Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Кирпич. Облицовка камнем. Мокрый фасад. Фасадные панели. Дизайн и декор

Баланс финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы

представляет собой прогноз формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хо-зяйствования в рамках конкретной административно-территориальной единицы страны, региона, муниципального образования. Назначением этого баланса являются обеспечение финансовыми ресурсами мероприятий, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития, формирование финансовых резервов.
Баланс финансовых ресурсов составляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и используется при составлении проекта бюджета. Показатели баланса финансовых ресурсов формируются на основе прогноза социально-экономического развития и отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год. Этот финансовый прогноз составляется на один календарный год.
Баланс финансовых ресурсов представляет собой свод всех доходов и расходов консолидированного бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, прибыли и амортизационных отчислений субъектов хозяйствования на территории конкретной административно-территориальной единицы (страны, субъекта РФ, муниципального образования). Он охватывает находящиеся в распоряжении органов власти, организаций основные источники средств, направляемых на развитие производства (капитальные вложения) и осуществление социальных программ, и не включает денежные средства населения.
С точки зрения межбюджетных отношений эти балансы позволяют на этапе макроэкономического прогноза определить целесообразность тех или иных предложений и решений, принимаемых органами государственной власти в отношении финансовой обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.
Баланс построен по методу двойной записи - доходы и расходы, содержит два раздела, отражающих потоки финансовых ре-
сурсов: I раздел - Доходы, II раздел - Расходы. Таким образом, в балансе финансовых ресурсов осуществляется сопоставление доходов с расходами: превышение расходов над доходами (доходов над расходами) определяет дефицит (профицит) финансового баланса и требует указания источников его покрытия (направлений использования). Баланс фиксирует только годовые обороты ресурсов и не предназначен для отображения величин их остатков на начало и конец года, составляется в текущих ценах.
При расчете показателей раздела I баланса финансовых ресурсов учитываются показатели отчетного баланса, прогноза социально-экономического развития, изменения налогового и бюджетного законодательства, проведение мероприятий по реструктуризации задолженности прошлых лет по платежам в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды, другие обстоятельства, которые могут повлиять на объем доходов субъектов хозяйствования и субъектов власти в прогнозируемом периоде. Кроме того, принимаются во внимание положения, связанные с проводимой государственной политикой в области межбюджетных отношений, в частности при разграничении и распределении доходов по уровням бюджетной системы, предоставлении финансовой помощи бюджетам других уровней.
Доходы баланса финансовых ресурсов, исчисленные на душу населения, определяют финансовую обеспеченность субъекта РФ, муниципального образования, которая может служить индикатором для оценки реальной потребности в дополнительных финансовых ресурсах, направляемых соответственно из федерального или регионального бюджета.
В разделе II баланса финансовых ресурсов отражаются расходы, прогноз которых осуществляется исходя из проектных расчетов доходных статей баланса с учетом необходимости снижения дефицита финансовых ресурсов. В расходной части баланса отражаются расходы, осуществляемые на территориях административно-территориальных единиц из всех финансовых источников. Структура бюджетных показателей расходов определяется в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Федеральным законом «О бюджетной классификации Российской Федерации». При определении объема и направлений расходов принимается во внимание порядок, закрепляющий определенные обязательства (полномочия) за конкретным уровнем государственной власти или
местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством.
В базовых показателях для расчета расходов принимается ожидаемая оценка на соответствующий период, учитываются прогнозные показатели возможной инфляции и индексация заработной платы и материальных затрат.
Баланс финансовых ресурсов на федеральном уровне составляется в форме сводного финансового баланса. Его основные показатели рассчитываются с учетом необходимости реализации основных положений ежегодного Бюджетного послания Президента РФ. Состав статей сводного финансового баланса РФ приведен в табл. 4.2.
Таблица 4.2
Схема сводного финансового баланса Российской Федерации Доходы Расходы Прибыль
Амортизация
Налоговые доходы
Единый социальный налог
Неналоговые доходы
Средства целевых бюджетных фондов
Безвозмездные перечисления
Средства государственных внебюджетных фондов
Итого доходов
Превышение доходов над расходами Средства, остающиеся в распоряжении организаций
Затраты на государственные ин-вестиции
Фундаментальные исследования и содействие НТП
Расходы на социально-культурные мероприятия
Расходы на национальную обо-рону
Расходы на проведение военной реформы
Расходы на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства
Расходы на судебную власть
Расходы на содержание органов государственной власти и местное самоуправление
Расходы по международной дея-тельности
Обслуживание государственного и муниципального долга
Финансовая помощь бюджетам других уровней
Целевые бюджетные фонды
Прочие расходы
Всего расходов
Составление баланса финансовых ресурсов можно считать подготовительным этапом к адресному финансовому планированию, т.е. составлению проекта бюджета. Сбалансированность ба-ланса служит гарантией того, что в процессе бюджетного планирования будет обеспечена сбалансированность бюджета.
Субъекты хозяйствования самостоятельно решают вопрос о целесообразности составления финансовых прогнозов. В частности, некоммерческие организации их, как правило, не составляют, а коммерческие организации разрабатывают по форме, аналогичной форме их финансового плана. Такой подход позволяет обеспечить преемственность финансового планирования и финансового прогнозирования. Кроме того, коммерческие орга-низации могут составлять прогноз прибыли и убытков, прогноз движения денежных средств, прогноз активов и пассивов.
Можно сделать вывод, что финансовое прогнозирование, с одной стороны, предшествует финансовому планированию, а с другой - является его составной частью, так как разработка финансовых планов производится на основе показателей финансовых прогнозов.

