Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Общая информация, прием в аспирантуру. Общая информация, прием в аспирантуру Вопросы для обсуждения

Общая информация, прием в аспирантуру. Общая информация, прием в аспирантуру Вопросы для обсуждения

Тема 6: Морфологические нормы

Вопросы для обсуждения:

1. Нормы употребления существительных (род, число, падеж).

2. Трудные случаи употребления прилагательных (образование кратких прилагательных и форм степеней сравнения).

3. Нормы употребления числительных.

4. Трудные случаи употребления местоимений.

5. Трудные случаи употребления форм глагола.

6. Образование и употреблений причастий и деепричастий.

Задание 1. Образуйте от указанных существительных форму им. п. мн. числа.

Выбор, директор, бухгалтер, договор, доктор, инженер, инспектор, округ, отпуск, конструктор, приговор, клапан, ревизор, паспорт, повар, профессор, сторож, фельдшер, редактор, торт, снайпер, шофер, штемпель, борт, юнкер, веер, якорь, стог, корм, жернов, катер, лектор, офицер, слесарь, мастер, аптекарь, фронт, компрессор, компьютер, шторм, диспетчер, рапорт, ордер, сектор.

Задание 2. Образуйте от указанных существительных форму род. п. мн. числа.

Бананы, лимоны, яблоки, мандарины, гренки, томаты, вафли, баклажаны, макароны, башкиры, болгары, буряты, грузины, осетины, солдаты, татары, цыгане, партизаны, граммы, килограммы, валенки, сапоги, туфли, ботинки, чулки, носки, ступни, обои, ставни, блюдца, простыни, полотенца, плоскогубцы, оглобли, ружья, очки, тиски, волокна, свадьбы, усадьбы, ясли, кегли, кочерги, дно, днища, грабли, сумерки.

Задание 3. Составьте с приведенными словами словосочетания «существительное + прилагательное», самостоятельно подобрав прилагательные соответствующего рода.

Авеню, аэрозоль, авокадо, бандероль, бра, боржоми, буржуа, воробьишка, вуаль, галифе, домишко, жюри, иваси, инженю, имбирь, кашне, какаду, кольраби, контральто, кофе, леди, лосось, маэстро, меню, мозоль, мокко, моль, пемоксоль, пенальти, плацкарта, пони, портмоне, портье, рагу, салями, травести, тюль, фламинго, фойе, фрау, цеце, шампунь.

Задание 4. Разделите существительные на три группы: 1) существительные женского рода; 2) существительные мужского рода; 3) существительные общего рода.

Атташе, автор, балда, бездарь, брюзга, визави, воротила, врач, голова, громила, гризли, денди, жадина, жертва, забияка, зазнайка, заправила, змея, импресарио, инкогнито, какаду, колибри, конферансье, крупье, маэстро, недотрога, повеса, портье, протеже, простофиля, свинья, сластена, слуга, сорвиголова, староста, судья, тамада, травести, умница, шимпанзе, ябеда, хинди.

Задание 5. Исправьте ошибки в образовании степеней сравнения и кратких форм прилагательных.

1. Пуловеры и шарфы связаны из самой тончайшей шерсти. 2. Самое наибольшее количество пуделей и сеттеров было представлено на выставке более передового клуба кинологов. 3. Эти 50 кг из поступившей в магазин партии грейпфрутов отобраны как наиболее лучшие. 4. Эверест – самая высочайшая точка планеты, а Марианская впадина – самое глубочайшее место. 5. Сосиски показались ему более вкуснее, чем пельмени. 6. Как более деловой менеджер, Эпштейн добился выгодного сбыта свеклы в самый наикороткий срок. 7. Наиболее коричневый из этих свитеров кажется мне самым красивейшим. 8. Несмотря на чрезмерную гламурность, такой фасон выглядит более красивее. 9. Конечно, при таком взгляде на вещи менее удобнее признать нашу правоту. 10. Я не знаю, что для него в данной ситуации было бы наиболее лучше.

Задание 6. Письменно просклоняйте числительные.

Полтора часа, пятеро солдат, семеро козлят, полтораста человек, двадцать пять сотых, тридцать восемь девяносто седьмых, 1789 год, 19 пирожков, 493 года, 1167 вагонов, 17 456 лет, 795 328 примеров, мало денег, столько людей, несколько ягод.

Задание 7. Прочитайте предложения, используя правильную форму местоимения.

1. Я был в (моей, нашей) семье самым младшим. 2. Администрация перевела Сидорова с (его, своего) места на другое. 3. В (его, свои) семьдесят лет он выглядит прекрасно. 4. Председатель правления ознакомился со списком акционеров и с (их, своими) предложениями. 5. Возьмите это дело в (ваши, свои) руки. 6. Все документы с (их, ихней) подписью сдаются в архив. 7. Сзади (его, него) шла нагруженная вещами телега. 8. Больной попросил сестру налить (ему, нему) воды. 9. В отношении (её, неё) необходимо принять меры. 10. Я вернул товарищу (его, свою) книгу.

Задание 8. Выберите правильную форму местоимения.

Для (него, его), до (них, их), благодаря (нему, ему), старше (неё, её), после (него, его), согласно (неё, её), красивее (него, его), навстречу (нему, ему), перед (ним, им), за (ней, ей).

Задание 9. От приведенных глаголов образуйте формы 1-го лица единственного числа, при невозможности их образования замените их описательными выражениями.

Бороться, бродить, запретить, затмить, блестеть, образоваться, косить, раздавать, записать, выдавить, течь, блистать, жать, сесть, махать.

Задание 10. Образуйте формы 1-го и 2-го лица единственного числа, найдите различия в образовании форм каждого слова из данных пар. Чем отличаются полученные формы?

Родиться – рождаться, зажигать – зажечь, произнести – произносить, удаваться – удаться, выслать – высылать, выдавать – выдать, сослать – ссылать, плавать – плыть, осуществлять – осуществить.
Занятие 5

Тема 7: Синтаксические нормы

Вопросы для обсуждения:

1. Употребление предлогов, нормы управления.

2. Порядок слов в предложении.

3. Координация подлежащего и сказуемого.

4. Согласование определений и приложений.

5. Нормы употребления предложений с однородными членами.

6. Нормы употребления предложений с причастными и деепричастными оборотами.

7. Особенности употребления сложных предложений

Задания для выполнения на семинарском занятии:

Задание 1. Составьте предложения, используя приведенные ниже слова и модели управления.

Игнорировать кого/что; возбудить что-л. в ком и у кого; возложить что-л. на кого/что; вознаградить кого за что; изобличать кого в чем; иммунитет к чему и против чего; инкриминировать кому что; одержимый чем; привилегии кому и для кого; разувериться в чем; реакция чего на что; сочувствие кому/чему и к кому/чему; спрос на кого/что; уподобиться кому/чему в чем.

Задание 2. Допишите окончания, согласуя сказуемое с подлежащим.

1. Большинство картин художников-передвижников был.. воспринят.. как гимн человеку, прославляющий и утверждающий его высокие духовные ценности. 2. Большое количество студентов и аспирантов института, состоящих в спортивных секциях, уже сдал… нормы по лыжам. 3. Ещё несколько возможностей увеличить счёт футбольной игры остал..сь неиспользованным.. . 4. Много детей больн.. был.. гриппом. 5. Больше половины поступавших в институт был.. хорошо подготовлен.. по всем предметам. 6. Произошл.. два неожиданных события. 7. В результате наводнения сорок человек утонул.. в реке. 8. Более пяти тысяч нитей основы натянут.. на каждом станке. 9. Немало военных преступников нашл.. себе после войны приют в разных странах мира. 10. Многие из недавно открытых химических элементов уже хорошо исследованы, но почти столько же ещё мало изучен.. .

Задание 3. Раскройте скобки: выберите один из вариантов. Мотивируйте свой выбор.

