан-Нахль, 16:110 ) .

Терпение – это очень важное человеческое качество, необходимое в жизни. Без него мы совершаем множество ошибок на жизненном пути. Не зря в народе имеет место быть поговорка: «Поспешишь, людей насмешишь». Это действительно так.

Мы вечно куда – то спешим и торопимся, как будто боимся чего – то не успеть в этой жизни. Чего страшного — то? Не успеем в этой жизни, доделаем в другой. Разве мы можем изменить свою жизнь в постоянной спешке, торопливости и суете? Вспоминаем другую поговорку: «Спешка – враг удовольствия». Где же наше спокойствие, с помощью которого можно добиться успеха и продвинуть свои дела намного быстрее, а главное, качественнее.

Когда мы торопимся, не обдумав предварительно свои действия, мы вредим себе, а в некоторых случаях, и другим людям. Мы можем поставить в неловкое положение себя или подвести коллегу, например, по работе в том случае, если мы оба ответственны за работу, которую делаем вместе.

Психологический словарь следующим образом определяет терпение:

Терпение – это социально – психологическая черта человека, показатель мужества, внутренней силы, условие такта в общении. Нетерпеливость как противоположная черта личности – признак неуравновешенности. Неумения владеть собой, нередко – болезненного самолюбия.

Терпеливость и нетерпеливость.

Терпением наделены оптимистичные натуры, которые с достоинством выходят из любых трудных ситуаций и которые умеют ставить перед собой цели, добиваясь их, решая многие задачи. Делают они это не спеша, обдумывая каждый шаг. С терпением и внутренним спокойствием, но энергично и играя. Пессимисты склонны к постоянной унылости, они не верят себе и плывут по течению. Живут по принципу «как все». В силу того, что они ищут во всем негатив, впадают в панику, у них проявляется нетерпеливость и они могут совершать необдуманные поступки, которые могут привести их к неприятной ситуации, о которой пессимист будет сожалеть в последующем.

Люди, обладающие нордическим типом характера, во всех сферах жизнедеятельности имеют большой успех. Нордический тип характера имеют люди, обладающие силой воли, умеющие владеть собой в любой критической ситуации. Чтобы иметь такое качество в себе, нужно прилагать очень много усилий для укрепления , для духовного роста.

Терпение дает нам успешность в учебе. Если мы внимательно слушаем материал, то все понимаем, нам все интересно и мы можем сами воспроизвести пройденное, проявить творчество. Я имею в виду не учебу в школе, я говорю о любом виде обучения в период всей жизни человека. Мы постоянно и непрерывно чему – либо учимся. Это и есть процесс жизни, а не существования, это путь к личностному росту. А если нет терпения и внимания (что есть следствие нетерпеливости ), мы упускаем изучаемый материал. А вместе с ним многие полезные детали для нашего продвижения в собственных делах.

С помощью терпения мы прощаем ошибки других людей. Но это больше относится к такому качеству как терпимость. Терпимость – это черта людей, которые доброжелательно и уважительно относятся к взглядам и убеждениям других людей. Не приходят к спору, не имеют привычки навязывать свое мнение. Они принимают людей такими, какие они есть, без оглядки. Поэтому ошибки других (и свои тоже) им не кажутся ошибками. Ошибки – это один из способов прийти к правильному для определенного человека результату. Сколько людей, столько и способов пути к тому самому желаемому результату. Человек, обладающий терпением, как никто другой понимает это.

Что дает нам терпение?

Обладая терпением , мы можем выработать в себе такое качество, как выносливость при любых обстоятельствах.

Терпение дает нам больше сил и возможностей для преодоления сложностей внутреннего и внешнего мира.

Благодаря терпению , мы преодолеваем разрушающие чувства – и .

Мы перестаем суетиться, спешить и можем спокойно и вразумительно объяснить себе и другим происходящее. Можем в состоянии спокойствия и равновесия разрешить сложившуюся ситуацию или продумать план о предстоящем важном деле.

Мы можем терпеливо, в спокойной семейной обстановке объяснить нашим непоседам – детям все, что угодно, и они поймут, нежели мы будем давать свои объяснения с раздражением, на бегу надевая обувь и плащ, хватая сумку и «как всегда», убегая. Мы постоянно спешим и торопимся.