Важная роль в проведении финансовой политики принадлежит разработке и реализации финансовых планов. Они принимаются на разных уровнях: общегосударственном, республиканском, местном, предприятиями и учреждениями и другими субъектами финансовой деятельности. С помощью финансовых планов осуществляется прогнозирование финансового развития объекта. Принятые и утверждены планы рассматриваются как руководящие документы, являющиеся основанием для проведения финансового планирования региона.

Сочетание законов рыночной экономики с элементами планирования в сфере управления финансовыми ресурсами региона должно иметь гармоничный характер, базироваться на комплексном подходе с учетом интересов его социально-экономического развития. Устойчивое развитие производственной системы региона и достижения определенных целей и показателей в условиях рыночной экономики может быть обеспечен посредством планирования объемов и источников происхождения, а также движения финансовых ресурсов. Однако следует помнить, что планирование финансовых ресурсов в условиях командно-административной экономики и планирования движения финансовых ресурсов в управляемой рыночной экономике не являются тождественными понятиями.

Так, в командно-административной экономике процесс планирования объемов финансовых ресурсов фактически представлял собой планирования бюджета региона. С другой стороны, аналогичное планирования в рыночной экономике направлены на формирование финансового потенциала региона с целью создания сбалансированной структуры производственного потенциала, повышение общей эффективности региональной экономики и решения актуальных социальных вопросов.

Финансовый план региона - это задача по формированию, распределению и использованию финансовых ресурсов, принятое на определенный период с целью обеспечения социально-экономического развития региона.

В финансовом плане содержатся задачи по определению объемов и источников доходов, направления их распределения, структуры затрат, объемов и источников инвестиционной политики, формирования и использования резервных фондов и др. Финансовый план разрабатывается в форме баланса доходов и расходов и имеет несколько разделов: поступление средств и структура доходов; расходы и отчисления финансовых ресурсов, финансовые результаты (сальдо доходов и расходов).

Финансовое планирование - это деятельность субъектов по разработке проектов формирования, распределения и использования финансовых ресурсов с целью решения поставленных задач. К основных составных частей финансового планирования относятся: определение источников и объемов мобилизации финансовых ресурсов с целью обеспечения планируемой деятельности; разработка вариантов распределения привлеченных средств по различным направлениям; введение рационального и эффективного использования полученных ресурсов. Как правило, финансовые планы сопровождаются разработкой системы управления с целью мобилизации, распределения и использования ресурсов, а также проведения контроля за реализацией планов.

В процессе проведения финансового планирования используются различные методы. К основным из них относятся: нормативный метод, балансовый метод, аналитический метод, метод прогнозирования. Балансовый метод позволяет учесть соотношение между активами и источниками их образования. Нормативный метод позволяет рассчитать планы на основе учета утвержденных норм и нормативов. Методы факторного анализа используются в процессе определения влияния определенных факторов на возможное развитие объекта. В основе разработки финансовых планов - использование прогнозирования, определения возможных вариантов будущих событий путем проведения расчетов возможных моделей развития.

Финансовое планирование проводится в разных формах. К основным из них относятся: стратегическое планирование, текущее планирование, оперативное планирование.

Баланс финансовых ресурсов и затрат региона - это план поступления финансовых ресурсов и их использования во всех секторах экономики региона. В нем отражается система показателей по источникам образования, объемов, направлений распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов региона. Он составляется с целью разработки прогнозов экономического и социального развития, является основой разработки многих планов и программ регионального развития. К ним, в частности, относятся: бюджет региона, баланс денежных доходов и расходов населения и др.

