Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Ларра и данко сравнение. Данко и ларра - два типа отношения к миру и людям

Ларра и данко сравнение. Данко и ларра - два типа отношения к миру и людям

Данко (рис. 2) же стал символом подвига, героем, готовым на самопожертвование. Таким образом, рассказ строится на антитезе, а герои произведения являются антиподами.

Антипод (от др.-греч. «противоположные» или «противостоящие») - в общем смысле что-нибудь противоположное чему-нибудь другому. В переносном смысле может применяться к людям с противоположными взглядами.

Термин «антипод» был введён Платоном в его диалоге «Тимей» для объединения относительности понятий «верх» и «низ».

В рассказ «Старуха Изергиль», помимо старинных легенд, автор включил повествование о жизни самой старухи Изергиль. Вспомним композицию рассказа. Воспоминания о старухе Изергиль композиционно размещаются между двумя легендами. Герои легенд не реальные люди, а символы: Ларра - символ эгоизма, Данко - альтруизма. Что же касается образа старухи Изергиль (рис. 3), то её жизнь и судьба вполне реалистичны. Поговорим об этом подробнее.

Рис. 3. Старуха Изергиль ()

Изергиль очень стара: «Время согнуло её пополам, чёрные когда-то глаза были тусклы и слезились. Её сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями». Старуха Изергиль рассказывает о себе, о своей жизни, о мужчинах, которых сначала любила, а потом бросала, и только ради одного из них она была готова была отдать жизнь. Её возлюбленные необязательно должны были быть красивыми. Она любила тех, кто способен был на настоящий поступок.

«…Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдёт, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи, или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда бы жизнь не пожирала бы людей бесследно…»

В своей жизни Изергиль часто поступала эгоистично. Достаточно вспомнить случай, когда она сбежала из гарема султана вместе с его сыном. Сын султана вскоре умер, о чём старуха вспоминает так: «Я плакала над ним, может быть, это я его убила?..». Зато другие моменты своей жизни, когда она любила по-настоящему, она была готова на подвиг. Например, ради спасения любимого человека из плена она рисковала своей жизнью.

Старуха Изергиль меряет людей такими понятиями, как честность, прямота, смелость, способность на поступок. Именно этих людей она считает красивыми. Изергиль презирает людей скучных, слабых, трусливых. Она гордится, что прожила жизнь яркую и интересную, и верит, что свой жизненный опыт должна передать молодым.

Вот почему она рассказывает нам две легенды, словно давая нам право выбора, по какому пути идти: по пути гордыни, как Ларра, или по пути гордости, как Данко. Потому что между гордыней и гордостью разница в один шаг. Это может быть неосторожно сказанное слово или поступок, продиктованный нашим эгоизмом. Мы должны помнить, что живём среди людей, и считаться с их чувствами, настроением, мнениями. Мы должны помнить, что за каждое свое слово, каждый свой поступок мы в ответе перед окружающими так же, как и перед своей совестью. Именно об этом хотел заставить задуматься читателя Горький (рис. 4) в рассказе «Старуха Изергиль».

Рис. 4. М. Горький ()

Пафос (от греч. «страдание, воодушевление, страсть») - эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя.

В истории литературы термин «пафос» использовался в разных значениях. Так, например, в эпоху Античности пафосом называлось состояние души человека, страсти, которые переживает герой. В русской литературе критик В.Г. Белинский (рис. 5) предложил использовать термин «пафос» для характеристики произведения и творчества писателя в целом.

Рис. 5. В.Г. Белинский ()

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. - 2012.
  2. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. - 2009.
  3. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. - 2012.
  1. Nado5.ru ().
  2. Litra.ru ().
  3. Goldlit.ru ().

Домашнее задание

  1. Расскажите, что такое антипод и пафос.
  2. Дайте развёрнутую характеристику образа старухи Изергиль и подумайте, какие черты Ларры и Данко воплощает в себе образ старухи.
  3. Написать сочинение на тему: «Ларра и Данко в наше время».