Терпение дает нам много свободного времени. Это на самом деле так. Вырабатывая в себе терпение , мы приходим к равновесию, урегулированию себя, своего внутреннего Я. Люди придумали себе иллюзию – нужно делать все быстро, множество дел одновременно, тогда мы все успеем. Но заметьте, когда мы торопимся, накапливается еще больше дел, в десятки раз больше. И мы совершенно ничего не успеваем. Обратите внимание на это и сами легко увидите.

Как сформировать терпение в себе?

● Моя любимая тема: все приходит к нам . Продолжу. Свои корни терпение приобретает в семье. Родители как мудрые учителя для своего ребенка просто обязаны терпеливо объяснять, рассказывать и показывать ему все, что ново для ребенка, тем более то, что вызывает беспокойство у него. Спокойно отвечать на все его вопросы, обучая тем самым терпению . Конечно, сами родители показывают пример для подражания. Если они сами не обладают терпением и все время торопятся, находятся в состоянии раздражения, чего ждать от детей?

● Прилагать максимум усилий для собственного роста, непрерывно обучаясь в разных областях. Это может быть прочтение книг, различные учебы, тренинги, семинары. Это физические, способствующие внутреннему росту. Постоянно обучаясь, человек вырабатывает привычку к знаниям, вырабатывая терпение .

● , свои силы и возможности. Человек может все, если захочет. Сформировать терпение может каждый. Но это не простой труд, а трудиться многие не хотят.

● Учиться доводить начатое дело до конца, какие бы трудности не приходилось преодолевать. Многие пасуют перед трудностями и оставляют начатое, начиная делать что – то другое и снова встречаются с теми же проблемами. Это признак нетерпения. Поставте перед собой четкую цель и находите пути к её достижению.

Терпения и удачи!

В повседневной жизни мы иногда теряем терпение, и это нормально: может быть, ваш поезд опаздывает, или вам не терпится вернуться домой с работы и начать смотреть свое любимое шоу. Но есть одно место, где нетерпеливость вовсе не приветствуется - в отношениях. Когда вы решаете проблемы со своей второй половинкой, требовать быстрых решений и легких путей выхода - не лучший способ. Но вознаграждение за терпение в отношениях стоит серьезных усилий и времени. Если вы каждый день проявляете терпение и внимание друг к другу, вы можете вместе создавать счастливые и здоровые отношения.

Шаги

Будьте терпеливы со своим партнером

  1. Учитывайте чувства своего партнера. Если вы терпеливы и добры к своему партнеру, он будет чувствовать себя любимым и обожаемым. Если вы нетерпеливы и нетолерантны, ваш партнер, скорее всего, будет чувствовать себя отвергнутым. Ваши действия и реакция могут иметь прямое влияние на то, как чувствует себя партнер, поэтому подумайте об этом, когда вы проявляете нетерпение или разочарование. Помните, что партнер вам глубоко небезразличен, и вы не хотите причинять ему боль.

    • Например, если ваш партнер забывает остановиться и купить молоко, сказав: «Все в порядке, мы купим его позже», вы показываете, что понимаете, что это было простой ошибкой. Если вы скажете что-то вроде: «Я не могу поверить, что ты сделал это снова. Ты всегда все забываешь», вы подразумеваете, что ваш партнер полон недостатков, и что его ошибки недопустимы. Помните, что небольшая ошибка, подобная этой, - не конец света.
  2. Обдумывайте свои ответы. Сразу проявлять нетерпимость – норма в нынешние дни; многие люди предполагают, что ошибки или неудобства являются результатом несостоятельности и легкомыслия других людей. Однако это довольно суровый взгляд на тех, кто вас окружает, он может заставить вас сказать обидные вещи, прежде чем вы это осознаете. Отличный способ избавиться от этой привычки - использовать «глушитель», чтобы заставить себя думать, прежде чем отвечать.