Баланс финансовых ресурсов и расходов составляется на общегосударственном и региональном уровнях. Для примера рассмотрим структуру баланса финансовых ресурсов и расходов области. В первом разделе баланса отражаются финансовые ресурсы, созданные в области и поступления средств в область от других субъектов. В частности, сюда включаются доходы бюджетов области, финансовые ресурсы хозяйственных структур, средства централизованных и децентрализованных государственных целевых фондов, кредитные ресурсы коммерческих банков, а также средства, привлекаемые на условиях займа. Второй раздел баланса отражает расходы, осуществляемые различными субъектами финансовой деятельности: местными бюджетами, Государственным бюджетом, субъектами предпринимательства, государственными целевыми фондами и др.

Структура баланса финансовых ресурсов и затрат региона включает следующие разделы:

1.1. Прибыль.

1.2. Налоги, сборы, обязательные отчисления юридических и физических лиц в Государственный бюджет и государственные целевые фонды.

1.3. Амортизационные отчисления.

1.4. Долгосрочные вклады населения.

1.5. Иностранные кредиты и поступления.

1.6. Поступление средств из Государственного бюджета.

1.7. Прочие доходы.

2. Расходы

2.1. Расходы на развитие экономики (капитальные вложения за счет всех источников финансирования).

2.2. Государственные дотации и выплаты разницы в ценах.

2.3. Расходы на социальные гарантии населению.

2.4. Расходы на социально-культурные мероприятия.

2.5. Пенсии и оказания помощи.

2.6. Расходы на управление.

2.7. Расходы за счет государственных целевых фондов.

2.8. Расходы хозяйственных структур на социальные мероприятия.

2.9. Другие расходы хозяйственных структур.

2.10. Другие расходы бюджета.

2.11. Передача средств в Государственный бюджет. Баланс.

К расходам на развитие экономики относятся капитальные вложения, осуществляемые за счет всех источников финансирования. Такие расходы, в частности, включают капитальные вложения субъектов хозяйствования, расходы развития бюджета области, Государственного бюджета, государственных целевых фондов; капитальные вложения хозяйственных структур, долгосрочные расходы, осуществляемые за счет банковских кредитов. Государственные дотации и выплаты разницы в ценах - это ассигнования из местного бюджета на выплату разницы в ценах на газ, твердое топливо (при реализации их населению), жилищно-эксплуатационным организациям и коммунальному хозяйству, общественному транспорту, школьным столовым, медицинским учреждениям и др.

Расходы на социальные гарантии населению включают финансирование (из местного бюджета) выплат помощи на детей в возрасте до 16 лет; гражданам с минимальными доходами, жилищных субсидий (по оплате электроэнергии, газа, твердого топлива и жилищно-коммунальных услуг), переселенцам, одиноким матерям, инвалидам, ветеранам и др. Выделение средств из местного бюджета на содержание детских дошкольных мероприятий, школ, расходы на развитие культуры, подготовку и переподготовку кадров, здравоохранение, физкультуру и др. - Это расходы на социально-культурные мероприятия.

Пенсии и пособия включают расходы, финансируемые из Пенсионного фонда Украины и Фонда социального страхования, а также из местных бюджетов. Пособие выплачивается пенсионерам, временно нетрудоспособным и другим категориям населения. К расходам хозяйственных структур на социальные мероприятия относятся расходы на материальное поощрение, улучшение жилищных условий работников, на организацию отдыха и лечения. Такие расходы финансируются за счет прибыли предприятий и учреждений. Другие расходы хозяйственных структур - это расходы на создание резервных фондов, на благотворительные мероприятия и др. К прочим расходам бюджета относится финансирование гражданской обороны, создание резервных фондов, охране окружающей среды, передача средств в бюджеты нижестоящих уровней и др.

Таким образом, показатели баланса финансовых ресурсов и расходов области охватывают все финансовые ресурсы, которые формируются, распределяются, перераспределяются и используются на территории региона в течение определенного периода. Общая сумма поступлений должна равняться общей сумме расходов. При этом, часть доходов, полученных в регионе перечисляется за его пределы: налоги и отчисления в Государственный бюджет, в государственные целевые фонды и др. С другой стороны, определенная сумма поступлений обеспечивается перечислением из источников за пределами области: из Государственного бюджета, кредитных ресурсов из других регионов и поступлений от иностранных государств и др.

Баланс финансовых ресурсов и расходов области является основой для разработки программ социально-экономического развития региона, подготовки и принятия местных бюджетов, целевых программ и других мероприятий регионального значения. Сам по себе баланс выступает как финансовый план. Вместе с тем, он не является непосредственным обязательной задачей местным органам власти. Но поскольку на его основе формируются более императивные финансовые планы, баланс играет важную роль в проведении финансовой политики в регионе.