1. Огромные перемены во всех областях жизни произошли (за последнее полстолетие – за последние полстолетия ) почти во всем мире. 2. Обращаюсь к вам, (дорогой – дорогая ) товарищ Павлова, с большой просьбой помочь мне в моём деле. 3. Квартира была разделена на две (неравные – неравных ) части. 4. Трудно иметь дело с человеком, когда знаешь, что он (настоящий – настоящая ) ханжа. 5. Три (огромные – огромных ) здания были охвачены пламенем пожара. 6. Пришлось дожидаться своей очереди (добрые – добрых ) полчаса. 7. Открыто движение на (новом – новой ) мосту-магистрали. 8. (Первые – первых ) два места разделили два гроссмейстера, (набравшие – набравших ) по 12 очков. 9. Две (старшие – старших ) сестры окончили институт.

Задание 4. Раскройте скобки: имена собственные поставьте в нужной форме.

1. Мы приближались к древнему городу (Афины). 2. Писательница Галина Николаевна родилась в деревне (Усманка). 3. Пансионат построен близ реки (Истра). 4. Близ города (Крюков), за селом (Уклеево), начинается железнодорожная ветка, доходящая до озера (Краюхино). 5. Старинный русский город Звенигород стоит на (Москва-река). 6. В городе (Чебоксары) открылся новый драматический театр. 7. Всеобщее внимание привлекли события на острове (Кипр). 8. Поезд остановился на станции (Трикотажная). 9. Один из московских театров находится на улице (Арбат).
Занятие 6

Тема 9: Коммуникативные типы речи. Публичное выступление как вид коммуникативной деятельности

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие коммуникативных типов речи, их разновидности. Публичное выступление: назначение и разновидности.

2. Фазы публичного выступления: подготовка, исполнение, анализ.

3. Структура и содержание публичной речи.

4. Взаимодействие оратора и слушателей.

5. Культура публичной речи.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Выработка навыков произнесения и анализа структуры и содержания публичной речи с точки зрения культуры речи и поведения оратора (выступление по теме реферата с использованием презентации).
Модуль 3

Занятие 7

Тема 10: Функционально-стилевая дифференциация современного русского литературного языка. Понятие текста. Научный стиль

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика функциональных стилей современного русского языка.

2. Текст, его виды (описание, повествование, рассуждение). Структурные, содержательные, коммуникативные признаки текста.

3. Языковые нормы научного стиля.

4. Жанры научного стиля.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Анализ текстов с точки зрения их стилевой принадлежности.

2. Составление аннотации к научным статьям.

3. Аудиторная контрольная работа «Анализ текста научного стиля» (определение коммуникативной сферы, подстиля и жанра текста, определение темы и целеустановки текста, определение типов информации в тексте, выявление общих и частных стилевых признаков на всех уровнях языка, оценка коммуникативных качеств текста, вывод о степени соответствия текста требованиям жанра и стиля).
Занятие 8

Тема 11: Официально-деловой стиль. Публицистический стиль

Вопросы для обсуждения:

1. Особенности деловой сферы общения.

2. Текстовые нормы оформления личной и организационно-распорядительной документации.

3. Языковые нормы официально-делового стиля.

4. Языковые нормы публицистического стиля.

5. Жанры публицистического стиля.

Задания для выполнения на семинарском занятии:

1. Обнаружение и устранение ошибок в дефектном тексте.

2. Составление деловых текстов разных жанров.

3. Аудиторная контрольная работа «Анализ текста официально-делового стиля» (определение коммуникативной сферы, подстиля и жанра текста, определение темы и целеустановки текста, определение типов информации в тексте, выявление общих и частных стилевых признаков на всех уровнях языка, оценка коммуникативных качеств текста, вывод о степени соответствия текста требованиям жанра и стиля).
5. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов предполагает знакомство с предложенной в списке основной и дополнительной научной литературой по теме лекции, разработку сценария ролевой игры, подготовку реферата и презентации к нему, выступление по теме реферата, составление индивидуального орфоэпического словаря с использованием метода портфолио, выполнение практических заданий и итоговой контрольной работы.

Составление конспектов по теме

Конспекты по теме оформляются в отдельной тетради для семинарских занятий. В конспекте фиксируется источник (со всеми выходными данными) и излагается теоретический материал, подкреплённый собственными примерами.

Тематика конспектов:


  1. Правописание сложных слов.

  2. Правописание наречий.

  3. Знаки препинания в предложениях с вводными словами, словосочетаниями, конструкциями.

  4. Знаки препинания в предложениях с союзом «как».

  5. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.
Составление индивидуального орфоэпического словаря

Орфоэпический словарик оформляется в отдельной тетради, где фиксируются нормы произношения слов и постановки ударения. Орфоэпический словарь составляется на основе сопоставления произносительных норм, представленных в словаре Р.И. Аванесова (1983 г.) и одного из современных орфоэпических словарей (не позднее 2009 г.).

Выполнение практических заданий

Практические задания выполняются в рабочей тетради для практических занятий.

Выполнение контрольных работ

Контрольные работы выполняются в отдельной тетради для контрольных работ. Завершать контрольную работу должен список использованных словарей и справочников.

Тема: «Лексические и грамматические ошибки в речи».

Варианты контрольных работ

Вариант 1

1.

Агрегат, анемия, антенна, термин, горчичник, прачечный, гоночный, кирпичный, сердечный, одноименный, оседлый, гипотеза, адекватный, оглашенный, мелочный, елочный, гротеск, прессинг.

2.

выборный – выборочный, гарант – гарантия, гарантийный – гарантированный, демонстративный – демонстрационный, динамичный – динамический, дипломник – дипломант, договор – договоренность, значение – значимость, специфика - спецификация.

3. Употребите существительные в форме родительного падежа множественного числа и поставьте ударение:

кий, пруд, слоги, строки, гуляш, гусь, уголь, кураж, метраж, трельяж, киргизы, чуваши, армяне, мордвины, башкиры, ясли, грабли, кочерги, помидоры, абрикосы, мандарины, баклажаны, килограммы, носки, ботинки.

4.

век, горн, порт, сорт, торт, фронт, шлюз, шприц, шрифт, штаб, штраф, вексель, директор, бухгалтер, доктор, профессор, лектор, сторож.

5.

Фирма-риэлтер, авеню, контральто, Борнео, цунами, Чили, сарай-кладовая, пенальти, протеже, ГЭК, гризли, иваси, импресарио, кенгуру, сальдо, НАТО, роно, портмоне, кафе-столовая.

6. Вставьте пропущенные буквы.

Ан..отация, апел..яция, ас..им..етрия, ан..улировать, ас..истент, режис..ер, продюс..ер, оф..ис, пр..людия, пр..стиж, пр..амбула, пр..зидент, пр..тендент, пр..тензия, пр..мьера, пр..цедент, без..нициативный, из..мать, вз..мать, сверх..зысканный, пед..нститут, ож..г (руки), крыж..вник, ж..рдочка, общ.., ноч..вка, мороже..ая рыба, свежемороже..ая рыба, замороже..ая рыба, бесприда..ица, воспита..ик, стира..ый-перестира..ый, нехоже..ые тропы.

7.

8.

1. Мне нужно замотивировать людей на производство. 2. На последнем заседании присутствовало 54 человека. 3. Это явно дефект воспитания. 4. Читая эту книгу, у меня возникал вопрос. 5. Это вне сферы моей компетентности. 6. Данные новации могут оказаться весьма продуктивными. 7. В области разработки компьютерных программ долгие годы первой была США. 8. Состоялся форму модельеров, на котором демонстрировались новые модели. 9. Достигнутые договоренности предусматривают возвращение к статусу-кво. 9. К сожалению, мы не в состоянии составить конкуренцию столичным вузам. 10. Предупреждаю Вас о невозможности повторения подобных прецедентов. 11. При непредоставлении указанных документов бесплатная перевозка перевозчиком не осуществляется. 12. Депутаты должны откликаться на наиболее важнейшие события. 13. Прочитав подобную клевету, у меня задрожали руки. 14. Он погружается в воспоминание своих первых впечатлениях об этих местах. 15. Как объяснил адвокат, его подзащитный всегда говорил о своей невинности. 16. В сочинении было хорошо описано про окрестность школы. 17. Он ужасно негодовал над тем, как его изобразил писатель.

