Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

» » Какие реки упоминаются в слове. Почему река называется рекой? Происхождение слова «река»

Какие реки упоминаются в слове. Почему река называется рекой? Происхождение слова «река»

Географические объекты былин и "Слова о полку Игореве"

Валерий Рыжов

Русские богатырские былины являются неотъемлемой частью исторической памяти нашего народа. Однако в отличие от скандинавских саг, которые были записаны уже в XIII веке, русские былины на протяжении ряда столетий существовали лишь в устной форме. В результате в настоящее время мы можем только догадываться, насколько былины, записанные в середине XIX века, отличаются от былин века XI или XII. Мы не знаем, какие сведения были утрачены при пересказе, а какие, наоборот, привнесены поздними рассказчиками. Тем не менее историками был предпринят целый ряд попыток отождествления объектов былинной географии с вполне реальными. О некоторых из таких объектов и пойдет речь в данной статье.

В отличие от былин "Слово о полку Игореве" дошло до наших дней практически в первозданном виде. Географические объекты "Слова..." абсолютно реальны, к тому же об обстоятельствах трагического похода русских дружин повествуется и в некоторых других источниках. Летописи и "Слово..." взаимно дополняют друг друга, что позволяет весьма точно определить реки, упоминающиеся в древней поэме, и путь, которым вернулся домой плененный князь Игорь.