В. Столяров утверждает, что пока мы не научимся делать балансы финансовых ресурсов, начиная с региона и заканчивая государством, никакой согласованности региональных и общегосударственных воспроизводственных процессов не будет. Ученый приходит к выводу, что в условиях рыночной экономики должны действовать механизмы государственного контроля и управления, которые могут самостоятельно функционировать под контролем органов местного самоуправления на уровне региона с учетом общегосударственной финансовой политики.

С целью обеспечения реализации экономических и социальных программ развития, установление оптимальных направлений их распределения и использования в Украине разрабатывается баланс финансовых ресурсов. Его разработка осуществляется Министерством экономики Украины, Министерством финансов и Госкомстатом Украины во исполнение постановления Кабинета Министров Украины №471 от 28.06 95 и в соответствии с требованиями методологических указаний по его составлению, утвержденных совместным приказом указанных ведомств ОТ 18 апреля 1996 №49 / 76/117 .

В нормативных документах баланс финансовых ресурсов определяется как комплексный прогнозный расчет, в котором отображается объем создаваемых финансовых ресурсов и их использования во всех секторах экономики государства. Он является базой для принятия управленческих решений по вопросам эффективности использования всех видов финансовых ресурсов, привлечения дополнительных инвестиционных источников, служит информационной и аналитической основой для разработки и обоснования финансовой политики государства.

Баланс финансовых ресурсов составляется по установленной форме и включает в себя следующие основные разделы:

По доходам:

1. Ресурсы бюджетов.

2. Долгосрочные кредитные ресурсы на развитие народного хозяйства.

3. Ресурсы предприятий и организаций.

4. Ресурсы внебюджетных фондов, не направляются в государственный бюджет.

5. Средства иностранных инвесторов на развитие народного хозяйства

6. Другие источники, направляемых на покрытие дефицита бюджета (кредиты Национального банка, выпуск ценных бумаг, финансовая помощь международных финансовых организаций и т.д.).

По расходам:

1. Расходы бюджетов.

2. Расходы на реализацию национальных программ развития народного хозяйства за счет долгосрочных кредитов.

3. Расходы предприятий и организаций за счет собственных ресурсов.

4. Расходы внебюджетных фондов (без бюджетных средств). Показатели баланса рассчитываются в тесной взаимосвязи с показателями валового внутреннего продукта, национального дохода, фонда оплаты труда, прогнозных индексов изменения цен, фондов накопления и потребления. В отдельных случаях показатели баланса определяются на основании экспертных оценок.

При составлении балансов финансовых ресурсов как составных частей программ социально-экономического развития регионов, Министерством экономики Украины рекомендуемая форма баланса (табл. 3.1.), Которая одновременно определяет состав ресурсов.

Полное представление о финансовых ресурсах, которые аккумулируются на территории, дает анализ сводного финансового баланса региона. Такой баланс содержит информацию о поступлении, формирование, перераспределение и использование в регионе всех финансовых ресурсов как из централизованных, так и из децентрализованных источников, а также перечисления их за пределы региона.

Финансовый баланс дает необходимую информацию о финансовом потенциале региона. Такая информация нужна для разработки мероприятий по повышению эффективности использования финансов.

Таблица 3.1. Баланс финансовых ресурсов региона (пример) (млн. Грн.)

Информационной базой для составления сводного финансового баланса данные территориальных финансовых, кредитных, статистических органов, функциональных подразделений местных органов управления, экономические нормативы и лимиты по основным показателям развития региона, показатели прогнозов социально-экономического развития региона, данные местного бюджета, балансов доходов и расходов всех предприятий и организаций, расположенных на территории, баланс денежных доходов и расходов населения.

Баланс финансовых ресурсов представляет собой совокупность всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.

Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проектов бюджета.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ. Он позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы, определить источники финансирования мероприятий, определенных в прогнозе экономического и социального развития государства; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов, произвести прогнозные финансовые расчеты и скорректировать направления финансовой политики.

Примерная структура баланса финансовых ресурсов

Доходы, тыс.руб Расходы, тыс.руб
1. Прибыль 1. Расходы предприятий, остающиеся в их распоряжении 562,5
2. Амортизационные отчисления 2. Затраты на инвестиции 47,2
3. Налоговые доходы 597,3 3. Дотации, субсидии 25,3
4. Неналоговые доходы 32,2 4. Расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджет-ных фондов 518,1
5. Отчисления во внебюджетные фонды 253,4 5. Расходы на научно-исследовательские работы 11,5
6. Средства бюджетных целевых фондов 6. Расходы на счет других целевых фондов
Итого доходов 1597,9 7. Расходы на оборону 101,8
8. Расходы на содержание право- охранительных органов
9. Расходы на содержание органов власти и управления
10. Расходы на внешнеэкономическую деятельность 1,6
11. Обслуживание госдолга 142,9
12. Прочие расходы 133,2
Итого расходов 1742,2
Превышение расходов над доходами – 144,3

Таким образом, финансовые ресурсы страны складываются из трех источников:

1) средства, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;

2) средства внебюджетных фондов, прежде всего внебюджетных социальных фондов;

3) ресурсы, используемые самими предприятиями (прибыль предприятий и амортизация).