    • Например, вы можете взять за правило делать три глубоких вдоха, прежде чем что-либо сказать, когда вас что-то расстраивает. Это даст вам время, чтобы обдумать ситуацию и отреагировать соответствующим образом. Вероятно, вы поймете, что то, что вы считали огромной ошибкой, на самом деле и не такая большая проблема, и реакцией может быть не гнев, а понимание.
    • В более серьезной ситуации вы можете покинуть комнату или выйти на прогулку. Это позволит вам остыть и подумать о вашей реакции.
  3. Ожидания должны быть реалистичными. Терпение придет вместе с пониманием, и один из самых важных моментов, которые стоит понять о вашем партнере, заключается в том, что он не идеален. И не может быть! Когда вы устанавливаете нереалистичные ожидания для своего партнера или решаете, что абсолютно все вещи должны идти определенным образом, вы неизбежно будете разочарованы. Это разочарование приведет к нетерпению и недовольству в отношениях. Вы можете избежать этого, просто придерживаясь разумных ожиданий по поводу своего партнера.

    • Примером необоснованного ожидания может быть мысль, что ваш партнер должен быть дома ровно в 5:30 каждый день, даже если его дорога с работы домой занимает 25 минут, а работает он до 5:00. Это не дает времени для учета таких вещей, как путь к машине или пробки, и в конечном итоге настраивает вашего партнера на неудачу. Попробуйте вместо этого установить более разумные рамки, например, ожидать, что ваш партнер сообщит вам, когда будет задерживаться или поздно возвращаться домой по какой-то причине.
    • Другой пример: ожидать, что ваша вторая половинка всегда будет хотеть смотреть те же шоу, что и вы. Вместо этого вы можете ожидать, что он иногда позволит выбирать вам, а в другой раз - вы позволите выбирать ему. Компромисс и понимание - ключевые составляющие в любых отношениях.
  4. Воспринимайте партнера как цельную личность. Помните, что идеальных отношений не бывает. Время от времени неизбежно будут моменты напряжения между вами и вашим партнером, и это нормально. Вместо того чтобы позволить этому напряжению определять ваши отношения в такие времена, всегда помните о том, что вы любите в своем партнере. Когда вы смотрите на него как на цельную личность, вам легче быть терпеливым и в напряженные времена.

    • Например, если ваш партнер делает что-то, что вас действительно раздражает, например, постукивает ногой, не позволяйте этому раздражителю взять приоритет над всеми хорошими качествами, которые вы любите в своем партнере.
    • Вы также можете заметить, что некоторые выражения, которые ваша вторая половинка часто использует, часто повторяются для вас. Имейте в виду, что вы, скорее всего, проводите в его компании больше времени, чем кто-либо другой, и, соответственно, больше слышите его рассказы и фразы. Помните, что эти вещи являются частью всего человека, в которого вы влюбились, и в долгосрочной перспективе они не так важны.
  5. Практикуйте позитивный внутренний диалог. Слушайте внутренний диалог, который разыгрывается в вашем сознании целый день. Это ваш разговор с самим собой. Ваш внутренний диалог может терзать вас так же легко, как фразы других людей, или же, наоборот, может повысить вашу уверенность. Когда вы анализируете себя и думаете (или говорите) себе о том, что нужно быть терпеливым, сосредоточьтесь на своем прогрессе положительным образом. Легко расстраиваться, когда вы злитесь, но позитивный настрой поможет вам успокоиться и посмотреть на вещи рационально.

    • Например, избегайте таких мыслей, как «Я просто недостаточно терпелив, чтобы справиться с этим». Измените подобные мысли на позитивные, подумав или произнеся что-то вроде: «Работа с этим потребует много терпения. Я могу это сделать, если буду уделять нужное количество времени и контролировать свои эмоции».

Ежедневная практика терпения

  1. Осознавайте свой стресс. Поймите уровень своего стресса и узнайте факторы, которые влияют на вас больше всего. Попробуйте записывать в дневник эти главные стрессоры и то, какие чувства они у вас вызывают. Когда вы поймете свои раздражители, вы сможете лучше контролировать свой уровень стресса . Контроль над стрессом позволит вам сосредоточиться на том, чтобы быть более терпеливым человеком. Частыми стрессовыми факторами могут быть:

    • пробки;
    • длинные очереди;
    • слишком частые телефонные звонки;
    • крайние сроки.
  2. Оставайтесь позитивным. В большинстве ситуаций можно увидеть положительную и отрицательную стороны. Насколько терпеливыми вы будете, находясь в определенной ситуации, зависит от того, насколько положительным или отрицательным является ваше мировоззрение. Если вы сосредоточитесь на позитивных аспектах ситуации, вы будете гораздо более терпеливым.