Сочинение

Герои ранних произведений Максима Горького - люди гордые, красивые, сильные и смелые, они всегда в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений это рассказ «Старуха Изергиль». Этот рассказ знакомит нас с двумя романтическими легендами, действие в которых происходит многие тысячи лет назад.
Данко был представителем одного из древних племён, Лappa - сыном женщины и орла. Сходство героев - в их красивой внешности, смелости и силе, в остальном же они являются полной противоположностью друг другу, то есть антиподами. Однако и во внешности героев есть серьёзное различив. Взор Ларры был холоден и горд, как у царя птиц. Во взгляде Данко, напротив, «светилось много сипы и живого огня». Люди племени Ларры ненавидели его за чрезмерную гордость. «И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как! с равными себе». Ларра фал и убивал, нисколько не жалея об этом, и за это люди ненавидели его ещё в больше. «...А он ударил её и, когда она упала, встал ногой на её грудь, так, что из её уст кровь брызнула к небу». Люди племени также понимали, что Ларра ничем не лучше их, хотя он считал, что таких, как Я он больше, нет, то есть был индивидуалистом. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает. «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и нога, а владеет он животными, женщинами, землей... и еще многим».
Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени! осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыраэимой тоски. «В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».
Гордость, по мнению автора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным и сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям. Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который,! будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде! всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.
Люди же племени, в котором жил Данко, наоборот, «посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех» за его высокую силу духа, мужество и способность повести за собой людей. Ведь именно Данко не побоялся провести своё племя через лесную чащу, и на всём протяжении пути он сохранял веру в лучшее. Люди, глядя на него, верили в своё спасение. Даже когда люди племени озлобились на него, «стали, как звери», из-за своей усталости и бессилия, хотели убить его, Данко был неспособен! ответить им тем же. Его любовь к людям погасила в нём раздражение и злобу. И ради этих людей Данко пожертвовал своей жизнью, вырвав из груди своё сердце, освещавшее им путь, как факел. Умирая, он не жалел о своей жизни, а радовался от того, что довел людей до цели. В образ Данко Максим Горький вложил идеалистическую идею о человеке, который все свои силы отдает служению народу. И вот его молодое и очень горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти людей своего племени,вывести их из мрака. Он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его

над головой, освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца Данко смело повел их вперед. И люди воспрянули духом и пошли за ним «к морю солнечного света и чистого воздуха». «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, - кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер». «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его» и забыли о нём, как забывается обо всём на свете. Ларра тоже готов был умереть, но не ради людей, а ради себя, потому что одиночество, на которое его обрекли люди, было для него невыносимо. Но, даже скитаясь в одиночестве, Ларра не мог раскаяться и попросить прощения у людей, потому что он остался таким же гордым, высокомерным и эгоистичным.
Рассказ «Старуха Изергиль» посвящён проблеме цели и смысла жизни. Высокомерному, гордому
и жестокому человеку не место среди людей. Но и человеку с высокой силой духа, «горящим» сердцем, полным любви К ЛЮДЯМ и желания им помочь, тоже трудно жить среди них. Люди боятся той силы,
которая исходит от таких людей, как Данко, и не ценят её. В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях. Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека - дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! - выше! все - вперед! и - выше - вот кредо настоящего Человека».

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль"

Сочинение

Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений - рассказ «Старуха Изергиль».

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных ею легендах о Ларре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко, который любит людей больше, чем себя, - беззаветно и всем сердцем. Данко - настоящий герой - мужественный и бесстрашный, во имя благородной цели - помощи своему народу - он способен на подвиг. Когда охваченное страхом, обессиленное долгим странствием по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою свободу, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом и перестали верить Данко, и в этот переломный момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди, осветив им путь к спасению.

Образ Данко воплощает в себе высокий идеал - гуманиста, личность большой духовной красоты, способную к самопожертвованию ради спасения других людей. Этот герой, несмотря на свою мучительную смерть, не вызывает в читателе чувство жалости, потому что его подвиг выше подобного рода чувств. Уважение, восторг, восхищение - вот что чувствует читатель, представляя в своем воображении юношу с пламенным взором, держащим в руке искрящееся любовью сердце.

Положительному, возвышенному образу Данко Горький противопоставляет «негативный» образ Ларры - гордеца и эгоиста Ларра считает себя избранным и на окружающих его людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: «Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей... и еще многим».

Его логика проста и ужасна, если бы каждый стал следовать ей, то на земле в скором времени осталась бы жалкая горстка людей, борющихся за выживание и охотящихся друг на друга. Понимая всю глубину неправоты Ларры, не в состоянии простить и забыть совершенное им преступление, племя осуждает его на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. «В его глазах, - говорит Изергиль, - было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».

Гордость, по мнению автора, - чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого - сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и «общепринятого». Но гипертрофированная гордость порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев и принципов, которая в итоге приводит к ужасным последствиям.

Именно эта мысль Горького является ключевой в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который будучи именно таким - абсолютно свободным - индивидуумом, умирает духовно для всех (и прежде всего для самого себя), оставаясь жить вечно в своей физической оболочке. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Ларра был обречен на одиночество и истинным счастьем считал для себя смерть. Подлинное же счастье, по мнению Горького, заключается в том, чтобы отдать себя людям, как это сделал Данко.