Финансовые ресурсы используются для финансирования расходов, осуществляемых из бюджетной системы, внебюджетных фондов и собственных средств предприятий.

Составной частью баланса финансовых ресурсов является баланс денежных доходов и расходов населения. В балансе денежных доходов и расходов населения отражается движение денежных ресурсов населения в наличной и безналичной формах.

Денежные доходы населения формируются из трех источников:

Заработная плата и надбавки к заработной плате, премии, средства на командировочные расходы, выплаты социального характера, осуществляемые работодателем наемным работникам;

Доходы от предпринимательской деятельности, участия в прибылях предприятий, операции с личным имуществом и доходы от кредитно-финансовых операций;

Социальные трансферты (государственные пенсии, пособия, стипендии и т.п.).

Расходы подразделяются на:

а) потребительские расходы;

б) налоги, другие обязательные платежи и добровольные взносы;

в) денежные накопления и сбережения.

Баланс денежных доходов и расходов населения используется для планирования наличного денежного оборота, розничного товарооборота, налоговых поступлений, кредитных ресурсов. Он составляется как на федеральном, так и на региональном уровне. На федеральном уровне он разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ и других финансовых органов.


Баланс финансовых ресурсов представляет собой баланс всех доходов и расходов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории. Баланс финансовых ресурсов составляется на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития соответствующей территории и является основой для составления проекта бюджета.

Комментируя данную статью, следует затронуть само значение слова "баланс". Этот термин имеет два значения:
1) количественное соотношение, состоящее из двух частей, которые должны быть равны друг другу, так как представляют собой поступление и расходование одного и того же количества денег или товара;
2) документ, отражающий финансовый отчет, разработанный с использованием укрупненных показателей, в котором сумма поступлений соответствует сумме расходов. Под финансовыми ресурсами понимаются источники формирования денежных фондов.
Из этого можно сделать вывод, что баланс финансовых ресурсов - это соотношение всех доходов и расходов РФ, ее субъектов, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории.
В основе баланса финансовых ресурсов лежат:
1) отчетный баланс финансовых ресурсов за предыдущий год;
2) прогноз социально-экономического развития соответствующей территории.
Основой для составления проекта бюджета является разработка перспективного финансового плана финансовых ресурсов.

Финансовая система - форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределениюсовокупного общественного продукта.

Процесс распределения и перераспределения стоимости совокупного общественного продукта представляет собой финансовый механизм, который включает в себя систему организации, регулирования и планирования финансов, способов формирования и использования финансовых ресурсов у хозяйствующих субъектов, наёмных работников, государства и органов местного самоуправления.

В процессе распределения стоимости совокупного общественного продукта у субъектов экономических отношений (государства, хозяйствующих субъектов, наёмных работников и органов местного самоуправления) накапливаются различные фонды денежных доходов.

В зависимости от методов формирования доходов экономических субъектов финансовую систему принято разделять на две сферы:

· централизованные или публичные финансы;

· децентрализованные финансы.

Финансовая система также подразделяется на четыре подсистемы:

1. Финансы хозяйствующих субъектов (предприятий и организаций различных форм собственности и сфер деятельности)

2. Финансы домашних хозяйств

3. Государственные финансы

4. Муниципальные финансы

Первые две подсистемы относятся к сфере обслуживания децентрализованных финансов, а вторые две - к сфере централизованных (публичных) финансов.

Система финансов. Отличие системы финансов от финансовой системы

Система финансов – это совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, направленных на эффективное формирование государством денежных фондов и на их эффективное использование.

Система финансов включает три звена : общегосударственные финансы, местные финансы, финансы государственных предприятий и организаций.

Общегосударственные финансы - важнейшее звено системы финансов, состоящее из:

государственного бюджета - главного централизованного фонда страны. Посредством государственного бюджета государство мобилизует и перераспределяет значительную часть финансовых ресурсов страны. Здесь сконцентрированы все основные (крупнейшие) источники доходов и расходов государства.
государственного кредита , как источника финансирования дефицита госбюджета .
государственных внебюджетных фондов .

Местные финансы – состоят из местных бюджетов, местных внебюджетных фондов и системы местных займов.