    • Например, если вы считаете, что время, проведенное в пробке - это потерянное время, вы будете разочарованы и нетерпеливы. Вместо этого переформулируйте ситуацию. Конечно, вы потратили много времени в пробке, но это была отличная возможность поговорить с вашей второй половинкой. Благодаря этому тонкому повороту опыт становится положительным, и вы оба будете более терпеливы.

Терпение – прекрасная вещь, так как является частью веры в Всевышнего Аллаха, который может менять сердца людей. Иногда людям требуется время для того, чтобы смягчить свои сердца и изменить их положение. А Аллах Единственный, кому это подвластно. Мы знаем, что терпение – это неотъемлемая часть нашей веры. Какое терпение подразумевает ислам, и при каких условиях оно проявляется?

Терпение при ежедневных испытаниях

На нашем пути мы ежедневно сталкиваемся со сложностями, будь то устройство на работу, открытие своего дела или даже попытка женитьбы. Все это будет иметь влияние на нашу жизнь в мире вечном в зависимости от намерений. И терпение, которое мы проявляем в данных условиях, является требуемым усилием, чтобы завершить определенное дело лучшим способом.

Терпение в данном случае заключается в осознанности, здравом уме и получении правильного совета и следовании тем путем, которое будет лучше для обоих жизней.

Конечно, терпение не значит упрямство. Если существуют отчетливые знаки, что не лучшей идеей является следование данному пути, что может принести только вред, то лучше не продолжать и не упорствовать. Мудрость заключается в том, чтобы знать, чего требует определенная ситуация.

Терпение в вере

Самое главное испытание в жизни верующего – это испытание его веры. И от того, как он пройдет это испытание, зависит жизнь в мире вечном. Если человек сделает шаг навстречу Всевышнему, Он побежит к нему – таково обещание Аллаха. Если вы испытываете, что переживаете духовную пустоту, вернитесь к основам, т.е. обязательствам. Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Религия проста, и кто обременяет себя в своей религии, не сможет в дальнейшем следовать ей».

Такое терпение заключается в осознании истинных ценностей, приоритетов и своего положения. Такое терпении – в следовании своей религии, несмотря на внешние обстоятельства и свои переживания и нахождении еще большего смысла в том, что ты уже делаешь. Последовательность в вере знак того, что человек не теряет надежды на Всевышнего Аллаха.

Терпение в религии начинается в беспрекословном и безусловном исполнении обязательных предписаний. Эта база, на которую накладываются остальные виды поклонения и укрепляется иман.

Терпение перед лицом несчастий

Жизнь не всегда радостна и безоблачна, иногда судьба преподносит несчастия и беды. Их тяжело перенести и выдержать вроде бы невозможно. Но как сказал Посланник Аллаха (мир ему):

«Терпение бывает на стыке с бедой, т.е. истинное терпение – это такое терпение, которое выявлено при первых ударах беды».

Человек, который проявляет терпение при первых ударах беды – это человек, который поистине с Аллахом, который осознает, что как радость, так и несчастье – все от Аллаха, и все испытание его веры и не перестает уповать на Аллаха. В Коране сказано:

«Мы непременно испытаем вас незначительным страхом, голодом, потерей имущества, людей и плодов. Обрадуй же терпеливых, которые, когда их постигает беда, говорят: «Воистину, мы принадлежим Аллаху, и к Нему мы вернемся» (2: 155-56).

Терпение проявляется тогда, когда мы знаем, что подвергаемся испытанию, в которых заключена своя великая цель.

Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Сколь удивительно положение верующего! Поистине, все в его положении является благом для него, и никому (не дано) этого, кроме верующего: если что-нибудь радует его, он благодарит (Аллаха), и это становится для него благом, если же его постигает горе, он проявляет терпение, и это тоже становится для него благом».