9. Определите функциональный стиль и жанр отрывка. Аргументируйте свою точку зрения.

Как старинное мастерство превратилось в высокое искусство

Обработкой кости люди занимались с древности. И развитие косторезного творчества начинается с простых утилитарных предметов. Традиционно резчики делали из кости различные орудия охоты и рыболовства, предметы домашнего обихода, священные амулеты и украшения.

Этот материал и в наши дни пользуется спросом у жителей Ямальского Севера. Кость используют при изготовлении деталей упряжи, ножен, украшений к мужскому поясу. Как самостоятельный вид декоративно-прикладного искусства художественная обработка кости в округе возникла сравнительно недавно – лишь к XX столетию. Спрос на косторезные изделия появился в результате активного заселения региона.

Сегодня уже никто не сомневается в существовании особой ямальской школы. Современные художники-косторезы, основываясь на традициях и навыках многих поколений, превращают старинное ремесло в высокое искусство. Чтобы более широко и системно изучить его, выявить общие черты в образах, тематике, в 2002 году окружной Дом ремесел собрал всех резчиков вместе. Так родилась идея организации межрегиональной выставки художественного косторезного искусства «Душа Севера». Теперь эта выставка стала частью имиджа учреждения и, без сомнения, способствует сохранению и развитию косторезного искусства округа.
Вариант 2

1. Частично затранскрибируйте слова. Если есть варианты, укажите их. Пример: музей [з’е]; блеклый – возможны два варианта [л’о] и [л’э].

Деградация, безнадежный, платежеспособный, интервью, пресса, демпинг, порядочный, троечный, яблочный, тренировочный, скабрезный, истекший, белесый, гололедица, девальвация.

2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа у следующих существительных и поставьте ударение:

отрасль, местность, мощность, область, ведомость, простыня, плоскость, ступень, доска, дно, шурин, деверь, пуловер, нувориш, противень, сапоги, торт, шарф, туфли, христианин, еретик, духовник, свекла, чулки.

3. Образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение. Если есть варианты, укажите их:

фельдшер, тетерев, ястреб, отпуск, месяц, джемпер, свитер, договор, полис, сектор, табель, полюс, пояс, тон, лагерь, учитель, хлеб, вино, сыр.

4. Объясните различие в значении слов (подберите к паронимам синонимы):

инцидент – прецедент, компетенция – компетентность, новация – инновация, освоить – усвоить, фактичный – фактический, экономный – экономичный – экономический, элитный – элитарный, ликвидация – ликвидность, представить – предоставить.

5. Определите род имен существительных, составьте с ними словосочетания:

янки, крупье, Хонсю, ТАСС, ракета-носитель, счет-фактура, микадо, Сухуми, либретто, пани, НОТ, рандеву, чичероне, стайер, витрина-стенд, конферансье, кули, алиби, хинди.

6. Вставьте пропущенные буквы.

Дил..ер, компромис.., дилем..а, дис..идент, ком..ентарий, тер..ас..а, пол..ис, кор..упция, пр..рогатива, пр..валировать, пр..оритет, пр..митивный, пр..вилегия, пред..стория, меж..нститутский, спорт..нвентарь, дез..нформация, супер..нтересный, прож..г (ткань), туш..нка, печ..ный, реч..нка, горяч.., копч..ность, недавно мороже..ая рыба, чита..ый-перечита..ый, труже..ик, маринова..ые грибы, вымаза..ы краской, балага..ое представление.

7. Образуйте формы родительного, дательного, творительного и предложного падежей у имени числительного:

8. Откорректируйте предложения, укажите тип ошибки.

1. Недостоверные факты должны настораживать. 2. Никакого подтверждения о том, что там какие-то действия ведутся пока нет. 3. Данные новации могут оказаться весьма продуктивными. 4. Как писала мать Раскольникову, что Дуня готова на все, чтобы помочь брату. 5. Наши главные приоритеты связаны с внедрением инноваций. 6. Можно работать в очень тяжелейших условиях. 7. Мы все же собираемся победить в сегодняшней игре, и очень хотим этого сделать. 8. Тюмень является столицей нефтяного и газового края, а также является крупнейшим в Западной Сибири центром прикладной науки и образования. 9. Прослушав доклад, у меня создалось такое впечатление. 10. Тельняшка у моряка была распахнута настежь. 11. Горький родился в Нижнем Новгороде и проводит детство на берегах великой реки. 12. Гуляя по лесу, так хорошо дышится. 13. Полученная модель может быть использована сотрудниками кредитных отделов банков, занимающихся ипотечным кредитованием для того, что бы понимать, насколько правильно определена стоимость квартиры, которая предоставляется в залог. 14. На первое заседание пришли всего семь человек. 15. Рецензия о прочитанной книге должна быть сдана на следующей неделе. 16. Производство этой машины началось годом спустя премьеры. 17. Наде сразу перестало быть смешно.

9. Определите функциональный стиль и жанр отрывка. Аргументируйте свою точку зрения.

На уральских горных заводах, представляющих собой мануфактуру высшего типа, помимо использования ручного труда широко применялись машины и механизмы. По степени квалификации мануфактурные рабочие делились на три основных категории: мастер, подмастерье, работник, - к которым примыкала категория ученика. Отмеченные родовые обозначения вошли в состав многих наименований лиц по профессии мануфактурного периода.

Наибольшее количество составных терминов в нашей картотеке образовано с родовым компонентом мастер (63 наименования); 22 словосочетания включают наименование подмастерье и 35 терминосочетаний содержат в своем составе родовой компонент работник. Термин ученик в составных наименованиях лиц по профессии использован 37 раз.
Формы контроля за индивидуальной и

самостоятельной работой студентов

1. Проверка тестовых заданий, выполненных в конце каждого семинарского занятия.

2. Проверка выполнения практических заданий к занятиям.

3. Индивидуальное собеседование на консультациях по итогам самостоятельных и контрольных работ.

4. Проверка выполнения тестов для самопроверки, творческих заданий и домашней контрольной работы.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ


  1. Укажите ряд, в котором у всех слов под ударением произносится «э».
а) акушер, хребет, одновременный, щелка

б) преемник, иноплеменный, шерстка, жердочка

в) афера, решетчатый, гренадер, недоуменный

г) поднебесный, нареченный, произнесенный, валежник

2. Укажите ряд, в котором у всех слов под ударением произносится «о».

а) приемник, донесенный, платеж, слезный

б) верстка, свекла, острие, произведенный

в) раскаленный, подстриженный, всплеск, щекотно

г) оседлый, современный, зев, опека

3. Укажите ряд, в котором согласный перед буквой е произносится твердо

а) деталь, дельтовый, антитеза, бенефис

б) де-факто, тестовый, бутерброд, компьютер

в) деталь, тет-а-тет, серпантин, термин

4. Укажите ряд, в котором согласный перед буквой е произносится мягко

а) ректор, террариум, тезис, полонез

б) комплект, термометр, менталитет, дефект

в) дебютировать, вердикт, академия, пресса

5. Вариантное произношение согласного перед буквой е имеют слова

а) дефиниция

г) агрессия

6. Причастия произносятся правильно в словосочетаниях:

а) уплОченный в бюджет НДС;

б) давно Умерший

в) дискутИрованный вопрос

г) подняться по проторЁнному пути

7. Ударение поставлено правильно в формах родительного падежа множественного числа:

а) аэропортОв

б) вероисповедАний

в) газопровОдов

г) вЕнтелей

8. Укажите ряд, в котором все существительные в форме им. п. мн. числа имеют окончание - ы(и) .