Финансы предприятий - третье звено системы финансов. Сюда попадают только предприятия государственной и муниципальной форм собственности так, как только здесь проявляются все признаки и функции финансов.

Выше перечисленные звенья системы финансов играют различную роль (значимость) в общественном воспроизводстве и экономической системе в целом.

Финансовая система – это совокупность конкретных финансовых органов и институтов , призванных на практике осуществлять реализацию государственной финансовой политики. В финансовую систему России входят Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба казначейства, Федеральная налоговая служба и др.

Финансовые органы от лица государства осуществляют управление финансами - целенаправленно воздействуют на финансовые отношения. Стратегическое управление финансами традиционно осуществляют высшие органы власти и управления - аппарат (администрация) Президента, парламент, правительство страны. Текущее управление финансами осуществляет финансовый аппарат государства - Министерство финансов, местные финансовые органы и др.

Дотация - безвозмездная финансовая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему;
субвенция - безвозмездная целевая помощь вышестоящего бюджета нижестоящему, осуществляемая под контролем вышестоящего бюджета;
субсидия – долевое участие вышестоящего бюджета в финансировании расходов нижестоящего;
бюджетная ссуда – финансовая помощь одного бюджета другому на условиях возвратности, срочности, платности.

Мировой финансовый рынок - это совокупность национальных и международных рынков, обеспечивающих направление, аккумуляцию и перераспределение денежных капиталов между субъектами рынка посредством финансовых учреждений с целью достижения нормального соотношения между предложением и спросом на капитал.

Денежный сектор, в состав которого входят финансовый и кредитный, представляет собой специфический рынок с его оборотами и доходами. Мировой финансовый рынококазывает обществу финансовые услуги , снабжая его в нужный момент и в нужном месте деньгами. Другими словами, специфическим товаром на финансовом рынке выступают деньги. В качестве товара деньги обращаются в таких секторах мирового финансового рынка, как кредитный, рынок ценных бумаг, валютный, страховой и т. д. (рис. 23).

Мировой финансовый рынок по своей экономической сущности представляет собой систему определенных отношений и своеобразный механизм сбора и перераспределения на конкурентной основе финансовых ресурсов между странами, регионами, отраслями и институциональными единицами.

Финансовый рынок состоит из ряда секторов : инвестиционного, кредитного, фондового, страхового, валютного.

Рис. 23. Структура финансового рынка:

§ Кредитный рынок

§ Валютный рынок

§ Рынок ценных бумаг (фондовый рынок)

§ Страховой рынок

§ Рынок инвестиций

На финансовом рынке объектом купли-продажи выступают финансовые ресурсы. Однако имеется принципиальное различие сделок в различных секторах финансового рынка. Если на кредитном рынке деньги продаются как таковые, т. е. они сами являются объектом сделок, то на фондовом рынке, например, продаются права на получение денежных доходов, уже созданных или будущих.

Финансовый рынок - это не только средство перераспределения денежных ресурсов в экономике (на условиях платности), но и индикатор всего состояния экономики в целом. Суть финансового рынка заключается не просто в перераспределении финансовых ресурсов, но прежде всего в определении направлений этого перераспределения. Именно на финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Структура такого финансового рынка может быть представлена следующим образом:

Рис. 1. Рынок ценных бумаг. Финансовые рынки

§ Рынок денег - рынок краткосрочных финансовых инструментов (долговых обязательств) со сроком обращения до 1 года.

§ Рынок капиталов - рынок среднесрочных (от 1 до 3-5 лет) и долгосрочных активов - акций, облигаций (со сроком погашения более года) и ссуд (со сроком погашения более года).

§ Кредитный рынок - рынок краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд. На практике между ними нет четкой границы.

На мировом финансовом рынке определяются наиболее эффективные сферы приложения денежных ресурсов.

Функционирование финансового рынка тесно связано с определением процентных ставок , т. е. цены товара «деньги», проданного в форме кредита. Формирование системы процентных ставок - одна из важнейших функций финансового рынка, она оказывает влияние на уровень эффективности всей экономики.

Функции мирового финансового рынка:

§ перераспределение и перелив капитала;

§ экономия издержек обращения;

§ ускорение концентрации и централизации капитала;

§ межвременная торговля, снижающая издержки экономических циклов;

§ содействие процессу непрерывного воспроизводства.

Управление финансами - целенаправленное формирование процесса перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них , деятельность по привлечению и эффективности использования финансовых ресурсов.

Управление финансами с точки зрения общей теории управления включает основные составляющие: объекты управления, субъекты управления, формы и методы управленческой деятельности .