Отличительная черта данного рассказа - резкий контраст, противопоставление хорошего и плохого, доброго и злого, светлого и темного.

Идейный смысл рассказа дополняется обрисовкой образа повествовательницы - старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути - тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль больше всего ценит свободу, она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: «Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно».

В рассказе «Старуха Изергиль» Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего. Для него Изергиль, Данко и Ларра, несмотря на крайнюю противоречивость натуры первой, кажущуюся бесполезность подвига второго и бесконечную отдаленность от всего живого третьего, - подлинные герои, люди, несущие в мир идею свободы в разных ее проявлениях.

Однако для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное - цель. Цель, которая оправдывала бы существование человека, потому что «цена человека - дело его». «В жизни всегда есть место подвигу». «Вперед! - выше! все - вперед! и - выше - вот кредо настоящего Человека».

Другие сочинения по этому произведению

«Старуха Изергиль» Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль») Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Герои ранней романтической прозы М.Горького Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»). Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького "Старуха Изергиль") Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность? Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”. Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль» Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»? Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль» Романтические произведения М. Горького С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»? Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль Сила и слабость человека в понимании М. Горького ("Старуха Изергиль", "На дне") Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» Сочинение по произведению М. Горького "Старуха Изергиль" Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»). Человек в творчестве М. Горького Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль» Сравнительная характеристика Ларры и Данко Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль» Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького "Старуха Изергиль" Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль») Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль» Образ Данко «Старуха Изергиль»

Необходима сравнительная таблица этих героев, причём в каждой строке - отдельный критерий сравнения. Я пониманию, что таблицей не ответите, но приветствуются ссылки, сплошной текст (Ваш личный) . Буду благодарен.

2. Рассказ Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ-размышление о смысле жизни

Главный герой - исключительная личность
Особенности композиции:
1состоит из трех самостоятельных частей
2сохраняет внутреннее единство идеи и тона повествования
3первая и третья часть - легенды - противоположны по содержанию
4центральная часть - рассказ о старухе Изергиль

Сравнение двух главных героев:
Параметры для сравнения
Ларра
Данко

Внешность
«красивый и сильный» , «холодные и гордые, как у царя птиц, глаза»
красив и смел, «в очах его светилось много силы и живого огня»

Жизненная позиция
♦ он не похож на других людей - не хочет жить, «как они» , хочет быть свободным, то есть делать, что хочешь, брать, что пожелаешь, ничего не отдавая взамен, одним словом, «хочет сохранить себя целым» ;

♦ «считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего» , это дает ему право презирать других людей и властвовать над ними, и, как следствие, - люди наказывают его за гордыню, изгоняют из своего племени - «наказание ему в нем самом»
♦ «лучший из всех» , «он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут» , мечтает о свободе не только для себя, а, прежде всего, для всех соплеменников, именно поэтому он ведет их, жертвуя собой, из темного леса к «золотой сияющей реке» ;

♦ «гордое сердце» Данко растоптано «осторожным» человеком, испугав­шимся «чего-то» . Люди не прощают превосходства над собой. Сопле­менники «наказывают» Данко за гор­дость

Итог жизни
одиночество

Послесловие
от Ларры осталась только тень, бродящая по степи
от гордого сердца Данко остались искры, появляющиеся перед грозой

Вывод
крайний индивидуалист, выражающий презрение к людям
альтруист, выражающий высшую степень любви к людям

Антиидеал
романтический идеал

Старуха Изергиль
Идеал и антиидеал -два романтических полюса повествования. А между ними существует реальный персонаж- старуха Изергиль, которая, являясь рассказчиком обеих легенд, хочет поставить себя, свою жизнь в систему координат, заданную крайними точками: индивидуализм (Ларра) - альтруизм (Данко) .
Две легенды обрамляют повествование о собственной жизни старухи, которое и составляет идеологический центр повествования.

Судьба старухи Изергиль во многом схожа с судьбами Ларры и Данко:
1
Ларра и Данко
Старуха Изергиль

Прожили бурную и мятежную жизнь, стремились к независимости.

2
Данко
Старуха Изергиль

Воплощают высший идеал любви к людям и самопожертвования. Их жизнь посвящена любви к людям.

3
Ларра
Старуха Изергиль

Не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными. Старуха Изергиль «жадно» , беря от людей все, что они могли ей дать, но, в отличие от него (Ларры) , она платила за это, «тратила» себя, не жалея.

4
Ларра и Данко
Старуха Изергиль

Итог жизни - одиночество. Старуха Изергиль «прилепилась» к чужим людям и доживает с ними свой век.

5
Старуха Изергиль приносила счастье тем, кого любила, и ради любимого могла пожертвовать собой.