а) отпуск, приговор, бухгалтер

б) доктор, фронт, инженер

в) шофер, профессор, борт

г) договор, конструктор, приговор

9. Укажите ряд, в котором все существительные в форме им. п. мн. числа имеют окончание –а(я).

а) инспектор, якорь, мастер

б) округ, фельдшер, веер

в) снайпер, стог, юнкер

г) лектор, выбор, штемпель

10. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слов

а) килограмм помидоров

б) с семистами учениками

в) в полутора километрах

г) более нужный.

11. Укажите вариант, в котором все существительные ср. рода

а) алоэ, кофе, кашне

б) портье, повидло, кольраби

в) казино, маэстро, рояль

г) желе, рагу, метро

12. К мужскому роду относятся существительные

в) сирокко

13. Укажите вариант, в котором форма род. п. мн. числа неправильно образована

а) банан, татар, валенок, туфлей

б) валенков, солдатов, болгаров, чулков

в) казахов, кресел, цыганов, полотенцев

г) вольтов, рельс, сапогов, блюдцев

14. Правильно построены словосочетания:

а) ректоры вузов

б) по приезду иностранной делегации

в) по завершению заседания

г) заведующий лабораторией

15. Правильно построены словосочетания:

б) умело оперировать с фактами

в) намерение студентов об участии в конкурсе

г) решение принято наперекор традиции

а) У половины группы еще нет допусков к защите диплома.

б) Недостающая сумма должна быть доплочена в кассу.

в) Не надо декларировать о реформах – надо их осуществлять.

17. Правильно построены предложения:

а) ЮНЕСКО объявило программу на следующий год.

б) Вся документация подготовлена согласна ГОСТ.

в) Оказалось непросто написать хорошую рецензию на учебник.

г) Замдекана Сергеева оперативно решил наш вопрос.

18. Пропущена буква в словах:

а) дву...главый

б) буду…щий

в) бу…галтер

г) конъю…ктура

19. Через дефис пишутся слова:

а) пресс..служба

б) бизнес…мен

в) паблик…рилейшнз

г) зам…министра

20. Факсимиле – это точное воспроизведение:

а) рукописи

б) здания

в) документа

г) подписи

21. Ошибка в употреблении паронимов допущена в предложении (-ях)

а) В обязанности его входило ведение дипломатического протокола.

б) Атташе ─ это должностное лицо при дипломатичном представительстве.

в) Он работал здесь недавно и пока мог позволить себе только крайне осторожные, дипломатические высказывания о коллегах и начальстве.

г) Юноша ─ на вид совсем еще мальчик ─ оказался человеком на удивление вежливым и дипломатичным.

22. Соотнесите заимствованные слова с их толкованием:

1) дифирамб а) глубокое уважение, почтительное отношение к кому-, чему-либо

2) брифинг б) неравный брак

3) мезальянс в) встреча официальных лиц с журналистами

4) пиетет г) неумеренная восторженная похвала

23. Соответствуют литературной норме предложения:

а) Постарайтесь забыть о неприятном инциденте.

б) Руководство университета сумело найти антологию предложенной программе.

в) Одним из непременных условий написания хорошей работы является умение умело оперировать фактами.

г) На каждый экзамен она приносит маленького плюшевого щенка, объясняя всем, что это ее фетиш.

Расписание ГИА по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре на 2019 г. (175,4 КБ)

Процедура прохождения государственной итоговой аттестации аспирантов в 2019 г. (356,5 КБ)

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) регламентируется приказом Минобрнауки России от 18.03.2016 N 227.

Порядком проведения ГИА по аспирантуре установлены формы государственной аттестации:

  • государственный экзамен;
  • научный доклад об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации).

Срок проведения государственной итоговой аттестации устанавливается в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком соответствующей программы аспирантуры.

Успешное прохождение государственной итоговой аттестации является основанием для выдачи обучающемуся документа об образовании и о квалификации образца, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Требования к допуску до Государственной итоговой аттестации для аспирантов:
  • Подписанное заключение кафедры о допуске к ГИА и отзыв научного руководителя аспиранта.
  • Научно-квалификационная работа (диссертация), согласно требованиям «Положения о присуждение ученых степеней ВАК».
  • Научный доклад (автореферат), согласно требованиям «Положения о проведение государственной итоговой аттестации в НИТУ «МИСиС».
  • Опубликованный статьи в рецензируемых научных журналах перечня ВАК (две - для технических наук и три - для экономических наук).
  • Проверка на объем заимствования (минимум оригинального текста - 75%).
  • Рецензии на НКР (диссертацию), согласно требованиям «Положения о проведение государственной итоговой аттестации в НИТУ «МИСиС» (минимум одна внешняя и одна внутренняя рецензия).
Формирование государственных экзаменационных комиссии (ГЭК):

Председатель государственной экзаменационной комиссии (не работающих в данной организации и имеющих ученую степень доктора наук по научной специальности, соответствующей направлению подготовки аспирантуры) утверждается не позднее 31 декабря, предшествующего году проведения государственной итоговой аттестации.

Государственные экзаменационные комиссии создаются в организации по каждой специальности и направлению подготовки, или по каждой образовательной программе, или по ряду специальностей и направлений подготовки, или по ряду образовательных программ. Представительство работодателей - не менее 50% от состава ГЭК (включая председателя ГЭК).

Образец Служебной записки для утверждения председателя ГЭК (аспирантура) (21,3 КБ)

Требования к оформлению письма-согласия от работодателя (22,4 КБ)

Образец Служебной записки для утверждения состава ГЭК по аспирантуре и рецензентов НКР (13 КБ)

Регламент проведения Государственной итоговой аттестации по аспирантуре:
  • Не позднее, чем за 30 календарных дней до проведения первого государственного аттестационного испытания приказом ректора утверждается расписание государственных аттестационных испытаний, в котором указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний и предэкзаменационных консультаций. При формировании расписания устанавливается перерыв между государственными аттестационными испытаниями продолжительностью не менее 7 календарных дней. Перед государственным экзаменом проводится консультирование обучающихся по вопросам, включенным в программу государственного экзамена.

Образец Служебной записки для формирования расписания ГИА и консультаций (16,4 КБ)

  • Государственный экзамен проводится по рекомендованному перечню вопросов (включая общедисциплинарные предметы). Прохождение государственного экзамена аспирантом проходит на заседание государственной экзаменационной комиссии. На каждого аспиранта, прошедшего государственный экзамен, заполняется протокол. Протокол подписывается теми членами ГЭК, которые присутствовали на заседании.
Проект Протокола для государственного экзамена по аспирантуре (ГИА) (15,9 КБ)
  • Не менее чем за две недели до проведения защиты научного доклада рукопись научно-квалификационной работы (диссертации) должна быть предоставлена рецензенту и выпускающей кафедре.
  • Научно-квалификационная работа (диссертация) обучающегося подлежит внутреннему и внешнему рецензированию ведущими специалистами в соответствующей профессиональной области. В качестве рецензентов выступают ведущие преподаватели, научные сотрудники, ученые и прочие лица, профессиональная деятельность которых соответствует тематике научно-квалификационной работы. Внешними рецензентами считаются представители сторонних организаций.
  • Рецензент обязан ознакомиться с полным текстом рукописи научно-квалификационной работы (диссертации). Не позднее, чем за два дня до защиты научного доклада рецензент предоставляет аспиранту развернутый письменный отзыв, в котором всесторонне характеризует актуальность темы, основные проблемы, рассмотренные в научно-квалификационной работе, теоретическая и практическая значимость и развернутая характеристика работы с выделением положительных сторон и недостатков. В заключении рецензент излагает свою точку зрения об общем уровне научно-квалификационной работе.
  • Не позднее 10 дней до представления научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) подлежат обязательному размещению в электронно-библиотечной системе Университета и проверке на объем заимствования. Разрешение о размещении научно-квалификационной работы (диссертации), отдельных разделов или аннотации НКР оформляется в письменном виде за личной подписью обучающегося.