Объекты управления[править | править вики-текст]

В качестве объектов управления финансами выступают различные виды финансовых отношений, которые могут возникать на разных уровнях финансовой системы :

· Государственные финансы

· Муниципальные финансы

· Финансы хозяйствующих субъектов

· Финансы домашних хозяйств

Субъекты управления[править | править вики-текст]

В качестве субъектов управления выступают специальные службы, органы, подразделения различных объектов управления, называемые финансовым аппаратом .

На общегосударственном уровне аппарат управления финансами включает органы законодательной и исполнительной власти. В Российской Федерации к ним относятся Федеральное собрание, Президент РФ, Правительство РФ, соответствующие органы федеральной исполнительной власти (Министерство финансов, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовым рынкам, федеральная таможенная служба и другие).

На уровне субъектов государства и муниципальном уровне аппарат управления финансами включает соответствующие органы представительной (например, законодательное собрание субъекта) и исполнительной власти.

На уровне хозяйствующих субъектов аппарат управления финансами определяются его организационно-правовой формой и учредительными документами.

На уровне домашних хозяйств субъектами управления являются сами домохозяйства.

Методы управления[править | править вики-текст]

Всю совокупность методов управления финансами можно разделить на две группы: административные и косвенные (экономические).

Финансовое планирование - выбор целей по реальности их достижения с имеющимися финансовыми ресурсами в зависимости от внешних условий и согласование будущих финансовых потоков, выражается в составлении и контроле над выполнением планов формирования доходов и расходов, учитывающих текущее финансовое состояние, выраженные в денежном эквиваленте цели и средства их достижения.

Финансовое планирование человек может выполнить для себя самостоятельно или обратиться к финансовому консультанту (советнику). В США и Европе существуют ассоциации финансовых советников, а также различные программы сертификации.

Иногда услугу по простому финансовому планированию выполняют банки для своих клиентов. Ситибанк стал первым банком в России [источник не указан 739 дней ] , который с 2004 года начал использовать финансовое планирование. Основной целью было недопущение продажи рискованных продуктов консервативным клиентам. В 2012 Сбербанк России подключил к Интернет-банку собственную автоматизированную программу финансового планирования.

Сводный финансовый план на определённый период называется бюджет. Для выполнения определённых проектов могут использоваться сметы или бизнес-планы.

В рыночной экономике финансовое планирование собственной деятельности может осуществляться отдельным индивидом, семьёй, организацией, целым государством или их объединением, на предприятиях является неотъемлемой частьюфинансового менеджмента. Бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках и отчёт о движении наличности не являются формами финансового планирования, так как в них отражаются данные из первичных документов по уже осуществлённой деятельности предприятия.

Задача стратегического финансового планирования заключается в создании и поддержании равновесия между целями, финансовыми возможностями и внешними условиями, для чего производится прогнозирование финансовой деятельности на длительный период. В плановой экономике финансово-хозяйственное планирование деятельности крупных экономических субъектов осуществляется государством, которое распределяет финансовые ресурсы между направлениями и отраслямисогласно долгосрочным целям и задачам государства.

Методы финансового планирования[править | править вики-текст]

· Автоматический. Этот метод является примитивным методом и, как правило, используется при нехватке времени;

· Статистический. Складываются расходы за предыдущие годы и делятся на количество предыдущих лет;

· Нулевой базы. Все позиции должны рассчитываться с самого начала. Метод учитывает реальные потребности и увязывает их с возможностями.

Обычно при обобщённом финансовом прогнозировании в рыночной экономике учитываются:

· инвестиционно-кредитные возможности;

· уже имеющийся опыт финансово-хозяйственной деятельности;

· известные заранее с большой степенью вероятности будущие входящие и исходящие финансовые потоки, характерные для определённых задач.

Принципы планирования[править | править вики-текст]

Процесс планирования должен осуществляться при использовании таких принципов как:

· гибкость(постоянная адаптация к изменениям среды функционирования предприятия, для чего необходима корректировка плана при различных изменениях внешней и внутренней среды)

· непрерывность

· коммуникативность

· участие

· адекватность

· комплексность

· многовариантность

· итеративность(неоднократная увязка уже составленных разделов плана(итерации), что обусловливает творческий характер процесса планирования)

Виды планирования[править | править вики-текст]

· стратегическое

· долгосрочное

· краткосрочное

· текущее

Основой финансового планирования является финансовое прогнозирование, т. е. оценка возможных финансовых последствий принимаемых решений и внешних факторов, влияющих на результаты деятельности компании. Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью - расчет потребностей в дополнительном финансировании.