Для былин новгородского цикла характерны вполне достоверные географические сведения. Например, маршрут Садко "в чужие страны" передается с удивительной точностью: Волхов - Ладожское озеро - Нева - Балтийское море. Даже побывав в гостях у морского царя, герой просыпается на берегу реальной реки Чернава. Василию Буслаеву в его путешествии в Иерусалим также не встречаются фантастические реки или города. Он плывет вверх по Ловати, далее спускается по Днепру к Черному морю, посещает Царьград (Константинополь), купается в реке Иордань и тем же путем возвращается обратно, погибая на хорошо знакомой Сорочинской горе. Такая добросовестность рассказчиков сближает новгородские былины со скандинавскими сагами, которые сочинялись скальдами только на основании личных впечатлений или рассказов людей, заслуживающих доверия. Видимо, тесные торговые и культурные связи с северными соседями повлияли и на новгородских сочинителей былины. Совсем другая картина в былинах киевского цикла, слушателей которых ничуть не удивляет, например, путь из Киева в Царьград по Волге. Согласно этим былинам, река Почайна, протекающая в черте современного Киева, находится где-то у моря (знаменитая Пучай-река многих былин). Именно на ее берегах встретил Михаил Потык свою принадлежащую к чужому миру жену-чародейку, которая позже едва не погубила богатыря. Представления о Почайне как об очень далекой и опасной реке свидетельствуют о раннем времени возникновения данной былины. Не менее известная река Смородина, на берегах которой возле Черной Грязи поселился Соловей-разбойник, является левым притоком Днепра Самарой (Снепородом). На этой реке совершил один из своих первых подвигов самый известный и любимый народом русский богатырь - Илья Муромец. Каким образом Илья, направлявшийся из Чернигова в Киев, оказался на лежащей гораздо южнее Самаре, совершенно непонятно. Видимо, поздние сказители основательно подзабыли географию тех мест, да и немудрено было - ведь после нашествия монголов западные русские княжества на долгие столетия оказались в сфере влияния Польши и Литвы. Сказания об Илье Муромце появились, вероятно, позже других русских былин. Натиск половцев на южные земли Киевской Руси привел к оттоку населения этих мест на северо-восток, который первоначально заселялся выходцами из Новгорода. Былина помнит о периоде, когда не было прямоезжей дороги от Мурома к Чернигову, и именно Илья прокладывает этот путь. А прочищаться дороги к Киеву и Чернигову в непроходимых брынских лесах стали примерно в середине XII века. Именно на владимирского князя Всеволода возлагает особые надежды в защите Киевской Руси от половцев автор "Слова о полку Игореве", и именно отсюда, из Залесской Руси, приходит в былинах в Киев главный его защитник. Интересно, что река Смородина встречается не только в былинах, но и в русских сказках: именно на ней находился Калинов мост, на котором сражался со Змеями Иван -крестьянский сын. Бытует мнение, что змеи русских былин - это половцы, число голов соответствует количеству племен, принимавших участие в набеге. Известен русским сказителям и Дунай, причем, согласно былинам, возникла эта река из крови богатыря Дуная Ивановича, лишившего себя жизни после невольного убийства своей жены - Настасьи Никуличны. Очень интересным представляется плавание по Черному морю богатыря Ивана Годиновича (былина "Иван Годинович и Кощей Бессмертный"), который таким путем попал из Киева в Чернигов. Понять данную ситуацию можно только предположив, что герой после похода на половцев возвращается на Русь кружным путем: дело в том, что в черниговские владения входила лежавшая на берегах Керченского пролива Тмутаракань, на которую опирался в своих походах знаменитый благодаря "Слову о полку Игореве" Олег "Гориславич". Возможно, спустившись по Днепру к Черному морю, киевская дружина прошла вдоль его побережья и попала в Тмутараканские владения Чернигова, где герой женился на девушке, обрученной с Кощеем Бессмертным. Кощеями же, как известно, называли на Руси половецких ханов: "Тут Игорь князь высъдъ изъ съдла злата, а в съдло кощиево". ("Слово о полку Игореве"). Путь домой из окруженной кочевниками Тмутаракани лежал через земли восточных половцев (предков Шарукана и его внука - знаменитого Кончака). Поэтому молодая пара не могла избежать встречи с прежним женихом, который в критической ситуации намекает бывшей невесте, как прогадала она, отвергнув полновластного хана и выйдя замуж за рядового дружинника киевского князя. В результате Иван Годинович был предан женой и сумел спастись лишь благодаря вмешательству сверхъестественных сил. Косвенным свидетельством в пользу этой версии служат традиционно тесные связи Черниговских и Тмутараканских князей с половцами. С Тмутараканью, возможно, связано и место гибели богатыря Святогора. Проехав через степь, Святогор и Илья Муромец оказались у моря, где ими был найден большой белый гроб, в который, ради шутки, лег Святогор, попросив товарища накрыть его крышкой, сдвинуть которую с места Илья потом не смог. Академик Б.А.Рыбаков считает, что действие происходило на Таманском полуострове у огромного античного некрополя, в котором было много склепов с мраморными саркофагами. Один из таких саркофагов находится в Московском Историческом музее. Крышка его весит около 500 кг, поэтому неудивительно, что Илье не сразу удалось сбросить ее, за это время Святогор вполне мог умереть от недостатка воздуха. В 1055 г. на южных рубежах Киевской Руси появились новые орды кочевников (половцев). С их приходом причерноморские степи постепенно превратились в "землю незнаемую" русских летописей. В XII веке Тмутаракань была потеряна, а Черное море перестало быть русским. В 1185 г. четыре русских князя (Игорь Новгород-Северский, его родной брат Всеволод, князь Трубчевский и Курский, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав Рыльский) отправились в знаменитый поход против половцев, целью которого был провозглашенный "поиск Тмутаракани". Знаменитая река Каяла ("Слово о полку Игореве"), на дне которой князь Игорь "потопил русское богатство", к этому походу отношения не имеет. Для русских в то время Каяла была примерно тем же, что местечко Ватерлоо для современных французов или Сталинград для немцев. Каяла - это приток Десны, река Остер. На ее берегах недалеко от Нежина в 1078 г. произошла трагическая битва при Нежатиной Ниве, в которой погибли Изяслав Киевский и соратник Олега "Гориславича" Борис. Она послужила прологом "грозных Олеговых походов", в которых на стороне князя-изгнанника сражались союзные ему половцы. Игорь Святославич, герой поэмы, являлся внуком Олега, сыном половецкой княжны, другом и будущим сватом великого хана Кончака. До обессмертившего его похода он успел довольно успешно повоевать против половцев (его дружина, например, разбила войско Кончака, когда тот в 1174 г. в первый раз пришел на Русь). Менее удачны были действия князя в союзе с половцами: в 1180 г. на реке Черторые он и Кончак, прыгнув в одну ладью, едва спаслись от воинов Рюрика Ростиславича. Итак, дружины черниговских городов Новгорода-Северского, Курска, Путивля, Трубчевска и Рыльска и вассальные Чернигову кочевники "коуи" отправились в самый знаменитый (и один из самых неудачных) поход против половцев. Существует не менее 14 вариантов маршрута их движения. Так или иначе, доказано, что, известив соратников о желании "посмотреть синий Дон", Игорь в конце концов оказался не у Северского Донца, который в то время считали продолжением Дона, а в местности, относящейся к бассейну Днепра (т.к. взятые в плен половцы сообщили о наличии там богатых становищ). У притока Северского Донца - реки Тор - Игорь оказался уже позже, попав в плен к Кончаку, становища которого и находились в бассейне этой реки. Путь героя из плена указан авторами "Слова..." довольно расплывчато: "от Великого Дона до Малого Донца". Чтобы избежать путаницы, следует сказать, что упоминаемый здесь Малый Донец - это современная река Уда, приток Северского Донца. Далее в "Слове..." сообщается, что Игорь посетил церковь Богородицы Пирогощей в Киеве. Однако благодаря Ипатьевской летописи мы можем определить маршрут Игоря более точно: вверх по Северскому Донцу в Новгород-Северский, далее в Чернигов, оттуда - в Киев. Другие реки, которые упоминаются в "Слове", также абсолютно реальны. Река Сула - это приток Днепра, который 200 лет служил границей между русскими землями и половцами. Сообщение автора "Слова...": "Уже Сула не течет серебряными струями для града Переяславля" - вовсе не означает, что эта река пересохла, а свидетельствует о том, что она перестала играть роль естественной преграды, защищающей Переяславль, - половцы прорвались на русскую территорию. Описание реки Стугны, второй линии обороны Киева, безупречно с географической точки зрения и достойно того, чтобы напомнить его читателям:

"Не такова-то, говорит он, река Стугна, Скудную струю имея, поглотив чужие струи и потоки, расширенная к устью, юношу Ростислава заключила".

(Ростислав - это брат Владимира Мономаха, утонувший в 1093 г. при отступлении во время несчастного для русских дружин сражения с половцами).

Не следует удивляться, что голос жены Игоря - Ярославны, которая находилась в Путивле (это город ее сына - Владимира Игоревича), слышится на Дунае. Дунай в данном случае - это поэтическое обозначение реки вообще (конкретно - реки Сейм). Мы надеемся, что наша статья поможет учителям истории и географии в проведении интегрированных уроков, а данные, приведенные в ней, будут способствовать развитию интереса учеников к изучению этих предметов.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://hrono.rspu.ryazan.ru/

Литература. Подготовка к ЕГЭ-2017. 15 тренировочных вариантов по демоверсии 2017 года: учебно-методическое пособие / Кондратьева В.В., Скрипка Т.В., Логунова Н.В., Секачёва Е.В.; под ред. Н.А. Сениной. - Ростов н/Д: Легион, 2016

8. Какие реки упоминаются в «Слове о полку Игореве» и какова их идейно-эстетическая функция?

Размышляя над поставленным вопросом, обратите внимание на то, что, с одной стороны, реки в «Слове…» являются реальными, с другой - это условные, символические пространства. Охарактеризуйте смысловую многомерность образов рек. Реки служат рубежами русской земли (Западная Двина, Сула, Рось). Также они приравниваются к «морю» и приобретают характер бескрайне стихии (Волга, Дон). Реки, соединяющие границы двух миров (земного и потустороннего), представляют собой водные дороги из одного мира в другой. Реки Каяла, Калина, Стугна несут смерть, и поэтому они формируют в произведении пространство «заречного» (иного, потустороннего) мира. Особое место занимает Дунай как собирательный образ реки.

Подчеркните, что берега рек выполняют важную идейно-художественную функцию. Это «ворота» в «иной мир» (на берегу Калины под зелёным погребальным покрывалом остаётся после битвы молодой и храбрый Борис Вячеславич). Это символическое «поле» (на берегу Немиги «костями русских сынов» совершается посев «зла», который взойдёт на Руси горем очередных междоусобных крамол). Это «место силы», где производятся магические действия (Ярославна собирается «зигзицей» полететь по Дунаю, чтобы, омочив рука в Каяле-реке, утереть Игорю «кровавые его раны» и исцелить князя).

Подводя итоги, отметьте, что образы рек в «Слове о полку Игореве» наделены разнообразными функциями: сюжетными, символическими и др.

9. В каких произведениях русской классики рассказывается о горе матери, потерявшей сына-воина, и в чём эти ситуации можно сопоставить со «Словом о полку Игореве»?

В начале своего размышления укажите, что горе родителей, потерявших сына-воина, становится одним из главных мотивов русской литературе начиная с XII века. Так, в письме Олегу Святославичу, примыкающему к «Поучению» Владимира Мономаха, ярко выражено чувство скорби отца, потерявшего любимое чадо. В «Повести о разорении Рязани Батыем» рязанский князь Юрий Ингваревич оплакивает своего бесстрашного сына Фёдора, бросившего дерзкий вызов нечестивому иноверцу и погибшего страшной, мучительной смертью.