Заявление на размещение научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) в электронно-библиотечной системе НИТУ «МИСиС» с доступом через сеть Интернет (137,7 КБ)

  • Научно-квалификационная работа (диссертация), отзыв научного руководителя, рецензии, справка о сдаче экзаменов кандидатского минимума, список опубликованных и приравненных к ним научных работ, научное портфолио аспиранта передаются в ГЭК не позднее, чем за два календарных дня до представления научного доклада об основных результатах научно-квалификационной работы (диссертации).
  • Представление научного доклада проходит на совместном заседании выпускающей кафедры и государственной экзаменационной комиссии.
  • На каждого аспиранта, представившего научный доклад, заполняется протокол. В протокол вносятся мнения членов ГЭК о научно-квалификационной работе (диссертации), уровне сформированности компетенций, знаниях и умениях, выявленных в процессе государственной итоговой аттестации, перечень заданных вопросов, характеристика ответов на них и особые мнения. Протокол подписывается теми членами ГЭК, которые присутствовали на заседании.

Проект Протокола для защиты научного доклада по аспирантуре (ГИА) (17,6 КБ)

  • Аспирантам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре, выдается диплом об окончании аспирантуры с присвоением квалификации «Исследователь. Преподаватель-исследователь». Форма диплома утверждается Минобрнауки России.
Нормативные документы:

Приказ Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016 г. № 227 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки» (556,8 КБ)

Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ


Департамент государственной политики в сфере высшего образования информирует, что на сайте www.gzgu.ru (раздел "Деятельность образовательных организаций высшего образования" "Утверждение председателей ГЭК" ГЭК 2017 (аспирантура, ординатура, ассистентура-стажировка)) открыты рабочие кабинеты для утверждения председателей государственных экзаменационных комиссий (далее - ГЭК) на 2017 год.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры, программам ассистентуры-стажировки (далее - ГИА) утвержден приказом Минобрнауки России от 18 марта 2016 года N 227 .

Председатель ГЭК утверждается не позднее 31 декабря 2016 года:

а) для организаций, имеющих право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты, - распорядительным актом организации;
________________
Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет", а также федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утвержден Указом Президента Российской Федерации от 9 сентября 2008 года N 1332 и которые вправе самостоятельно разрабатывать и утверждать образовательные стандарты по всем уровням высшего образования

б) для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, за исключением организаций из числа указанных в подпункте "а", - учредителями организаций по представлению организаций;

в) для организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций и частных образовательных организаций Минобрнауки России по представлению организаций.

Председатель ГЭК утверждается из числа лиц, не работающих в данной организации, и соответствующих следующим требованиям:

1) для проведения ГИА обучающихся по программам подготовки научно- педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) - имеющих ученую степень доктора наук (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) по научной специальности, соответствующей направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре).

2) для проведения ГИА по программам ординатуры - имеющих ученую степень доктора наук (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание профессора соответствующей области профессиональной деятельности, либо представителей органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

3) для проведения ГИА по программам ассистентуры-стажировки - являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствующей профессиональной сфере, имеющими государственное почетное звание (Российской Федерации, СССР, РСФСР и иных республик, входивших в состав СССР) или являющихся лауреатами государственной премии в области культуры и искусства, а также имеющих ученое звание профессора (или занимающих должность профессора) соответствующей области профессиональной деятельности.

В информационно-аналитической системе "Утверждение председателей ГЭК" должны быть размещены следующие документы:

1. Сопроводительное письмо на имя директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования А.Б.Соболева с ходатайством об утверждении председателей ГЭК за подписью руководителя образовательной организации (на бланке образовательной организации) (в 1 экз.) ;
________________
В сопроводительном письме обязательно указать Ф.И.О., должность, телефон и адрес электронной почты ответственного за представление документов для утверждения председателей ГЭК от образовательной организации.

2. Копия лицензии на право ведения образовательной деятельности, прошитая и заверенная подписью руководителя и печатью образовательной организации, (в 1 экз.) ;

3. Копия свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности с приложением (или распоряжение Рособрнадзора в случае переоформления свидетельства), прошитая и заверенная подписью руководителя и печатью образовательной организации, (в 1 экз.) ;

4. Выписка из протокола заседания ученого совета с приложением, включающим состав кандидатур в председатели ГЭК, подписанная председателем ученого совета и ученым секретарем, заверенная печатью образовательной организации (в 1 экз.) ;

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Всероссийский научно-исследовательский институт сельскохозяйственной микробиологии» (ФГБНУ ВНИИСХМ) осуществляет образовательную деятельность по подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре в соответствии с Лицензией на право оказывать образовательные услуги № 0008282 Серия 90Л01 от 02 марта 2015 г. и Свидетельством о государственной аккредитации № 0002076 Серия 90А01 от 02 июня 2016 г.

ФГБНУ ВНИИСХМ ведет подготовку по образовательной программе высшего образования — подготовка научно-педагогических кадров в аспирантуре

по направлению подготовки

06.06.01 — «Биологические науки»

профиль направления

03.02.03 — «Микробиология»

(паспорт специальности , ).

В аспирантуру принимаются лица, имеющие высшее образование, подтвержденное дипломом магистра или специалиста.

Обучение в аспирантуре осуществляется в очной форме (4 года) в соответствии с требованиями ФГОС ВО по направлению подготовки 06.06.01 — «Биологические науки».

Прием в аспирантуру осуществляется по результатам вступительных испытаний.

Порядок приема на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБНУ ВНИИСХМ

Поступающие в аспирантуру сдают следующие вступительные испытания:

  • микробиология;
  • иностранный язык.

Программа вступительных испытаний по специальности 03.02.03 - «Микробиология»

Программа вступительных испытаний по иностранному языку

Вступительные испытания проводятся на русском или иностранном языке по экзаменационным билетам или вопросам из программы вступительных испытаний в устной и (или) письменной форме.

По результатам вступительных испытаний в аспирантуру зачисляются лица, набравшие минимальное (4 балла) или более количество баллов по результатам каждого из вступительных испытаний.

Сумма конкурсных баллов исчисляется как сумма баллов за каждое вступительное испытание, а также за индивидуальные достижения.

Поступающие на обучение вправе представить сведения о своих индивидуальных достижениях, результаты которых учитываются при приеме на обучение. Баллы, начисленные за индивидуальные достижения, включаются в сумму конкурсных баллов.

При приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре ФГБНУ ВНИИСХМ начисляет баллы за следующие индивидуальные достижения:

1. Наличие диплома с отличием - 1 балл.

3. Научная активность (от 1 до 5 баллов):

4. Наличие у поступающих результатов всероссийского этапа Всероссийские студенческие олимпиады (ВСО) (от 3 до 5 баллов).

Поступающий представляет документы, подтверждающие получение индивидуальных достижений.

Пересдача вступительных испытаний не допускается.

Сданные вступительные испытания в аспирантуру действительны в течение календарного года.

Решение о приеме в аспирантуру или отказе от приема сообщается поступающему в пятидневный срок после решения приемной комиссии, но не позднее, чем за две недели до начала занятий.

Программа третьего уровня высшего образования (аспирантуры) завершается защитой квалификационной работы, выдается документ о получении образования в аспирантуре и присваивается квалификация "Исследователь. Преподаватель-исследователь".