Конечно, это естественно чувствовать грусть и печаль, когда нас постигают беды. Наша вера не забывает что мы люди и не запрещает нам проявлять эти чувства. Он лишь не позволяет нам затушить теплый огонек надежды на лучшее и обретения покоя. Когда умер сын Пророка (мир ему), Он (мир ему) сказал:

«Плачут глаза, и скорбит сердце, но мы говорим только то, чем доволен Аллах».

В таком случае терпение означает не отчаяние. Для грусти и скорби есть свое время, но облегчение для верующего настигает в тот момент, когда он осознает, что во всем – великая мудрость Аллаха. И в случае бед и несчастий терпение – это не выражение отчаяния, это позволение грусти, но также продолжение следования пути. И утешение находится в:

«Что бы ни постигло мусульманина, будь о утомление, болезнь, тревога, печаль, неприятность, скорбь или даже укол колючки, Аллах непременно простит ему за это что-нибудь из его грехов».

Терпение в отношениях с людьми

Люди, которых мы встречаем на своем пути, также являются нашим испытанием. Есть люди, которые испытывают наше терпение. Это могут быть наши родители, братья, сестры, наши друзья и коллеги. Всевышний сказал в Коране:

«Мы сделали одних из вас искушением для других: проявите ли вы терпение? Твой Господь - Видящий» (25:20).

Терпение проявляется в нашем отношении, реакции. Терпение в том, чтобы не озлобиться или унизить или обидеть человека. Кроме того, терпение заключается в отдалении от злословия и сплетен. Проявляя терпение к человеку, который может нас раздражать, мы воздерживаемся от запретного.

Терпение – это качество сильного и морально устойчивого человека. Потому что сложно сдерживать себя в самые эмоциональные моменты жизни в период гнева, или нервного срыва. Но вознаграждение и степени терпеливых возвышены в соответствии со сложностями сдерживания себя, и Аллах говорит во многих местах о терпеливых людях, восхваляя их.

Имам Ахмад о количестве упоминаний терпеливых сказал:

الصبر في القرآن في نحو تسعين موضع

«[О достоинстве] Терпения в Коране упоминается в девяносто местах ». Значит, девяносто раз Всевышний в Коране похвалил это качество. Вот один из многих аятов, где Аллах говорит:

إِنَّ اللَّهَ مَعَ الصَّابِرِينَ

Смысл: «Поистине, Аллах вместе с терпеливыми » («аль-Бакара», аят 153). Терпение, особенно при постижении бед, является вознаграждаемым делом. По этому поводу Аллах в другом аяте говорит:

فاصبر إن وعد الله حق

Смысл: «Прояви терпение (т.е. стойкость) и Аллах даст тебе обещанное (т.е. награду) ».

Также Всевышний Аллах говорит:

وإن تصبروا وتتقوا لا يضركم كيدهم شيئاً

Смысл: «Если вы проявите терпение и набожность, вам не навредят их (лицемеров) козни » («Алу Имран», аят 120).

Суфьян ас-Саври (да будет доволен им Аллах) отмечал:

بالصبر واليقين تنال الإمامة في الدين

«Терпением и твёрдым знанием достигается предводительство в религии (преуспевает человек в этом мире и в мире вечном) ».

Очень много хадисов о терпении и стойкости, и всех их привести невозможно.

Пророк (мир ему и благословение) сказал:

والصبر ضياءً

«Терпение это есть свет (который будет освещать его могилу) » (привёл имам Мус-лим от Абу Малика аль-Ашари). Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ومن يتصبر يصبره الله ، وما أعطى الله أحداً عطاءً هو خير وأوسع من الصبر

«Тому, кто старается проявлять терпение, Аллах даст его (терпение), и нет ничего лучшего из даров Аллаха, чем терпение ».

Таких изречений очень много, и привести все нет необходимости.

Убеждение, которое должно быть у человека, которого постигло горе

Ни один человек, включая Посланников и Пророков (мир им и благословение), не застрахованы от бедствий и испытаний от Аллаха, парой, наоборот, последние бывают испытаны сильнее, как в пример для обычных людей.