В качестве литературного контекста используйте произведения авторов XIX и XX веков. Вспомните стихотворение Н.А. Некрасова «Орина, мать солдатская», роман Л.Н. Толстого «Война и мир» (гибель юного Пети Ростова, трагедия его матери), «Белую гвардию» М.А. Булгакова (героическая смерть полковника Най-Турса и стойкость его матери). «Тихий Дон» М.А. Шолозова (горе Ильиничны, потерявшей старшего сына Петра в братоубийственной гражданской войне) и другие произведения. Обоснуйте приведённые примеры. Например, укажите на трагическую судьбу сына Людмилы Штурм Анатолия - героя эпопеи В.С. Гроссмана «Жизнь и судьба», который гибнет во время Великой Отечественной войны. Автор скорбно замечает: «Все люди виноваты перед матерью, потерявшей на войне сына, и тщетно пробуют оправдаться перед ней на протяжении истории человечества».

Обобщая сказанное и сопоставляя приведённые примеры со «Словом…», отметьте черты русского национального характера, сближающие матерей разных эпох. Именно они позволяют героиням отечественной словесности с достоинством пережить выпавшие на их долю страшные испытания, не озлобиться на жизнь, не сломиться под ударами судьбы.

Сражение князя Игоря с половцами. Худ. И Глазунов.

Русские богатырские былины являются неотъемлемой частью исторической памяти нашего народа. Однако в отличие от скандинавских саг, которые были записаны уже в XIII веке, русские былины на протяжении ряда столетий существовали лишь в устной форме. В результате в настоящее время мы можем только догадываться, насколько былины, записанные в середине XIX века, отличаются от былин века XI или XII. Мы не знаем, какие сведения были утрачены при пересказе, а какие, наоборот, привнесены поздними рассказчиками. Тем не менее историками был предпринят целый ряд попыток отождествления объектов былинной географии с вполне реальными. О некоторых из таких объектов и пойдет речь в данной статье.

Для былин новгородского цикла характерны вполне достоверные географические сведения. Например, маршрут Садко "в чужие страны" передается с удивительной точностью: Волхов - Ладожское озеро - Нева - Балтийское море. Даже побывав в гостях у морского царя, герой просыпается на берегу реальной реки Чернава. Василию Буслаеву в его путешествии в Иерусалим также не встречаются фантастические реки или города. Он плывет вверх по Ловати, далее спускается по Днепру к Черному морю, посещает Царьград (Константинополь), купается в реке Иордань и тем же путем возвращается обратно, погибая на хорошо знакомой Сорочинской горе. Такая добросовестность рассказчиков сближает новгородские былины со скандинавскими сагами, которые сочинялись скальдами только на основании личных впечатлений или рассказов людей, заслуживающих доверия. Видимо, тесные торговые и культурные связи с северными соседями повлияли и на новгородских сочинителей былины.

Совсем другая картина в былинах киевского цикла, слушателей которых ничуть не удивляет, например, путь из Киева в Царьград по Волге. Согласно этим былинам, река Почайна, протекающая в черте современного Киева, находится где-то у моря (знаменитая Пучай-река многих былин). Именно на ее берегах встретил Михаил Потык свою принадлежащую к чужому миру жену-чародейку, которая позже едва не погубила богатыря. Представления о Почайне как об очень далекой и опасной реке свидетельствуют о раннем времени возникновения данной былины.

Не менее известная река Смородина, на берегах которой возле Черной Грязи поселился Соловей-разбойник, является левым притоком Днепра Самарой (Снепородом). На этой реке совершил один из своих первых подвигов самый известный и любимый народом русский богатырь - Илья Муромец. Каким образом Илья, направлявшийся из Чернигова в Киев, оказался на лежащей гораздо южнее Самаре, совершенно непонятно. Видимо, поздние сказители основательно подзабыли географию тех мест, да и немудрено было - ведь после нашествия монголов западные русские княжества на долгие столетия оказались в сфере влияния Польши и Литвы.