Для зачисления на места в рамках контрольных цифр поступающие представляют оригинал документа установленного образца.

Контрольные цифры приема в аспирантуру ФГБНУ ВНИИСХМ на 2020/2021 год - 5 мест.

Прием документов с 01.07.2019 г. по 20.07. 2019 г.

Вступительные испытания с 25.07.2019 г. по 10.08.2019 г.

Приказ о зачислении в аспирантуру

Общежитие для иногородних поступающих не предоставляется.

Поступающий (доверенное лицо) имеет право подать в апелляционную комиссию апелляцию о нарушении, по мнению поступающего, установленного порядка проведения вступительного испытания и (или) о несогласии с полученной оценкой результатов вступительного испытания.

Апелляция подается в день объявления результатов вступительного испытания или в течение следующего рабочего дня. Апелляция о нарушении установленного порядка проведения вступительного испытания также может быть подана в день проведения вступительного испытания.

Рассмотрение апелляции проводится не позднее следующего рабочего дня после дня ее подачи.

Поступающий (доверенное лицо) имеет право присутствовать при рассмотрении апелляции.

После рассмотрения апелляции апелляционная комиссия принимает решение об изменении оценки результатов вступительного испытания или оставлении указанной оценки без изменения.

Оформленное протоколом решение апелляционной комиссии доводится до сведения поступающего (доверенного лица). Факт ознакомления поступающего (доверенного лица) с решением апелляционной комиссии заверяется подписью поступающего (доверенного лица).

Списки поступающих

Основание поступления - бюджетная основа

Всего мест: 1. Зачислено: 1. К зачислению: 1.

Ф.И.О.

Микробиология

Иностранный язык

Сумма баллов за инд. достижения

Сумма

баллов

Состояние



Расписание вступительных испытаний

В соответствии с частью 5 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 марта 2016 г.) и подпунктом 5.2.36 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. № 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 23, ст. 2923; № 33, ст. 4386; № 37, ст. 4702; 2014, № 2, ст. 126; № 6, ст. 582; № 27, ст. 3776; 2015, № 26, ст. 3898, № 43, ст. 5976; 2016, № 2, ст. 325; № 8, ст. 1121), приказываю:

4. Обеспечение проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам осуществляется организациями .

5. Организации используют необходимые для организации образовательной деятельности средства при проведении государственной итоговой аттестации обучающихся.

6. Лица, осваивающие образовательную программу в форме самообразования, либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе высшего образования, вправе пройти экстерном государственную итоговую аттестацию в организации по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, в соответствии с настоящим Порядком .

7. Государственная итоговая аттестация по образовательным программам, содержащим сведения, составляющие государственную тайну, проводится с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

8. Не допускается взимание платы с обучающихся за прохождение государственной итоговой аттестации .

9. Государственная итоговая аттестация обучающихся в организациях проводится в форме:

государственного экзамена;

защиты выпускной квалификационной работы;

научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) (далее - научный доклад; вместе - государственные аттестационные испытания).

Конкретные формы проведения государственной итоговой аттестации устанавливаются организациями с учетом требований, установленных стандартом.

Государственные аттестационные испытания проводятся устно или письменно.

10. Государственный экзамен проводится по одной или нескольким дисциплинам и (или) модулям образовательной программы, результаты освоения которых имеют определяющее значение для профессиональной деятельности выпускников.

11. Выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

12. Вид выпускной квалификационной работы устанавливается организацией в соответствии со стандартом.

Требования к выпускной квалификационной работе, порядок ее выполнения и критерии ее оценки устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

13. Требования к научному докладу, порядок его подготовки и представления и критерии его оценки устанавливаются образовательной организацией самостоятельно.

14. Обучающимся и лицам, привлекаемым к государственной итоговой аттестации, во время проведения государственных аттестационных испытаний запрещается иметь при себе и использовать средства связи.

15. Объем (в зачетных единицах) государственной итоговой аттестации, ее структура и содержание устанавливаются организацией в соответствии с требованиями, установленными стандартом.

16. Срок проведения государственной итоговой аттестации устанавливается организацией самостоятельно.

17. Результаты каждого государственного аттестационного испытания определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». Оценки «отлично», «хорошо», «удовлетворительно» означают успешное прохождение государственного аттестационного испытания.

18. Успешное прохождение государственной итоговой аттестации является основанием для выдачи обучающемуся документа о высшем образовании и о квалификации:

образца, установленного Министерством образования и науки Российской Федерации , - по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

образца, установленного Министерством здравоохранения Российской Федерации , - по программам ординатуры;

образца, установленного Министерством культуры Российской Федерации , - по программам ассистентуры-стажировки.

Выпускникам, успешно освоившим образовательные программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), также выдается заключение в соответствии с пунктом 16 Положения о присуждении учёных степеней, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 40, ст. 5074; 2014, № 32, ст. 4496).

19. По решению коллегиального органа управления организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» , лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании и о квалификации, образцы которых самостоятельно устанавливаются организациями .

20. Особенности проведения государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяются локальными нормативными актами организации. При проведении государственных аттестационных испытаний с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организация обеспечивает идентификацию личности обучающихся и контроль соблюдения требований, установленных указанными локальными нормативными актами.

21. Для проведения государственной итоговой аттестации в организации создаются государственные экзаменационные комиссии, которые состоят из председателя, секретаря и членов комиссии.

Для проведения апелляций по результатам государственной итоговой аттестации в организации создаются апелляционные комиссии, которые состоят из председателя и членов комиссии.

Государственная экзаменационная и апелляционная комиссии (далее вместе - комиссии) действуют в течение календарного года.

Организация самостоятельно устанавливает регламенты работы комиссий.

22. Комиссии создаются в организации по каждой специальности и направлению подготовки, или по каждой образовательной программе, или по ряду специальностей и направлений подготовки, или по ряду образовательных программ.

23. Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается не позднее 31 декабря, предшествующего году проведения государственной итоговой аттестации:

а) для организаций, имеющих право самостоятельно устанавливать образовательные стандарты, - распорядительным актом организации;

б) для организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, за исключением организаций из числа указанных в настоящего пункта, - учредителями организаций по представлению организаций;

в) для организаций, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, муниципальных организаций и частных образовательных организаций - Министерством образования и науки Российской Федерации по представлению организаций.

24. Организация утверждает составы комиссий не позднее чем за 1 месяц до даты начала государственной итоговой аттестации.

25. Председатель государственной экзаменационной комиссии утверждается из числа лиц, не работающих в данной организации, и соответствующих следующим требованиям:

для проведения государственной итоговой аттестации обучающихся по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) - имеющих ученую степень доктора наук (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) по научной специальности, соответствующей направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре);

для проведения государственной итоговой аттестации по программам ординатуры - имеющих ученую степень доктора наук (в том числе ученую степень, полученную в иностранном государстве и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание профессора соответствующей области профессиональной деятельности, либо представителей органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья;

для проведения государственной итоговой аттестации по программам ассистентуры - стажировки - являющихся высококвалифицированными специалистами в соответствующей профессиональной сфере, имеющими государственное почетное звание (Российской Федерации, СССР, РСФСР и иных республик, входивших в состав СССР) или являющихся лауреатами государственной премии в области культуры и искусства, а также имеющих ученое звание профессора (или занимающих должность профессора) соответствующей области профессиональной деятельности.

Председателем апелляционной комиссии является руководитель организации (лицо, исполняющее его обязанности или лицо, уполномоченное руководителем организации, - на основании распорядительного акта организации).

26. Председатели комиссий организуют и контролируют деятельность комиссий, обеспечивают единство требований, предъявляемых к обучающимся при проведении государственной итоговой аттестации.