Данко и Ларра — два героя известного рассказа Горького «Старуха Изергиль». Старуха, повествуя о своей жизни, вплетает в это повествование две красивые старинные легенды о сыне орла Ларре и о сыне людей Данко.

Сначала старуха рассказывает о Ларре. Это красивый, гордый и сильный человек. Обычно физическая красота у Горького уже символизирует человека с высокими нравственными идеалами. Но, как оказывается, это не всегда справедливо. Изергиль говорит: «красивые — всегда смелы». Это утверждение верно, судя по ранним рассказам Горького. Ларра смел и решителен. Но все в нем чрезмерно: и гордость, и сила. Он слишком эгоистичен. Сколько пользы мог бы принести Ларра людям, если бы использовал сокровища своей души во благо им! Но он не желает отдавать. Он хочет только брать, и брать самое лучшее.

Ларра, будучи сыном орла, не ценит человеческое общество. Он предпочитает одиночество и свободу. Стремясь к этому, он часто проявляет жестокосердие. В нем нет ни любви, ни жалости, ни сострадания. Он мечтает лишь об одиночестве, поскольку не видит в жизни среди людей ничего привлекательного. Иногда для нас худшим наказанием является то, что сбываются наши желания. Так было и в случае с Ларрой. Он получил вечное одиночество и вечную свободу блуждать по земле. Но разве может вынести это душа человека, даже если он — сын орла? Нет. Поэтому и страдает душа Ларры. Только в своих вечных скитаниях по земле он понимает, как невыносимо быть одному. Каждому человеку по его природе необходимо общество себе подобных.

В чем же состоит счастье? Горький в рассказе «Старуха Изергиль» так отвечает на этот вопрос: счастье возможно только в любви, а наивысшее счастье — в самопожертвовании. Об этом старуха Изергиль рассказывает в легенде о Данко.

Данко в чем-то похож на Ларру. Он столь же красив, смел, свободолюбив. Но это совсем другой человек. Силы своей души, горение своего сердца он направляет на служение людям.

Вспомним ту часть предания, когда люди начинают разочаровываться в Данко. Их одолевает безверие. В конце концов они даже решаются убить Данко. Но разве это останавливает его, разве ослабляет желание вывести свой народ к свету? Нет. Ларра жил среди людей, не замышлявших против него ничего дурного. Казалось бы, у Данко было гораздо больше причин, чтобы озлобиться и даже возненавидеть людей. Но в нем живет готовность к самопожертвованию и жажда подвига. Он ни одного мгновения не колеблется, когда нужно вырвать из груди сердце! Я думаю, Данко понимал, что подвиг его не оценят, что те люди, которым он осветил дорогу своим сердцем, тут же забудут о нем. Так и вышло. Люди, рванувшись к своей цели, растоптали упавшее на землю горячее сердце Данко. Но он не думал о себе, вырывая сердце. Человек, совершающий подвиг, никогда не думает о себе и о том, как отнесутся к этому люди. Он действует во имя высокой цели. Так и Данко действовал только во имя спасения людей.

В образе Данко Горький воплотил свой идеал революционера. В представлении Горького это человек с горящим сердцем, ведущий людей к свету ценой собственной гибели. Данко готов погибнуть ради своего дела, он освсщает светом темное сознание людей. Так же и революционеры: они борются, невзирая на опасность гибели. Они точно знают, что, погибнув сами, они оставят свои идеи, которые будут освещать людям путь.

Горький утверждает, что в существовании Даико есть смысл, ибо оно было направлено на то, чтобы принести пользу людям. Ларра же стремился только к собственной пользе. Горький, поведав нам судьбу Ларры, утверждает мысль о том, что существование, подобное этому, не может дать ничего, кроме пустоты и одиночества. Даже судьба старухи Изергиль, внешне столь неудавшаяся, на самом деле имеет смысл. И этот смысл заключается в том, что она не жалела сил своей души. Она любила людей, а они, в свою очередь, отвечали ей тем же. Па фоне даже этой жизни существование Ларры кажется жалким.

Сравнивая судьбы Ларры и Данко, Горький делает один важный вывод: лучше короткая, но яркая жизнь, посвященная служению людям, чем вечное эгоистическое существование ради себя самого. Нельзя замыкаться в своем эгоизме. Желая получить как можно больше для себя, ты, скорее всего, потеряешь гораздо больше, чем хочешь приобрести. И наоборот, ты приобретаешь тем больше, чем больше душевных сил потратишь на благо людям. Гораздо живее вырвавший свое сердце Данко, чем получивший вечное существование Ларра. Высокая цель оправдывает любую жизнь, поэтому каждый человек по мере возможности должен стремиться пусть не к подвигу, но к тому, чтобы помогать людям, жить для них.