Значит, у верующего должно быть убеждение, что Всевышний ниспосылает беды и трудности и только Он избавит его от них, как Сам Всемогущий Аллах сказал:

ما أصاب من مصيبة إلا بإذن الله

Смысл: «Не настигают беды, кроме как по воле Аллаха » («ат-Тагабун», аят 11). Что бы ни случилось, в первую очередь, человек обязан быть убеждённым, что всё от Аллаха и потому как только Аллах ниспосылает и удаляет беды, следовательно, и уповать тоже нужно только на Него.

Зная, что все беды – это решение Аллаха, нельзя быть недовольным Его решениями. От всех Его решений есть польза для рабов, ибо Аллах справедлив и не притесняет их, Он Сам для Себя запретил притеснять Своих рабов.

Одна и мудростей – Аллах, конечно, знает лучше – ниспослания бед в том, что беды ниспосылает Аллах для смывания грехов Cвоих рабов, а если же если рабы чисты, то беды ниспосылаются для возвышения степеней. Потому как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

إن الرجل لتكون له المنزلة عند الله فما يبلغها بعمل ، فما يزال يبتليه بما يكره حتى يبلغه ذلك

«Поистине, человек, на которого обрушились беды, и он проявил терпение, возвысится степенями, которых он не достигнет просто благими делами » (Ибн Хаббан № 2896 в своей книге «Сахих»).

Также сказал:

ما يصيب المؤمن من هم ولا غم ولا نصب ولا وصب ولا حزن ولا أذى حتى الشوكة يشاكها إلا كفر الله بها من خطاياه

«Не настигнет верующего беспокойство, забота, печаль, проблема, вред, вплоть до того, что даже колючка вонзится, и он почувствует боль, кроме как Аллах прощает грехи по причине этого » (имам аль-Бухари). Малейшая боль или любое испытание Аллах устанавли-вает причиной смывания грехов или возвеличивания степени.

Отсутствие бед – повод для беспокойства

Человек не должен беспокоиться, если беды часто ниспосылаются на него, однако беспокойство вызывает, то если беды вообще отсутствуют, как Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Нет блага в рабе, у которого не умаляется имущество и не испытывал телесные болезни, поистине, Аллах любит раба, которого испытывает и при испытании проявляющий терпения » (Ибн Аби Дунья). Так же Пророк (мир ему и благословение) сказал:

من يرد الله به خيراً يصب منه

«Кому Аллах желает добра, тому ниспосылает бедствия » (имам аль-Бухарий).

Как проявлять терпение

Когда человек проявляет терпение, он должен проявлять его искренне, ради Аллаха, а не по другим причинам, как Аллах сказал:

فَاصْبِرْ كَمَا صَبَرَ أُوْلُوا الْعَزْمِ

Смысл: «Прояви терпение (Мухаммад), как улуль-азми (как Пророки улуль-зам)» («аль-Ахкаф», аят 35). А как понять этот аят? Этот аят означает, что надо быть стойким не жаловаться никому, а обращаться к Аллаху с мольбой о даровании стойкости перед бедствиями, как поступали великие Пророки (мир ем и благословение).

Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал:

ما من عبد تصيبه مصيبة فيقول : إنا لله وإنا إليه راجعون . اللهم أجرني في مصيبتي واخلف لي خيراً منها إلا أجره الله في مصيبته وأخلف له خيراً منها

«Не настигнет беда раба, и он проявит стойкость и скажет: “Все мы от Аллаха и к Нему возвратимся. О, Аллах! Последуй за этой бедой благое для меня”, Аллах вознаградит этого раба » (имам Муслим). То есть, пусть тот, на кого пало горе и печаль обратится к Аллаху со словами, которые приведены в этом хадисе и Аллах воздаст сполна, за его терпение.

Чтобы человек получил полное воздаяние за терпение, он должен соблюдать следующие условия:

1) Быть убеждённым, что все происходит по воле Аллаха, и только Аллах избавит от бед.

2) Не жаловаться, кроме как Аллаху.

3) Переносить горе, только лишь уповая на Аллаха и ради Аллаха.

4) Быть убеждённым, что во всём есть мудрость Аллаха.

Это основные условия, которые человек, мусульманин, обязан соблюдать, иначе человек не получит ничего, кроме напрасных страданий. Тяжкий грех жаловаться и не благодарить Аллаха за любое Его решение.

Да ни лишит нас Аллах стойкости в ответственный и нужный момент. Амин!