27. Государственная экзаменационная комиссия состоит не менее чем из 5 человек, из которых не менее 50 процентов являются ведущими специалистами - представителями работодателей и (или) их объединений в соответствующей области профессиональной деятельности (далее - специалисты) и (или) представителями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия в соответствующей области профессиональной деятельности, остальные - лицами, относящимися к профессорско-преподавательскому составу данной организации, и (или) иных организаций и (или) научными работниками данной организации и (или) иных организаций, имеющими ученое звание и (или) ученую степень и (или) имеющими государственное почетное звание (Российской Федерации, СССР, РСФСР и иных республик, входивших в состав СССР), и (или) лицами, являющимися лауреатами государственных премий в соответствующей области.

В состав апелляционной комиссии включаются не менее 4 человек из числа педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и (или) научных работников данной организации, которые не входят в состав государственных экзаменационных комиссий.

28. На период проведения государственной итоговой аттестации для обеспечения работы государственной экзаменационной комиссии из числа лиц, относящихся к профессорско-преподавательскому составу организации, научных работников или административных работников организации, председателем государственной экзаменационной комиссии назначается ее секретарь. Секретарь государственной экзаменационной комиссии не является ее членом. Секретарь государственной экзаменационной комиссии ведет протоколы ее заседаний, представляет необходимые материалы в апелляционную комиссию.

29. Основной формой деятельности комиссий являются заседания. Заседание комиссий правомочно, если в нем участвуют не менее двух третей состава соответствующей комиссии.

Заседания комиссий проводятся председателями комиссий.

Решения комиссий принимаются простым большинством голосов лиц, входящих в состав комиссий и участвующих в заседании. При равном числе голосов председатель обладает правом решающего голоса.

30. Решения, принятые комиссиями, оформляются протоколами.

В протоколе заседания государственной экзаменационной комиссии по приему государственного аттестационного испытания отражаются перечень заданных обучающемуся вопросов и характеристика ответов на них, мнения членов государственной экзаменационной комиссии о выявленном в ходе государственного аттестационного испытания уровне подготовленности обучающегося к решению профессиональных задач, а также о выявленных недостатках в теоретической и практической подготовке обучающегося.

Протоколы заседаний комиссий подписываются председателем. Протокол заседания государственной экзаменационной комиссии также подписывается секретарем государственной экзаменационной комиссии.

Протоколы заседаний комиссий сшиваются в книги и хранятся в архиве организации.

31. Программа государственной итоговой аттестации, включая программы государственных экзаменов и (или) требования к выпускной квалификационной работе, порядку ее выполнения и критерии ее оценки, и (или) требования к научному докладу, порядку его подготовки и представления, к критериям его оценки, а также порядок подачи и рассмотрения апелляций доводятся до сведения обучающихся не позднее чем за шесть месяцев до начала государственной итоговой аттестации.

32. Государственный экзамен проводится по утвержденной организацией программе, содержащей перечень вопросов, выносимых на государственный экзамен, и рекомендации обучающимся по подготовке к государственному экзамену, в том числе перечень рекомендуемой литературы для подготовки к государственному экзамену.

Перед государственным экзаменом проводится консультирование обучающихся по вопросам, включенным в программу государственного экзамена (далее - предэкзаменационная консультация).

33. Организация утверждает примерный перечень тем выпускных квалификационных работ, предлагаемых обучающимся (далее - перечень тем), и доводит его до сведения обучающихся в течение первого года обучения.

По письменному заявлению обучающегося (нескольких обучающихся, выполняющих выпускную квалификационную работу совместно) организация может в установленном ею порядке предоставить обучающемуся (обучающимся) возможность подготовки и защиты выпускной квалификационной работы по теме, предложенной обучающимся (обучающимися), в случае обоснованности целесообразности ее разработки для практического применения в соответствующей области профессиональной деятельности или на конкретном объекте профессиональной деятельности.

Для подготовки выпускной квалификационной работы за обучающимся (несколькими обучающимися, выполняющими выпускную квалификационную работу совместно) распорядительным актом организации закрепляется руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников организации и при необходимости консультант (консультанты).

Порядок получения отзывов и рецензий на выпускную квалификационную работу (либо ее часть, выполняемую письменно) устанавливается образовательной организацией самостоятельно.

34. Тексты выпускных квалификационных работ, выполненных письменно, и научных докладов, за исключением текстов выпускных квалификационных работ и научных докладов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, размещаются организацией в электронно-библиотечной системе организации и проверяются на объем заимствования. Порядок размещения текстов выпускных квалификационных работ и научных докладов в электронно-библиотечной системе организации, проверки на объем заимствования, в том числе содержательного, выявления неправомочных заимствований устанавливается организацией.

Доступ лиц к текстам выпускных квалификационных работ и научных докладов должен быть обеспечен в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом изъятия производственных, технических, экономических, организационных и других сведений, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, в соответствии с решением правообладателя.

35. Не позднее чем за 30 календарных дней до проведения первого государственного аттестационного испытания организация утверждает распорядительным актом расписание государственных аттестационных испытаний (далее - расписание), в котором указываются даты, время и место проведения государственных аттестационных испытаний и предэкзаменационных консультаций, и доводит расписание до сведения обучающегося, членов государственных экзаменационных комиссий и апелляционных комиссий, секретарей государственных экзаменационных комиссий, руководителей и консультантов выпускных квалификационных работ.

При формировании расписания устанавливается перерыв между государственными аттестационными испытаниями продолжительностью не менее 7 календарных дней.

36. Результаты государственного аттестационного испытания, проводимого в устной форме, объявляются в день его проведения, результаты государственного аттестационного испытания, проводимого в письменной форме, - на следующий рабочий день после дня его проведения.

37. Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по уважительной причине (временная нетрудоспособность, исполнение общественных или государственных обязанностей, вызов в суд, транспортные проблемы (отмена рейса, отсутствие билетов), погодные условия или в других случаях, перечень которых устанавливается организацией самостоятельно), вправе пройти ее в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой аттестации.

Обучающийся должен представить в организацию документ, подтверждающий причину его отсутствия.

Обучающийся, не прошедший одно государственное аттестационное испытание по уважительной причине, допускается к сдаче следующего государственного аттестационного испытания (при его наличии).

38. Обучающиеся, не прошедшие государственное аттестационное испытание в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по неуважительной причине или в связи с получением оценки «неудовлетворительно», а также обучающиеся, указанные в настоящего Порядка и не прошедшие государственное аттестационное испытание в установленный для них срок (в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание или получением оценки «неудовлетворительно»), отчисляются из организации с выдачей справки об обучении как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

39. Лицо, не прошедшее государственную итоговую аттестацию, может повторно пройти государственную итоговую аттестацию не ранее чем через год и не позднее чем через пять лет после срока проведения государственной итоговой аттестации, которая не пройдена обучающимся.

Для повторного прохождения государственной итоговой аттестации указанное лицо по его заявлению восстанавливается в организации на период времени, установленный организацией, но не менее периода времени, предусмотренного календарным учебным графиком для государственной итоговой аттестации по соответствующей образовательной программе.

40. Для обучающихся из числа инвалидов государственная итоговая аттестация проводится организацией с учетом особенностей их психофизического развития, их индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности).

41. При проведении государственной итоговой аттестации обеспечивается соблюдение следующих общих требований:

проведение государственной итоговой аттестации для инвалидов в одной аудитории совместно с обучающимися, не имеющими ограниченных возможностей здоровья, если это не создает трудностей для обучающихся при прохождении государственной итоговой аттестации;

присутствие в аудитории ассистента (ассистентов), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей (занять рабочее место, передвигаться, прочитать и оформить задание, общаться с членами государственной экзаменационной комиссии);

пользование необходимыми обучающимся техническими средствами при прохождении государственной итоговой аттестации с учетом их индивидуальных особенностей;

обеспечение возможности беспрепятственного доступа обучающихся инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, при отсутствии лифтов аудитория должна располагаться на первом этаже, наличие специальных кресел и других приспособлений).