Сказания об Илье Муромце появились, вероятно, позже других русских былин. Натиск половцев на южные земли Киевской Руси привел к оттоку населения этих мест на северо-восток, который первоначально заселялся выходцами из Новгорода. Былина помнит о периоде, когда не было прямоезжей дороги от Мурома к Чернигову, и именно Илья прокладывает этот путь. А прочищаться дороги к Киеву и Чернигову в непроходимых брынских лесах стали примерно в середине XII века. Именно на владимирского князя Всеволода возлагает особые надежды в защите Киевской Руси от половцев автор "Слова о полку Игореве", и именно отсюда, из Залесской Руси, приходит в былинах в Киев главный его защитник.
Интересно, что река Смородина встречается не только в былинах, но и в русских сказках: именно на ней находился Калинов мост, на котором сражался со Змеями Иван -крестьянский сын. Бытует мнение, что змеи русских былин - это половцы, число голов соответствует количеству племен, принимавших участие в набеге.

Известен русским сказителям и Дунай, причем, согласно былинам, возникла эта река из крови богатыря Дуная Ивановича, лишившего себя жизни после невольного убийства своей жены - Настасьи Никуличны.
Очень интересным представляется плавание по Черному морю богатыря Ивана Годиновича (былина "Иван Годинович и Кощей Бессмертный"), который таким путем попал из Киева в Чернигов. Понять данную ситуацию можно только предположив, что герой после похода на половцев возвращается на Русь кружным путем: дело в том, что в черниговские владения входила лежавшая на берегах Керченского пролива Тмутаракань, на которую опирался в своих походах знаменитый благодаря "Слову о полку Игореве" Олег "Гориславич". Возможно, спустившись по Днепру к Черному морю, киевская дружина прошла вдоль его побережья и попала в Тмутараканские владения Чернигова, где герой женился на девушке, обрученной с Кощеем Бессмертным. Кощеями же, как известно, называли на Руси половецких ханов: "Тут Игорь князь высъдъ изъ съдла злата, а в съдло кощиево". ("Слово о полку Игореве").
Путь домой из окруженной кочевниками Тмутаракани лежал через земли восточных половцев (предков Шарукана и его внука - знаменитого Кончака). Поэтому молодая пара не могла избежать встречи с прежним женихом, который в критической ситуации намекает бывшей невесте, как прогадала она, отвергнув полновластного хана и выйдя замуж за рядового дружинника киевского князя. В результате Иван Годинович был предан женой и сумел спастись лишь благодаря вмешательству сверхъестественных сил. Косвенным свидетельством в пользу этой версии служат традиционно тесные связи Черниговских и Тмутараканских князей с половцами.
С Тмутараканью, возможно, связано и место гибели богатыря Святогора. Проехав через степь, Святогор и Илья Муромец оказались у моря, где ими был найден большой белый гроб, в который, ради шутки, лег Святогор, попросив товарища накрыть его крышкой, сдвинуть которую с места Илья потом не смог. Академик Б.А.Рыбаков считает, что действие происходило на Таманском полуострове у огромного античного некрополя, в котором было много склепов с мраморными саркофагами. Один из таких саркофагов находится в Московском Историческом музее. Крышка его весит около 500 кг, поэтому неудивительно, что Илье не сразу удалось сбросить ее, за это время Святогор вполне мог умереть от недостатка воздуха.
В 1055 г. на южных рубежах Киевской Руси появились новые орды кочевников (половцев). С их приходом причерноморские степи постепенно превратились в "землю незнаемую" русских летописей. В XII веке Тмутаракань была потеряна, а Черное море перестало быть русским. В 1185 г. четыре русских князя (Игорь Новгород-Северский, его родной брат Всеволод, князь Трубчевский и Курский, сын Игоря Владимир и племянник Игоря Святослав Рыльский) отправились в знаменитый поход против половцев, целью которого был провозглашенный "поиск Тмутаракани". Знаменитая река Каяла ("Слово о полку Игореве"), на дне которой князь Игорь "потопил русское богатство", к этому походу отношения не имеет. Для русских в то время Каяла была примерно тем же, что местечко Ватерлоо для современных французов или Сталинград для немцев. Каяла - это приток Десны, река Остер. На ее берегах недалеко от Нежина в 1078 г. произошла трагическая битва при Нежатиной Ниве, в которой погибли Изяслав Киевский и соратник Олега "Гориславича" Борис. Она послужила прологом "грозных Олеговых походов", в которых на стороне князя-изгнанника сражались союзные ему половцы. Игорь Святославич, герой поэмы, являлся внуком Олега, сыном половецкой княжны, другом и будущим сватом великого хана Кончака. До обессмертившего его похода он успел довольно успешно повоевать против половцев (его дружина, например, разбила войско Кончака, когда тот в 1174 г. в первый раз пришел на Русь). Менее удачны были действия князя в союзе с половцами: в 1180 г. на реке Черторые он и Кончак, прыгнув в одну ладью, едва спаслись от воинов Рюрика Ростиславича.
Итак, дружины черниговских городов Новгорода-Северского, Курска, Путивля, Трубчевска и Рыльска и вассальные Чернигову кочевники "коуи" отправились в самый знаменитый (и один из самых неудачных) поход против половцев. Существует не менее 14 вариантов маршрута их движения. Так или иначе, доказано, что, известив соратников о желании "посмотреть синий Дон", Игорь в конце концов оказался не у Северского Донца, который в то время считали продолжением Дона, а в местности, относящейся к бассейну Днепра (т.к. взятые в плен половцы сообщили о наличии там богатых становищ). У притока Северского Донца - реки Тор - Игорь оказался уже позже, попав в плен к Кончаку, становища которого и находились в бассейне этой реки. Путь героя из плена указан авторами "Слова..." довольно расплывчато: "от Великого Дона до Малого Донца". Чтобы избежать путаницы, следует сказать, что упоминаемый здесь Малый Донец - это современная река Уда, приток Северского Донца. Далее в "Слове..." сообщается, что Игорь посетил церковь Богородицы Пирогощей в Киеве. Однако благодаря Ипатьевской летописи мы можем определить маршрут Игоря более точно: вверх по Северскому Донцу в Новгород-Северский, далее в Чернигов, оттуда - в Киев.
Другие реки, которые упоминаются в "Слове", также абсолютно реальны. Река Сула - это приток Днепра, который 200 лет служил границей между русскими землями и половцами. Сообщение автора "Слова...": "Уже Сула не течет серебряными струями для града Переяславля" - вовсе не означает, что эта река пересохла, а свидетельствует о том, что она перестала играть роль естественной преграды, защищающей Переяславль, - половцы прорвались на русскую территорию.
Описание реки Стугны, второй линии обороны Киева, безупречно с географической точки зрения и достойно того, чтобы напомнить его читателям:

"Не такова-то, говорит он, река Стугна,
Скудную струю имея,
поглотив чужие струи и потоки,
расширенная к устью,
юношу Ростислава заключила".

(Ростислав - это брат Владимира Мономаха, утонувший в 1093 г. при отступлении во время несчастного для русских дружин сражения с половцами).

Не следует удивляться, что голос жены Игоря - Ярославны, которая находилась в Путивле (это город ее сына - Владимира Игоревича), слышится на Дунае. Дунай в данном случае - это поэтическое обозначение реки вообще (конкретно - реки Сейм). Мы надеемся, что наша статья поможет учителям истории и географии в проведении интегрированных уроков, а данные, приведенные в ней, будут способствовать развитию интереса учеников к изучению этих предметов.

пос. Ферзиково,
Калужская область


ІІ тур
9 класс

Задания выполняют ученики, которые перешли в 9 класс

(также данное задание могут выполнять ученики 5-8 классов).

Работы учеников, которые перешли в 10-ый, 11-ый классы, не принимаются.

Русский язык


  1. Ударение в русском языке может выполнять разные функции. Определите функцию ударения в следующих словах.
/ / / /

Заниматься бегом – бегом домой; пахнуть духами – пахнуть ветром;

с правой стороны – в разные стороны; территориальные воды – стакан


  1. ^ Подберите образные выражения (из греческой мифологии) к следующим словосочетаниям (например, трудная задача – гордиев узел).
Нечто великолепное, коварные дары, источник бедствий, суд невежды, человек в ситуации трудного выбора.
^ 3.Из приведённого списка языков исключите те, которые не являются славянскими, и дополните список собственными примерами (не менее 2-х).

Польский, итальянский, чешский, белорусский, английский, болгарский, сербохорватский, немецкий, старославянский, венгерский, литовский.
^ 4.Обоснуйте выбор частиц не или ни.

Казак на север держит путь, казак (ни, не) хочет отдохнуть (ни, не) в чистом поле, (не, ни) в дубраве, (ни, не) при опасной переправе.