Главная задача финансового прогнозирования состоит в определении дополнительных потребностей финансирования, которые появляются вследствие увеличения объемов реализации товаров или предоставления услуг.


| 2 | | | |

Основным инструментом анализа движения всех создаваемых и располагаемых в регионе финансовых ресурсов служит сводный финансовый баланс, в котором отражается совокупность финансовых ресурсов, созданных и использованных на территории.

Сводный финансовый баланс предполагает сведение воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов предприятий и организаций, территориального бюджета, баланса денежных расходов и доходов населения и др., отражающих отдельные стороны распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории.

Основной задачей территориального сводного финансового баланса является определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулируемых и перераспределяемых через бюджетную систему, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий и организаций).

Сводный финансовый баланс строится на основе упоминаемого выше расширительного подхода к определению финансовых ресурсов региона, поэтому в балансе должны отражаться не только созданные в регионе финансовые ресурсы, но и ресурсы, созданные за пределами региона, и поступившие в данный регион по каналам распределения и перераспределения. Следовательно, в сводный финансовый баланс территории включаются финансы субъектов хозяйствования в регионе, средства бюджета и внебюджетных фондов, внешние поступления финансовых ресурсов и перечисления в федеральную систему.

Денежные средства населения, как правило, в балансе не отражаются, за исключением небольшой их части, изымаемой в виде подоходного налога, госпошлин, сборов. Однако их движение отражается в балансе доходов и расходов населения, которые вместе с созданными на территории финансовыми ресурсами характеризуют образованные финансовые ресурсы. Величина образованных финансовых ресурсов определяет все финансовые ресурсы, которыми располагает регион и которые могут быть использованы непосредственно на его территории.

Укрупненные статьи доходов и расходов финансового баланса на уровне субъектов Федерации могут быть представлены следующим образом.

Таблица 1. - Финансовый баланс региона

Источники доходов

Направления расходов

Доходы территории

Расходы на территории

1. Валовая прибыль

1. Расходы бюджета на территории

2. Косвенные налоги

2. Расходы из прибыли и за счет амортизации

3. Ресурсные платежи

3. Расходы по программам за счет централизованных средств

4. Прочие налоги и сборы

4. Расходы целевых фондов

5. Подоходный налог с физических лиц

5. Прочие расходы

6. Отчисления в целевые социальные фонды

Передано в федеральную финансовую систему

7. Отчисления в целевые экономические фонды

6. Отчисления в федеральный бюджет

8. Доходы от приватизации и владения собственностью

7. Отчисления в централизованные целевые фонды

9. Доходы от внешнеэкономической деятельности

10. Прочие доходы

Привлеченные средства

11. Долгосрочные кредиты банков в экономику

12. Поступления из федеральной финансовой системы

13. Иностранные инвестиции

В доходной части финансового баланса отражаются собственные доходы региона: прибыль, амортизационные отчисления, подоходный налог с физических лиц, косвенные налоги, ресурсные платежи, отчисления в социальные внебюджетные фонды, прочие доходы; а также привлеченные в регион финнасовые ресурсы: субсидиии федерального бюджета и централизованных фондов, долгосрочные кредиты банков, внешние частные инвестиции, в том числе иностранные.

В расходной части баланса отражаются две группы расходов: расходы на территории и отчисления в в федеральную финансовую систему. Расходы на территории включают: затраты на капитальные вложения из централизованных источников, расходы на народное хозяйство, расходы предприятий за счет прибыли и амортизации, расходы на социально-культурные мероприятия из бюджета и внебюджетных фондов, расходы на содержание органов государственного управления и правопорядка и прочие расходы. Отчисления в федеральную резервную систему включают в себя отчисления в федеральный бюджет и отчисления в федеральную финансовую систему.

В отличии от бюджета, являющегося законодательным документом, региональный финансовый баланс служит аналитическим инструментом, составление которого позволяет:

сопоставить потребности территории и реальные возможности для их покрытия;

определить финансовую обеспеченность конкретной территории;

представить вклад территории в государственные ресурсы и вклад государственных ресурсов в развитие регионов;

выявить потенциал местного бюджета и внебюджетных фондов;

отслеживать процесс формирования, аккумулирования, распределения финансовых ресурсов, фиксируя узкие места.

Кроме того, баланс позволяет установить сумму финансовых ресурсов, оставляемых в распоряжении предприятий и организаций, направляемых в местный и вышестоящий бюджеты, а также средства, мобилизуемые из внешних для территории источников и в первую очередь из федерального бюджета.

Информационной базой составления финансового баланса являются статистические данные отчетов предприятий и организаций по итогам финансовой деятельности, отчеты по использованию местных бюджетов, данных налоговых инспекций, отчеты по формированию и использованию внебюджетных фондов, данные таможенных управлений и другая информация.