42. Все локальные нормативные акты организации по вопросам проведения государственной итоговой аттестации доводятся до сведения обучающихся инвалидов в доступной для них форме.

43. По письменному заявлению обучающегося инвалида продолжительность сдачи обучающимся инвалидом государственного аттестационного испытания может быть увеличена по отношению к установленной продолжительности его сдачи:

продолжительность сдачи государственного экзамена, проводимого в письменной форме, - не более чем на 90 минут;

продолжительность подготовки обучающегося к ответу на государственном экзамене, проводимом в устной форме, - не более чем на 20 минут;

продолжительность выступления обучающегося при представлении научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы (диссертации) на соискание ученой степени кандидата наук (далее - научно-квалификационная работа) - не более чем на 15 минут.

44. В зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организация обеспечивает выполнение следующих требований при проведении государственного аттестационного испытания:

а) для слепых:

задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера со специализированным программным обеспечением для слепых, либо зачитываются ассистентом;

письменные задания выполняются обучающимися на бумаге рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере со специализированным программным обеспечением для слепых, либо надиктовываются ассистенту;

при необходимости обучающимся предоставляется комплект письменных принадлежностей и бумага для письма рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер со специализированным программным обеспечением для слепых;

б) для слабовидящих:

задания и иные материалы для сдачи государственного аттестационного испытания оформляются увеличенным шрифтом;

обеспечивается индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс;

при необходимости обучающимся предоставляется увеличивающее устройство, допускается использование увеличивающих устройств, имеющихся у обучающихся;

в) для глухих и слабослышащих, с тяжелыми нарушениями речи: обеспечивается наличие звукоусиливающей аппаратуры коллективного пользования, при необходимости обучающимся предоставляется звукоусиливающая аппаратура индивидуального пользования;

по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в письменной форме;

г) для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей или отсутствием верхних конечностей):

письменные задания выполняются обучающимися на компьютере со специализированным программным обеспечением или надиктовываются ассистенту;

по их желанию государственные аттестационные испытания проводятся в устной форме.

45. Обучающийся инвалид не позднее чем за 3 месяца до начала проведения государственной итоговой аттестации подает письменное заявление о необходимости создания для него специальных условий при проведении государственных аттестационных испытаний с указанием особенностей его психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья (далее - индивидуальные особенности). К заявлению прилагаются документы, подтверждающие наличие у обучающегося индивидуальных особенностей (при отсутствии указанных документов в организации).

В заявлении обучающийся указывает на необходимость (отсутствие необходимости) присутствия ассистента на государственном аттестационном испытании, необходимость (отсутствие необходимости) увеличения продолжительности сдачи государственного аттестационного испытания по отношению к установленной продолжительности (для каждого государственного аттестационного испытания).

46. По результатам государственных аттестационных испытаний обучающийся имеет право на апелляцию.

47. Обучающийся имеет право подать в апелляционную комиссию в письменном виде апелляцию о нарушении, по его мнению, установленной процедуры проведения государственного аттестационного испытания и (или) несогласия с результатами государственного экзамена.

48. Апелляция подается лично обучающимся в апелляционную комиссию не позднее следующего рабочего дня после объявления результатов государственного аттестационного испытания.

49. Для рассмотрения апелляции секретарь государственной экзаменационной комиссии направляет в апелляционную комиссию протокол заседания государственной экзаменационной комиссии, заключение председателя государственной экзаменационной комиссии о соблюдении процедурных вопросов при проведении государственного аттестационного испытания, а также письменные ответы обучающегося (при их наличии) (для рассмотрения апелляции по проведению государственного экзамена).

50. Апелляция рассматривается не позднее 2 рабочих дней со дня подачи апелляции на заседании апелляционной комиссии, на которое приглашаются председатель государственной экзаменационной комиссии и обучающийся, подавший апелляцию.

Решение апелляционной комиссии доводится до сведения обучающегося, подавшего апелляцию, в течение 3 рабочих дней со дня заседания апелляционной комиссии. Факт ознакомления обучающегося, подавшего апелляцию, с решением апелляционной комиссии удостоверяется подписью обучающегося.

51. При рассмотрении апелляции о нарушении процедуры проведения государственного аттестационного испытания апелляционная комиссия принимает одно из следующих решений:

об отклонении апелляции, если изложенные в ней сведения о нарушениях процедуры проведения государственного аттестационного испытания обучающегося не подтвердились и/или не повлияли на результат государственного аттестационного испытания;

об удовлетворении апелляции, если изложенные в ней сведения о допущенных нарушениях процедуры проведения государственного аттестационного испытания обучающегося подтвердились и повлияли на результат государственного аттестационного испытания.

В случае, указанном в настоящего пункта, результат проведения государственного аттестационного испытания подлежит аннулированию, в связи с чем протокол о рассмотрении апелляции не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию для реализации решения апелляционной комиссии. Обучающемуся предоставляется возможность пройти государственное аттестационное испытание в сроки, установленные образовательной организацией.

52. При рассмотрении апелляции о несогласии с результатами государственного экзамена апелляционная комиссия выносит одно из следующих решений:

об отклонении апелляции и сохранении результата государственного экзамена;

об удовлетворении апелляции и выставлении иного результата государственного экзамена.

Решение апелляционной комиссии не позднее следующего рабочего дня передается в государственную экзаменационную комиссию. Решение апелляционной комиссии является основанием для аннулирования ранее выставленного результата государственного экзамена и выставления нового.

53. Решение апелляционной комиссии является окончательным и пересмотру не подлежит.

54. Повторное проведение государственного аттестационного испытания осуществляется в присутствии одного из членов апелляционной комиссии не позднее даты завершения обучения в организации обучающегося, подавшего апелляцию, в соответствии со стандартом.

55. Апелляция на повторное проведение государственного аттестационного испытания не принимается.

_____________________________

*(1) Часть 4 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № б, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 марта 2016 г.).

*(2) Часть 6 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 марта 2016 г.).

*(3) Пункт 3 части 12 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 марта 2016 г.).

*(4) Часть 3 статьи 34 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 марта 2016 г.).

*(5) Часть 8 статьи 59 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 марта 2016 г.).

*(6) Часть 4 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 марта 2016 г.).

*(7) Часть 5 статьи 4 федерального закона от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 46, ст. 5418; 2013, № 19, ст. 2311; № 27, ст. 3477; 2015, № 10, ст. 1422).

*(8) Часть 5 статьи 60 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, № 19, ст. 2326; № 23, ст. 2878; № 27, ст. 3462; № 30, ст. 4036; № 48, ст. 6165; 2014, № 6, ст. 562, ст. 566; № 19, ст. 2289; № 22, ст. 2769; № 23, ст. 2933; № 26, ст. 3388; № 30, ст. 4217, ст. 4257, ст. 4263; 2015, № 1, ст. 42, ст. 53, ст. 72; № 14, ст. 2008; № 27, ст. 3951, ст. 3989; № 29, ст. 4339, ст. 4364; № 51, ст. 7241; 2016, № 1, ст. 8, ст. 9, ст. 24, ст. 78; Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2 марта 2016 г.).

Обзор документа

Определен порядок проведения государственной итоговой аттестации (ГИА) по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и ассистентуре.

К испытанию допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план по соответствующей программе.

Аттестация проводится устно или письменно в форме госэкзамена, защиты выпускной квалификационной работы, научного доклада об основных результатах такой работы (диссертации).

Для проведения ГИА создаются экзаменационные и апелляционные комиссии. Они действуют в течение календарного года.

Лицо, не прошедшее аттестацию, может повторно ее пройти не ранее чем через год и не позднее чем через 5 лет.

Определяются особенности проведения ГИА для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Закреплены требования к использованию средств обучения, связи.