В лесу я был (ни, не) один. (Ни, не) один из экскурсантов (ни, не) опоздал к поезду).
^
Золотые ворота, построенные Ярославом Мудрым после разгрома печенегов, были названы так потому, что тяжёлые дубовые створы ворот, находившихся в высоком валу, были окованы позолоченной медью, а на своде ворот находилась небольшая церковь с золочёным куполом.

Литература


  1. Какие города и реки упоминаются в «Слове о полку Игореве…»? Назовите не менее десяти, по возможности приведите современные названия этих городов и рек.

  1. Этот музыкально-поэтический жанр зародился в Италии в ХIV в. В разное время он означал и пастушескую песню любовного содержания, и эпиграмму, и стихотворный комплимент прекрасной даме. К этому жанру обращались Петрарка и Ронсар. Что это за жанр? Кто из русских поэтов прибегал к этому жанру в своем творчестве?

  1. Напишите статью для литературоведческого словаря о ЮМОРЕ. Проиллюстрируйте ее примерами из русской литературы.

  1. В «Капитанской дочке» А.С. Пушкин изображает Пугачева благородным и, безусловно, привлекательным. В «Истории пугачевского бунта», написанной до «Капитанской дочки», поэт описывает зверские пытки, применяемые Пугачевым и его сторонниками к пленным дворянам, включая женщин и детей, и отвратительные, подлые поступки Пугачева. Марина Цветаева, завороженная этим парадоксом, попыталась его объяснить. Попробуйте объяснить и вы.

^

Управление образования и науки

Одесской областной государственной администрации

Одесский областной институт усовершенствования учителей

Задания Интернет-олимпиады-2012 по русскому языку и литературе
1 тур

10 класс

^

Задания выполняют ученики, которые перешли в 10 класс

(также данное задание могут выполнять ученики 5-9 классов).

Работы учеников, которые перешли в 11-ый класс, не принимаются.

^ Русский язык


  1. Что обозначают эти слова, имеющие в именительном падеже множественного числа различные окончания и ударения?
/ / / / / /

Меха и мехи , ордена и ордены , соболя и соболи .


  1. Подберите русские эквиваленты к следующим пословицам и дайте определение их значениям.
Как псу муха (польск.).

Жить как петух на откормке (франц.).

Когда свинья в желтых шлёпанцах вскарабкается на грушу (болг.).

Это пока ещё написано на звёздах (немец.).


  1. ^ Отредактируйте предложения, в которых присутствует нарушение лексических норм русского языка.
Заглавная роль в комедии «Ревизор», бесспорно, принадлежит Хлестакову.

Помещики присваивали львиную часть доходов крестьян.

Павка впервые познакомился с Тоней случайно.
^ 4. В употреблении форм прилагательных в речи часто допускаются ошибки. Найдите предложение, в котором допущена подобная ошибка, исправьте её.

Виктор инициативен и добросовестный лишь в тех делах, которые ему интересны.

Самые яркие впечатления у меня остались после путешествия по заповедным местам Украины.

Рокот водопада громче шума ветра.


  1. ^ Сделайте полный синтаксический разбор предложения
Она бывает хороша только в иные летние вечера, когда, возвышаясь отдельно среди низкого кустарника, приходится в упор рдеющим лучам заходящего солнца и блестит и дрожит, с корней до верхушки облитая одинаковым жёлтым багрянцем, - или когда она вся шумно струится и лепечет на синем небе, и каждый лист ее, подхваченный стремленьем, как будто хочет сорваться, слететь и умчаться вдаль (И.С. Тургенев).
Литература
1. В 1834 году в Петербурге была выставлена картина, которая произвела сильное впечатление на А.С. Пушкина. Это впечатление он выразил в стихах.

Везувий зев открыл – дым хлынул клубом – пламя

Широко развилось, как боевое знамя.

Земля волнуется – с шатнувшихся колонн

Кумиры падают! Народ, гонимый страхом,

Под каменным дождем, под воспаленным прахом,

Толпами, стар и млад, бежит из града вон.

Что это за картина? Кто ее автор? И какая существует связь между ее автором и поэтом?
2. Какие правила классицистической комедии соблюдает, а какие нарушает А.С. Грибоедов в «Горе от ума»? Каким стихотворным размером написана комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума»? Где и кем еще применялся этот размер?

3.Напишите статью для литературоведческого словаря о САТИРЕ. Проиллюстрируйте ее примерами из русской литературы.

4. А.П. Чехов писал: «Если и есть в жизни цель и смысл, то эти цель и смысл вовсе не в нашем счастии, а в чем-то более значительном и великом». Сравните эти слова с утверждением Л.Н. Толстого: «Кто счастлив, тот и прав». Чья позиция вам ближе и почему?

^

Министерство образования и науки, молодёжи и спорта Украины

Управление образования и науки

Одесской областной государственной администрации

Одесский областной институт усовершенствования учителей

Задания Интернет-олимпиады-2012 по русскому языку и литературе

1 тур

11 класс
^

Задания выполняют ученики, которые перешли в 11 класс

(также данное задание могут выполнять ученики 5-10 классов).

Русский язык


  1. Докажите, что в отрывках из стихотворений К. Бальмонта используется звукопись. С какой целью автор обращается к этому приёму?
а) Полуночной порой в болотной глуши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

б) Я вольный ветер, я вечно вею,

Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув немею,

Лелею травы, лелею нивы.

^ 2.Сравните значения выделенных слов и укажите, к какому явлению они относятся: многозначности или омонимии.

Затопить печь – затопить корабль. Серебряный подстаканник – серебряный иней. Противотанковая мина – грустная мина. Седые волосы – седые века.
^ 3. Прокомментируйте способы языковой игры в газетных заголовках. Объясните приём, на основе которого строится обыгрывание языковых единиц.

Олигарх от олигарха далеко не падает.

Одна голова – хорошо, а с мозгами – лучше.

Рубль снова не в курсе.
^ 4. Подумайте, какое двусмысленное толкование имеет каждое из следующих предложений. Исправьте эти предложения так, чтобы каждое из них имело лишь одно толкование.

Мой товарищ встречал брата с сестрой.

Я встречаю его чаще вас.

Вам нельзя говорить этого.

^ 5. Сделайте полный синтаксический разбор предложения

Ранней весной, когда скалывали по улицам и площадям кору заледенелого снега, когда между этими пластами по открывшейся мостовой неслись откуда-то взявшиеся блиставшие на солнце ручьи, когда синие тени с резкой отчётливостью вылепляли кубы домов и круглоту колонн, когда лед на Неве набухал, становился серым и, наконец, вздымался, ломался и сдвигался с места, чтобы поплыть к взморью, - петербургская весна была уже изумительна в стихийной выразительности своего пробуждения (А. Бенуа).

Литература


  1. Кто и о ком написал это стихотворение? В какой форме написано стихотворение и как называется цикл, в который оно входит?
^ В его стихах – веселая капель,

Откосы гор, блестящие слюдою,

И спетая березой молодою

Песнь солнышку. И вешних вод капель.

Прозрачен стих, как северный апрель,

То он бежит проточною водою,

То теплится студеною звездою.

В нем есть какой-то бодрый, трезвый хмель.
Уют усадеб в пору листопада.

Благая одиночества отрада.

Ружье. Собака. Серая Ока.

Душа и воздух скованы в кристалле.

Камин. Вино. Перо из мягкой стали.

По отчужденной женщине тоска.


  1. Восстановите названия, пользуясь словами, данными после задания (в словах можно менять падеж и число). Что объединяет названия каждого ряда? Прокомментируйте, расположите названия по хронологии.

  1. «Арфы», «земли», «Страшный»;

  2. «Путь», «Чужое», «Фарфоровый»;

  3. «Семь цветов», «Русские», «Зеркало».
Конкистадоры, символист, пузыри, павильон, тень, радуга, скрипка, небо, мир

3. Напишите статью для литературоведческого словаря о РЕАЛИЗМЕ. Проиллюстрируйте ее примерами из русской литературы.

4.Рассказ А.П. Чехова «Душечка» был по-разному воспринят Л.Н. Толстым и А.М. Горьким. Толстой считал, что главная героиня - это воплощение «того высшего, лучшего и наиболее приближающего человека к богу дела – дела любви, дела полного отдания себя тому, кого любишь, которое так хорошо и естественно делали, делают и будут делать хорошие женщины». По мнению Толстого, смешны все герои рассказа, «но не смешна, а свята удивительная душа Душечки» со своей способностью отдаваться всем существом своим тому, кого она любит». По-другому к героине отнесся Горький: «Вот тревожно, как серая мышь, шмыгает Душечка, - милая, кроткая женщина, которая так рабски, так много умеет любить. Ее можно ударить по щеке, и она даже застонать громко не посмеет, кроткая раба». Чье мнение вы разделяете?